Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в бюджетном учреждении. Актуальные вопросы о проведении инвентаризации Инвентаризация в образовательном учреждении документы

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении может быть как плановой - в соответствии с требованиями законодательства, так и инициированной - по решению руководства либо на основе критериев, определенных в локальных нормативах учреждения. В чем заключается специфика данной процедуры, а также оформления ее результатов, расскажем далее.

3. Оформление расписок материально ответственными лицами (далее — МОЛ).

Как правило, данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей, задействование которых предполагается на следующем этапе. Но если это не так — данные расписки могут составляться в свободной форме.

4. Заполнение унифицированных инвентаризационных описей, иных документов — например, сличительных ведомостей по итогам изучения документов бухучета, отражающих наличие у учреждения финансовых обязательств.

В данном случае речь идет о заполнении как минимум:

  • описи по форме 0504083 (опись задолженностей по займам), утвержденной в Приложении № 1 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н;
  • описи по форме 0504089, также утвержденной приказом № 52н (опись расчетов с покупателями, поставщиками).

Можно отметить, что в структуре обеих форм присутствуют формулировки, с юридической точки зрения аналогичные тем, что могут приводиться в расписках МОЛ.

Если учреждение бюджетное или автономное, то оно должно, как мы отметили в начале статьи, также заполнять форму 0503769 по приказу № 33н по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.

Кроме того, могут составляться иные описи, предусмотренные локальным нормативом учреждения, который регламентирует инвентаризацию.

5. Заполнение отчетных документов:

  • всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
  • бюджетными и автономными учреждениями — cведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.

Рассмотрим более подробно работу с указанными формами.

Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23

Итак, первый этап инвентаризации финансовых обязательств учреждения — составление приказа о проведении соответствующей инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-22 . В данном случае в документе принципиально важно отразить:

  • перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
  • причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).

В остальном документ заполняется так же, как и в случае с инвентаризацией любого другого пассива или же актива. Нужно корректно отразить данные о составе комиссии, обеспечить заверку документа руководителем.

Ознакомиться подробнее со спецификой заполнения формы ИНВ-22 вы можете в статье:

Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23 . В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.

Узнать больше об особенностях заполнения формы ИНВ-23 вы можете в статье:

Инвентаризация финансовых обязательств: описи

Рассматриваемый документ применяется в целях отражения итогов инвентаризации о долгах учреждения перед контрагентами в соответствии с учетными сведениями. Форма 0504083 позволяет отразить, в частности:

  • величину долга — в целом, по основной части, процентам;
  • величину неуплаченных процентов, штрафных санкций, пеней;
  • подтвержденные и неподтвержденные суммы долгов;
  • просроченную задолженность.

Рассматриваемый документ должен быть подписан главой комиссии по инвентаризации и всеми ее представителями.

Следующий важный документ при инвентаризации финансовых обязательств учреждения — опись расчетов с контрагентами по форме 0504089. В нем фиксируются:

  • сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
  • сведения о контрагентах;
  • суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
  • подтвержденные и неподтвержденные долги;
  • суммы с истекшим сроком исковой давности.

Аналогично рассматриваемый документ подписывается главой комиссии и ее членами.

Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений

Бюджетные и автономные учреждения заполняют на соответствующем этапе инвентаризации сведения о задолженности учреждения по форме 0503769. В данном документе фиксируются:

  • данные о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • данные о просроченных задолженностях;
  • аналитические сведения о движении обоих типов задолженностей.

Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.

Акт сверки с контрагентами

Заполняется соответствующий акт на основе тех сведений, которые отражены в описях по задолженностям, рассмотренным выше.

Главная цель его составления — получить подтверждение текущего состояния задолженности от контрагента.

Кроме того, акт полезен с точки зрения:

  • выявления ошибок в учете финансовых обязательств учреждения;
  • отражения отсутствия разногласий по задолженностям со стороны контрагента;

Обязательно составление соответствующего документа в 2 экземплярах при условии подписания обоих компетентными представителями учреждения, а также представителями контрагента.

Подписанный акт может быть основанием для инициирования взыскания долга с обязанной стороны в суде.

Ознакомиться с порядком заполнения формы ИНВ-17 вы можете в статье:

Сведения об инвентаризациях по таблице № 6

Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.

В графах 1-4 Таблицы № 6 отражаются причины инициирования инвентаризации, дата ее проведения, а также реквизиты приказа о ее проведении.

В графах 5 и 6 фиксируются расхождения результатов инвентаризации со сведениями бухучета.

В графе 7 указывается перечень мер, которые приняты учреждениями в целях устранения обнаруженных расхождений.

Таблица № 6 предоставляется распорядителю бюджетных средств 1 раз в год.

Итоги

Финансовые обязательства бюджетного учреждения перед заемщиками и контрагентами отражаются в документах бухгалтерского учета и периодически подлежат проверке в рамках инвентаризации. Для удостоверения различных типов финансовых обязательств применяются унифицированные формы, утвержденные приказами Минфина России № 33н (в его юрисдикции — бюджетные и автономные учреждения) и № 52н (в его юрисдикции — все госучреждения, в т. ч. казенные). Конечная цель проведения инвентаризации соответствующих обязательств — предоставление распорядителю сведений, отражающих факты корректного получения и расходования средств бюджетным учреждением.

