Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и
творительном падежах». УМК «Школа «России»
Тип урока
Педагогически
е задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметн
ые УУД
Личностные
результаты
Решение частных задач
Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном
падежах; совершенствовать умения указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания, подбирать название
к тексту; способствовать развитию навыка письма под диктовку; содействовать воспитанию интереса
к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Познакомятся с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах;
научатся указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания; писать под диктовку, подбирать название к
тексту; записывать словосочетания с именами прилагательными в данных формах; находить в тексте имена
прилагательные – эпитеты; объяснять, почему имена прилагательные в одном и том же падеже имеют разные окончания
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать
заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание
по предложенной теме (рисунку); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую
этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в
заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом;
коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений
Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир»,
«настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать
позицию другого» и т. д.; планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам русского
языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами
самооценивания и взаимооценивания на уроке
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
2
3
1
II.
Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего
задания
(учебник,
упражнение
92).
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте предложения, вставляя
пропущенные буквы.
– Какое предложение показалось вам более
красивым? Что в нем привлекло ваше внимание?
их окончания.
Проверка
домашнего
задания
(рабочая
тетрадь,
задание 55).
– Прочитайте. В одном и том же падеже или в
разных употреблены имена прилагательные в
данных словосочетаниях?
– Запишите словосочетания группами в
зависимости от падежа.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.
Читают предложения, объясняют написание
пропущенных букв. Указывают падеж имен
прилагательных, называют их окончания.
Звезды, как вербочки, распухают в прозрачн
(П. п.) облаках. На воде дрожит золот (И.
п.) сеть солнечн
(Р. п.) зайчиков. Изпод ног
с треском вылетают кузнечикитрескунчики –
(П. п.) и голуб
на красн
крылышках.
Выполняют задание.
(П. п.)
Р. п.
В. п.
П. п.
Для верных
друзей,
из южных
стран
Про веселых
бобрят,
на хищных
зверей
На садовых
участках,
о перелетных
птицах
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
4
Выделять
существенную
информацию
из текста за
гадки.
Выдвигать
гипотезу
и обосновывать
ее.
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта.
Слушать
в соответствии
с целевой
установкой.
Принимать
и сохранять
Минутка
чистописания.
Проводит минутку чистописания.
– Прочитайте и запишите устойчивые выражения.
Выполняют чистописание.
Щи да каша – пища наша.
1
2
3
– Какой звук повторяется в них?
– Дайте характеристику звуку [щ’].
– Запишите соединения с буквой «щ».
– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву
«щ».
Щелкать зубами.
Щелкать орехи.
Щедрой рукой.
оо
оо
Щек тка, щек тно, щек лда.
Записывают словарное слово в индивидуальный
словарик.
оо
Работа над
словами с
непро
веряемым
написанием
Организует работу над словами с
непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадки:
Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам, по зеленым берегам;
Вниз по лестнице сбегаем, вдоль по улице
шагаем.
Но чуть вечер на порог – остаемся мы без ног.
А безногим – вот беда – ни туда и ни сюда.
Что ж, полезем под кровать, будем там
тихонько спать.
А когда вернутся ноги – вновь поскачем
по дороге.
(Ботинки.)
учебную цель и
задачу.
Дополнять,
уточнять
высказан
Продолжение табл.
4
ные мнения по
существу
полученного
задания.
Осуществлять
контроль по
результату.
Анализировать,
находить
общее
и различия,
делать выводы
Что за чудобашмаки?
Не низки, не высоки,
Змейкой длинною шнурки,
Странной формы каблуки,
1
2
3
Продолжение табл.
4
От носков до пяток – сталь.
Это что за невидаль?
И рисуют завитки
На льду фигурные … (коньки).
– Запишите словарные слова в индивидуальные
словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ,
Приложение 2.)
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
слова
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Рассмотрите схемы. Сделайте вывод: какие
окончания могут иметь имена прилагательные в
форме дательного и творительного падежа
множественного числа?
III. Сообщение
темы
урока.
Определение
целей урока
IV.
Объяснение
нового
материала.
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа по
учебнику
(упражнение
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.
– Сегодня на уроке мы научимся правильно писать
окончания имен прилагательных в дательном и
творительном падежах
Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила.
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике. Проводят наблюдения на
материале связных текстов.
Делают в ы в о д: имена прилагательные во
множественном числе в форме дательного падежа
имеют окончания ым, им, в форме
творительного падежа – окончания ыми, ими
Принимать
и сохранять
учебную
задачу
Осуществлять
анализ
объектов с
опорой на
визуали
зацию
95)
V. Первичное
закрепление
знаний.
1
Работа по
учебнику
(упражнение
96).
Задает вопросы. Комментирует и
корректирует ответы. Наблюдает за работой
учащихся. Помогает, при необходимости
проверяет ответы. Комментирует выполнение
заданий.
Применяют новые знания на новом языковом
материале. Выполняют аналитические
упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по
теме.
Объясняют написание выделенных окончаний.
Осознанно
и произвольно
строить
речевое вы
Продолжение табл.
2
– Прочитайте. Озаглавьте текст.
– Объясните написание выделенных окончаний.
4
сказывание
в устной
форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по
решению
учебной
задачи.
Договариватьс
я и приходить
к общему
мнению
3
ВЕСНА
Весна наступила в этом году (какая?) ранняя,
(какая?) дружная. Побежали по (каким?)
деревенским улицам (какие?) бурливые, (какие?)
коричневые ручейки. В (каких?) огромных лужах
воды отразилось (какое?) голубое небо с
плывущими
по нему (какими?) белыми облаками. С крыш
посыпались (какие?) звонкие капли.
Выполняют синтаксический разбор предложения.
С крыш посыпались звонкие капли.
(Повествовательное, невосклицательное,
простое, распространенное.)
Списывают, вставляя пропущенные окончания.
Указывают падеж имен прилагательных.
Белый (И. п.), как снег, с блестящими (Т. п.,
мн. ч.), прозрачными (Т. п., мн. ч.) небольшими
(Т. п., мн. ч.) глазами, с черным (Т. п., м. р.)
носом и черными (Т. п., мн. ч.) лапами, с
длинною (Т. п., ж. р.), гибкою (Т. п., ж. р.) и
красивою (Т. п.,
Работа по
учебнику
(упражнение
98)
– Прочитайте. Назовите птицу.
– Какие имена прилагательные – эпитеты
использует автор в этом описании? Как он говорит
об окраске птицы?
– Спишите, вставляя пропущенные окончания.
Укажите падеж имен прилагательных.
– Объясните, почему имена прилагательные в
творительном падеже имеют разные окончания? ж. р.) шеей, он невыразимо прекрасен, когда
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.
(См. РМ, Приложение 3.)
спокойно плывет между зеленых (Р. п.)
камышей
по темносиней (Д. п.) гладкой (Д. п.)
поверхности воды.
Обобщают способы действия по правилу,
применяют на практике алгоритмические
предписания, инструкции. Выполняют аналитико
синтетические упражнения.
Понимать
на слух ответы
одноклас
сников. Слу
Продолжение табл.
2
3
Проводит работу в парах по перфокартам.
– Выделите окончание, определите падеж прила
гательного и существительного в словосочетании.
у лесн.. домов
пушист.. снегами
о весел.. зверятах
пухов.. платками
с пушист.. коврами
про разноцветн..
снежинки
нет ярк.. лучей
о морозн.. вечерах
– Проверьте друг друга, если всё правильно –
поставьте «+».
– С чем можно сравнить снег? Подберите эпитеты
к этому слову.
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте отрывок из стихотворения
А. С. Пушкина. Вставьте пропущенные буквы.
– Укажите падеж имен прилагательных, выделите
Работают в парах.
у лесных домов
пушистыми
снегами
о веселых зверятах
пуховыми платками
с пушистыми коврами
про разноцветные
снежинки
нет ярких лучей
о морозных вечерах
Подбирают эпитеты.
В серебряном снегу, про пушистый снег, без
сыпучего снега, колючий снег, над мягким
снегом, через хрустящий снег.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Указывают падеж имен прилагательных, выделяют
4
шать
собеседника.
Строить
понятные для
собеседника
высказывания.
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулироват
ь свое мнение
и позицию.
Строить
монологически
VI.
Дальнейшая
работа
по закрепле
нию и обобще
1
нию
приобретенны
х знаний и
умений.
Работа с
перфокартами.
Работа в
тетради
(задание 56).
Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.
Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежейПрежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
- Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
- Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
- Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
- Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
- Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
- Имена прилагательные склоняются по числам.
- В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
- Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
- В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.
Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:
- Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
- Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
- Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
- Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
- Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
- Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:
Падеж | Мужской род Окончание |
Пример | Средний род Окончание |
Пример | ||
именительный | -ой, -ый, -ий |
Стол (какой?) большой, деревянный |
-ое, -её |
Небо (какое?) голубое, синее |
||
родительный | -ого, -его |
Стола (какого?) большого, деревянного |
-ого, -его |
Неба (какого?) голубого, синего |
||
дательный | -ому, -ему |
Столу (какому?) большому, деревянному |
-ому, -ему |
Небу (какому?) голубому, синему |
||
винительный | Одушевл. сущ.-см. род. падж |
Неодушевл.- см. им. падеж |
См. им. падеж |
Небо (какое?) голубое, синее |
||
творительный | -ым, -им |
Столом (каким?) большим, деревянным |
-ым, -им |
Небом (каким?) голубым, синим |
||
предложный | -ом, -ем |
О столе (каком?) большом, деревянном |
-ом, ем |
О небе (каком?) голубом, синем |
Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.
Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:
- Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
- Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
- Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
- Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
- Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
- Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.
- Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
- Выпишите на листочек прилагательное.
- Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
- Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
- Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
- Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
- существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
- существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
- существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Лопатино
Учитель начальных классов
Тарасова Ирина Николаевна
14.02.2017
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 4
Урок: №111
Тема урока: Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах; совершенствовать умения указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания, способствовать развитию навыка письма под диктовку; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты: Познакомятся с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах; научатся указывать падеж имен прилагательных. выделять их окончания; писать под диктовку; записывать словосочетания с именами прилагательными в данных формах; объяснять, почему имена прилагательные в одном и том же падеже имеют разные окончания.
Метапредметные УУД: Познавательные : целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; регулятивные : принимать и сохранять цель и учебную задачу. Соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные результаты: осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость». «народ», «национальность», «желание понимать друг друга» и т.д.; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться самооцениваением и взаимооцениванием на уроке.
Межпредметные связи: чтение (работа над текстом-описанием).
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.
Литература: учебник «Русского языка» 2 часть 4 класс, авт. В.П. Канакина, рабочая тетрадь, часть 2.
УМК: «ШКОЛА РОССИИ»
О р г а н и з а ц и я с т р у к т у р ы у р о к а
Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять контроль по результату. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. |