Игры по правилам дорожного движения в начальной школе. Дидактические и подвижные игры для детей по правилам дорожного движения

Игра по станциям «Движение с уважением»

Цель : Актуализировать знания учащихся по правилам дорожного движения так, чтобы эти знания ребята начали воплощать в своей жизни.

Задачи:

§ Обучающие: учить применять теоретические знания, полученные на занятиях по ПДД, на практике.

§ Развивающие: развивать память, внимание, наблюдательность, мышление и речь.

§ Воспитательные: формировать культуру поведения в общественных местах, транспорте и на улице, воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Материально-техническое оснащение, реквизит.

§ Ноутбук, проектор, экран, музыкальные колонки (в актовом зале, откуда будут стартовать команды);

§ Маршрутные листы (для каждой команды);

§ Жезл регулировщика, коврик «пешеходный переход» для станции «Азбука дороги»;

§ Дорожные знаки, карточки с цифрами, раскраски с дорожными знаками, фломастеры для станции «Дорожные знаки»;

§ Письмо Торопыжкина, простые карандаши, резинки, плакат с изображением перекрёстка и элементов дороги для станции «Пешеходная аллея»;

§ Макеты светофоров, цветные круги (красный, жёлтый, зелёный), раскраски светофоров, фломастеры для станции «Светофор»;

§ Картинки с изображением разных видов транспорта, карточки с перечнем транспортных средств, цветные карандаши, плакат с правильным и неправильным поведение людей в общественном транспорте;

§ Пианино для станции « Музыкальная»;

§ Дорожная аптечка для станции «Айболит»;

§ Кегли, кубики, машинки на верёвочке для станции «Весёлая эстафета».

§ Призы для награждения.

Подготовка к празднику.

Зал украшен рисунками, плакатами и творческими работами детей. Станции, на которых ребята будут выполнять задания, имеют опознавательные знаки – таблички. На станциях стоят учителя, родители или старшие школьники. Именно они будут давать задания ребятам. Чтобы команды младших школьников не сбились с пути и не перепутали станцию, их будут сопровождать старшеклассники. Все классы начальной школы делятся на две команды. Всего 16 команд, которые попарно будут встречаться на разных станциях. У каждой команды есть название, своя форма одежды или эмблема, выбран капитан. При подведении итогов в качестве жюри могут выступить учителя, родители и старшеклассники.

Ход мероприятия

I .Оргмомент.

Звучит торжественная музыка. Команды под музыку заходят в зал и занимают свои места.

На экране показ небольших роликов по ПДД «Движение с уважением».

Ребята, сегодня мы собрались не случайно. Скоро начнутся каникулы, и вы будете отдыхать, веселиться, играть и гулять, а, значит, много времени проводить на улице. На улице нас подстерегает большое количество опасностей и чтобы их избежать, надо соблюдать правила дорожного движения.

А чтобы вы вспомнили эти правила, мы сегодня поиграем в игру по станциям. У каждой команды свой маршрутный лист, этот лист должен быть у капитана. Вы будете путешествовать с одной станции на другую в виде паровозика. Паровозик должен идти быстро, но никого не терять. На станциях вы будете выполнять задания, где вы должны будете показать свои знания по правилам дорожного движения. В маршрутном листе вам будут записывать количество баллов, которое вы заработаете. На каждую станцию даётся 7мин.Как только время закончится, заиграет музыка и вам надо будет построиться вагончиком и перейти на другую станцию. Чтобы вы не потерялись, у каждой команды есть старшеклассники, которые будут вам помогать. Всего вам нужно посетить 8 станций.

В конце игры мы подведём итоги и выберем самую дружную, организованную и эрудированную команду.

Капитаны подойдите, возьмите маршрутные листы. Команды, постройтесь за капитанами в виде паровозиков. Помните, что расцепляться, отставать от команды и теряться нельзя. Сопровождающие, проверьте, правильно ли капитан определил направление первой станции. Сейчас зазвучит музыка и вы должны отправиться на первую станцию.

II .Игра

1. «Азбука дороги »

§ Доскажи словечко


Заучи закон простой:

Красный свет зажёгся…(стой)

Жёлтый скажет пешеходу:

Приготовься к…(переходу)

А зелёный впереди,

Говорит он всем…(иди)

В школе – вы ученики,

А в театре – зрители,

А в музее, в зоопарке –

Все мы посетители.

А на улицу, коль вышел,

Знай, приятель наперёд

Всех названий стал ты выше,

Стал ты сразу…(пешеход)

Есть подземный и надземный,

И похожий есть на «зебру».

От машин тебя спасёт,

Твой помощник…(переход)

И шагая по дорогам,

Не забудь и запиши:

Тротуар для пешеходов,

Остальное для…(для машин)

Под землёю коридор

На ту сторону ведёт.

Нет ни двери, ни ворот –

Это, дети…(переход)

И проспекты, и бульвары-

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с …(правой) стороны.

Он стоит к тебе лицом –

Потерпи, будь молодцом.

