Слова с ударным окончанием. Падежные окончания существительных

Образуются от имен существительных с помощью разделительного мягкого знака (суффикс йот). Прилагательные с окончаниями –ий (заячий), -ья (заячья), -ьи (заячьи), -ье (заячье) пишутся с мягким знаком во всех падежах (заячьего, заячьему, заячьим, о заячьем, заячьи, заячьих, заячьим, заячьи, заячьими, о заячьих). Исключение составляют именительный и винительный падежи мужского рода единственного числа (заячий).

Прилагательные, заканчивающиеся на –чий (зрячий, бродячий) в падежных формах пишутся иначе. Из-за отсутствия суффикса йот в косвенных падежах мягкий знак в подобных словах не пишется. Например, зрячего пирата, с бродячим псом.

Слова междугородный, загородный, пригородный являются исключениями и заканчиваются на –ый, -ое(пригородное, междугородное, загородное), -ая (пригородная, междугородная, загородная), -ые (пригородные, междугородные, загородные), в связи с изменением по твердой разновидности склонения. Слова бескрайний, иногородний изменяются по мягкой разновидности склонения и заканчиваются на –ий, -ее (бескрайнее, иногороднее), -яя (бескрайняя, иногородняя), -ие (бескрайние, иногородние). Написание этих слов необходимо запомнить.

Согласно материалам сайта www.gramma.ru , опирающимся на исследования Д. Э. Розенталя, имена прилагательные, заканчивающиеся на –йный, в именительном падеже мужского рода единственного числа имеют краткую форму, которая заканчивается на –ен. Например, стройный – строен.

Источники:

  • www.gramma.ru

Существительное - часть речи, обозначающая предметы (бочка, здание, шляпа), а также одушевленные существа (женщина, олененок, слон) или явления (дождь, сияние, свобода). В предложении существительное бывает дополнением или подлежащим.

Вам понадобится

  • Знание законов словообразования в русском языке, умение выделять приставку, корень, суффикс и окончание в слове.

Инструкция

Ознакомьтесь, что в справочной по называется окончанием. Окончание или по-другому флексия - изменяемая часть слова, обычно располагается на конце, после корня (отсюда и название). По окончанию в можно определить лицо, род, падеж и число.
Просклоняйте существительное «ковёр» по числам:
«Ковёр» (ед. число) - «ковр-ы» (мн. число).
Окончание во множественном числе - «ы».Обратите внимание, что гласная «ё» в этом слове является «беглой», т.е. при постановке слова в определенную форму буква . В том числе и при склонении по :
Именительный падеж - «ковёр-0» (Окончание нулевое, корень «ковёр»)
Родительный падеж - «ковр-а» (Окончание «а», корень «ковр»)
Дательный падеж - «ковр-у»
Винительный падеж - «ковёр-0»
Творительный падеж - «ковр-ом»
Предложный падеж - «о ковр-е»
Изменяемая часть слова и будет считаться окончанием.

Обратите внимание, существительные в именительном падеже, мужского рода, мн. числа могут иметь окончание «а» или «я» вместо ожидаемого по правилам склонения «ы» или «и». Например, «стог» - «стога». Также возможны случаи вариативности употребления слов в именительном падеже мн.числа. Например, «инструкторы - инструктора». А в родительном падеже мн.числа некоторые существительные могут иметь нулевое окончание, «ов», «ев» или «ей». Например, валенок (нулевое окончание), мандаринов (окончание «ов»), гвоздей (окончание «ей»). Стоит упомянуть еще 10 разносклоняемых существительных ср. рода, которые оканчиваются на «мя». В дательном, родительном и предложном падежах ед. числа окончание у этих имен существительных третьего склонения «и», а в творительном падеже - окончание второго склонения «ем/ём». К ним относятся бремя, стремя, вымя, время, семя, темя, знамя, имя, пламя, племя.

Цели: обобщить знания о 1 склонении имён существительных, развивать умение распознавать тип склонения имён существительных, упражнять в проверке безударных падежных окончаний, обогащать словарный запас, совершенствовать логическое мышление, развивать связную аргументированную речь и устойчивость внимания.

    Мобилизующий этап.

СЛАЙД 2-3

Прочитайте слова, обращая внимание на их смысловую связь. Составьте вторую пару слов.

чемпион – медаль

отличник - … (грамота)

    Чистописание.

Буквы, которые мы будем с вами писать, вы определите сами.

