Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения «Звук

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Василюк Лиза (5 лет)

Дефект: дизартрия (стертая форма)

Тема: Звук [л] (отсутствие звука)

Этап: постановка звука [л]

Цели:

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Развивать мимическую мускулатуру.

    Формировать плавный выдох, направленную воздушную струю.

    Развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза.

    Формировать правильное положение органов артикуляции для произнесения звука [л];

    Закрепление изолированного произношения звука [л]; учить выделять звук [л] в словах.

    Упражнять в определении наличия звука в слогах.

    Развивать память, внимание, графо-моторные навыки.

Оборудование: зеркало, артикуляционный профиль звука [л], картинки для артикуляционной гимнастики, материал для отработки воздушной струи, кукла, предметные картинки со звуком [л], цветные карандаши, лист белой бумаги.

Ход занятия:

    Организационный момент

    Здравствуй Лиза. Я рада тебя видеть. Я сегодня получила письмо, нас приглашает в гости кукла Алла, но чтобы идти в гости, нам нужно подготовиться и выполнить разные упражнения.

    Ты согласна? Отлично, тогда за дело!

    Развитие общей моторики

Игра «Угадай движение».

    Я покажу тебе движения, чем могут заниматься дома взрослые и дети (вытирать пыль, работать пылесосом, варить обед, мыть пол, рисовать, мыть окно, читать книгу, поливать цветы), а ты угадывай движение и повторяй его.

    Пальчиковая гимнастика

«Вышел дождик погулять».

    Раз, два, три, четыре, пять!
    Вышел дождик погулять,
    Шел неспешно, по привычке,
    А куда ему спешить?
    Вдруг читает на табличке:
    «По газонам не ходить!»
    Дождь вздохнул тихонько:
    «Ох!» И ушел… Газон засох!

(Ритмичные удары по столу пальчиками обеих рук, начиная с мизинца, поочередно. Беспорядочные удары пальчиками обеих рук по столу. «Шагаем» средним и указательным пальчиками по столу. Ритмично ударяем то ладонями, то кулаком по столу. Частые и ритмичные удары в ладоши. Один хлопок. Ритмичные хлопки по столу).

    Самомассаж лица по показу логопеда

«Снова туча прилетела!».

    Выполняй вместе со мной движения:

    Струйкой дождик побежал
    На лоб, на нос, на щечки,
    Капал долго и играл:
    На щечках капли-точки

(Разглаживаем лоб от середины к вискам. Гладим лоб, нос сверху вниз и по щекам.
Пощипываем щеки, верхнюю и нижнюю губу. Проделать 2 раза).

    Формирование плавной, направленной воздушной струи

«Прогоним тучу!»

    Грустно, когда дождь идет, давай представим, что это тучка и прогоним ее. Давай будем сдувать с ладошки вот эту «ватную тучку» (сдуваем плавным выдохом с раскрытой ладони вату).

    Развитие мимических мышц

«Любуемся собой» (по показу логопеда)

    Тучу мы прогнали, настроение стало хорошее, давай полюбуемся собой:

    Возмутились!

    Нахмурились!

    Удивились!

    Обрадовались!

    Развитие артикуляционной моторики.

    Мы полюбовались собой, настроение поднялось. Давай поиграем щеками: надуваем щеки одновременно и поочередно; разминаем губы: делаем «Улыбочку», «Заборчик» поочередно.

    Лиза, теперь давай посмотрим, какой у нас стал веселый язычок, он умеет играть!

Упражнение «Лопаточка».

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи!

Упражнение «Непослушный язычок».

Мы накажем язычок -
Пошлепаем его, дружок.

Упражнение «Иголочка».

Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.

Упражнение «Маляр».

Я маляр, я крашу крыши,
Выше всех я, выше-выше!

Упражнение «Парус».

Парус наверх! Лодка плывет,
И на прогулку ребяток зовет.

    Разложение правильного артикуляционного уклада для произношения звука [л]:

    Сегодня нас с тобой к себе в гости пригласила кукла Алла. Она живет в сказочном домике, но чтобы до нее добраться, нам нужно плыть на пароходе, а ты знаешь как гудит пароход?

    Вот послушай «л-л-л».

    Когда мы произносим звук [л] наши губы улыбаются, зубы сближены «заборчиком», кончик язычка поднят за верхние зубки, воздушная струя проходит по боковым краям языка, голос звенит.

