Ссп предложения примеры. Сложные союзные предложения

Сложносочинёнными (укр. складносурядними) называются такие предложения, предикативные части которых соединены в одно смысловое и структурное целое при помощи сочинительных союзов и интонации . Порядок следования предикативных частей в ССП (сложносочинённых предложениях) является относительно свободным в одних видах предложений и закреплённым в других. Обратимся к примерам:

1.Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер (А. Фадеев).

2.Три дня не было мороза, и туман невидимо работал над снегом (М. Пришвин).

Нет сомнения, что в первом примере предикативные части практически без ущерба для смысла и структуры всего СП можно поменять местами: Не то уже наступал вечер, не то это было раннее утро . Во втором же примере без нарушения структуры всего СП это сделать невозможно, так как смысл второй предикативной части объясняется содержанием первой – Туман невидимо работал над снегом, потому что три дня не было мороза . Как видим, при перестановке предикативных частей во втором примере изменяется структура всего СП, то есть ССП трансформируется в СПП (сложноподчинённое предложение) с придаточной частью причины.

Виды сложносочинённых предложений. В зависимости от структурных свойств, характера союза и лексического наполнения среди ССП можно выделять различные виды предложений. Мы считаем целесообразным использовать классификацию, предложенную в “Современном русском языке” под ред. Д. Э. Розенталя (М., 1984):

1. Соединительно-перечислительные. 5. Противительные.

2. Разделительные. 6. Присоединительные.

3. Предложения следствия-вывода. 7. Пояснительные.

4. Сопоставительные.

Разумеется, чёткой границы между этими видами сложносочинённых предложений нет, и это разделение в той или иной степени является условным.

Соединительно-перечислительные ССП. Это предложения, предикативные части которых связаны соединительно-перечислительными отношениями. Они, как правило, отличаются открытостью структуры и нередко состоят более чем из двух частей. Для таких предложений характерны следующие союзы: и, да (одиночные и повторяющиеся), ни…ни. Примеры: 1. А между тем слова кошевого не прошли даром, и в городе оказался недостаток в съестных припасах (Н. Гоголь). 2. Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве, да куковала одна кукушка, перемещаясь всякий раз (И. Тургенев);

Разделительные ССП. Суть этих предложений состоит в том, что названные в них явления оказываются или в чём-то несовместимыми, или взаимоисключающими друг друга. Предикативные части этих предложений объединяются при помощи союзов или, либо (одиночные и повторяющиеся), то…то, не то…не то, то ли…то ли, ли…ли и т.п. Примеры: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек (М. Горький); Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев).

ССП следствия-вывода. Этопредложения закрытой структуры. Состоят они обычно из двух частей, которые располагаются в строго определенном порядке. Различаются два вида ССП следствия-вывода:1. Причинно-следственные. Первая часть в таких предложениях указывает на причину, а вторая – на следствие или вывод: В саду стало прохладно, и гости вернулись в дом; Спектакль закончился, и зрители стали выходить в фойе. 2. Условно-следственные . В первой части таких предложений содержится условие, при котором возможно то, о чем идет речь во второй. Характерная особенность условно-следственных предложений: глагол-сказуемое (главный член предложения) в них употребляется в сослагательном или повелительном наклонении. Такие предложения, как правило, синонимичны сложноподчиненным предложениям с условным союзом если. Примеры: Сделали бы вы вовремя задание, и не было бы этого неприятного разговора; Подготовьте рефераты, и можете рассчитывать на более высокую оценку.

Сопоставительные ССП. Особенность сопоставительных предложений заключается в том, что с одной стороны в них сравнивается содержание предикативных частей, а с другой – устанавливается отличие. Для таких предложений характерны союзы а, но, да, однако, зато, же, а то, не то . Примеры: Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась чаще и чаще (Л. Толстой); Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик ещё стоял на том же месте в глубокой задумчивости (М. Лермонтов).

