Учебно-методический материал на тему: педагогический совет на тему "о введении и реализации фгос среднего общего образования". Что такое фгос

по структуре урока в условиях реализации ФГОС второго поколения

Вводятся новые образовательные стандарты, изменяются цели образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога. Все мы прекрасно осознаем, что урок не может не меняться со временем, чтобы соответствовать требованиям современности, поэтому мы говорим о «современном уроке». Слово «современный» относится к настоящему, текущему времени. Характерная особенность современного урока - активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся. Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.

Рассмотрим недостатки традиционного урока по Третьякову Петру Ивановичу:

Первый недостаток заключается в целеполагании, как правило большинство учителей формально относятся к постановки цели, ставя их не диагностично. Второй серьезный недостаток заключается в содержании урока, прежде всего в планировании урока без связи с другими, более того большинство педагогов плохо знает типологию уроку даже традиционного, не говоря уже «современного» в соответствии с требованиями ФГОС и т.д. Третий недостаток – применяемые большинством педагогов формы и методы устарели, (уроки близнецы в разных классах, нет учета специфики класса, уровня подготовленности и т.д.), редкое применение приемов рефлексии в конце урока, не говоря уже о систематическом применении. Преимущественно в школе преобладает фронтальная форма, и репродуктивный уровень преподавания и др. Мало кто помнит, что урок – это система интерактивная, многообразная по видам деятельности, в ходе урока должно быть не менее 3-4. Но при всех этих недостатках урок был, остается и будет основной формой обучения.

Дадим определение и характеристику «компетентностно-ориентированного урока». Под компетентностно-ориентированным уроком понимаем - урок, на котором создаются условия способствующие развитию учащихся через выполнение практической деятельности. Такой урок способствует формированию компетенций, формированию личностных качеств, позволяющие эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. Главной целью такого урока является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей. Задача таких уроков не только получение знаний, но и ориентация в разных видах деятельности. При проведении таких уроков важна самостоятельная познавательная деятельность, которая возможна лишь при усвоенных способах приобретения знаний.

Компетентностно-ориентированный урок – урок, где планируется, прежде всего, деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование компетенций.

В литературе выделяют следующие параметры компетентностно-ориентированного урока:

Характер применения знаний на уроке (в стандартной ситуации - в нестандартной ситуации);

Осознание учащимися способов применения знаний (конкретных способов применения – общих способов применения). На основе этих параметров выделяют следующие типы компетентностно-ориентированных уроков:

1) урок ориентированный на применения знание в стандартной ситуации с осознанием учащимися конкретных способов применения знаний;

2) урок ориентированный на применение знаний в стандартной ситуации с осознанием учащимися общего способа применения знаний;

3) урок ориентированный на применение знаний в нестандартной ситуации с осознанием учащимися конкретных способов применения знаний;

4) урок ориентированный на применение знаний в нестандартной ситуации с осознанием учащимися общего способа применения знаний.

Для того чтобы спроектировать компетентностно-ориентированный урок, учитель должен ответить на следующие вопросы: - это прежде всего какие ключевые и предметные компетенции должны быть сформированы у учащихся в процессе обучения; как должны быть сформулированы цели учебного занятия? как содержание учебного занятия работает на формирование компетенций учащихся? какие технологии, методы, приемы будут работать на достижение целей, развитие компетенций? каким образом оценить уровень сформированности компетенций на уроке?

Структура урока в соответствии с требованиями фгос

Учитель определяет структуру урока в соответствии с типом урока и его дидактическим задачам, этапам. При проектировании урока необходимо опираться на типологию уроков в соответствии с ФГОС нового поколения. В технологии деятельностного метода обучения в центре системно-деятельностной педагогики под руководством Л.Г. Петерсон определена следующая типология уроков:

1) урок открытия нового знания;

2) урок рефлексии;

3) урок обучающего контроля;

4) урок систематизации знаний.

Рассмотрим обобщенную структура урока деятельностной направленности, такой урок как правило включает следующие этапы:

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (иначе это организационный этап на который отводится 1-2 минуты) . Цель этого этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.

3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. Цель: обсуждение затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель. (4 этап – постановка цели и задач урока).

5.Реализация построенного проекта 4-5 минут. На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.

6.Первичное закрепление 4-5 минут. Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала). Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (первичное закрепление может проводиться в форме тестирования).

