«Читаем детям о Сталинградской битве»: громкие чтения с элементами игры. Сталинградская битва Информация о сталинградской битве для детей

Переломным моментом в ходе Второй мировой войны стала великая Краткое содержание событий не способно передать особый дух сплоченности и героизма советских воинов, участвовавших в сражении.

Почему Сталинград был так важен для Гитлера? Историки выделяют несколько причин того, что фюрер во что бы то ни стало хотел овладеть Сталинградом и не давал приказа отступить даже тогда, когда поражение было очевидным.

Крупный промышленный город на берегу самой длинной в Европе реки - Волги. Транспортный узел важных речных и сухопутных маршрутов, объединявших центр страны с южными регионами. Гитлер, захватив Сталинград, не только перерезал бы важную транспортную артерию СССР и создал серьезные трудности со снабжением Красной Армии, но и надежно прикрыл бы наступающую на Кавказ немецкую армию.

Многие исследователи считают, что присутствие в названии города имени Сталина делало его захват важным для Гитлера с идеологической и пропагандистской точки зрения.

Есть точка зрения, согласно которой существовала секретная договоренность Германии с Турцией о вступлении ее в ряды союзников сразу же после того, как будет заблокирован проход для советских войск по Волге.

Сталинградская битва. Краткое содержание событий

  • Временные рамки сражения: 17.07.42 - 02.02.43 года.
  • Принимали участие: со стороны Германии - усиленная 6-я армия фельдмаршала Паулюса и войска союзников. Со стороны СССР - Сталинградский фронт, созданный 12.07.42 года, под командованием сначала маршала Тимошенко, с 23.07.42 - генерала-лейтенанта Гордова, а с 09.08.42 - генерала-полковника Еременко.
  • Периоды битвы: оборонительный - с 17.07 по 18.11.42, наступательный - с 19.11.42 по 02.02.43 года.

В свою очередь, оборонительный этап делится на сражения на дальних подходах к городу в излучине Дона с 17.07 по 10.08.42, сражения на дальних подступах в междуречье Волги и Дона с 11.08 по 12.09.42, бои в пригороде и самом городе с 13.09 по 18.11.42 года.

Потери с обеих сторон были колоссальные. Красная Армия потеряла почти 1 миллион 130 тысяч бойцов, 12 тысяч орудий, 2 тысячи самолетов.

Германия и страны-союзники потеряли почти 1,5 миллиона солдат.

Оборонительный этап

  • 17 июля - первое серьезное столкновение наших войск с силами противника на берегах
  • 23 августа - танки противника вплотную подошли к городу. Немецкая авиация стала регулярно бомбить Сталинград.
  • 13 сентября - штурм города. На весь мир прогремела слава рабочих сталинградских фабрик и заводов, которые под огнем ремонтировали поврежденную технику и оружие.
  • 14 октября - немцы развернули наступательную военную операцию у берегов Волги с целью захвата советских плацдармов.
  • 19 ноября - наши войска перешли в контрнаступление согласно плану операции "Уран".

Всю вторую половину лета 1942 года шла жаркая Краткое содержание и хронология событий обороны свидетельствуют о том, что наши солдаты при нехватке оружия и значительном перевесе в живой силе со стороны противника совершили невозможное. Они не только отстояли Сталинград, но и перешли в контрнаступление в сложных условиях истощения, нехватки обмундирования и суровой русской зимы.

Наступление и победа

В рамках операции "Уран" советским солдатам удалось окружить врага. Вплоть до 23 ноября наши воины укрепляли блокаду вокруг немцев.

  • 12 декабря - враг предпринял отчаянную попытку вырваться из окружения. Однако попытка прорыва оказалась неудачной. Советские войска начали сжимать кольцо.
  • 17 декабря - Красная Армия отвоевала немецкие позиции на реке Чир (правом притоке Дона).
  • 24 декабря - наши продвинулись на 200 км в оперативную глубину.
  • 31 декабря - советские солдаты продвинулись еще на 150 км. Линия фронта стабилизировалась на рубеже Тормосин-Жуковская-Комиссаровский.
  • 10 января - наступление наших в соответствии с планом "Кольцо".
  • 26 января - 6-я армия немцев разбита на 2 группировки.
  • 31 января - уничтожена южная часть бывшей 6-ой немецкой армии.
  • 02 февраля - ликвидирована северная группировка фашистских войск. Наши солдаты, герои Сталинградской битвы, победили. Враг капитулировал. В плен был взят фельдмаршал Паулюс, 24 генерала, 2500 офицеров и почти 100 тысяч истощенных немецких солдат.

Огромные разрушения принесла Сталинградская битва. Фото военных корреспондентов запечатлели руины города.

Все воины, принимавшие участие в знаменательной битве, проявили себя мужественными и отважными сынами Родины.

Снайпер Зайцев Василий, прицельными выстрелами уничтожил 225 противников.

Николай Паникаха - бросился под вражеский танк с бутылкой горючей смеси. Спит вечным сном на Мамаевом кургане.

Николай Сердюков - закрыл собой амбразуру вражеского дота, заставив замолчать огневую точку.

Матвей Путилов, Василий Титаев - связисты, которые наладили связь, зажав зубами концы провода.

Гуля Королева - медсестра, вынесла с поля боя под Сталинградом десятки тяжело раненых бойцов. Участвовала в атаке на высоту. Смертельная рана не остановила отважную девушку. Она продолжала стрелять до последней минуты жизни.

Имена многих и многих героев - пехотинцев, артиллеристов, танкистов и летчиков - дала миру Сталинградская битва. Краткое содержание хода боевых действий не способно увековечить все подвиги. Целые тома книг написаны об этих отважных людях, отдавших жизнь за свободу будущих поколений. Их именами названы улицы, школы, заводы. Герои Сталинградской битвы никогда не должны быть забыты.

Значение битвы под Сталинградом

Битва имела не только грандиозные масштабы, но и крайне весомое политическое значение. Продолжалась кровопролитная война. Сталинградская битва стала ее главным переломным моментом. Без преувеличения можно сказать, что именно после победы под Сталинградом человечество обрело надежду на победу над фашизмом.

В Сталинград война ворвалась внезапно. 23 августа 1942 года. Еще накануне жители слышали по радио, что бои идут на Дону, почти за 100 километров от города. Работали все предприятия, магазины, кинотеатры, детские сады, школы готовились к новому учебному году.

Но в тот день, пополудни, все в одночасье рухнуло. 4-я немецкая воздушная армия обрушила свой бомбовый удар по улицам Сталинграда. Сотни самолетов, совершая один заход за другим, планомерно уничтожали жилые кварталы. История войн еще не знала столь массированного разрушительного налета. В городе тогда не было скопления наших войск, так что все усилия противника были направлены на уничтожение именно мирного населения.

Никто не знает – сколько тысяч сталинградцев погибло в те дни в подвалах обрушившихся зданий, задохнулось в земляных убежищах, сгорело заживо в домах. Авторы сборника – члены Региональной общественной организации «Дети военного Сталинграда в городе Москве» пишут о том, какими остались в их памяти те страшные события.

«Из своего подземного убежища мы выбежали наружу, - вспоминает Гурий Хватков, ему было 13 лет. – Наш дом сгорел. Многие дома по обе стороны улицы тоже были охвачены пожаром. Отец и мама схватили нас с сестренкой за руки. Нет слов описать, какой мы испытывали ужас. Вокруг все пылало, трещало, взрывалось, мы бежали по огненному коридору к Волге, которую из-за дыма не было видно, хотя она была совсем близко. Вокруг были слышны крики обезумевших от ужаса людей. На узкой кромке берега скопилось много народа. Раненые лежали на земле вместе с мертвыми. Наверху, на железнодорожных путях взрывались вагоны с боеприпасами. Над нашими головами летели железнодорожные колеса, горящие обломки. По Волге двигались горящие потоки нефти. Казалось, что горит река… Мы бежали вниз по Волге. Вдруг увидели небольшой буксирный пароход. Едва мы поднялись по трапу, как пароход отошел. Оглянувшись, я увидел сплошную стену горящего города».