На тебя он смотрит строго –

Значит, занята дорога.

Потом боком повернулся –

Путь свободен впереди,

Не зевай, …(переходи)


§ Игра «Регулировщик»

1) Если светофор не работает, кто может регулировать движение на дороге? (регулировщик)

2) Какие сигналы может показывать регулировщик, покажи.

А теперь, я буду регулировщиком, а вы пешеходами. Вы должны выполнять те действия, которые указывает регулировщик.

2.Дорожные знаки.

· Отгадайте загадку:

1)Сами не видят, а другим указывают. Что это такое? (Это дорожные знаки).

2)Чем они отличаются друг от друга? (Формой и цветом).

3)Для чего предназначены дорожные знаки? (Они помогают движению транспорта и пешеходам).

· Игра «Угадай дорожный знак»

Учитель читает описание дорожного знака, а команды показывают номер, под которым находится этот знак.


В треугольнике, ребята,

Человек стоит с лопатой,

Что-то роет, строит что-то.

Здесь ремонтные работы.

Двое: школьница и школьник

Забежали в треугольник.

И шофёр, и все на свете

Понимают: близко дети.

Здесь машина как гроза.

Здесь не держат тормоза.

Этот знак для всех тревога.

Это скользкая дорога.

Появился перед вами

Умный знак. Судите сами:

«Нет» для Въезда, выезд – «да»,

Запрещается туда.

Увидишь знак такой и знай:

Будь осторожен, не зевай.

А скажет этот знак одно:

Движение пешеходов запрещено.

Человечек в синем круге –

Это ясно всей округе:

Здесь машины не пройдут,

Пешеходы в добрый путь.

Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил

На стоянке у ограды.

Отдыхать ей тоже надо.

Место, где можно

Поспать, отдохнуть

И с новыми силами

Двинуться в путь.

Здесь под ёлкой за столом

Побеседуем вдвоём.

Водитель!

Впереди –

Пост ГАИ.


· Раскрась знаки.

Командам выдаются чёрно-белые листы, на которых изображены дорожные знаки. Участники команд должны правильно раскрасить эти знаки.

3.Пешеходная аллея.

· Расшифровка.

Отгадать, что написано. (Советы как перейти улицу и дорогу)

· Письмо Торопыжкина.

Какие слова пропущены в письме? От кого письмо?

· Ответьте на вопросы:

1)Как называют людей, идущих по улице? (пешеходы)

2)Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (перекрёсток)

3)На какие части делится дорога? (мостовая, бордюр, тротуар, разделительная полоса)

4) С какой стороны надо обходить трамвай? Маршрутное такси?

(ни с какой, переходить можно только по пешеходному переходу)

5)С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам города? (с 14 лет)

Отвечает команда, которая раньше других подала сигнал.

4.Светофор.

· Отгадайте загадку:

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь. (Светофор)

А почему у светофора такое название?

· Сигналы светофора.

Ученики должны поднять карточку с нужным цветом.

1) На какой свет нельзя переходить дорогу? (красный)

2) Какой второй свет светофора? (жёлтый)

3) Какой свет разрешает движение? (зелёный)

4)Почему именно эти цвета выбраны для сигналов светофора?

· Виды светофоров

Чем отличается светофоры для пешеходов и водителей? Почему?

· Раскрась светофор

Учащиеся получают картинки светофорами, которые надо раскрасить.

  • Поведение на дороге.

Учащиеся должны подумать и ответить, как правильно поступить…

1) Тебе надо перейти дорогу и зажёгся красный сигнал светофора.

(Подождать, когда загорится зелёный сигнал, посмотреть налево, направо, убедиться, что машин нет, и только тогда переходить дорогу).

2) Тебе надо перейти дорогу, но поблизости нет пешеходного перехода, светофора и перекрёстка.

(Надо переходить дорогу там, где она хорошо просматривается, посмотреть налево, потом направо и перейти).

5.Транспорт

· Отгадайте анаграмму (прочитайте слово наоборот)

ТРОПСНАРТ (транспорт)

· Отгадайте загадки о транспорте

1.Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе,

А он держит их руками. (троллейбус)

2.Дом по улице идёт

На работу всех везёт.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках. (автобус)

3.Этот конь не ест овса

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.(мотоцикл)

4.Красивый вагон по рельсам бежит.

Всех, куда надо, он быстро домчит.

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чём же мы с вами по городу едем?(трамвай)

· Виды транспорта

Учащиеся получают карточки с перечнем транспортных средств. Дети должны общественный транспорт отметить зелёным цветом, а личный транспорт – синим.

· Поведение в общественном транспорте

Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?

· Картинка «Так и не так»

Кто на картинке ведёт себя правильно, а кто нарушает правила поведения в общественном месте?

6.Музыкальная

Вспомнить и исполнить как можно больше песен и стихов о дороге и о тех, кто в пути.

Дорожная аптечка

1) Что используется при ушибах?

