Суставные поверхности сочленяющихся костей. Суставы человека

1125 0

Безупречность скольжения для бездумности движений

Когда видишь в «Минуте славы» очередную «женщину-змею», свивающую свое тело едва ли не в косички, понимаешь, что стандартное для остальных людей строение суставов и костей – это не про нее. О каких плотных тканях может идти речь – здесь их просто нет!

Тем не менее, даже у нее твердые ткани имеют место быть – множество суставов, костей, а также структур для их соединений, согласно классификации делящиеся на несколько категорий.

Классификация костей

Различают несколько видов костей в зависимости от их формы.

Кости трубчатой формы имеющие костномозговую полость внутри и образованные из компактной и губчатой субстанций, выполняющие опорную, защитную и двигательную роли. Подразделяются на:

  • длинные (кости плеч, предплечий, бёдер, голеней), имеющие биэпифизарный характер окостенения;
  • короткие (кости обеих запястей, плюсен, пальцевых фаланг) с моноэпифизарным типом окостенения.

Кости губчатой структуры, с преобладанием в массе губчатой субстанции с малой толщиной кроющего слоя субстанции компактной. Также делятся на:

  • длинные (включая рёберные и грудинную);
  • короткие (кости позвонковые, запястные, предплюсневые).

К этой же категории принадлежат костные образования сесамовидные, размещённые близ суставов, участвующие в их укреплении и способствующие их деятельности, со скелетом близкой связи не имеющие.

Кости плоской формы, включающие категории:

  • плоские черепные (лобная и теменные), выполняющие роль защиты и образованные из двух наружных пластин компактной субстанции с расположенным между ними слоем субстанции губчатой, имеющие соединительнотканный генез;
  • плоские кости обоих поясов конечностей (лопаточные и тазовые) с преобладанием в структуре губчатой субстанции, выполняющие роль опоры и защиты, с генезом из хрящевой ткани.

Кости смешанного (эндесмального и эндохондрального) генеза с различными строением и задачами:

  • образующие основание черепа;
  • ключичные.

Только кости не живут сами по себе – они соединены меж собой суставами самыми хитроумными способами: по две, по три, под разными углами, с разной степенью скольжения друг по другу. Благодаря чему нашему телу обеспечена невероятная свобода статических и динамических поз.

Синартрозы VS диартрозы

Но не всякие костные соединения следует считать диартрозами.

Согласно классификации соединений костей к таковым не относятся следующие виды сочленения:

  • непрерывные (именуемые также сращениями, или синартрозами);
  • полуподвижные.

Первая градация это:

  • синостозы — сращения границ костей между собой до полной неподвижности, зигзагообразные «молнии» швов в своде черепа;
  • синхондрозы — сращивание посредством хрящевой прослойки, например, межпозвоночного диска;
  • синдесмозы — прочное «сшивание» соединительнотканной структурой, межкостной крестцово-подвздошной связкой, например;
  • синсаркозы — при соединении костей с помощью мышечной прослойки.

Сухожильные мембраны, натянутые между парными образованиями предплечий и голеней, мертво держащие их друг возле друга, суставами также не являются.

Равно как и соединения полуподвижные (гемиартрозы) в лице лобкового симфиза с небольшой (неполноценной) полостью-щелью в толще фиброзно-хрящевого шва, либо в виде крестцово-подвдошных амфиартрозов с настоящими суставными поверхностями, но с крайней ограниченностью объёма движений в полусуставах.

Строение и функции

Суставом (прерывным или синовиальным соединением) можно считать только имеющее все необходимые атрибуты подвижное сочленение костей.

Для того, чтобы все дизартрозы могли двигаться, в них в строго определённых местах существуют специальные образования и вспомогательные элементы.

Схема строения коленного сустава

Если на одной кости это головка, имеющая выраженную закруглённость в виде утолщения – эпифиз концевого отдела, то на сопряжённой с ней другой это точно соответствующее ей по размеру и форме углубление, иногда значительное (таковое в тазовой кости за обширность именуют «уксусницей»). Но может существовать и сочленение одной костной головки со структурой на теле-диафизе другой, как это имеет место в суставе лучелоктевом.

Помимо идеального соответствия друг другу форм, образующих сустав, их поверхности покрыты толстым слоем гиалинового хряща с в буквальном смысле зеркально-гладкой поверхностью для безупречности скольжения друг по другу.

Но одной гладкости недостаточно – сустав не должен рассыпаться на составные части. Посему он окружён плотной эластической соединительнотканной манжеткой – сумкой-капсулой, похожей на дамскую муфту для согревания рук зимой. Помимо этого, его скреплению служит разной мощности связочный аппарат и тонус мышц, обеспечивающих биодинамическое равновесие в системе.

Признаком истинного дизартроза служит и наличие полноценной суставной полости, наполненной синовиальной жидкостью, производимой хрящевыми клетками.

Классическим и наиболее простым по строению является плечо. Это щель сустава между его сумкой и двумя костными окончаниями, имеющими поверхности: круглой головкой плечевой кости и совпадающей с ней по конфигурации суставной впадиной на лопатке, заполненная синовиальной жидкостью, плюс связки, удерживающие всю конструкцию в единстве.

Другие дизартрозы имеют более сложное строение – в запястье каждая кость контактирует сразу с несколькими соседними.

Позвоночник, как особый случай

Но особой сложностью отличаются взаимоотношения между позвонками – короткостолбчатыми костями, имеющими сложный рельеф поверхности и множество структур для различной степени подвижного сцепления с соседними образованиями.

Позвоночник имеет строение, напоминающее чётки, только «бусины» его это тела каждой из соседствующих косточек, которые соединяются меж собой посредством гемиартроза (синхондроза) на основе хрящевого диска. Остистые же их отростки, накладывающиеся друг на друга словно черепица, и дужки, образующие вместилище для спинного мозга, скреплены с помощью жёстких связок.

Суставы между поперечными отростками позвонков с плоскими поверхностями (равно как и рёберно-позвоночные, образованные при посредстве рёберных головок и суставных впадин на телах позвонков, расположенных латерально) вполне настоящие, имеющие все необходимые атрибуты: рабочие поверхности, щели, капсулы и связки.

Кроме соединений друг с другом и с рёбрами позвонки образуют сращение в зоне крестца, превращающее эту группу в монолит, к которому посредством настоящих суставов присоединён «хвост»-копчик – образование вполне подвижное, особенно в процессе родов.