Сотни немецких самолетов, низко спускаясь над Волгой, расстреливали жителей, пытавшихся переправиться на левый берег. Речники вывозили людей на обычных прогулочных пароходах, катерах, баржах. Фашисты поджигали их с воздуха. Волга стала могилой для тысяч сталинградцев.
В своей книге «Засекреченная трагедия гражданского населения в Сталинградской битве» Т.А. Павлова приводит высказывание офицера абвера, которого взяли в плен в Сталинграде:

«Мы знали, что русских людей надо уничтожать как можно больше, с тем, чтобы предотвратить возможность проявления какого-либо сопротивления после установления нового порядка в России».

Вскоре разрушенные улицы Сталинграда стали полем сражения, и многих жителей, чудом оставшихся в живых во время бомбардировок города, ожидала тяжелая участь. Они были захвачены немецкими оккупантами. Фашисты выгоняли людей из родных мест и бесконечными колоннами гнали по степи в неизвестность. По пути те срывали обгоревшие колосья, пили воду из луж. На всю жизнь, даже у малых детей, остался страх – только бы не отстать от колонны – отставших пристреливали.


В этих жестоких обстоятельствах происходили события, которые впору изучать психологам. Какую стойкость способен проявить ребенок в борьбе за жизнь! Борису Усачеву в ту пору было всего пять с половиной лет, когда они вдвоем с матерью ушли из разрушенного дома. Матери предстояло скоро рожать. И мальчик стал уже осознавать, что он – единственный, кто может помочь ей на этой трудной дороге. Они ночевали под открытым небом, и Борис подтаскивал солому, чтобы маме было легче лежать на подмерзшей земле, собирал колосья и кукурузные початки. Они прошли 200 километров, прежде чем им удалось найти крышу - остаться в холодном сарае в хуторе. Малыш по обледеневшему склону спускался к проруби, чтобы принести воды, собирал дровишки, чтобы обогреть сарай. В этих нечеловеческих условиях на свет появилась девочка…

Оказывается, и малолетний ребенок может мгновенно осознать, что такое опасность, грозящая смертью… Галина Крыжановская, которой не исполнилось тогда и пяти, вспоминает, как она, больная, с высокой температурой, лежала в доме, где хозяйничали фашисты: «Помню, как один молодой немец стал куражиться надо мной, поднося нож к моим ушам, носу, грозя отрезать их, если я буду стонать и кашлять». В эти страшные мгновения, не зная чужого языка, одним инстинктом девочка поняла, какая ей грозит опасность, и что она не должна даже пискнуть, не то чтобы крикнуть: «Мама!»

Галина рассказывает о том, как они выживали, находясь в оккупации. «От голода кожа у нас с сестрой заживо гнила, ноги распухли. По ночам мама выползала из нашего подземного убежища, добиралась до помойной ямы, куда немцы сбрасывали очистки, огрызки, кишки…»
Когда после перенесенных страданий девочку впервые искупали, то увидели в ее волосах седину. Так с пяти лет она с седой прядью и ходила.

Немецкие войска теснили наши дивизии к Волге, захватывая одну за другой улицы Сталинграда. И новые колонны беженцев под охраной оккупантов тянулись на запад. Крепких мужчин и женщин загоняли в вагоны, чтобы вести как рабов в Германию, детей прикладами отгоняли в сторону…

Но в Сталинграде находились и семьи, которые остались в расположении наших сражающихся дивизий и бригад. Передний край проходил через улицы, руины домов. Застигнутые бедой, жители укрывались в подвалах, земляных убежищах, канализационных трубах, оврагах.

Это тоже неизвестная страница войны, которую раскрывают авторы сборника. В первые же дни варварских налетов были разрушены магазины, склады, транспорт, дороги, водопровод. Прекратилось снабжение населения продовольствием, не было воды. Я, как очевидец тех событий и один из авторов сборника, могу свидетельствовать, что нам за пять с половиной месяцев обороны города гражданскими властями не было выдано ни каких-либо продуктов, ни одного куска хлеба. Впрочем, и выдавать было некому - руководители города и районов сразу эвакуировались за Волгу. Никто не знал, есть ли жители в сражающемся городе и где они находятся.


Как же мы выживали? Только милосердием советского солдата. Его сострадание к голодным и измученным людям спасало нас от голода. Каждый, кто выжил среди обстрелов, взрывов, свиста пуль, помнит вкус мерзлого солдатского хлеба и варево из пшенного брикета.

Жители знали, какой смертельной опасности подвергались бойцы, которые с грузом продовольствия для нас отправлялись, по собственной инициативе, через Волгу. Заняв Мамаев курган и другие высоты города, немцы прицельным огнем топили катера и лодки, и только редкие из них доплывали по ночам до нашего правого берега.

Многие полки, сражаясь в руинах города, оказывались на скудном пайке, но, увидев голодные глаза детей и женщин, бойцы делились с ними последним.

В нашем подвале под деревянным домом укрывались трое женщин и восемь детей. Выходили из подвала за кашей или водой только старшие дети, которым было по 10-12 лет: женщин могли принять за разведчиц. Однажды в овраг, где стояли солдатские кухни, поползла и я.

Пережидала обстрелы в воронках, пока добралась до места. Навстречу мне шли бойцы с ручными пулеметами, коробками с патронами, катили орудия. По запаху я определила – за дверкой блиндажа находится кухня. Я топталась, не решаясь открыть дверь и попросить каши. Передо мной остановился офицер: «Откуда ты, девочка?» Услышав про наш подвал, он повел меня в свою землянку в откосе оврага. Поставил передо мной котелок с гороховым супом. «Зовут меня Павел Михайлович Корженко, - сказал капитан. – У меня сын Борис – твоего же возраста».

Ложка дрожала у меня в руке, пока я ела суп. Павел Михайлович смотрел на меня с такой добротой и состраданием, что душа моя, скованная страхом, обмякла и затрепетала от благодарности. Еще много раз я буду приходить к нему в землянку. Он не только кормил меня, но и говорил о своей семье, читал письма от сына. Случалось, рассказывал о подвигах бойцов дивизии. Мне он казался родным человеком. Когда я уходила, он всегда давал мне с собой брикеты каши для нашего подвала… Его сострадание на всю жизнь станет для меня нравственной опорой.

Тогда по-детски мне казалось, что война не может погубить такого доброго человека. Но после войны я узнала, что Павел Михайлович Корженко погиб на Украине при освобождении города Котовска…

Галина Крыжановская описывает такой случай. В подпол, где укрывалась семья Шапошниковых, – мать и трое детей, прыгнул молодой боец. «Как же вы здесь жили?» – удивился он и сразу снял свой вещевой мешок. Положил на топчан кусок хлеба и брикет каши. И сразу выскочил наружу. Мать семейства бросилась за ним, чтобы сказать ему спасибо. И тут на ее глазах бойца насмерть сразила пуля. «Если бы не задержался, не стал бы с нами делиться хлебом, может быть, успел бы проскочить опасное место», - сокрушалась она потом.

Поколению детей военной поры было присуще раннее осознание своего гражданского долга, стремление сделать, что было в их силах, чтобы «помочь сражающейся Родине», как ни высокопарно сегодня это звучит. Но такими были юные сталинградцы.

