Проектная деятельность в начальной школе как форма организации внеурочной деятельности. Метод проектов во внеурочной деятельности Этапы организации проекта во внеурочной деятельности

Куранова Татьяна Александровна учитель информатики в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Ильинская средняя общеобразовательная школа» Орехово­Зуевского
муниципального района Московской области.
В современном мире необходимо мыслить на перспективу и
ближайшее будущее, анализировать пройденное. Одним из методов
применяемый мной в урочной и внеурочной деятельности является проектный
метод. Во внеурочной деятельности есть все возможности для развития
проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся –
проектной деятельности.
Применение метода проектов во внеурочной деятельности по
информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер и
выполнение различных задач становится неотъемлемой частью занятия.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в
информационном пространстве. Это, с одной стороны, совокупность приемов,
операций овладения определенной областью практического или
теоретического знания различных областей. С другой стороны это – способ
организации процесса познания. Чтобы добиться результата, необходимо
научить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из
разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные
последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно­
следственные связи. Я применяю метод проектов ориентировано на
групповую самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся
выполняют в течение определенного количества времени. Метод проектов
всегда предполагает решение какой­то проблемы, способ реализации зависят
от ученика и его возможностей.
Ставлю перед собой задачи:
­ Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять
полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять
поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный
алгоритм обработки.
­ Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
­ Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки.
­ Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в
команде.
Я применяю следующие этапы работы над проектом:
1 этап Целеполагание
2 этап Планирование
3 этап Выбор методов проверки
4 этап Выполнение
5 этап Защита проекта

Проекты, реализуемые в 5 классе: рисунки и чертежи в графических
редакторах, таблицы
Проекты, реализуемые в 6­7 классе: творческие печатные работы в
текстовых редакторах.
Первая тема, изучение которой не обходится без использования
метода проектов, – «Текстовый редактор». У детей формируются навыки
использования текстового редактора не только для создания текста, но и для
выполнения чертежей и схем, создание моделей интерьера и т.д.
Знания, полученные во время изучения различных редакторов,
позволяют применять навыки в различных предметных областях. Я изначально
во внеурочной деятельности применяю метапредметность, интегрирую с
математикой, литературой, здоровьем учащихся, с различными классами мы
обсуждаем, что им интересно в той или иной области и в соответствии с этим
создаем проект. Очень легко работать с пятыми классами, они приходят из
начальной школы с желанием работать, именно таким образом, они мыслят
проектами. Учащиеся самостоятельно продумывают тему, подбирают
информацию, разрабатывают структуру сайта. С другими классами уже
сложнее их приходится направлять подбирать целые списки тем, что бы они
выбрали интересную для себя тему. Проект побуждает учащихся: проявить
интеллектуальные способности; проявить нравственные и коммуникативные
качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными
умениями; продемонстрировать способность к самообразованию и
самоорганизации; к целеполаганию.
Результатом работы над проектом является продукт, который
разработали участники проектной группы для разрешения поставленной
проблемы. На завершающем этапе проект требует презентации своего
продукта. Она имеет свой строгий регламент – на выступление 7­10 минут и
около 5 минут – ответы на вопросы по теме. Творческий коллектив готовит
аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомит с ней
представителей жюри. Визуальные средства также эффектный ход в защите
проекта. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком
воспринимается 55 %, из аудио – 12%, следовательно, если сочетать аудио и
визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65% поданной
информации.
Применение проектной деятельности во внеурочной деятельности
позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал,
формирует самостоятельность и инициативность школьников.

Проектная деятельность во внеурочной деятельности как одна из основных обучающих и воспитывающих форм


Проектная деятельность – одна из основных обучающих и воспитывающих форм, которая применяются в практике образования в качестве интенсивных методов обучения и развития ребёнка.


Проектная деятельность – целенаправленная организованная научно-исследовательская работа, проводимая по разрешению одной из актуальных проблем научной, культурной, социальной жизни современного общества.


Актуальность:

«Проектная деятельность поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия…»


ЦЕЛИ и задачи ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) контроль знаний и умений по пройденному материалу;

2) формирование в сознании школьника информационной картины мира;

3) возможность работать с компьютером;

4) развитие умений поиска и обработки информации;

5) работа по новым технологиям;

6) развитее самостоятельности;

7) умение слушать и уважать мнения учащихся;

8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

9) развитие исследовательских умений.



  • В команде все равны, нет лидеров.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от коллективной работы над проектом.
  • Каждый должен уважать друг друга.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды.


Этапы проектной деятельности.