2) Что при ранениях и сильном кровотечении?

3) Какие лекарства используют для снятия головной боли?

4) Какие лекарства используют при отравлении?

5) Какие лекарства используют при боли в сердце?

Оказание первой медицинской помощи.

Необходимо забинтовать руку товарищу.

8.Эстафета с препятствиями.

Каждый участник должен провести машинку по заданному маршруту, но, ни разу не задеть кеглю или кубик. Двигаться надо быстро, но аккуратно.

III. Общее подведение итогов.

Команды возвращаются в актовый зал, встают на свои места. Капитаны отдают маршрутные листы жюри.

Пока жюри подсчитывает баллы и выбирает лучшую команду, на экране любимые герои мультфильма «Смешарики».

Сценарий мероприятия по правилам дорожного движения в начальной школе «Дорожный лабиринт»

Игровая программа по правилам дорожного движения в начальной школе

Цели и задачи : закрепить знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Оборудование : дорожные знаки, настольная игра «Расставьте по дороге знаки».

Участники игры : две команды.

План игры

1. Викторина.

2. Игра «Перейди улицу».

3. Игра «Узнай знак».

4. Игра «Запрещается-разрешается».

5. Игра «Красный-зеленый».

6. Игра «Расставьте по дороге знаки».

7. Сюжетно-ролевые игры.

Ход игры

I. Вводная часть.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень важном, - о правилах дорожного движения, о дорожных знаках. Мы с вами живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, едут трамваи, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. И чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения!

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулем водители.

II. Игровая программа.

1. Викторина.

Кого называют пешеходами?

Зачем нужны правила дорожного движения?

Что такое перекресток, чем он опасен, как его переходить?

При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

По какой части дороги должны двигаться пешеходы?

Почему нельзя перебегать улицу?

Как нужно обходить стоящий трамвай, автобус?

2. Игра «Перейди улицу».

У ведущего два картонных кружка. Один оклеен зеленой бумагой с одной стороны и желтой - с другой. Второй - красной бумагой, а с противоположной - желтой. Все игроки делятся на две команды. В зале проводят две параллельные линии, одну от другой на расстоянии 7-10 шагов. Это «улица».

Играющие выстраиваются друг против друга за чертой.

Условия игры: когда ведущий делает взмах зеленым кружком, играющие делают шаг вперед, красным - шаг назад, желтым - остаются на месте.

Те, кто ошибается, выбывают из игры. Побеждает команда, игрок которой первым «перейдет улицу».

3. Игра «Узнай знак».

Ведущий раздает командам заготовленные заранее дорожные знаки и их пары (картинки, где нарисовано, что данный знак означает), перемешанные между собой. Каждая команда получает определенную группу знаков: предупреждающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса и подбирает к полученным знакам картинки. Например, к знаку «Дети» - картинку школы или детского сада. Подобранные пары скалываются канцелярской скрепкой так, чтобы с одной стороны был знак, а с другой - картинка.

За неправильно подобранный знак команда получает штрафное очко.

4. Игра «Запрещается-разрешается».

Сколько ребят соберутся, столько и могут играть в эту игру. Но только чтобы у каждого было несколько квадратных карточек с изображением различных дорожных знаков.

Ведущий показывает свой знак (любой) Тот, кто отыщет такой же знак у себя, должен рассказать, что этот знак разрешает, что запрещает, о чем информирует и т. п.

5. Игра «Красный-зеленый».

У ведущего два воздушных шарика - зеленый и красный. Ведущий может дать любому участнику игры шар любого цвета. Получишь красный - назови запрещающий знак. Если к тебе попал зеленый шар, называй знак «разрешающий», «предписывающий». Не назовешь - выбываешь из игры.

6. Настольная игра «Расставьте по дороге знаки».

Для данной игры понадобятся игровое поле и 18 дорожных знаков: «Въезд запрещен», «Дети», «Дикие животные», «Дорожные работы», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Круговое движение», «Место остановки автобуса (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Питьевая вода», «Подземный пешеходный переход», «Пост ГАИ», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Светофорное регулирование», «Телефон».

Командам раздается одинаковое количество знаков. В пути, играющие расставляют соответствующие дорожные знаки, которые у них на руках. Места, где нужно поставить знаки, помечены на игровом поле крестиками. Например, проходя мимо телефонной будки, ставят знак «Телефон», около перехода - знак «Подземный переход», у школы - знак «Дети».

Выигрывает та команда, которая правильно расставит по дороге все знаки.

7. Сюжетно-ролевые игры.

1) Переход дороги из-за стоящего транспорта.

Цель: привить навыки безопасного перехода дороги из-за стоящего автобуса, троллейбуса, трамвая.

Атрибутика: макеты автобуса и легкового автомобиля, нагрудные знаки, рули.

2) Тренировка правил безопасного перехода дороги с двусторонним движением.

Цель: выработать привычку безопасного перехода дороги с двусторонним движением из-за стоящего транспорта.