    А теперь ты попробуй погудеть как пароход, произнеси звук [л].

    Работа над развитием фонематических процессов

    Ну, вот мы и добрались до сказочного домика куклы Аллы.

Игра «Что есть в доме у Аллы».

    Сейчас я буду показывать картинки, и называть их, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук [л], хлопай в ладоши: стол, лопата, конфета, полка, ложка, кошка, лампа.

    Давай оставим только те картинки, в которых есть звук [л] и уберем лишние картинки, в которых нет звука [л] (ребенок самостоятельно выполняет).

    Закрепление изолированного произношения звука [л]

    Давай улыбнемся, ещё раз сделаем упражнение «Заборчик», кончик языка поднимем за верхние зубки, и пропустим воздушную струю по боковым краям языка. Что же получилось? (ребёнок выполняет действия и произносит звук [л].) Повтори её ещё раз. Молодец! Ты научилась произносить звук [л].

    Давай покажем, как гудит пароход: л-л-л.

    Домашнее задание

    Развитие внимания и памяти. Формирование графических навыков

    А сейчас будь внимательна, я убираю все картинки, а ты припомни как можно больше картинок, которые ты видела и назови их (ребенок называет ). А сейчас нарисуй ту, которая больше всех тебе понравилась.

    Итог занятия

    Лиза, какой звук мы с тобой сегодня учились произносить. Давай вспомним, как мы его произносили.

    Сегодня на занятии мы были в гостях у куклы Аллы, играли в разные игры, ты училась слушать и правильно произносить звук [л] и показала Алле, как хорошо это у тебя получается! Молодец!

    Мы с куклой Аллой приготовили тебе сюрприз – цветочек, давай прикрепим его тебе на кабинку.

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения

Составила: учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ № 90»

Тема: «Школа Умной Совы. Звук [С]»

Речевое заключение: ОНР – III уровень речевого развития

Этап: автоматизация звука [С] в словах, предложениях

Цель: Создать условия для автоматизации звука [С] в словах и предложениях.

Коррекционно - образовательные:

Закрепить правильного произношения звука [С] в слогах, словах и предложениях, умение характеризовать звук;

Формировать умение согласовывать числительные 1, 2, 3 с существительными.

Коррекционно – развивающие:

Развить мыслительные операции анализа и синтеза, мелкую и общую моторику, тический слух, зрительное восприятие.

Коррекционно – воспитательные:

Создать условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении с педагогом;

Привить навыки самоконтроля при выполнении упражнения на развитие фонематического слуха, артикуляции звука, умение слушать произносимую речь;

Воспитывать познавательный интерес к занятию.

Оборудование: Артикуляционный профиль звука С, мольберт, зеркала, игрушка «Умная сова», картинки «Пианино», «волшебный клубок», «Цепной текст», карточки для игры «Звуковая математика», игра «Послушай, выложи, проверь», медаль «Я подружился со звуком С».

Образовательная технология: игровая

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, …. . Рада вас видеть. Поздоровайся с нашими гостями.

Эмоциональный настрой.


Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди встали с постели.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

2. Сообщение темы и цели занятия.

К нам в гости пришёл необычный гость. Но вы узнаете его тогда, когда отгадаете загадку. Слушайте внимательно.

Днём спит, ночью летает,

Ухает, людей пугает.

В темноте горят глаза –

Всем мышам она гроза. (Сова).

Кто это? Правильно, это сова!!! А вот и она. Сова не простая, а умная. Она прилетает только к тем детям, кто правильно научился произносить звуки. Какой звук вы научились произносить? (звук С)

Умная Сова приглашает Вас в свою школу, чтобы узнать умеете ли вы произносить звук С. В школе нужно будет выполнить все её задания. Отправляемся с Умной Совой в волшебную школу?

1,2,3 – повернись.

В волшебной школе очутись.

(Дети проходят в «школу», и останавливаются у мольберта с профилем звука С, зеркала)

3. Уточнение артикуляционного уклада звука [С].

Первое задание для вас от Умной Совы: рассказать, что вы знаете про звук С?

1 задание «Что я знаю про звук?»

- …. Давайте вспомним и покажем, как мы умеем произносить звук «С».

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [С]? (Губы в улыбке, зубы сомкнуты или сближены).

А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [С]? (Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы).

