Является ли глава российского государства верховным главнокомандующим.  Президент РФ – Верховный Главнокомандующий ВС

· Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

· Президент Российской Федерации;

· министр обороны Российской Федерации;

· начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

254. Правительство Российской Федерации:

· решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

· принимает федеральный закон по вопросам федерального бюджета

· осуществляет управление федеральной собственностью

· осуществляет помилование

255. Правительство Российской Федерации состоит из:

· Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров и Аппарата Правительства Российской Федерации

· Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров

· Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров

· Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров и их заместителей

256. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации определяет:

· всенародный референдум

·

257. Правительство РФ в качестве нормативных актов издает:

· постановления

· распоряжения и инструкции

· указы и распоряжения

· постановления и распоряжения

258. Руководителем Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является:

· глава исполнительной власти Российской Федерации

· Председатель Совета министров Российской Федерации

· Президент Российской Федерации

· Председатель Правительства Российской Федерации

259. Председателя Правительства Российской Федерации назначает:

· Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

·

· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

· это выборная должность

260. Решение об отставке Правительства Российской Федерации принимает:

· Президент Российской Федерации

· Президент Российской Федерации с согласия палат Федерального Собрания Российской Федерации

· Государственная Дума Российской Федерации

· Совет Федерации Российской Федерации

261. Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед:

· вновь избранным Президентом Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

· Государственной Думой Российской Федерации

· Конституционным Судом Российской Федерации

262. К нормативному правовому акту органа исполнительной власти Российской Федерации относится:

· Конституция Российской Федерации

· федеральный закон

· постановление Правительства Российской Федерации

· федеральный конституционный закон

263. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является:

· представительным и законодательным органом Российской Федерации

· законодательным органом Российской Федерации

· органом исполнительной власти Российской Федерации

· органом судебной власти Российской Федерации

264. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации состоит из:

· Государственной Думы и Совета национальностей

· Совета Федерации и Государственной Думы

· Совета безопасности и Государственной Думы

· Совета Федерации и Совета национальностей

265. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума состоит из:

· представителей субъектов Российской Федерации - по одному представителю от каждого субъекта Российской Федерации

· представителей субъектов Российской Федерации - по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации

· членов Совета Федерации

· 450 депутатов

266. К ведению Государственной Думы НЕ отнесены вопросы:

· Отрешение Президента Российской Федерации от должности

· Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации

· Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности

· Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации

267. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· Распускает Государственную Думу

· Объявляет об отставке Правительства Российской Федерации

· Объявляет референдум по вопросу о доверии Правительству Российской Федерации

· Объявляет об отставке Правительства Российской Федерации или распускает Государственную Думу

268. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Совет Федерации входят:

· 450 депутатов

· по одному представителю от каждого субъекта Российской Федерации

· представители исполнительного органа государственной власти Российской Федерации

· по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

269. К ведению Совета Федерации НЕ относятся вопросы:

· Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

· Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

· Назначение выборов Президента Российской Федерации

· Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

270. Какой орган образует Федеральное Собрание Российской Федерации для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета:

· Счетную палату Российской Федерации

· Федеральную службу финансово-бюджетного надзора

· Федеральное казначейство

· комитет по расходованию бюджетных средств

271. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума избирается сроком на:

· пять лет

· шесть лет

· четыре года

· три года

понятие, используемое в конституционном праве. Конституция РФ 1993 г. говорит о том, что Президент РФ является В. Г. В. С. РФ (ст.87).

Одними из первых актов, вводящих в Российской Федерации пост В. Г. В. С. РФ, были Указы Президента РФ от 7 мая 1992 г. "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации" и "О вступлении в должность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации". Затем положение о том, что В. Г. В. С. РФ является Президент РФ, было введено в Закон РФ "Об обороне" от 24 сентября 1992 г. А в Конституцию РФ положение о Президенте РФ как Верховном Главнокомандующем Вооруженными Силами РФ впервые было включено 9 декабря 1992 г.

Функции В. Г. В. С. РФ переплетаются с его действиями как Президента РФ. Конституция говорит о том, что Президент утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания, вводит на всей территории РФ и в отдельных ее местностях военное положение.