Ознакомиться с иными сведениями об инвентаризации обязательств вы можете в статьях:

Инвентаризация – это один из методов бухгалтерского учета, представляет собой сверку фактического наличия имущества с показателями бухгалтерского учета на определенную дату.

Инвентаризация - это оценка, контроль за правилами хранения и состояния средств и ценностей в целом.

Фактическое наличие имущества определяется путем обязательного взвешивания, обмера и подсчета.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности должна проводиться инвентаризация в бюджетном и казенном учреждениях, с целью проверки товарно-материальных ценностей и документального подтверждения их наличия. В ряде случаев порядок (количество, сроки, даты, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них и т.п.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации и утверждается в учетной политике учреждения (пункт 8 приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г., № 34н), за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. К таковым относятся смена руководителя бюджетного учреждения, стихийные бедствия, реорганизация и ряд других случаев).

Если вас интересует услуга проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2016 году, ознакомьтесь с соответствующим разделом .

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств учреждения, а также порядок оформления ее результатов установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина от 13,06,1995 № 49.

  • производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные)
  • имущество, не учтенное по каким либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу (п.332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.).

Материально ответственное лицо является обязательным участником процесса инвентаризации.

До момента начала инвентаризации в школе, детском саду (ДОУ), музее или другом бюджетном учреждении материально ответственное лицо в бухгалтерию сдает все подтверждающие документы о движении имущества (приходные накладные или расходные акты).

Порядок проведения инвентаризации

Активы и обязательства учреждения подлежат инвентаризации (ст.11 федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») Согласно п.3 данной статьи случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическими субъектами. Исключение составляет инвентаризация, проведение которой обязательно и предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Иными словами инвентаризация обязательна или может носить добровольный характер.

В учетной политике учреждения отражается порядок проведения инвентаризации, в т.ч. график и даты проведения мероприятия.

Инвентаризация может быть проведена сплошным или выборочным методом.

Как провести инвентаризацию в школе или другом бюджетном учреждении

Рассмотрим поэтапно процесс проведения инвентаризации:

  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Согласование сроков проведения и видов имущества для инвентаризации.
  • Подготовка приказа о проведении инвентаризации (форма, утвержденная Госкомстата России от 18 августа 1998 г № 88) Приказ утверждается руководителем учреждения.
  • Передача данных учета бухгалтерией председателю комиссии (инвентаризационные описи, сличительные ведомости).
  • Проверка фактического имущества и обязательств.
  • Сопоставление наличия имущества с данными отраженными в бухгалтерском учете.
  • Отражение результатов инвентаризации (излишки. недостача) в бухгалтерских регистрах.

Инвентаризационные описи формируются на фактическую дату проведения инвентаризации.

Описи могут быть заполнены с помощью вычислительной техники или ручным способом (по данным бухгалтерского учета).

Фактическое наличие имущества (ценностей) в описи прописываются разборчиво, шариковой ручкой или чернилами:

  • количество,
  • цену,
  • итоги.

Исправления в описи согласовываются всеми членами инвентаризационной описи.

Инвентаризации подлежат

  • Основные средства – материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года).
  • Материальные запасы, находящаяся на различных стадиях производства (и обращения) продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного. Срок полезного использования – менее одного года.
  • Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
  • Расчеты с подотчетными лицами.

Инвентаризация основных средств и материальных запасов

До начала инвентаризации основных средств необходимо проверить:

  • наличие инвентарных карточек, книг;
  • наличие и состояние технических паспортов;
  • документов на основные средства переданных в аренду;
  • документов подтверждающих право собственности на недвижимость (задания, сооружения);
  • факт документов на земельный участок (и другие природные ресурсы).

Каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3000 руб. включительно, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации (п.46 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01,12,2010 № 157н.).

Сверка инвентарных номеров происходит в процессе проведения инвентаризации.

Инвентаризация товарно–материальных ценностей, находящихся в эксплуатации, проходит по месту их нахождения отдельно по каждому материально ответственному лицу, на хранении у которых они находятся.

Инвентаризация библиотечного фонда в школе или другом в бюджетном учреждении

Сроки проведения инвентаризации книг библиотечного фонда в библиотеке школы установлены в соответствии с письмом Минфина России от 04.11.1998 № 16-00-16-198 "Об инвентаризации библиотечных фондов":

  • наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах, – ежегодно;
  • редчайшие фонды – один раз в 3 года;
  • ценные фонды – один раз в 5 лет.
  • фонды библиотек, содержащие

до 100 тыс. учетных единиц – один раз в 5 лет;
от 100 до 200 тыс. учетных единиц – один раз в 7 лет;
от 200 тыс. до 1 млн учетных единиц – один раз в 10 лет;
свыше 1 млн учетных единиц – поэтапно в выборочном порядке с завершением проверки всего фонда в течение 15 лет.

Инвентаризация расчетов

Инвентаризации расчетов (с поставщиками и подрядчиками, с подотчетными лицами, с работниками) – это проверка сумм дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета и их обоснование.