Какая воздушная струя теплая или холодная выходит изо рта, когда мы произносим этот звук? Поднеси ладонь ко рту и проверьте (резкая холодная струя)

(Дети повторяют перед зеркалом.)

Сова рада, что вы знаете, как правильно произносится звук С.

4. Развитие фонематического слуха.

Умная Сова хочет узнать, умеете ли вы слышать звук С в словах.

Игра «Послушай, выложи, проверь»

Я буду называть слова. Если вы услышите звук С в произнесённом слове, закройте квадрат картинкой чайник. Если звука С в слове нет, квадрат остаётся пустым. Слушайте внимательно.

- …посчитай, сколько слов со звуком С я произнесла?

- … сколько слов я произнесла с другими звуками?

И с этим заданием вы справились.

5. Автоматизация звука [С] на уровне слога.

Игра «Пианино»

Чтобы выполнить следующее задание, нужно пропеть волшебную «свистящую песенку» с определенным ритмом вместе с соловьём. Послушайте внимательно. (Логопед показывает образец «песенки», нажимая на картинку с клавишами «пианино» и произносит слоги СА-СА-СА с ударением на 3 слог, СЫ-СЫ-СЫ - на 2 слог, СО-СО-СО – на 1 слог, СУ-СУ-СУ – на 3)

А теперь Сова вам предлагает немного отдохнуть. Выходите в круг.

Физминутка

Игра «Голова, живот, ноги». (Определение места звука [С] в словах (начало, середина, конец).

Я буду называть слова со звуком [С], а вы должны будете указать на часть тела, в зависимости от местоположения звука: голова – начало слова, живот – середина, ноги – конец)


Собака, лист, доска, снеговик, лиса, ананас, колесо, сок, лист, глобус.

Хорошо, теперь мы готовы выполнить следующее задание.

6. Автоматизация звука [С] на уровне слова

Игра «Волшебный клубок»

Новое задание Умной Совы: нужно помочь бабушке Совунье.

Маленькие совята запутали клубок ниток, из которого она хотела связать тёплые носки. Посмотрите сколько узелков на клубочке. Нам нужно эти узелочки распутать. Клубок распутается тогда, когда вы правильно назовёте картинки со звуком С.

(перед детьми на мольберте клубок с картинками, они по очереди называют картинки, чётко выделяя звук С в словах)

Умницы, вы помогли Совунье распутать клубок и готовы услышать новое задание.

Игра «Звуковая математика»

Умная Сова решила узнать, как вы умеете считать предметы со звуком С.

(у детей 2 карточки – с двумя и тремя предметными картинками:

Один, самолет, один слон, одна собака, два слона, две собаки, два самолета, три самолета, три собаки, три слона

- … справились и с этим сложным заданием Совы.

7. Автоматизация звука [С] на уровне предложения.

Цепной текст «Стас и собака»

Сова придумала рассказ и нарисовала к нему картинки. Послушайте его внимательно.

- … попробуй пересказать рассказ по опорным картинкам.

- … назови слова со звуком С, которые ты услышала в рассказе ….. (Димы)

(Стас, свисток, собака, миска, кусок, стол, мясо)

Умная Сова осталась вами довольна.

8. Итог занятия.

Вот и заканчивается наше занятие в волшебной школе.

Какой звук помогал вам выполнить все задания Умной Совы? Произнесите его ещё раз.

- … какое задание умной совы тебе больше понравилось выполнять? А тебе …?

Умная Сова хочет подарить каждому из вас вот такую медаль, которая означает, что вы подружились со звуком [С] и желает вам беречь эту дружбу. Нам пора возвращаться в детский сад, закройте глаза.

1, 2, 3 – повернись.

В группе «АБВГДейка» очутись.

Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому чётко и правильно произносили звук [С] в слогах, словах, предложениях. В подарок Сова вам оставила свои любимые листы - раскраски со звуком С. Благодарю за занятие!

Конспект индивидуального логопедического занятия

по коррекции звукопроизношения с учащимся 1 класса

Тема: Звук [л].

Цель: Автоматизировать звук [л] в слогах, в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять навык произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях;

Формировать умение соотносить фонему с соответствующей графемой;

Упражнять в образовании названии детёнышей животных, относительных и притяжательных прилагательных;

Упражнять в согласовании существительных с числительными.