1-й этап. ИНДУКЦИЯ («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого участника, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – не просто любое занимательное задание, в нём изначально заложен свёрнутый смысл всей темы, которую предстоит изучать».


2-й этап. ДЕКОНСТРУКЦИЯ – работа с материалом (текстом, красками, веществами, моделями и др.) и превращение его в хаос. –Обнаруживается дефицит знаний или умений, возникают неожиданные вопросы – это значит произошла «встреча с проблемой», которая и становится учебной задачей, определяющей и направляющей всю последующую деятельность.

3-й этап. РЕКОНСТРУКЦИЯ − создание своего текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

4-й этап. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в парах, группах приводит окончательного результата своего труда. Задача этого этапа – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

5-й этап. АФИШИРОВАНИЕ – представление (вывешивание) произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) всей аудитории. Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают их.


6-й этап. РАЗРЫВ – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, побуждающее к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. В итоге появляется информационный запрос, у каждого свой. У участников мастерской возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру и т.д..

7-й этап . РЕФЛЕКСИЯ – отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской.


  • Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
  • Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, привела к определенным результатам.
  • Получили развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.

Информационная карта:

ОТДЕЛ– Цветковые

КЛАСС − Двудольные

СЕМЕЙСТВО – Гераниевые

ВИД – Герань

РОД − Герань луговая

Проектная деятельность в учебной работе

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках русского языка:

  • информационный,
  • ролевой
  • практико-ориентированный
  • творческий
  • исследовательский
В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты:
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографии-ческие данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части по русскому языку. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника, «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развле-кательных передач».
В качестве примера такого типа проектов может быть приведён алгоритм работы учащихся 6 класса по теме: «Образ Левши Лескова современен?»

Проблема Талантлив ли русский народ?

Обоснование Недостаточно сведений о том, сохранились ли в России умельцы типа «Левши» Лескова. Кто они? Чем занимаются? Отношение к ним в обществе.

Что делать? Собрать информацию о современных умельцах, уметь кратко рассказать об их достижениях. Создать красочную презентацию

Как? С использованием ИКТ

Что получить? (результат) Презентации учащихся о современном Левше. Устное выступление перед классом на данную тему. Сформировать патриотические качества личности, коммуникативную, информационную компетентность, общеучебные навыки, исследовательские умения.

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персо-нажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например, по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова «Волк на псарне».

Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому языку, пригодится ли знание правил в жизни? Результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия». Организацию практико-ориентированного проекта можно рассмотреть на примере урока по теме: «Паронимы».

Цель проекта: организовать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе которой происходит актуализация их знаний, формируется языковедческая компетенция.

Задачи:

  • формировать общеучебные умения и навыки словарной работы;
  • учить взаимодействию при работе в группе;
  • повысить познавательный интерес к изучению языковых явлений;
  • способствовать подготовке к ЕГЭ по русскому языку;
Основополагающий вопрос: трудно ли иностранцу выучить русский язык?

Проблемный вопрос: как различить похожие в языке слова?

Вопросы проекта:

  • что такое паронимы?
  • какие словари существуют?
  • в чем необходимость разработки словаря паронимов?
  • достаточно ли у вас знаний и навыков для выполнения проекта?
  • зачем создавать еще один словарь?
  • что нового мы узнаем в процессе проектной деятельности?
Этапы работы над проектом:
  • Вводное занятие.
  • Технологический.
  • Создание словаря.
  • Защита проекта в рамках внеклассного мероприятия.
Распределение ролей в проектной группе:
  • ученик – субъект собственной деятельности, исследователь и творец;
  • учитель – партнер и координатор личной творческой деятельности учащегося;
  • родитель – помощник, поддерживающий мотивацию и обеспечивающий самостоятельность ребенка при выполнении проектной деятельности;
  • библиотекарь – консультант и эксперт.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Современный русский литературный язык в нашей жизни».
Организацию творческого проекта можно рассмотреть на примере урока литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Предлагая такие задания, как подобрать пословицы на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам, составить словарик фразеологизмов, словарь сибирских диалектов, даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий и видеть результат своей работы в оформлении небольших отчётных работ.
Проектная деятельность по русскому языку включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её про-веркой, обсуждение полученных результатов и распределения их по продолжительности.

Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Сказка о какой-либо части речи», «Сказка с использованием неопределенных местоимений», над такими проектами я веду работу в группах.

Краткосрочные проекты по русскому языку занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Мой образ учителя» (по произведению В.Распутина «Уроки французского»).