Противительные ССП. В противительных предложениях указывается на противопоставление событий, на их различие или несоответствие. Союзы, характерные для таких предложений: а, но, да, однако, зато, же, только и др. Как правило, это предложения закрытой структуры. Примеры: Низ башни был каменный, а верх деревянный (А. Чехов); Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою (В. Короленко);

Присоединительные ССП характеризуются тем, что во второй предикативной части у них содержатся сведения, дополняющие те, о которых уже известно из первой части. В таких предложениях обычно употребляются союзы да и, и ещё, кроме того, к тому же, притом, при этом, также, тоже и др. Например: Наташа говорила шёпотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (К. Паустовский); Вода была тепла, но не испорчена, и притом её было много (В. Гаршин).

Впояснительных ССП одна часть при помощи союзов то есть, а именно поясняет содержание другой. Например: 12 июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие (Л. Толстой); Кроме растений, в саду есть помещения для разных животных, а именно : построено много башенок с решетчатыми вышками для голубей, а для фазанов и других птиц поставлена между кустами огромная проволочная клетка (И. Гончаров).

Вопросы и задания

І. Могут ли некоторые сложносочинённые предложения в качестве синтаксических синонимов иметь сложноподчинённое предложение? Приведите примеры, если это возможно.

ІІ. В зависимости от смысловых отношений между предикативными частями выделите виды сложносочинённых предложений. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. …То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой, то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, то выронит она платок (А. Пушкин). 2. Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием, не то не избежать им лютой казни (А. Пушкин). 3. …Да смотри ж не болтай, а не то поколочу (А. Пушкин). 4. Везде прославилась она девицей скромной и разумной, зато завидных женихов ей шлёт Украйна и Россия (А. Пушкин). 5. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит (М. Лермонтов). 6. Чины людьми даются, а люди могут обмануться (А. Грибоедов). 7. Оскорбление тяжелое и общество офицеров постановляет поединок (А. Куприн). 8. Лизу напугал странно постаревший взгляд Веры Никандровны, и она решилась возражать (А. Фадеев). 9. Андрей был бы хорош только он располнел очень… (А. Чехов). 10. Многое ещё хотелось сделать строителям в этот день, но день был по-зимнему короток (В. Ажаев).

ІІІ. Выделите сложносочинённые предложения открытой и закрытой структуры. Найдите предложения с общим второстепенным членом. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.

1. Начнётся бой, трудный и долгий, может быть на весь день до вечера, и для кого-то из них этот день станет последним днём жизни (В. Быков). 2. Последние тени сливались, да мгла глядела, слепая, необъятная, да за курганом тускнело мёртвое зарево (А. Серафимович). 3. Караван то пробивался среди обломков то продирался сквозь густые заросли стланика… (Г. Федосеев). 4. В прогалине туч блеснула луна и чистой крутой дугой легла на подъём дорога (Г. Николаева). 5. На берегу, на промысле, горели два костра, а в море никого не было (М. Горький). 6. То падал как будто туман то вдруг припускал косой, и крупный дождь (Л. Толстой). 7. То гордый конь его копытом крепко бьёт то зубом волк рванёт то острым рогом вол боднёт (И. Крылов). 8. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки (А.Чехов). 9.Твои мы песни слушать рады да только ты от нас подальше пой (И. Крылов). 10. Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовался твёрдый, льдистый слой наста (А. Куприн). 11. Гоняются над лугом друг за дружкой весёлые стрекозы и перепархивают разноцветные бабочки (И. С. Микитов). 12. Месяца не было, но звёзды ярко светили в чёрном небе (Л. Толстой). 13. Точно я на парусах, надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы (А. Чехов). 14. По улицам, на месте домов, лежали груды углей и торчали закоптелые стены без крыш и окон (А. Пушкин). 15. Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый мороз (М. Пришвин).

10 января 2015

Традиционно (и в школьной грамматике) сложное предложение понималось как объединение простых предложений, достигаемое с помощью определенных синтаксических средств и характеризующееся смысловой, конструктивной и интонационной целостностью. Но его части не являются простыми предложениями, так как: 1) они часто не могут быть самостоятельными коммуникативными единицами, а существуют только в составе сложного; 2) не имеют интонационной завершенности; 3) все предложение целиком отвечает на один информационный вопрос, т.е. представляет собой одну коммуникативную единицу. Правильнее считать их не простыми предложениями, а предикативными единицами.