После оккупации, оказавшись в глухом селе, одиннадцатилетняя Лариса Полякова вместе с матерью пошла работать в госпиталь. Взяв медицинскую сумку, в мороз и пургу каждый день Лариса отправлялась в неблизкий путь, чтобы принести в госпиталь медикаменты и перевязочные средства. Пережив страх бомбежек и голод, девочка нашла в себе силы ухаживать за двумя тяжелоранеными бойцами.

Анатолию Столповскому было всего 10 лет. Он часто отлучался из подземного убежища, чтобы добыть еду для матери и младших детей. Но мать не знала, что Толик постоянно под огнем ползает в соседний подвал, где расположился артиллерийский командный пункт. Офицеры, заметив огневые точки врага, по телефону передавали команды на левый берег Волги, где находились артиллерийские батареи. Однажды, когда фашисты предприняли очередную атаку, взрывом разорвало телефонные провода. На глазах Толика погибли двое связистов, которые один за другим пытались восстановить связь. Фашисты были уже в десятках метров от КП, когда Толик, надев маскхалат, пополз искать место обрыва. Вскоре офицер уже передавал команды артиллеристам. Вражеская атака была отбита. Еще не раз в решающие моменты боя мальчишка под обстрелом соединял нарушенную связь. Толик со своими родными был в нашем подвале, и я была свидетелем того, как капитан, передав матери буханки хлеба и консервы, благодарил ее за воспитание такого отважного сына.

Анатолия Столповского наградили медалью «За оборону Сталинграда». С медалью на груди он пришел учиться в свой 4-й класс.


В подвалах, земляных норах, подземных трубах – всюду, где прятались жители Сталинграда, несмотря на бомбежки и обстрелы, теплилась надежда – дожить до победы. Об этом, вопреки жестоким обстоятельствам, мечтали и те, кто был угнан немцами из родного города за сотни километров. Ираида Модина, которой было 11 лет, рассказывает о том, как они встречали бойцов Красной Армии. В дни Сталинградской битвы их семью – мать и троих детей фашисты загнали в барак концлагеря. Чудом они выбрались из него и на другой день увидели, что немцы сожгли барак вместе с людьми. От болезней и голода умерла мать. «Мы были полностью истощены и напоминали ходячие скелеты, - написала Ираида Модина. – На головах – гнойные нарывы. Мы с трудом двигались… Однажды наша старшая сестра Мария за окном увидела всадника, на шапке которого была пятиконечная красная звезда. Она распахнула дверь и упала в ноги вошедшим бойцам. Я помню, как она в рубашке, обхватив колени одного из бойцов, сотрясаясь от рыданий, повторяла: «Спасители наши пришли. Родные мои!» Бойцы кормили нас и гладили наши обстриженные головы. Они казались нам самыми близкими людьми на свете».


Победа в Сталинграде стала событием планетарного масштаба. В город приходили тысячи приветственных телеграмм и писем, шли вагоны с продовольствием и строительными материалами. Именем Сталинграда назывались площади и улицы. Но никто в мире не радовался победе так, как бойцы-сталинградцы и жители выстоявшего в сражениях города. Однако в печати тех лет не сообщалось, насколько тяжелой оставалась жизнь в разрушенном Сталинграде. Выбравшись из своих убогих убежищ, жители еще долго ходили по узким тропкам среди бесконечных минных полей, на месте их домов стояли обгорелые печные трубы, воду носили с Волги, где еще оставался трупный запах, пищу готовили на кострах.


Весь город был полем сражения. И когда стал сходить снег, на улицах, в воронках, заводских корпусах, повсюду, где шли бои, обнаруживались трупы наших и немецких солдат. Надо было предать их земле.

«Мы вернулись в Сталинград, и мама пошла работать на предприятие, которое находилось у подножия Мамаева кургана, - вспоминает Людмила Бутенко, которой было 6 лет. – С первых дней всем рабочим, в основном это были женщины, надо было собирать и хоронить трупы наших солдат, погибших при штурме Мамаева кургана. Надо только представить, что испытывали женщины, одни ставшие вдовами, а другие, каждый день ожидавшие весточек с фронта, тревожась и молясь за своих близких. Перед ними были тела чьих-то мужей, братьев, сыновей. Мама приходила домой усталая, подавленная».

Трудно такое представить в наше прагматичное время, но всего через два месяца после окончания боев в Сталинграде появились бригады добровольцев-строителей.

Начиналось это так. Работница детского сада Александра Черкасова предложила своими силами восстановить небольшое здание, чтобы поскорее принять детишек. Женщины взялись за пилы и молотки, сами штукатурили, красили. Именем Черкасовой стали называть добровольные бригады, которые безвозмездно поднимали разрушенный город. Черкасовские бригады создавались в разбитых цехах, среди руин жилых домов, клубов, школ. После своей основной смены жители еще два-три часа работали, расчищая дороги, вручную разбирая развалины. Даже дети собирали кирпичи для своих будущих школ.

«В одну из таких бригад вступила и моя мама, - вспоминает Людмила Бутенко. – Жители, еще не оправившиеся от перенесенных страданий, хотели помочь восстановлению города. Они шли на работу в отрепье, почти все босиком. И удивительно – можно было услышать, как они пели. Разве можно забыть такое?»

Есть в городе здание, которое называют Домом Павлова. Находясь почти в окружении, бойцы под командованием сержанта Павлова 58 дней защищали этот рубеж. На доме осталась надпись: «Мы отстоим тебя, родной Сталинград!» Черкасовцы, пришедшие восстанавливать это здание, добавили одну букву, и на стене было начертано: «Мы отстроим тебя, родной Сталинград!»

По прошествии времени этот бескорыстный труд черкасовских бригад, в которые входили тысячи добровольцев, представляется поистине духовным подвигом. И первыми зданиями, которые сооружались в Сталинграде, были детские сады и школы. Город заботился о своем будущем.

Подвиги детей военного Сталинграда.

Как и взрослым, детям пришлось пережить и голод, и холод, и гибель родных и все это в таком малом возрасте. А они не только держались, но и делали все, что было в их силах, ради выживания, ради победы. Вот как об этом вспоминают они сами.

«…Фронт еще был относительно далеко от Сталинграда, а город уже опоясывался укреплениями. Знойным, душным летом тысячи женщин и подростков копали окопы, противотанковые рвы, строили баржи, Принимал в этом участие и я. Или, как тогда говорили, «ходил за окопы».

Одолеть землю, твердую, как камень без кирки и лома было непросто. Особенно мучили солнце и ветер. Жара иссушала и изматывала, а жара не всегда была. Песок, пыль забивали нос, рот, уши. Жили в палатках, спали вповалку, на соломе. Уставали настолько, что засыпали мгновенно, едва коснувшись коленями земли. И неудивительно: ведь работали по 12-14 часов в сутки. Вначале за смену одолевали едва километр, а потом, привыкнув и набравшись опыта, - и целых три. На ладонях образовались кровавые мозоли, которые все время лопались и саднили. В конце концов они затвердели.

Иногда налетали немецкие самолеты и обстреливали нас на бреющем полете из пулеметов. Было очень страшно, женщины как правило плакали, крестились, а иные прощались друг с другом. Мы, мальчишки, хоть и старались показать себя чуть ли не мужчинами, но все равно тоже боялись. После каждого такого полета мы обязательно кого-то недосчитывались…»

Работа в госпиталях.

« Многие из нас, детей Сталинграда, ведут свой отсчет «пребывания» на войне с 23 августа. Я же ее ощутила здесь же, в городе несколько раньше, когда девочек нашего восьмого класса послали оказывать помощь по переоборудованию школы под госпиталь. На все было отведено, как нам говорили, 10-12 дней.