Инвентаризация расчетов с контрагентами заключается в сличение представленных актов сверки с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Акт содержит информацию по суммам и количеству оплаченных и полученных товаров или оказанных работ, услуг.

При проведении инвентаризации с бюджетом и внебюджетными фондами в акте сверки необходимо обратить особое внимание на суммы исчисленных и фактически поступивших от налогоплательщика денежных средств в бюджет, сумм недоимки или переплаты в разрезе каждого вида налогов.

Инвентаризация расчетов с работниками - метод выявления задолженности или переплаты у сотрудников учреждения, точность исчисления налогов и правомерность применения льгот.

При инвентаризации подотчетных сумм авансовые отчеты проверяют с первичными документами обоснования расходов (кассовый чек, товарная накладная, маршрутный лист), дата выдачи и сроки предоставления отчета в бухгалтерию. Порядок расчетов с подотчетными лицами утвержден в учетной политике организации.

Статья актуальна на март 2015 года.

Екатерина Коверигина

Руководитель группы по аутсорсингу государственных учреждений.

Из материала узнаете, что такое инвентаризация в бюджетном учреждении, как и в каком порядке ее провести и чем завершить процесс. А также – как без ошибок оформить результаты, отразить документально и в учете выявленные расхождения.

Что такое инвентаризация

В слове «инвентаризация» каждый бухгалтер услышит привычный термин «инвентарь». Однако указанный процесс - это проверка не только хозяйственных предметов или даже инвентарных объектов (далее - НФА), закрепленных за материально-ответственными лицами (далее - МОЛ). К объектам, которые необходимо инвентаризировать отнесены:

  • денежные средства (наличные и безналичные);
  • расчеты с дебиторами и кредиторами (причем проверка настолько важна, что Минфин России регулярно выпускает разъяснения по ее особенностям).

Инвентаризировать можно любые виды имущества и финансовых обязательств. Некоторые бюджетные учреждения (далее - БУ). Цель инвентаризации - выявление общей картины и исправление ошибок. Не менее важно устранить и негативные последствия некоторых ошибок. Соответственно необходимо: осуществить дисциплинарное наказание МОЛ; взыскать с МОЛ возмещение нанесенного БУ ущерба (например, при наличии недостачи).

Случаи проведения инвентаризации

Наступившие случаи, когда проведения инвентаризации - необходимость той или иной степени, влияют на ее формы, которые можно сгруппировать так:

  • полная и частичная;
  • плановая и внеплановая.

Наиболее характерна для БУ обязательная инвентаризация. Список ситуаций, делающих инвентаризацию обязательной - обширен:

  • передача имущества в аренду, а также при выкупе и продаже;
  • проверка активов и обязательств, предваряющая годовую отчетность, причем некоторые главные распорядители бюджетных средств (далее - ГРБС) устанавливают конкретную дату, на которую должно быть сверено имущество (финансовые активы), например, 1 октября отчетного года;
  • смена МОЛ (на день приемки, а в идеале - передачи дел); факты хищений (злоупотреблений, порчи ценностей);
  • ликвидация или преобразование КУ;
  • пожар, стихийные бедствия или другие чрезвычайные ситуации.

Стоит выделить случай, когда ГРБС не установил конкретной даты и завершение инвентаризации произошло в следующий отрезок времени:

  • после 1 октября отчетного года;
  • до начала проведения годовой инвентаризации.

Такая ситуация может сложиться при смене МОЛ. Проверенное имущество повторно не инвентаризировать. К особым случаям можно отнести проверку таких объектов, как:

  • кассы и медикаменты;
  • основные средства (допустимо инвентаризировать раз в три года);
  • товары, сырье и материалы (далее - ТМЦ), если место расположения БУ - Крайний Север и приравненных к нему местности (допустимо инвентаризировать ТМЦ не ежегодно, а в период, когда остатки ТМЦ - в наименьшем размере);
  • библиотечный фонд (периодичность определяет статус фонда и может составлять от одного года до 20 лет);
  • драгметаллов и драгоценных камней (включая их наличие в комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении, военной технике, ломе и отходах).

Еще один случай обусловлен нехваткой бухгалтеров, он возникает все чаще - это восстановление бюджетного учета.

Порядок подготовки к ежегодной инвентаризации

В рамках настоящей статьи мы рассмотрим только один случай обязательной ежегодной инвентаризации - активов и обязательств. КУ, порядок подготовки, как и другие моменты инвентаризирования, устанавливает в своей учетной политике. Поскольку указанную политику необходимо согласовывать с ГРБС, то большинство БУ обычно при разработке своих порядков учитывают нормативно-правовые акты (далее - НПА), изданные соответствующими ГРБС.

БУ системы МВД РФ, ежегодно, до 15 августа представляют ГРБС перечни движимого имущества, подлежащего высвобождению. Соответственно при утверждении проведения инвентаризации необходимо предусмотреть до ее проведения формирование перечней указанного имущества. Указанные требования характерны и для других КУ, например, подведомственных:

  • ГПС МЧС России;
  • ФТС России;
  • органам федеральной фельдъегерской связи.

Сюда же можно отнести и БУ ФСИН. Указанные структуры, которым подведомственны КУ, перечислены в пункте 3 Указа Президента РФ от 18 октября 2002 года № 1205 (далее - Указ № 1205).