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8.Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. На данном этапе выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, обеспечивающий возможность подготовки к введению следующих тем. Учащимся предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие и др. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

С вводом ФГОС вводится новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД (компетенций) учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС школьного образования современный урок как инструмент реализации учителем своей рабочей учебной программы должен проектироваться в виде образовательной ситуации. Продолжительность образовательной ситуации - от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации образовательного процесса: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей ступени общего образования.

Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, рефлексию результатов.

Дидактическая модель урока как образовательной ситуации, состоящая из семи этапов:

1.Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности.

2.Этап проблематизации - оформление конструктивного конфликта как столкновения альтернативных, взаимно отрицающих друг друга видений одного и того же объекта, формулировка учениками собственного «незнания» относительно объекта учебной работы.

3.Этап целеполагания и планирования - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» и разработка плана.

4.Этап концептуализации - выделение сущностных особенностей изучаемого объекта на основе анализа реального контекста его существования и проявления в окружающем мире.

5.Этап моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

6.Этап конструирования – переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления; решение конкретно-практических задач.

7.Этап рефлексии – выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

Для успешного создания и проведения урока деятельностного типа от учителя требуется умение создавать проблемные ситуации и мотивировать у учащихся познавательный интерес. В.М. Вергасов выделяет восемь способов создания проблемной ситуации:

Первое - знакомство с противоречивыми фактами;

Второе - необходимость выбора нужной информации в ситуациях избыточной информации;

Третье - противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации);

Четвертое - побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению;

Пятое - противоречия между существующими техническими решениями и требованиями к ним на современном этапе;

Шестое - предъявление парадоксов (противоречий между жизнеными и научными представлениями);

Седьмое - задание ситуаций практического характера, требующих оценки (совместной с преподавателем, коллективной, групповой, самостоятельной);

Восьмое - постановка эксперимента, результаты которого необходимо понять, объяснить.

Организация работы в режиме компетентностно-ориентированного урока предъявляет определенные требования к заданиям, которые учитель использует на уроке: повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности. Основные методические приемы КОУ:

Любой урок имеет определенную структуру построения и реализации. При этом хотелось бы отметить, что структура урока должна определяться самим учителем и включать те этапы урока, которые наиболее эффективно и рационально позволят достигнуть поставленной образовательной цели. Современный урок как раз и должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким образом, что позволит учителю рационализировать сам процесс обучения, решить эффективно образовательные задачи.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.

Типология уроков по ФГОС

Тип урока

Виды уроков

Урок изучения нового

традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Урок закрепления знаний

практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Урок комплексного применения знаний

практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

Урок обобщения и систематизации знаний

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.

Урок изучения нового материала имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Более распространена следующая классификация:

Уроки усвоения новых знаний;

Уроки формирования новых умений;

Уроки систематизации и обобщения;

Уроки контроля и коррекции знаний, умений;

Уроки практического применения знаний и умений;

Комбинированные (смешанные) уроки.

Для вашего удобства мы охарактеризовали все этапы исходя из типов урока, определили цель и задачи каждого этапа, а также определили показатели достижения результатов. Вы можете самостоятельно по предложенным образцам сделать характеристику каждого типа урока, которые вы используете на практике, тем самым значительно облегчив себе жизнь. Поскольку описав их, вам уже не надо будет описывать эти элементы в технологической карте урока – которая является обязательной при реализации требований ФГОС.

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) организационный этап;

3) актуализация знаний;

6) первичное закрепление;

7) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

8) рефлексия (подведение итогов занятия).

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления):

1) организационный этап;

2) проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний;

4) первичное закрепление

    в знакомой ситуации (типовые)

    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания);

6) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

7) рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения):

1) организационный этап;

2) проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач;

3) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

4) актуализация знаний

    с целью подготовки к контрольному уроку

    с целью подготовки к изучению новой темы

6) обобщение и систематизация знаний;

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) актуализация знаний;

4) обобщение и систематизация знаний

    подготовка учащихся к обобщенной деятельности

    воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) применение знаний и умений в новой ситуации;

6) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

7) рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

5. Структура урока контроля знаний и умений:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

4) рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

5) рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Структура комбинированного урока:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) актуализация знаний;

4) первичное усвоение новых знаний;

5) первичная проверка понимания;

6) первичное закрепление;

7) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

8) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

9) рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

После того, как учитель определился с типом урока необходимо подобрать содержание учебного материала на всех этапах урока в соответствии с достижением запланированной цели (соответствует формируемым компетенциям); ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграция содержания (опора на знания и умения, полученные при изучении других предметов). Подобрать формы, приемы и методы обучения адекватных поставленным целям урока и единице содержания (основываются на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивается деятельностный характер обучения).