Согласно Федеральному закону "Об обороне" от 24 апреля 1996 г., Президент РФ (выступающий одновременно как В. Г. В. С. РФ) имеет обширные полномочия: он определяет основные направления военной политики РФ; утверждает военную доктрину РФ; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской федерации, объявляет общую и частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (согласно ст. 102 Конституции РФ, Совет Федерации утверждает соответствующий указ Президента), отдает приказ В. Г. В. С. РФ о ведении военных действий; вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении (пока не принят); принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по предназначению; утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории РФ в целях обороны; утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; утверждает программы ядерных испытаний и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний; утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами I ранга) в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом; утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, от соединения и выше; утверждает общевойсковые уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

утверждает положения о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов; утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны; утверждает планы размещения на территории РФ объектов с ядерными запасами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности; издает указы о призыве граждан РФ на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом; утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти; осуществляет иные полномочия в области обороны, предусмотренные законодательством.

В. Г. В. С. РФ в пределах своих полномочий издает приказы и директивы В. Г. В. С. РФ, обязательные для исполнения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами. (С. А.)

  • - Было создано по приказу Гитлера 4 февраля 1938 вместо Военного министерства...

    Энциклопедия Третьего рейха

  • Энциклопедия юриста

  • - высший начальник вооруженных сил государства как в военное, так и в мирное время...

    Большой юридический словарь

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в КС при рассмотрении дел, относящихся к компетенции...
  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в СФ при прохождении законопроектов и рассмотрении иных вопросов...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента, выполняющее свои задачи в соответствующем субъекте РФ. Его основные задачи - представлять Президента РФ в субъекте РФ,...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - высший руководитель вооружённых сил государства...

    Русская энциклопедия

  • - высший руководитель ВС государства, коалиции государств или на определенном театре военном действий. Назначается обычно на военное время...

    Морской словарь

  • - высший начальник вооруженных сил государства как в военное, так и в мирное время...

    Словарь юридических терминов

  • - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции...

    Финансовый словарь

  • - "...1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации...

    Официальная терминология

  • - высший начальник вооруженных сил государства как в военное, так и в мирное время...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - верховный командующий, высший начальник вооруженных сил государства, обычно в военное время, а иногда и в мирных условиях...

    Большая Советская энциклопедия

  • - высший руководитель вооруженных сил государства...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - Верх"овный главноком"...

    Русский орфографический словарь

"ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в книгах

ОБРАЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛА Л.Я. РОХЛИНА К ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЕННОСЛУЖАЩИМ РОССИИ

Из книги Лев Рохлин: Сменить хозяина Кремля автора Волков Александр Анатольевич

ОБРАЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛА Л.Я. РОХЛИНА К ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЕННОСЛУЖАЩИМ РОССИИ Господин Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации!Товарищи военнослужащие!В соответствии с указаниями

Из книги Федеральный закон «Об оружии» автора Автор неизвестен

Статья 14. Приобретение на территории Российской Федерации, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского оружия иностранными гражданами Иностранные граждане могут приобретать на территории Российской Федерации гражданское

ДЕНИКИН Антон Иванович (1872-1947), главнокомандующий Вооруженными силами Юга России

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ДЕНИКИН Антон Иванович (1872-1947), главнокомандующий Вооруженными силами Юга России 23 * Офицера может сменить только смерть.Речь при закрытии съезда Союза офицеров армии и флотав Могилеве 22 мая 1917 г. «Берегите офицера! Ибо от века и доныне он стоит верно и бессменно на

автора Законы РФ

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

автора Коллектив авторов

Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации 1. В случае, если долговое обязательство Российской Федерации не предъявлено к погашению (не

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 99.1. Прекращение долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга субъекта Российской Федерации 1. В случае, если долговое обязательство субъекта Российской Федерации,

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 18.9. Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации 1.

33. Верховный Суд Российской Федерации, его компетенция

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

33. Верховный Суд Российской Федерации, его компетенция Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам

автора Автор неизвестен

Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации 1. За

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 333.29. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации За

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 18. 9. Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином правил

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

76. Верховный Суд Российской Федерации

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

76. Верховный Суд Российской Федерации Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.Верховный Суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах

На протяжении всей своей истории человечество практически всегда прибегало к насилию при решении тех или иных вопросов, которые возникали непосредственно между государствами и их структурными элементами. Потому что с того момента, как человек взял в руки палку, он понял, что силой можно заставить себе подобных действовать нужным образом. В процессе эволюции общества разрабатывалась также сфера военного искусства. То есть люди постоянно искали и ищут новые способы уничтожения друг друга. Но, помимо этой части военного ремесла, также развился управленческий сектор. Иными словами, процесс непосредственного управления армией стал более эффективным и позволяет намного полнее реализовывать потенциал всего войска. Однако некоторые армейские институты координационного характера имеют достаточно длинную историю. Они формировались на протяжении многих веков. К подобным вполне возможно причислить должность верховного главнокомандующего, который на сегодняшний день играет значительную роль во многих военных процессах и действительных конфликтах. Следует отметить, что этот пост - это не только большая ответственность, но ещё и спектр огромного количества полномочий. Помимо того, на человека, занимающего данный пост, возложено выполнение ряда функций, о которых пойдёт речь далее в статье.

Кто такой верховный главнокомандующий?

Данным термином обозначается сразу несколько понятий. Как уже указывалось автором ранее, это определённый институт в сфере военного управления. Иными словами, верховный главнокомандующий как должность - это совокупность определённого рода обязательств, функций и ответственности. Но существует и иная трактовка представленного термина. Согласно ей, верховный главнокомандующий представляет собой конкретное лицо, которое наделено большим количеством полномочий в сфере военного управления и которое осуществляет координацию абсолютно всего массива войск того или иного государства.

Главнокомандующий как высшее должностное лицо

В статье будет рассматриваться верховный главнокомандующий именно как лицо, принадлежащее к высшему эшелону власти. Как правило, данное лицо является центральным во всей военной иерархии государства. В некоторых случаях верховный главнокомандующий - это исключительно тот человек, который осуществляет командование действующей армией и флотом. В иных случаях эти полномочия возлагаются на Эта тенденция является своеобразной данью демократическим отношениям внутри многих существующих государств. Помимо того, концентрация в руках демократического лидера полномочий по осуществлению командованием войсками позволяет обезопасить страну от захвата власти военной верхушкой.

История появления термина

На сегодняшний день достоверно неизвестно, в какой исторический период этот термин появился и стал использоваться в том значении, в котором все его привыкли слышать. В данном случае непонятен тот факт, почему разделились функции главы государства и центральной фигуры военного сектора. Известно, что впервые термин «командир-шеф» был применён Карлом I, королём Шотландии, Англии и Ирландии. Он совмещал полномочия правителя и главнокомандующего. Таким образом, многие учёные-историки считают, что именно с этого момента появляется упомянутый в статье институт. Иными словами, Карл I - это первый верховный главнокомандующий в мировой истории.

Должность главнокомандующего в российской истории

Верховный главнокомандующий впервые появился в "Табели о рангах" не так уж давно. Его должность впервые была учреждена на территории современной России во время Первой мировой войны. Впервые на представленную должность был назначен князь Николай Николаевич Младший. Это случилось 20 июля 1914 года. Институт был создан с целью реорганизации действующей структуры и централизации военной власти в руках представителя царской семьи. Помимо того, подобный шаг был правильным с точки зрения здравого смысла, ведь к тому времени уже зрело общественное недовольство режимом самодержавия в империи. В ходе Первой мировой войны должность главнокомандующего не единожды передавалась разным видным командирам имперской армии, вплоть до подписания Брестского мирного договора. С того момента главнокомандующий назначался лишь для координации деятельности действующей армии и флота.

Дальнейшее развитие должности

Сегодня все знают, кто является верховным главнокомандующим и что собой представляет данная должность. Но когда возник Советский Союз как отдельное целостное государство, то вследствие уже указанного соглашения этот пост не утверждался в силу отсутствия военных конфликтов. Верховный главнокомандующий ВОВ (Великой Отечественной войны) был назначен из числа политической верхушки. Им 8 августа 1941 года стал Иосиф Виссарионович Сталин. Следует отметить тот факт, что он оставался на этой должности даже после непосредственного окончания войны. Но в СССР было принято решение, что требуется реорганизация такой должности, как верховный главнокомандующий. Великая Отечественная война закончилась, Сталин умер, а на пороге был новый конфликт с США. Поэтому негласно эту должность стал занимать председатель Совета обороны СССР.

Институт в современной России

На сегодняшний день верховный главнокомандующий русской армии - это должность, которую занимает высший руководитель всего массива Вооружённых сил РФ.

