Ефименкова Л. Н

Тема урока : Согласование имени прилагательного с именем существительным

Тип урока : комбинированный

Цели урока : - формирование умений и навыков определения имен прилагательных в тексте, умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными; совершенствование каллиграфии письма, обогащение словарного запаса;

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения, коррекция внимания и восприятия;

Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока:

I. Организационный момент. (2 мин.)

II. Повторение пройденного материала. (7 мин.)

(слайд № 2)

1.Вступительное слово:

«Дорогие ребята, на прошлом уроке мы уже познакомились с самостоятельной частью речи - именем прилагательным. Сегодня мы узнаем, с кем и как эта часть речи «дружит».

Вот в этом красивом доме живёт красивая художница-волшебница Имя прилагательное. Она будет нас сопровождать во время урока. Позвольте вам представить её:

(слайд № 3)

Я слово замечательное, -

Говорит нам прилагательное,

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет-

об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

Прилагательным меня называют

И по падежам меня склоняют.

Признаки обозначаю,

Все предметы украшаю,

Разукрашу, опишу,

Какой есть предмет скажу

(слайд № 4)

Что представить наглядно как выглядит Имя прилагательное в тексте предлагаю вам следующее стихотворение:

Эта страница зелёного цвета,

Значит, на ней постоянное лето .

Бродят в траве золотые б укашки .

Вся голубая , как бирюза,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолёт, стрекоза.

Вот тёмно-красная божья коровка ,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам .

III. Воспроизведение и коррекция знаний (7 мин.)

(слайд № 4)

«Игра разведка». Вот вам небольшой текст, в котором жудожница- волшебница Имя прилагательное описывает снег. Найдите слова, с помощью которых она это сделала:

Снег белый. Но бывает голубой, синий, с еребристый , на закате даже красный, а по форме - пушистый , рассыпчатый . Его можно потрогать - он холодный, свежий, колючий .

Если мы уберём из текста все прилагательные, то текст наш останется бедным, неярким, тусклым, неинтересным. Посмотрите, что у нас получилось:

Снег. Но бывает, на закате даже, а по форме - , . Его можно потрогать - он,.

(слайд № 5)

2. А сейчас попробуем определить предметы по признакам, которые обнаружим в загадках:

Загадки

Я родился в день дождливый под осиной молодой, круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. (гриб)

Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелёк. (одуванчик)

Стоит в саду кудряшка- белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)

Аленький, маленький, круглый, блестящий, в руке его тросточка, внутри его косточка. (вишня).

(слайд № 6)

«Отгадай, кто это?». А теперь мы проверим, как вы знаете сказочных героев из мультфильмов:

Ответьте, про кого мы можем так сказать:
- крошечная, заботливая, добрая - Дюймовочка.
- глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
- длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.
- красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
- серый, голодный, злой- Серый Волк.
- рыжая, хитрая, коварная - Лиса.
- толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
- зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
- лопоухий, неуклюжий, коричневый - Чебурашка.
- дикий, отважный, ловкий - Маугли.
(слайд № 7)

4. Как художница Имя прилагательное украшает слова, вы можете увидеть на следующих примерах:

(слайд № 8) Дерево- зелёное, ветвистое..

(слайд № 9) Кошка - рыжая, усатая, домашняя.

Гриб - большой, несъедобный, ядовитый.

(слайд № 11) ТОРТ.

5. А теперь скажите, какие из признаков-прилагательных относятся к торту, а какие нет? Не ошибитесь, а то торт станет несъедобным!

IV. (слайд № 12) Физминутка для глаз. (4 мин.)

V. Актуализация знаний к новой теме. Сообщение темы урока.

1. (слайд № 13) Кластер «Имя прилагательное»

Кла́стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

VI. Сообщение новых знаний

1. (слайд № 14) Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным и «надевает ту же одежду, что и имя существительное», т.е. стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

«Прилагательное + существительное».

2. (слайд № 15) Вот какое нарядное платье у нашей художницы. Это различные окончания украсили его.

3. (слайд № 16). Имя прилагательное отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

4. Словарь: (слайд № 17).

5. (слайд № 18).Измените прилагательные по родам и числам.

6. . (слайд № 19).Исправьте ошибки: (письменно)

роза садовое,

чистый пруды,

белая пароход,

красивая платье,

хорошей друга,

у синих забора,

у высокой столба,

трудный задача,

кислая яблоко,

7. . (слайд № 20). Алгоритм работы с именем прилагательным.