Коррекционно-развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

Развивать фонематическое восприятие;

Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; навык чтения;

Обогащать словарный запас, развивать связную речь;

Развивать словесно-логическое мышление, речеслуховое внимание;

Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навык самоконтроля при произнесении звука [л] в речи;

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, экран, аудиозапись «Звуки леса»; зеркало настенное; осенние листья с заданиями; картинки с упражнениями для артикуляционной гимнастики; дидактическое пособие «Помоги лосёнку найти родителей»; планшет для пескотерапии, песок; еловые шишки с буквами на них, жёлуди, фишки для составления звуковых схем, картинки белочки и колокольчика.

Ход занятия:

Организационный этап (1 мин). Приветствие:

Улыбнись ты мне, улыбнусь я тебе.

Здравствуй, солнышко ясное!

Здравствуй, небо прекрасное!

Мы приносим за все благодарность,

Природа, тебе!

Мотивационно-целевой этап (2 мин)

Актуализация знаний:

Логопед: Вспомним, чему мы учились на прошлом занятии? (Учились произносить звук [л]).

Создание проблемной ситуации:

Логопед: Кто-то бросил мне в оконце

Посмотри-ка, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что крадётся к нам в окно?

От кого оно узнаешь,

Если загадку отгадаешь:

По веткам скачет, а не птица.

Рыжая, а не лисица? (Белка).

Логопед: Правильно. Это белочка нас приглашает на прогулку в осенний лес. Примем приглашение белочки? (Да)

Логопед: Как ты думаешь, почему именно белочка пригласила нас в лес? (Думаю, потому чтов слове «белка» есть звук, который мы учимся произносить - звук [л]).

Побуждение к формулированию проблемы:

Логопед: В чёму тебя возникает затруднение? (Часто ошибаюсь при произношении звука [л]).

Побуждение к формулированию темы и цели занятия:

Логопед: Догадался, чему будем учиться на занятии?(Продолжим учиться произносить звук [л]).

Логопед: С какой целью? (Чтобы себя контролировать и не ошибаться).

IV . Ориентировочный этап (1 мин):

Логопед: Что нужно для достижения цели? (Для достижения цели нужно стараться выполнять все задания правильно).

V . Практический этап (14 мин).

Развитие фонематического восприятия

Логопед: Чтобы оказаться в лесу нам нужно покружиться и произнести волшебное заклинание:

Ла - ла - ла - осень к нам пришла.

Ул - ул - ул - ветерок подул.

Ила - ила - ила - листва в воздухе кружила.

Логопед: Вот мы и оказались в осеннем лесу (вкл. аудиозапись «Звуки леса) (СЛАЙД 1).

Логопед: Посмотри, какая красота!

Логопед: Белочка нас уже встречает (СЛАЙД 2).

Логопед: Она нас пригласила не просто так, а приготовила интересные задания. Эти задания она указала на осенних листочках. За каждое правильно выполненное задание она тебе будет вручать жёлудь.

1 задание - выполнить артикуляционную гимнастику:

Упражнения для губ:

«Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка» Упражнения для языка:

«Наказать непослушный язычок»,«Лопатка»,«Качели»,«Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Парус».

Логопед: Молодец, отлично справился с первым заданием. Посмотри, что белочка тебе вручает? (Жёлудь).

2 -ое задание - Анализ артикуляции по плану:

Логопед: Произнесём звук[л] длительно. Какое положение принимают губы, зубы, язык при произнесении звука [л]? (Когда произносим звук[л] губы улыбаются, зубы - разомкнуты, кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами).

Логопед: И со вторым заданием справился замечательно (вручает жёлудь).

3-е задание - Характеристика звука:

Логопед: Охарактеризуй звук [л] (Звук [л]согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синей фишкой - выбирает из трёх фишек на столе).

Логопед: Умница! (вручает жёлудь)

4 -е задание - Связь звука и буквы:

Логопед: Какой буквой на письме обозначаем звук [л]? (Звук [л] на письме обозначаем буквой Л).

Логопед: Найди эту букву в разрезной азбуке.

Логопед (берёт планшет для пескотерапии): Белочка предлагаетнаписать на песке букву Л одновременно указательными пальцами обеих рук, произнося звук [л].

Ребёнок выполняет задание, получает жёлудь.

5-е задание - Отработка звука в слогах:

Логопед: Отгадай анаграмму, и узнаешь, кто ещё живет в этом лесу (СЛАЙД 3)

ЬЛСО

Ребёнок: Получилось слово ЛОСЬ.