Мы начали с того, что освобождали классы от парт, а на их место ставили койки, заправляли их постельными принадлежностями, Но настоящая работа началась тогда, когда в одну из ночей прибыл состав с ранеными, и мы помогали переносить их из вагонов в здание вокзала. Делать это было совсем не просто. Ведь наши силенки были - не ахти какие. Вот почему каждые носилки мы обслуживали вчетвером. Двое брали за ручки, а еще двое подлезали под носилки и, чуть приподнявшись, двигались вместе с основными. Раненые стонали, иные бредили, а то и сильно ругались. Большинство их было черными от дыма и копоти, оборванные, грязные, в окровавленных бинтах. Глядя на них мы нередко ревели, но дело свое делали. Но и после того, как мы вместе со взрослыми доставили раненых в госпиталь, нас домой не отпустили.

Работы хватало всем: ухаживали за ранеными, перематывали бинты, выносили судна. Но настал день, когда нам сказали: « Девчата, вы сегодня же должны разойтись по домам ». А потом было 23 августа…»

Тушение "зажигалок"

«…Однажды наша группа, среди которой находился и я, услышала нарастающий гул вражеского самолета, а вскоре - и свист падающих бомб. На крышу упало несколько зажигалок, одна из них оказалась вблизи меня, ослепительно брызгая искрами. От неожиданности и волнения на какое-то время забыл, как необходимо действовать. Наотмашь ударил ее лопатой. Она еще сильно вспыхнула, обдавая фонтаном искр, и, подпрыгнув, перелетела через край крыши. Не причинив никому никакого вреда, так и догорела на земле посреди двора.

Были потом на моем счету и другие укрощенные зажигалки, но ту, первую, запомнил особенно. Прожженные ее искрами штаны с гордостью показывал дворовым мальчишкам…»

Труд на производстве.

« … Война застала меня в ремесленном училище. Учебный процесс наш резко изменился. Вместо положенных двух лет обучения уже через десять месяцев я оказался на тракторном заводе. О сокращенном обучении мы не жалели. Наоборот, стремились поскорее попасть в цех, чтобы лозунг «Все - для фронта! Все - для победы!» могли осуществлять не только другие, но и мы, подростки.


Время было суровое, и скидок на возраст нам практически не было. Работали по 12 часов. С непривычки быстро уставали. Особенно было тяжело, если попадали в ночную смену. Работал я тогда фрезеровщиком и очень этим гордился. Но были среди нас и такие(особенно среди мальчишек – токарей), которые, чтобы стоять за станком, подставляли под ноги ящики.

Спасение людей на катере.

« …Наша семья в то время была «на плаву». Дело в том, что папа работал механиком на небольшом катере «Леваневский». Накануне начала бомбежки города начальство направило судно в Саратов за военным обмундированием и одновременно разрешило капитану и моему папе взять свои семьи, чтобы там и оставить. Но едва мы отплыли, как началась такая бомбежка, что пришлось возвратиться назад. Потом задание отменили, мы же так и остались жить на катере.

Но это была совсем иная, нежели раньше, жизнь – военная. Мы грузили боеприпасы и продовольствие и доставляли его в центр. После этого забирали на борт раненых бойцов, женщин, стариков, детей и переправляли на левый берег. На обратном пути наступала очередь действовать « гражданской» половины команды катера, то есть жене капитана с сынишкой и нам с мамой. Двигаясь по покачивающейся палубе от раненого к раненому, мы поправляли им повязки, давали пить, успокаивали бойцов с тяжелыми ранениями, прося их немного потерпеть, пока мы не достигнем противоположного берега.

Все это приходилось делать под огнем. Немецкие самолеты сбили нам мачту, много раз пропарывали нас пулеметными очередями. Нередко от этих смертельных стежек гибли взятые на борт люди. Во время одной такой ходки были ранены капитан и папа, но на берегу им оказали срочную помощь, и мы вновь продолжали наши опасные рейсы.

Вот так нежданно – негаданно оказалась я в числе защитников Сталинграда. Правда, немного мне лично удалось сделать, но если впоследствии выжил хотя бы один боец, которому я чем-то помогла, то я – счастлива».

Участие в боевых действиях.


Когда началась бомбежка, у Жени Моторина - коренного сталинградца, погибли мать и сестра. Так четырнадцатилетний подросток был вынужден какое-то время находиться вместе с бойцами на передовой. Они пытались эвакуировать его через Волгу, но из-за постоянных бомбежек и обстрелов это не удавалось. Настоящий кошмар Женя испытал, когда во время очередной бомбежки, шедший с ним рядом боец закрыл мальчика своим телом. В итоге солдата буквально изорвало осколками, но Моторин остался жив. Пораженный подросток долго бежал от того места. А остановившись в каком-то полуразрушенном доме, понял, что стоит на месте недавнего боя, окруженный трупами сталинградских защитников. Неподалеку лежал автомат, схватив который Женя услышал винтовочные выстрелы и длительные автоматные очереди.

В доме напротив шел бой. Через минуту, по спинам заходивших в тыл нашим солдатам немцев, ударила продолжительная автоматная очередь. Спасший воинов Женя, стал с тех пор сыном полка.

Солдаты и офицеры позднее называли парня «сталинградским Гаврошем ». А на гимнастерке юного защитника появлялись медали: «За отвагу», «За боевые заслуги».

Разведка,Бесчаснова (Радыно) Людмила Владимировна.

« …Меня направили в детприемник на Клинскую улицу. Многих малышей брали в семьи, а мы ждали отправки в детские дома.

Положения на фронте было тяжелым. Враг подошел к Дону, и до Сталинграда оставались десятки километров. Взрослым пройти рубеж от Дона до станиц было сложно, так как выжженные поля очень хорошо просматривались, и всех взрослых задерживали. Командование попробовало послать ребят в разведку. В детприемнике отобрали шестерых ребят.

Шесть дней нас готовили для разведки. По альбомам знакомились с техникой врага, обмундированием, знаками различия, условными обозначениями на машинах, как быстро сосчитать количество солдат в колонне (по 4 человека в ряд – рядов – взвод, 4 взвода – рота и т.п.). Еще большая ценность, если бы удалось случайно посмотреть в солдатской или офицерской книжке цифры на 1 и 2 страницах, и все это держать в памяти, ничего нигде не записывая. Даже кухня могла рассказать о многом, так как количество полевых кухонь, обслуживающих определенный участок, говорило о приблизительном количестве солдат, находящихся на данном участке. Мне все это очень пригодилось, так как сведения были более полными и точными.

Конечно, немцы не спешили показывать свои документы. Но иногда удавалось расположить немцев к себе и попросить показать фотографии фрау и киндер, а это слабость всех фронтовиков. Фотографии хранились в карманах френчей, где рядом лежали и книжки. Конечно, не все разрешали даже открыть книжку, но иногда все же удавалось. При переходе линии фронта не всегда было очень гладко. И ловили, нас и допрашивали.