8. (слайд № 21). Согласуйте имя прилагательное с существительным

родн... (краем, отечества, городом).

VIII. (слайд № 22). Физминутка.

IX. Закрепление знаний

1. (слайд № 23). Дописать окончания.

Синица - небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк____, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

2.(слайд № 24). Подобрать имена прилагательные к именам существительным.

Вечер, ночь, утро (сырой, лунная, раннее, осенний, ясное, прохладный, долгий, летняя, радостное, тихая, тёплое, звёздная).

3. (слайд № 25). Антонимы (устно).

Большой -маленький
Толстый - тонкий
Голодный - сытый
Тупой - острый
Твердый - мягкий
Широкий - узкий
Короткий - длинный
Веселый - грустный
Легкий - тяжелый
Чистый - грязный
Добрый - злой

4. (слайд № 26). Самостоятельная работа.

За грибами

Два друга пошли в лес за грибами. У (какого-то) Миши была (какая-то) корзинка, а у (какого-то) Коли (какое-то) лукошко. Они собирали грибы и перекликались (какими-то) голосами. Вдруг (какое-то) небо потемнело и пошел (какой-то) дождь. Миша и Коля побежали домой.

5. (слайд № 27).

Знаешь ли ты, что… (опрятный)

. (слайд № 28). (красный)

6. (слайд № 28). Игра «Ласковые слова)

Вспомните и назовите все ласковые слова, которыми тебя когда-либо называла мама, папа, бабушка и др. люди.

А теперь назовите этими словами своих соседей по парте.

VII. Повторение и обобщение. (3 мин.)

(слайд № 29).Имя прилагательное.

(слайд № 30). «Верные-неверные утверждения»

(слайд № 31). Синквейн

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Прилагательное

Какое, какая, второстепенные

Согласуется, склоняется, изменяется

Обозначает признак предмета

Часть речи

VIII. Подведение итогов. (3 мин.)

IX. Домашнее задание. (2 мин) (Упр. 141)

Разделы: Логопедия

Цель. Формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  • учить правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам;
  • закреплять умение правильно определять имена существительные (слова-предметы) и имена прилагательные (слова–признаки);
  • закреплять умение определять первый звук в словах;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • совершенствовать умение составлять предложения по заданной схеме;
  • совершенствовать технику чтения.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать звукослоговой анализ и синтез;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать навыки словообразования;
  • расширять словарный запас;
  • развивать внимание, память, способность к переключению.

Коррекционно-воспитательные:

  • создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу письма и чтения.
  • воспитывать организованность, самостоятельность и самоконтроль за речью;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование.

  • Демонстрационный материал: домики (приложение 1), предметные картинки кукол и машин (приложение 2), предметные картинки (ежик, гриб), стрелка, два желтых треугольника (приложение 3), таблица (приложение 5), мяч.
  • Раздаточный материал: тетради, ручки, карандаши, распечатанные задания (приложение 4), предметные картинки (приложение 6).

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнение “Подбери слово”.

Логопед: “ Здравствуйте. Мы начинаем наше занятие. Займет свое место тот, кто назовёт слово, которое начинается с гласного звука”.

Учащиеся называет слово и ответивший правильно ребенок занимает свое место.

2. Повторение пройденного.

Упражнение “Где слово живет?”

Логопед раздает учащимся предметные карточки: арбуз, вишня, белка, сорока, крот, машина, матрешка, шарф, автобус. (Приложение 1).

Логопед: “Определите сколько в слове слогов, и поместите карточку в соответствующий дом”.

3. Сообщение темы занятия

Логопед: “Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте определить какое из слов-предметов, которые есть на доске, я загадала”.

1. Круглый, круглый
Сладкий, сладкий
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. (Арбуз)

2. Была зеленой маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце потемнела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)

3. Непоседа пестрая -
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

4. Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Логопед: “Скажите, какие слова вам помогали понять, о каком предмете я говорю (Слова-признаки). Правильно. Сегодня мы будем учиться подбирать слова-признаки к словам-предметам”.

4. Основная часть.

1. Магазин “Игрушка”

Логопед вывешивает на доске изображения кукол и машин. (Приложение 2)

Логопед: “Представьте, что мы пошли в магазин игрушек и хотим купить себе игрушку (куклу или машину). Выберите, какую игрушку вы хотите купить и опишите ее, а “продавец” ее найдет и вам даст”.

Логопед по очереди выбирает детей, кто играет роль продавца.