1 буква: в слове грамота –это глухой согласный в корне слова;

2 буква: в слове грамота – это безударный гласный в корне слова;

    буква: в слове грамота является окончанием.

тоа ато оат ттооаа ааатттооо

    Словарная работа.

Определите ошибко-опасное место в слове (гра′мо та)

Это словарное слово. Что такое грамота?

СЛАЙД 4

Толковый словарь

2. Официальный документ. Похвальная грамота.

3. В старину: документ, письмо. Берестяные грамоты.

Устойчивые выражения (фразеологизмы)

Филькина грамота - недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.

Китайская грамота - о чём-нибудь совершенно непонятном.

СЛАЙД 3 берестяная грамота

Запишите однокоренные слова к слову грамота. Выделите корень, подчеркните букву, которую надо запомнить.

Грамота грамотный грамотей грамотно грамотность безграмотный неграмотный

    Изучение нового материала.

К какой части речи относится новое словарное слово? (сущ.)

Что мы можем определить в имени сущ.? (род, число, падеж и склонение)

Грамота- ед.ч., ж.р., И.п., 1 скл..

Измените по падежам слово грамота, поставьте ударение, назовите окончание. (Устно)

СЛАЙД 5

И.п. гра′мота

Р.п. гра′моты

Д.п. гра′моте

В.п. гра′моту

Т.п. гра′мотой

П.п. о гра′моте

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения»

Проблема: Как проверить безударные падежные окончания имён существительных 1 склонения?

Рассмотрим таблицу из упр 169.

Поставьте ударение в словах стена (1в), зима (2в) (ударение падает на окончание)

Могут эти слова быть проверочными? (да)

Для каких существительных?(1 скл.)

Проверим по слову грамота.

Поставьте ударение в слове земля (1в), дядя (2в)?

Почему не совпадают окончания с проверочным словом?(основа на мягкий согласный, основа на твёрдый согл.)

Чему должны научиться на уроке?

Выделять окончания сущ. 1 скл..

Правильно подбирать проверочное слово для сущ. 1 скл. с безударным окончанием.

Физкультминутка.

Игра «Закончи фразу»

Если в проверяемом слове перед окончанием стоит мягкий согласный, то проверочное слово … (земля). Если в проверяемом слове перед окончанием стоит твёрдый согласный, то проверочное слово … (стена).

    Закрепление.

Индивидуальное задание по карточкам.

Упражнение

Прочитайте предложения. Ориентируясь на таблицу, определите порядок их записи. Напишите. Выделите окончания существительных 1 склонения.

пред ложе ния

Падеж имени существительного

У каждой ягод... есть свой адрес.

Душистая земляника созревает на лесной опушк... или на солнечном пригорке.

Малин... можно чаще увидеть на вырубк... или в овраге.

Кислую клюкв... вы найдёте на болоте.

За брусник... надо идти к ельнику.

Какие окончания имеют сущ. 1 скл.?

СЛАЙД 6

Чему научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Какие сущ. будем проверять словом зима?

Какие сущ. будем проверять словом земля?

    Цель урока: познакомить учащихся со способом проверки безударных окончаний имен существительных при помощи проверочных слов для существительных I склонения – «рука» , для существительных II склонения – «плечо» и для существительных III склонения – «грудь; развивать аналитико – синтетическое мышление, устойчивость внимания, речь, память; совершенствовать навыки определения орфограммы в словах и поиска проверочного слова; воспитывать умение четко высказывать свое мнение и умение внимательно выслушивать мнение своих товарищей.

    ХОД УРОКА.

    1). Организационный вопрос.

    2). «Жужжащее» чтение книги по методике Л.В.Зайцева (3 минуты)

    3). Минутка чистописания.

    На доске слова:

    Праз…ник, л…цо, ст…лица, сер…це, ур…жай, ч…нил, с…бака, гр…ной, звез…ный.

    Если вы разделите эти слова на три группы, то узнаете, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания.

    (буквы «д», «о», «и»)

    Давайте вспомним, как проверить безударную гласную в корне слова и как проверить непроизносимую согласную в корне слова и, прежде чем будем выполнять упражнения для минутки чистописания, определим для этих слов проверочные слова.

    (дети вспоминают правила и подбирают проверочные слова)

    На доске:

    Даоаиа

    Определите порядок написания букв в этом ряду.