Классификация сложных предложений

Разберем сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, примеры и их классификацию. Начнем с того, что и те и другие являются сложными. Сложные предложения различаются по характеру связи, характеру предикативных единиц, порядку следования частей. Они бывают союзными и бессоюзными. Союзные, на которых мы и остановимся в данной статье, в свою очередь, делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (примеры смотрите ниже).

Сложносочиненное предложение (ССП)

ССП - это такие сложные предложения, части которых соединены сочинительными союзами и грамматически не зависят друг от друга, т.е. находятся в отношении равноправия, равнозначности.

Специфика сочинительных союзов состоит прежде всего в том, что они находятся в фиксированной позиции - всегда между соединяемыми предикативными единицами (кроме повторяющихся союзов). Они не входят ни в одну из частей сложносочиненных предложений. При изменении порядка предикативных единиц место союза не меняется. Разбор сложносочиненного предложения, примеры различных его видов приводятся в этой статье.

Классификация сложносочиненных союзов

Классификация ССП в "Русской грамматике-80" опирается на деление союзов по признаку однозначности/неоднозначности. К союзам недифференцирующего типа относятся: и, а, но, да, же, или, либо и их синонимы. Они тяготеют к выражению определенного типа отношений, но их значение всегда в той или иной степени определяется контекстом или уточняется конкретизатором. Союзы дифференцирующего типа (в основном союзные аналоги) однозначно квалифицируют те или иные отношения: то есть, а именно, поэтому, также, наоборот, вернее и др., которые имеет сложносочиненное предложение.

Примеры ССП с союзами недифференцирующего типа

  • Ее сердце сильно билось, и мысли ни на чем одном не могли остановиться (собственно соединительное).
  • Я позвонила, и мне тут же открыли дверь (несобственно соединительное с позитивной квалификацией связи).
  • Он никогда не сдерживал своего слова, и это очень плохо (несобственно соединительное, присоединительно-комментирующее).
  • Он шутил, а я злобствовал (сопоставительное).
  • Жизнь проходит быстро, а ты еще ничего не успел сделать (несоответствие, сложносочиненное предложение).

Примеры с союзом "но":

  • Дождя нет, но воздух довольно влажный (противительно-уступительное).
  • Он не очень прилежен, но музыкой занимается с удовольствием (противительно-возместительное).
  • Довольно темно, но свет еще не зажигают (противительно-ограничительное).
  • Пахнет сеном, но запах густ и нежен (присоединительно-распространительное сложносочиненное предложение).

Примеры с союзами "или", "либо":

  • Пусть перебирается сюда, во флигель, или я переберусь отсюда (модально осложненное).
  • Либо я не прав, либо она говорит неправду (модально неосложненное сложносочиненное предложение).

Примеры ССП с союзами дифференцирующего типа

  • Я не умею декламировать стихи, то есть не люблю читать их с каким-то особым выражением (пояснительное).
  • Снег уже лежал, однако было довольно тепло (сильных морозов еще не было) (противопоставительное).
  • Я никогда не дразнил ее, наоборот, относился к ней очень бережно (факультативно-комментирующее).
  • Он говорил долго и монотонно, поэтому всех очень утомил (причинно-следственное).
  • Не только мои друзья относились к его слабостям снисходительно, но и завистники не решались ему возражать (градационное).

Сложноподчиненное предложение (СПП)

СПП - это такое сложное предложение, в котором наблюдается зависимость частей, связанных подчинительными средствами связи: союзами и союзными словами.

Структурно-семантическая классификация СПП опирается на важный формальный признак - характер синтаксической, формальной зависимости придаточной части от главной. Этот признак объединяет научные классификации В.А. Белошапковой и "Русской грамматики-80". Все СПП делятся на предложения нерасчлененного и расчлененного типа. Их дифференциальные признаки таковы.