Логопед: Угадал верно.Посмотри, кто это? (СЛАЙД 4)

Ребёнок: Это лось с лосихой.

Логопед: Детёныша у лося и лосихи как зовут? (Детёныша у лося и лосихи как зовут лосёнок).

Логопед: Лосёнок заблудился. Нужно помочь ему добраться до лося и лосихи, «шагая» пальчиками по тропинке, читая слоги сначала грустно, затем радостно.

Дидактическое пособие «Помоги лосёнку найти родителей»


ЛА УЛ

ЛЫ ЭЛ

ЛУ

ЛО ИЛ

ЫЛ

Ребёнок выполняет задание

Логопед: Молодец! (вручает жёлудь)

6-ое задание - Образование притяжательных прилагательных:

Логопед: Белочка предлагает поиграть в игру «Узнай и назови» (СЛАЙД 5):

Логопед: Чьё туловище? (Лосиное). Чьи рога, ноги? (Лосиные). Чья морда? (Лосиная)

Логопед: Отлично! (Ребёнок получает очередной жёлудь).

Логопед: Белочка предлагает немножко отдохнуть.

Динамическая пауза:

Мы с тобою в лес пойдём, марширу ем на месте

Там мы белочку найдём. «бинокль» из пальцев рук

Белка - маленький зверёк, приседание

По деревьям прыг да скок. прыжки

Мы ловить тебя не станем. головой повороты в стороны

Поиграй немножко с нами. полуприсед

Будем мы с тобой дружить, наклоны в сторону

В лес почаще приходить. марширу ем на месте.

7-ое задание - Звукобуквенный анализ и синтез слова

Логопед: Прыгала белочка с ветки на ветку и все шишки посшибала (СЛАЙД 6).

Логопед: А на шишках - буквы. Составим из букв слово и узнаем, с какого дерева эти шишки (ребёнок выкладывает из букв на шишках словоёлка ).

Логопед: На ёлке шишки какие? (На ёлке шишки еловые).

Логопед: Сколько букв в слове ёлка? (В словеёлка 4 буквы)

Логопед: Выложи из фишек звуковую схему слова ёлка (выполняет задание).

Логопед: Раздели слово на слоги. Сколько слогов в слове ёлка ? (В слове ёлка два слога) Почему? (Потому что в этом слове два гласных звука - [о] и [а])

Логопед: Сколько звуков в словеёлка ? (В слове ёлка пять звуков)

Логопед: Охарактеризуй каждый звук.

Ребёнок: Первый звук в слове ёлка [j]. Звук [j] согласный, мягкий, глухой; обозначаем зелёной фишкой. Второй звук в слове ёлка [о], он гласный, ударный; обозначаем красной фишкой. Третий звук в слове ёлка звук [л]. Он согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синей фишкой. Четвёртый звук в слове ёлка [к], он согласный, твёрдый, глухой; обозначаем синей фишкой. Пятый звук в слове ёлка [а]. Он гласный, безударный; обозначаем красной фишкой.

Логопед: Соотнеси количество букв и звуков (В словеёлка букв меньше, чем звуков) Почему? (Потому что буква Ё в начале слова обозначает два звука - [j] и [о])

Логопед (вручая очередной жёлудь): И с этим заданием справился, молодец!

8-ое задание - «Исправь предложение»

Логопед: Белка придумаладля тебя предложения. Послушай их внимательно и исправь.

Ёлка села на галку.

Дупло выдолбило дятла.

Луна выла на волка

Белка накинулась на волка.

Ребёнок выполняет задание, получает очередной жёлудь.

Логопед: Молодец! Со всеми заданиями белочки справился. Предлагаю посчитать, сколько желудей заработал.

Согласование существительных с числительными. Игра «Посчитай»

Ребёнок: Один жёлудь, два жёлудя, три жёлудя, четыре жёлудя, пять желудей, шесть желудей, семь желудей, восемь желудей.

VI . Домашнее задание (1 мин):

Логопед: Белочка приготовила для тебя домашнее задание - выучить скороговорку:

Положил Алёшка жёлуди в лукошко.

Жёлуди со шляпами

Для белочки с бельчатами.

VII . Рефлексия. «Закончи предложение» (1 мин).

Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие в осенний лес. Понравилось ли оно тебе?Предлагаю тебе закончить предложения(СЛАЙД 9):

Во время путешествия я учился…

Мне удалось…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я хочу похвалить за работу…

Мои ожидания…

Моё настроение…

Логопед: Если у тебя замечательное настроение, топодари белочке цветок. Как цветок называется? (Колокольчик) Ребёнок прикрепляет к картинке с белочкой цветок.

Информационно-методическое обеспечение:

Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 64 с.+ вкл. 8 с.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Н.В. Ёлкина, Т.В. Тарабарина; худож.: В.Н. Куров, Г.В. Соколов. - Ярославль Академия развития,2006. - 224 с.: ил. - (Игра, обучение, развитие, развлечение).

Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей/Т.А. Куликовская. - М.: Издательство «Гном и Д», 2010. - 128 с.

Яна Пылаева
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения ребенка 6 лет с дислалией.

Тема : 1. Лексическая тема «Одежда»

2. Автоматизация звука [Л]

Цель : Автоматизировать звук [Л] в слогах , в словах;

Образовательные задачи :

Закрепление умений делить слова на слоги;

Закрепление понятия : «звук » , «слог» , «слово» .

Совершенствование артикуляции и правильное произношение звука [Л] ;

Совершенствование умения выделять звук [Л] из ряда звуков , слогов ;

Формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

Закрепление умения определять наличие звука [л] в словах ;

Закрепление умения классифицировать предметы по лексической теме «Одежда» ;

Активизация словаря воспитанников по лексической теме «Одежда» ;

Формирование умения образовывать качественные прилагательные посредством развития навыков словообразования и словоизменения;

Совершенствование навыка по акустическим признакам;

Коррекционные задачи :

развитие фонематического восприятия

развитие слухового внимания, логического мышления, зрительного восприятия, общую и мелкую моторику (шнуровка) ;

Воспитательные задачи :

Воспитание умения слышать учителя-логопеда ;

Воспитание интереса и настойчивости к выполнению задания;

Воспитание навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии .

Здоровье сберегающие технологии : физминутка «На прогулке!» ; пальчиковая гимнастика «Одежда» .

Оборудования : кукла Лада, картинки с изображением одежды, лошадка, зеркало, медаль, шерстяная нитка.

Организационный момент

Логопед : Здравствуйте, я очень рада видеть тебя! Проходите, садитесь за стол. Какое сегодня замечательное утро! Давай улыбнемся друг другу! Сегодня к нам в гости пришла кукла Лада, она будет заниматься вместе с нами. И она для нас приготовила много интересных, занимательных игр. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л] . Будем стараться произносить его правильно и красиво.

Основная часть

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

Логопед : Кукла Лада приглашает, нас отправиться в «путешествие игры» . Однако к путешествию нужно как следует подготовиться, свои губки укрепить (упражнение «Трубочка» ). Давай напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик» ). К блинам возьмем с собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье» , после еды нам нужно почистить зубки (упражнение «Почистим верхние зубки» ). Перед выходом в «путешествие игры» давай проверим, как перенесем качку (упражнение «Качели» ). Качка нам не страшна! С песенкой индюка нам будет путешествовать веселее бл-бл-бл («упражнение «Индюшата» ). Песенку мы с тобой спели. Отправимся в путешествие, а поможет нам (показ игрушки лошадки, поскакали вместе цок-цок (упражнение «Лошадка» ). Чтоб отправиться в путешествие нам нужно надеть одежду. А зачем люди надевают одежду? (ответ ребенка ) . Ветер подул нам в лицо (имитация движений, (упражнение «Парус» ).

Логопед (Кукла) : Какой 1-й звук в имени девочки Лада? (Звук [Л] ) . Давайте вместе произнесем : ЛЛЛЛ

Какой это звук ? (Согласный, твёрдый)

Сегодня мы с тобой будем тренироваться произносить этот звук правильно в слогах , словах.

Логопед (Кукла) : Сейчас поиграем в игру «Попугайчики» . Я буду называть слоги, а ты будешь повторять за мной

Ла – ло - лу

Лу – ло - ла

Лы – ло - лу

Ло – лы - лу

Ал – ол - ул

Ыл – ол - ал

Логопед (кукла) : на столе лежат картинки. Что на них изображено? (Платье, платок, колготки, футболка, чулки, плавки, блузка, плащ) . Как можно, одним словом назвать все перечисленные предметы? (Одежда) .