Определение содержания в соответствии с целями по преподаваемым предметам, осуществляется ориентировочное прогнозирование и выделение тем, на которых будут реализовываться цели. При выборе методов обучения по формированию компетенций, особое внимание необходимо уделить тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности и способствуют развитию критического мышления.

Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке: прежде всего ученик теперь не объект, а субъект учебной деятельности; на уроке должны применяться разнообразные источники знаний; изменяется структура урока; отдается приоритет деятельности ученика; применяются компетентностно-ориентированные формы оценивания.

под редакцией Бушковой Надежды Константиновны

Одной из проблем общего образования, отмеченных
в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», является недостаточная эффективность
в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике, недостаточный уровень владения школьниками умениями применять полученные знания на практике.
Решить задачу модернизации образовательных программ в системе общего образования, обеспечить достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации призвано введение федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Реализация ФГОС ООО предполагает значительные изменения в работе педагогов и руководителей образовательных организаций, создание правовой основы введения стандарта, разработку основной общеобразовательной программы, издание большого числа локальных нормативных актов, использование современных образовательных технологий и высокотехнологичного оборудования.
В целях оказания помощи работникам образования, приступающим к деятельности в соответствии с ФГОС ООО, с учетом результатов апробации стандарта в опорных школах Рязанской области подготовлены методические рекомендации следующим авторским коллективом:
- зав. кафедрой управления, экономики и права, к. экономич. н., доцент В.Е. Рожкова, старший преподаватель кафедры управления, экономики и права О.В. Сафонова (Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательной организации в части введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования);
- зав. кафедрой технологий обучения, воспитания и дополнительного образования, к. п. н, доцент Т.В. Васильченкова, доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования, канд. философ. наук Ю.В. Агапов (Организация образовательного процесса, направленного на достижение результатов реализации ООП ООО);
- старший преподаватель кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования Л.Н. Гавриленко (Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе);
- зав. кафедрой теории и методики социально-гуманитарного образования, к. п. н., доцент Н.В. Мерзлякова (Литература. Родная литература, Иностранный язык. Второй иностранный язык), старшие преподаватели кафедры теории и методики социально-гуманитарного образования Н.Н. Парамзина, Е.Я. Фетисова (Русский язык. Родной язык, Литература. Родная литература);
- профессор кафедры теории и методики естественно- математического образования и ИКТ, д. п. н. А.Х. Назиев (Математика);
- старший преподаватель кафедры теории и методики социально-гуманитарного образования А.И. Ивонина (История);
- доцент кафедры теории и методики естественно-математического образования и ИКТ, к. геогр. н. Н.А. Атаева (География);
- учитель биологии МБОУ «СОШ № 3» г. Рязани Г.А. Стуколкина (Биология);
- доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования, к. п. н. Е.Н. Мирошина (Физическая культура).


Полный текст статьи во вложении (doc, 2MB)

1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ (основная школа)…………………..………………………………………………………………………...1

1.1. Пояснительная записка………………………………...…………………………….……..1

2. Требования к содержанию результатов основного общего образования…………..........21

1. Общие положения ……………………………………………………………………...……21

2. Общая характеристика результатов основного образования ……………………….……23

3. Основные подходы к форме представления Требований к

освоению основных образовательных программ (предметные результаты)………………33

учреждениями основных образовательных программ……………………………………...55

ПРОЕКТ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ

(Основная школа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются в известной мере аналогом «Требований к уровню подготовки выпускников», входивших в содержание общеобразовательных стандартов первого поколения. Однако есть несколько существенных различий между этими двумя компонентами стандарта первого и второго поколения.