Недельные проекты выполняются в группах. Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «То было время мятежных бурь». Этот проект был запущен в ходе изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв - злодей и самозванец или народный заступник? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала роль народного восстания под предводительством Пугачёва, образ предводителя в истории. Другая – образ Пугачёва в исторической хронике А. С. Пушкина «История Пугачёва» (Пугачёв предстаёт народным героем, истинным предводителем крестьянского восстания). Третья группа работала по теме «Восприятие Пугачёва Гринёвым» (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить ребят сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.

Проектная деятельность во внеурочное время

Исследовательский проект

Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения. Познакомившись с методом проектов на уроках, учащиеся смелее берутся за научно-исследовательскую работу, со знанием дела выполняют её и успешно защищают свои проекты на любом уровне.
Однако не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать ученика (выбрать интересную для него тему), вместе с ним подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное – заставить ученика поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным.

При выборе темы исследования необходимо придерживаться определённых правил:

  • тема исследования должна быть интересна школьнику не только сегодня, но и в ближайшем будущем: он должен видеть возможность реализации полученных в ходе исследований знаний;
  • актуальной и оригинальной;
  • должна предполагать решение какой-либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение;
  • конкретной: должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. Общие темы провоцируют описательность и декларативность в их раскрытии.
В противном случае проект может получиться легковесным и поверхностным.
Общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время в старших классах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания. Выполнение и оформление таких проектов предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.
  • При работе над проектом учителем составляется примерный план работы.
  • Выбор и формулирование темы.
  • Подбор литературы (не менее 5 - 8 источников).
  • Отбор и систематизация материала, составление плана.
  • Определение актуальности и значимости работы.
  • Выделение объекта и предмета исследования.
  • Постановка цели и формули-рование задач.
  • Формулирование гипотезы исследования.
  • Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование и т.д.).
  • Работа над проектом (консультации преподавателя): Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.
  • Оформление результатов исследования. Подготовка доклада, сдача на проверку.
  • Подготовка к защите проекта.
  • Защита проекта (выступление с докладом)

Вся работа должна удовлетворять критериям научно-исследовательской деятельности:

  • Актуальность выбранного исследования.
  • Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
  • Умение использовать известные факты и знания сверх школьной программы.
  • Владение автором специальным и научным аппаратом.
  • Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
  • Практическая и теоретическая значимость исследования.
  • Четкость выводов, обобщающих исследование.
  • Грамотность оформления работы: она должна быть чётко структурирована и соответствовала предъявляемым требованиям.
Основные компоненты системы работы:
  • изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;
  • включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курса;
  • подготовка учащихся к работе над учебным проектом;
  • привлечение к созданию проектов учащихся по разным учебным предметам, использование межпредметных связей;
  • использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;
  • организация мониторинга формирования проектных умений;
  • диагностика уровня сформированности проектных умений;
  • оценка выполнения педагогических задач в результате учебного проекта;
  • участие в работе научно-практических конференций школьного, муниципального и регионального уровней;
  • организация на базе школы районных семинаров для учителей информатики по содержанию проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  • обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов как способу учебной деятельности.
Виды деятельности:
  • Мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и форму-лирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
  • Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
  • Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность как урока, так и работы ученика, экономят время, что дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, позволяют за короткие сроки менять различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний.

Чем более свободно владеют школьники проектными умениями, тем более активно они используют метод проектов для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующее:

  • Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
  • Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе.
  • К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
  • Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
  • Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много.
Ни в коем случае нельзя процесс обучения оставлять без внимания, контроль со стороны педагога должен постоянно осуществляться за работой учащихся. Но учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя более высокого мастерства

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною предметов «Русский язык» и «Литература», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

В своей деятельности большую роль отвожу проектной технологии, предполагая, что если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося
Проектная деятельность становится ведущей на уроках гуманитарного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. Cамым сложным становится процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. В старших классах проекты по русскому языку могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.

Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности начинаю с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений учащихся.

Это позволяет ученикам осмыслить приобретаемые на других уроках и через другие формы учебно-познавательной деятельности навыки и соединить их в способ организации учебной работы. Но такая диагностика может быть использована в том случае, если учащиеся уже выполняли проекты и знакомы с алгоритмом осуществления данного вида деятельности. Предлагаемое анкетирование может быть проведено в начале и в конце создания проекта.

Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя при работе над проектом на разных этапах деятельности разная.

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно. Однако роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. От того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом лишь к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.

На последнем этапе (формулирование выводов и оценка полученных результатов) роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнуты результатов.