    (после каждой буквы написали еще букву «а» строчную)

    Сегодня мы еще вернемся к этой букве, а пока пропишите этот ряд, соблюдая правильно соединения букв.

    4). Словарная работа.

    На доске:

    Аллея, пассажир, назад, горизонт, агроном.

    Что это за слово?

    Какое слово лишнее? Почему?

    (лишнее – «горизонт», потому что в нем нет безударной гласной «а»)

    Выпишите это слово, выделите безударные гласные, запомните его написание.

    Посмотрите внимательно на остальные слова постарайтесь их запомнить.

    Стираю слова с доски.

    Вспомните и запишите словарное слово – существительное II склонения.

    Ребенок у доски записывает:

    Пассажир, агроном,

    Почему ты решил, что это существительные II склонения?

    Вспомните и запишите существительное III склонения.

    Следующий ребенок продолжает запись:

    Пассажир, агроном, аллея,

    Почему ты решил, что это существительное II склонения?

    Вспомните и запишите существительное III склонения. (такого существительного нет)

    Какое слово осталось не записанным?

    Третий ребенок у доски записывает:

    Пассажир, агроном, аллея, назад.

    К какой части речи относится это слово? (наречие)

    5). Новая тема.

    Сегодня мы продолжим изучать имя существительное и перед нашей научной лабораторией стоит вопрос….

    На доске:

    Как проверить безударное окончание имен существительных?

    Кто-нибудь из моих научных сотрудников уже знает ответ на этот вопрос?

    (нет)

    Тогда давайте вместе определим, что же нужно делать, что проверить, как написать безударное окончание существительного, ведь тема нашего сегодняшнего урока так и звучит. Проверка безударных окончаний имен существительных I,II и III склонений.

    а). Вместе с ребятами (они в тетради, учитель на доске) склоняются существительные I склонения рука, мама.

    В каждом падеже у этих существительных выделяются окончания и определяется ударное оно или безударное.

    Затем задаются следующие вопросы:

    1. Существительное какого склонения мы изменяли по падежам?

    2. Чем отличаются окончания у этих существительных?

    3. Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые или разные падежные окончания?

    4. Ударные или безударные представляют собой трудность в написании?

    5. Какое из этих слов нужно проверять при написании? (мама )

    Какое слово будет являться проверочным? (рука )

    На доску вывешивается слово «рука» на листе бумаги.

    Это слово будет проверочным для существительного I склонения.

    б). По аналогии с существительным I склонения «мама» и «рука» склоняем существительные II склонения плечо, озеро.

    Определяем по тем же вопросам, что для существительных II склонения проверочным словом будет существительное «плечо».

    в) также склоняем существительные III склонения грудь, площадь и определяем, что для существительных IIIсклонения проверочным словом является слово «грудь».

    6). Физкультурная минутка.

    Если услышите слово с ударным окончанием – присядьте, если с безударным – сделайте наклон вперед.

    У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в лагере, из воды, около пристани, в нефте, на склоне.

    7). Упражнения для закрепления пройденного материала.

    а) На доске:

    Ремонт квартир…, подбежал к лошад…, говорили о дел…, урожай с яблон…, светились в неб…, обратился к молодеж…, плыл по речк… .

    Используя проверочные слова, попробуйте определить окончания у этих существительных.

    б) Самостоятельная работа по карточкам.

    8). Итог урока.

    Что нового узнали на уроке?

    Смогла ли наша научная лаборатория ответить на вопрос урока?

    Так как можно проверить безударные окончания имен существительных?

    9). Выставление оценок.

    10). Запись домашнего задания: стр.85, упражнение №187.


    Место проведения: класс

    Межпредметные связи: окружающий мир.

    Тип урока: закрепление изученного материала

    УМК «Гармония»

    Оборудование: компьютер, проектор, таблицы – опоры, памятки, раздаточный материал (таблица с заданием, текст), иллюстрации, картинки.

    Цели:

    обучающая: учить самостоятельно добывать знания, делать выводы по теме, на репродуктивном уровне применять полученные знания, закрепить полученные знания по данной теме;

    развивающая: развивать речь, внимание, орфографическую зоркость, мышление (выделять главное, обобщать и систематизировать);

    воспитательная: формировать нравственные качества, ответственность, воспитывать интерес к урокам русского языка;

    оздоровительная: содействовать сохранению здоровья через методы и приемы, реализующие принцип комфортности .