Мое первое задание было за Дон в районе Кумовки. Фронтовая разведка подыскала участок высадки, и нас, с Е. К. Алексеевой (по легенде моя мать) на лодке переправили на берег, занятый врагом. Мы ни разу не видели живых немцев, и нам было не по себе. Было раннее утро. Солнце только всходило. Мы немного свернули, чтобы не было заметно, что идем от берега Дона. И вдруг, неожиданно оказались рядом с дорогой, на которой стояла колонна мотоциклистов. Мы крепко сжали друг другу руки и, делая беспечный вид, прошли сквозь ряды, вернее между мотоциклистами. Немцы не обратили на нас никакого внимания, а мы, со страху, не могли произнести ни одного слова. И только пройдя значительное расстояние, облегченно вздохнули и рассмеялись. Крещение было пройдено и стало почти не страшно. Впереди показались патрули, нас обыскали и, отобрав сало, строго-настрого запретили ходить здесь. Обращались с нами грубо, и мы поняли, что должны всегда быть начеку и возвращаться обратно другим путем. Мы должны были вернуться через день – два к месту высадки и тихо произнести «черный ворон». Кто был на тихой реке ночью, тот знает, как далеко разносится даже легкий всплеск…

…В станицах солдат не было, а были созданные из казаков патрули, и в одном из домов жил староста. Пить из своих колодцев нам не разрешали. Хлеб пекли во дворе на капустных листьях, но с посторонними не делились. Дома стояли добротные и не разрушенные. Сведения, которые нам удалось собрать, давали возможность возвратиться в срок и доложить обстановку на этом участке. Небольшая заминка произошла на пути следования, которая изменил мою дальнейшую судьбу: мы возвращались домой, и вдруг начался обстрел. Мы забежали в землянку, где были старики и дети. Все молились. Гляди на Елену Константиновну, я тоже стала молиться, но делала это впервые и, по-видимому, неправильно. Тогда старик наклонился ко мне и тихо сказал, чтобы я не молилась, и что это не моя мама. Мы возвратились и рассказали все об увиденном и услышанном. Больше меня ни с кем не посылали и изменили легенду. Она была почти правдоподобна. Я, мол, потеряла маму, ищу ее и ухожу подальше от бомбежки. Я приехала из Ленинграда. Это зачастую помогало достать пищу и пройти охраняемые участки. Еще шесть раз ходила на задание».

Русанова Галина Михайловна.

«… Вскоре после приезда в Сталинград умерла от тифа мать, а я попала в детский дом. Те, кто пережил войну в детстве, помнят, как безошибочно по звуку, по силуэту научились мы разделять системы артиллерийских орудий, танков, самолетов, воинские знаки различия гитлеровской армии. Все это помогло и мне, когда я стала разведчицей.

В разведку я ходила не одна, была у меня напарница, двенадцати летняя ленинградка Люся Радыно.

Не раз нас задерживали гитлеровцы. Допрашивали. И фашисты, и предатели, бывшие на службе у врагов. Вопросы задавали «с подходом », без нажима, чтобы не напугать, однако, мы уверенно старались держаться своей «легенды»: «Мы из Ленинграда, потеряли родных».

Держаться «легенды» было легко, потому, что не было в ней вымысла. И слово «Ленинграда» произносили мы с особой гордостью.

Навсегда запомнила июльскую ночь 1942 года. Меня с моим напарником Ваней направили с левого лесистого берега Дона и оставили одних на территории, занятой врагом.

И встретились. На дороге нас нагнали два немецких солдата на велосипедах. Остановили. Обыскали. Не найдя ничего кроме хлеба, отпустили.

Так состоялось мое первое боевое крещение. То, первое задание, разведотдела 62-й армии, принимавшей участие в боях за Сталинград, не принесло видимого успеха: во время 25-километрового рейда в тыл врага ни немецкая техника, ни войска – и все равно, оно было самым трудным, потому, что первым.

Последнее мое задание было в октябре 1942 года, когда шли ожесточенные бои за Сталинград.

Севернее тракторного завода я должна была пройти полосу земли, занятой немцами. Два дня бесконечных попыток не принесли желаемого успеха: каждый сантиметр той земли был пристрелен точно. Лишь на третий день удалось попасть на тропинку, которая привела к немецким окопам.

На подходе меня окликнули, оказалось, я вышла на минное поле. Немец провел меня через поле и сдал начальству. Неделю держали меня за прислугу, едва кормили и допрашивали. Затем лагерь военнопленных. Потом - перевод в другой лагерь, из которого (вот счастливая судьба) отпустили».

Вержичинский Юрий Николаевич.

« … На спуске со стороны Рабоче-Крестьянской стоял подбитый наш танк. Я приготовился переползти к нему, и вот у самого танка я попал к нашим разведчикам. Они расспросили, что я видел на своем пути. Я сказал им, что только что прошла немецкая разведка, она пошла под Астраханский мост. Меня они взяли с собой. Так я попал в 130 зенитно-минометный дивизион.

… решили с первой оказией отправить за Волгу. Но я «прижился» сначала у минометчиков, а потом и у разведчиков, так как хорошо знал этот район.

… В дивизионе мне, как местному приходилось несколько раз переходить одному через линию фронта. Получаю задание: под видом беженца пройти от Казанской церкви через Дар-Гору, станции Садовая. Если удастся, пройти до Лапшина сада. Не записывать, не зарисовывать, только запоминать. Многие местные жители уходили из города через Дар-гору, станцию Воропоново и дальше.

В районе Дар-горы, недалеко от 14 школы я был задержан немецкими танкистами по подозрению, что я еврей. Следует сказать, что по отцовской линии моя родня – поляки. Я отличался от белобрысых местных мальчишек, тем, что был черноволос, как смола. Танкисты передали меня эсесовцам-украинцам то ли из Галичины, то ли из Верховины. А те, не мудрствуя, решили просто повесить. Но тут же я сорвался. Дело в том, что у немецких танков пушки очень короткие, и веревка соскользнула.

Только начали второй раз вешать, и …тут начался минометный обстрел нашим дивизионом. Это страшное зрелище. Не дай Бог, снова попасть под такой обстрел. Моих палачей, словно ветром сдуло, а я, как был с веревкой на шее, так и бросился бежать, не глядя на разрывы.

Отбежав порядочно, я бросился под настил пола разрушенного дома и набросил на голову пальто. Дело было в конце октября, то ли в начале ноября, и я был в зимнем пальто. Когда я встал после обстрела, то пальто было похоже на «царскую мантию»,- из синего пальто всюду торчала вата».

Пока в Москве готовятся к премьере «Сталинграда» с новейшим компьютерными спецэффектами, в Волгоградском Первом Драматическом Театре прошла премьера иного рода - Театр поставил по воспоминаниям детей, переживших Сталинградскую битву, спектакль «Украденное солнце». Изначально пьесы не было, были записанные на бумаге и диктофоне воспоминания тех, кто детьми оказался в огне Сталинграда. Артисты читали и слушали эти воспоминания, выбирали фрагменты и складывали из них хронику Сталинградской битвы детскими глазами.

Сегодня мы решили опубликовать несколько фрагментов из этого спектакля - для того, чтобы и вы смогли увидеть реальный Сталинград. Царицын (с 1925 года - Сталинград) был в начале прошлого века довольно небольшим городом. На берегу реки Волги В Сталинграде к 20-летию октябрьской революции успели перестроить центр города и построить более 50 предприятий, в том числе и общесоюзного значения: Тракторный завод, Метизный завод, судоверфь.
"Школы отдавали под госпитали. Мы освобождали классы от парт, а на их место ставили койки, заправляли их постельными принадлежностями. Но настоящая работа началась тогда, когда а одну из ночей прибыл состав с ранеными, и мы помогали переносить их из вагонов в здание. Делать это было совсем непросто. Ведь наши силенки были — не ахти какие. Вот почему каждые носилки мы обслуживали вчетвером. Двое брались за ручки, а еще двое подлезали под носилки и, чуть приподнявшись, двигались вместе с основными".