Тема: « Организация Проектной деятельности по информатике во внеурочной деятельности »

Выполнена: Зеленецкой Мариной Сергеевной,

учителем информатики

МКОУ СОШ № 3 с.Безопасное

Введение……………………..………………………………………………………………… 3

Основная часть:

Глава 1 Теоретические основы проектной деятельности.

Из истории возникновения метода проектов в педагогике………………..…………….4

Сущность метода проектов………………………………………………………………...7

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения...10

    Выводы по первой главе……………………………………………………………………...18

Практическая часть:

Глава 2 Описание опыта работы

2.1 Потенциал среды программированияScratch в организации проектной деятельности младших школьников…………………………………………………………………………19

2.2 Программа внеурочной деятельности…………………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………………………26

Литература……………………………………………………………………………………..27

Приложения……………………………………………………………………………………28

Введение

В.А. Сухомлинский.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции.

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Метод проектов активно используется во внеурочной деятельности.

За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. Наконец, Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках математики.

Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении информатики, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.

Актуальность выбранного нами направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования. Это противоречия между необходимостью формирования у школьников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.

Проблема, поставленная в данном исследовании, заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении информатики.

Объект нашего исследования - процесс организации учебной проектной деятельности школьников 2 -х классов.

Предмет исследования - педагогические условия организации проектной деятельности школьников при обучении информатики в 2 - х классов.

Цель исследования : разработать методику организации проектной деятельности младших школьников, способствующую развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.

Для достижения цели исследования нами поставлены следующие задачи :

Изучить историю возникновения метода проектов в педагогике

охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;

описать методику организации проектной деятельности;

раскрыть методику проектной деятельности в среде программирования Скретч на занятиях по внеурочной деятельности;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию внеурочной деятельности по информатики; математические методы для обработки данных, полученных в ходе внедрения разработанной методики.

Практическая значимость работы заключается в разработке программы по информатики во внеурочной деятельности, посвященной организации проектной деятельности.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения информатики 2 класса, разработана структура проектной деятельности при изучении информатики во 2 классе.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений.

Глава 1 Теоретические основы проектной деятельности .

Из истории возникновения метода проектов в педагогике .

Мышление, способное усвоить знания будущего, называют проектным. Проектный метод появился в Америке в 1919 году. Его также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Можно вспомнить и ответ С. Лемма на вопрос о причинах его успешности в различных делах: " Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет". В основе метода - идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику.

Развитие метода проектов в школах России связано также с именем таких педагогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и др.

Педагоги 20 -х. г.г. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т.д.

После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей. Между тем однобокое увеличение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень образовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.

В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90 -х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С.Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

Цель исследовательской деятельности является развитие личности, приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Основой современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключающиеся в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта.

1.2.Сущность метода проектов .

В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п.

Н. Ю. Пахомова определяет проект, как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленную на достижение общего результата деятельности.

Рязанова В.Н., Солопова Н.К. придерживаются определения, данного И.С. Сергеевым: проект - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. (Портфолио (папка) проекта - подборка всех рабочих материалов проекта).

Н.В. Ивочкина придерживается мнения, что проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество умений и навыков. Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности.

Л. Иванова дает следующее определение. Проект - это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.

В нашем исследовании за рабочее определение примем определение проекта, данное Л. Ивановой.

Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.

Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Проектное обучение - организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.

Основной формой проектного обучения является метод проектов, которому в литературе также даются различные определения. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение «Метод проектов - система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».

Л. Иванова считает, что метод проектов - это система учебно-познавательных приемов, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Н.В. Ивочкина под методом проектов понимают образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

Ряд авторов придерживаются мнения, что метод проектов (от греческого - «путь исследования») - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

В Интернете дается следующее определение метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Так в чем же заключается сущность метода проектов?

Сущность метода проектов тоже неоднозначна. Перейдем к ее рассмотрению.

В своей работе В.В.Гузеев отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем. Учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым результатом, корректируют деятельность. Такого же мнения придерживается и Н.Ю. Пахомова.

Г.К. Селевко рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий. Он этот метод представляет так:

вариант технологии проблемного обучения;

комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;

способ группового обучения;

альтернативная технология свободного труда;

технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;

технология саморазвивающего обучения.

Таким образом, Г.К. Селевко шире определяет сущность метода проектов в условиях современного образования, нежели В.В. Гузеев.

В проектной деятельности можно выделить ряд положительных факторов. Большинство авторов отмечают, что использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки, в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности.