НПА, принятые во исполнение Указа № 1205, действуют уже 10 и более лет. Можно предположить, вряд ли произойдут кардинальным переменам именно в 2017 году.

Порядок проверки наличия НФА

БУ создают постоянно действующие инвентаризационные комиссии (далее - комиссии). Если произошло, значительное увеличение объема работы, связанной с инвентаризированием, то БУ может дополнительно создавать рабочие комиссии. Такие дополнительные структуры действуют одновременно с постоянными.

Персональный состав любой из названных комиссий утверждает руководитель КУ. Распорядительный документ может быть оформлен в виде приказа (постановления, распоряжение). Регистрируют указанные распорядительные документы обычно отдельно от других. В книге контроля за выполнением распорядительных документов о проведении инвентаризации.

Комиссии имеет смысл начать свою работу с запросов, если выяснилось, что необходимо восстановление (частичное восстановление) бюджетного учета. Так, для того, чтобы повысить достоверность проверки движимых основных средств и недвижимости целесообразно получить информацию из регистрирующих органов, из:

  • Росреестра (недвижимость и земельные участки);
  • ГИБДД (транспортные средства);
  • ГИМС (маломерные суда).

Важный момент - комиссии обязательно должны привлекать к своей работе МОЛ. Конечно, запросы можно сделать и без них, а вот осуществлять фактическую проверку, оформлять инвентаризационные описи - можно только в присутствии МОЛ. Причем это присутствие должна подтверждать подпись МОЛ на различных инвентаризационных документах (их перечень зависит от порядка, утвержденного КУ).

Отметим, что обязательный документ для подписания МОЛ - акт о результатах инвентаризации (далее - Акт). В противном случае, при обнаружении недостач МОЛ может требовать признать Акты незаконными. Некоторые МОЛ требуют признать недействующими и приказы о наложении дисциплинарных взысканий (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 28 июня 2016 года № 33-7695/2016).

Какие документы оформить по результатам инвентаризации

Процесс инвентаризирования сопровождается оформлением различных видов описей, однако завершение указанного процесса, как и всякой другой проверки требует оформления акта. Акт, завершающий инвентаризацию - один из обязательных регистров, применяемых КУ. Поэтому его форма утверждена приказом Минфина России от 30 марта 2015 года № 52н (далее - Приказ № 52н).

Порядок заполнения Акта не содержит таких обязательных требований, как:

  • постраничное указание числа порядковых номеров ТМЦ;
  • подведение общих итогов количественных показателей в натуре.

Нет необходимости и отмечать на последней странице Акта завершение таких действий комиссии (комиссий), как:

  • проверка цен и таксировке;
  • подсчет итогов.

Возможность отказа от перечисленных действий подтверждена Письмом Минфина России от 27 ноября 2015 года 02-06-10/69491 (далее - Письмо № 02-06-10/69491). Разъяснения финансового ведомства потребовались из-за наличия некоторых расхождений в части оформления итоговых документов, если сравнивать:

  • Приказ № 52н;
  • Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 № 49 (далее - Методические указания № 49).

Как пояснило финансовое ведомство Методические указания № 49:

  • не отнесены к НПА (носят рекомендательный характер);
  • применимы исключительно в той части, которая не противоречит законодательству о бухучете и подзаконным ему НПА.

Поскольку положение о проведении инвентаризации утверждает само учреждение, то оно все же может предусмотреть дополнительные: показатели итоговых документов; сами формы итоговых документов и любых других. Так, отсутствие актов обмера ткани стало одной из причин того, что БУ УФСИН не смогло удержать с МОЛ ущерб, вызванный недостачей ткани на складе. Указанная ситуация рассмотрена в апелляционном определении Свердловского областного суда от 14 августа 2015 года по делу № 33-11467/2015 (далее - Определение № 33-11467/2015).

Как оформить движение НФА в период инвентаризации

В Определении № 33-11467/2015 упомянут и другой момент инвентаризации, не позволивший удержать с МОЛ ущерб. Представитель МОЛ пояснил, что в период инвентаризации:

  • работа склада не была приостановлена;
  • производился отпуск, в том числе, спорной ткани.

К тому же МОЛ в принципе отсутствовал во время проведения проверки на рабочем месте. Причины отсутствия - уважительные:

  • подтвержденная временная нетрудоспособность;
  • дни отдыха, вполне официально предоставленные ему самим БУ за ранее отработанное время.

Указанные обстоятельства были расценены судом как свидетельствующие о том, что кроме МОЛ доступ к складированной ткани имели и другие лица. Суду не были представлены документы учета движения, в том числе, спорной ткани на складе в период проведения проверки. БУ могло исполнить пункты 3.18, 3.19 Методических указаний № 49 и оформить во время проверки отдельные описи по ТМЦ, которые во время инвентаризации поступили или, наоборот, были отпущены.

Учитывая разъяснения, данные в Письме № 02-06-10/69491 о Методических указаниях № 49, сложно предположить, что суд настаивал бы на соблюдении рекомендованной формы описей. Однако иных доказательств БУ УФСИН также не представило.