Нерасчлененный тип

1. Придаточная часть находится в присловной позиции (относится к одному слову в главной), присловная или коррелятивная связь (относится к указательному местоимению).

2. Одна из частей синсемантична, т.е. не может быть семантически достаточной коммуникативной единицей вне состава сложного предложения.

3. Средства связи - синтаксические (многозначные) союзы и союзные слова.

Расчлененный тип

1. Придаточная часть относится ко всему главному предложению: детерминативная связь.

2. Обе части автосемантичны, т.е. потенциально способны существовать самостоятельно.

3. Средства связи - семантические (однозначные) союзы.

Самым важным признаком является первый, структурный признак.

Дальнейшая классификация СПП расчлененного типа проводится с учетом содержания, семантических аспектов (таких как время, условие, уступка, причина, цель, следствие, сравнительный, сопоставительный аспект, которыми может обладать сложноподчиненное предложение).

Примеры из художественной литературы и другие предложения:

  • Прошло уже несколько часов, с тех пор как я покинул город (временное).
  • Если сумеешь, приходи к двум часам (условие).
  • Хотя было уже поздно, в доме горел свет (уступка).
  • Свободного времени у меня почти не бывает, потому что музыка требует полной отдачи (причина).
  • Чтобы хорошо учиться, надо потрудиться как следует (цель).
  • Его глаза сияли, как сияют на темном небе звезды (сравнительное).
  • Если он владеет мыслью, то формой он тем более владеет (сопоставительное).

Классификация СПП нерасчлененного типа прежде всего опирается на структурный признак - характер средства связи и лишь на второй ступени - на различия семантические.

Виды СПП нерасчлененного типа

1. С союзной связью: изъяснительные, определительные (количественные, качественные, квалификация) и компаративные.

2. С местоименной связью: местоименно-вопросительное и местоименно-относительное сложноподчиненное предложение.

Примеры из художественной литературы и другие предложения с союзной связью:

  • Глупо, что ты не придешь (изъяснительное).
  • Воздух так чист, словно его и нет (определительное, количественное).
  • Он говорил быстро, как будто его подгоняли (определительное, качественное).
  • Все это происходило так, будто никого не было в комнате (определительное сложноподчиненное предложение).

Примеры из литературы и другие предложения с местоименной связью:

  • Нужно было слышать, как он говорил (местоименно-вопросительное).
  • Дом, в котором мы живем, новый (местоименно-относительное, ориентированное).
  • Кто бы ни обращался, отказа не было (местоименно-относительное, неориентированное сложноподчиненное предложение).

Примеры предложений (5 класс, учебник русского языка поможет вам продолжить этот список), как вы видите, можно привести самые различные.

Более подробную теоретическую часть можно найти во множестве пособий (например, В.А. Белошапкова "Современный русский язык", "Русская грамматика-80" и др.).

Синтаксический анализ предложения (обобщение).

В задании ЕГЭ по русскому языку для разбора предлагается, как правило, сложное предложение, что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения. Наглядно представим краткую информацию о различиях простого и видах сложного предложений, знание которых тебе потребуется для успешного выполнения задания.

Правило.

предложение количество граммати-ческих основ Особенности построения Основные признаки (средства связи, если есть)
1. Простое предложение одна грамматическая основа Может быть осложненным и неосложненным , но оно все равно будет считаться простым , например:

Подлежащее + однородные сказуемые;

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду .

Однородные подлежащие + сказуемое во мн.ч.;

В садах цвели яблони, груши, вишни и сливы .

Грамматическая основа + причастный оборот/деепричастный оборот;

Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал.

Проводив товарищей , Аня долго стояла молча.

Вводные слова, словосочетания и конструкции; вставные конструкции (попутные указания, замечания, выделяющиеся из синтаксической структуры). Они могут иметь грамматическую основу, но не входят (!) в состав предложения.

Как говорят старожилы , зима будет снежная.

Я не понимал (теперь я понял) , что я делал с близкими мне существами.