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Я желаю вам сегодня добра

    Вы желаешь мне сегодня добра

    Мы желаем сегодня друг другу успеха

    Если вам будет трудно

    Я помогу.

    Посмотрите на эти картинки и выберите ту, которая соответствует вашему настроению. Я надеюсь, что такое настроение у вас будет и в конце урока.

    Давайте улыбнемся, друг другу, подарим свою улыбку окружающим и пожелаем друг другу удачного и интересного урока. Ведь хорошее рабочее настроение поможет нам справиться с любыми заданиями на нашем пути. А освещать наш путь и помогать в трудную минуту нам будет вот это доброе и ласковое солнышко. (на доске рисунок солнышка)

    Сядем удобнее, выпрямим спинку и начнем урок.

    Проверка домашнего задания.

    Возникли у вас вопросы при выполнении домашнего задания? Все было понятно в задании? Хорошо, я проверю ваши работы и поставлю оценку.

    II. Чистописание.

    С чего же мы начнем наш урок? (Минутка чистописания)

    Откройте, ребята тетрадочки и запишите число.

    Прежде чем мы начнем работать, поставьте на полях отметку, которую бы вы хотели получить.

    https://pandia.ru/text/80/287/images/image002_145.jpg" width="80" height="87 src=">.jpg" width="93" height="136">

    м _ тель в _ тер

    Посмотрите на слова и скажите, какая буква в них пропущена. (буква е)

    Сегодня мы будем прописывать эту букву.

    А что это за буква? (гласная, йотированная, дает два звука)

    Когда эта гласная дает два звука?

    Молодцы.

    Давайте в воздухе пропишем эту букву с элементом. А теперь запишите в тетрадочке.

    Ребята, послушайте стихотворение.

    С неба падали пушинки

    На замерзшие поля.

    Ель закутали косынкой,

    Жаркой шубой – тополя.

    И укрыли дом да площадь

    Необычным одеялом.

    Как же их зовут? – ты спросишь.

    Имя здесь я написала.

    (Ирина Семенова)

    Кто самый внимательный?

    Назовите слово, которое можно составить из первых букв каждой строчки. (снежинки)

    Молодцы. Запишите это слово, выдели в нем корень и подбери однокоренные слова.

    Какой корень в этих словах? Что происходит в корнях этих слов? (чередование согласной г - ж)

    III. Определение темы урока.

    Послушайте стихотворение. Закончите его.

    Запорошила дорожки,

    Разукрасила серёжки.

    Наконец-то ты пришла

    К нам волшебница... (зима)

    (на доске картинки с зимним пейзажем)

    Посмотрите на слова, которые у меня написаны.

    у зимушки

    к зимушке

    на зимушку

    за зимушкой

    о зимушке

    Чем отличаются эти слова? (окончаниями) Почему изменяются окончания?

    Сформулируйте сами тему нашего урока (правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа)

    Мы сегодня будем повторять все, что знаем о падежах. Упражняться в определение безударных окончаний имен существительных. Эта проблема нашего урока.

    IV. Работа над темой урока.

    Давайте вспомним с вами название всех падежей и вопросы.

    Молодцы, вы отлично справились. Были ли вы внимательными и заметили ли что-нибудь? (падежи стояли не по порядку)

    Расставьте их в нужном порядке. (Ученик выполняет задание у доски)

    Молодец. Ты хорошо справился с заданием. А теперь давай вспомним предлоги. Некоторые падежи употребляются только с определенными предлогами.

    Давайте вспомним, Д. п. – к, по; П. п. – о; Р. п. – без; Т. п. – между.

    Посмотрите на слова, какой общей темой они объединены? (Вьюга, декабрь, метель, пороша, мороз, снежинка) (зима)

    Запишите существительное в нужной падежной форме. Выделите в существительных окончания, укажите падеж.

    Чтобы правильно написать безударное падежное окончание, что надо сделать?

    А как еще можно проверить безударное окончание? (ударным окончанием существительного того же типа склонения).

    (ученики заполняют каждый свою таблицу)

    идти по мороз

    смотреть на снежинка

    наступит за декабрь

    спрятался от метель

    выпала пороша

    рассказал о вьюга

    Значение всех слов вам понятно?

    Давайте воспользуемся толковым словарем и посмотрим, что обозначает это слово. (один из учеников слово пороша смотрит в толковом словаре)

    Что вы заметили? Все ли существительные употребили с предлогом. Вывод. (существительные в И. п. употребляются без предлогов)

    Молодцы.