Дизартрозы являются началом тазового пояса, образованного одноимёнными костями, спереди по центру замыкающимися в кольцо лобковым симфизом.

Помимо межпозвоночных в системе опорного столба существуют ещё иные суставы: комбинация, образующая один непарный и два парных компонента соединения атланто-аксиального (между I и II позвонками) и парные атланто-окципитальные (между I позвонком и затылочной костью).

Вследствие именно такого строения позвоночник является образованием невероятно гибким, имеющим большую степень свободы движений и при этом исключительно прочным, несущим на себе всю тяжесть тела. Помимо функции опорной он выполняет ещё роль защитную, служа каналом, в котором проходит спинной мозг, и участвует в кроветворении.

Спектр поражения соединений позвонков многообразен: от травм (с различной категорией и смещений) до обменно-дистрофических процессов, приводящих к различной степени тугоподвижности позвоночника ( и аналогичные состояния), а также инфекционного поражения (в виде их , люэса, бруцеллеза).

Подробная классификация

Вышеприведённая классификация соединений костей не включает систематики суставов, имеющей несколько вариантов.

В соответствии с числом суставных поверхностей выделяют следующие категории:

  • простых, с двумя поверхностями, как в суставе между фалангами I пальца;
  • сложных при наличии свыше двух поверхностей, например, в локтевом;
  • комплексных с наличием внутренних хрящевых структур, делящих полость на неизолированные камеры, как в коленном;
  • комбинированных в виде комбинации изолированных друг от друга сочленений: в височно-челюстном соединении внутрисуставной диск делит рабочую полость на две обособленных камеры.

По выполняемым функциям выделяют суставы с одной, двумя и множеством осей вращения (одно-, двух- и многоосные), в зависимости от формы имеющие вид:

Примером одноосных суставов являются:

  • цилиндрический – атланто-аксиальный срединный;
  • блоковидный – межфаланговый;
  • винтообразный – плече-локтевой.

Структуры сложной формы:

  • эллипсовидный, как луче-запястный латеральный;
  • мыщелкововидной, как коленный;
  • седловидной, как пястно-запястный сустав I пальца.

Многоосные представлены разновидностями:

  • шаровидной, как плечевой;
  • чашеобразной – более глубокой вариацией шаровидной (как тазобедренный);
  • плоской (как межпозвоночные).

Лучелоктевой цилиндрический сустав

Существует ещё отдельная категория тугих суставов (амфиартрозов), различающихся по форме поверхностей, но сходных в другом – они крайне тугоподвижны вследствие сильного натяжения капсул и очень мощного связочного аппарата, посему их скользящее смещение относительно друг друга практически неощутимо.

Характеристика, конструкция и функции основных суставов

При всём обилии суставов в скелете человека наиболее логично рассматривать их как отдельные группы – категории сочленений:

  • черепа;
  • позвоночника;
  • поясов конечностей (верхнего и нижнего).

Черепные сочленения

В соответствии с этим положением в скелет черепа входят два диартроза:

  • височно-челюстной;
  • атланто-окципитальный.

Первое из этих парных соединений создано при участии головок кости нижней челюсти и рабочих впадин на височных костях.

Сустав состоит из двух синхронно функционирующих, хотя и разнесенных по разные стороны черепа образований. По конфигурации является мыщелковым, относится к категории комбинированных ввиду наличия в нем делящего его объем на две изолированные друг от друга камеры хрящевого диска.

Благодаря существованию данного диартроза возможна свобода перемещения нижней челюсти в трех плоскостях и её участие как в процессе первичной переработки пищи, так и в глотании, дыхании и формировании звуков речи. Челюсть также служит средством защиты органов полости рта от повреждений и участвует в создании рельефа лица. Может подвергаться как травмированию, так и инфицированию при развитии острых (паротит) и обострении хронических (туберкулёз, ) заболеваний.

Конфигурация парной атланто-окципитальной области также мыщелковая. Он служит для соединения черепа (его затылочной кости с выпуклыми рабочими поверхностями) с позвоночником посредством двух первых шейных позвонков, действующих как одно целое, на первом из которых – атланте – имеются рабочие ямки. Каждая половина данного действующего синхронно образования имеет собственную капсулу.

Являющийся двуосным атлант позволяет совершать движения головой как согласно фронтальной, так и сагиттальной осям – как кивательные, так и наклоны влево-вправо, обеспечивая свободу ориентирования и выполнение человеком социальной роли.

Основная патология атланто-затылочного диартроза это травмы в результате резкого запрокидывания головы и развитие остеохондроза и иных обменно-дистрофических состояний ввиду долгого сохранения вынужденной позы.

Плечевой пояс

Учитывая предложенное выше описание позвоночника, переходя к диартрозам плечевого пояса, следует понимать, что соединения ключицы с грудиной и лопатки с ключицей являются синартрозами. Настоящими же суставами являются:

  • плечевой;
  • локтевой;
  • луче-запястный;
  • запястно-пястные;
  • пястно-фаланговые;
  • межфаланговые.

Шаровидность головки плечевой кости – залог почти полной круговой свободы вращения верхней конечностью, посему плечевое относится к многоосным сочленениям. Второй компонент механизма – лопаточная впадина. Все остальные атрибуты диартроза здесь также налицо. Плечевое соединение наиболее подвержено повреждениям (вследствие большой степени свободы), в значительно меньшей степени – инфекциям.

Плечевой сустав самый подвижный во всем ОДА

Сложное строение локтя обусловлено сочленением сразу трёх костей: плечевой, лучевой и локтевой, имеющих общую капсулу.

Плече-локтевой сустав – блоковидный: блок плеча входит в вырезку на локтевой кости, плече-лучевой – итог вхождения головки мыщелка плеча в ямку головки кости-луча с образованием шаровидной рабоче области.

Движения в системе осуществляются согласно двум осям: сгибание-разгибание, а также благодаря участию проксимального луче-локтевого соединения, возможно вращение (пронация и супинация), ибо головка луча прокатывается по бороздке на локтевой кости.

Проблемами локтевого соединения являются повреждения, а также воспалительные состояния (при острых и обострении хронических инфекций), дистрофия вследствие занятий спортом профессионально.