-
2. Сложносочин. минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Основы равноправны (то есть от одной основы нельзя задать вопрос к другой).

[Ветер дул с суши], и [у берега вода была спокойна] .

Союзы: и, но, а, либо, однако, или, не только… но и
3. Сложноподчин. минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом интонацией и подчинительными союзами. Основы неравноправны (от одной основы можно задать вопрос к другой).

(Когда ветер дул с суши), [ у берега вода была спокойна] .

Когда вода была спокойна? Когда ветер дул с суши.

Союзы и союзные слова:когда, как, будто (словно), что, чтобы, потому что, так как, если; который, какой, чей, кто и т.д.
4. Бессоюзное предложение (БСП) минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом только интонацией. Графически бессоюзное предложение можно распознать с помощью знаков препинания между основами

(, : – ;)

Ветер дул с суши,у берега вода была спокойна .

-
5. Сложное предложение с сочинительной и подчинит. связью минимум три грамматические основы Должны быть признаки пунктов 2, 3, 4

Алгоритм действий.

1. Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи.

2. Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное.

3. Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними.

Помни! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы!

4. Если предложение сложноподчиненное (СПП), то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).

Разбор задания.

1.

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

1) сложное с сочинительной и подчинительной связью

1) сложноподчиненное

2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

3) сложносочиненное (ССП)

Выделяем грамматические основы и союзы:

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

Таким образом, в предложении 2 грамматические основы (видно является вводным словом, поэтому только осложняет первую основу). Варианты 1 и 3 исключатся, так как они предполагают наличие не менее трех основ. Так как в предложении присутствует подчинительный союз что , то это предложение сложноподчиненное (вариант 2).

1. Какая характеристика соответствует предложению:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавить водой.

1. сложное с сочинительной и подчинительной связью

2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью

3. сложноподчиненное

4. сложное с бессоюзной и союзной (сочинительное и подчинительной) связью

Определяем количество грамматических основ и связь между ними:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил , которые можно было разбавит ь водой.

Три основы (правда – вводное слово) связаны только подчинительной связью (союз когда и союзное слово которые ).

Вариант ответа – 3.

2. Какая характеристика соответствует предложению:

Интересно, что за год до экспериментального открытия позитрона его существование было теоретически предсказано английским физиком Полем Дираком (существование именно такой частицы следовало из выведенного им уравнения).

С каждым днём школьная программа постепенно покидает наш разум и многие простые вещи могут ввести в заблуждение. Правила русского языка вызывают такие сложности наиболее часто. И даже такая вещь, как сложносочинённое предложение, может завести взрослого человека в тупик. Эта статья поможет изучить или обновить в голове информацию по этой теме.

Вконтакте

Одноклассники

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение (ССП) – такое, в котором части соединены сочинительной связью , которая выражается сочинительными союзами. При этом все элементы равноправны и независимы.

Деление по значению союзов сложносочинённого предложения

  1. Соединительные: и, да (=и: хлеб да соль), да и, и..и.., не только..но и, как..так и;
  2. Разделительные: или, или..или, либо, то..то, то ли..то ли, не то..не то;
  3. Противительные: а, но, да (=но: красив, да глуп), зато, однако.

Когда детей в школе только знакомят с типами предложений, выделяются только описанные выше три группы сочинительных союзов. Однако в старшей школе ученики выделяют ещё три группы:

  1. Градационные: не только, не столько..сколько, не то чтобы..а, не то чтобы..но и;
  2. Пояснительные: а именно, то есть;
  3. Присоединительные: притом, причём, да и, тоже, также.

Таким образом, выделяют сложносочинённое предложение с соединительными союзами, разделительными и противительными, а также дополнительно с градационными союзами, пояснительными и присоединительными.

Сложносочинённые предложения: примеры и схемы

После выходных ему стало лучше, и он выздоровел окончательно.

Схема: (), и (). Сложносочинённое предложение с союзом и показывает последовательность действий.

Каждый день он должен был делать уроки или помогать маме по хозяйству.

Схема: () или (). Разделительный и ли взаимоисключает события.

Ты теперь подстрели что-нибудь, а я разведу костёр.

Схема: (), а (). Союз а – противительный, а значит, в предложении присутствует противопоставление.

Не только родные восхищались её умом, но и совершенно чужие люди.

Схема: не только (), но и (). Данная структура сложносочинённого предложения разделяет события по значимости и важности.

Нога была сломана, то есть он не мог больше продолжать путь самостоятельно.

Схема: (), то есть (). Имеется поясняющий союз то есть.

Мы должны это сделать, притом у нас очень мало времени.

Схема: (), притом (). Союз притом даёт дополнительные факты и информацию .

Пунктуация в сложносочинённых предложениях

В ССП элементы разделяются запятыми, точкой с запятой или же с помощью тире.

Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая . Она ставится как перед одиночными, так и перед повторяющимися сочинительными союзами:

Пусть будет, как угодно богу, а закон следует исполнять.

Схема: (), а ().

Или я приду завтра, или ты приходи.

Схема: или (), или ().

Точка с запятой используется в том случае, когда элементы ССП сильно распространены, и запятые уже используются:

Мальчик радовался новому змею, бежал за ним и был самым счастливым человеком; а стихия уже приготовилась проливать дождь, разгонять ветер и ломать ветки деревьев .

Схема: (); а ().

Точка с запятой также может ставиться, когда предложение имеет несколько частей:

У меня такое мнение, а у тебя другое; и каждый из нас прав по-своему.

Схема: (), а (); и ().

Тире ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения имеют резкое противопоставление или резкую смену событий:

Зал на секунду замер и тут же раздались дикие овации.

Схема: () – и ().

Когда не ставятся знаки препинания

Части ССП являются:

  1. Вопросительными: Когда Вы ещё будете в городе и смею ли я просить о встрече?
  2. Побудительными: Делай все хорошо и пусть ты со всем справишься.
  3. Восклицательными: Вы такой молодец и мне всё так нравится!
  4. Назывными: Холод и ветер. Духота и зной.
  5. Безличными предложениями: Холодно и ветрено. Душно и знойно.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Повторение. Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения».

Задачи:

  • повторить и закрепить умение учащихся определять структуру ССП и его частей,
  • расставлять знаки препинания, а также навыков правописания;
  • помочь учащимся в усвоении сферы употребления данных конструкций;
  • активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и
  • составления предложений по теме урока;
  • развивать мыслительную деятельность учащихся;
  • воспитывать любовь к языку, чувство взаимопомощи;
  • проверить знания учащихся по теме урока.

ХОД УРОКА

1. Повторение изученного (Приложение , слайд 1)

Отг..ворила роща з..лотая
Березовым в..селым языком
И журавли п..чально прол..тая
Уж (не) ж..леют больше ни (о) чем. (стих. «Отговорила роща золотая»)

…Я приш..л на эту землю
Чтоб ск..рей ее п..кинуть. (стих. «Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных…»

Пот..нула деревня в ухабинах
Засл..нила избенки л..са. (стих. «Русь»)

Задание:

Объясните орфограммы, раскройте скобки, вставьте пропущены знаки препинания. Простые это предложения или сложные, определите их вид. (1-е- БСП; 2-е- СПП; 3-е- ССП)

Вопросы классу:

  • Почему первое предложение является сложносочиненным? (Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительного союза И)
  • Почему второе предложение является СПП? (Части второго предложения неравноправны, они соединены при помощи интонации и подчинительного союза ЧТОБ)
  • Докажите, что третье предложение является БСП. (Части его соединены только интонацией)

Давайте составим схемы этих предложений.

2. Обобщение материала. Составление схемы (Приложение , слайд 2)

Сложное предложение
Союзное Бессоюзное
- ССП
- СПП

Вопросы:

  • Какие предложения мы будем называть сложносочиненными? (ССП это предложения, состоящие из 2-х или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы располагаются между частями ССП и не входят ни в одну из них)
  • Чем ССП отличается от СПП? (СПП состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, которые зависят друг от друга и соединены между собой подчинительными союзами и союзными словами)
  • А БСП? (Это сложные предложения, части которого равноправны и соединены между собой с помощью интонации)

Учитель. Сегодня мы с вами остановимся на ССП. Что вы можете сказать о знаках препинания в ССП? Давайте обратимся к доске. (Приложение , слайд 3)

Пример 1 :

Шумит на дворе непогода,
А в доме давно уже спят. (А.Толстой)

(В СПП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами)

Попутный вопрос: какие сочинительные союзы вы знаете?

А) сочинительные (и, да, ни-ни, также, тоже)
Б) противительные (а, но, да(=но), однако, зато же, а то, не то)
В) разделительные (или, либо, то-то, не то – не то)

Пример 2 : У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л.Толстой)

(Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой)

Пример 3 : Я спешу туда ж- а там уже весь город. (А.С.Пушкин)

(Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к 1 части, то между ними вместо запятой ставится тире )

Пример 4 : По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

(Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или общее придаточное и соединены повторяющимся союзом)

Запятая не ставится перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО: (Приложение , слайд 4)

Пример 5 : Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.

(Если части ССП имеют общий второстепенный член или вводное слово)

Пример 6 : Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.

(Если части ССП имеют общее придаточное предложение)

Пример 7 : Прогулка в зимнем лесу и катание на санках.

(Между двумя назывными предложениями)

Пример 8 : Который теперь час и сколько времени нам еще осталось ждать.

(Между двумя вопросительными предложениями)

Пример 9 : Нужно написать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.

(Между безличными предложениями, имеющими в составе сказуемых СИНОНИМЫ).

5. Отработка умений и навыков. Объяснительный диктант

  • Сухой треск ракетницы – и в небе вспыхивают два зеленых огонька. (А.Первенцев)
  • На круглом столе была накрыта скатерть и стоял китайский прибор. (Л.Толстой)
  • В холодном поле ветер шумел, и дождик лил, и гром гремел.
  • Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться, когда раздался звон колокольчика.

6. Дифференцированный подход

Слабые учащиеся работают с карточкой.

Карточка

Задание: спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Определите вид сочинительных союзов.

  • Она см..ялась (от) всей души и смех пр..давал сверка..щую силу ее..сл..пительной красоте. (Н.В.Гоголь)
  • Рас..тались мы но твой портрет я на груди моей храню. (М.Ю.Лермонтов)
  • В это время в д..вичьей не только был известен пр..езд министра но и внешний вид его был подробно описан. (Л.Н.Толстой)

Остальные учащиеся работают с доской. (Приложение , слайд 5)

На экране картина Ивана Айвазовского «Море. Лунная ночь». Вся жизнь этого знаменитого художника прошла у моря. Маленьким мальчиком он бегал по влажному песку. Взрослым юношей ходил в дальние морские походы на военном бриге. Зрелым мужчиной и глубоким старцем возвращался в Феодосию, городок у моря, где и написал свои лучшие полотна. Все вы знаете его знаменитую картину «Девятый вал»- гимн человеческому мужеству. И вот перед вами еще один из шедевров великого художника. А. Веселова написала небольшое стихотворение по впечатлениям от этой картины «Впечатление от Айвазовского». На доске отрывок из него.

Легли на холст (не)брежные мазки
И побежала (в)даль волна морская.
И след простыл печали и тоски.
Душа вспорхнула волны догоняя.
Вода меняет цвет она горит
И сотни лун куда (то) мчат потоки.
Вот-вот проглянет солнце на востоке
И океан покорно замолчит.

Задание: выпишите из текста стихотворения ССП.

7. Конструирование предложений (Приложение , слайд 6)

Задание: из простого предложения образуйте ССП.

  • Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. (Время было позднее, однако (но) в лесу еще можно было слышать пение птиц.)
  • Вследствие продолжительных дождей болота стали непроходимые. (Шли проливные дожди, и болота стали непроходимые.)
  • Слышны осторожные шаги. Раздается чей-то топот. (То слышны осторожные шаги, то раздается чей-то шепот.)