Стоит отметить, что некоторые суды все же считают Методические рекомендации № 49 не рекомендательными, а обязательными для КУ. Такой вывод следует, например, из апелляционного определения Ставропольского краевого суда от 3 июля 2015 года по делу № 33-4065/2015 (далее - Определение № 33-4065/2015).

Учитывая принцип единообразия судебной практики, возможно БУ в 2017 году не раз придется отстаивать правоту выводов, сделанных в Письме № 02-06-10/69491. С другой стороны именно судебная практика помогаем выявить частые ошибки при инвентаризации. Рассмотрим более подробно некоторые из них. И начнем с Определение № 33-4065/2015.

Ошибки оформления

Тезис Определения № 33-4065/2015 о том, что Методические рекомендации № 49 - обязательны для применения вполне можно оспорить. При этом трудно не согласиться с судом, когда КУ, ссылаясь на ведомственный регламент проведения инвентаризации, заявило, что подтверждением присутствия МОЛ при инвентаризации, служит журнал учета посещения складов.

Нельзя возлагать ответственность только на одного МОЛ из трех, при наличии заключенного со всеми тремя договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности для случаев:

  • обнаружения нарушений обеспечения сохранности имущества, вверенного группе МОЛ;
  • возникшего у работодателя ущерба, в том числе из-за недостачи.

Впоследствии все три МОЛ были уволены, но на момент проверки ТМЦ, все объекты находились на ответственном хранении у всех МОЛ - членов коллектива. Члены комиссии допустили отсутствие подписи одного из МОЛ в различных описях.

До начала сличения фактического наличия имущества с учетными показателями ни с одного из МОЛ не были взяты расписки по факту сдачи всех расходных и приходных документов. Важность указанного действия - в определении остатков имущества к началу проверки.

Отсутствие же указанных расписок оставило лишь один возможные вариант для определения остатков имущества на начало проверки. Члены комиссии должны были изучить данные товарных отчетов. Однако этого сделано не было.

Пропуск срока подачи иска

Результативность инвентаризации определяют по тому, насколько максимально получилось у БУ устранить негативные последствия. Одно из таких действий - удержание ущерба с МОЛ. При необходимости судебного разбирательства важно соблюсти сроки.

Как следует из Апелляционного определения Алтайского краевого суда от 27 апреля 2016 года по делу № 33-4715/2016 в возмещении ущерба БУ УФСИН было отказано только по причине несоблюдения сроков подачи иска. Несмотря на особый статус КУ, законодательство не предусматривает какое-либо специальное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с привлечением сотрудников (работников) БУ к материальной ответственности. Указанные правоотношения регулирует исключительно ТК РФ:

  • работодатель имеет право на обращение в суд, если не истек год со дня обнаружения причиненного ущерба;
  • допустим пропуск установленных сроков при наличии уважительных причин.

Если уважительных причин, позволяющих суду восстановить сроки, не нашлось, то наличие пропуска - вполне самостоятельное и достаточное основание для отказа в удовлетворении требований.

Как отразить документально и в учете выявленные расхождения

Наибольшее количество вопросов после инвентаризации возникает, если БУ обнаруживает не учтенные объекты НФА. Нужно ли отражать их в регистрах налогового учета и, соответственно начислять налог на прибыль организаций (далее - НПР)? Нет, не нужно. Такой однозначный ответ дан в Письме Минфина России от 4 марта 2016 года № 03-03-05/12532.

Основание для вывода финансового ведомства - подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Указанным пунктом установлено, что при определении налоговой базы по НПР не подлежат учету доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования. К такому имуществу отнесены доведенные в установленном порядке до КУ:

  • доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО);
  • бюджетных ассигнований.

К указанному исключению, по мнению финансового ведомства, необходимо относить и ошибки в порядке учета имущества, приобретенного (созданного) за счет ЛБО и бюджетных ассигнований. Соответственно отражать расхождения необходимо только в бюджетном учете.

Инвентаризация в бюджетных и автономных учреждениях проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Основной целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, а также проверка полноты отражения в учете обязательств. Фактические остатки имущества (суммы обязательств) организации сверяются с данными, отраженными в бухучете. При выявлении разниц их списывают. Это основная проверочная процедура, которая подтверждает достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности бюджетных учреждений.

Показатели годовой бухгалтерской отчетности бюджетного и автономного учреждения (далее - бюджетные учреждения) должны подтверждаться данными инвентаризации. Это установлено пунктом 9 Инструкции об отчетности (утв. приказом Минфина России № 33н, далее - Инструкция об отчетности). Инвентаризацию проводят для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Основной целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, а также проверка полноты отражения в учете обязательств. Фактические остатки имущества (суммы обязательств) организации сверяются с данными, отраженными в бухучете. При выявлении разниц их списывают. Это основная проверочная процедура, которая подтверждает достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. Порядок проведения инвентаризации устанавливается локальным нормативным актом (приказом, распоряжением) учреждения в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции (утв. приказом Минфина России № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", далее - Инструкция)). При этом в документе оговариваются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных ситуациях. Отметим, что прежний закон "О бухгалтерском учете" устанавливал перечень случаев, когда инвентаризация должна проводиться в обязательном порядке (ст. 12 Федерального закона 129-ФЗ). Новый закон "О бухгалтерском учете" (Федеральный закон № 402-ФЗ) подобного перечня не содержит.