"23 августа, воскресенье. Утро этого дня было прохладное, но солнечное. На небе ни облачка. Все горожане занимались своими обычными делами: шли на работу, стояли в магазинах за хлебом. Но вдруг радио объявило о начале воздушной тревоги, завыли сирены. Но было как-то тихо, спокойно.
Понемногу, не смотря на то, что тревогу не отменили, жители покинули укрытия, блиндажи,подвалы. Мои тети стали развешивать во дворе выстиранное бельё, разговаривать с соседями о последних новостях. И тут мы увидели, как на небольшой высоте, идут бесконечной волной тяжелые немецкие самолёты. Раздался вой падающих бомб, разрывы.
Бабушка и тётя с криком ужаса и отчаяния бросились в дом. До блиндажа не возможно было добежать. Дом весь сотрясался от взрывов. Меня затолкали под тяжелый старинный стол, сделанный еще дедом. Тётя и бабушка прикрывали меня от летящих щепок, прижимали к полу. Они шептали: «Мы пожили, тебе бы, тебе бы пожить! ».Цветные снимки сделаны немецкими фоторепортерами

"Мы жили на поселке Второй километр, рядом с Мамаевым курганом. Когда стало чуть потише, мы вышли наружу и увидели что наших соседей Устиновых, у которых было пять детей, завалило в окопе землей, и только длинные волосы одной из девочек торчали наружу".

"Помните фильм «Волга - Волга»? А колесный пароход, на котором пела Любовь Орлова? Так вот, в роли парохода, в самой веселой довоенной комедии, снимался пароход «Иосиф Сталин». 27 августа пароход Иосиф Сталин» пошел ко дну. На нем из горящего Сталинграда пытались выбраться около тысячи беженцев. Спаслись всего 163 человека."

"Нервы у мамы начали сдавать. Во время очередной страшной бомбежки, она повела нас к железнодорожному вокзалу, прикрепив нам на груди бумажные таблички с нашими именами. Она бежала впереди так быстро, что мы едва за ней поспевали. Недалеко от вокзала увидели, что на нас с неба падает бомба. И время замедлилось, будто для того, чтобы дать нам возможность рассмотреть её смертоносный полет. Она была черная, «пузатая», с оперением. Мама подняла руки к верху и стала кричать: «Деточки! Вот она, наша бомба! Наконец-то, это наша бомба! ».

1 сентября бои уже приближались к окраинам города. А мирные жители пытались укрыться в подвалах разрушенных зданий, окопах, блиндажах, щелях.

14 сентября начался штурм Сталинграда. Ценою больших потерь гитлеровские войска овладели господствующей над Сталинградом высотой - Мамаевым курганом, вокзалом Сталинград-1.

15 сентября вокзал Сталинград 1 четыре раза переходил из рук в руки. Были уничтожены все переправы в черте города.

16 сентября всего лишь одна стрелковая дивизия под прикрытием ночи переправилась через Волгу и выбила противника из центральной части города, освободила вокзал и заняла Мамаев курган, но это ни к чему не привело. Противник бросил в бой семь своих отборных дивизий, более пятисот танков.

"Побежали смотреть немцев. Ребята кричат: «Смотрите, немец!» Я всматриваюсь и никак не могу увидеть «немца». Они видят, а я нет. Я искала большую «коричневую чуму», которую рисовали на плакатах, а по полотну железной дороги ходят люди в зелёной военной форме. В моём понятии враг - фашист должен иметь облик зверя, но не в коем случае не человека. Я ушла, мне было не интересно. Впервые я была глубоко обманута взрослыми и никак не могла понять, почему же «люди» так жестоко бомбили нас, почему эти «люди» так ненавидели нас, что заставляли нас голодать, превратили нас, именно нас, сталинградцев, в каких-то загнанных, напуганных зверушек? "

Мы смотрели на пожар из щели. Треск стоял ужасный. Такой сильный, что мы порой не слышали, как падали бомбы. Я все думала о том, как сегодня утором, когда еще не было пожара и самолеты не прилетели, я зашла в дом, увидела кусок ваты и слепила из него платье для своей куклы. Оно получилось такое воздушное, и моя кукла стала похожа на Снегурочку. Для нового года было ой как далеко, поэтому я сняла платье по частям, снова слепила и повесила в шкаф. Там ничегошеньки не было - одно платье для Снегурочки. Ну и пусть до зимы далеко. Зато мне не нужно было возиться с кукольным нарядом. Открою шкаф, пожалуйста - одевайтесь.

"Единственным местом, где можно было хоть чем-то разжиться, оставался элеватор. Он все время переходил из рук в руки, но это никого не останавливало. Мы пробирались туда тайком. Большей частью оно было горелым, но все-таки это было зерно, а значит - еда. Мать размачивала его, сушила, толкла, делала все, чтобы как-то прокормить нас. Ходить на элеватор стало для меня постоянным делом, но я стремился туда не только за зерном. На моем пути находилась библиотека, вернее то, что от нее осталось. В ее здание попала бомба и все разворотила. Однако многие книги остались целы и валялись повсюду. Набрав, сколько мог зерна, я по дороге отсыпал его в свои тайники, потом шел к библиотеке, садился там и читал. Я прочел тогда много сказок, всего Жюля Верна. Горелое зерно, оттопыривающее мои карманы, спасало меня от голода, а книги, прочитанные на пепелище, лечили мою душу. "

"Недалеко от нас стояла походная кухня. Еду возили на передовую в термосах. Они были большие, зелёного цвета, а внутри белые. Часто повар привозил еду назад и говорил: «Ешьте, детки! Там кормить уже некого…»

На территории города шли ежедневные кровопролитные бои, нередко переходящие в рукопашные схватки. Из семи районов города враг удалось захватить шесть. Кировский район, окруженный с трех сторон, оставался единственным, куда противник так и не смог пробраться.

«Раны мои уже загноились (я получила ранение в голову, с правой стороны лица, в предплечье левой руки и ещё на уровне третьего ребра слева врезался металлический осколок). Сестра обнаружила в подвале немецкую санчасть. Мы потихоньку, чтобы не подстрелили, подкрались туда, постояли в нерешительности. Сестра заплакала, поцеловала меня и спряталась, а я пошла внутрь, с ужасом думая о возможной смерти и одновременно надеясь на помощь. Повезло: меня перевязал немец, вывел из подвала и даже сам заплакал. Наверное, у него тоже были маленькие дети».

«26 сентября группа разведчиков под командованием сержанта Павлова и взвод лейтенанта Заболотного заняли два дома, имеющих важное стратегическое положение на площади 9 января».

«Мы жили на передовой вместе с бойцами. Воду брали из колодца, который находился в овраге, на нейтральной полосе. Маму я берегла, боялась, что если её убьют, то мы с сестренкой пропадем. Поэтому за водой бегала я».

«Я шел по тропинке склона нашего оврага. Вдруг на уровне моей головы со свистом взметнулись несколько фонтанчиков земли. Я остолбенел и инстинктивно глянул - откуда стреляют. Напротив, на крутом откосе оврага, свесив ноги, сидели два молодых немца с автоматами и буквально «ржали». Потом они стали мне что-то орать, продолжая смеяться. Я думаю, они орали, спрашивая меня, «не наложил ли я в штаны? » Им было весело. Я же юркнул в ближайшую пещеру. Эти молодые и здоровые парни могли пристрелить меня как мышонка. »

«Пала от болезни лошадь. Закопали её скрытно, но мы, мальчишки, подглядывали и, когда стало темнеть, разрыли могилу. По землянкам и избам разбежались с большими кусками мяса. Мама приготовила его, сидим мы, вся ребятня, уплетаем необыкновенную вкуснятину, и Мишка довольно говорит: «Мама, когда я вырасту большой, я всегда буду кормить тебя только таким вкусным мясом».