Во-первых, все три версии стандартов первого поколения (1993, 1998 и 2004 гг.) были ориентированы в большей мере на сохранение достигнутого на предыдущих этапах развития отечественной школы уровня образования. Стандарт нового поколения направлен на новые цели и ценности образования, отражает не только сегодняшние, но перспективные потребности личности, общества и государства в сфере образования. Это не могло не повлиять на структуру и содержание основных образовательных программ и, следовательно, на Требования к их освоению.

Во-вторых, сформировавшееся в последние годы во многом новое представление о ценностях образования, вывело на первый план не столько предметные образовательные результаты, сколько развитие личности, а компетентностный подход к содержанию и определению учебных достижений актуализировал значимость операциональных ресурсов личности. Это обусловило необходимость расширения состава Требований к результатам освоения основных образовательных программ как планируемых образовательных результатов.

В-третьих, в стандартах первого поколения требования к результатам образования были дифференцированы по учебным предметам и направлены только на аттестацию выпускников и обращены по существу лишь к учащимся и учителям. Требования к деятельности образовательных учреждений и системы образования на разных уровнях по реализации основных образовательных программ практически не были сформулированы и стандарты фактически не могли выполнить своего назначения – быть критерием оценки успешности функционирования системы образования. Реализация указанного назначения стандартов делает необходимым формирование направлений и показателей эффективности освоения той части основных образовательных программ, которая связана с деятельностью образовательных учреждений по ее освоению. Фактически речь идет о дополнению традиционно понимаемых Требований к образовательным результатам новой для стандартов составляющей – показателями освоения образовательных программ самими образовательными учреждениями и системой образования в целом.
Разработка проекта Требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования проводилась на основе результатов предшествующих этапов работ по проекту «Разработка компонентов стандарта общего образования второго поколения» в 2005 - 2006 гг.:


  • Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения,

  • Результатов социологических исследований потребностей (ожиданий) личности, семьи, общества и государства в сфере общего среднего образования,

  • Проекта Требований к структуре основных образовательных программ,

  • Проекта Требований к результатам освоения основных образовательных программ,

  • Проекта Программы развития универсальных учебных действий,

  • Проекта Базисного образовательного плана,

  • Проекта Фундаментального ядра содержания образования

В основу разработки положен анализ приоритетных целей образования навторой ступени школы. Общее образование должно способствовать достижению ценностных идеалов демократического общества: социальной справедливости, равенства, благосостояния, безопасности. Стратегические цели системы образования заключаются в обеспечении консолидации нации , обеспечении конкурентоспособности нации (личности, государства и общества), обеспечении безопасности нации (личности, государства и общества). Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ формируются на основе целей общего образования путем их декомпозиции и поэтапной (в документах различного назначения, входящих в состав стандарта) конкретизации.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ.

Исходя из разработанного (с учетом Проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта). Проект № 448303-4) проекта компонентов структуры основной общеобразовательной программы, ее содержание должно включать:


  • Пояснительную записку «Общие положения»;

  • Основное содержание основной общеобразовательной программы;

  • Базисный учебный план;

  • Основные образовательные результаты;

  • Состав рабочих программ по учебным предметам;

  • Рекомендации по проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся за период начального и основного общего образования.
Возможно также включение:

  • Запретов на меры, нарушающие права детей на качественное образование;

  • Требований к системе мер по обеспечению здоровья учащихся;

  • Способов контроля за реализацией основной образовательной программы.
В соответствии с разработанной ранее Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения Требования к результатам освоения основных образовательных программ являются ключевым, системообразующим компонентом образовательного стандарта, во многом определяющим содержание других его компонентов. Соотношение между «Требованиями к освоению основных образовательных программ» и «Требованиями к структуре основных образовательных программ» определяется тем, что первые являются отражением целей образования и тем самым занимаю ведущее место в иерархии документов, регламентирующих содержание образования, образовательный процесс, его результаты систему оценивания и т.д. Хотя сами Требования к освоению основных образовательных программ в большей мере связаны с описанием результатов образования, они опосредовано задают и вместе с тем являются средством контроля выполнения других составляющих Требований к структуре образовательных программ. Однако приоритетной функцией Требований к освоению основных образовательных программ остается определение (через декомпозицию целей образования) планируемых образовательных результатов.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (как основной, системообразующий компонент образовательного стандарта) должны быть ориентированы на реализацию основных функций стандартов в образовательном процессе – функции обеспечения доступности качественного образования, формирования культурной идентичности, функции обеспечения объективности оценивания результатов образования , нормализации учебной нагрузки обучающихся, обеспечения процесса демократизации управления образованием, сохранения единого образовательного пространства.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ включают в себя все группы результатов – предметные, метапредметные, личностные – для каждой ступени обучения и являются обязательной составной частью всех видов общеобразовательных программ: общеобразовательной программы трех ступеней школьного образования, примерных учебных программ, программ развития универсальных учебных действий, комплексных программ воспитания, образовательных программ общеобразовательных учреждений.

