Enigma (музыкальный проект). Биография Энигма что за группа

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Музыка

Композиции Enigma описываются как «музыкальные произведения, едва ли имеющие что-то общее с обычной музыкой и общепринятыми представлениями о ней» и «сравнительно новый коллаж звуков, ритма и чувств». Крету всё сильнее совмещает мировые музыкальные направления, сливая все треки в единое целое. Он оставляет вокальными всего несколько треков, заставляя каждого слушателя воспринимать их по-своему.
Понять сущность музыки не может даже Крету: «Никакие слова не могут объяснить музыку. Музыка объясняет себя. Слова и звуки - подобны лучам прожектора. Они не показывают вам всего. Вы должны увидеть то, что находится между потоками света».

Первый альбом проекта уникален соединением уже существовавшей электронной музыки белых людей с чёткой хип-хоповой ритм-секцией чёрных, где бас и барабаны звучат уже с крепко накрученным звуком - эксайтеры, компрессоры и т.д. Таким образом, проект породил целое музыкальное течение.

Содержание музыки проекта отличается от альбома к альбому, от сексуальности в «Principles of Lust», любви в «Gravity of Love» и невинности в «Return to Innocence». В статье журнала «Billboard» 18 мая 1991 года Крету отметил: «В противовес обычной философии звукозаписывающей компании, люди непредубеждённы и жаждут чего-то уникального. Это музыка, которая отличается от любой другой, существующей сейчас. Я думаю, люди отреагировали на это». Он продолжил: «Я создал законченное музыкальное произведение, и я хотел, чтобы оно находилось по ту сторону от всей остальной музыки. Есть ощущение тайны в этой музыке, которую я хочу оставить нетронутой восприятиями и предубеждёнными идеями, которые обязательно привносятся продюсером или композитором». В то же время можно сказать, что музыка Enigma представляет собой некую форму нью-эйджа с выраженными добавками эмбиента , пост-индастриала и духовной европейской музыки. В целом их стиль нередко называют Энигматик (Enigmatica).

Длительное время Мишель жил на острове Ивиса , Испания , управляя созданной им студией звукозаписи «A.R.T. Studios». В 2008-2009 г. власти острова провели судебный процесс против Крету. Он был обвинен в нарушении местных правил застройки, и его вилла по решению суда в мае 2009 г. была подвергнута разрушению. В связи с этим работа «A.R.T. Studios» прекращена. Мишель Крету переехал в Германию. Новой творческой лабораторией Мишеля стала мобильная студия «MERLIN» .

Участники проекта

Музыка

  • Мишель Крету - основатель проекта. Создаёт всю музыку и занимается продюсированием, аранжировками и звукорежиссурой. Делает большую часть ремиксов и пишет аранжировки для приглашённых вокалистов.
  • Франк Петерсон (Frank Peterson) - помогал в создании первого альбома. Видимо ему принадлежит идея использования григорианских хоралов в музыке проекта. После ухода из Enigma создал собственный популярный проект Gregorian .
  • Дэвид Файрстейн (David Fairstein) - участвовал в создании первых трёх альбомов и частично четвёртого. Автор слов некоторых композиций, большинство которых стали хитами.
  • Петер Корнелиус (Peter Cornelius) - создал несколько гитарных соло для второго и третьего альбомов.
  • Йенс Гад (Jens Gad) - исполнил большинство гитарных партий в альбомах The Cross of Changes , The Screen Behind The Mirror и Voyageur , а также помогал Крету в технических вопросах (аранжировка и звукорежиссура). Кроме того, он является автором большинства клубных ремиксов на синглах. В ходе работы над альбомом A Posteriori покинул проект. В своих интервью Крету отрицает роль Йенса Гада как сопродюсера проекта.

