«Звездная бабочка» Бернар Вербер. Бернар Вербер «Звёздная бабочка Действие I Тень мечты

    Оценил книгу

    Сети букривера принесли Вербера, о котором я раньше только краем уха слышала. Ну, думаю, приобщусь, пора. Тем более, что я обожаю книги про человечков в замкнутом пространстве. Ясное дело, если поместить нескольких человечков в запертую комнату, то мочилово не за горами. Здесь же обещано было мочилово эпическое: 144 тысячи человечков и гигантский космический корабль, который летит к новой Земле.
    В итоге, конечно, посмеялась. Это такой беспощадный бред, что иначе нельзя воспринимать, только с юмором.
    Написано просто. Ну очень просто, для среднего и старшего школьного возраста. Вроде бы в книге полно насилия, но оно как-то закруглено, сглажено, набросано лёгкими штришками, чтобы не пугать лишний раз публику.
    Переводчику, конечно, большой и пламенный привет, например, за „Наконец их тела переплелись в страстном акте любви. В момент экстаза прекрасная рыжеволосая мореплавательница, изогнувшись, громко зарычала от удовольствия, и этот мощный звук несколько раз отразился от стенок Цилиндра.”
    Но самый большой привет, конечно же, автору:
    за неожиданные сюжетные повороты Чёрт, меня поразил один момент, а если кратко: корабль взлетает, за ним гонится полиция с автогеном, а тут двигатели замёрзли. Учёный потыкал кнопочки и сказал, что ничего не может сделать. И тут, опа! Врывается котёнок, нажимает лапкой что-то... заработало!
    „- Смотрите, котенок что-то включил! - завопила Каролина.
    - Ах, черт! - сознался изобретатель. - Я просто об этом забыл! Эту кнопку на прошлой неделе мне предложил добавить один молодой конструктор. Она запускает автоматическую операцию по прочистке насосов, подающих горючее в двигатели, и предусмотрена как раз на случай мороза.”

    Не знаешь, что делать? Пригласи котика!
    за предусмотрительность главного героя при соблазнении дамы
    „- Будь нежен со мной, - с улыбкой проворковала Малори. Ив застучал по клавиатуре системы управления. Включилась медленная музыка, громкость которой постепенно увеличивалась. Мужчина отыскал свечи в выдвижном ящике, расставил их по комнате, зажег фитили, а затем погасил верхний свет”
    Между прочим, действо происходит в рубке космического корабля, так что будете в схожих обстоятельствах – не забудьте свечи!
    за глубокие познания в животном мире
    „То, что Домино - это кошка, выяснилось после того, как она родила множество черных, белых и рыжих котят. Однако она не стала жить вместе с отцом своих детенышей. Она была слишком занята действиями по достижению собственной цели: совершать головокружительные прыжки”
    за мораль
    мусорить – плохо! убивать – плохо! заниматься спонтанным и невдумчивым сексом, даже если вас всего двое на всей Земле - плохо! человечество, это плохо, плохо, плохо, на газетку, не на пол, и больше так не делай!
    В целом осталось впечатление, будто мне толкают какую-то простенькую поп-буддистскую философию. Этакая наивная полубиблейская кашица-лайт для мальчиков и девочек – взрослых и не очень, впечатлительных, слегка романтичных, а, возможно, даже трепетных.
    В рецензиях прочла: „..именно из-за этого автора я стала более любознательной и ГОРАЗДО БОЛЬШЕ расширился мой внутренний мир” Вот да, именно для вас и написана эта книга. Не для меня.

    Оценил книгу

    Признаться, Бернару Верберу удалось меня озадачить.
    В процессе чтения я складировала в отдельный файл самые жуткие глупости и бредовости и теперь просто не могу решить, какие выбрать в качестве иллюстрации.

    Вообще, начну с того, что очень люблю книги/фильмы, в которых действие разворачивается в замкнутом пространстве. И неважно, убийство это в классических декорациях или группа подопытных хомо сапиенсов, которые начинают грызться, как пауки в банки. Наблюдать за человеками в экстремальных ситуациях крайне любопытно и познавательно. Поэтому, хоть я и знала, кто такой Вербер, все же заинтересовалась аннотацией, обещавшей космический корабль со 144 тысячами пассажиров, летящими в светлое будущее. Собственно, на аннотации весь позитив от книги и закончился. Хотя нет, вру - над отдельными цитатами я долго смеялась (см. ниже).