2. Подбери предложение к схеме. (Приложение 3)

Логопед размещает на доске изображения ежика и гриба.

Логопед: “Скажите, как узнать, что изображено на картинках. (Задать вопрос: Это кто? Это что?).

Составьте предложение, используя эти картинки, и поможет вам в этом еще одно слово. (Логопед показывает стрелку и ставит ее между картинками). Какое слово обозначает стрелка?” (Слово-действие).

Учащиеся составляют предложения из 3 слов.

Логопед выбирает одно из перечисленных предложений: “Давайте нарисуем схему этого предложения. Как мы обозначаем на схеме начало предложения? (Вертикальной чертой) Как обозначаем конец предложения?” (Ставим точку).

Вызванный ребенок рисует схему предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

Логопед: “Сколько слов в предложении? (Три). А теперь я поставлю перед ежиком треугольник. Треугольник обозначает слово-признак. Давайте повторим наше предложение и добавим слово-признак, скажем какой ежик?”.

Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Четыре). А теперь я поставлю еще один треугольник, но перед грибом. К какому слову надо добавить слово-признак?” (К слову “гриб”).

Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Пять). Какие слова помогали нам увеличить количество слов в предложении? (Слова-признаки). Молодцы”.

5. Физкультминутка. Посчитаем.

Логопед предлагает учащимся встать в круг и посчитать каждый предмет до 5 предметов (большой мяч, белое облако, вкусная конфета). Учащиеся передают мяч и называют словосочетание с нужным числительным.

6. Основная часть

1. Соедини.

Логопед раздает детям таблички со словами-признаками и предметными картинками. (Приложение 4)

Логопед: “Давайте прочитаем слова-признаки и определим, о каком предмете они говорят”.

Учащиеся подбирают к словам-признакам соответствующую предметную картинку и соединяют их линией.

2. Признаки-противники.

Логопед: “Я вам сейчас прочитаю стихотворение и прошу вас помочь мне подобрать не достающее слово-противник. Но это будет не простое слово-признак, я слово противоположное по смыслу.

“Скажу я “высокий”, ответите - ... (низкий),

“Далекий” скажу, вы ответите... (близкий),

Скажу я “шершавый”, вы скажите “гладкий”,

А “кислый” скажу, вы ответите... (сладкий).

Логопед: Молодцы. А теперь я вам буду говорить словосочетания, а вы попробуйте подобрать противоположное значение слова-признака: новый дом, хорошая ягода, светлая комната, молодой человек, маленькая собака, жаркий день, добрый волшебник, молчаливый попугай, чистый снег, грустный клоун, длинная ленточка, узкая дорога”.

3. Заполни таблицу.

Логопед вывешивает на доске таблицу. (Приложение 5)

Логопед: “Давайте заполним таблицу: я вам дам предметную картинку (Приложение 6), а вы найдите, где ее дом в таблице и поместите картинку в соответствующую ячейку. Обращайте внимание на два основных признака: цвет и форму предмета”.

8. Итог занятия. Муха .

Логопед: “Скажите, какие слова вы сегодня учились подбирать. С нами хочет поиграть муха. Я вам буду говорить, куда полетела муха, а вы скажете на какой предмет она села. Муха начинает свой полет с мяча. Муха полетела на 2 клетки вправо и на 3 клетки вверх. На какой предмет села муха? (На елку). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха летите дальше. Муха перелетела на 1 клетку влево и 2 клетки вниз. На какой предмет села муза? (На цветок). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха перелетает на 1 клетку вверх, на 1 клетку влево и на 1 клетку вверх. На какой предмет села муха? (На дерево). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Из полученных букв соберите слово. Какое слово получилось? (Ура). Молодцы”.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Логопед: “Что нового вы узнали на занятии?

Что понравилось на занятии?

Вы сегодня хорошо занимались”.

Добрый день, уважаемый студент!

Сегодня я хотела бы написать немного про имя прилагательное в русском языке.
Прилагательное у русскоговорящих людей обозначает признак (лица или предмета), но самое важное,что необходимо запомнить и знать всегда, это то, что прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с существительным. Что же это значит, спросите вы? Прилагательные практически всегда в предложении употребляются на пару с существительным, например:

Красивое платье (A beautiful dress) = красивое является прилагательным + платье является существительным
В этом предложении прилагательное и существительное составляют пару. Так вот, прежде,чем определить форму прилагательного и поставить правильно окончание, мы должны посмотреть на существительное, которое стоит с ним в паре - нам надо определить число, род, падеж. В нашем примере существительное стоит в единственном числе, оно среднего рода и именительного падежа.