«Немцы ходили с длинными щупами и проверяли, где земля была рыхлая, начинали копать. Войдя в наш двор они сначала нашли чемодан со столовыми принадлежностями, но их он не заинтересовал. Потом нашли зарытый возле сарая большой сундук. Обрадовались. Бабушка начала ругаться, чтобы остановить их, но они не слушали и говорили, что скоро нас отправят в Германию и вещи нам уже будут не нужны. Мой дед в объявлении мелким шрифтом вычитал, что обворовывать мирное население нельзя и за это последует наказание. Он побежал в комендатуру, и через некоторое время к нам вошли офицеры, а за ними радостный дедушка. Они выгнали солдат. Мы уложили вещи в сундук, но перепрятать его не догадались. На следующий день к нам пришли те же солдаты и вырыли сундук. Дедушка пригрозил им комендатурой. На что один из немцев ответил: «Комендатура - выходной». Они унесли сундук.

«5 октября немецкое командование приступило к депортации гражданского населения из Сталинграда. Через ряд пересыльных пунктов в нечеловеческих условиях людей гнали в Белую Калитву».

«Немцы нас всех подняли, стали сортировать, с малыми детьми сажали в машины, и подростков и взрослых повели пешком. У одной женщины было 2-е младенцев. Немцы стали подсаживать женщин в машины. Один немец держал в обеих руках детей, одного ребёнка отдал матери, а другого не успел, и машина тронулась. Ребёнок запищал, а он несколько постоял в раздумье, затем бросил на землю и затоптал ногами».

«Однажды меня от голода спасла крыса. Её я увидела внезапно, она мелькнула, но я разглядела: в зубах она держала кусок хлеба. Я стала ждать, может, ещё пробежит, но посыпались мины и пришлось уйти в укрытие. На второй день я снова пришла сюда. Долго ждала, стало темно, и вдруг увидела её. Она вынырнула из сгоревших сараев. Я стала обследовать сарай. Не давала искать обвалившаяся кровля. Уже хотела бросить эту затею, присела отдохнуть, как в просвете увидела мешок обгоревший и закопченный, но все же в нем были собраны остатки хлеба, куски от стола. Больше недели я жила ими».

«Мама достала где-то немного зерна. Мы сидели около печи, ожидая, когда же испекутся лепешки. Но неожиданно нагрянули немцы. Они, как котят, отшвырнули нас от печи, вынули наши лепешки и, хохоча на наших глазах стали их есть. Почему-то запомнилось мне лицо толстого рыжего немца. Мы же в этот день остались голодными».

«9 ноября установились крепкие морозы. В том году наступила аномально- холодная зима. Берега Волги покрылись ледяной коркой. Это усложнило связь, доставку боеприпасов и продовольствия, отправку раненых. »

«Голодная зима заставила всех нас искать все, что с грехом пополам годилось в пищу. Чтобы избежать смерти ели патоку и клей-декстрин. За ними мы ходили, а вернее, ползали на животе под пулями на тракторный завод. Там, в чугунолитейных цехах, в колодцах мы набирали патоку с керосиновой добавкой. Клей находили там же. Принесенную патоку долго вываривали. Из клея же пекли лепешки. Ходили на развалины бывшего кожзавода и выдирали, вернее, вырубали топором из ям просоленные и мороженные шкуры. Разрубив такую шкуру на куски и опалив в печке, варили, а затем пропускали через мясорубку. Полученную таким образом студенистую массу ели. Именно благодаря этой пищи, нам четверым детям удалось остаться живыми. Но наша одиннадцатимесячная сестрёнка, не воспринимавшая эту пищу, умерла от истощения. »

«23 ноября Юго-Западный и Сталинградский фронты при активной поддержке Донского фронта встретились, и замкнули кольцо окружения гитлеровских войск под Сталинградом».

«Опухший от голода, полураздетый (всю одежду поменяли на продукты, под артиллерийским огнем каждый день ходил я на Волгу за водой. Нужно было раздвинуть трупы, которыми была покрыта поверхность воды у берега. Немцы обстреливали из минометов даже одиночные цели и днем не давали подойти к воде. Берег Волги там обрывистый, высотой метров 12, и наши бойцы сделали лестницу шириной 5 метров из трупов. Засыпали её снегом. Зимой было очень удобно подниматься, но когда снег стаял, трупы разлагались, и стало скользко. После тех дней я перестал бояться мертвых.»

«А у немцев на небе тоже звезды?
- Да.
- А я думал, фашистские знаки…»

«А у фрицев бывают маленькие фрицата?
- Да, бывают.
- А наша Красная Армия, когда дойдёт до Германии, то всех фрицат побьёт?
- Нет, наша Красная Армия воюет не с детьми немецкими, а с фашистами. Скоро рассердятся Германские дети, возьмут Гитлера и расстреляют его. »

Замёрзшие фашисты

Гаяне Арутюнян
Конспект занятия «Сталинградская битва»

«Сталинградская битва »

(подготовительная группа)

Цель : Расширить знания детей об истории города-героя Волгограда-Сталинграда в период Великой Отечественной войны.

Обучающие задачи : стимулировать стремление знакомиться с историей своего родного города.

Развивающие задачи : развивать в детях любознательность, внимание и познавательный интерес.

Воспитательные задачи : воспитывать чувство гордости за героическое прошлое малой родины; вызвать эмоционально-нравственный отклик на события Сталинградской битвы .

Интеграция познавательных областей : «Познание» , «Социализация»

,«Коммуникация» и «Музыка»

Методы и приёмы : художественное слово, загадки, рассматривание слайдов на экране, прослушивание музыкального произведения, подвижные игры.

Материалы и оборудование : Мультимедийный проектор, экран (слайды музея-панорамы Сталинградской битвы , и мемориального комплекса Мамаев Курган, атрибуты для подвижных игр (пилотки, игрушечные автоматы, письма, сумка медсестры, бинты,атрибуты для танцев (пилотки и синие платочки) .

Предварительная работа : Беседа о предстоящем событии, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыки и песен времён Великой Отечественной войны, разучивание танцев.

Формируемые результаты обучения : Психологически настроить детей на занятие , включить в деятельность. Создать условия для восприятия материала (прослушивание песен, просмотр слайдов) .

Этапы занятия :

1. Организационный момент :

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Сегодня наше занятие я вам предлагаю начать с прослушивания песни «Вставай, страна огромная!» (Звучит фонограмма песни «Вставай страна огромная» ).

2. Основная часть :

Воспитатель : дети, сегодня,2 февраля, очень важный день в истории нашей Родины и нашего родного города Волгограда – день победы в

Сталинградской битве . Во время Великой отечественной войны город Волгоград назывался Сталинградом . Вы уже знаете, что фашисты напали на нашу страну и хотели завоевать все наши города, села, всех людей, всю нашу землю. Они собрали огромное войско, тысячи танков и самолетов, и начали бомбить города, убивать людей, сжигать дома. Но мы не сдавались и вся наша страна поднялась на войну с фашистскими захватчиками.

События того времени мы можем увидеть в музее-панораме. (Дети смотрят слайды презентации музея-панорамы «Сталинградской битвы » ).

Воспитатель : Понравился вам музей? Какие чувства у вас вызывает увиденное?

Дети : Да, как - будто мы оказались на поле боя вместе с солдатами.

Воспитатель : Мужчины и совсем молодые парни уходили на фронт, чтобы с оружием в руках защитить нашу Родину, женщин и детей.

17 июля 1942 года захватчики дошли до Сталинграда . Шли ожесточённые бои под Сталинградом . Важные донесения передавались в письмах. Я вам предлагаю побыть солдатами и выполнить ответственное задание.

Воспитатель объясняет правила эстафеты : мальчики делятся на 2 команды, надевают пилотки, берут в руки игрушечный автомат и письма, которые они должны донести до штаба - красного флажка.

Проводится подвижная игра в виде эстафеты «Донеси письмо в штаб» .

Дети принимают участие в эстафете, а после садятся на стулья.