Законодательству не будет противоречить решение должностных лиц учреждения, в соответствии с которым случаи обязательного проведения инвентаризации будут перечислены в локальном акте (приказе, распоряжении). При этом может быть "продублирован" перечень таких случаев, приведенный в п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России № 34н), а также учтены требования вышестоящих организаций по данному вопросу.

Инвентаризацию можно проводить, например:

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности учреждения;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества учреждения;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при передаче имущества учреждения в аренду;
при реорганизации или ликвидации учреждения.

Инвентаризация бывает полная или частичная. При полной инвентаризации проверяют все виды имущества и обязательств учреждения. При частичной - лишь отдельные объекты учета (например только нефинансовые или финансовые активы).

Согласно пункту 20 Инструкции проведение инвентаризации регулируется и "нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации" (утв. приказом Минфина России № 157н). К таким актам относят Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее по тексту - Методические указания) (утв. приказом Минфина России № 49). Положения данного документа в полной мере распространяются как на коммерческие компании, так и на бюджетные или автономные учреждения.

В ходе инвентаризации работники учреждения (инвентаризационная комиссия) проверяют фактическое наличие имущества путем его пересчета, взвешивания и обмера. Это делают при обязательном присутствии материально ответственных лиц. Правильность учета обязательств, расходов проверяют на основании бухгалтерских документов.

Результаты инвентаризации оформляют документами, перечисленными в Приложении 1 к Перечню унифицированных форм первичных учетных документов (утв. Приказом Минфина России № 173н). Если те или иные необходимые документы в данном перечне отсутствуют, как например приказ о проведении инвентаризации, учреждение может использовать формы документов, утвержденные Госкомстатом (Росстатом) или предусмотренные Методическими указаниями.

Подготовка к инвентаризации в бюджетных учреждениях

Для проведения инвентаризации в учреждении должна быть создана инвентаризационная комиссия. Ее назначает руководитель организации своим приказом. Для этого документа установлена типовая форма ИНВ-22 (утв. пост. Госкомстата России № 88). Данный приказ может быть также составлен по форме, приведенной в Приложении 1 к Методическим указаниям.

В состав комиссии включают представителей администрации учреждения, работников бухгалтерии, других необходимых специалистов (например инженеров, экономистов, техников). При необходимости в нее могут войти работники службы внутреннего аудита (если таковая есть) или представители аудиторских фирм. Лица, которые не являются сотрудниками учреждения, должны иметь доверенность от учреждения на право участвовать в инвентаризации. При этом отсутствие хотя бы одного из членов комиссии, утвержденного приказом руководителя учреждения в качестве такового, является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Его регистрируют в специальном журнале. Для него также предусмотрена типовая форма ИНВ-23. В нем, в частности, указывают реквизиты приказа о проведении проверки и назначении комиссии, ее состав поименно, виды инвентаризируемого имущества и обязательств.

На основании этих документов комиссия приступает к работе. Прежде всего она должна получить последние на момент проведения проверки приходные и расходные документы по имуществу учреждения. Председатель комиссии их визирует.

Для этого на документах проставляется штамп или делается надпись: "До инвентаризации на "__" ____ 2017 г. (дата)". В соответствии с данными документами бухгалтерия должна определить остатки имущества и обязательств учреждения. Это делают на дату, проставленную руководителем (председателем) комиссии. Бухгалтерия представляет комиссии регистры учета, в которых отражают данные о стоимости имущества и обязательств учреждения на упомянутую дату. В них должна быть отражена стоимость остатков материальных ценностей (суммы задолженностей) на день проведения инвентаризации. На основании этих регистров необходимые данные переносят в соответствующие инвентаризационные описи или акты (графа "По данным бухгалтерского учета").

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, выбывшие - списаны в расход. Форма подобной расписки законодательством не утверждена. Однако ее текст, как правило, включен в типовые формы актов и описей инвентаризации отдельных видов имущества. Например инвентаризационную опись ценных бумаг (форма по ОКУД 0504081), бланков строгой отчетности и денежных документов (форма по ОКУД 0504086), объектов нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087), наличных денежных средств (форма по ОКУД 0504088). Если в типовой форме инвентаризационной описи для того или иного вида имущества (обязательств) такая расписка не предусмотрена, то учреждение должно составить ее самостоятельно.

По каждому виду имущества или обязательств заполняют свою инвентаризационную опись (сличительную ведомость). Например, по ценным бумагам составляют инвентаризационную опись ценных бумаг, по безналичным денежным средствам - опись остатков на счетах учета денежных средств и т.д. Их заполняют как минимум в двух экземплярах - для бухгалтерии и материально ответственного лица.

Правила оформления описей и исправления ошибок в них

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем подсчета, взвешивания и обмера. Количество материальных запасов, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов. Однако комиссия обязана провести выборочную проверку этих ценностей со вскрытием упаковки. Расчет веса или объема материалов, которые хранятся навалом, можно проводить на основании обмеров и технических расчетов. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или лишь по данным бухгалтерского учета без проверки их фактического наличия.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе комиссий (в обеденный перерыв, ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Полученные данные о количестве ценностей учреждения вносят в соответствующую опись. При этом необходимую информацию приводят в тех же единицах измерения, в которых данное имущество числится в бухгалтерском учете (штуках, килограммах, метрах, литрах). Согласно пункту 2.11 Методических указаний по ценностям, находящимся на ответственном хранении, арендованным или полученным для переработки, составляют отдельные описи.