Куколка Лада потеряла звук [л] , давай поможем ей его найти, когда услышишь звук [Л] , хлопни ладошками (з, м, л, ма, ли, лу, плащ, мяч, пальто, платок) .

Упражнение «Прохлопай слова»

Давай вспомним, как можно разделить слова на части.

Правильно, можно их прохлопать. Давай разделим слова на слоги :

(Колготки, перчатки, рубашка) .

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать : одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

Логопед (кукла) : А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» . Я показываю картинку одежды, а ты называешь одежду ласково.

Платье-платьице

Платок-…

Колготки-…

Футболка-…

Физкультминутка «На прогулку!» (Выполнение движений согласно тексту)

Мы снимаем тапки, надеваем шапки,

Кофточки, штанишки,

Шарфики, пальтишки.

Обуваем ножки и бежим по дорожке!

Игра «Продолжи фразу»

АЛ-АЛ. мячик наш. упал.

OЛ-OЛ. мы забили. гол.

УЛ-УЛ. вечерок. подул.

ЫЛ-ЫЛ, я тетрадь. забыл.

ОЛ-ЭЛ, суп мне. надоел.

УЛ-УЛ. мы сломали. стул.

Игра «Вставь букву» .

Куколка Лада нам принесла интересную коробочку с задачей. Но, пока шла, то потеряла буквы. Поможем ей исправить все ошибки - вставить потерянные буквы.

Карточки со словами : _ОСИНЫ, П_АТЬЕ, ФУТБО_КА.

Логопед (Кукла) : А ты знаешь, что одежду шьют из разных тканей. Например, одежду из кожи называют (кожаной, из шерсти – (шерстяной) . А как называют одежду, сделанную из шелка? (Шелковой, а из хлопка (хлопковой) .

Куколка Лада предлагает тебе вспомнить и нарисовать из шерстяной ниточки букву Л, звук [Л] .

Подведение итогов

Логопед (Кукла) : Кукле Ладе очень нравится путешествовать по стране игр, но наше путешествие подошло к концу. Какой звук помогал нам путешествовать? Молодец! С каким звуком мы сегодня играли ? Придумай слово, чтобы в нем был звук [Л] ?

Рефлексия

Какие игры тебе понравились больше? С чем были затруднения? За увлекательное путешествие в «страну игр» Кукла Лада, хочет тебя поблагодарить и подарить медальку.

Публикации по теме:

Интегрированное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения у ребенка старшего дошкольного возраста Интегрированное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющего.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях. Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах и предложениях Образовательная.

Конспект индивидуального занятия для ребенка 4–5 лет с выраженной задержкой психического развития «Зима» Цель: развивать психические процессы. Задачи: - развивать мышление, память, внимание и восприятие; - закрепить представление о «Зиме» (признаках);.

Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка – путешественница») Задачи: 1.

Цель: расширить представление о признаках зимы; развивать психические процессы. Задачи: - развивать мышление, память, внимание, зрительное.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать представления.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе «Звуки [ Х] и [Х’]» Тема: Звуки Х и Хь. Цель: Учить детей правильному, четкому произношению и различению звуков Х и Хь Образовательные задачи: Познакомить.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей ОНР (II-III) Тема: звуки [р]- [р,] Цель: формировать навык дифференциации звуков [р], [р’] на слух и в собственной речи в словах, предложениях. Образовательные.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения «Звук и буква С» (подготовительная группа) Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения по теме; «Звук и буква С» учителя-логопеда Черненко Т. В. Цели: 1. Формирование.

Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:

Конспект занятия по коррекции нарушений звукопроизношения детей с системным недоразвитием речи.

Тема: «Звук [у] и буква У»

Цель: знакомство с гласным звуком [у], буквой У.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    уточнение артикуляции и отработка четкого произношения звука [у];

    расширение и активизация словаря.

Коррекционно-развивающие:

    развитие речевой и ручной моторики;

    развитие фонематического анализа, умения выделять звук [у] в словах;

    развитие слухового и зрительного внимания, пространственной ориентировки;

    закрепление связи звука и буквы у.

Коррекционно-воспитательные:

    воспитывать умение работать в течение всего занятия;

    воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля;

    воспитание правильной осанки.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, разрезная азбука, счетные палочки, карточки с заданием, карандаши, зеркала.

    Орг. Момент.