III. Подведение итогов.

Тема: Школа дорожного движения.

Класс: 2 - 4

Цель: Формирование представлений учащихся о безопасности дорожного движения.

Задачи:1. Познакомить учащихся с историей возникновения ПДД.

2. Закрепление знаний о правилах дорожного движения.

3. Развитие умений распознавать дорожные знаки.

4. Воспитание общей культуры поведения на улице.

5. Развитие речи, памяти, воображения, мышления.

Оборудование: Презентация, компьютер, проект, знаки дорожного движения на парты, модель светофора, знаки дорожного движения (стоп, главная дорога, велосипедная дорожка), коробка для знаков, листы А3, буквы П, Р, А, В, И, Л, О, альбомные листы, круги красного, желтого и зеленого цвета для рефлексии (на каждого человека по 3 круга).

Форма организации деятельности учащихся групповая (3 группы). Группы создаются на основе выбора ребенком кружка (красного, желтого, зеленого).

Используемая литература:

6. https://yandex.ru/images/

7. http://spectr-pdd.ru/history-pdd-Russia

11. http://www.roadimage.ru/pdd-6

Ход урока

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Дорогие ребята, я рада приветствовать вас сегодня на уроке, посвященном Правилам дорожного движения.

Похлопайте в ладоши, кто сегодня по дороге в школу переходил пешеходный переход.

Потопайте ногами те, кто сегодня был на автобусной остановке.

Подвигайте плечиками те, кто сегодня переходил дорогу по светофору.

Погладьте по голове себя те, кто сегодня не нарушил правил дорожного движения по дороге в школу.

2. Сообщение цели.

Ребята, а вы любите делать открытия для себя и узнать новое? (Да)

В таком случае я приглашаю вас в Школу дорожного движения. Ее двери всегда открыты для тех, кто хочет узнать законы улиц и дорог. (слайд 2)

Вход в эту школу охраняет великан Светофор. Вот он наш хозяин дорог. (Демонстрирует заранее приготовленную модель светофора).

Помогает с давних пор

Друг наш, добрый светофор.

Объяснит без напряжения

Детям правила движения.

Со всеми, кто приходит в эту школу, Светофор играет в интересную игру. А вы готовы с ним сыграть?

Тогда вперед. Игра называется «А верите ли вы?». За каждый правильный ответ вы получаете букву. Из букв мы составим слово, произнеся которое мы с вами попадем в Школу дорожного движения.

Игра «А верите ли вы?»

1. Верите ли вы, что пешеходный переход - это зебра на дороге?

2. Верите ли вы, что место пересечения дорог и улиц - это площадь?

3. Верите ли вы, что часть дороги, по которой ходят пешеходы - это тротуар?

4. Верите ли вы, что если на дороге нет машин, то мы можем переходить дорогу в любом месте?

5. Верите ли вы, что на желтый свет мы можем переходить дорогу?

6. Верите ли вы, что пешеходный переход можно переезжать на велосипеде?

7. Верите ли вы, что на зелёный сигнал светофора можно переходить дорогу?

8. Верите ли вы, что на велосипеде по проезжей части можно передвигаться только с 14 лет?

9. Верите ли вы, что машины могут ездить только по проезжей части?

10. Верите ли вы, что в темное время суток пешеходу должны иметь на одежде светоотражатели?

Молодцы! Какое слово у вас получилось? (Правило)

Дети рассуждают.

Для чего нам важно знать правила на дороге? (Для нашей безопасности, др.)

И сегодня мы все в Школе дорожного движения, для того чтобы узнать и закрепить знаний о правилах дорожного движения.

3. История ППД

- (слайд 3) А вы знаете, что правила дорожного движения были не всегда. Оказывается, пока люди передвигались по земле пешком, правил ПДД не было совсем. Для того чтобы передвигаться быстрее и перевозить тяжести, человек приручил животное и стал использовать его в качестве источника передвижения. И первым транспортным средством можно считать всадников и колесницы.

Считается, что история ПДД берет свое начало в Древнем Риме. Родоначальником ПДД считают Юлия Цезаря. Многие из правил, введенных им, существует до сих пор. Там люди ездили по узким улочкам, сталкивались друг с другом, поскольку никто не знал, как правильно ездить. Вначале, приезжающие в город должны были оставлять свои повозки при въезде в город, чтобы не заполонять ими город. Появились частные извозчики.

История возникновения ПДД в России началась с 17 века. В крупных городах появилось большое количество частных извозчиков. Для того чтобы регулировать их деятельность и следить за качеством обслуживания пассажиров, государственные органы стали выдавать лицензии. Для получения «номера» извозчики должны были опрятно выглядеть, следить за внешним видом лошадей и соблюдать правила — управлять конным транспортом только в трезвом виде и не останавливать повозки посреди улиц. С возникновением «конки» появилось новое правило проезда перекрестков — преимущество тяжелых «вагонов» перед другими транспортными средствами.