Данный статус не только подкреплён организационной структурой армии, но также регламентирован юридически. В 87-й говорится, что верховный главнокомандующий - это президент страны.

Нормативная база должности

В соответствии с тем фактом, что Российская Федерация является правовым и демократическим государством, практически все вопросы общественного регулирования регламентированы правом. Верховный главнокомандующий не является исключением. Он действует на основе норм разных нормативных актов. Таким образом, система нормативного регулирования должности состоит из следующих НПА, а именно:

1) Конституция Российской Федерации.

2) Федеральный закон «О военном положении».

3) Федеральный закон «Об обороне».

Также в этих актах прописано, какими верховный главнокомандующий РФ обладает полномочиями.

Полномочия

Верховный главнокомандующий РФ наделен рядом специфических полномочий, которыми не владеют иные лица в иерархии государственной власти. Человек, занимающий эту должность, уполномочен:

  • В случае непосредственной угрозы Российской Федерации вводить на территории государства
  • Контролировать реализацию режима военного положения.
  • Обеспечивать функционирование высших органов государственной власти во время этого режима.
  • Создавать планы привлечения с целью обеспечения режима военного положения.
  • Обеспечить остановку деятельности политических партий и иных пропагандистских формирований на территории государства в условиях войны.
  • Обеспечить соблюдение запретов на проведение митингов и агитаций в условиях военного положения.
  • На верховного главнокомандующего возложена задача утверждения Российской Федерации.
  • Помимо того, главнокомандующий назначает и снимает с должностей высшее командование ВСРФ.
  • Человек, занимающий эту должность, определяет на территории государства.
  • Главнокомандующий может производить мобилизацию армии в случае существования на то оснований.
  • Он также принимает решение по поводу непосредственной дислокации войск ВСРФ.
  • Главнокомандующий издаёт указы о призыве граждан на военную службу.

Помимо представленных полномочий, на президента (как верховного главнокомандующего) возложен ряд иных специфических функций, которые также важны для обеспечения обороноспособности и военной мощи государства. На сегодняшний день представленную в статье должность занимает президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Нормативные акты, издаваемые главнокомандующим

Для реализации своих полномочий и организации деятельности Вооружённых сил человек, занимающий эту должность, имеет возможность издавать определённого рода нормативные акты в сфере своей непосредственной деятельности. В соответствии с этим в рамках своей компетенции верховный главнокомандующий имеет право издавать приказы и директивы.

Помимо того, для поощрения деятельности по обеспечению обороноспособности государства он награждает заслуживших это лиц грамотами, а также объявляет им благодарности.

В заключение нужно отметить, что представленный институт имеет ряд характерных особенностей на просторах отечества. Помимо того, его регулирования все ещё нуждается в некоторых доработках, чтобы реализация полномочий лица, занимающего представленную должность, производилась более эффективно и полно.

Вопросы:
1. Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации.
2. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны страны и обеспечения государственной безопасности.

Глава государства в России традиционно является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В современной России президент также обладает полномочиями по руководству Вооруженными Силами. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными Силами по отражению агрессии. Полномочия Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего изложены в Федеральном законе «Об обороне» (статьи 4 и 13).

Должность Президента Российской Федерации учреждена 24 апреля 1991 года на основе волеизъявления народа, выраженного на референдуме 17 марта 1991 года.
Вступившая в силу 25 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации наделила президента полномочиями главы государства.
Правовой статус Президента России закреплен в четвертой главе Конституции Российской Федерации.
Президент России - единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 81 Конституции РФ).
Детальный порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом № 19-ФЗ от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации».
При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу (ст. 82 Конституции РФ):
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда Российской Федерации.
Президент России является главой государства и не относится к какой-либо ветви власти. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики.
В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п. 2 ст. 80).
Президент Российской Федерации самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (п. 3 ст. 80 Конституции РФ) и «как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях» (п. 4 ст. 80 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Наряду с полномочиями главы государства Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.
Правительство осуществляет исполнительную власть (ст. 110 Конституции РФ), то есть определяет оперативные направления внутренней политики и проводит политику, определенную президентом в его указах.
Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации и являются подзаконными актами. Однако президент может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (п. 3 ст. 115 Конституции РФ).
Кроме того, Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации (п.2 ст. 117 Конституции Российской Федерации).
По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы. Однако правительство вносит в Государственную Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции Российской Федерации), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие определенных законов).
Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного, Верховного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении, назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает от занимаемых должностей высшее командование Вооруженных Сил, назначает и отзывает послов Российской Федерации, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьей 22 Конституции. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответственности, или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.).
Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности Советом Федерации «на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения».