Луче-локтевой дистальный сустав – это цилиндрической формы соединение, обеспечивающее вертикальное вращение предплечья. В рабочей полости существует диск, отделяющий означенное соединение от полости запястного соединения.

Болезни локтевой области:

  • нестабильность;
  • тугоподвижность.

Посредством капсулы, охватывающей нижний эпифиз луча и первый ряд запястных костей, образуется эллипсовидная конфигурация лучезапястного сустава. Это сложное сочленение с сагиттальной и фронтальной осями вращения, разрешающими как приведение-отведение кисти с круговым ее вращением, так и разгибание-сгибание.

Наиболее частые заболевания:

  • повреждения (в виде ушибов, переломов, растяжений, вывихов);
  • синовит;
  • различной степени выраженность туннельного синдрома;
  • артрит и тазобедренный;
  • коленный;
  • голеностопный;
  • предплюсно-плюсневые;
  • плюсне-фаланговые;
  • межфаланговые.

Форма тазобедренного многоосного сочленения является чашеобразной, с участием головки бедренной кости и впадины седалищной, обеспечивающей приведение-отведение бедра вперёд-назад и медиально-латерально, а также его вращение.

ТЗБ подвержен повреждениям (ввиду высокой степени свободы) и поражениям микробной флорой, заносимой сюда чаще всего гематогенно (туберкулезу, бруцеллезу, гонорее).

Наиболее обычные заболевания тазобедренной области:

  • бурсит;
  • тендинит;
  • синдром бедренно-вертлужного соударения;
  • .

    Строение диартроза позволяет осуществлять:

    • разгибание-сгибание;
    • небольшое вертикальное отведение-приведение (в положении сгибания).

    Наиболее частое расстройство функции – (наружной либо внутренней), а также нарушение обменных процессов в организме и кровообращения в нижних конечностях.

    Зона предплюсны образована «мозаикой» из суставов:

    • подтаранного;
    • таранно-пяточно-ладьевидного;
    • пяточно-кубовидного;
    • клиновидно-ладьевидного.

    Это соединения комбинированной либо плоской конфигурации (первые два – цилиндрической и шаровидной формы).

    Предплюстно-плюсневые диартрозы представлены различными (большей частью, плоскими) сочленениями, образующими опору для сводов стопы, выполненных соединениями плюсне-фаланговыми (блоковидными).

    Также блоковидной формы межфаланговые суставы стоп сообщают пальцам стоп достаточный уровень подвижности и гибкости (больные, лишившиеся обеих рук, рисуют и даже шьют ногами) не в ущерб прочности.

    Мелким суставам стоп свойственно поражение ввиду обменно-дистрофических процессов в организме, при расстройствах местного и общего кровоснабжения и вследствие хронических травм в виде ношения обуви с высоким каблуком либо элементарно тесной.

    Существование различных способов соединения костей, как и разнообразие самих суставных поверхностей, понимание их строение и выполняемой функции позволяет человеку не только жить и действовать, но и производить лечение опорно-двигательной системы (а при необходимости даже заменять пришедшие в негодность структуры искусственными).

Введение

Любая тема раздела школьного курса анатомии, физиологии и гигиены человека на разных уровнях обучения включает задачи, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности, введение новых понятий, закономерностей и отработку изученного материала, развитие умений сопоставлять, обобщать, анализировать.

Технология “Достижение прогнозируемых результатов” представляет учителю возможность работать комплексно в нескольких направлениях, формировать систему понятий и способов их употребления, создавать тренинговые пространства и формировать компетенции, то есть умение следовать заданному алгоритму деятельности, расширение объема памяти, внимания, обобщения, анализа, синтеза и др.

В практике работы обнаруживается неумение учащихся следовать заданному алгоритму деятельности, что объясняется несформированностью элементов формально-логического процедурного мышления.

Поэтому и становится необходимым освоение и использование на практике технологии, позволяющей достигать как основные учебные цели, так и развивать необходимые для обучения когнитивные навыки, таким образом, к ведущим учебным целям добавляются цели развивающие.

Данная технология наиболее эффективна при систематическом применении, но требует затрат времени и усилий по преобразованию учебного материала в соответствии с новыми технологическими параметрами.

Составление деятельностно-смысловых схем помогает учителю максимально эффективно использовать время на уроке для проведения опроса, дает возможность быстро определить степень усвоения учащимися учебного материала и своевременно обратить внимание на проблемные моменты.

Кроме того, умело подобранные тестовые задания, биологические диктанты (работы по карточкам), а также вопросы, требующие письменного ответа, составленные с использованием текста учебника, научно-популярной литературы могут быть использованы при работе с любым учеником (разноуровневые).

Вопросы первого уровня позволяют определить степень усвоения базового содержания предмета, второго- предполагает более глубокий уровень понимания причинно-следственных понятийных взаимосвязей, третьего-носят характер биологических задач, развивающих умение анализировать, делать выводы, выдвигать собственные гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные вопросы.

Умение давать развернутый ответ на вопрос очень пригодится учащимся для подготовки к ЕГЭ (вопросы группы С), для выработки навыков четкой формулировки своих ответов.

В целом разработка данного УМК направлена на стопроцентное достижение результатов обучения, повышение его качества, развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, приобретению практических сведений, необходимых в жизни, развитию навыков самоконтроля и систематизации знаний.

Тема “Опора и движение. Кости скелета. Строение скелета.”

Итоговая работа

Первый уровень усвоения

Задание. Выберите один правильный ответ.

1.Скелет в основном участвует: А.В обмене органических веществ

Б.В обмене минеральных веществ

В.В водном обмене

2.Кроветворную функцию выполняет: А.Красный костный мозг

Б.Желтый костный мозг

В.Надкостница

3.Плечевая кость относится: А.К плоским костям

Б.К смешанным костям

В.К трубчатым костям

4.Компактное вещество преобладает: А.В плоских костях

Б.В смешанных костях

В.В трубчатых костях

5.Полость имеется внутри: А.Смешанных костей

Б.Трубчатых костей

В.Плоских костей

6.Позвонки относятся: А.К смешанным костям

Б.К трубчатым костям

В.К плоским костям

7.Лопатка является примером: А.Смешанных костей

Б.Трубчатых костей

В.Плоских костей

8.70% сухого вещества кости составляют: А.Вода

Б.Минеральные вещества

В.Органические вещества

9.Органические вещества придают костям: А.Эластичность

Б.Прочность

В.Хрупкость

10.В пожилом возрасте в костях увеличивается содержание: А.Воды

Б.Органических веществ

В.Минеральных веществ

11.Рост костей в толщину осуществляется за счет: А.Хряща

Б.Надкостницы

В.Костного мозга

12.Швы образуются между костями: А.Грудной клетки

Б.Позвоночника

13.Полуподвижные соединения образуются между костями: А.Позвоночника

Б.Нижних конечностей

В.Верхних конечностей

14.Между бедренной и большеберцовой костями А.Неподвижное соединение

Б.Подвижное соединение

В. Полуподвижное соединение

15.Наибольшее разнообразие движений позволяет осуществлять: А.Тазобедренный сустав

Б.Коленный сустав

В.Плечевой сустав

16.Единственной подвижной костью черепа является: А.Верхняя челюсть

Б.Нижняя челюсть

В.Носовые кости

17.Самой крупной костью мозгового отдела черепа, непосредственно связанной с лицевым отделом, является: А.Лобная

Б.Теменная

В.Затылочная

18.Шейный отдел позвоночника состоит из: А.10 позвонков

Б.7 позвонков

В.12 позвонков

19.Атлантом называют: А.Шейный позвонок

Б.Грудной позвонок

В.Поясничный позвонок

20.Позвонки неподвижно соединены между собой: А.В грудном отделе

Б.В поясничном отделе

В.В крестцовом отделе

21.Количество пар ребер, составляющих грудную клетку, составляет: А.10
22.Лопатки и ключицы относятся: А.К поясу нижних конечностей

Б.К свободной верхней конечности

В.К поясу верхних конечностей

23.Кисть соединяется с предплечьем: А.Костями запястья

Б.Костями пясти

В.Костями фаланг пальцев

24.Самой массивной костью нижних конечностей является: А.Тазовая

Б.Бедренная

В.Большеберцовая

25.Таранная кость входит в состав: А.Предплюсны

В.Фаланг пальцев стопы

26. Пояс нижних конечностей представлен: А.Тазовыми костями

Б.Копчиком

В.Крестцом

Второй уровень.

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1.Опорно-двигательный... человека составляют кости...и...

2.Скелет служит... телу, ... внутренние органы, с помощью него осуществляется... тела в пространстве, он также участвует в... веществ.

3.Плечевая, бедренная кости относятся к... костям и состоят из..., внутри которого находится..., и двух...

4.Стенки полостей, содержащих внутренние органы, образованы... костями, например... отдел черепа, кости..., ребра; а позвонки и кости...черепа состоят из нескольких разных частей и относятся к... костям.

5.Кость имеет сложный... состав и состоит из 65-70% ... веществ, придающих Ѓc , и 30-35% ... веществ, придающих... и....

6.Кость в основном состоит из... ткани, являющейся разновидностью... ткани, и представлена... и... веществом.

7.Компактное вещество развито в костях, выполняющих функцию... и..., и обеспечивает им большую..., в особых каналах этого вещества расположены Ѓc, питающие кость.

8.Губчатое вещество образовано костными..., между которыми находится... костный мозг, образующий клетки...; полость губчатых костей заполнена... костным мозгом.

9.Снаружи кость покрыта..., через которую проходят кровеносные... и...; за счет нее происходит рост костей в...

10.Между костями черепа и таза имеются... соединения, в этом случае кости соединены прослойкой... ткани или..., в мозговом отделе и крыше черепа такие образования называются...

11.Прерывные соединения костей называются..., они позволяют человеку совершать различные...

12.Сустав образуется между поверхностями костей, покрытых..., снаружи они заключены в суставную... , укрепленную..., внутри которой находится суставная..., уменьшающая трение.

13.Скелет головы - ... - состоит из... и... отделов и представлен... костями, защищающими головной... и органы чувств.

14.Скелет туловища состоит из грудной клетки и..., представленного несколькими отделами: ..., грудным, ..., крестцовым и...

15. Ѓc имеет изгибы, выполняющие роль амортизаторов, и образован позвонками, состоящими из... и отростков, отверстия дуг позвонков формируют..., где находится...

16. Грудная... состоит из... пар... и..., защищает..., ..., служит для прикрепления... мышц.

17.Пояс верхних конечностей образован парными... и..., а свободная конечность состоит из... кости, ... и...

18. Нижние конечности состоят из... кости, ... и..., а пояс нижних конечностей представлен... костями, служащими поддержкой... столбу и внутренним органам.

Третий уровень.

Задание. Дайте краткий ответ из 1-2 предложений.

1. В чем значение скелета?

2.Перечислите известные вам типы костей и назовите особенности их строения.

3. Каков химический состав костей?

4. Какие ткани входят в состав скелета? Их особенности.

5.Охарактеризуйте внутреннее строение кости.

6.За счет чего осуществляется рост костей в длину и ширину?

7.В чем заключается основная функция желтого и красного костного мозга?

8.Назовите основные виды соединения костей и приведите примеры.

9.Каковы особенности соединения костей мозговой части черепа?

10.Опишите строение сустава.

11.В чем значение черепа? Перечислите основные кости, входящие в его состав.

12.Назовите кости черепа, между которыми имеется подвижное соединение.

Каково его биологическое значение?

13.Каковы особенности строения позвоночника человека по сравнению с животными?

14. В чем значение отростков позвонков?

Какова роль грудной клетки?

Что такое “пояс конечностей”? Перечислите кости, образующие пояс верхних и нижних конечностей.

15. В чем состоит сходство в строении верхних и нижних конечностей?

Чем это объясняется? Каковы различия?

16. Какая особенность стопы человека связана с прямохождением?

Четвертый уровень.

Задание.

1.Кроме указанных в учебнике костей, существуют губчатые и воздухоносные кости.

Что вы о них знаете?

2.Докажите, что кость является живым, динамическим образованием, а не косной структурой.

3.Объясните, как сочетаются прочность и легкость костей скелета.

4.Что такое “роднички”?

5.Назовите несколько основных суставов человека.

6.Каковы последствия нарушения герметичности суставной сумки?

7.Что такое “лордозы” и “кифозы”? Когда и как они формируются?

8.В чем состоит различие скелета у мужчин и женщин?

9.О чем свидетельствует наличие у человека копчика?

10.Как по костям умершего человека можно определить род его занятий или восстановить его внешний облик?

11.Какими видами спорта можно начинать заниматься в 7-10 лет, а какими гораздо позже?

12.Почему нельзя рано учить детей ходить, например, в 7-9 месяцев?

13.Какие травмы скелета вы знаете, и какие меры оказания первой помощи?

14.Каковы последствия длительной неподвижности человека, например, после серьезной операции или травмы?

Тема “Опора и движение: Мышцы. Общий обзор. Работа мышц”

Итоговая работа

Первый уровень

Задание. Выберите один правильный ответ.

1.Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет А.45-50% массы тела

Б.30-35% массы тела

В.70-75% массы тела

2.Миофибриллы представляют собой А.Одноядерные клетки

Б.Двуядерные клетки

В.Многоядерные клетки

3.Способностью к быстрым сокращениям обладают А.Белые мышечные волокна

Б.Промежуточные мышечные волокна

В.Красные мышечные волокна

4.Мышцы крепятся к костям при помощи А.Надкостницы

Б.Сухожилий

5.Эмоциональное выражение лицу человека придают А.Мимические мышцы

Б.Жевательные мышцы

В.Гладкие мышцы

6.Движения головы обеспечивают А.Мышцы головы

Б.Мышцы шеи

В.Мышцы туловища

7.В изменении объема грудной полости при дыхании участвуют А.Мышцы живота

Б.Мышцы спины

В.Мышцы диафрагмы

8.На работу кишечника и мочевого пузыря влияют А.Мышцы живота

Б.Мышцы спины

В.Межреберные мышцы

9.Поднятие руки в плечевом суставе обеспечивает А.Трапециевидная мышца

Б.Дельтовидная мышца

В.Широчайшая мышца спины

10.Осуществляет сгибание руки в локтевом суставе А.Трицепс

Б.Дельтовидная мышца

11.Самой длинной мышцей человеческого тела является А.Трапециевидная

Б.Портняжная

В.Четырехглавая мышца бедра

12.Объем бедер для пошива одежды измеряют по контуру А.Двуглавой мышцы бедра

Б.Ягодичной мышцы

В.Четырехглавой мышцы бедра

13.К ахиллову сухожилию прикреплена А.Икроножная мышца

Б.Портняжная мышца

В.Большеберцовая мышца

14.Длительное стояние можно отнести А.К динамической работе мышц

Б.К статической работе мышц

В.Не является мышечной работой

15.Накопление молочной кислоты способствует А.Развитию утомления мышцы

Б.Увеличению работоспособности мышцы

В.Не влияет на работу мышцы

16.Регулярные занятия спортом А.Не влияют на работу мышц

Б.Понижают работоспособность мышц

В.Увеличивают работоспособность мышц

Второй уровень.

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1.Мышцы являются... частью опорно-двигательного аппарата; скелетные образованы... мышечной тканью.

2.Каждое мышечное волокно снаружи покрыто..., внутри которой находятся сократительные... с множеством...

3.Миофибриллы состоят из белков двух типов: ... и..., при этом выделяют Ѓc мышечные вололкна, сокращающиеся медленно, но долго сохраняющие... и... мышечные волокна, быстро сокращающиеся, но и быстро...

4.Для обеспечения энергией мышцы активно снабжаются..., приносящей им Ѓc и... вещества, а удаляющей...

5.Скелетные мышцы прикрепляются к... при помощи..., срастающихся с...

6.Мышцы головы делятся на... и..., прикрепляющиеся к поверхности... и коже, а поддержание равновесия и движения головы осуществляется мышцами...

7.Мышцы... образуют стенки брюшной полости, влияют на работу... органов, участвуют в сгибании... и дыхательных движениях.

8.Важнейшая мышца пояса передних конечностей - ..., сгибает руку в... суставе...мышца, а разгибает... мышца.

9.Мышцы, управляющие движениями бедер, одним концом прикрепляются к... костям, другим к... костям, самая длинная мышца бедра и всего тела человека-...

10.Весь комплекс движений в суставах человека обеспечивается согласованной работой мышц... и иышц..., работа которых бывает..., например, длительное стояние, или..., например, бег, ходьба.

11.Работой мышц управляет...система, без работы мышцы со временем..., но длительная работа без отдыха вызывает...

12.На работоспособность мышц влияют занятия..., ... труд и состояние нервной системы.

Третий уровень.

Задание. Дайте краткий ответ из 1-2 предложений.

1.Перечислите основные функции мышечной ткани в организме.

2.Какие особенности внутреннего строения обеспечивают функциональную активность мышц?

3.Объясните целесообразность прикркепления мышц к костям при помощи сухожилий?

4.Какова особенность мимических мышц?

5.Только у млекопитающих есть особая мышца- диафрагма. Какова ее функция?

6.Какую работу выполняют мышцы спины?

7.Назовите несколько самых крупных мышц человеческого тела.

8.Что такое “работа” мышц? Охарактеризуйте основные типы мышечной работы.

9.От чего зависит работоспособность мышц?

Четвертый уровень.

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1.Почему в морозный день лучше играть в снежки, чтобы не замерзнуть, чем неподвижно стоять, даже в теплой шубе?

2.От чего вы быстрее устанете: от длительного стояния или длительной ходьбы по комнате?

3.Что такое активный отдых?

4.Для чего спортсменам перед серьезными соревнованиями дают шоколад?

5.Как вы думаете, какой органоид будет особенно развит в миофибриллах?

6.В клетках мышц обнаружено большое содержание белка миоглобина, придающего мышцам красный цвет. Предположите, какова его функция?

7.Объясните, почему для женщин очень важно развитие мышц брюшного пресса, даже если они не занимаются спортом профессионально?

8.Как вы думаете, какие мышцы лучше развиты у человека, чем у животных?

С чем это связано?

9.Работа, каких систем органов влияет на сократительную способность мышц?

10.Охарактеризуйте влияние систематических тренировок на опорно-двигательный аппарат человека.

Проект урока “Строение, свойства костей, типы их соединения”

Цели: познакомить учащихся с видами костей, строением и химическим составом костей, типами соединения костей.

Формирование умений : самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать изученный текст, сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты логических операций.

Оборудование : модель скелета человека, модель черепа, распилы костей, прокаленные, декальцинированные и свежие кости, таблицы: “Строение костей и типы их соединения”, “Скелет человека”, “Череп человека”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам:

1) Каково значение опорно-двигательного аппарата?

2) Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?

3) Каково строение скелета? (на основе составленной ранее карты-схемы)

а) какие отделы включает в себя скелет человека?

Череп, скелет туловища, скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей

б) какие отделы различают в черепе, какими костями эти отделы образованы?

Мозговой отдел: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая, теменные, височные, лицевой отдел: скуловые, носовые, слезные, небные. верхнечелюстные, нижнечелюстная, подъязычная

в) что мы понимаем под скелетом туловища?

Позвоночник: 5 отделов, грудная клетка- 12 грудных позвонков. 12 пар ребер, грудина

г) какие отделы выделяют в составе скелета конечностей? Перечислите кости, которыми каждый отдел образован.

Скелет верхних конечностей: пояс верхних конечностей- лопатки и ключицы,

скелет свободной верхней конечности- плечо: 1 плечевая кость, предплечье:

лучевая и локтевая кости, кисть:запястье, пясть и фаланги пальцев.

Аналогично проводится разбор строения нижних конечностей.

Примечание: все части скелета не только называются, но и демонстрируются на модели, таблице. Есть и веб-лаборатория, где можно “по кусочкам” собрать из предложенных фрагментов скелет той или иной части тела человека.

В дополнение ко всему изученному на предыдущем уроке я рекомендую провести сопоставление особенностей скелета человека со строение скелета млекопитающих. Учащиеся выявляют черты различия:

1.у млекопитающих отсутствуют изгибы позвоночника

2.животные опираются на все четыре конечности

3.грудная клетка сжата с боков

5.лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

6.большой палец кисти не противопоставлен остальным

7. стопа не сводчатая

8. у человека кости нижних конечностей более массивные, т. к. ноги несут на

себе всю тяжесть тела.

В рабочей тетради дома ученики подписывали названия костей скелета.

3 . Изучение нового материала.

Слово учителя.

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима стремились изучать кости. Демокрит собирал костные останки, посещая кладбище.

Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный сохранившийся целиком скелет человека. Кости скелета образованы костной тканью- разновидностью соединительной ткани, она снабжается нервами и кровеносными сосудами. Клетки ее имеют отростки. Межклеточное вещество твердое и плотное, по свойствам напоминает камень. Костные клетки и их отростки окружены канальцами, заполненными межклеточной жидкостью. Через эту жидкость и происходит питание и дыхание костных клеток.

Рассказ учителя, чтение текста учебника.

Составление карты-схемы по вопросам инструктивных карточек.

1.какие виды костей различают в скелете человека?

Трубчатые: плечевая, бедренная, плоские: череп, кости таза, смешанные: позвонки, основание черепа.

2.какие вещества входят в состав костей скелета человека? Какие качества они придают костям?

Неорганические вещества-65-70%- соли кальция и фосфора, придают твердость и прочность. Органические вещества - 30-35%, придают эластичность и упругость.

3.из какой ткани состоят кости? Какие два вещества различают в костной ткани?

Компактное (костные пластинки имеют форму полых цилиндров, вставленных один в другой),

Губчатое - из костных пластинок, расположенных в направлении наибольшей нагрузки.

4.чем кость покрыта снаружи?

Надкостницей.

5.как кости могут соединяться друг с другом?

Непрерывно, прерывно

6.какие существуют типы соединения костей? Приведите примеры.

Неподвижное-швы:кости черепа, кости таза, берцовые кости голени.

Полуподвижное (позвонки)

Подвижное – суставы- тазобедренный, коленный, локтевой, плечевой.

7. как устроен сустав?

Его образуют сочленяющиеся поверхности костей

Суставная головка и суставная впадина, сустав окружен суставной сумкой, концы костей покрыты суставным хрящом, облегчающим движение, внутри сумки

Суставная жидкость, уменьшающая трение. Снаружи сустав укреплен связками.

Отвечая на поставленные вопросы, в ходе работы над схемой, обсуждения, ученики выделяют главное, основополагающее понятие и второстепенные, раскрывающие содержание основного понятия.

Таким образом, на основе работы по приведенным вопросам выделяются такие основные ветви в схеме, как “виды костей”, “состав костей”, “строение костей”,

“типы соединения костей”. Затем идет конкретизация, вычленение элементов, выявляются функциональные различия.

В результате получается схема, представленная на странице 6 данной работы.

4. Обсуждение результатов работы.

На этом этапе идет заслушивание ответов учащихся, исправление неточностей, недочетов. За свою работу отвечающие получают оценки, стимулирую и тех учеников, которые помогают анализировать правильность составления схемы.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание: закрепить изученное помогает выполнение заданий по рабочей тетради на печатной основе, изучить текст учебника и устно ответить на поставленные вопросы.

Анализ и выводы.

Разработка уроков и система работы по технологии “Достижение прогнозируемых результатов” помогает оптимальной организации учебного процесса и его участникам - преподавателю: структурировать учебный материал, сделать его более привлекательным и доступным, облегчить понимание взаимосвязей всех его элементов, понятий в системе, создать целостную картину темы; ученику: развивает общеучебные умения и навыки, позволяет глубже осмыслить систему понятий, осмысление идет собственным, индивидуальным темпом, ребята лучше ориентируются в теме, составленная схема является еще одним средством наглядности, развивает логику мышления.

В результате работы по данной технологии мною были составлены карты-схемы, итоговые проверочные работы, произошла апробация технологии “Достижение прогнозируемых результатов” в 6, 8, 9 классах. В 6 классах совместно с учащимися были составлены карты- схемы: “Органы растений”, “Побег”, “Корень”, “Лист”, “Цветок”. При написании итоговых проверочных работ большинство ребят показали хорошие результаты.

В 8 классах составлялись карты-схемы по всему курсу анатомии, наиболее удачные легли в основу данной работы.

С учащимися 9 класса составили карту-схему “Гипотезы возникновения жизни на Земле”, что обеспечило лучшее восприятие и осмысление трудного материала.

Разработку УМК по биологии и работу по данной технологии я планирую и далее.

Результаты применения данной технологии:

1.Хорошие результаты итоговых и срезовых работ (85% отличных и хороших оценок, общий средний балл - 4,1 по срезовым работам, 4,3 - по итоговой работе.

2. Качество усвоения знаний по срезовым работам - 80%, в традиционной форме-56%, по итоговой работе - 82% (в письменном варианте) , в традиционной форме 62% , а общий балл по традиционной системе составил 3,7.