С появлением автомобиля (слайд 4) появлялись новые правила, позволяющие удобно и безопасно передвигаться по улицам. Ездили первые автомобили очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения должна быть минимальной 3 км/ч (слайд 5).

Сейчас, конечно, движение на улицах городов и сел оживленнее, чем сто лет назад. И правила дорожного движения - это наши ориентиры при выходе из дома. Выходя на улицу и двигаясь пешком, на велосипеде или автомобиле, мы являемся участниками дорожного движения. Те, кто передвигается пешком - пешеходы, те, кто на автомобиле - водители и пассажиры.

А как вы думаете, что помогает поддерживать порядок на дорогах? Что показывает нам, где можно ходить и ездить, где остановить машину или проехать на велосипеде? (Дорожные знаки)

4. Игра «Угадай дорожный знак» (Приложение 1)

А вы хорошо знаете дорожные знаки? (Да) (Слайд 6)

Сейчас мы в этом убедимся. Перед вами находятся разные дорожные знаки. Ваша задача внимательно послушать загадку о дорожном знаке, найти его среди знаков и поднять его вверх.

1. Под этим знаком, как ни странно,

Все ждут чего-то постоянно.

Кто-то, сидя, кто-то стоя

Что за место здесь такое?

2. Что за знак висит такой?

«Стоп!» - машинам он велит. -

Пешеход, идите смело

По полоскам черно-белым.

3. Белый треугольник красная кайма,

Чудный паровозик с дымом у окна.

Этим паровозом правит дед чудак,

Кто из вас подскажет, что это за знак?

4. Ты скажи-ка мне, приятель,

Как зовется указатель

У дороги здесь стоит

Скорость снизить нам велит.

5. Круглый знак, а в нем окошко,

Не спешите сгоряча.

А подумайте немножко,

Что здесь? Свалка кирпича!

6. Затихают моторы,

И внимательны шоферы.

Если знаки говорят:

«Близко школа и детсад».

7. Замечательный есть знак!

Может можно здесь кричать,

Прыгать, бегать и скакать,

Петь, гулять и кувыркаться?

Отвечает знак нам строго:

«Здесь опасная дорога!»

8. В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

Здесь ходить запрещено!

5. Физминутка. (Слайд 7 - 21)

А знаете ли вы, кого по праву называют командиром дорог и улиц? (Регулировщика)

А кто знает, что обозначают жесты регулировщика? (Обсуждение)

Мы сейчас поиграем с регулировщиком. Готовы?

Регулировщик показывает движение. Наша задача идти, стоять, поворачивать направо или в любом направлении.

Учитель демонстрирует слайды, а дети под музыку и под руководством учителя делают движения.

6. Игра «Помоги товарищу»

Молодцы! Хорошо отдохнули и запомнили знаки регулировщика.

А знаете ли вы, ребята, что на улицах и дорогах города с вашими сверстниками происходят разные ситуации. В Школе дорожного движения мы обсуждаем такие ситуации, рассказываем о них, чтобы в дальнейшем предотвратить их повтор. А вы готовы разобрать? (Да)

На листочках каждая группа получает ситуацию.

1. Вася решил перейти на дорогу на зеленый сигнал светофора. Только он ступил на проезжую часть, как вдруг зеленый сигнал исчез, появился желтый и затем красный. Но Вася все равно решил перейти дорогу. Чем мог закончиться Васин поступок, и что ему следовало сделать?

2. Рома катался на велосипеде в городском парке. Ему необходимо было отправляться домой. Путь домой проходил через проезжую часть. Дождавшись зеленого сигнала светофора, Рома сел на велосипед и переехал дорогу к противоположному тротуару. Прав ли Рома?

3. Миша в этот день очень спешил в школу. Он увидел, что на дороге нет машин, а до ближайшего пешеходного перехода еще 100 метров, он решил быстро перебежать дорогу. Прав ли Миша?

7. Собери дорожный знак.

К нам в Школу дорожного движения очень часто приносят рассыпавшиеся знаки. Рассыпаются они по разным причинам - из-за неправильно вождения, сильного ветра и вандалов. Вот и сегодня нам принесли целую коробку знаков. Ребята, помогите их собрать. (Приложение 2)

8. Творческая часть «Придумай свой знак»

На дорогах и улицах существует огромная количество знаков. А давайте подумаем, может быть, нам не хватает какого-то очень важного и нужного знака. Я предлагаю вам в группе посовещаться и нарисовать свой знак.

Учащиеся в творческих группах рисуют дорожный знак, затем его представляют.

Наше занятие в Школе дорожного движения подошло к концу. Каждая группа скажите несколько слов, что нового вы узнали, что понравилось, что хотелось бы вам узнать еще о правилах дорожного движения. (Высказывания детей)

Мне очень понравилось с вами работать сегодня. И в завершении занятия я попрошу каждого из вас оценить урок и свою работу на уроке. (На доске начерчены три круга). Если вам все понравилось - приклейте зеленый кружок туда, где у нас зеленый сигнал светофора, если не очень понравилось - то желтый кружок на место желтого сигнала, если не понравилось - красный сигнал на место красного сигнала.

Данная игра рассчитана на проведение в летнем лагере

Игровая программа по правилам дорожного движения для младших школьников «Веселый перекресток»

Цели и задачи : вырабатывать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; способствовать овладению правилами дорожного движения и знаниями дорожных знаков; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.

Оборудование : дорожные знаки, светофорики, картинки. Участники игры: две команды младших отрядов.

План игры

1. Викторина «Зеленый огонек».

2. Игра «Три огонька светофора».

3. Игра на внимание «Красный, желтый, зеленый».

4. Игра «Разрешается-запрещается».

5. Игра «Подбери знаки».

6. Игра «Нарисуй знаки».

7. Игра «Собери знаки».

8. Игра «Собери картинки».

9. Ролевые игры.

10. Веселые эстафеты.

Ход игры

I. Вступительное слово.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о правилах дорожного движения и дорожных знаках, поиграем в игры.

Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правилами дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице и ему вздумается не соблюдать правила. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет всем нам уверенно переходить улицы.

Все вы хорошо знаете, что дорожные знаки очень важны и нужны. Без них было бы просто невозможно передвигаться.

(Звучит песня о дорожных знаках)

II. Игровые задания.

Ведущий. Итак, мы начинаем игру. Для участия в ней приглашаются две команды.

1. Викторина «Зеленый огонек».

Как называется дорожка для пешеходов?

Как нужно идти по тротуару?

Что означает красный, желтый, зеленый сигнал светофора?

Где можно переходить улицу?

Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

Где на проезжей части можно переждать поток машин?

Можно ли играть на мостовой?

Где можно кататься на велосипеде?

Покажите знаки дорожного движения, которые разрешают и запрещают проезд на велосипеде.

2. Игра «Три огонька светофора».

Командам раздаются самодельные светофорики.

Ведущий. А вы знаете, как выполнять команды светофора?

Дети: Знаем! Знаем!

Ведущий. Сейчас я проверю, как вы знаете. Я буду читать вам стихи из «Азбуки безопасности» Олега Бедарева, а вы на своих светофориках зажигайте нужный свет.

(Ведущий показывает, как сигналить светофриком-самоделкой)

Внимание! Я начинаю:

Есть сигналы светофора,

Подчиняйтесь им без спора.

Бурлит в движении мостовая -

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ:

Какой для пешеходов свет?

(Участники показывают на своих светофориках красный свет)

Правильно! Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Особый свет - предупрежденье!

Сигнала ждите для движенья.

Скажите правильный ответ:

Какой горит при этом свет?

(Участники показывают на светофориках желтый свет)

Правильно! Желтый свет - предупрежденье!

Жди сигнала для движенья.

Иди вперед! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ:

Какой для пешеходов свет?

(Участники показывают на своих светофориках зеленый свет)

Правильно! Зеленый свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут.

В заключение игры ведущий разучивает со зрителями стихи о сигналах светофора:

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Желтый свет - предупрежденье!

Жди сигнала для движенья.

Зеленый свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут.

3. Игра на внимание «Красный, желтый, зеленый».

Описание. Если ведущий показывает красный кружочек, дети хлопают в ладоши, желтый кружочек - не двигаются, зеленый кружочек - топают ногами.

4. Игра «Разрешается-запрещается».

Играть на мостовой... (запрещается!)

Переход улицы при зеленом свете светофора... (разрешается!)

Перебегать улицу пред близко идущим транспортом... (запрещается!)

Идти толпой по тротуару... (разрешается!)

Переход улицы по подземному переходу... (разрешается!)

Идти по шоссе по обочине справа... (запрещается!)

Переходить улицу при красном свете светофора... (запрещается!)

Переходить улицу при желтом свете светофора... (запрещается!)

Помогать старикам и старушкам переходить улицу... (разрешается!)

Велосипедистам цепляться за проезжающие машины... (запрещается!)

Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди... (запрещается!)

Идти по тротуару слева... (запрещается!)

Выбегать на проезжую часть... (запрещается!)

Кататься на велосипеде, не держась за руль... (запрещается!)

Переждать поток машин на «островке безопасности»... (разрешается!)

Ведущий. А это не правила движения, но зато правила уважительного отношения между пешеходами, пассажирами и водителями.

Дергать девочек за косички... (запрещается!)

Болтать и громко смеяться в транспорте... (запрещается!)

Уважать правила движения... (разрешается!)

5. Игра «Подбери знаки».

Каждая команда получает одинаковое количество карточек, перемешанных между собой. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно подберет к знакам их название. Например, к знаку, на котором изображен красный круг с белой полосой - «Въезд запрещен», к белому треугольнику с красной каймой и силуэтами бегущих детей - «Дети».

Подобранные «пары» скрепляются канцелярскими скрепками так, чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой - текст.

6. Игра «Нарисуй знаки».

Играющим предлагается за определенное время нарисовать фломастерами знаки дорожного движения.

Выигрывает та команда, которая правильно нарисует за указанное время большее количество знаков.

Можно предложить ребятам нарисовать за определенное время знаки из одной, а еще лучше из двух групп (например, предупреждающие и запрещающие или предписывающие и информационно- указательные)

7. Игра «Собери знаки».

От команд приглашаются по 3 человека, которые собирают разрезанный на части дорожный знак.

8. Игра «Собери картинки».

Ребята собирают разрезанные на части картинки и определяют, какие правила дорожного движения были нарушены сказочными героями.

9. Игра «Дорожные задачи».

Задача 1.

На рисунке нерегулируемый перекресток: без светофора, без инспектора ГИБДД. На одном тротуаре стоит мальчик. На другом - киоск «Мороженое». На проезжей части улицы справа и слева - автобус и грузовик. Помогите мальчику безопасно перейти улицу, чтобы купить мороженое.

Задача 2.

Посмотрите на рисунок и скажите, как должны переходить дорогу девочка и мальчик, чтобы встретиться у газетного киоска.

Ответ: мальчик спокойно переходит улицу - для него горит зеленый сигнал светофора. Девочка останавливается на краю тротуара, так как для нее горит красный свет, и будет ждать, пока появится зеленый сигнал.

10. Веселые эстафеты.

1) Игра на внимание: дети становятся в круг, выбираются два ведущих, детям раздаются кружки красного, зеленого и желтого цветов. По команде дети должны найти своих ведущих.

2) Собрать по команде знаки предупреждающие, запрещающие.

3) Эстафета водителей машин.

III. Подведение итогов.

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей №2 им.ак.К.А.Валиева г.Мамадыш»

Внеклассное мероприятие по ПДД (игра) для учащихся начальных классов

Тема: “Знай правила движения, как таблицу умножения”

Учитель начальных классов

Бербасова Л.И.

Педагогические задачи : создать условия для закрепления правил дорожного движения, правил поведения пешеходов; способствовать развитию монологической речи.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся соблюдать правила дорожного движения, правила поведения пешеходов, нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; осознавать ответственность за свои поступки.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – использовать общие приёмы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий; знаково - символические – использовать модели для решения познавательной задачи; предметные – знать правила дорожного движения, правила поведения пешеходов; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; логические – строить рассуждения.

Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образными (рисунками, таблицами), словесно-образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Коммуникативные: управление коммуникацией -осуществлять взаимный контроль; взаимодействие- строить монологическое высказывание.

Личностные: самоопределение- демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, установку на здоровый образ жизни; нравственная- этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях.

Цель урока: закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Используемое оборудование: компьютер, презентация о дорожных знаках, дорожные знаки, светофорики, картинки, карточки с названием команд (для деления на команды), кегли, 2 игрушечные машинки, два модели светофора, два малых мяча, таблицы, рисунки учащихся, жетоны разных цветов.

Используемая методическая литература:

1. Правила дорожного движения. М, 2004

2. Репин Я.С. Дорожная азбука, М: ДОСААФ, 1987

3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД М:2004.

5. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997

Участники игры: две команды

План игры:

1.Разминка

2.Викторина “Зелёный знак”

5.Конкурс – капитанов “Эстафета водителей”

6.Игра “Нарисуй знаки”

7.Игра со зрителями “Перекрёсток загадок”

8. Автомульти

9.Игра “Собери знаки”

10.Игра “Весёлый светофор”

11.Игра “Велосипедист”

12.Подведение итогов

13.Награждение

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Мотивация к деятельности

- Город, в котором с тобой мы живём, Можно по праву сравнить с букварём,

Вот она, азбука над головой, Знаки развешены вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда. (Я. Пишумов)

2. Введение темы занятия.

Сегодня мы будем учиться видеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья, контролировать своё поведение, совершенствовать знания основ поведения на улице. И мне бы очень хотелось, чтобы вы осознали важность соблюдения правил дорожного движения.

Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Сегодня мы покажем, как знаем эти правила.
А чтобы из вас никто, не устал, мы наше занятие проведём в форме игры. Для этого мы сейчас разделимся на две команды, каждый из вас берёт по одной карточке, на которой написан номер команды, в которую вы попадаете (№1 или №2)! (идёт жеребьёвка-деление на команды)

А теперь остаётся придумать название и выбрать капитана каждой команде.

За каждый правильный ответ команда получает жетон. За нарушение дисциплины один жетон снимается. У кого жетонов соберётся больше, тот и выиграет.

А в жюри мы пригласили наших родителей!

Ну что, все готовы? Тогда вперёд!

1. Разминка

Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

2.Викторина “Зелёный огонёк”

- Как называется дорожка для пешеходов?

Что означает красный, жёлтый, зелёный сигнал светофора?

Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

Где можно переходить улицу?

Можно ли играть на мостовой?

Как нужно идти по тротуару?

Почему запрещается цепляться за грузовые машины и их прицепы?