Организация обороны страны, обеспечение ее безопасности - одна из главных функций главы государства. Здесь президент не только принимает конкретные, оперативные меры и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. Его прямая обязанность, отраженная в присяге, состоит в том, чтобы «...защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства».
Конкретные полномочия президента в организации обороны страны и обеспечении ее безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами президента.
Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, международными соглашениями, Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Военной доктриной Российской Федерации.
Президент Российской Федерации в соответствии с пунктом «ж» ст. 83 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» формирует и возглавляет Совет Безопасности. Согласно Положению о Совете Безопасности Российской Федерации этот конституционный орган осуществляет подготовку решений президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот орган призван обеспечивать условия для реализации президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.
В мирное время Президент Российской Федерации как Верховный Главнокомандующий осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами. Он утверждает Концепцию национальной безопасности, Военную доктрину России.
Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Этот документ содержит военно-по- литические, военные, военно- технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.
Также президент утверждает Концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационные планы и другие акты в сфере военного строительства. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу (с указанием числа призывников), об увольнении в запас военнослужащих определенных возрастов, а также выслуживших установленный законом срок военной службы, утверждает план гражданской обороны, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве. Им утверждаются структура и состав Вооруженных Сил, общевоинские уставы, положения о Министерстве обороны, Генеральном штабе Вооруженных Сил, положения о других войсках и воинских формированиях.
Президент Российской Федерации утверждает и наиболее важные документы, регламентирующие жизнедеятельность воинских частей и подразделений, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах. Он рассматривает вопросы дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск.
Как глава государства президент в своей внешнеполитической деятельности ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об их участии в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.
Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и с обеспечением безопасности граждан. Он в соответствии с Законом Российской Федерации о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, или которым угрожает нападение, или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При этом могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц.
В военное время военно-политическое руководство государством осуществляет Государственный комитет обороны (ГКО), возглавляемый Президентом Российской Федерации. Военно-стратегическое руководство Вооруженными Силами и другими войсками осуществляет Ставка Верховного главного командования (ВГК), возглавляемая Президентом Российской Федерации - Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Основным рабочим органом Ставки является Генеральный штаб Вооруженных Сил. Решение о передаче всех полномочий государственной власти ГКО, а по военно-стратегическому руководству Вооруженными Силами и другими войсками Российской Федерации Ставке ВГК принимает Президент Российской Федерации с объявлением войны в случае агрессии против России или непосредственной угрозы крупномасштабного нападения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному собранию Российской Федерации.
Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны. На Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая ответственность за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Методические рекомендации.
При изучении первого вопроса необходимо отметить, что Президент Российской Федерации является главой Российского государства, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, а также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Все полномочия Президента России определены в четвертой главе Конституции Российской Федерации.
Во время изучения второго вопроса необходимо отметить, что президент - высшее должностное лицо нашего государства. Он осуществляет общее руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Реализуя свои полномочия, президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Рекомендуемая литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
4. Федеральный закон 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».

Майор Борис ИВАНОВ

РЕФЕРАТ

по курсу «Правоведение»

по теме: «Президент Российской Федерации – высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации»


Введение

Президент страны является ключевой фигурой в системе органов государственной власти. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс. От личности президента во многом зависит характер и направление развития страны, а также состояние Вооруженных сил и иных силовых ведомств.


1. Президент Российской Федерации – высшее должностное лицо государства

Государство в любом обществе является центральным элементом политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения. Важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации как правового государства является принцип верховенства закона. Важнейшим выражением законности власти Президента Российской Федерации является его всенародное избрание в соответствии с выработанными правовыми нормами.

Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Являясь высшим должностным лицом государства, он избирается гражданами, парламентом или специальной коллегией на определенный срок.

Должность президента получила распространение в целом ряде государств мира. В некоторых странах президент избирается органом законодательной власти (ФРГ, Италия) и в своей деятельности во многом зависит от парламента и подотчетен ему. Не случайно эти государства принято именовать парламентскими республиками.

