Какая религия преобладает в африке. Религии африки

Является Африка. Это огромный континент, который омывается двумя морями (Средиземным и Красным) и двумя океанами (Атлантическим и Индийским). На её территории находится пятьдесят пять государств, где проживает более миллиарда человек.

Народы этой части света самобытны и уникальны, со своими верованиями и традициями. Какая религия в Африке самая распространенная? И почему она так популярна на континенте? Какие ещё религии Африки мы знаем? В чем их особенности?

Начнем с любопытных сведений об одном из самых жарких мест мира.

Здесь были найдены первые останки Ученые доказали, что человечество зародилось именно в этой части света.

Наряду с самыми известными мировыми религиями, такими как христианство, ислам и буддизм, в некоторых уголках континента существуют и экзотические религии народов Африки: фетишизм, древние культы и жертвоприношения. Среди самых необычных из них - поклонение звезде Сириус, которое распространено в племени догонов, одного из многочисленных племён западной части континента. А в Тунисе, например, государственной религией считается ислам. Его исповедует большая часть населения.

Интересно, что в одной из самых экзотических - Эфиопии - не принято выражать бурные эмоции. На улицах и в общественных местах следует воздерживаться от любого проявления чувств.

Одна из самых распространенных религий - ислам

В середине 7-го века Северная Африка была завоевана арабами. Захватчики принесли с собой ислам. Применяя различные меры убеждения к коренному населению - освобождение от налогов, получение определенных прав и т. д. - арабы внедряли новую религию. Ислам очень быстро распространялся по континенту и в некоторых местах соперничал с христианством.

Религия Африки в 19 веке

Первые европейские колонии здесь появились в 15-м веке. С этого времени в Африке начинает распространяться христианство. Одна из ключевых идей этой религии - существование прекрасного, беззаботного потустороннего мира - нашла свое отражение в местных обычаях и культах. Итогом этого стало повсеместное развитие христианства. На континенте строились школы для в которых не только учили читать и писать, но и знакомили с новой религией. К 19-му веку христианство уже широко распространилось в Африке.

Распространенные культы и религии Африки

Но воспринимая постулаты общеизвестных религиозных верований, африканское население продолжает придерживаться и древних культов:

  • Культ вождя. Он распространен во многих африканских племенах в различных проявлениях. К вождю относятся как к колдуну или жрецу, а в некоторых местах Африки прикосновение к нему даже карается смертью. Глава племени должен уметь делать то, что не может обычный человек: вызывать дождь, общаться с духами умерших. Если же он не справляется со своими обязанностями, его могут даже убить.
  • Культ вуду. Одна из самых мистических религий, зародившаяся в Западной Африке. Она дает возможность человеку напрямую общаться с духами, но для этого необходимо принести в жертву животное. Жрецы исцеляют больных, снимают проклятия. Но известны и случаи, когда религию вуду используют для черной магии.
  • Культ предков, или духов. Занимает важное место среди традиционных религий Африки. Особенно развит в земледельческих и скотоводческих племенах. В его основе вера в то, человеческая душа после смерти продолжает существовать и может вселиться в дерево, растение или животное. Дух предков помогает в повседневной жизни, уберегает от неприятностей.
  • Культ животных, или зоолатрия. В его основе лежит страх человека перед дикими хищниками. Особым почитанием пользуются леопард и змеи.
  • Культ вещей и предметов - фетишизм. Одна из самых распространенных религий Африки. Предметом поклонения может стать любая вещь, поразившая человека: дерево, камень, статуя и другое. Если предмет помогает человеку получить то, что он просит, то ему приносят различные подношения, если нет, то заменяют другим.
  • Ибога - самая необычная религия Свое название она получила от наркотического растения, применение которого вызывает галлюцинации. Местные жители верят в то, что после применения этого средства, душа покидает тело человека и он имеет возможность общаться с духами животных и растений.