    Краткий список моих претензий:
    1) полное отсутствие знания физики (а я, кстати, гуманитарий);
    2) спекуляции на темах терроризма, педофилии и прочего насилия;
    3) премерзкие сцены: чтобы привлечь инвалида к сотрудничеству, надо сначала всласть его помучить, довести до истерики и заставить ползать по дому (!); нет, ну это, конечно, ради ее же блага, что вы!, но... шли бы вы лесом с таким благом;
    4) абсолютная недостоверность и голливудчина: у героини заканчивается кислород в баллоне, а она активно ведет перепалку, или при смерти произносит прочувствованный монолог на тему "не забудь передать детям наши знания и твои книги (далее список)";
    5) сплошные несоответствия: то у них там промискуитет, то ты принимаешь меня за… легко доступную особу ; а сложно не принять, если она - одна баба на всей планете и сама же мужика выбрала; она, кстати, потом еще будет учить таким вещам, как ласки, предварительные действия и неспешные наслаждения (по ходу, "Камасутру" где-то на корабле занычковали);
    6) эволюция человечества за тысячу лет полета, вот тут я поподробнее остановлюсь.

    Господин автор, где мораль вашей истории, если люди в начале этого путешествия выглядят не более омерзительно, чем в конце?.. Знакомство с новой планетой наши красавцы начали с того, что сожрали динозавра, возможно, разумного.
    - А если эти внеземные создания и вправду окажутся разумными?
    - Ну, тогда мы постараемся найти самых глупых и станем есть их, и только их.

    ...
    - А если они захотят рассчитаться с нами за него? Ведь, если я правильно поняла, мы, быть может, «попробовали» посланника, представлявшего население их планеты.
    - Мы принесем извинения.

    Вашу мать....

    Я уже не говорю о том, что все это невозможно читать, потому что напрочь отсутствуют хотя бы зачатки стиля:
    Машина ехала с приличной скоростью, так как ученый в очередной раз опаздывал на интервью. (ну прямо готовый шаблон для объяснительной)
    биолог-психолог поблагодарил девушку с глазами цвета бирюзы за ее согласие присоединиться к собранию (бирюза - это важно!)
    Вслед за тем он вступил в период неистового поиска женских ласк. (ух!!)
    логики:
    Больше всех протестовали беднейшие страны, во главе которых часто стояли диктаторы. Эти государства требовали, чтобы проект был поставлен под контроль ООН и чтобы в состав членов экипажа обязательно вошли представители каждой страны. (нет, ну какие все-таки сволочи эти ваши диктаторы! это ж надо такое предложить: под контроль ООН да всех поровну!)
    Отсюда, издалека, астронавты видели все более отчетливо, что все руководители государств действовали заодно и стремились ограничить свободу народов. (а потом Ким Чен Ир пообщался по телефону с Бараком Обамой и вместе они решили..)
    зато полно заезженных штампов:
    Вокруг царила весна, и природа с нетерпением ожидала сигнала к пробуждению.
    ладно, признаюсь, я придираюсь, вот вам достойный пример Верберовского креатива:
    Железо не смогло оцарапать кристалл соли. Соль выдержала напор железа.
    жутких картинок:
    Габриэль Макнамарра попробовал маленькую птичку, зажаренную на вертеле. Казалось, она до последнего момента трепыхалась в оранжевом пюре. (если бы я такое представила.. черт, я бы точно полдня ходила голодная)
    и откровенной тупости:
    Инженер знал, что свет состоит из потока фотонов. (нет, ну вы представляете!!! я, кстати, это тоже знаю; но я не инженер, если что)

Бернард Вербер

Звездная бабочка

Посвящается Клоду Лелюшу, благодаря которому я снял свой первый фильм "Наши друзья Человеки"

Действие I

Тень мечты

1. СИЛА ВОДЫ

В начале было дыхание - мощное дыхание соленого ветра. Оно наполняло паруса, и яхты скользили по бескрайнему океану. Самым быстрым среди всех парусников, без всякого сомнения, был корабль Элизабет Малори. Эта девушка с глазами цвета бирюзы заслужила славу чемпионки после того, как два раза подряд совершила кругосветное плавание на одноместной яхте. До нее такое удавалось только мужчинам. Сидя в передней части катамарана «Летучая рыба», Элизабет крепко сжимала деревянный руль и уверенно управляла длинным, тонким кораблем из алюминия и непромокаемой ткани. Кажущееся хрупким судно сотрясалось от носа до кормы, разрезая гребень волны на части или взмывая над поверхностью воды. «Быстрее, сильнее!» Раз за разом девушку окатывали пахнущие йодом брызги. Завывания бури вплетались в пение Элизабет, из-за чего та немилосердно перевирала мотив. Именно в этом заключался секрет ее успеха - чтобы одержать победу над разбушевавшейся стихией, надо смешать свой голос с воем ветра. В такие минуты девушке начинало казаться, что она сама становится морем - вечно движущейся соленой водой, стремительными всесокрушающими волнами, одетыми в кружево из пены.

Элизабет Малори была красива. Все мужчины вокруг подпадали под власть ее чар. Поговаривали, что в перерывах между регатами она меняла любовников как перчатки, а затем, будто устав от этих ничтожных удовольствий, оставалась одна среди безбрежной водной пустыни, где спутниками ей служили только облака и рыбы.