В отличие от парламентских республик, в республиках президентского типа глава государства обладает более широкими полномочиями, он может являться также и главой исполнительной власти или иметь иные достаточно широкие возможности реально воздействовать на нее. В системе высших органов государственной власти такого типа президент – независимое от парламента должностное лицо, избираемое непосредственно населением страны (например, во Франции), либо путем косвенных выборов – через коллегию выборщиков, формируемую населением (как это происходит в США). Во всех случаях президентскую республику отличает сильная исполнительная власть.

Незадолго до распада СССР в его конституционном праве появился институт президентства. 15 марта 1990 года в результате выборов на Съезде народных депутатов СССР был избран первый в истории страны Президент – Михаил Сергеевич Горбачев.

В Российской Федерации, провозгласившей принцип разделения властей, должность Президента республики была учреждена 24 апреля 1991 года. В тот день Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин подписал законы РСФСР № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР» и № 1098-1 «О Президенте РСФСР». Президентом РСФСР мог быть избран гражданин не моложе 35 и не старше 65 лет, обладавший в соответствии с действующим законодательством избирательным правом.

Президентские выборы в Российской Федерации в июне 1991 года были всеобщими и прямыми. Они проводились по мажоритарной системе абсолютного большинства. Второй тур не проводился, поскольку уже в первом туре Президентом республики был избран Б.Н.Ельцин, получивший большинство голосов избирателей, принявших участие в выборах. Он значительно опередил остальных пятерых кандидатов и стал первым Президентом страны сроком на пять лет.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации существенно упрочила позиции президента (так, в его руках оказалась сосредоточена вся полнота исполнительной власти). Назвав президента главой государства, Конституция наделила его широким кругом полномочий.

Согласно Конституции Российской Федерации Президент России является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Конституцией Российской Федерации за Президентом закреплено право: назначать выборы и распускать Государственную Думу; назначать референдум; вносить законопроекты в Государственную Думу; подписывать и обнародовать федеральные законы; обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики.

Юридическая подотчетность Правительства Российской Федерации Президенту отчетливо проявляется в том, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Глава государства, в случае противоречия законодательству, вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а его указы относятся к системе актов, составляющих правовую основу деятельности Правительства. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

В отношении судебной власти положение Президента определяется обязанностью представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, вносить в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначать судей других федеральных судов.

Как глава государства Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, разрабатывает внешнеполитический курс страны и непосредственно руководит его выполнением; проводит переговоры на высшем уровне и подписывает международные договоры; несет конституционную ответственность за выполнение международных обязательств Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей; решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Президент России формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, который осуществляет подготовку его решений по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Важнейшие направления государственной политики, отражающие положение России в мировом сообществе, ее национальные интересы, Президент Российской Федерации формулирует в Концепции национальной безопасности, которая является системой взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Президент утверждает военную доктрину Российской Федерации, являющуюся составной частью концепции безопасности Российского государства и представляющую собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности определены в Конституции Российской Федерации и детализированы в других законодательных актах России, в первую очередь в Федеральном законе «Об обороне».

Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации: в случае его отставки; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в случае отрешения его от должности.

Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке штандарта (флага) крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.

2. Полномочия Президента Российской Федерации – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации в области обороны и безопасности страны

Статьей 87 Конституции Российской Федерации установлено, что Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. Полномочия Президента России в сфере управления Вооруженными силами Российской Федерации делятся на два уровня их реализации и связаны с проведением комплекса взаимосвязанных мероприятий, в мирное и военное время.

Президент Российской Федерации, являясь Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации:

– определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

– утверждает военную доктрину Российской Федерации;

– осуществляет руководство Вооруженными силами Российской Федерации, внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

– в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации о ведении военных действий;

– вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;

– принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

– утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

– утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

– утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

– утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

– утверждает структуру, состав Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

– принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

– утверждает общевоинские уставы, положения о знамени и эмблеме Вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, знамени и вымпелах кораблей и судов Военно-морского флота, Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

– утверждает положения о Министерстве обороны и Министерстве внутренних дел Российской Федерации, о Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации, о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также положения об оперативно-территориальном объединении внутренних войск и положение о военных советах, об органах управления других войск, воинских формирований и органов;

– утверждает Устав внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

– утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;

– утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

– ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

– назначает на должность по представлению министра внутренних дел Российской Федерации главнокомандующего внутренними войсками и освобождает его от должности;

– издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

– утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти;

– утверждает военную форму и знаки различия для военнослужащих;

– принимает меры по обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы во внутренних войсках, членов их семей и гражданского персонала внутренних войск;

– решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации в отношении иностранных граждан, поступивших на военную службу в Российские Вооруженные силы по контракту;

– осуществляет помилование осужденных военнослужащих, издает обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы и распоряжения, которые могут быть нормативными и индивидуальными.