Чтобы правильно поставить окончания в прилагательных, давайте просклоняем несколько примеров по падежам:

1. Именительный падеж - Nominative case

Это новАЯ сумка - This is a new bag

2. Родительный падеж - Genitive case
У меня нет новОГО карандаша - I don"t have a new pencil

В этом примере мы видим, что слово "карандаш" стоит в родительном падеже, соответственно, прилагательное ставим в такую же форму и, если, прилагательное оказывается в родительном падеже, то приобретает окончание - ОГО , т.к. "карандаш" мужского рода.

3. Дательный падеж - Dative case

Я подошел к красивОМУ дереву - I came to the beautiful tree.

В дательном падеже прилагательное будет оканчиваться на окончание ОМУ, т.к. существительное "дерево" среднего рода.

Таким образом, можно составить табличку (в Именительном падеже), в которой будут отражаться важные изменения окончаний прилагательных по родам:

Мужской род (Male) Женский род (Female) Средний род (Neuter) Множественное число (Plural form)
Какой? Какая Какое Какие
НовЫЙ НовАЯ НовОЕ НовЫЕ
СтарЫЙ СтарАЯ СтарОЕ СтарЫЕ
ХорошИЙ ХорошАЯ ХорошЕЕ ХорошИЕ

Иногда вы можете встретить в столбике мужского рода окончание -ОЙ, например,

ПлохОЙ Bad


Сначала проверьте, насколько правильно ребе­нок употребляет окончания имен прилагательных при их согласовании с существительными. С этой целью предложите ему назвать цвет каждого изо­браженного на картинках предмета, ставя для это­го соответствующие вопросы («Карандаш ка­кой?» - ЧЕРНЫЙ; «Лента какая?» - ЧЕР­НАЯ; «Платье какое?» - ЧЕРНОЕ; «Перчатки какие?» - ЧЕРНЫЕ). Во всех этих случаях ре­бенок должен будет согласовать прилагательные с существительными в роде и числе. (Здесь специ­ально взяты безударные окончания имен прилага­тельных).

Что касается правильности употребления ре­бенком падежных окончаний прилагательных, то для выяснения этого вопроса обратитесь к стр. 267. К слову ЗЕБРА добавьте прилагательное ПОЛОСАТАЯ. Далее ребенок отвечает на те же самые Ваши вопросы, что и при «склоне­нии» имен существительных, а именно: «Кто си­дит в клетке?» (ПОЛОСАТАЯ ЗЕБРА); «Для кого готовят обед?» (Для ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЫ); «Кому дают есть?» (ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЕ) и т.д. Точно так же, используя эти картин­ки, можно подобрать имена прилагательные к существительным мужского рода и к существи­тельным множественного числа, например: ХРАБРЫЙ ТИГР, ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Об­ратите внимание на различие окончаний прила­гательных мужского и женского рода, а также прилагательных множественного числа в одном и том же (например, родительном) падеже: ПО-ЛОСАТ-ОЙ ЗЕБРЫ, ХРАБР-ОГО ТИГРА, ДИК-ИХ ЖИВОТНЫХ. Окончания при­лагательных среднего рода однотипны с окончаниями прилагательных мужского рода, за исключением именительного и винительного падежа. Например: ХРАБР-ОГО ТИГРА - ГО-ЛУБ-ОГО НЕБА, ХРАБР-ЫМ ТИГРОМ -ГОЛУБ-ЫМ НЕБОМ и т.п.



Если проверка покажет, что ребенок допускает ошибки в окончаниях имен прилагательных, то Для преодоления имеющихся затруднений используйте предлагаемые ниже задания.

Задание 1.

Предложите ребенку одно и то же имя прила­гательное употребить с именами существительны­ми мужского, женского и среднего рода, а также с существительным множественного числа. Сделать это можно при помощи следующих вопросов.

Слон КАКОЙ? (БОЛЬШОЙ);

Слониха КАКАЯ? (БОЛЬШАЯ);

Море КАКОЕ? (БОЛЬШОЕ);

Моря КАКИЕ? (БОЛЬШИЕ).

Конфета КАКАЯ? (СЛАДКАЯ);

Сахар КАКОЙ? (СЛАДКИЙ);

Пирожное КАКОЕ? (СЛАДКОЕ);

Вафли КАКИЕ? (СЛАДКИЕ).