Если официальных бланков для оформления инвентаризации определенных участков бухгалтерского учета нет, то учреждения вправе их разработать самостоятельно. За основу можно взять уже существующие формы.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной техники, так и ручным способом. В последнем случае их заполняют чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. На последней странице должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших проверку.

На каждой странице описи указывают число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог их количества в натуральных показателях, записанных на данной странице. Все незаполненные строки описи прочеркивают. На последней странице делают отметку о проверке цен и подсчете итогов.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Если в описи допущена ошибка, то ее исправляют во всех экземплярах документа. Для этого неправильную запись зачеркивают, а над ней вписывают правильные данные. Использование корректирующих жидкостей (штрихов) не допускается. Исправленные данные должны быть заверены всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, которым вверены те или иные ценности. Для этого в описи делают запись "Исправленному верить", под которой ставят необходимые подписи с их расшифровкой.

Если по окончании инвентаризации материально ответственное лицо обнаружило ошибку в описи, оно немедленно (до открытия склада, кладовой, секции) должно сообщить об этом председателю комиссии. В такой ситуации комиссия обязана провести проверку указанного факта. Если ошибка подтверждается, то ее исправляют в вышеуказанном порядке.

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 11

Инвентаризация имущества и обязательств - это обязательное мероприятие, которое должно проводить автономное учреждение перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Данная процедура законодательно регламентирована и закреплена. Рассмотрим в статье существующие правила ее проведения, а также порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

На необходимость проведения инвентаризации имущества и обязательств указывает ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете).

При проведении инвентаризации проверяются фактическое наличие объектов учета и соответствие полученных результатов данным бухгалтерского учета. Согласно п. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих ей, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. До настоящего времени федеральные и отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету не разработаны и не утверждены, поэтому необходимо руководствоваться действующими документами.

Выявленные при инвентаризации несоответствия подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Кроме того, для государственных (муниципальных) автономных учреждений установлена обязанность проведения ежегодной инвентаризации (п. 9 Инструкции N 33н <1>) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Ее результаты должны соответствовать данным, отраженным в этой отчетности.

<1> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Порядок проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Порядок N 49). Этот документ распространяется и на организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета, то есть и на государственные (муниципальные) учреждения (п. 1.1 Порядка N 49).

Согласно п. 1.5 Порядка N 49, кроме обязательного проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, она непременно должна проводиться:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки или передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) учреждения перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
  • в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина.

Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам (п. 1.3 Порядка N 49).

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н, и Инструкцией, утвержденной Приказом Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине России от 13.04.1992 N 326.

Руководителем учреждения определяются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, которые подлежат проверке при каждой из них (п. 2.1 Порядка N 49). Для этого в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Если предстоит проделать большой объем работ, то для одновременного проведения инвентаризации создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

Персональный состав этих комиссий утверждает руководитель организации. В них включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Дополнительно к их работе могут быть подключены представители службы внутреннего аудита организации или независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Порядка N 49).

Согласно п. 2.4 Порядка N 49 до начала работы комиссии и проверки фактического наличия имущества необходимо получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии визирует документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "__________" (дата)". Это послужит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица (м. о. л.) дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие в их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Примечание. Материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят, но их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

После этого начинается непосредственно сам процесс инвентаризации, когда производятся проверка фактического наличия имущества, его подсчет, взвешивание и обмер (п. 2.7 Порядка N 49). Руководитель организации должен создать необходимые условия для полной и точной проверки в установленные сроки фактического наличия имущества (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Инвентаризация нематериальных активов, финансовых вложений, расчетов производится путем проведения сверок и проверок соответствующих документов.

Полученные данные о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются не менее чем в двух экземплярах в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. В автономных учреждениях эти данные заносятся в учетные документы, утвержденные Приказом N 173н <2>, а именно:

  • инвентаризационную опись ценных бумаг (ф. 0504081);
  • инвентаризационную опись на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
  • инвентаризационную опись задолженности по кредитам, кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083);
  • инвентаризационную опись состояния государственного долга РФ в ценных бумагах (ф. 0504084);
  • инвентаризационную опись состояния государственного долга РФ по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (ф. 0504085);
  • инвентаризационную опись (сличительную ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);
  • инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
  • инвентаризационную опись наличных денежных средств (ф. 0504088);
  • инвентаризационную опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
  • инвентаризационную опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091);
  • ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
<2> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

Пунктом 2.9 Порядка N 49 позволяется заполнять инвентаризационные описи с помощью вычислительной техники или ручным способом чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

В случае обнаружения ошибок их исправление производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними правильных. Эти исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях нельзя оставлять незаполненные строки. На последних страницах они прочеркиваются. Там же делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчетов итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

В соответствии с п. 2.10 Порядка N 49н описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку о том, что проверка комиссией имущества произведена в их присутствии, у них отсутствуют какие-либо претензии к членам комиссии и они готовы принять перечисленное в описи имущество на ответственное хранение.