Особенности религий африканского народа

Интересно перечислить отличительные черты религий народов Африки:

  • Уважительное отношение к умершим. Проведение специальных ритуалов, при помощи которых обращаются за помощью к духам. Умершие оказывают большое влияние на существование живых.
  • Отсутствие веры в рай и ад, однако представление о загробной жизни у африканцев имеется.
  • Беспрекословное выполнение наставлений старших. Вообще, культуры и религии Африки основаны на традиции передачи главных понятий о жизни и обществе через устные рассказы от старшего к младшему.
  • Во многих устойчива вера в высшее существо, которое сотворило мир и руководит всей жизнью на земле. К нему можно обращаться только в исключительных случаях: засуха, наводнение, угроза для жизни общества.
  • Вера в мистические превращения человека. С помощью специальных культов человек может усилить свои физические и умственные способности.
  • Поклонение предметам, наделенным мистическими свойствами.
  • Жертвы богам может приносить любой человек.
  • Большое количество различных обрядов, связанных с различными периодами в жизни человека: взрослением, свадьбой, рождением детей, смертью.
  • Близость к природе и любовь к земле.

Самые популярные традиции и обычаи Африки

Ни одна страна мира не вызывает к себе такого пристального внимания туристов. Одной из причин является большое количество интересных обычаев. Самые любопытные из них связаны со свадебными ритуалами и семейной жизнью. Вот лишь некоторые из них:

  • Невеста идет пешком к дому жениха и сама несет своё приданое.
  • У дома будущего мужа собираются женщины и кричат на девушку. Считается, что эти действия помогают обрести счастье молодоженам.
  • После свадьбы муж с женой не должны несколько дней выходить на улицу.
  • В Эфиопии проживает племя хамеров, в котором чем больше шрамов на теле женщины, тем счастливее она считается. Доказательством любви мужа служат еженедельные побои.

Информация для туристов

Африка - удивительный и экзотический мир, который привлекает огромное количество путешественников со всего света. Отдых здесь приносит новые уникальные знания и множество позитивных эмоций, но, чтобы пребывание не закончилось плачевно, воспользуйтесь следующими советами:

  • Не высказывайтесь негативно об обычаях и традициях местных жителей.
  • Многие религии Африки запрещают женщинам ходить по улицам с открытыми руками и ногами.
  • Чтобы жители отнеслись к вам с большим радушием, необходимо выучить несколько слов или фраз на местном наречии.
  • Будьте аккуратны с объятиями и поцелуями, в странах Африки не принято публично выражать свои чувства.
  • Не давайте денег нищим, в противном случае вы будете атакованы целой толпой.
  • Открытую одежду лучше всего оставить для пляжа.
  • Чтобы сфотографировать понравившееся место или достопримечательность, необходимо спросить разрешения у сопровождающего, во многих случаях фотосъемка запрещена.

В заключение

Религии Африки разнообразны. Самое главное, что каждый житель имеет право сам выбирать ту, которая будет ему по душе. Конечно, есть ещё такие места на континенте, в которых поклоняются различным культам и совершают обряды, не приемлемые для туристов, но в целом религии Африки направлены на сохранение мира и благополучие человека.

§ 32. Народы и религии Тропической Африки

Что называют Тропической Африкой?

Легко определить границы материка Африка, довольно просто проследить пределы Африкано-Аравийской платформы, но с позиций географии населения рубежи Африки не столь однозначны. Как вы уже знаете, Северная Африка населена арабами, здесь утвердилась исламская культура, поэтому с точки зрения этнокультурного районирования это пространство входит в состав арабо-мусульманского этнокультурного региона. А что же остальная Африка? Здесь местные культурные традиции причудливым образом перемешаны с заимствованиями из Европы, исламского мира и даже Южной Азии. Граница между арабо-мусульманским и африканским этнокультурными регионами проходит по пустыне Сахара, поэтому в принятом ООН районировании мира ареал собственно африканской культуры объединяется в регион «Африка южнее Сахары». Однако чаще это географическое пространство называют Тропической Африкой, поскольку Северный тропик проходит близко от той границы, что разделяет Африку на два культурных мира. Этот же термин будем использовать и мы. Еще Тропическую Африку называют Черной Африкой. Как могло появиться такое название? Разве существует нечерная Африка? Да, существует, ведь арабское население Северной Африки относится к южным европеоидам, то есть является белым населением. А вот во всех других частях континента действительно преобладают негроиды.