Как видим, в первой группе примеров окончания имен прилагательных ударные, как и в самом вопросе (КАК-ОЙ? - БОЛЬШ-ОЙ, КАК-АЯ? - БОЛЬШ-АЯ, КАК-ОЕ? -БОЛЬШ-ОЕ, КАК-ЙЕ? - БОЛЬШ-ИЕ), что существенно облегчает для ребенка его задачу. К тому же нужно голосом подчеркнуть совпаде­ние окончаний в вопросах и в самих именах прилагательных, что поможет ребенку при выбо­ре окончаний имен прилагательных.

Во второй группе примеров окончания прилага­тельных безударные, но поставленный к ним вопрос может послужить для ребенка хорошим ориентиром-

Задание 2.

Предложите ребенку подобрать подходящее прилагательное (то есть признак предмета) к на­званному Вами существительному, внимательно следя при этом за правильностью окончаний имен прилагательных, например: Лента (ГОЛУБАЯ, ДЛИННАЯ, ШИРОКАЯ, ШЕЛКОВАЯ и т.п.); арбуз (КРУГЛЫЙ, БОЛЬШОЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, СПЕЛЫЙ, СОЧНЫЙ); платье (ДЛИННОЕ, УЗ­КОЕ, ШЕЛКОВОЕ, ЗЕЛЕНОЕ, НАРЯДНОЕ, ВЫХОДНОЕ); вишни (СПЕЛЫЕ, СОЧНЫЕ, КРУПНЫЕ, КРУГЛЫЕ).

Задание 3.

Предложите ребенку определить правильные сочетания слов и исправить их в том случае, если они окажутся неправильными. Для этого после каждого произнесенного Вами словосочетания спросите ребенка: «Правильно ли это?» И далее: «А как нужно сказать правильно?» Приведем не­сколько примерных словосочетаний, число кото­рых при необходимости может быть увеличено.

Голубое небо

Соленый соль

Красивая роза

Красивый ромашка

Большая стакан

Серебристый роса

Колючий елка

Горячий чай

Горький горчица

Душистая сирень

Голубая цветы

Белый облака

Помимо специального упражнения в правиль­ном употреблении окончаний имен прилагатель­ных нужно следить и за правильностью их упот­ребления в повседневной речи ребенка. Все это будет способствовать не только преодолению аграмматизмов в его устной речи, но одновременно и их предупреждению на письме. Значительно легче усвоит ребенок и правила склонения имен прилагательных, которые будут изучаться в школе.

§ 1816. Полное прилагательное согласуется с существительным в ед. ч. (в той или иной его падежной форме) в числе, роде и падеже: новый дом, нового дома, новая дача, новой дачей, первая встреча, первую встречу, эдакий чудак, с эдаким чудаком; во мн.

Ч. - в числе и падеже: новые дома, новых домов, новые дачи, новыми дачами, первые встречи, о первых встречах.

Примечание. В экспрессивно окрашенной речи отмечается тенденция определять уменьшительное или ласкательное существительное таким прилагательным, которое также заключает в себе значение уменьшительности или ласкательности: чистенький городок, старенький паровозишко, простенькое платьице.

Краткие прилагательные также согласуются с существительными в роде, числе и падеже, но такое согласование в современном языке имеет место только в отдельных устойчивых сочетаниях (на босу ногу, по белу свету, средь бела дня).

Примечание. В поэтической речи при обособлении, когда краткое прилагательное в форме им. п. выступает в полупредикативной функции (см. § 2117), в нем совмещаются значения определяющего слова и предикативное: Но опасным затеям Мир предался, коварен (Март.); На ринге клоун прыгает, носат (Винокур.); Со всех сторон земли, Гремучи и тяжки, Ко мне в сундук текли Чеканные кружки (Багр.); А солнце смотрит, светлолице, Метет оставшуюся тьму (Смирн.).

§ 1817. Прилагательное может вступать в связь согласования с сочетанием существительного с количественным числительным: два дома - два новых дома; сорок мест - сорок освободившихся мест; сто вопросов - сто неожиданных вопросов. В тех случаях, когда входящее в такое сочетание числительное два, три, четыре или оба (обе) стоит в форме им. или вин. п., согласуемое прилагательное может принимать форму или род. или им. п. мн. ч. Здесь действуют следующие закономерности.

1) Если в сочетание с числительным входит существительное муж. или сред. р., то согласуемое прилагательное чаще ставится в форме род. п. мн. ч.: два знакомых человека, три больших дерева, оба строящихся здания, целых три часа, два акварельных рисунка, четыре потерянных дня. Форма им. п. здесь возможна, но она отмечается реже и проявляет тенденцию к ограничению в употреблении: два спасительные маяка (Лерм.); два дряхлые старичка (Тург.); два помещичьи дома (Лерм.); оба проголодавшиеся приятеля (Л. Толст.).