Список используемой литературы

1.В.В. Лебедев Технология “Достижение прогнозируемых результатов”, М., Академия АПК и ППРО, 2005.

2.В.В. Лебедев Технология развития образовательной деятельности учителя, М., Академия АПК и ППРО, 2008.

3.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология, 8 класс, М. Вентана-граф, 2008г.

4.Резанова Е. А. , Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека

5.Краев Е.В. Тесты по биологии, 8 класс, Экзамен, 2008г.

6.Сапин М.Е., Брыксина З.Г. Анатомия человека, М. Просвещение, 1995 г.

7.Биология. справочник школьника и студента, “Дрофа”, 1999г.

8. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов под ред. Лемезы Н.А., М., 1997г.

9.Лебедев В.В. Технология развития образовательной деятельности учителя М.: Академия АПКиППРО, 2007.

10.Грин Н., Стаут У., Тейлор А. Биология в 3-х томах, “Мир”, 1990 г.

11.Сонин Н.И., Сапин М. Е. Биология, 8 класс, 2008 г.

12.Воробьев В.П. Иванов Г.Ф. Краткий учебник анатомии человека, “Биомедгиз”, 1935 г.

Отмеченные изменения в форме и строении костей под влиянием физической нагрузки могут касаться также структуры и формы целых частей тела. Известно, что между стопой и кистью человека, с одной стороны, имеется значительное сходство, с другой - существенные различия (рис. 23). Сходство объясняется тем, что у далеких предков человека верхние и нижние конечности выполняли приблизительно одинаковые функции - служили для передвижения. Когда же человек перешел к прямохождению, верхние конечности из органов опоры и движения превратились постепенно в органы труда. Функции кисти стали резко отличаться от функций стопы, и форма соответственно изменилась. Примеры современной жизни дают нам удивительные подтверждения этому закону. Некоторые люди, лишенные верхних конечностей от рождения или в силу иных причин, приучаются с раннего детства делать при помощи стопы работу, которая выполняется обычно кистью руки.

Рис. 23. Скелет кисти (а) и стопы (б) человека.
1 - кости запястья; 2 - кости пястья; 3 - фаланги пальцев.

И нужно отметить, что такая стопа приспособлена к выполнению очень тонкой работы. Примером тому является деятельность безрукого от рождения художника Унтана и некоторых вышивальщиц ковров, лишенных верхних конечностей.

Во многом строение костей определяется питанием. Важнейшее значение имеет поступление в организм минеральных солей и витаминов D, А и С. Без витамина D в костной ткани не могут откладываться соли и развивается рахит. При недостатке витамина А происходит нарушение деятельности костных клеток, в результате чего образуются ненормальные утолщения костей и уменьшение костных полостей и каналов. Рост костей и их химический состав регулируются железами внутренней секреции и нервной системой.


Рис. 24. Схема строения сустава в разрезе:
1 - полость сустава;
2 - суставные поверхности, покрытые хрящом;
3 - фиброзный слой суставной сумки;
4 - синовиальный слой суставной сумки.

Кости соединяются между собой связками, хрящами и суставами, которые имеют сложное строение (рис. 24). Сустав образуется специальными поверхностями костей, покрытыми хрящом. Он окружен капсулой, которая герметически отделяет его полость от окружающих тканей. Капсула сустава и кости, образующие его, укрепляются связками. Внутренняя поверхность суставной капсулы (так называемый синовиальный слой) выделяет особую синовиальную жидкость, увлажняющую суставные поверхности костей и выполняющую, таким образом, роль смазки, уменьшающей трение между костями. В полости суставов отсутствует воздух, стало быть, там имеется отрицательное давление, поэтому наружный воздух оказывает давление на прилегающие друг к другу суставные поверхности костей и прижимает их друг к другу тем сильнее, чем крупнее сустав. Соединения костей отличаются большой прочностью и в то же время обеспечивают высокую степень подвижности и гибкости тела. Многие артисты цирка, акробаты и спортсмены изумляют нас такой необыкновенной гибкостью, что кажется, будто их тело «без костей». Такое развитие подвижности суставов достигается специальными упражнениями, упорно и систематически проводящимися с раннего детства, когда гибкость сочленений значительно больше, чем в зрелом возрасте.

Самые распространенные, наиболее подвижные соединения, в которых совершаются точные дозированные движения по определенным направлениям. Обязательные условия образования сустава: 1) суставные поверхности; 2) наличие суставной сумки; 3) суставная полость; 4) синовиальная жидкости.

1. Суставные поверхности костей покрыты хрящом, который придает костям гладкость, способствуя их лучшему скольжению, и эластичность, смягчая толчки при движениях. Суставные поверхности, которые соответствуют друг другу, называются конгруэнтными . По форме их сравнивают с геометрическими фигурами: как поверхности, получившиеся от вращения прямой или кривой вокруг условной лини (I- блоковидный;II-эллипсовидный; III- седловидный; IV- шаровидный; А- кости кисти; 1- дистальная фаланга; 2-средняя фаланга; 3- головка фаланги; 4- фаланги (кости пальцев); 5- проксимальная фаланга; 6- основание фаланги; 7- тело фаланги; 8- головка пястной кости; 9- третья пястная кость; 10- тело пястной кости; 11- основание пястной кости; 12- пясть (I- V пястные кости); 13- шиловидный отросток; 14- кость трапеция; 15- трапециевидная кость; 16- головчатая кость; 17- крючковидная кость; 18- трехгранная кость; 19- гороховидная кость; 20- полулунная кость; 21- ладьевидная кость.). Например, при вращении кривой линии может образоваться шар, эллипс, блок, при вращении прямой линии получается цилиндр.

* В цилиндрическом суставе осуществляется только вращение.

* В блоковидных суставах суставная поверхность в виде поперечно лежащего цилиндра, длинная ось которого лежит поперечно, во фронтальной плоскости, перпендикулярно длинной оси сочленяющихся костей. В них возможны только движения вокруг одной, фронтальной, оси (сгибание и разгибание).