При смене материально ответственных лиц инвентаризационные описи подписываются передающим и принимающим м. о. л.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, необходимо составлять отдельные описи.

При проведении инвентаризации в течение нескольких дней помещения с материальными ценностями при уходе комиссии опечатываются. На время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, ночное время, по другим причинам) описи закрываются в ящике (шкафу, сейфе) (п. 2.12 Порядка N 49).

Если м. о. л. обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, то об этом необходимо немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить председателю инвентаризационной комиссии. После чего комиссия проводит проверку указанных фактов и в случае их подтверждения вносит необходимые исправления в инвентарные описи.

По распоряжению руководителя организации в межинвентаризационный период в учреждениях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации.

Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств

Инвентаризация основных средств. Она проводится в соответствии с п. п. 3.1 - 3.7 Порядка N 49. До начала инвентаризации проверяются:

  • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  • наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
  • наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности на них у организации.

Проверяется наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

Согласно п. 3.3 Порядка N 49 при выявлении объектов, не принятых на учет, или объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись верные сведения и технические показатели по этим объектам.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях отражаются по наименованиям с указанием количества этих предметов (п. 3.4 Порядка N 49).

Основные средства, которые во время инвентаризации находятся вне организации, инвентаризируются до момента их выбытия.

Не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению основные средства заносятся в отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в непригодность (порча, полный износ и т.п.).

Инвентаризация нематериальных активов производится в соответствии с п. 3.8 Порядка N 49. При этом необходимо проверить:

  • наличие документов, подтверждающих права организации на их использование;
  • правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

При инвентаризации финансовых вложений необходимо руководствоваться п. п. 3.9 - 3.14 Порядка N 49.

Инвентаризацию товарно-материальных ценностей регулируют п. п. 3.15 - 3.26 Порядка N 49. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Количество материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться согласно документам при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

При длительном проведении инвентаризации этих видов активов в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Их необходимо заносить в отдельную опись "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации".

В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся. В описи такие предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и несписанные, в инвентаризационную опись не включаются. На них составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

На тару, пришедшую в негодность, тоже составляется акт на списание с указанием причин порчи.

Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов регулируется п. п. 3.27 - 3.35 Порядка N 49.

При инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности необходимо учитывать п. п. 3.39 - 3.43 Порядка N 49. В соответствии с ними при подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

У бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности проверяются начальные и конечные номера.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п. Денежные средства на счетах в банках (расчетном (текущем), валютном и специальных счетах) проверяются путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерского учета, с данными выписок банков.

Инвентаризация расчетов. Согласно п. п. 3.44 - 3.48 Порядка N 49 инвентаризация расчетов включает в себя документальную проверку:

  • правильности расчетов с работниками организации по заработной плате, подотчетными лицами;
  • правильности расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
  • правильности и обоснованности числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильности и обоснованности сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Результаты инвентаризации

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета необходимо отразить в бухгалтерском учете учреждения. Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию. Убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на финансовый результат.

При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. В свою очередь, недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются. Эти факты должны быть соответствующим образом документально оформлены.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В соответствии с п. 5.4 Порядка N 49 предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Порядка N 49).

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации ведется в соответствии с Инструкциями N N 157н <3> и 183н <4>. Приведем несколько примеров.

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Пример 1 . При проведении инвентаризации материальных ценностей в автономном учреждении выявлены излишки сахарного песка в размере 50 кг. Рыночная стоимость данного продукта на момент проведения инвентаризации составила 30 руб. за кг. Сумма излишков - 1500 руб.

Согласно п. 31 Инструкции N 157н неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, которое оформляется актом о приемке материалов.

Излишек имущества приходуется путем отнесения соответствующей суммы на финансовый результат учреждения.

В бухгалтерском учете это будет отражено согласно п. 34 Инструкции N 183н следующим образом:

Пример 2 . В автономном учреждении совершен угон автомобиля, балансовая стоимость которого составляет 500 000 руб. Размер начисленной амортизации - 300 000 руб. Рыночная стоимость автомобиля на момент хищения составляет 350 000 руб. Транспортное средство приобреталось за счет целевых средств и числится на учете по коду вида финансового обеспечения деятельности 4. По факту кражи автомобиля возбуждено уголовное дело и ведется следствие. По согласованию с учредителем принято решение о списании выбывшего имущества.

Эти обстоятельства в бухгалтерском учете автономного учреждения будут отражаться в соответствии с п. п. 12 и 112 Инструкции N 183н таким образом:

Пример 3 . При проведении инвентаризации в автономном учреждении выявлена недостача радиотелефона стоимостью 2500 руб., приобретенного за счет собственных доходов учреждения. Размер причиненного ущерба по заключению комиссии о рыночной стоимости данного объекта составляет 2000 руб.

Объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. при выдаче их в эксплуатацию списываются с баланса учреждения и учитываются на забалансовом счете 21.

Недостающий телефон списывается с забалансового учета на основании акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033).

Данные факты в бухгалтерском учете отражаются в соответствии с п. п. 112, 373 Инструкции N 157н так:

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"