Вокальные партии

  • Мишель Крету - исполняет большинство мужских вокальных партий.
  • Сандра Крету - женский вокал на первых пяти альбомах проекта.
  • Андреас Харде (Andreas Harde (aka Andy Hard, Angel, Angel X)) - исполняет «Return to Innocence».
  • Рут-Энн Бойл (Ruth-Ann Boyle) - ведущий голос английской группы «Olive». Исполняет «Gravity of Love» и ряд других песен четвёртого и пятого альбомов, а также её голос звучит в композиции «We Are Nature» с бонус-диска седьмого альбома.
  • Эндрю Дональдс (Andru Donalds) - ямайский регги-исполнитель, которого продюсировал Крету. Исполняет «Modern Crusaders» и ряд песен в альбомах с четвёртого по седьмой.
  • Луиза Стенли (Louisa Stanley) - работает в области промоушн для «Virgin Records». Её голос звучит на треке «The Voice of Enigma», в некоторых композициях первых трёх альбомов, а также в альбоме A Posteriori .
  • Элизабет Хоутон (Elisabeth Houghton) - фотограф «Virgin Records». Её голос звучит в четвёртом альбоме.
  • Маргарита Ройг (Margarita Roig) - вокал на альбоме Seven Lives Many Faces , исполнительница испанского фольклора, остров Ивиса.
  • Никита Крету (Nikita Cretu) - исполняет «The Same Parents» в альбоме Seven Lives Many Faces .
  • Себастиан Крету (Sebastian Cretu) - исполняет «The Same Parents» в альбоме Seven Lives Many Faces .
  • Nanuk - дополнительные голосовые партии в альбомах Seven Lives Many Faces и The Fall Of A Rebel Angel .

Тексты песен

  • Мишель Крету - автор основной части текстов.
  • Дэвид Файрстейн - работал вместе с Крету над текстами для первых трёх альбомов, а также он является автором текста композиции «Smell of Desire» с четвёртого альбома.
  • Николас Мартен (Nikolas Marten) - автор дикторского текста для «Remember the Future DVD».

Влияние

Популярность первых двух студийных альбомов Крету привела к появлению музыкальных групп, пишущих музыку в подобном Энигме стиле. Era , Gregorian (во главе с прежним участником «Энигмы» - Франком Петерсоном) и несколько других известных групп, включали в свои песни григорианские песнопения.

Критики и фанаты нашли влияние Энигмы в работах и других известных музыкантов. Например, Delerium и его альбом «Semantic Spaces », альбомы Майка Олдфилда «The Songs of Distant Earth » и «Tubular Bells III », B-Tribe и их альбом «Fiesta Fatal!», а также песня «Eden» Сары Брайтман .

Некоторые известные песни проекта появлялись на известных телешоу и в фильмах , например:

  • «Beyond the Invisible » и «Modern Crusaders » в телесериале «Её звали Никита ».
  • «Return to Innocence » в эпизоде телесериала «За гранью возможного ».
  • «Return to Innocence» в титрах фильма «Человек Дома » («Man of the House»).
  • «Return to Innocence», «Sadeness (Part I) » и «Principles of Lust » в фильме «Райское наслаждение ».
  • Моя, так называемая Жизнь » («My So-Called Life»).
  • «Return to Innocence» в эпизоде телесериала «Детектив Раш ».
  • Елена в ящике ».
  • «Sadeness (Part I)» в фильме «Ангелы Чарли ».
  • «Sadeness (Part I)» в трейлере к фильму «1492: Завоевание рая ».
  • «Sadeness (Part I)» в фильме «Солдаты неудачи ».
  • «Principles of Lust » и «Sadeness (Part I)» в фильме «Одинокая белая женщина » («Single White Female»).
  • «Carly"s Song », «Carly’s Loneliness» и «Principles of Lust» в фильме «Щепка ».
  • «The Eyes of Truth » в мировом трейлере фильма «Матрица » и «Долгий поцелуй на ночь ».
  • «I Love You … I’ll Kill You» в фильме «Money Talks» и трейлере фильма «Стиратель ».
  • «Smell of Desire» в трейлере фильма «Прыжок» («Bounce»).
  • «Sadeness (Part I)» в комедийном телешоу «Шоу Шаппелла » («Chappelle’s Show»).
  • «Gravity of Love » в трейлере фильма «Царь скорпионов ».

Композиция «Return to Innocence» также использовалась во многих рекламных роликах , например авиакомпании «Virgin Atlantic ». В 2009 году композиция «Seven Lives» использовалась в рекламе Samsung LED TV .

Судебные процессы

Хотя все обвинения были сняты, Крету не удалось сохранить анонимность в отношении истинных исполнителей проекта, которую он держал после выхода первого альбома.