*Эллипсовидный сустав . Две поверхности в форме эллипса. Одна из них- выпуклая, а другая- вогнутая. Движения возможны вокруг двух взаимно перпендикулярных осей. Например, лучезапястный сустав- сгибание и разгибание вокруг фронтальной оси, приведение и отведение- вокруг сагиттальной оси

*Если сустав имеет суставную головку в виде выступающего эллипсовидного отростка, то разница в величине и форме между сочленяющимися поверхностями большая, и также суставы называются мыщелковыми. Движение в мыщелковом суставе возникает вокруг фронтальной оси и вокруг продольной (вращение). Например, при движении головы I шейный позвонок в форме кольца вращается вокруг зубовидного отростка II позвонка.

* В седловидном суставе 2 поверхности сидят друг на друге «верхом», одна из них движется вдоль и поперек другой. В нем возможны движения вокруг двух взаимно перпендикулярных осей. Например, в запястно- пястном суставе большого пальца совершается не только отведение и приведение, но и противопоставление большого пальца остальным.

* Шаровидный сустав . Часто одна суставная поверхность имеет форму головки, а другая- форму впадины. Движение происходит вокруг трех осей, а при переходе с одной оси на другую получается круговое движение. Чем больше разница между длиной дуги головки и дуги впадины, тем больше объем движений.

* В плоском суставе суставные поверхности костей плоские и во время движений скользят относительно друг друга. Плоские суставы (запястья, предплюсны) тугоподвижные, но движения возможны вокруг трех осей.

2. Суставная сумка (геометрический мешок) имеет 2 оболочки: наружную- фиброзную (прочную), срастающуюся с надкостницей, и синовиальную- внутреннюю- с краями суставных хрящей. Синовиальная мембрана покрыта слоем эндотелиальных клеток, имеет гладкий блестящий вид, образует ворсинки, которые увеличивают ее поверхность. Эта оболочка вырабатывает синовиальную жидкость , которая увлажняет суставные поверхности, устраняя трение костей, и всасывает жидкость, обеспечивая обмен веществ. Синовиальная жидкость образуется из плазмы крови, состоит из гиалуроновой кислоты и тканевой жидкости, по внешнему виду похожа на яичный белок. В малоподвижных или неподвижных суставах синовиальная жидкость становится вязкой, но, если суставы начинают активно двигаться, вязкость уменьшается. Суставная жидкость содержит фагоциты, которые уничтожают микроорганизмы и вещества, которые попадают в сустав при его повреждении. В некоторых местах суставная капсула истончается и образуется выпячивание- синовиальная сумка . Такие сумки располагаются под мышцами или сухожилиями и уменьшают их трение о кости при движениях.

С наличием щели между сочленяющимися костями. Сустав является одним из видов сочленения костей; другой вид сочленения - непрерывное соединение костей (без суставной щели) - носит название синартроза. Суставы выполняют одновременно опорную и двигательную функции.

Рис. 1. Строение сустава: 1 - суставной хрящ; 2 - фиброзная оболочка суставной капсулы; 3 - ; 4 - полость сустава; 5 - концы сочленяющихся костей (эпифизы); 6 - надкостница.

Рис. 2. Типы суставов кисти:
1 - эллипсоидный;
2 - седловидный;
3 - шаровидный;
4 - блоковидный.

Основными элементами сустава являются суставные поверхности (концы) соединяющихся костей, суставные сумки, выстланные изнутри синовиальной оболочкой (см.), и суставные полости (рис. 1). Кроме этих основных элементов, образующих сустав, имеются еще и вспомогательные образования ( , диски, мениски и ), встречающиеся не во всех суставах.

Концы сочленяющихся костей (эпифизы) составляют твердую основу сустава и благодаря своей структуре выдерживают большие нагрузки. Гиалиновый хрящ толщиной 0,5-2 мм, покрывающий суставные поверхности и очень прочно связанный с костью, обеспечивает более полное прилегание концов костей во время движения и выполняет функцию амортизатора в опорных суставах.

Суставная сумка замыкает полость сустава, прикрепляясь по краям суставных поверхностей соединяющихся костей. Толщина этой капсулы различна. В одних суставах она туго натянута, в других - свободна. В капсуле различают два слоя: внутренний синовиальный и наружный фиброзный, состоящий из плотной . В ряде мест фиброзный слой образует утолщения - связки (см.). Наряду со связками, являющимися частью капсулы, в укреплении суставов принимают участие и внесуставные и внутрисуставные связки. Суставы дополнительно укрепляются проходящими мышцами и их сухожилиями.

Суставная полость в виде щели содержит небольшое количество синовиальной жидкости, которая вырабатывается синовиальной оболочкой и представляет собой прозрачную тягучую жидкость желтоватого цвета. Она служит как бы смазкой суставных поверхностей, уменьшая трение при движениях в суставах.

Вспомогательный аппарат сустава наряду со связками представлен внутрисуставными хрящами (мениски, диски, суставная губа), которые, располагаясь между суставными концами костей или по краю сустава, увеличивают площадь соприкосновения эпифизов, делают их более соответственными друг другу и играют большую роль в подвижности суставов.

Кровоснабжение суставов происходит за счет ветвей ближайших артерий; они в суставной капсуле образуют густую сеть анастомозов. Отток крови идет по венам в рядом расположенные венозные стволы. Лимфоотток осуществляется по сети мелких лимфатических сосудов в ближайшие лимфатические коллекторы.

Иннервация суставов обеспечивается спинномозговыми и симпатическими нервами.

Функция суставов определяется в основном формой сочленяющихся поверхностей эпифизов костей. Суставная поверхность одной кости представляет как бы отпечаток другой, в большинстве случаев одна поверхность выпуклая - суставная головка, а другая вогнутая - суставная впадина. Эти поверхности не всегда полностью соответствуют друг другу, нередко головка имеет большую кривизну и обширность, чем впадина.

Если в образовании сустава принимают участие две кости, то такой сустав называют простым; если большее количество костей - сложным.

По форме суставные поверхности костей сравнивают с геометрическими фигурами и соответственно с этим различают суставы: шаровидный, эллипсоидный, блоковидный, седловидный, цилиндрический и др. Движения могут осуществляться вокруг одной, двух и трех осей, образуя одно- (цилиндрический и блоковидный), двух- (эллипсоидный и седловидный) и многоосевой (шаровидный) суставы (рис. 2). Количество и положение осей определяют характер движений. Различают движения вокруг фронтальной оси - сгибание и разгибание, сагиттальной оси - приведение и отведение, продольной оси - ротация и многоосевое вращательное движение.