Под личностными результатами в Концепции образовательных стандартов понимается сформировавшаяся в образовательном процессе мотивация, познавательные потребности, а также система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (универсальные учебные действия), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных познавательных или практических задач в различных областях человеческой деятельности. Можно выделить пять основных видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные (включая саморегуляцию), познавательные, знаково-символические, коммуникативные

К предметным результатам освоения образовательных программ Концепция стандарта относит результаты, которые выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Исходя из нового понимания функций стандартов и cферы их применения, раскрываемых в их Концепции, Требования к результатам освоения основных образовательных программ должны стать основой построения процедур и критерием для:


  • индивидуальной оценки образовательных достижений каждого обучаемого , которая складывается в основном из его результатов когнитивной и операциональной (метапредметной) областях,

  • интегральной оценки эффективности деятельности системы образования на уровне отдельного образовательного учреждения, региона, (мотивационных, ценностных) образовательных результатов.
Общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся – формирование ценностных отношений, нравственной и гражданской позиции, мировоззрения, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

В процессе общего образования должны быть созданы условия для формирования у обучаемых:


  • умения видеть и понимать ценность образования, быть заинтересованным и мотивированным к его продолжению в разных формах (включая самообразование) независимо от дальнейших жизненных устремлений и возможного профессионального выбора;

  • умения и способностей организовывать и планировать свою деятельность – определять ее цели и задачи, обоснованно выбирать пути и средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

  • умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;

  • умения ориентироваться в сфере социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • способностей выполнять определенные социальные роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.) – обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения , адекватные этим ситуациям;

  • ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности – навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества.

  • умений профессионального самоопределения, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.

Это особенно важно в условиях перехода старшей ступени школы к профильному обучению, когда перед учащимися основной школы встает задача более ранней жизненной ориентации. Это требует целенаправленной работы по постепенному переводу подростка из позиции объекта образовательных устремлений школы и учителей в позицию субъекта своего собственного образования, обоснованного выбора его путей его продолжения.

Модернизация образования на основе изменения идеологии его целевых установок и построения содержания приводит к трансформации основной школы как «школы знаний» в «школу взросления, школу самоопределения». Эта позиция основана на убеждении, что педагогические цели этого этапа школьного образования в большей мере определяются личностным развитием учащихся, чем с сугубо учебными целями и предметными образовательными результатами. Это обусловило включение в образовательные программы и учебный план основной школы не только компоненты, связанные с учебной деятельностью, но и другие виды деятельности.

Согласно Концепции, важнейшей особенностью стандартов второго поколения является целенаправленное и последовательное осуществление в определении требований к результатам образования системно-деятельностного подхода, разработанного отечественной психолого-педагогической научной школой. При таком подходе образовательный процесс строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности , в ходе которой учащиеся осваивают универсальные и специфические для отдельных учебных предметов способы действий, ключевые понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

Ориентация на деятельностный подход находит отражение в соответствующей трактовке требований к результатам основного общего образования, формирование которых должны обеспечивать структура учебной деятельности, ведущие цели изучения данного предмета, состав и объем его содержания.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ (Основная школа) разработаны исходя из следующих положений:


  • Планируемые результаты освоения основных образовательных программ для основной школы должны соответствовать основным целям общего образования.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны отражать содержание второго этапа в реализации основных целей общего образования; они должны обеспечивать преемственность с целями школьного образования и создавать предпосылки для реализации целей образования в старшей школе.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны отражать специфику обучения в основной школе, его направленность на постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны включать:
- результаты деятельности школы, которые школа обязана выявлять и представлять в своем открытом информационном докладе;

Результаты образовательной деятельности учащихся, которые могут быть объектом педагогической оценки;

Результаты образовательной деятельности учащихся, которые должны быть предметом их итоговой аттестации.