    Развитие ручной моторики. Игра «Пальчики здороваются»

Ребята, поиграем в игру. Сначала будут здороваться друг с другом пальцы правой руки. (Упражнение выполняется вместе с логопедом)

Кончик большого пальца правой руки поочередно «здоровается», касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальца этой руки. А теперь будут «здороваться» пальцы левой руки…

Пальчики поздоровались и погрелись. А теперь погреем язычок и губы, пусть они тоже подвигаются.

    Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом, под счет)

Упражнение для нижней челюсти: опустить и поднять нижнюю

челюсть.

Упражнение для губ: улыбка, трубочка, чередование улыбки и трубочки.

Упражнение для языка: положить широкий язык на нижнюю губу, поднять широкий язык на верхнюю губу, чередование широкого-узкого языка, «маятник» (узкий язык в правый-левый угол рта), облизать кончиком языка верхнюю, нижнюю губу.

Вот и Язычок готов продолжать учиться.

    Знакомство с картиной «В лесу» и беседа по ее содержанию.

Кто нарисован на картинке?

Волк.

Что делает волк? (Как подает голос?)

Воет.

Как воет волк?

У-у-у.

    Произнесение вместе с логопедом звука у.

- Давайте все вместе произнесем, как воет волк.

А теперь я послушаю, как каждый из вас произнесет этот звук.

    Уточнение артикуляции звука [ у ] .

Логопед предлагает детям взять зеркало и произнести звук [ у] перед зеркалом, следит за тем, чтобы дети вытягивали губы вперед.

    В каком положении губы, когда мы произносим звук [у]? (Они растянуты или вытянуты трубочкой.)

    Губы трубочкой. (Все дети повторяют.)

    Касается ли кончик языка зубов?

    Не касается, кончик языка отодвинут назад. (Дети повторяют.)

    Приложите ладонь к горлышку и скажите звук [ у]. Дрожит ли горлышко?

Дрожит.

    Правильно. Горлышко дрожит, звук произносится с голосом. (Дети повторяют.)

    Итак, как же мы произносим звук [ у]! Дети заканчивают предложения: губы - ... (трубочкой), кончик языка - ... (не касается зубов), горлышко- ... (дрожит).

Дети повторяют артикуляцию звука [ у].

    Игра «Тихо - громко».

Волк воет на луну громко, а волчонок – тихо.

    Соотнесение с буквой.

Какой буквой обозначается звук [у]? Найдите букву в разрезной азбуке.
Буква выставляется на доске.

    Выкладывание буквы У из палочек.

Сколько вам понадобилось палочек?

    Узнавание буквы У.

Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву У и обвести её в кружок!

    Обучение четкому произношению звука [ у] в словах.

Вывешивается картинка «Девочка заблудилась в лесу». Проводится

беседа по картинке.

    Кто нарисован на картинке?

    Девочка.

    Что случилось с девочкой?

    Она заблудилась в лесу.

    Как кричит девочка?

    Ау-ау-ау.

    Давайте поможем девочке и хорошо произнесем вместе ау-ау-ау.

    Какой первый звук в слове ау! (Звук интонируется.)

А.

    Какой звук слышится после звука [ а] в слове ау?

У.

    Составим это слово под картинкой.

Вывешивается картинка «Малыш плачет». Проводится аналогичная работа со звукосочетанием уа.

    Физкультминутка.

Самолёты загудели. (вращения перед грудью согнутыми в локтях руками.)

Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо.)

На полянку тихо сели.

Да и снова полетели. (Присесть, руки к коленям.)

    Закрепление произношения звука [ у] по картинкам.

Дети должны вспомнить, что какие звуки подает, и правильно произнести звук [ у]: самолет летит, пароход гудит, поезд сигналит, дудочка играет.

    Развитие фонематического анализа. Определение наличия звука [ у].

Игра «Услышь звук у». Дети приседают, когда услышат звук [ у].

а) среди других звуков: а, м, у, э, с и т.д.;

б) в сочетаниях с гласными: ау, оа, за, эу, ыу и т.д.;

в) в односложных словах: зуб, рак, кот, мак, рот, дуб, лук, сыр, гусь, жук, дом, уж, сом, сук.

Логопед показывает картинку и называет слово, дети определяют, есть ли звук [ у] в слове или нет. Картинки, в названии которых есть звук [ у], выставляются на доске.

    Подведение итогов занятия.