Рассказ воспитателя : но вместе с мужчинами шли на фронт женщины и девушки. Они служили медсестрами и врачами, лечили раненых, а некоторые даже летали на самолетах, бомбили вражеские укрепления. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Перебинтуй раненого» .

Объяснение правил игры : я выбираю медсестёр (двух девочек, которые будут соревноваться друг с другом, кто быстрей перебинтует двоих раненых бойцов (двух мальчиков) .

Проводится игра-эстафета «Перебинтуй раненого» .

Воспитатель : на заводах,где в мирное время делали тракторы, детали машин, детские игрушки стали выпускать танки , военные самолёты и они сразу с завода уходили на фронт. Делали снаряды, гранаты и пулемёты, чтобы победить фашистов.

Воспитатель загадывает детям загадки :

1. Машина эта непростая,

Машина эта - боевая!

Как трактор, только с «хоботком» -

Всем «прикурить» даёт кругом (танк) .

2. Хоть зовут меня ручная,

Но характер колкий.

Будет помнить навсегда,

Враг мои осколки (граната) .

3. Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас (военный лётчик)

4. Из ограды ствол торчит,

Беспощадно он строчит.

Кто догадлив, тот поймет

То, что это (пулемёт) .

Дети разгадывают загадки.

Рассказ воспитателя : в кратких перерывах наши солдаты не унывали и также как и вы любили петь и танцевать. Мы с вами разучили 2 танца под песни военных лет. (Мальчики показывают танец «Пилоты» , а девочки «Синий платочек» ).

Заключительная часть :

Рассказ воспитателя : битва за Сталинград длилась 200 дней и ночей. Наш город превратился в развалины и до сих пор в городе есть живое тому напоминание – дом Павлова.

Где был когда-то Сталинград ,

Печные трубы лишь торчали.

Стоял густой и серый смрад,

От боли той земля стонала.

Стояли насмерть, как могли,

Надежней места не искали.

«За Волгой нет для нас земли!» -

Как клятву, часто повторяли.

Мужество защитников героического города на Волге помогло выдержать все испытания. Советские воины сдержали клятву, они отстояли Сталинград ! Многие из них погибли, но не сдались врагу.

Самые ожесточённые бои шли на Мамаевом кургане, где сейчас стоит целый мемориальный комплекс во главе со статуей Родина - Мать.

Дети под фонограмму песни «На Мамаевом кургане тишина» смотрят на экране слайды музея-панорамы и Мемориального комплекса Мамаев курган.

Воспитатель : дети, вы гордитесь подвигом наших солдат? Они герои?

Ответы детей : Гордимся и хотим быть похожими на них!

И за своё яростное противостояние врагу Сталинград , а ныне Волгоград получил звание города- героя.

Ребята, вы всегда должны помнить и уважать подвиг наших солдат! Почтим их память минутой молчания…

Должность : воспитатель

Место работы : Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 375 Краснооктябрьского района Волгограда".

Используемая литература :

Михайлова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 14"Ручеек""
Населённый пункт: г. Фролово Волгоградская обл.
Наименование материала: Конспект Тематической беседы старший дошкольный возраст
Тема: "Детям о Сталинградской битве"
Дата публикации: 24.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 14 "Ручеек"

городского округа город Фролово

Конспект

Тематической беседы на тему:

«Детям о Сталинградской битве»

старший дошкольный возраст

Подготовила:

Воспитатель СЗД

Михайлова М.Ю.

Фролово, 2017год.

Образовательная деятельность: (Познавательное развитие.)

Интеграция образовательных областей: (Речевое развитие, художественно-эстетическое

развитие, социально-коммукативное развитие.)

Тип: познавательное.

Вид: интегрированный.

Возраст детей: 6 лет.

Формы организованной деятельности: (познавательная, коммуникативная)

Форма организации: групповая

Цель:

формирование духовно – нравственного потенциала дошкольников при ознакомлении со

страницами истории Великой Отечественной Войны, опираясь на факты и события

Сталинградской битвы.

Задачи:

образовательные: формировать у детей знания об основных событиях войны –

Сталинградской битве;

развивающие: развивать у детей гражданственность и патриотизм как важнейшие

качества;

воспитательные: воспитывать чувство гордости за народ, победившего врага;

воспитывать бережное отношение к народной памяти, любовь к Защитникам Отечества.

Предварительная работа: беседы с детьми о Великой Отечественной войне;

Разучивание с детьми стихов, песен; прослушивание музыки военных лет;

Рассматривание иллюстраций на тему «Сталинградская битва».

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, слайд шоу, запись песен:

Вас. Лебедев - Кумач «Песня о Сталинграде», Суркова В. ,Листова К. «В землянке».

Ход беседы.

(выслушиваются ответы детей)

Воспитатель: наверное, все, что вы сказали очень важно, но 2 февраля знаменито тем, что

Сталинграде, а именно так назывался раньше город Волгоград, шли ожесточенные бои.

Немцы любой ценой стремились взять Сталинград – здесь было много заводов и через

Сталинград фашисты хотели попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась

необходимая для фронта нефть.

Прослушивание песни: (Вас. Лебедев - Кумач «Песня о Сталинграде»)

Воспитатель: посмотрите на фотографии тех лет. В Сталинграде не было ни одного

уцелевшего здания: все было разгромлено и разбито, потому что снаряды взрывались

очень часто. Посмотрите вот фонтан возле железнодорожного вокзала. Так он выглядел в

43-м году.(Слайд1)

Фашисты напали неожиданно. Многие мирные люди не смогли уехать в другие города и

поселки, где не было войны, и остались в разрушенном Сталинграде. Как вы думаете,

хорошо ли им жилось?(Слайд2)

А эти ребята спрятались от вражеских снарядов в окопе, которые специально рылись,

чтобы прятаться в них при бомбежке.(Слайд3)

Ребенок1:

Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,

Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля…

Была семья, был дом… Теперь остались

Совсем одни на свете - ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне…

И выбежала из дому девчонка:

«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

Победу нынче празднует страна…

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?!..

Воспитатель: Сражения шли не только на улицах Сталинграда, но и внутри зданий.

Бывало на первом этаже фашисты, второй этаж был занят нашими солдатами, а на третьем

опять были враги. Каждую частичку сталинградской земли отбивали наши воины с боем,

не щадя своей жизни. Но когда наступали минутки затишья, не рвались снаряды и бомбы,

наши солдаты не плакали и страдали, а пели любимые песни. Эти песни помогали им в

трудные минуты.(Слайд4)

(Прослушивание песни Суркова В. ,Листова К. «В землянке»)

Воспитатель: ребята, эта война была страшной, жестокой и кровавой! Много солдат и

мирных людей погибло!

Помните! Через века, через года,

О тех, кто уже не придет никогда.

не плачьте! В горле сдержите стоны,

Горькие стоны, памяти павших будьте достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной, каждой секундой,

Каждым дыханьем – будьте достойны!

В годы грозные, в шквале огненном мы отстояли свободу Родины.

Память вечная павшим воинам.

(Р. Рождественский.)

Воспитатель: После войны, на месте, где шли самые ожесточенные бои в Сталинграде, на

Мамаевом кургане поставили памятник-мемориал. Мамаев курган – самое высокое место.

И фашисты очень сильно хотели захватить высоту 102, но им это не удалось. Этот

памятник напоминает нам о тех страшных событиях. И вы должны знать и помнить об

этом сражении!(Слайд5)

Рефлексия. (Минута молчания)

Ребенок2:

Город счастья и солнца, прекрасен ты вновь

И над Волгой стоишь величаво.

Волгоград – наша доблесть и наша любовь.

Волгоград – наша гордость и слава!