Примечание. При выносе прилагательного в начальную позицию в словосочетании форма им. п. предпочитается форме род. п.: целые три часа, большие три дерева, потерянные четыре дня; Время от времени появляются в саду белогвардейцы. Вчера вечером целые шесть довольно юных экземпляров сидели на лавочке против парадного (Андр.).

2) Если в сочетание с числительным входит существительное жен. р., то нормальны обе формы прилагательного - и им. и род. п.: две молодые женщины - две молодых женщины, какие­то четыре девочки - каких­то четыре девочки, обе дворовые собаки - обе дворовых собаки, четыре большие избы - четыре больших избы, две женских руки - две женские руки; На счету у нашей команды четыре золотых и три серебряные медали (газ.).

3) Обе формы прилагательного (в неэкспрессивной речи всегда предшествующего числительному) нормальны также в том случае, когда в сочетание входит числительное полтора - полторы: прожить целых полторы недели - целые полторы недели, ждать полных полтора часа - полные полтора часа, потерпеть каких­нибудь полторы минуты - какие­нибудь полторы минуты.

Прилагательное может вступать в связь согласования с союзным рядом слов (см. § 2067–2072) или с сочетанием слов, соединившихся при помощи предлога: отец и мать, сад и огород, брат с сестрой. В этих случаях прилагательное обычно имеет форму мн. ч.: громадные сад и дача, для громадных сада и дачи; мои отец с матерью, к моим отцу с матерью, у моих отца с матерью; маленькие брат с сестрой, для маленьких брата с сестрой; наши дедушка с бабушкой. Форма ед. ч. также правильна, но она определяет лишь первый член соединения: громадный сад и дача, для громадного сада и дачи, мой отец с матерью, для маленького брата с сестрой.

§ 1819. В современном языке есть случаи так называемого «смыслового согласования», т. е. употребления согласуемого слова в такой форме, которая или не предопределена формой определяемого существительного или предопределена ею лишь частично.

1) При существительных муж. р., называющих лицо по профессии, социальной, производственной деятельности и одинаково способных обозначать лицо как мужского, так и женского пола (врач, фельдшер, директор, инженер, продавец, секретарь, диктор, архитектор) в разговорной, газетной речи, в повествовании, если речь идет о лице женского пола, нормально употребление прилагательного в форме жен. р.: наша врач, новая секретарь, сама директор: Врач случайная, / не ждавши «скорой помощи», / С силой в легкие вдувает кислород - рот в рот! (Возн.). Такое согласование обязательно в том случае, когда соответствующая координация форм одновременно осуществляется и в сказуемом (см. § 2249): Наша врач пришла; Новая секретарь еще неопытная; Сама директор распорядилась. «Смысловое согласование» допустимо только в форме им. п.; в формах других падежей оно неправильно; например, ошибочно согласование: сказал стоявшей рядом председателю (газ.).

2) В тех случаях, когда согласуемое прилагательное относится к слову или сочетанию слов - собственному названию (книги, картины, пьесы, фильма, учреждения, гостиницы, ресторана, кафе и т. п.), род, число и падеж прилагательного определяется соответствующими категориями того имени, к которому это название должно относиться: роман «Евгений Онегин» - пушкинский «Евгений Онегин», повесть «Муму» - тургеневская «Муму», кафе «У лебедя» - уютное «У лебедя». Однако от этого правила есть отступления. Так, если в название входит имя в форме мн. ч., то согласуемое прилагательное может также принимать форму мн. ч.: скульптура «Героини» - полюбившаяся всем «Героини» и, чаще, полюбившиеся всем «Героини»; картина «Грачи прилетели» - саврасовская «Грачи прилетели» и, чаще, саврасовские «Грачи прилетели»; кинокартина «Мы из Кронштадта» - бессмертная «Мы из Кронштадта» и, чаще, бессмертные «Мы из Кронштадта». Колебания отмечаются также в тех случаях, когда название представляет собою имя в косвенном падеже: согласуемое слово при этом может стоять в форме сред. р.: пьеса «На дне» - горьковская «На дне» и горьковское «На дне»; нашумевшая (кинокартина) «У озера» и нашумевшее «У озера».

О согласовании со сложносокращенными словами и с существительными общ. р. см. «Морфология», § 1135, 1144.