8. Выборочное списывание

Задание: (по вариантам) выпишите предложения и составьте схемы (учитель читает текст)

1 вариант – простые с однородными членами
2 вариант – ССП

  • Челкаш рассердился и острое жжение в груди передернуло его. (М.Горький)
  • Дед прихлебывал чай из стакана и прислушивался к разговору. (В.Вересаев)
  • Первая охотничья неудача рассердила меня, но не истребила страсти. (И.Тургенев)
  • К рассвету собака залаяла и раздался стук в дверь.
  • Падающий снег закрывал все предметы и белая пелена окутывала все вокруг.
  • Захар с трудом высвободился из двери и тотчас притворил ее за собой.

9. Проверочная работа (тест) с целью проверить знания учащихся по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП»

10. Подведение итогов урока

Вопросы:

  • Чем отличается простое предложение от сложного?
  • Какие виды сложных предложений вы знаете?
  • Какие предложения называются СС?
  • Чем отличаются ССП от БСП и СПП?
  • Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?

11. Домашнее задание: выписать из текстов художественной литературы 6 сложносочиненных предложений с различными видами сочинительных союзов.

Проверочная работа

1 вариант

)

А) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сухой прохладой.
Б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
В) От жары листья съежились от огня обуглились деревья.
Г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков ожидали солнца.

2. Укажите ССП, в которых ставится запятая

А) Кто это такие и что им надо?
Б) В это время скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась головы Антона.
В) Лежит вокруг снег и деревья стоят в белом уборе.
Г) Липы цветут и пахнет липовым медом.

3. Определите тип предложения по структуре: Предки Лейкина были крепостными, но на волю вышли раньше, сколотили капитал и были удачливее Чеховых. (М.Громов)

А) ССП

4. Укажите ССП

А) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.
Б) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем.
В) Все проходит да не все забывается.
Г) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.

А) С колесницы пал ДАДОН охнул раз и умер он.
Б) По полям льется речка студеной волною и беседка моя отражается гладью речною.
В) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя.

А) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.
Б) то ли врачи ошиблись то ли рана сама заросла.
В) После грозы все блестело и дышалось легко.

А) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.
Б) На покосе то комары то мошкара кружат.
В) Погода отличная и нет дождя.

2 вариант

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены )

А) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М.Лермонтов)
Б) Слышно было как где-то далеко кричали лягушки.
В) Она свежа как вешний цвет взлелеянный в тени дубравной. (А.С. Пушкин)
Г) Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от одуванчиков. (М.Пришвин)

2. Укажите ССП, в которых не ставится запятая

А) Много веков сушили эту землю ветры- суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой.
Б) Он слушал меня с улыбкой но временами взгляд его был бесчувствен.
В) После грозы воздух чист и дышится легко.
Г) У меня задрожали ноги и закружилась голова.

3. Определите тип предложения по структуре: К рассвету собака вдруг зашлась от лая а потом смолкла и радостно заскулила. (Ч.Айтматов)

А) ССП
Б) простое, осложнено однородными членами.

4. Укажите ССП

А) Лист сухой валится ночью ветер злится и стучит в окно.
Б) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик и стояли спавшие подсолнухи. (А.Чехов)
В) Челкаш был сегодня не в духе и отвечал на вопросы отрывисто и резко. (М. Горький)
Г) Мы приедем вечером, потому что спектакль закончится поздно.

5. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

А) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А.Куприн)
Б) И скучно и грустно и некому руку подать. (М.Лермонтов)
В) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А.Пушкин)

6. Укажите ССП с общим второстепенным членом.

А) По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. (И.Бунин)
Б) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою (И.Бунин)
В)В нижнем этаже балкона заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов)

7. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

А) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М.Лермонтов)
Б) Весь день Анна пробыла дома и не принимала никого. (Л.Толстой)
В) Продавщица бросила нож, кивнула Павлу головой и пошла через зал к боковой двери.