Аналитические: выдвижение идеи (мозговой штурм), формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные : слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

Поисковые : находить информацию по каталогам, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента : организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Метод проектов способствует формированию у учащихся чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и ее результатов, при этом у школьников формируется умение описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по базовым предметам. В то же время у учеников развиваются организационные и рефлексивные способности. Таким образом, метод проектов позволяет формировать технологическую культуру и элементы проектного мышления и проектной культуры учащихся.

Можно заметить, что метод проектов способствует развитию различных способностей у учащихся, сбережению из здоровья.

Отмечается, что метод проектов нужно применять на различных этапах становления личности ученика, начиная с младшего школьного возраста. По мнению ученых, проектную деятельность следует организовывать для младших учащихся во внеурочное время.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века, которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

    1. 1.3 Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения

Рассмотрим подробнее организацию проектной деятельности школьников в процессе обучения курсу математики.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Некоторые исследователи выделяют следующие основные цели метода проектов:

научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;

научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит решить;

сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

получить навыки обработки информации;

сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе;

сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

По мнению других авторов проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения учебного предмета.

Они рекомендуют перед использованием проектной технологии обучения точно определить цели, к которым будет стремиться выбранный вид деятельности. И выделяют главные цели введения метода проектов в школьную практику:

показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

продемонстрировать уровень обученности по предмету;

подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Н.Ю. Пахомова главной целью использования метода проектов называет обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования и организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power Point / «Информатика и образование». 2002. №9.

Герасимова Т. Б. Организация проектной деятельности в школе. // Преподавание истории в школе. 2007. № 5. С. 17-21.

Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./ «Директор школы», № 6, 1995

Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 с.

Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 420 с.

Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 285 с.

Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 2008. 61 с.

Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Аркти, 2008. 112 с.

Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. - В сб. докладов научно-практической конференции "Глобальные телекоммуникации в образовании" 20 января 1996 г. Москва, ИНТ и Методический центр Восточного учебного округа. - с.98-109.

Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование. 1996. №1, 2.

Скретч [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Скретч

Хохлова М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников. // Педагогика. 2004. № 5. С. 51-56.

Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68-81.

Школа Scratch [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/ Школа _Scratch

Scratch http://scratch.uvk6.info

Scratch | Home | imagine, pgogram, share . URL: http://scratch.mit.edu

Scratch | Галерея | Gymnasium №3 . URL: http://scratch.mit.edu/galleries/view/54042

Приложение 1

Проект «Делаем мультфильм»

Важным направлением медиатворчества является анимация, т.е. “оживление” графических персонажей. Если каждая из картинок представляет собой определенную фазу движения, то смена их с определенной скоростью и породит на экране своеобразный компьютерный мультфильм.

Воспользуемся набором картинок, изображающих шагающего мальчика. Они находятся в папке People (Люди) и называются boy4-walking-a , boy4-walking-b и т.д. всего 5 картинок.

Загрузить картинки можно следующим несложным способом. Перейдем на вкладку КОСТЮМЫ . Удалим картинки с котиками. Теперь щелкнем по кнопке ИМПОРТ , что позволит нам загрузить первую картинку под буквой a . Затем повторим процедуру импорта еще 4 раза, не забывая каждый раз “наращивать” букву в имени файла. В результате у вас получится следующая галерея рисунков

Теперь остается организовать периодическую замену рисунков с некоторой задержкой для того, чтобы зритель имел возможность рассмотреть отдельные кадры.

Для этой цели соберем несложный скрипт

Программа запускается стартовой клавишей с зеленым флажком и в цикле ВСЕГДА делает следующее. После паузы в 0,2 сек. (время подбирается для максимальной правдоподобности движения) сменяется картинка, мальчик не просто перебирает ногами на месте, но и двигается. Последний блок Если край, оттолкнуться обеспечивает автоматический поворот мальчика, когда он доходит до границы экрана.

Этот скрипт универсален: вы можете, не трогая его, заменить образы идущего мальчика на бегущую собаку или любое другое существо, для которого вы найдете (или, если сможете, нарисуете сами) фазы движения.

Разумеется, Scratch позволяет и усложнить скрипт, что сделает сюжет мультфильма более содержательным и интересным.

Приложение 2

Проект «Пишем музыку»

Цель этого проекта — показать, что Scratch не просто может проигрывать звуковые файлы, но и предоставляет детям с музыкальными способностями возможность самим синтезировать музыкальное сопровождение в виде своеобразной нотной партитуры.