  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны стимулировать интеграционные процессы в сфере образования, взаимосвязь изучения учебных предметов с другими видами деятельности учащихся.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны способствовать решению стратегических задач развития образования – обеспечению его доступности, достижению нового качества образования, повышению его эффективности.

  • Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны стимулировать инновационную деятельность педагогических коллективов, стремление учителей и школьных администраторов к повышению своей профессиональной квалификации.

  • Значимость планируемых результатов должна быть понятна для общества, родителей учащихся и самих учащихся.

Требования к освоению образовательных программ основного общего образования разрабатывались с учетом:

- возрастных особенностей учащихся двух этапов этой ступени школы (5-6 и 7-9 классов), их познавательных потребностей и возможностей, в частности, опыта ряда зарубежных стран , где первый этап данной ступени школьного образования отнесен к начальной школе;

- необходимости обеспечения преемственности с целями, планируемыми результатами и содержанием образования в начальной и полной средней школе;

- принятой в Концепции школьных стандартов структуры образовательных результатов , предполагающей описание планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов , обеспечивающих развитие их ценностных, мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов;

Необходимости указаний на содержание и характер деятельности , посредством которой должны быть достигнуты планируемые результаты;

- дифференциации представления содержания требований для различных категорий «пользователей» стандарта - результаты образования должны быть представлены в документах, составляющих стандарт, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к освоению основных общеобразовательных программ», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. В примерных программах по отдельным учебным предметам, которые предназначены для учителей, разработчиков ЕГЭ, авторов учебников, результаты должны быть более детализированы и конкретны;

Различного назначения и функций двух видов требований к образовательным результатам – ориентированных на индивидуальную оценку учебных достижений выпускников (в основном предметные требования) и направленных на оценку эффективности системы образования на уровне образовательного учреждения , региональном и федеральном уровнях;

Необходимости большей детализации планируемых результатов образования по учебным предметам как критерия оценки учебных достижений отдельных выпускников ступеней школьного образования при итоговой аттестации, представления планируемых результатов в виде трехкомпонентной структуры: осваиваемое содержание образования, уровень и качественные характеристики усвоенного содержания;

ФГОС – ПЕРВЫЕ ИТОГИ, ВЫВОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

Адольф Фридрих Дистервег

Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами. Мы порой не сразу замечаем, как изменилась окружающая нас действительность. Часто будущее не просто входит, оно врывается в устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новым образовательным стандартом.

1 сентября 2011 года началось освоение новых стандартов для первоклассников. А в прошедшем учебном году начальная школа выпустила своих первенцев по ФГОС. Каковы же первые итоги реформирования? У нас появилась возможность осмыслить опыт, оценить первые результаты, определить перспективы развития, задуматься над тем, что получилось, а над чем еще предстоит работать.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Выдвинуты новые требования к результатам, структуре и условиям образовательного процесса.

Нам, учителям , проработавшим в традиционной системе уже много лет, нелегко было перестраиваться к новым требованиям. Образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Учитель должен понять и принять ФГОС второго поколения, знать и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть компетентным.

«Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения»- это высказывание принадлежит руководителю проекта по разработке ФГОС Александру Кондакову.

Начиная с 2009 года работа МО учителей начальных классов была направлена на активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения среди педагогических работников. Особое внимание уделялось новым подходам к предметному содержанию обучения, навыкам работы в информационной среде, современным подходам и технологиям достижения планируемых результатов.

Все педагоги, работающие в условиях реализации стандарта, прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Опыт работы по введению ФГОС НОО обобщался на: городских и республиканских семинарах, методических объединениях, педагогических советах. (слайд)

Что же изменилось в работе учителя начальной школы с введением стандартов?

Изменились подходы к обучению , учитель из руководителя превратился в организатора творческой деятельности детей. Таким образом, происходит перестройка мышления каждого педагога, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Изменения коснулись деятельности обучающихся . Больше времени на уроке отводим самостоятельной работе детей. Причем характер работы стал исследовательским, творческим, продуктивным. Мы формируем у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Отказались от репродуктивных методов и способов обучения. Активно начали развивать проектную деятельность младших школьников. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Приоритетным направлением в организации учебного процесса стали групповые формы работы , что обеспечивает навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка.