Большая негроидная раса подразделяется на негрскую, негрилльскую и бушменскую (или капоидную) малые расы. К первой принадлежит подавляющее большинство африканских этносов. К негрилльской расе относятся пигмеи – низкорослые (в среднем всего около 140 см) обитатели влажных экваториальных лесов. Бушменская раса представлена двумя этносами Южной Африки – бушменами и готтентотами. Их отличительные признаки: более светлая кожа, более тонкие губы, морщинистая кожа. В зонах контактов с европеоидами Северной Африки сформировались эфиопская и западно-суданская переходные расы, представители которых проживают на Эфиопском нагорье, полуострове Сомали и в восточных частях Сахары и Сахеля. Эти расы сочетают негроидные признаки с европеоидными. Еще одна переходная раса – малагасийская – сформировалась на острове Мадагаскар. Она образовалась в результате смешения монголоидов, прибывших в доисторические времена с островов Индонезии, с негроидами.

Этнокультурное районирование Африки

В культурно-этнографическом отношении территорию Африки подразделяют на шесть историко-этнографических областей.

Западная Африка – самая крупная и сложная по этническому составу историко-этнографическая область. Она протянулась вдоль побережья Атлантического океана от Сенегала до Нигерии включительно. Здесь распространены атлантические, нигеро-конголезские, бенуэ-конголезские и афразийские языки. Наиболее извес тные народы: хауса, йоруба, фульбе, догоны, ашанти, эве, фон, моси. Западная Африка не случайно была главным центром развития древних африканских культур: природные условия здесь наиболее пригодны для земледелия. В присахарской части возделываются зерновые («пояс просо»: просо, сорго, рис), в зоне тропических лесов Гвинейского побережья – корне– и клубнеплоды («пояс ямса»: ямс, кассава и др.). На севере, вблизи Сахары, развито скотоводство. В Западной Африке сохранились древнейшие города Тропической Африки: Томбукту, Дженне, Кано, Гао, Ифе. Основные строительные материалы в пустынных северных районах – глина и камень; в саванне – дерево, ветки, солома; в лесах – пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых.

Северо-Восточная Африка захватывает пространство Африканского Рога, сильно вдающегося в Индийский океан. Население здесь говорит в основном на семитских, кушитских и нилотских языках. На этой территории существовала древнейшая цивилизация Аксума. С тех времен в Эфиопии распространилось плужное террасное земледелие, сочетающееся с пастбищным скотоводством. На Эфиопском нагорье впервые стали выращивать кофе и некоторые сорта пшеницы. В этническом отношении население Эфиопии состоит из многочисленных народов. Самые многочисленные – это земледельцы-амхара и скотоводческие племена тиграи и гала. В стране получила развитие коптская религия – одно из направлений христианства. Народы полупустынь (оромо, сомалийцы, афар) занимаются кочевым и полукочевым скотоводством (верблюды, лошади, мелкий рогатый скот).

Экваториальная Африка занимает территории Камеруна, Центральноафриканской Республики, Габона, Экваториальной Гвинеи, Республики Конго, Демократической Республики Конго, Замбии, северной части Анголы и южной части Чада. Эта область заселена в основном народами банту: конго, луба, фанг, а также многими другими. Уникальна культура пигмеев, сохраняющих первобытный образ жизни, основанный на охоте и собирательстве.

Восточная Африка располагается на побережье Индийского океана от Кении до севера Мозамбика и Коморских островов. В нее входит и район Межозерья, лежащий в окрестностях Великих Африканских озер. Эту территорию в основном населяют народы банту (кикуйю, ганда, лухья, бемба, руанда, рунди, малави, макуа и др.), а также нилотские народы (масаи, туркана и др.). Основные занятия населения – ручное подсечно-огневое земледелие (бантуязычные народы) или отгонное скотоводство (нилотские народы).

Самобытная культура восточноафриканского побережья и близлежащих островов сформировалась в результате контактов носителей мусульманской культуры – выходцев из Азии (Хиджаз, Йемен, Оман, Персия, Индия) с бантуязычными аборигенами. Возникшая в период VII–X вв. на основе посреднической торговли с Ближним Востоком культура суахили достигла наивысшего расцвета в XIV в. Караванная торговля с внутренними районами Восточной Африки способствовала распространению ислама и языка суахили, который стал основным средством межэтнического общения в регионе. В настоящее время суахили – государственный язык Танзании, официальный язык Кении, Уганды, Демократической Республики Конго, Мозамбика, а также рабочий язык Африканского Союза.

Самобытная культура в условиях относительной изоляции сформировалась в Межозерье, она до середины XIX в. не испытывала серьезных воздействий со стороны развитых культур. Этносы Межозерья состоят из трех общностей, объединенных языком, но отличающихся друг от друга антропологическим обликом, занятиями и социальным статусом. Самый высокий статус имеют тутси – аристократы-скотоводы, владеющие большими стадами и лучшими землями. Тутси, имеющие антропологические признаки эфиопской расы, – самые высокорослые и самые худые люди на Земле. На более низкой ступени стоят земледельцы хуту – типичные негроиды, находящиеся в зависимости от тутси и арендующие у них землю. Численность хуту намного больше, чем тутси, ведь земледелие более трудоемкое и интенсивное занятие, чем скотоводство. На нижнем уровне иерархии находятся пигмеи тва – охотники, гончары, а также слуги (и у тутси, и у хуту). Из глубины веков продолжается острое соперничество тутси и хуту за землю. Для первых земля имеет ценность как пастбища для скота, для вторых служит объектом распашки. Из-за высокой плотности населения свободных земель в Межозерье не стало уже к середине прошлого века. Отсюда понятны корни острейшего этнополитического конфликта между тутси и хуту, затронувшего в самом конце ХХ в. Руанду и в меньшей степени – Бурунди и Демократическую Республику Конго. Хуту восстали против многовековой гегемонии тутси и пытались сосредоточить власть в своих руках. Итогом стали кровавые столкновения, жертвами которых оказались сотни тысяч человек, миллионы африканцев стали беженцами. При этом и хуту, и тутси формально продолжают входить в состав единых этносов руанда (в Руанде) и рунди (в Бурунди).

Преобладание в экономике Межозерья многолетней и высокоурожайной культуры банана, не требовавшей утомительной расчистки земель, способствовало сравнительно легкому получению избыточного продукта и приводило к оседлости населения, а также сводило к минимуму участие мужчин в земледельческих работах. Поэтому земледелие стало женским занятием, а мужчины занимались охотой, рыболовством и ремеслом, но прежде всего – войной и посреднической торговлей.

Южная Африка занимает Намибию, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвану, Зимбабве, южную Анголу, южный и центральный Мозамбик. Здесь проживают главным образом народы банту (шона, коса, зулу, свази, ндебеле, суто, тсвана, гереро, овамбо и др.), а также койсанские народы (бушмены и готтентоты). В этом регионе довольно много выходцев с других континентов. Это потомки переселенцев из Европы: африканеры (буры) и англоафриканцы – в ЮАР, немцы – в Намибии. Этнический ландшафт разнообразят выходцы из Южной Азии (хиндустанцы, гуджаратцы, тамилы, телугу и др.).

Традиционные занятия народов банту – ручное земледелие подсечно-огневого типа (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство. Готтентоты занимаются отгонным скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот). Традиционное поселение готтентотов и народов банту – крааль (кольцо полусферических хижин, внутри – площадь, служащая загоном для скота).

Бушмены («люди кустарника») проживают в основном на территории Ботсваны. Значительная часть из 50 тыс. представителей этого народа по-прежнему сохраняют традиции своей древней культуры, занимаются охотой и собирательством. В качестве жилища они используют ветровые заслоны из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. Одежда минимальна – всего лишь набедренная повязка и плащ.

Мадагаскарская островная область охватывает островные страны, расположенные в Индийском океане у берегов Африки. Это Мадагаскар, Республика Сейшельские Острова, Маврикий и Реюньон. Крупнейший народ – малагасийцы, проживающие на Мадагаскаре, гораздо малочисленнее маврикийцы, реюньонцы и сейшельцы. На островах есть небольшие общины выходцев из Индии, Китая, арабских стран. Малагасийцы говорят на языке, относящемся к австронезийской семье, то есть родственном языкам Индонезии, Малайзии, Филиппин. Материальная культура малагасийцев сохранила множество элементов южноазиатского происхождения, например технологии рисосеяния и шелководства. Преобладает пашенное (плужное) земледелие в сочетании с пастбищным и отгонным скотоводством.

Источники информации

1. Африка. Энциклопедия // БРЭ. Т. 1, 2. М., 2010.

2. Африка и прошедший век: Материалы VIII конф. африканистов / отв. ред. В.А. Субботин. М., 2000.

3. Африка: экологический кризис и проблемы выживания / отв. ред. Ю.В. Потемкин, Н.А. Ксенофонтова. М., 2001.

4. Кайсарова Л.И. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. М., 2009.

5. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе / отв. ред. Р.Н. Исмагилова. М., 1996.

6. Львова Э.С. Этнография Африки. М., 1984.

7. Попов В.А. Этнография Африки (Цивилизации и протоцивилизации Тропической Африки). СПб., 2001.

8. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее / отв. ред. Р.Н. Исмагилова. М., 2000.

Вопросы и задания

1. Почему Северная Африка не входит в Африканский этнокультурный регион?

2. Какие части Тропической Африки подверглись наибольшему влиянию со стороны исламской цивилизации?

3. В каких районах Африки и почему сформировались переходные расы?

4. На контурной карте Африки отметьте границы историко-этнографических областей. Какие крупные города континента располагаются в пределах каждой области?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

М. Штаерман Глава вторая ОТ РЕЛИГИИ ОБЩИНЫ К МИРОВОЙ

Из книги Абиссинцы [Потомки царя Соломона (litres)] автора Бакстон Дэвид

Из книги Загробный мир. Мифы разных народов автора

Аканы: культ предков в тропической Африке

Из книги История Африки с древнейших времен автора Бюттнер Теа

Из книги Загробный мир. Мифы о загробном мире автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Аканы: культ предков в тропической Африке У народов акан (ашанти, аньи, ачем и др.) существовали представления о целой иерархии сверхъестественных существ, которую возглавляли боги. Хотя творец Вселенной Ньяме, создав мир, отдалился от повседневной жизни, она целиком

Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Выход современных людей из Африки и расселение по планете Итак, чтобы объяснить логику распространения разносюжетных мифов по миру, необходимо пояснить, как выглядит отдаленное прошлое человечества в свете недавних исследований.Вплоть до середины XX века наше видение

Восточно-африканский регион насчитывает 100 000 жителей, принадлежащих к четырем большим вышеназванным (см. 5.0) языковым семьям и образующих более двухсот различных объединений. Языком посредником в регионе выступает упрощенный вариант суахили, однако большинство населения говорит на языках банту: ганда, ньоро, нкоре, сога и джизу в Уганде, кикуйю и камба в Кении, и кагуру и гого в Танзании. Верования народов банту имеют много общего, например, наличие демиурга (деус оциозус ), который всеми, кроме народов кикуйю, воспринимается как некое существо, пребывающее где-то далеко и не вмешивающееся в повседневную жизнь. Поэтому в ритуалах оно также присутствует опосредованно. Активные божества - это герои и предки, чьи души пребывают в святилищах; там к ним взывают медиумы, которые в состоянии транса вступают с ними в прямое общение. Души умерших также могут переселиться в медиума. Вот почему духов надо ублажать и периодически приносить им жертвы. Множество ритуалов имеет целью избавить общество от нечистоты, случившейся из-за вольного или невольного нарушения порядка.

Упрощенное гадание геомантического типа встречается у большинства народов Восточной Африки. Гадают, когда необходимо принять полярное решение - «да» или «нет», отыскать виновного или предсказать будущее. Т.к. причиной смерти, болезни или неудачи может быть порча, с помощью гадания возможно выявить повинного в колдовстве и покарать его. В исследовании Э.Э.Эванс-Притчард о народе азанде объясняется разница между колдовством и гаданием.

У всех народов Восточной Африки имеется обряд инициации, связанный с наступлением половой зрелости; у юношей этот обряд более сложный, нежели у девушек. У большинства народов банту практикуется обрезание, а также эксцизия клитора и половых губ. Инициационные обряды, связанные с превращением юноши в воина, более сложные, они направлены на укрепление единства членов тайных союзов, таких как May May у народа кикуйю в Кении; этот союз сыграл значительную роль в освобождении страны.

Группа народов Восточной Африки, именуемая нилотами, включает в себя народы шиллук, нуэр и динка, проживающие в Судане, ачоли в Уганде и ино в Кении. Верования нуэр и динка благодаря прекрасным работам Э.Э.Эванс-Притчарда и Годфри Линхардта известны достаточно хорошо. Как и многие другие жители региона Великих Озер (например, масаи), нуэр и динка - кочевники-скотоводы. Это занятие отражается в их верованиях. Первые человеческие существа и первые животные были созданы одновременно. Бог-творец больше не участвует в жизнедеятельности людей, и те взывают к различным духам и душам предков. Духи сочувствуют людям.

У обоих народов имеются специалисты по сакральным ритуалам, вступающие в контакт с невидимыми силами: жрецы-леопарды у нуэр и Повелители гарпуна у динка; они совершают обряд заклания быка, дабы избавить племя от нечистоты или человека от поразившей его болезни. Прорицатели нуэр и динка - это лица, приобщенные к религиозным культам, в них вселяются духи.

Карта Африки, показывающая основные религии, распространенные на сегодняшний день. Карта показывает только религию в целом, исключая деноминации или секты религий, и окрашена соответственно тому, как религии распространены, а не по основной религии страны и т. д.

Также иудаизм исповедуют в Южно-Африканской Республике и Эфиопии.

Авраамические религии

Большинство африканцев - последователи авраамических религий : христианства и ислама . Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям.

Христианство

Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте , Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году . Миссионерская активность во время Колониального периода , так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной , Южной и Восточной Африке , а также в районе Гвинейского залива . Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

Христианско-африканские церкви и культы

Христианско-африканские церкви и культы представлены как организациями, которые в определенное время отошли от церквей западного направления или же возникли на африканской почве, сочетая элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века . В литературе их могут называть еще афрохристианскими, синкретическими , независимыми, христианско-тубильными церквями и культами.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания , указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии .

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом :

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количества церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

Наиболее значимым являются:

  1. кимбангизм - церковь последователей Симона Кимбангу , (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).

Ислам

В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке ; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д"Ивуаре), северной части Ганы , на юго-западе и севере Нигерии , в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров .

Иудаизм

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста , большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко . Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

Иудаизм исторически связан с Африкой - об этом есть свидетельства в Ветхом Завете, книга Исход (евреев из Египта). Видимо, иудаизм был реакцией на политеизм Египта [ ] (см. Древнеегипетская религия).

Видео по теме

Дхармические религии

Буддизм

Сикхизм

Традиционные религии

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма , анимизма , тотемизма и культа предков . Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп , но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

Общим также является отсутствие веры в рай , ад , чистилище , однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков . Популярны также анимистические представления, вера в магию . Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити , бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Бахаи

Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, африканцами. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте ; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.

Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год ). В Нигерии и Нигере - около тысячи последователей.

Нерелигиозность

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным . На практике это может означать что угодно: от агностицизма , деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах.

Распространение религий в Африке

Приверженность различным религиям в Африке (приблизительная оценка на 2006)
Регион Население (2006) христианство ислам традиционные религии индуизм бахаи иудаизм буддизм нерелигиозность атеизм
Северная Африка 209 948 396 9,0 % 87,6 % 2,2 % 0,0 % 0,0 % 0,0 % 0,0 % 1,1 % 0,1 %
Западная Африка 274 271 145 35,3 % 46,8 % 17,4 % 0,0 % 0,1 % 0,0 % 0,0 % 0,3 % 0,0 %
Центральная Африка 118 735 099 81,3 % 9,6 % 8,0 % 0,1 % 0,4 % 0,0 % 0,0 % 0,6 % 0,0 %
Восточная Африка 302 636 533 62,0 % 21,1 % 15,6 % 0,5 % 0,4 % 0,0 % 0,019 % 0,3 % 0,0 %

Африка, подобно другим частям света, является «глубоко верующим» континентом. Но в отличие от Азии, Европы, Северной и Южной Америки и Австралии, где преобладают мировые религии (в Азии - ислам, буддизм, а на остальных континентах - христианство), в Африке, особенно в её тропическом и южном регионах, господствуют так называемые традиционные африканские религии.

Что же представляют собой традиционные африканские религии? В широком смысле так принято именовать религиозные представления, верования и культы африканских народов, формировавшиеся на протяжении долгого времени. Они продолжают существовать и сегодня, меняясь вместе с африканским обществом.

Традиционные африканские религии распространены преимущественно южнее Сахары. Хотя точных статистических данных нет, можно утверждать, что их приверженцами является свыше половины населения этого огромного региона, т. е. десятки миллионов человек. Надо также учесть, что и среди тех, кто официально причисляет себя к последователям других верований, немало «скрытых» последователей традиционных африканских религий. Сторонний наблюдатель чаще всего воспринимает традиционные африканские религии через колоритную, далеко не каждому понятную, а иногда и устрашающую религиозную символику: ритуальные маски и ваяния, обряды жертвоприношений, пляски колдунов в причудливых одеяниях и головных уборах, впадающих в транс мужчин и женщин… Между тем всё это хотя и имеет экзотическую, самобытную форму, по сути своей не является чем-то исклюй тельным, выходящим из общего религиозного развития народов. Огромный фактический материал, собранный исследователями разных стран, говорит о том, что начиная с древнейших времён религиозная жизнь африканцев проходила этапы, общие для всего человечества.

В наше время в Африке многие лю сохраняют глубоко религиозное восприятие окружающего мира, унаследованное от предков. И оно при ближайшем рассмотрении далеко не примитивно, в нём присутствуют же образы и понятия, что и у других народов мира.

Одним из ключевых положений религиозного мировоззрения африканцев является вера в то, что в земной и неземной жизни всё взаимосвязано, что после смерти тела продолжается «неземная» жизнь и душа человека даже способна вернуться обратно в земной мир, но уже в ином виде, в ином качестве.

В 1946 г. деревенские старейшины догонов - небольшого народа, живущего в излучине реки Нигер территории современного государства Мали, - решили открыть французскому этнографу Марселю Гриолю, которого они уважали как серьёзного искателя истины, тайные аспекты спвоей религии. Один из старейшин провёл с Гриолем 33 дня, воссоздав, для него космологию догонов - представления о происхождении и развитии вселенной, о богах, о месте человека в земной и потусторонней жизни.

Гриоль и ранее знал, что у догонов существует сложная иерархия божеств и духов, что они чтут бога-первосоздателя Амма и других богов. его поразило, что религиозные обряды догонов обнаруживают очень тонкое и глубокое содержание. Даже незначительный предмет повседневной жизни может выражать самые сложные космологические представления. Космология догонов символически отображается и в деревенской архитектуре, и в методах ведения хозяйства. Например, зернохранилища, построенные в форме ящиков с острым шпилем наверху, «изображают мировую систему и её устройство». Главные части зернохранилища соответствуют главным органам Нуммо, той «жизненной силы», которая некогда заключалась в Воде и Слове и затем стала источником всего живого и неживого на земле, в том числе и первых людей. Зернохранилища в сознании догонов ассоциировались также с лежащей на спине женщиной - она лицетворяет солнце; её поднятые п ги и руки - это четыре стойки, опирающие крышу, которая символизирует небо.

Вселенная, космос представлялись догонам «в форме остроконечной корзины с квадратным основанием», на каждой стороне которой. расположено по десять ступенек, ведущих к вершине. На этих ступеньках помещались символы всех живых су-ществ и растений.

Из подобных представлений, более или менее сложных, тысячелетиями складывались образы вселенной и у других африканских народов. Происхождение неба, солнца, луны, звезд, суши, воды, наконец, растений, кивотных и человека отразилось в шогочисленных мифах, легендах, греданиях.

Мировые религии также представлены в Африке, но утвердились они там, если сравнивать с традиционными религиями, недавно. На северо-востоке континента (главным образом на территории современной Эфиопии с VI в. получило распространение монофизитство - одно из еретических направлений в раннем христианстве. В Северной Африке, Египте, Судане, на Восточно-Африканском побережье и частично в Западной Африке с VII-VIII вв. активно утверждался ислам. И наконец, в XV-XVI вв. с началом европейских колониальных завоеваний вместе с христианскими церковными миссиями стали активно развиваться различные направления христианства. Хотя первые ростки христианства появились в Африке значительно раньше: уже в I-II вв. н. э.