Для целей звукоизвлечения в Scratch предусмотрена страница с командами, блоки которых окрашены в розовый цвет (звук). Перейдем на соответствующую страницу палитры блоков и обратимся к оператору ноту (60)играть (0.5) тактов. Этот оператор играет заданную ноту в течение указанного времени. Ноты пронумерованы, но для удобства настройки при выборе ноты вместо выпадающего списка появляется рисунок с клавиатурой пианино.

В качестве упражнения можно реализовать мелодию «Маленькая елочка» Самая первая команда в скрипте выбирает музыкальный инструмент, например номер 23 — это гармоника. Можно выбрать и любой другой из более чем 120 инструментов.

Конечно, те, кто любит музыку, не ограничатся этим проектом. Можно не просто запрограммировать свою любимую мелодию, но и оркестрировать ее с помощью ударных инструментов или даже создать свой небольшой виртуальный оркестр.

Приложение 3

Проект «Взаимодействие объектов»

Задание. Привидение издалека, летит к девочки и думает «у-у-уххх, напугаю». Когда подлетает к девочке, то она убегает. Привидение кричит «ух, убежала»

Скрипт для приведения:

Особенности:

Первые 4 команды (Идти... Повернуться ) устанавливают начальное положение и состояние привидения.

Второй скрипт - Всегда следующий костюм - служит для того, чтобы привидение пугало.

Скрипт для девочки:

Особенности:

Первые две команды описывают начальное положение и состояние объекта.

Форма " Всегда, если... " используется для того, чтобы скрипт постоянно следил за тем, касаются ли спрайты. Как только они коснутся, девочка убежит.

Харитонова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 3 с УИОП»

города Котовска Тамбовской области

Статья «Проектная деятельность во внеурочное время»

Сегодня во всех сферах общественной жизни и деятельности востребованы мобильные, инициативные и адаптированные люди Творчество является одним из самых необходимых условий для успешной социализации современного человека. Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно и занимательно, всё хочется потрогать и попробовать. И, если в нём не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут.

Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия во внеурочное время. Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. Введение проектной деятельности в начальной школе важно и актуально в наши дни.

Проект с латинского - это «брошенный вперёд», «бросающийся в глаза». Чтобы добиться успехов в этой деятельности, ребёнку необходимо добыть знания и с их помощью проделать конкретную работу. Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель становится педагогом-помощником детям, он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности, дети наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных задач - от постановки проблемы до представления конечного результата.

Цели проектной деятельности:

    воспитывать гражданскую позицию учащихся;

    способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;

    формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

    развивать значимые личностные качества младших школьников;

    развивать моторику;

    воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость учащихся.

Задачи проектной деятельности:

    формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;

    вооружение детей методами научного познания;

    ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;

    развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе.

Структура проектной деятельности стоит из трех основных этапов:

1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический.

3 этап – заключительный.

Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке во внеурочное время. А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности, вселить уверенность в себя и свои силы.

Существуют различные виды исследования, которые могут классифицироваться по следующим принципам:

    по количеству детей;

    по времени проведения проекта;

    по месту проведения;

    по теме.

На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и происходит защита проекта в форме выставки проектов или изделий, которые дети создали. Такая выставка обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о своем изделии, о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта.

Традиционно результаты проектной деятельности учащихся оформляются в форме альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п. Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты. Главный принцип: «исходи из ребенка». Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок – теп проще проект. Проекты младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго соответствовать выбранной теме.

Существующие типы проектов:

    исследовательские;

    информационные;

    творческие;

    игровые;

    практические.

По количеству участников проекты могут быть:

    личностные;

    парные;

    групповые.

По продолжительности проведения проекты могут быть:

    краткосрочные;

    средней продолжительности;

    долгосрочные.

Стадии работы над проектом:

Проблемы → проектирование → поиск информации → продукт → презентация → портфолио.

Портфолио – это папка, в которой собраны рабочие материалы проекта (черновики, результаты исследования, рисунки, фотографии и т.п.).

Защита проектов происходит на:

    конкурсах;

    отчетах;

    выставках;

    конференциях;

    праздниках;

    акциях.

Таким образом, проектная деятельность направлена на активизацию познавательных способностей обучающихся, глубокое раскрытие их творческих возможностей, учёт персональных интересов и потребностей детей. Младшие школьники наглядно видят практическое применение своих теоретических знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и не умеют, как много им ещё предстоит постичь.

Реализация проектов на базе информационных технологий многогранна, эффективна, неисчерпаема и нацелена на долговременную перспективу. Основная школа будущего - это школа проектов.