После этих исков, семплы, используемые в производстве третьего и четвёртого альбомов, «Le Roi Est Mort, Vive Le Roi! » и «The Screen Behind the Mirror », должным образом соблюдали законы об авторском праве. Пятый же альбом, «Voyageur », не содержал никаких семплов вообще.

Дискография

Студийные альбомы
  • : Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!
  • : The Screen Behind the Mirror
  • : Voyageur
  • : Seven Lives Many Faces
  • : The Fall of a Rebel Angel

Бутлеги

Замечание: Эти альбомы являются лже-альбомами или бутлегами - сборниками или копиями песен других исполнителей, не имеющих отношения к проекту Enigma.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.
В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу.
Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними.
В Дорогобуже, в то время как, заперев пленных в конюшню, конвойные солдаты ушли грабить свои же магазины, несколько человек пленных солдат подкопались под стену и убежали, но были захвачены французами и расстреляны.
Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева.
С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.
Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.
– Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.

Сегодня мы поговорим о таком музыкальном явлении, как Enigma. Что значит это слово мы опишем ниже. Также мы расскажем, как появилось это явление, кто его создал и какое влияние оно оказало.

История

Итак, тема данного материала - enigma. Как переводится это слово? В этом разобраться несложно. На русском языке оно звучит как «загадка». Термин имеет древнегреческие корни. Попробуем разобраться, что такое «Энигма» в мире музыки.

Начнем с того, что это немецкий музыкальный проект, который был создан в 1990 г. Мишелем Крету. Проект выпустил 8 студийных альбомов, несколько сборников и 12 синглов. Мишель Крету получил академическое музыкальное образование и уже к семидесятым годам был известен в музыкальном мире. Этот человек основал проект Enigma и вскоре выпустил дебютный альбом под названием MCMXC a.D., а также сингл Sadeness (Part I). В этом проекте объединились григорианские хоралы, гипнотическая музыка, новаторское активное использование семплов и запоминающиеся видеоклипы.

В результате альбом и сингл покорили вершины чартов. Крету пытался добиться особой таинственности проекта. Предполагалось, что слушатели не будут знать исполнителей, что позволит в большей степени погрузиться в музыку. В 2001 г. Крету завершил первую главу своего проекта. В честь этого было выпущено два сборника, а также сингл. В поддержку релизов на территории Мюнхенского Планетария состоялось световое шоу.

Вскоре в свет вышел сборник клипов под названием Remember The Future. В 2009 г. в честь двадцатилетнего юбилея проекта был подготовлен сборник под названием The Platinum. В него вошли лучшие композиции, ремиксы, а также незавершенные инструментальные композиции экспериментального характера, по сути, черновики альбомов.

Последняя часть получила имя The Lost Ones. В 2010 г. Мишель Крету отметил двадцатилетие проекта записью сингла MMX. Звучание композиции, вокалисты, обложка сингла и видеоклип выбирались посредством голосования слушателей через Интернет. Ведущая партия была исполнена латвийской певицей Fox Lima. В 2015 г. появилась информация о начале работы над восьмым студийным альбомом. Пластинка вышла в 2016 году.

Музыка

«Энигма» - это студийный проект, его участники с концертами не выступают. Крету старается совмещать различные музыкальные направления, объединяя их в единое целое. Вокальными, как правило, остаются всего несколько треков в альбоме. Первый альбом уникален благодаря соединению электронной музыки с хип-хоповой ритм-секцией. Таким образом, появилось целое музыкальное течение. Можно сказать, что «Энигма» - это некая форма нью-эйджа, с добавками духовной европейской музыки, пост-индастриала, а также эмбиента. Мишель длительное время жил на территории острова Ивиса в Испании. Он управлял созданной им же студией A.R.T. Studios. В 2009 г. вилла музыканта, по решению суда, была подвергнута разрушению. Мишель Крету отправился в Германию. Новой творческой мастерской Мишеля стала студия MERLIN.