Во главу угла поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Каждая минута, проведённая в школе, даёт детям положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет представления об окружающем мире

Работаем над формированием пакета диагностического инструментария . С первых дней ведём образовательный мониторинг.

Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

дифференцировать учащихся по успешности обучения.

В начале сентября в 1 классах проводится мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью является оценка потенциала первоклассников в начальный период обучения

Полученные данные используются для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при дальнейшем обучении.

Сейчас мы уже можем подвести итоги, сравнив результаты стартовой и итоговой диагностики наших первых выпускников.

Результаты комплексной работы, проведенной в 4-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему заданий УУД позволило:

Поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;

Создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

Оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.

(слайды)

Как показал результат итоговых диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Итоговое оценивание школьника непосредственно зависит от оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Учителями начальных классов заведены «Портфолио» на каждого ученика. Совместно с родителями портфолио заполняется творческими работами учащихся, грамотами, проводимыми тестовыми работами, мониторингами и др.

К концу обучения в начальной школе собран соответствующий накопительный материал, дающий наглядное представление о динамике учебной и творческой активности ученика.

Выполнение требований стандарта осуществлялось не только через учебную деятельность младших школьников, но и через внеурочную, которая является принципиальным отличием ФГОС НОО.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, использовались в формах, отличных от урочной системы обучения.

Согласно требованиям ФГОС НОО (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373) в Базисном учебном плане отводится до 10 часов еженедельно на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Расписание внеурочной деятельности составлялось с учетом возможностей школы, интересов родителей и обучающихся. Привлекались специалисты дополнительного образования, оказывали помощь родители.

Особое внимание мы уделяем проектной деятельности , так как она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, позволяет создать условия для активизации личностного потенциала учащихся. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами (то есть реализуется системно-деятельностный подход, заложенный в основу стандарта.

Итак, подведём итоги:

Достоинства стандарта - возможность использования различных технологий способствует развитию личности ребёнка, развитию самостоятельности, повышению учебной мотивации, снижению уровня тревожности у обучающихся; системно-деятельностный подход в обучении заставляет ученика думать, рассуждать, активизировать свою деятельность.

Меняются приоритеты обучения. Задача учителя – показать ребенку разнообразие способов и приемов для познания мира и самого себя, научить его справляться с информационным потоком (принять, понять, переработать, воспроизвести, отстоять собственное мнение, не обидев собеседника и т. д.). Задача ученика - выбрать из предложенных способов тот, который для него более приемлем и пользоваться данным способом для саморазвития и самосовершенствования.

Большое внимание уделяется индивидуальному развитию ребёнка. Используются технологии развивающего обучения, направленные на развитие личности.

Положительные изменения, которые произошли в нашем ОУ в процессе реализации стандарта:

улучшилась материально-техническая база; создаются благоприятные условия для развития детей; педагоги овладели интерактивными способами обучения, освоили деятельностные технологии, повысили уровень профессионального мастерства. Новые условия мотивируют педагогический коллектив к разнообразным формам самообразования, творческому подходу в профессиональной деятельности.

Наблюдения за учениками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке; наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют о том, что учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.

планирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода и современных образовательных технологий, формируя предметные и метапредметные УУД

проведение уроков с использованием ИКТ;

опыт организации внеурочной деятельности, использование ИКТ во внеурочной деятельности;

внедрение курса «Проектная деятельность»;

Проблемы, которые остаются для нас неразрешенными – нет единой системы оценивания метапредметных результатов. В каждой УМК свои диагностические измерители, система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы разработана недостаточно, нет единства требований, невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей) во внеурочной деятельности из-за небольшого количества педагогов; нет условий для полноценной внеурочной деятельности (учимся в 2 смены), отсутствие свободных помещений для внеурочной деятельности.

В деятельности учителя главным отрицательным моментом является увеличение документации.

Очень много детей с нарушениями речи, им необходимы занятия с логопедом.

Для решения задач ФГОС необходима кропотливая работа психолога, Исследования, диагностика, работа с больными детьми, слабыми должна быть выстроена на высоком уровне.

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти

намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные,

методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут

результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная,

профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат

выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели

образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая

позиция, новое отношение к педагогической деятельности

«Преподавание – есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно» Л.Н. Толстой

Успехов вам!