    V. Физминутка. (для глаз)

    (в классе развешены снежинки, учитель показывает на них лазерной указкой, дети следят глазками; звучит музыка)

    VI. Актуализация знаний.

    Отгадайте загадки.

    Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубке серенькой зимой,

    И в рыжей шубке - летом (белка)

    Что за зверь лесной

    Встал, как столбик, под сосной

    И стоит среди травы –

    Уши больше головы? (заяц)

    Просыпается весной

    А зимой под снежный вой

    Спит в избушке снеговой. (медведь)

    Недотрога, весь в иголках,

    Я живу в норе под елкой.

    Хоть открыты настежь двери,

    Но ко мне не входят звери. (ежик)

    А вы знаете, ребята, как проводят зиму эти животные?

    Послушайте, вам прочитаю об этих животных, а вы мне поможете. (учитель читает о животных, не называя их; ученики досказывает вслух название животного)

    Послушайте задание, которое вам надо будет выполнить.

    Определите падеж и выделите окончания выделенных слов.

    Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?

    Молодцы.

    Сначала я буду читать о …? (учитель показывает картинку с изображением животного). Слово медведь я называть не буду, вы должны сами его назвать и поставить в нужный падеж. Определить склонение и вставить нужное окончание. (в процессе чтения на доску вывешиваются картинки с изображением животных).

    Медведь зимой забирается в свою берлогу и впадает там в спячку. Под кожей у медвед… – жир, он защищает медвед… от зимней стужи. О медвед… сложено много сказок.

    Зимой ежик спит в своей норке. Норка у ежик… в дупле поваленного дерева или в земле. Много интересного из книг можно узнать о ежик … .

    Не страшна белк… холодная зима. Осенью переменила она рыженькое пальто на шубку. Наготовила белк… запасов на зиму. Насушила грибов, натаскала в дупло орехи и желуди. Потом белк… утепляет свой домик. Устраивает в дупле мягкую перинку из мха и сухих листьев. Зимой белк… свернется там клубочком и хвостом прикроется. Хвост греет белк… как одеяло.

    К зиме заяц в новой шубке. Летняя шерсть у зайц … вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно заметить зайц… зимой на снегу. Нет у него норы, нет запасов. Почки и кора деревьев кормят зайц… всю зиму. Страшны зайц… не мороз, а охотники, волки, лисы и совы. Спасает зайц… светлая шубка да быстрые ноги. (Работа делается на листочках индивидуально, про зайца дети записывают в свою тетрадь самостоятельно; звучит музыка).

    Проверка.

    Для каждого из этих животных, лес – родной дом. И приходя в лес, мы не должны нарушать покой зверей и птиц. Потому, что мы там гости.

    VII. Физминутка.

    Игра в «снежки».

    (учитель кидает помпон, ученик определяет род существительного, которое называет учитель; «снежок» дети могут кидать друг другу и сами называть любые слова)

    (Дерево, дорога, лес, прорубь, чаща, село, птица, зверь, верхушка, волк, кормушка, пальто, опушка, cирень).

    VIII. Работа с учебником.

    Упр. № 000.

    137. Составь и запиши предложение с однородными членами.

    На снегу были видны следы (- а; 1-е; ед. ч.) … , (н. о.; 2- е; ед. ч.) … , и (н. о; 3-е; ед. ч.) … .

    Слова для справок: рысь, куропатка, тетерев.

    Укажите падеж и склонение существительных. Выделите в них окончания.

    Обратите внимание, вам надо слова для справок записать именно в том порядке, в котором предлагают авторы учебника. Проверка.

    Давайте вспомним алгоритм написания безударного падежного окончания имени существительного.

    IX. Закрепление знаний.

    Игра «Альпинист».

    Ребята, а вы знаете, кто такие альпинисты ?

    Сейчас вы будете альпинистами вы должны покорить свою вершину знаний. - Послушайте задание. Вам надо правильно дописать окончание.

    Что вы должны сделать, чтобы не ошибиться в выборе окончания?

    А теперь давайте заполним таблицу.

    (на доске таблица с пустыми столбиками, дети по очереди заполняют ее, записывая, верное окончание)

    Р. п и - ы а - я и

    Д. п. е у - ю и

    П. п. е е и

    Мы с вами вспомнили падежные окончания, вы без ошибок заполнили таблицу и теперь, не боясь, никаких трудностей будем покорять вершину.