Участники проекта

«Энигма» - это проект, который объединяет множество музыкантов. Мишель Крету создаёт музыку, занимается звукорежиссурой, аранжировками и продюсированием. Он делает основную часть ремиксов, а также пишет партии для приглашённых вокалистов. Франк Петерсон оказывал помощь в работе над первым альбомом. Вероятно, именно он разработал идею использования в музыке григорианских хоралов. Франк Петерсон ушел из Enigma и создал проект Gregorian. Дэвид Файрстейн - участвовал в работе над первыми тремя альбомами. Частично помогал в создании четвертого студийного диска. Является автором слов некоторых композиций. Петер Корнелиус создал ряд гитарных соло, которые звучат во втором и третьем альбоме. Активно участвовал в жизни проекта и Йенс Гад. Он является исполнителем большинства гитарных партий. Этот человек помогал Крету в некоторых технических вопросах, таких как звукорежиссура и аранжировка. Является автором многих клубных ремиксов, которые выходили на синглах. Оставил проект при работе над альбомом под названием A Posteriori. Крету отмечал, что Йенс Гад был и сопродюсером.

Вокальные партии

«Энигма» - это проект, в котором часто звучит голос самого основателя. Мишелю Крету принадлежит большая часть мужских вокальных партий. Сандра отвечала за женский голос, звучащий в первых 5 альбомах. Return to Innocence исполнил Андреас Харде. Рут-Энн Бойл исполнила Gravity of Love и We Are Nature. Также ее голос звучит в ряде других композиций 4 и 5 альбомов. Эндрю Дональдс - ямайский регги-исполнитель. Его продюсировал Крету. Он исполняет Modern Crusaders, а также ряд песен в 4 - 7 альбомах.

Луиза Стенли — исполнительница, чей голос можно услышать в композиции The Voice of Enigma. Также данная вокалистка работала над некоторыми композициями трёх первых альбомов и пластинкой A Posteriori. Голос Элизабет Хоутон можно услышать на четвертом диске проекта. Маргарита Ройг - исполнительница испанского фольклора с острова Ивиса. Она является вокалисткой альбома Seven Lives Many Faces. Себастиан и Никита Крету является исполнителями The Same Parents.

Влияние

Как уже было сказано, слово enigma в переводе означает «загадка». Тайной остается то, как проекту удалось породить целый ряд музыкальных групп, которые начали создавать композиции в подобном стиле. Среди них следует отметить Gregorian и Era. Поклонники и критики отмечают, что влияние проекта заметно и в работах прочих известных музыкантов. Среди них следует отметить Delerium, Майка Олдфилда, B-Tribe, Сару Брайтман.

Песни Modern Crusaders и Beyond the Invisible звучали в сериале «Её звали Никита». Композиции Sadeness (Part I), Principles of Lust и Return to Innocence появились в фильме под названием «Райское наслаждение». Песня The Eyes of Truth звучит в ленте «Долгий поцелуй на ночь» и трейлере к «Матрице». Композиция I Love You, I’ll Kill You появляется в ленте Money Talks. Smell of Desire можно услышать в трейлере к фильму «Прыжок».

Дискография

В рамках проекта были записаны следующие альбомы: MCMXC a.D., The Cross of Changes, Le Roi Est Mort, Vive Le Roi, The Screen Behind the Mirror, Voyageur, A Posteriori, Seven Lives Many Faces. В 2016 г. вышла пластика The Fall of a Rebel Angel.

Пожалуй, нет такого человека, даже далекого от мира музыки, который бы не слышал о том, что такое группа "Энигма". Их таинственная, завораживающая музыка, невероятно популярная в 90-е годы прошлого века, и сегодня не утратила своей актуальности, став при этом современной классикой.

На самом деле "Энигма" - это не столько группа в привычном смысле слова, сколько музыкальный проект. Так, он не имел постоянного состава участников, не давал интервью, не играл на фестивалях и вообще не давал никаких концертов, так как изначально задумывался как исключительно студийный проект.

Идея создания

У основания проекта стоят супруги Крету: Мишель Крету, композитор и продюсер, и Сандра Крету - популярная певица 80-х, исполнительница многих композиций коллектива. Изначально группа "Энигма" задумывалась Мишелем как совершенно таинственная. Даже название было выбрано неслучайно, ведь оно переводится как "тайна".

Планировалось, что это будет чистейшее лишенное всяческого вмешательства личности исполнителя. Для этого состав проекта очень долго держался в тайне. И ее даже не собирались раскрывать. Возможно, Мишелю бы это и удалось, но судебный спор не позволил сохранить тайну. Дело в том, что в первом своем альбоме группа "Энигма" использовала сэмплы из записи Именно они и придали музыке ту самую глубину и мистичность, а также узнаваемое звучание. Но владельцы звукозаписи, которая была применена для сэмплов, подали в суд на незаконное ее использование. В ходе суда личности артистов были рассекречены. В прессе упоминались имена тех, кто составлял проект "Энигма". Группа, фото участников которой появились на обложках музыкальных изданий, все же не стала менее популярной.

Лучшие альбомы "Энигма"

Если в первом альбоме были использованы сэмплы монашеских песнопений, то во втором - The Cross of Changes, им на смену пришли песни американских аборигенов в сочетании с французской речью, что заставило возмущаться поклонников группы, ожидавших снова флейт и хоралов. Но тем не менее альбом был успешным и продавался миллионными тиражами по всему миру. А вот третий диск, по замыслу создателей, стал как бы ребенком первых двух, впитав в себя все лучшее, что они имели. Этот третий альбом вышел в 1996 году и назывался Le Roi Est Mort, Vive Le Roi! Далее в своем творчестве Крету и его напарник Франк Петерсон продолжали экспериментировать, вписывая в песни группы "Энигма" звон церковных колоколов, звуки органа или классических японских инструментов.

Вторая глава в жизни проекта

Становилось все сложнее треки "Энигмы" назвать песнями, даже голос стал появляться лишь в незначительной части композиций. Причем во многих случаях сложно сказать, или же инструмент. Сам Крету говорит о своей музыке: "Ее сложно выразить словами, никакие слова не могут описать ее".

Несмотря на это, многие поклонники считают, что главная заслуга в том, что проект стал популярным, принадлежит голосу солистки Сандры. Однако к шестому альбому ее участие в создании композиций прекратилось, так как брак с Мишелем практически распался. Но, вопреки всему, именно шестой альбом А Posteriori многие охарактеризовали как самый лучший в музыкальной карьере Крету. А вот следующий диск хоть и вернулся к традиционному этническому звучанию, был коммерчески не слишком успешным.

Судьба группы после 20 лет существования

В 2009 году группа "Энигма" отметила свое 20-летие, издав музыкальный сборник из трех альбомов. На них были не только лучшие хиты группы, но и ремиксы, а также треки, ранее не публиковавшиеся.

На сегодняшний день музыкальный стиль, в котором играет группа, характеризуется как энигматика. И у него масса последователей. Интерес к такой музыке и к самому проекту не ослабевает, несмотря на то что лучшие альбомы "Энигмы" остались в прошлом.

Enigma

биография
дата добавления: 28.01.2008

Группа образовалась в 1990 году в Испании. Ее стиль – уникальное смешение таких жанров как «New Age», «Alternative», «Dance», и множества других других. Основатель и идейный вдохновитель проекта – Мишель Крету - однажды сказал, что его коллективу интересно исследовать «все оттенки Музыки…».

Их первый альбом назывался «MCMXC A.D». В Европе он появился в конце 1990. Быстро набирающая популярность пластика была издана в следующем году и на территории США. Успех пришел сразу. Один из синглов - ""Sadeness part 1"" – мгновенно возглавил ведущие чарты нескольких стран. А дебютный диск группы несколько раз переиздавали по всему миру. В Америке эта работа стала мультиплатиновой, и почти пять лет подряд не покидала рейтинг «Top 200».

Мишель Крету свой альбом считает своеобразной музыкальной книгой. А каждую мелодию – отдельной ее главой. Тем самым подчеркивая тот факт, что для правильного восприятия, лучше послушать весь «MCMXC A.D»… Очень завораживающим оказалось использование композитором записей грегорианских песнопений, которые с шестого века нашей эры не претерпели совершенно никаких изменений. Крету смешал их вместе с потрясающим вокалом Сандры и танцевальными ритмами, получив совершенно уникальное звучание. Правда, за свой неповторимый стиль музыканту вскоре пришлось заплатить. Причем, в буквальном смысле.

В 1991 году участники «Enigma» получили письмо от Мюнхенского хора «Kapelle Antiqua». В нем хор требовал от группы немедленных извинений и денежных компенсаций. За нелегальное использование частей своих работ в композициях «MCMXC A.D». Те самые грегорианские песнопения сыграли с Крету злую шутку. Правда, дебютный альбом уже принес своим создателям просто астрономическую прибыль, поэтому дело удалось решить без суда. Просто признав свою вину и в частном порядке выплатив Мюнхенскому хору достаточную для снятия дальнейших претензий сумму. Более того, издатели «Enigma» в кратчайшие сроки совершенно честно приобрели у «Kapelle Antiqua» права на ряд работ. Чтобы в дальнейшем, Мишель Крету мог свободно заниматься творчеством.

Второй альбом молодой группы был выпущен уже только в 1993. Ему дали название ""The Cross Of Changes"". Этот диск во много раз преумножил популярность коллектива. Пластинка отлично раскупается по всей планете. Количество переизданий просто поражает. Из новых песен больше всех отличается ""Return to Innocence"". В большом количестве стран композиция становится хитом. Только в США трек добивается первых строк «Top 5».

Еще больше творческого потенциала музыканты заложили в альбом «Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!», выпущенный некоторое время спустя. Он очень гармоничен, и содержит в себе укрепление и развитие тех идей, что были использованы в первых работах «Enigma». В ""MCMXC А. D."" – это сексуальность и религия. В ""The CROSS Of Changes"" – метафизика. А «Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!» подводит под всем этим черту вопросом «Почему мы живем?». И делает это легко и просто, создавая великолепный коктейль из классических мелодий, стиля «New Age» и современных ритмов.

Важной вехой в творчестве группы стал диск «The Screen Behind The Mirror». Он появился на прилавках в сентябре 2000 года. Многие прежние наработки были оставлены в прошлом. Теперь Мишель Крету сделал основой своих мелодий знаменитую ""Carmina Burana"" – потрясающую оперу Карла Орфа. Лейтмотивом всего альбома стала самая ее волнующая и тревожная часть под названием ""O Fortuna"". Фрагменты оперы возникают по всей пластинке, то в одной, то в другой композиции. При этом, в плане стиля, коллектив остается верен себе. Их работа, как всегда, состоит из десятка хитро переплетенных между собой жанров. И представляет собой не сборник отдельных песен, а практически единое музыкальное полотно. При этом, вокальных работ на диске достаточно мало. «Enigma» часто пытается передать слушателям ощущения и мысли не словами, а мелодией, звуком… Нужно только научится воспринимать этот посыл.

Девиз Мишеля Крету прост: «Можно все, ибо ты свободен!». Когда он сочиняет музыку для «Enigma» - ему важен не только результат, но и сам процесс творчества, именно он приносит наибольшее наслаждение. И вдохновляет на новые и новые эксперименты. Главное, не пытаться ограничивать себя узкими рамками отдельных стилей. В итоге, каждый отдельный фрагмент становится элементом одной огромной звуковой мозаики. Которую мастер собирает от трека к треку, передавая нам свое мироощущение, и призывая слушать окружающий нас мир…

Первый альбом ENIGMA вышел в Европе 3 декабря 1990 г. (Virgin Germany) и 12 февраля 1991 г. - в США (Virgin/Charisma), очаровав слушателей и критиков во всем мире своим звуковым коллажем. Cингл "Sadeness part 1" возглавил чарты в 23 странах, в то время как сам "MCMXC a. D." стал хитом © 1 в 41 странах и завоевал 57 платиновых вознаграждений, включая тройное платиновое свидетельство в Америке, и был на вершине Top 200 в течение более чем пяти лет.

Крету расценивает каждую песню как "главу в книге", и поэтому истинное предстваление о работе можно получить только от целого альбома. Смесь григорианских песнопений шестого века, околдовывающего французского шепота Сандры, гипнотической, эфирной музыки с опьяняющими ритмами танца делают "MCMXC a.D." скорее удивительным слуховым путешествием, нежели собранием индивидуальных песен.

Хотя ENIGMA, возможно, особо ответственна за повышение интереса к григорианским песнопениям во всем мире, была цена, которую пришлось за это заплатить. В августе 1991 Мюнхенский хор Kapelle Antiqua потребовал письменное извинение и финансовую компенсацию, когда хор, признал свои хоровые работы на треках ENIGMA. Хор обвинил Крету в нарушении авторского права, искажении своих работ в треках "Sadeness part 1" и "Mea Culpa", а также на других треках и одиночных синглах. Крету и Virgin Germany согласились выплатить компенсацию за работы, используемые на "MCMXC a.D.", в результате чего удалось избежать суда с Polydor и BMG/ARIOLA, которые представляли Немецкий хор. Сумма не разглашалась. В конце концов Virgin приобрела права на использование работ хора у Polydor и BMG/ARIOLA.

Enigma 2 продолжила всемирный успех предшественника. Начиная с выпуска в декабре 1993, "The CROSS Of Changes" отмечен 21 платиновым и 24 золотыми альбомами во всем мире, и двойной платиновой продажей в США. Сингл "Return to Innocence" стал хитом © 1 в восьми странах, достиг вершины 10 чартов на пяти континентах, и стал вершиной Top 5 в Америке.

С выпуском "Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!", ломающий стереотипы музыкальный проект ENIGMA стал трилогией. Обладая исключительной гармоничностью, Enigma 3 - результат многих "пробных стилистических камней" и атмосферы двух предыдущих альбомов Мишеля Крету, чья творческая сила и талант стоят за всемирным успехом ENIGMA.

Мультиплатиновый дебют Enigma 1, "MCMXC a.D.", был наполнен Григорианскими песнопениями, флейтами и глубоко чувственными углублениями. Потрясающий альбом Enigma 2, "The CROSS Of Changes", показал широчайший панкультурный гобелен. Enigma 3, "Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!", объединяет и повторно раскрывает эти элементы, обеспечивая эволюционный синтез предыдущих работ ENIGMA.

На тематическом уровне Enigma 3 исследует даже более сложный и провокационный стиль, чем предыдущие альбомы. "MCMXC a. D." исследовал диалог между сексуальностью и религией; "The CROSS Of Changes" поднялся к метафизическим высотам; "Le Roi Est Моrt, Vive Roi!" затрагивает философию существования (экзистенциализм). Как замечает Крету, "главный вопрос, что мы поднимаем, не "Быть или не быть?", а "Почему?"

Мишель Крету создает интригующий симбиоз между музыкой стиля "Newage", классикой и мировыми музыкальными направлениями. Григорианские песнопения, медитативные мелодии аборигенов Америки, чудесная французская речь и многое другое было включено в его предыдущие три альбома. Лейтмотивом четвертого альбома Enigma 4 "The Screen Behinde The Mirror", вышедшего 17 января 2000 года, становится грандиозная и зловещая часть оперы Карла Орфа "Carmina Burana" "O Fortuna". Она предворяет весь альбом и появляется неоднократно в треках, иногда исчезая на заднем плане, а иногда безудержно вторгаясь в самый центр композиции.

Лучшие дня

Крету все сильнее совмещает мировые музыкальные направления, сливая все треки в единое целое. Он оставляет вокальными всего несколько треков, заставляя каждого слушателя воспринимать их по-своему. Для кого-то это слова, а для кого-то - инструменты, умело вплетенные в ткань альбома.

Понять сущность ENIGMA нелегко. Даже Крету с готовностью признает: "Никакие слова не могут объяснить музыку. Музыка объясняет себя. Слова и звуки - подобны лучам прожектора. Они не показывают вам всего. Вы должны увидеть то, что находиться между потоками света."

В музыке ENIGMA устные звуки становятся инструментами, синтезируемые тоны становятся голосами, а ритмичные углубления переплетаются в органичное новое целое. В таком исполнении, звуковая мозаика Enigma предназначена не только для того, чтобы слушать, но и для того, "чтобы ощущать и чувствовать". Следуя девизу "можно все, ибо ты свободен", самое большое удовлетворение Крету находит в акте создания.

Участники проекта:

Мишель Крету - основатель и центральное лицо проекта.

Луиза Стенли - Участвовала в создании первого, второго и третьего альбома. Именно ее голос звучит на треке "The Voice of Enigma".

Френк Петерсон - участвовал в создании первого альбома.

Дэвид Ферштайн - участвовал в создании первого, второго и третьего альбома.

Энди Хард - принимал участие в записи второго альбома.

Питер Корнелиус - участвовал в создании второго и третьего альбомов.

Дженс Гад - участвовал в создании четвертого альбома.

Эндрю Дональдс - участвовал в записи четвертого альбома.

Рут Энн Бойл - основная солистка на треках четвертого альбома.