2. СЛАДОСТЬ ВОЗДУХА

В начале была мечта - мечта о новых горизонтах. Именно к ней тянулось весьма утонченное воображение Ива Крамера. Он возглавлял отдел «Инновации и перспективное прогнозирование» престижного агентства космических исследований и отвечал за отбор новых проектов, связанных с полетами в космос. Правда, к настоящему моменту ему пока не удалось довести ни один из проектов до благополучного конца, но в его кабинете скапливались папки с чертежами новых ракет, орбитальных станций или даже поселений, которые можно будет построить на ближайших к Земле планетах. Ив Крамер ничем не выделялся среди многочисленных рядовых служащих, заполнявших аэрокосмические лаборатории. Средний рост, редкие волосы, очки с толстыми стеклами и взгляд, обращенный куда-то вдаль. Этот конструктор никогда не расставался с белым халатом, в карманах которого было множество ручек с высохшими чернилами и несколько полностью или частично сломанных калькуляторов.

По роду своих занятий он часто вынужден был отправлять письма с вежливым отказом. Они неизменно начинались фразами: «Благодарим вас за присланный проект. К сожалению, он не соответствует ни одной из осуществляемых в настоящее время научных программ. Кроме того, имеющихся в нашем распоряжении средств недостаточно для реализации вашего предложения». Окончание писем также было стандартным: «Пожалуйста, держите нас в курсе ваших дальнейших изысканий. Позвольте выразить вам глубочайшее уважение».

Ив Крамер принимал свои служебные обязанности близко к сердцу. Он тщательно, от корки до корки изучал большинство проектов, пусть даже самых фантастических. Ученый быстро стал привлекательной фигурой для журналистов, с которыми делился самыми оригинальными из идей, присланных на адрес агентства.

Однажды Ив Крамер нечаянно опрокинул стопку писем с очередными отказами и принялся подбирать конверты с пола один за другим. В этот момент зазвонил телефон. Пытаясь снять трубку раньше, чем включится автоответчик, конструктор столкнул еще одну пачку посланий. Все это ему пришлось поднять и вновь отсортировать.

Говорили, что у Ива Крамера ветер в голове, но сам он считал себя мечтателем. Его упрекали в бестактности, он же полагал, что ему некогда обращать внимание на условности. За ним закрепилась репутация рассеянного человека, но конструктор оправдывался тем, что он все время погружен в размышления над неординарными сюжетами. Ив Крамер знал, что никто не даст суммы, необходимой для воплощения в жизнь любого из проектов, рассматриваемых его отделом. Однако он продолжал отчаянно надеяться на то, что ему все же удастся поймать удачу за хвост. Ученый не желал навсегда остаться «рядовым наблюдателем, пересказывающим журналистам несбыточные мечты других людей». Именно так о нем однажды отозвалась его первая жена. Ночами, завернувшись в одеяло, он приникал к обтянутому каучуком окуляру личного телескопа, установленного на террасе его дома. В эти минуты он мог позволить себе помечтать о дне, когда один из проектов успешно завершится. И тогда Ив Крамер отправится туда - в распахнувшуюся перед ним даль. «Нет, еще дальше, еще намного, намного дальше». Он покинет Землю, где с каждым днем чувствует себя все более чужим.

3. ПЕРВАЯ ВОЛНА

Встреча дыхания и мечты, то есть Элизабет Малори и Ива Крамера, произошла в условиях, весьма далеких от идеальных. Конструктор управлял собственной машиной, слушая быструю ритмичную музыку. Машина ехала с приличной скоростью, так как ученый в очередной раз опаздывал на интервью. В этот момент мореплавательница переходила улицу, направляясь в офис нового спонсора. Последний готов был финансировать предстоящее кругосветное плавание на одноместной яхте. Шел дождь. Дворники на лобовом стекле автомобиля работали плохо. Ив Крамер уже давно знал, что необходимо заехать на станцию техобслуживания и устранить неполадку, но так и не нашел для этого времени. Помимо рассеянности, ученому был свойствен еще один недостаток - склонность затягивать принятие неприятных решений. Раз за разом Ив Крамер с виртуозным мастерством откладывал докучные дела на завтра, а когда этот день наступал, конструктору приходилось метаться как угорелому в попытке наверстать потерянное время. Поэтому, входя в поворот, Ив Крамер прибавил газу.