Где должен останавливаться пешеход, не успевший закончить переход?

Где можно кататься на велосипеде?

Покажите знаки дорожного движения, которые разрешают и запрещают проезд на велосипеде.

3.Игра “Три огонька светофора”

Командам раздаются самодельные светофорики.

Знаете ли вы, как выполнять команды светофора? Сейчас это и проверим. Я буду читать вам стихи из “Азбуки безопасности” Олега Бедарева, а вы своими светофориками показывайте нужный свет.

1. Есть сигналы светофора, Подчиняйтесь им без спора.

Бурлит в движении мостовая- Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ: Какой для пешехода свет?

Правильно! Красный свет нам говорит: Стой! Опасно! Путь закрыт.

2. Особый свет – предупрежденье! Сигнала ждите для движенья.

Скажите правильный ответ: Какой горит при этом свет?

Правильно! Жёлтый свет – предупрежденье! Жди сигнала для движенья.

3. Иди вперёд! Порядок знаешь, На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ: Какой для пешеходов свет?

Правильно! Зелёный свет открыл дорогу: Переходить ребята могут.

4.Игра “Разрешается – запрещается”

Играть на мостовой…(запрещается)

Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

Идти толпой по тротуару…(разрешается)

Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

Идти по тротуару слева…(запрещается)

Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

5.Конкурс – капитанов “Эстафета-водителей”

Капитаны команд должны преодолеть препятствия (расставленные на полу кегли), ведя детскую машинку на верёвочке.

Условие: кто быстрее и без аварий доберётся до финиша.

6.Нарисуй знаки

Играющим предлагается за определённое время нарисовать знаки дорожного движения.

Выигрывает та команда, которая не только правильно нарисует за определённое время знаки, но и объяснит их.

7.Игра со зрителями (болельщиками) “Перекрёсток загадок”

Этот конь не ест овса, Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём. Только лучше правь рулём. (Велосипед)

Что за чудо этот дом! Пассажиров много в нём.

Обувь носит из резины И питается бензином. (Автобус)

Несётся и стреляет, Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться За этой тараторкой. (Мотоцикл)

Не летает, не жужжит - Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Чтоб тебе помочь, дружок, Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни - Зеленый, желтый, красный. (Светофор)

Какой конь землю пашет, А сена не ест? (Трактор)

Вдаль бежит - не тужит, С ножками дружит. (Улица)

Четыре братца бегут - Друг друга не догонят. (Колеса)

Тихо ехать нас обяжет, Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как, Вам в пути… (Дорожный знак).

Что за “зебра” на дороге? Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый, Значит это… (Переход).

8. Автомульти

А сейчас я вам задам вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства, узнаем как вы знаете сказки, внимательно ли вы читаете сказки!

- На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем)

Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (Велосипед)

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре – самолёте)

Личный транспорт Бабы – Яги? (Ступа)

На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (Поезд)

На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

На чём катался Кай? (На санках)

Зрители (,болельщики) могут отдать заработанные жетоны команде, за которую болеют.

9.Игра “Составь знак”

Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожный знак и правильно назвать его.

10.Игра “Весёлый светофор”

Я глазищами моргаю, Неустанно день и ночь

И машинам помогаю, И тебе хочу помочь. ( Светофор.)

Команды играющих располагаются друг за другом. Дети по одному подходят к линии (5 шагов), берут в руки мяч и стараются попасть в один из глазков светофора. Удачный бросок, если мяч попадает в центр какого-либо кружочка, оцениваются так:

Зелёный – 1 очко;

Жёлтый – 2 очка;

Красный – 3 очка.

Побеждает та команда, у которой большее количество очков.

11.Игра “Велосипедисты» (задание повышенной сложности)

Поднимите руку, кто любит кататься на велосипеде! Молодцы! А сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете правила езды на велосипеде. Кто знает ответ на вопрос, поднимает руку!

  1. С какого возраста можно ездить на велосипеде на проезжую часть? (С 14 лет)

2) Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой на велосипеде?

(Тормоза)

  1. На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжой части?

(1м)

  1. Игрокам показывается знак “Велосипедная дорожка”, они должны назвать знак и объяснить, что он означает.
  1. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира? (Только маленьких детей, при наличии специального дополнительного сиденья).
  1. Какой знак запрещает движение велосипеда?
  1. Должен ли велосипедист останавливаться у знака “Проезд без остановки запрещён”? (Да)
  2. Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? (Вытянутой правой рукой или согнутой в локте левой)
  1. Должен ли велосипедист остановиться на перекрёстке на красные свет, если нет транспортных средств, и он не создаёт аварийную ситуацию? (Да)
  1. Относится ли велосипед к гужевому транспорту? (Нет)
  1. Почему в тёмное время суток на велосипеде можно ехать без включенного фонаря? (Вопрос с подвохом, нельзя ездить в тёмное время суток без фонаря, даже на велосипеде).

12.Подведение итогов

Слово предоставляется жюри!

13.Награждение