Кроме того, Президент России может ввести чрезвычайное положение при: попытке насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа, массовых беспорядках, террористических актах, блокировании или захвате особо важных объектов, отдельных местностей, подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований, межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он принимает решение о привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайного положения.

В исключительных обстоятельствах угрожающего периода Президент Российской Федерации может принять на себя непосредственное управление Вооруженными силами по отражению агрессии против России (введение военного положения, объявление мобилизации, введение в действие нормативных правовых актов военного времени, формирование органов исполнительной власти военного времени, отдает приказ Верховного главнокомандующего Вооруженными силами России о ведении военных действий).

В группе полномочий, реализуемых в период военного положения Президентом Российской Федерации – Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, основными являются его полномочия по применению Вооруженных сил России, так как они непосредственно предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России. Содержание таких полномочий и порядок их реализации во многом определяются тем, по каким основаниям глава Российского государства применяет Вооруженные силы России:

во-первых, по их главному предназначению;

во-вторых, для выполнения задач с использованием вооружения не по их предназначению;

в-третьих, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Общим для всех указанных оснований является обязательное утверждение Советом Федерации решения Президента Российской Федерации о применении, использовании, привлечении Вооруженных сил Российской Федерации. В случае внезапного нападения на Россию или непосредственной угрозы такого нападения Президент России немедленно, на основе принятого им Указа о военном положении, отдает приказ о применении Вооруженных сил для отражения агрессии и нанесения ответного удара без предварительного согласия Совета Федерации.

Другие войска и воинские формирования привлекаются к совместной с Вооруженными силами России оперативной и мобилизационной подготовке в соответствии с утверждаемым Президентом Российской Федерации Планом применения Вооруженных сил Российской Федерации.

В приказе Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации о ведении военных действий определяются: обстоятельства, послужившие основанием для боевого применения Вооруженных сил Российской Федерации; характер и степень интенсивности военных действий, направленных против России, реальность угроз суверенитету, независимости и государственной целостности Российской Федерации; примерный масштаб, границы территории и сроки боевых действий Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, основания для применения ими ядерного оружия и других видов оружия массового поражения; порядок развертывания Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и их перехода на организацию и штаты военного времени, порядок призыва граждан по мобилизации, а также порядок использования ими запасов материальных средств мобилизационного и государственного резервов; силы и средства, привлекаемые в соответствии с Планом применения Вооруженных сил Российской Федерации к проведению мероприятий по отражению агрессии и обеспечению режима военного положения; формируемые Президентом России на период военного времени органы исполнительной власти и органы военного управления, осуществляющие руководство и управление Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами; время вступления приказа в силу, а также срок его действия. С учетом особого правового режима военного положения оно может вводиться на всей территории России или в отдельных ее местностях. В своем Указе Президент Российской Федерации определяет порядок и основания привлечения Вооруженных сил Российской Федерации к обеспечению режима военного положения; порядок введения в действие и отмены правовых актов военного времени; перечень мер военного положения, связанных с организацией производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей Вооруженных сил Российской Федерации, охраны военных объектов; установлением и обеспечением особого режима въезда на территорию, где введено военное положение; изъятием необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан.

В целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется гражданская оборона.

Территориальная оборона организуется и осуществляется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения.

Президент России, осуществляя руководство гражданской обороной, утверждает План гражданской обороны, вводит его в действие; утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих этих войск; утверждает Положение о войсках гражданской обороны. Ведение гражданской обороны на территории России или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения.

Первостепенная роль главы государства как высшего должностного лица – Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации определена в присяге, которую Президент России при вступлении в должность приносит населению страны: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».


Заключение

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны. На Президента Российской Федерации как Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных сил России, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и их готовность к отражению агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.


Литература

3. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

4. Указ Президента РФ от 14 декабря 1993 г. «Об утверждении устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации».

5. Большой энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006 г.