В ушах Элизабет торчали наушники от мобильного телефона. Укрывшись от дождя под зонтиком, спортсменка болтала с одним из поклонников. Тот пытался рассмешить женщину, которую мечтал обольстить, и, между прочим, вполне преуспел в этом деле. Возможно, из-за собственного громкого смеха Элизабет не услышала шума автомобиля, стремительно приближавшегося к ней в сгущавшихся сумерках. Ив Крамер, наконец, различил силуэт девушки впереди и резко нажал на тормоз. Тормозные колодки намертво блокировали колеса, но сцепление шин с мокрым от дождя асфальтом было недостаточным, и машина пошла юзом. Удар бампера пришелся по коленям путешественницы. Раздался сухой треск ломающейся кости. Элизабет почувствовала, что какая-то мощная сила подняла ее высоко в воздух. Мир вокруг как будто остановился. Она поднималась все выше, чувствовала на лице капли дождя, разглядела асфальт довольно далеко внизу. Затем ход событий вновь ускорился: женщина неожиданно опрокинулась навзничь и уже не смогла встать. Мгновение она лежала на дороге, корчась от ужасной боли, а затем застыла без движения.

Посвящается Клоду Лелюшу, благодаря которому я снял свой первый фильм "Наши друзья Человеки"

Действие I

Тень мечты

1. СИЛА ВОДЫ

В начале было дыхание — мощное дыхание соленого ветра. Оно наполняло паруса, и яхты скользили по бескрайнему океану. Самым быстрым среди всех парусников, без всякого сомнения, был корабль Элизабет Малори. Эта девушка с глазами цвета бирюзы заслужила славу чемпионки после того, как два раза подряд совершила кругосветное плавание на одноместной яхте. До нее такое удавалось только мужчинам. Сидя в передней части катамарана «Летучая рыба», Элизабет крепко сжимала деревянный руль и уверенно управляла длинным, тонким кораблем из алюминия и непромокаемой ткани. Кажущееся хрупким судно сотрясалось от носа до кормы, разрезая гребень волны на части или взмывая над поверхностью воды. «Быстрее, сильнее!» Раз за разом девушку окатывали пахнущие йодом брызги. Завывания бури вплетались в пение Элизабет, из-за чего та немилосердно перевирала мотив. Именно в этом заключался секрет ее успеха — чтобы одержать победу над разбушевавшейся стихией, надо смешать свой голос с воем ветра. В такие минуты девушке начинало казаться, что она сама становится морем — вечно движущейся соленой водой, стремительными всесокрушающими волнами, одетыми в кружево из пены.

Элизабет Малори была красива. Все мужчины вокруг подпадали под власть ее чар. Поговаривали, что в перерывах между регатами она меняла любовников как перчатки, а затем, будто устав от этих ничтожных удовольствий, оставалась одна среди безбрежной водной пустыни, где спутниками ей служили только облака и рыбы.

2. СЛАДОСТЬ ВОЗДУХА

В начале была мечта — мечта о новых горизонтах. Именно к ней тянулось весьма утонченное воображение Ива Крамера. Он возглавлял отдел «Инновации и перспективное прогнозирование» престижного агентства космических исследований и отвечал за отбор новых проектов, связанных с полетами в космос. Правда, к настоящему моменту ему пока не удалось довести ни один из проектов до благополучного конца, но в его кабинете скапливались папки с чертежами новых ракет, орбитальных станций или даже поселений, которые можно будет построить на ближайших к Земле планетах. Ив Крамер ничем не выделялся среди многочисленных рядовых служащих, заполнявших аэрокосмические лаборатории. Средний рост, редкие волосы, очки с толстыми стеклами и взгляд, обращенный куда-то вдаль. Этот конструктор никогда не расставался с белым халатом, в карманах которого было множество ручек с высохшими чернилами и несколько полностью или частично сломанных калькуляторов.

По роду своих занятий он часто вынужден был отправлять письма с вежливым отказом. Они неизменно начинались фразами: «Благодарим вас за присланный проект. К сожалению, он не соответствует ни одной из осуществляемых в настоящее время научных программ. Кроме того, имеющихся в нашем распоряжении средств недостаточно для реализации вашего предложения». Окончание писем также было стандартным: «Пожалуйста, держите нас в курсе ваших дальнейших изысканий. Позвольте выразить вам глубочайшее уважение».

Ив Крамер принимал свои служебные обязанности близко к сердцу. Он тщательно, от корки до корки изучал большинство проектов, пусть даже самых фантастических. Ученый быстро стал привлекательной фигурой для журналистов, с которыми делился самыми оригинальными из идей, присланных на адрес агентства.

Однажды Ив Крамер нечаянно опрокинул стопку писем с очередными отказами и принялся подбирать конверты с пола один за другим. В этот момент зазвонил телефон. Пытаясь снять трубку раньше, чем включится автоответчик, конструктор столкнул еще одну пачку посланий. Все это ему пришлось поднять и вновь отсортировать.

Говорили, что у Ива Крамера ветер в голове, но сам он считал себя мечтателем.

В книжке нет здравого смысла, он видимо положен на алтарь сомнительного символизма. От того всё время чтения хотелось, чтобы герои по скорей как нибудь погибли, потому что такие безрассудные люди все равно долго не протянут в такой авантюре(тоже весьма безрассудной) как «межзвездный перелет на корабле-бабочке-колонии с парусами, управление которой (практически в одиночку!!!) осуществляет кругосветная яхтсменка». Диво-дивное. Изобретатель корабля и идеолог всего этого безобразия бегает под пулями за котенком, когда от него зависит судьба тысячей людей и всего ковчега. Ибо котенок - символ и без него на корабле ну никак не обойтись. Есть мнение, что котенок - мотив нестоящий великого конструктора и идеолога чтобы бегать под пулями.

Потом этот «гений» безрассудно,не имея соответствующей подготовки, прыгает в открытый космос, при неисправности корабля снаружи. Очевидно что «великий конструктор» не продумал устранения неполадок специально обученным экипажем, от того данную неприятность устраняют пилот и сам конструктор. Что ж, практично. Пилот и глав. конструктор все делают для выживания корабля, остальные тупо живут в ковчеге. Шик!

Вообщем нелепо настолько насколько это возможно.

Оценка: 3

Мне понравилась аннотация и я с энтузиазмом решил почитать, вроде как популярного Вербера. Я всю книгу прождал, чего-то интересного, вот-вот еще страничка и начнется интересное, ещё чуть-чуть и станет интересно, ну еще немножечко... ничего не произошло, интересного не оказалось, а притянутая за уши, псевдобиблейская концовка - просто убила.

Оценка: 4

Как мне понравились «Муравьи» Вербера. И как обидно читать «Звездную бабочку».

Словосочетание «полная фигня» абсолютно полностью отражает содержание книги. Бред. Абсурд. Бессмыслица.

При попытках притянуть свою книгу к библейскому сюжету, Вербер заставляет героя сделать себе операцию, чтобы при помощи стволовых клеток ускорить развитие зародыша. Но в ребре нет костного мозга!!!

Оценка: 3

Книга очень разочаровала. Даже если отбросить научно-техническую составляющую (от Вербера как-то и не ожидалось углубления в науку), вся идея произведения и сюжет какие-то наивные - от постройки корабля до высадки на планету. Всё ждала, что абсурдность происходящего выльется во что-то оригинальное, как в «Богах», например. Ничего. Так и не поняла, что сподвигнуло Вербера написать этот роман.

Оценка: 3

Неправильно, наверное, было бы ждать от автора «Танатонавтов» полноценной Научной Фантастики, настоящие Книги, как правило, тем и отличаются, что повествуют больше о приключениях духа. Однако, хотелось бы видеть хотя бы беглое знакомство автора со школьным учебником физики, и хоть какое-то приблизительное представление об астрономии и теории космических перелетов, ну хоть по фильмам BBC. Просто огромное количество технических несуразиц, начиная с корпуса ракеты из «первосортной стали» и заканчивая прокладкой курса с помощью перста указующего. Очень отвлекает от сюжета, который, впрочем тоже не несет никаких откровений.

Разочарован. После «Танатонавтов» ожидал чего-то более глубокого.

Оценка: 5

И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.(Бытие, гл.6)

Ну, как то так. Хотя, не думаю, что было все так прямолинейно. Скорее вложил Бог в Ноя некое беспокойство: то дерево гофер на глаза попадется, то водопад, то кораблик плывущий, то мышка посреди ручья, спасающаяся на веточке. Два сложилось с двумя- вот вам и четыре: чертежи, труд ударный и ковчег готов. Можно отплывать, подальше от греховных людей, безумства и гордыни.

Так и наш новый Ной Ив Крамер не мог найти себе места от беспокойства, как и места среди безумного мира. Одно к одному, непонятная тревога, уверенность- все кончено, ничего не поправить, и есть только один путь спасения- немедленное бегство. Посадить в большой корабль праведников и невинные создания и отдаться на милость Бога/Вселенной/Случайности- кто там из них правит этим миром? Так и отправилась в полет «Звездная бабочка»(Помните надеюсь, о чем на напоминает «Эффект бабочки»?)

Если берешь этот роман, как обычную фантастическую книгу о Звездном Ковчеге, то ничего не получится. Будете недоумевать: что за чушь, что за «притянутые за уши» подтасовки, что за пробелы, что небылицы о технике и космосе? Но это не фантастика, как таковая. Это сатира, памфлет, где абсурд призван сдирать многочисленные слои, за которыми мы так любим прятаться от неприятной правды, обнажая истинную суть проблемы.

Так и здесь, технические нестыковки, откровенные ляпы, которые так любят критики искать в библейских легендах, доводят в итоге все до полного абсурда. Полет «Звездной бабочки» из прекрасного паломничества праведников в землю обетованную превращается в краткое повторение истории Человечества со всеми ее прелестями в виде невежества, угнетения, войн, фанатизма, нетерпимости и прочего, прочего, прочего. История печальная и поучительная, но снова забытая и забываемая.

Старые пороки упали зернами на новую почву, чтобы все повторилось вновь: Новый сад Эдем, полуграмотный Адам и генетически ущербная Ева. Ну и далее - «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею». А вдруг в этот раз получится? Может Бог/Вселенная/Случай - неисправимые оптимисты, и времени у них много. Они могут пробовать снова, снова и снова. Пока не дойдет.

А что дойдет сказано, как в любом памфлете достаточно прямолинейно и беспощадно: корень всех наших бед- в нас самих. И пока мы не займемся своим внутренним наши многочисленные попытки исправить внешнее будут обречены на провал.

Я вообще не могу рекомендовать эту книгу, как фантастическое произведение. Скорее, как памфлет, обличающий человеческие пороки. Сатиру на наше сегодняшнее общество, включая всех тех, кто возомнил себя праведниками, достойными спасения и способными спасти Человечество. Игра насмешливого разума и беспощадного ядовитого языка. Жаль, что никто не предупредил меня заранее об этом, и я потратила так много времени, чтобы самой найти нужное настроение для чтения, от чего впечатление оказалось несколько испорчено.

Кстати, у Ноя, в сущности, ничего не получилось. Сколько там миновало времени? Несколько тысячелетий? А все вернулось на прежние рельсы и даже хуже. Куда там Содому и Гоморрой против обычного рядового города, где бы он не стоял в наше время! Э-э-э... на всякий случай, какой там рецепт? «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей». …Как то так. Ну и где взять этот гофер?

Оценка: 7

Уф, сюжет просто высосан из пальца. :insane: Какое-то развитие только под конец, который предсказуем до безобразия. Ничего интригующего, персонажи безликие. Это единственная книга, которую я читала так долго (около двух месяцев), постоянно откладывая и переключаясь на другие произведения.

Оценка: 3

Во-первых, я оч. рад такому единодушию мнений у комментаторов. Считаю, мне повезло найти сайт с вдумчивой публикой, мнения кот. мне действительно интересны.

Во-вторых, это единственная книга в жизни, кот. я по прочтении сразу же выбросил в мусорку, просто чтоб больше на нее не натыкаться взглядом.

Думаю, мое мнение понятно.

Оценка: нет

Книжка необычна по своему замысла, и как всё у автора фантастично настолько, что не веришь. Сюжет заворачивается вокруг конструктора космических кораблей, который при финансирвоании эксцентричного и смертельно больного миллиардера разрабатывает ковчег «Звездная бабочка», на котором люди должны будут покинуть Землю и улететь на другую планету. Что удивительно в этом космическом корабле - принцип его работы... Это 32-х-километровый в линну гигант, который движется на огромных парусах (площадью в десятки тысяч квадратных километров), толкающих корабль подобно яхте, но не ветром, как в море, а с помощью света, которого в космосе - очень много... Так как корабль по расчетам автора проекта будет лететь 1000 лет, то соотвественно необходимо куча народу, чтобы их отпрыски таки добрались до новой планеты. И этой кучей становится 144000 человек, запертых в этом мегаковчеге... Внутри корабль имеет собственную гравитацию, там почва, озера, дома, горы, деревья и животные, т.е. целый мир внитри космического корабля.

Роман носит характерный для научно-фантастического повествования стиль, где автор подробно описывает и пытается нам (читателям) доказать, что такой корабль возможен. Несмотря на это, даже мои мягко говоря скупые познания в физике позволяют сомневаться в несказочности данного проекта. Поэтому критиковать данный корабль можно долго и успешно.

Также Вербер не был бы самим собой, если бы в его романе он не прошелся по неблагодарному матушке-земле человечеству, которое губит себя в войнах, загрязняет окружающую среду и т.д. Здесь мы видим далекое несветлое будущее человечества, т.е. в романе также прослеживаются антиутопические тенденции: страны воююют, новая форма птичьего гриппа, террориризм, религия, средства массовой информации... Именно поэтому ученые разрабатывают этот проект, который они называют «Последней мечтой». И эти 144 тысячи людей - это беглецы в поисках другой планеты. Вербер очень много уделяет внимания понятию «идеальный человек будущего», описывает каким он должен быть, как он должен жить в новом мире.

В целом роман трудно отнести к любимым. Сюжет безусловно любопытный, но как всегда реализация подкачала. Вербера заносит. Так концовка в стиле Библии - это конечно перебор, хотя идея с постоянным бегством человека с планеты на планету мне понравилась. Главным для меня недостатком в романе стало - это неравномерность изложения. Так в 350-страничной книге: 150 страниц - подготовка полета, около 100 страниц полет первого поколения и 70 страниц - высадке на новой планете и житие-бытие на ней. Остальным 1000 годам полета посвящеено не более 20-30 страниц. Описание очень беглое и схематичное. Лично мне хотелось бы видеть более детально прописанный полет звёздного ковчега, их быт, жизнь и т.д.

Оценка: 7

Начало было довольно интересным. Несмотря на отсутствие новизны темы (корабль летящий в веках обыгрывался не раз), ждала чего-то необычного. Хотя уже отбор на корабль насторожил. Больно он был нелепым и нерациональным. Сразу подумалось, что ничего хорошего с таким составом не получится. Так и вышло. И с экипажем, и с книгой.

Ничего хорошего.

Оценка: 4

Очень интересное произведение, написанное ярким, живым языком, хотя не все части равноценны. Например, стадия подготовки к полету занимает более трети объема романа, а полет и история потомков экипажа звездолета описаны не очень подробно. Конечно, в плане научности, к произведению есть много претензий, но так как автор, судя по всему, стопроцентный гуманитарий, то простим ему и, и межзвездную навигацию с помощью указующего перста, и отсутствие автопилота на звездном корабле, и ракету, высотой в километр, которая бы просто не смогла взлететь, и многое другое. В конце концов он писал не твердую НФ а притчу о судьбах человеческих.

Из того, что не понравилось, потому что выглядит в высшей степени нелепо - история Адриана и Элит, словно бы написанная феминисткой-мужененавистницей из 9Б.

Все эти рассуждения в стиле «Вы все мужики похотливые животные, а мы, женщины, гораздо лучше вас умеем сдерживать свою страсть» Или шизофреническое заявление Элит о том, что она не хочет физичесой близости и возможно и не захочет ее вовсе. И это при том, что на всей планете они были вдвоем и судьба всего будущего человечества зависела от них. А еще я смеялся от того, как она втолковывала своему супругу что очень опытна в любовных утехах и замечательно владеет своим телом во время оных, а спустя чуть ли не через пару строк, она же гордо заявила, что является девственницей. И ей всего 17 лет. Это где же она тогда всему научилась?

А в остальном, получился интересный роман. Библейская концовка только добавила ему очарования. Лично мне это произведение понравилось больше, чем «Поколение, достигшее цели» К.Саймака, и «Вселенная» Г.Гаррисона, хотя оно, конечно, уступает роману «Без остановки» Б. Олдисса. И больше всего, на мой взгляд, «Звездная бабочка» похожа на «Пасынков Вселенной» Р. Хайнлайна. Так что если хотите, почитать что нибудь в подобном жанре - вам стоит обратить внимание на вышеперечисленные произведения.

Оценка: 4

Единственное достоинство данного произведения, как и других книг автора, - россыпь мудростей. Не все они тянут на афоризмы, но некоторые достаточно интересны и функциональны. «Гусеница, меняйся, превращайся в бабочку. Бабочка разворачивай крылья и лети к свету».

Бернард Вербер

Звездная бабочка

Посвящается Клоду Лелюшу, благодаря которому я снял свой первый фильм "Наши друзья Человеки"

Действие I

Тень мечты

1. СИЛА ВОДЫ

В начале было дыхание - мощное дыхание соленого ветра. Оно наполняло паруса, и яхты скользили по бескрайнему океану. Самым быстрым среди всех парусников, без всякого сомнения, был корабль Элизабет Малори. Эта девушка с глазами цвета бирюзы заслужила славу чемпионки после того, как два раза подряд совершила кругосветное плавание на одноместной яхте. До нее такое удавалось только мужчинам. Сидя в передней части катамарана «Летучая рыба», Элизабет крепко сжимала деревянный руль и уверенно управляла длинным, тонким кораблем из алюминия и непромокаемой ткани. Кажущееся хрупким судно сотрясалось от носа до кормы, разрезая гребень волны на части или взмывая над поверхностью воды. «Быстрее, сильнее!» Раз за разом девушку окатывали пахнущие йодом брызги. Завывания бури вплетались в пение Элизабет, из-за чего та немилосердно перевирала мотив. Именно в этом заключался секрет ее успеха - чтобы одержать победу над разбушевавшейся стихией, надо смешать свой голос с воем ветра. В такие минуты девушке начинало казаться, что она сама становится морем - вечно движущейся соленой водой, стремительными всесокрушающими волнами, одетыми в кружево из пены.

Элизабет Малори была красива. Все мужчины вокруг подпадали под власть ее чар. Поговаривали, что в перерывах между регатами она меняла любовников как перчатки, а затем, будто устав от этих ничтожных удовольствий, оставалась одна среди безбрежной водной пустыни, где спутниками ей служили только облака и рыбы.

2. СЛАДОСТЬ ВОЗДУХА

В начале была мечта - мечта о новых горизонтах. Именно к ней тянулось весьма утонченное воображение Ива Крамера. Он возглавлял отдел «Инновации и перспективное прогнозирование» престижного агентства космических исследований и отвечал за отбор новых проектов, связанных с полетами в космос. Правда, к настоящему моменту ему пока не удалось довести ни один из проектов до благополучного конца, но в его кабинете скапливались папки с чертежами новых ракет, орбитальных станций или даже поселений, которые можно будет построить на ближайших к Земле планетах. Ив Крамер ничем не выделялся среди многочисленных рядовых служащих, заполнявших аэрокосмические лаборатории. Средний рост, редкие волосы, очки с толстыми стеклами и взгляд, обращенный куда-то вдаль. Этот конструктор никогда не расставался с белым халатом, в карманах которого было множество ручек с высохшими чернилами и несколько полностью или частично сломанных калькуляторов.

По роду своих занятий он часто вынужден был отправлять письма с вежливым отказом. Они неизменно начинались фразами: «Благодарим вас за присланный проект. К сожалению, он не соответствует ни одной из осуществляемых в настоящее время научных программ. Кроме того, имеющихся в нашем распоряжении средств недостаточно для реализации вашего предложения». Окончание писем также было стандартным: «Пожалуйста, держите нас в курсе ваших дальнейших изысканий. Позвольте выразить вам глубочайшее уважение».

Ив Крамер принимал свои служебные обязанности близко к сердцу. Он тщательно, от корки до корки изучал большинство проектов, пусть даже самых фантастических. Ученый быстро стал привлекательной фигурой для журналистов, с которыми делился самыми оригинальными из идей, присланных на адрес агентства.

Однажды Ив Крамер нечаянно опрокинул стопку писем с очередными отказами и принялся подбирать конверты с пола один за другим. В этот момент зазвонил телефон. Пытаясь снять трубку раньше, чем включится автоответчик, конструктор столкнул еще одну пачку посланий. Все это ему пришлось поднять и вновь отсортировать.

Говорили, что у Ива Крамера ветер в голове, но сам он считал себя мечтателем. Его упрекали в бестактности, он же полагал, что ему некогда обращать внимание на условности. За ним закрепилась репутация рассеянного человека, но конструктор оправдывался тем, что он все время погружен в размышления над неординарными сюжетами. Ив Крамер знал, что никто не даст суммы, необходимой для воплощения в жизнь любого из проектов, рассматриваемых его отделом. Однако он продолжал отчаянно надеяться на то, что ему все же удастся поймать удачу за хвост. Ученый не желал навсегда остаться «рядовым наблюдателем, пересказывающим журналистам несбыточные мечты других людей». Именно так о нем однажды отозвалась его первая жена. Ночами, завернувшись в одеяло, он приникал к обтянутому каучуком окуляру личного телескопа, установленного на террасе его дома. В эти минуты он мог позволить себе помечтать о дне, когда один из проектов успешно завершится. И тогда Ив Крамер отправится туда - в распахнувшуюся перед ним даль. «Нет, еще дальше, еще намного, намного дальше». Он покинет Землю, где с каждым днем чувствует себя все более чужим.

3. ПЕРВАЯ ВОЛНА

Встреча дыхания и мечты, то есть Элизабет Малори и Ива Крамера, произошла в условиях, весьма далеких от идеальных. Конструктор управлял собственной машиной, слушая быструю ритмичную музыку. Машина ехала с приличной скоростью, так как ученый в очередной раз опаздывал на интервью. В этот момент мореплавательница переходила улицу, направляясь в офис нового спонсора. Последний готов был финансировать предстоящее кругосветное плавание на одноместной яхте. Шел дождь. Дворники на лобовом стекле автомобиля работали плохо. Ив Крамер уже давно знал, что необходимо заехать на станцию техобслуживания и устранить неполадку, но так и не нашел для этого времени. Помимо рассеянности, ученому был свойствен еще один недостаток - склонность затягивать принятие неприятных решений. Раз за разом Ив Крамер с виртуозным мастерством откладывал докучные дела на завтра, а когда этот день наступал, конструктору приходилось метаться как угорелому в попытке наверстать потерянное время. Поэтому, входя в поворот, Ив Крамер прибавил газу.

В ушах Элизабет торчали наушники от мобильного телефона. Укрывшись от дождя под зонтиком, спортсменка болтала с одним из поклонников. Тот пытался рассмешить женщину, которую мечтал обольстить, и, между прочим, вполне преуспел в этом деле. Возможно, из-за собственного громкого смеха Элизабет не услышала шума автомобиля, стремительно приближавшегося к ней в сгущавшихся сумерках. Ив Крамер, наконец, различил силуэт девушки впереди и резко нажал на тормоз. Тормозные колодки намертво блокировали колеса, но сцепление шин с мокрым от дождя асфальтом было недостаточным, и машина пошла юзом. Удар бампера пришелся по коленям путешественницы. Раздался сухой треск ломающейся кости. Элизабет почувствовала, что какая-то мощная сила подняла ее высоко в воздух. Мир вокруг как будто остановился. Она поднималась все выше, чувствовала на лице капли дождя, разглядела асфальт довольно далеко внизу. Затем ход событий вновь ускорился: женщина неожиданно опрокинулась навзничь и уже не смогла встать. Мгновение она лежала на дороге, корчась от ужасной боли, а затем застыла без движения.