    Без шишк…, на ел…, на дерев …, в проруб …, о медвед …,

    без метел…, о зайц …, около дорог …, в чащ …, на ветк …, о снежинк …, о вьюг …, по тропинк …, на мороз …, к птиц …, у кормушк …, с ветк …, о сосульк …, от верхушк …, о волк …, без рыс …, о зимушк …, без ветк …, у белк …о лес …, около опушк ….

    (все слова записаны на карточках и прикреплены на изображение снежной вершины, дети выходят к доске и записывают окончание; слова можно брать не все)

    Молодцы, вы справились с этим заданием. Вот этот флажок мы прикрепим к нашей вершине, вы покорили ее. Давайте похлопаем сами себе.

    Молодцы.

    Вы стоите на самой вершине. Под вами огромная, прекрасная наша Земля. Как она красива! Сколько лесов, полей, рек, озер, морей! А сколько зверей и птиц живет на этой земле. Мы должны беречь и охранять природу нашей Земли.

    Белке, лисице, рыси, кунице лес – дом родной.

    Птице и зверю хочется верить в мир и покой. (Ф. Лисичкина)

    X. Рефлексия.

    Вот и подошел к концу наш урок? Вам было интересно сегодня на уроке?

    Над чем мы сегодня работали на уроке? Что нового для себя вы открыли?

    Смог ли мы решить проблему урока? Какое настроение у вас в конце урока? Оцени свое активное участие в уроке. (у каждого ученика три кружка разного цвета, ребенок сам оценивает свою работу0.

    XI. Итог урока.

    Оценка работы.

    Домашнее задание.

    Спасибо всем за урок.

    Задание.

    (Задание для домашней работы напечатано на листке. Ребенок выполняет его, записывая в тетрадь)

    Раскрой скобки, запиши существительные в нужном падеже. Определи склонение и падеж. Запиши 2 – 3 предложения, о том, что для тебя значит охранять природу.

    (Рыба) нужна чистая вода, (птица) необходим воздух, а (зверь) – лес, степь, горы.

    Охранять природу (страна) – это значит охранять (Родина), которая нужна каждому (человек).

    2. Юрьева Н. А.,«350 развивающих упражнений по русскому языку», Минск, Издательство «Юнипресс», 2005 г.

    3. Карягина Н. Н., Перепелицина Е. Н.«Развитие орфографической грамотности младших школьников», Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 г.

    4. Форощук А. А. , Форощук Н. Е. « Русский язык. Учебное пособие для начальных классов», Донецк, Издательство «Сталкер», 2007 г. г.

    5. Касаткина Н. А., «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка (стихи, загадки, кроссворды, шарады)», Волгоград, Издательство «Учитель», 2003 г.

    6. Лазарева Л. А. www. pdps. lv

    Проверить правописание безударных гласных в падежных окончаниях достаточно просто – нужно лишь задать правильный вопрос. В статье приведены примеры окончаний, а также рассмотрены случаи написания мягкого знака в падежных окончаниях.

    Особенности безударных окончаний прилагательных

    В русском языке правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных аналогично правописанию ударных. Исключением являются только окончания в совпадающих формах И. п. и В. п. мужского рода единственного числа – в ударной позиции в прилагательных пишется гласная -о- (большой, голубой) , в безударной – -ы- (-и-) (сильный, крепкий) .

    Как проверить безударное падежное окончание имени прилагательного?

    Правильное написание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных можно проверить с помощью вопроса – Какой? и производных от него. Падежные окончания прилагательных в косвенных падежах (кроме В. п., ед. ч., муж. рода) совпадают с окончаниями поставленного вопроса. После основы на твердый согласный пишутся гласные -о-, -ы- , после основы на мягки или шипящий – -е-, -и- .

    Примеры: посеять (какие?) белые астры, смотреть на (какое?) звездное небо, попрощаться со (каким?) старым другом .

    В притяжательных прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ье (рысий, рысья, рысье, рысьи) в косвенных падежах (кроме формы В. п., ед. ч., муж. рода) перед окончанием пишется мягкий знак (лисьего меха, волчьих стай) . Мягкий знак перед окончанием пишется также в названиях месяцев (июньский, октябрьский, декабрьский, но январский) .

    ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой