Духовное или душевное? Что значит: душевный и духовный человек.

Спрашивает Илья
Отвечает Александр Серков, 12.09.2014


Илья пишет:

Что значит это место писание: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно??? Что значит: душевный и духовный?? Какое между ними различие?? Что значит судить духовно???

Мир Вам, Илья. Давайте рассмотрим этот вопрос:

Душевный человек, это тот, кто не мыслит духовно, он больше прислушивается велению своей души, своим чувствам. Этот человек не возрожден, его интересы находятся в пределах вещей этой жизни, и он материальные интересы ставит на первое место в своих приоритетах. Такой человек в решении всех вопросов полагается на человеческую мудрость. Он живет в угоду себе и желаниям своего невозрождённого сердца. Поэтому он не способен оценить и понять то, что от Бога.

План спасения, чудное откровение любви Божией в его глазах безумие. Он не может различить светскую философию от духовной истины, поскольку мудрость Божия доступна пониманию только теми, кто позволяет себе быть наученными Святым Духом.

Какова характеристика духовного человека? Это возрожденный человек, просвещенный Духом Святым в противоположность человеку непросвещенному.

В чем различие?

Душевный человек не может понять глубину Божьей премудрости. Это удел духовных. Духовный человек проверяет, просеивает и тщательно взвешивает всё, что попадает в поле его зрения. Будучи руководим Духом Божиим, он из всего делает правильные выводы. Душевный же человек не может понять принципы, чувства, мысли надежды и радости духовного человека, ибо невозрождённое сердце не в состоянии оценить то, что исходит от Духа Божия.

Поэтому поступки духовного человека взвешены, скоординированы, сбалансированы и никто не может его осудить за его дела.

С уважением, Александр Серков

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Различение Душевного и Духовного человека (в себе самом прежде всего) чрезвычайно важно на пути тотальной трансформации личности, то есть осуществления конечных, высших смыслов и целей. Это путь возвращения из отдельной формы жизни к Самой жизни.

Опишу характерные черты Душевного и Духовного человека, подчеркнув, что в чистом виде эти типы практически не встречаются, а реально существует смешанный тип с различной степенью преобладания Душевного либо Духовного начала. Важно также то, что Духовное начало, пребывая в недрах Душевного, либо развивается, культивируется и начинает преобладать над Душевным (при благоприятных внешних и внутренних обстоятельствах), либо, затухая и заглушаясь бытовой и практической жизнедеятельностью, превращается в значимое, но незаполненное место во внутреннем мире человека, дающее ощущение неполноценной, несостоявшейся жизни и явной нехватки чего-то главного.

Душевный человек в своих жизненных устремлениях всегда ориентирован на обратную связь. Он как бы закольцован, потому что сам является и началом своей деятельности, и – после обретения результата деятельности – её концом и смыслом. Однако Душевный человек не всегда осознаёт эту закольцовку. Так, заботясь о детях или близких людях, вкладывая в них средства, силы и душу, он часто не обращает внимания на свои стереотипы, ограниченные ценностные ориентиры и примесь корыстных намерений.

Различные уровни эгоцентризма – от вульгарной корысти, до желания обрести покой в душе, находиться в гармонии с миром, заниматься самосовершенствованием и тому подобное, в огромной степени имеют Душевную компоненту.

Личность Духовного человека разомкнута, раскрыта для вхождения и заполнения её Большим, чем всё, что присутствует в её наличном бытии. Такая устремлённость за пределы личностного существования – благородна и истинна по своей природе, если обращена к святому, высшему и милосердному началу, пребывающему как в запредельной к видимому и невидимому миру бытийности (трансцендентности), так и в глубине сердца, сердцевине живущих (сравни: евангельское горчичное зерно, санскритский термин «хридайям» – место пребывания Атмана в сердцевине человека). Совестником этого глубинного контакта живущего с дающим жизнь началом является Совесть как различительное свойство души, отличающее дозволенное от недозволенного, и развитое настолько, насколько ум принимает возрастающие ограничения, выдвигаемые совестливым началом.

Поэтому вся жизненная вовлечённость, которая для Душевного человека имеет безусловную ценность, такая как работа, семья, друзья, обеспеченность, комфорт, личная обустроенность, для Духовного человека безусловной ценностью не является.

Для Духовного человека безусловную значимость имеет лишь сохранение сакральной связи с Сущим и Истинно Живым и соответствие своей деятельности этому. Вначале для поддержания этого требуются значительные усилия, противодействующие отвлекающим факторам мира и социокультурной агрессивности. Здесь уместно вспомнить образ духовного воителя, воина, сражающегося за Небесную Отчизну, Божью правду – с правдой и силой мира сего.

По мере духовного возрастания и взросления в сердце возникает постоянное трансцендирующее дыхание Духа истины, а весь окружающий мир воспринимается живущим и дышащим тем же, только не внимающим этому таинству.

В результате духовного становления существенно изменяется внутренняя ось «Мы» - «Они». Для Душевного человека в зависимости от уровня культуры «Мы» изменяется от узкого круга – семья, друзья, родственники, сослуживцы, до страны и нации. Для Духовного человека границы «Мы» размываются: вначале к «Мы» причисляются духовно близкие люди, остальные – это «Они». А затем «Мы» (Я) включает всё человечество и вообще всё существование.

Радость же сопровождает Духовного человека, поскольку он посвящает свою деятельность неэгоцентричной жизненности, действуя бескорыстно, поступая по совести, помогая ближнему, честно исполняя свои обязанности. Высшим же благом является благо богообщения в алтаре своего сердца.

Реализация описанных здесь положений занимает годы и годы жизни под новыми ценностными ориентирами. В немалой степени возрастанию в Духовном человеке способствует верность первой встречи с Ним в пространстве своего внутреннего мира. Сказав духовному призыву внутри себя «да», важно ежедневно помнить об этом, оберегать в череде повседневных забот. Тогда процесс возрастания приобретает саморазвивающийся характер, а человек, живущий так, и не могущий жить по-другому, является дваждырождённым (рождённым свыше). Для такого человека жизненный центр внимания, усилий и забот перешёл в духовное измерение.

Такую жизнь можно уподобить росту и развитию цветка. Бережное внимательное памятование соответствует солнечному свету, а отличение дозволенного от недозволенного и следование этому – выпалыванию сорняков. Жизнелюбие и оптимизм (любовь и надежда) – есть удобрение и влага для ростка. Расцветёт же он в своё время.

Прочитайте план инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов духовный - душевный

2.Примеры словосочетаний с паронимом духовный

3.Примеры предложений с паронимом духовный

4.Примеры словосочетаний с паронимом душевный

5.Примеры предложений с паронимом душевный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ДУХОВНЫЙ - ДУШЕВНЫЙ

ДУХОВНЫЙ - интеллектуально-нравственный.

ДУШЕВНЫЙ - 1.Относящийся к душе. 2)Искренне дружелюбный.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ДУХОВНЫЙ

1)духовный мир

2)духовные начинания

3)духовная деятельность

4)духовное начало

5)духовная поддержка

6)духовная жизнь человека

7)духовные ценности

8)духовная культура

9)духовный опыт

10)духовная память

11)духовное богатство

12)духовное содержание

13)нравственное и духовное воспитание

14)нравственные и духовные силы России

15)духовные ориентиры

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ДУХОВНЫЙ

1)Что же такое духовный мир личности?

2)Вопросы духовного

3)Как изменяется духовный

4)Духовное

5)Какова роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей?

6)Патриотизм-это высшее духовное

7)Именно село является основой нравственных и духовных сил России.

8)Духовный человек — это тот, у которого дух доминирует над плотью.

9)Москва – духовный центр Руси.

10)Можно ли назвать духовную

11)Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. (Фалес)

12)Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни. (А.П.Чехов)

13)Внутренняя сущность человека зависит не от обстоятельств, не от общественных условий, а от того, есть ли в нём высшее духовное начало… (М.Шатров)

14)Памятники культуры - это генераторы духовной

15)Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства. (Л. Н.Толстой)

16)Библиотека, несомненно, центр духовной жизни школы.

17)Родители должны заботиться не только о физическом, но и о духовном развитии ребёнка.

18)Духовный

19)Сильнее всего объединяет людей духовная близость.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ДУШЕВНЫЙ

1)душевные качества

2)душевная сила

3)сохранять душевное спокойствие

4)душевный покой

5)душевное состояние

6)душевный настрой

7)душевная песня

8)душевный фильм

9)душевные стихи

10)душевные муки

11)душевные терзания

12)душевные переживания

13)душевные волнения

14)душевное равновесие

15)душевный надлом

16)душевная трагедия

17)душевный комфорт

18)душевный дискомфорт

19)душевная драма

20)душевная щедрость

21)душевная боль

22)душевный подъём

23)душевный порыв

24)душевная теплота

25)душевное состояние героя

26)душевное здоровье человека

27)душевный контакт с близкими людьми

28)душевное тепло

29)душевный кризис героя

30)душевная красота простого человека

31)душевные слова благодарности

32)душевные поздравления

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ДУШЕВНЫЙ

1)Лес вызывал у меня чувство душевного

душевное

3)Как писатель показывает душевное состояние героя?

4)Каждый человек… пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы. (К.Г.Паустовский)

5)Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

6)Счастье в душевном богатстве. (Д. Голсуорси).

7)Душевные

8)Война – это тяжёлый, изнуряющий труд, физический и душевный

9)Пока будет жить матрешка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный

10)Почему в минуты душевного

11)Душевный

12)Типичный герой рассказов В.М.Шукшина – человек чудаковатый, душевный

13)Оптимизм – вера в успех, увлеченность, душевный подъем.

14)Сумел ли Есенин преодолеть душевный кризис 20-х годов?

15)Красота человека бывает не только внешней, но и внутренней (душевной ).

16)Познав истинное горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.

17)Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство.

18)Великодушный – обладающий высокими душевными

19)Это был высокий, крепкий, не слишком разговорчивый, но очень отзывчивый и душевный

20)…А спокойствие – душевная подлость. (Л.Н. Толстой)

21)И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды… (М.Ю.Лермонтов)

22)Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой. (Ю. Бондарев).

23)А.А. Фет видел в природе источник таинственной и глубокой жизни, которая может быть доступна человеку лишь в мгновения высшего душевного подъёма.

24)Душевный

25)Он был душевным , религиозным человеком.

26)Беседа наша была душевной .

6.ТЕСТЫ

1)сохранять душевное спокойствие

2) душевная боль

3)душевная память

4)душевное состояние

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)духовные начинания

2)духовный покой

3)духовная деятельность

4)духовное начало

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)душевная теплота

2)душевное состояние героя

3)душевные ориентиры

4)душевные поздравления

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)душевное содержание

2)душевные муки

3)душевные терзания

4)душевные переживания

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)нравственные и душевные силы России

2)душевная щедрость

3)душевный дискомфорт

4)душевное тепло

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)душевные волнения

2)нравственное и душевное воспитание

3)душевное равновесие

4)душевный надлом

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)духовные ценности

2)духовная культура

3)духовный опыт

4)духовный комфорт

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития?

2)Духовный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

3)Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями.

4)Какова роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей?

1)И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды… (М.Ю.Лермонтов)

2)Оптимизм – вера в успех, увлеченность, душевный подъем.

3)Патриотизм-это высшее душевное состояние человека как личности.

4)Сумел ли Есенин преодолеть душевный кризис 20-х годов?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Родители должны заботиться не только о физическом, но и о духовном развитии ребёнка.

2)Духовный мир каждого человека уникален.

3)Сильнее всего объединяет людей духовная близость.

4)Духовный человек – это человек, любящий людей.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта: в этом чувстве исчезли мои огорчения, забылось неприятное…(М.Горький).

2)Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

3)Внутренняя сущность человека зависит не от обстоятельств, не от общественных условий, а от того, есть ли в нём высшее душевное начало… (М.Шатров)

4)Как писатель показывает душевное состояние героя?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Душевные переживания – переживания, волнующие душу.

2)Именно село является основой нравственных и душевных сил России.

3)Война – это тяжёлый, изнуряющий труд, физический и душевный . Люди переживают неволю, голод, увечья, смерть.

4)Пока будет жить матрешка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный , красивый русский народ, в нашу неповторимую родину.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Почему в минуты душевного волнения ты отправляешься в лес?

2)Типичный герой рассказов В.М.Шукшина – человек чудаковатый, душевный , отзывчивый в радости и беде.

3)Беседа наша была душевной .

4)Не наружность надо украшать, но быть красивым в душевных начинаниях. (Фалес)

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Москва – духовный центр Руси.

2)Это был высокий, крепкий, не слишком разговорчивый, но очень отзывчивый и духовный человек, хороший товарищ, работник и семьянин.

3)Можно ли назвать духовную и общественную жизнь Сергия Радонежского подвигом?

4)Библиотека, несомненно, центр духовной жизни школы.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Что же такое духовный мир личности?

2)Вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

3)Великодушный – обладающий высокими духовными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других; умеющий прощать других людей.

4)Памятники культуры - это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. (Ф.Абрамов)

7.ОТВЕТЫ

тестового задания

№ словосочетания или предложения

духовная

душевный

духовные

духовное

духовные

духовное

душевный

архиепископ Аверкий (Таушев)

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (I Кор.2,14).
Как это так? Почему «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия», мало того: как он может почитать это «безумием»? И что значит «судить духовно»?
На языке светском «человеком душевным» обычно называют того человека, у которого проявляются лучшие качества души – человека доброго, сердечного. Почему же такой человек может не принимать того, что «от Духа Божия» и даже почитать это «безумием»? Не учили ли нас еще с детства, что человек состоит из души и тела и что, хотя тело создано из земли, но зато душа – это высшее начало в человеке, она Божественного происхождения и стремится к Богу? Как же эта душа может быть чуждой Божию и не принимать то, что от Духа Божия происходит? Но вот и апостол Иуда, брат Господень, в своем соборном послании говоря о том, что «в последния времена появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, которые отделят себя от единства веры», как бы в пояснение потом прибавляет: «это люди душевные, не имеющие духа» (Иуд. 19).

Что это за люди душевные? И почему Слово Божие относится к ним неодобрительно?
Представление о том, что человек состоит из души и тела, – слишком элементарное, примитивное, а в действительности конструкция человека гораздо более сложна. Когда говорят, что человек состоит из души и тела, то обычно хотят этим выразить, что человек состоит не только из одного мертвого вещества, материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. «И стал человек душою живою», говорит книга Бытия 2,7., после того как Бог, создав человека из праха земного, «вдунул в лице его дыхание жизни». В этом смысле душу имеет и каждое живое существо, каждое животное. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся... И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так (Быт. 1:20-24). Следовательно, душой называется в сущности только жизненное начало в каждом живом существе – не больше.

С этой точки зрения становится вполне понятным изречение Господа, которое без такого предварительного объяснения многим кажется непонятным и даже соблазнительным: «Кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия, тот спасет ее» (Марк. 8, 35). Под «душой» здесь разумеется жизненное начало в человеке, то есть что делает живым мертвое само по себе тело, но не больше, и весь текст приобретает такой, уже вполне ясный смысл: «Кто хочет жизнь свою спасти, то есть кто слишком дорожит своей земной жизнью, тот ее потеряет, а кто отдаст свою жизнь ради Христа и Евангелия, тот именно только и приобретает настоящую жизнь, не эту временную, земную, а вечную, будущую».

Итак, представление о том, что человек состоит из тела и души, есть представление примитивное, далеко не исчерпывающее всей сложности конструкции природы человека. В послании апостола Павла к евреям мы находим более детализированное представление о составе человеческого естества. Апостол Павел говорит, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуостраго, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судить помышления и намерения сердечныя (Евр. 4:12)». Тут, как мы видим, различается «душа» и «дух». Это различие «душевности» и «духовности» в человеке мы находим и во многих других местах Священного Писания, почему Церковь и положила считать, что человек по своему естеству трехсоставен или трехчастен и состоит из: 1) духа, 2) души и 3) тела, причем высшее начало в человеке – это дух, а душа, хотя и выше тела, так как она невещественна, нематериальна, но она, по выражению нашего великого психолога и знатока духовной жизни епископа Феофана Вышенского, «вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – «земного» и «познания ея строятся только на основании того, что дает опыт окружающей жизни, и деятельность ея обращена на удовлетворение потребностей временной жизни» («Что есть духовная жизнь», стр.31). Поэтому душа есть низшее по сравнению с духом начало в человеке, и она тесно связана с телом и телесной жизнью, но сама вместе с тем служит как бы связующим началом между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу.
Итак, человек трехсоставен. Что же представляет собой каждая из трех составных частей его природы?

Тело создано Богом «из праха земного» (Быт. 2:7), и потому оно принадлежит земле: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:13), – сказано первому человеку. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении потребностей тела. Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ-животных. Потребности тела многоразличны в соответствии с разными органами тела, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.
Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа с вполне понятной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без коих человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы мертвой машиной, если бы его не оживотворяла душа.

Душа дана Богом, как оживотворяющее тело начало, для того, чтобы управлять телом. Все действия, или, вернее, движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, так изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души изучаются особой наукой, которая называется психологией. В соответствии с разделением движений души на три части и психология обыкновенно делится на три отдела: 1) психология познания, 2) психология чувства и 3) психология воли. К области познания относятся воображение и память, коим пользуется рассудок для приобретения определенных понятий и знаний о вещах. Понятия и знания, приведенные мыслительным трудом в порядок или систему, дают ту или иную науку. Органом тела, с помощью которого душа производит мыслительную работу, является мозг.

Органом чувства принято считать человеческое сердце. Это потому, что всякое чувство – радость или горе, скорбь или удовольствие, симпатия или антипатия, гнев или мирное расположение духа, покой или беспокойство – всегда отражается на сердце – усилением или ослаблением его деятельности. Сердце – мерило того, что нам приятно или неприятно, а так как человек, естественно, стремится к тому, что приятно и хочет избежать того, что неприятно, то сердце, естественно, является как бы центром жизни человека, центром, в котором вмещается все, что входит в душу совне и из которого исходит все, что обнаруживается душой вовне.
Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний – это наши члены, приводимые в соответствующее движение тем или иным решением воли при помощи мускулов и нервов.

Результат деятельности нашего ума и чувств, порожденных сердцем, оказывает то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.
Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов внешних чувств дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой тесной связи души с телом эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная».
Однако необходимо все же различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.
В чем состоит жизнь телесная, мы уже знаем. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением потребностей тела и души. Тело и душа – это еще не весь человек, неполный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, то именно, что часто выступает в роли судьи и души, и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Это высшее начало в человеке есть дух, который Божественного происхождения. Это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая его творение. Душа есть и у животных, но она, согласно повествованию книги Бытия, вместе с телом была произведена землей: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов, и гадов, и зверей земных» (Быт. 1:24). Душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, а это зависит от сочетания души человека с духом, который от Бога.

Что же это за дух и каковы его проявления?
«Дух, – говорит еп. Феофан Вышенский, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себе обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им («Что есть духовная жизнь»). «Ты, Боже, создал нас со стремлением к тебе, – говорил еще блаженный Августин, – и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».

Каковы же проявления духа в человеке? Как и в чем они выражаются? Великий психолог и наставник духовной жизни епископ Феофан указывает нам три таковых проявления: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.

1. «Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, – говорит епископ Феофан, – знают, что есть Верховное Существо Бог, Который все сотворил, все содержит, всем управляет, что и они во всем от Него зависят, и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговенствует пред Богом и исполнен страха Божия».

2. «Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть». «Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и что не должно делать». Но совесть не только указывает должное, причем «за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель». Недаром народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.

3. Духу свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным дух удовлетвориться не может. Кто бы сколько ни имел земных благ, ему все кажется мало, все хочется чего-то большего. Эта вечная неудовлетворенность, всегдашнее недовольство показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, идеальному, как говорят, а потому ничто земное этого высшего и идеального заменить не может, и душа человека мается, не находя себе покоя. Только в Боге, в живом общении с Ним человек находит себе полное удовлетворение и успокаивается, приобретая высшее – благодушевный мир и спокойствие.

Итак, вот каковы проявления духа в человеке. Теперь ясно, в чем состоит и духовная жизнь в отличие от жизни телесной и душевной. Духовная жизнь состоит в удовлетворении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией.
Так ли у нас, в наше время понимают духовную жизнь? Наше время вообще отличается всякого рода маскировкой, фальшью, подтасовкой, извращениями и злонамеренными искажениями. Это и понятно. Ибо дух самоутверждающейся человеческой гордыни в совершенно обнаженном, явно открытом для всех виде очень непривлекателен, так же как и сам отец его сатана, а потому этому духу необходимо маскировать себя, прикрывать себя разными благовидными личинами. Недаром же и сам сатана, по словам апостола, преобразуется «во ангела света».

В современных понятиях поэтому очень многое извращено и искажено до неузнаваемости. Так обстоит дело и с вопросом о духовной жизни. Современность игнорирует вовсе дух человека, как таковой, сливая дух с душой в одно, причем даже в современной научной психологии явления духовной жизни относятся к разряду душевной жизни: и религиозное чувство, и моральное чувство, и совесть – это будто бы функции все той же души, а так как душа материалистами отрицается и функции ее рассматриваются лишь как функции мозгового и нервного вещества, то и явления духовной жизни тоже оматериализовываются и рассматриваются как функции мозга, нервной системы и т.п. Получается грубейшая и нелепейшая профанация явлений душевной жизни. Явления телесной, душевной и духовной жизни весьма часто современным человеком вовсе не различаются, и получается смешение этих понятий и страшная путаница. Неудивительно поэтому, что когда мы слышим в нынешнее время выражение «духовная жизнь», то оказывается, что под понятием духовной жизни разумеется все, что угодно, но только не подлинное явление духовной жизни. К области духовной жизни относят не только науку, всевозможные открытия и изобретения, но даже кинематографию, театр, балет и чуть ли не цирк. Иными словами, «душевность» выдается за «духовность», и то, что относится к сфере всего лишь «душевной жизни», называют, по недоразумению, «жизнью духовной».

Почему совершился этот подлог и почему жизнь духовная стала уделом лишь немногих избранных личностей?
Да все потому же, что дух самоутверждающейся человеческой гордыни стал господствующим духом нашего времени. Подлинная духовная жизнь, то есть стремление человеческого духа к Богу, естественно, предполагает прежде всего живую веру в личного Бога и искреннее желание жить, руководствуясь голосом совести, а этого-то именно и нет у большинства современных людей. Как мы уже говорили, дух самоутверждающейся человеческой гордыни стремится на место веры в Бога утвердить веру в себя, а голос совести, как обличающий это заблуждение и вообще мешающий свободе действий в этом направлении, усыпить и подавить. Существование духа отрицается, игнорируется, на первый план выступает душа, то есть область ума, чувства и воли, и она-то, эта душа, низшее по сравнению с духом начало, занимает первое место в жизни человека. Поэтому такого человека Слово Божие и называет «душевным» человеком, утверждая, что ему духовное непонятно, область духовного ему чужда, а потому он не может понять и принять то, что происходит от Духа Божия.

Но как бы человек ни подавлял в себе требования духа, они все же заявляют свои права. Дух рвется к Богу и, не находя выхода своим стремлениям под грубым насилием, которое чинит над ним самоутверждающаяся человеческая гордыня, он довольствуется, так сказать, «суррогатами», которые изобретает для его успокоения человеческая гордыня. Вместо подлинной религии какое-либо туманное философское учение, или теософия, или спиритизм, или еще что-либо подобное, а вместо церкви – храм науки, или театр, или балет, вообще что-либо из области душевной жизни, могущее увлечь собой человека. Эта подтасовка, подмена духовности душевностью, особенно характерна для нашего времени. Так, например, многие у нас в России в последнее время ходили, да и теперь ходят в церковь только для того, чтобы получить эстетическое наслаждение – послушать красивое пение. Нет спору, что эстетическое чувство – это, конечно, высокое чувство, ибо чувство прекрасного в душе человека – это отображение высшей Божественной красоты, но поскольку оно является бессознательным, безотносительно от сознательного влечения, стремления к Богу, оно все же относится только к области душевности и чуждо подлинной духовности. Вообще на высших своих ступенях душевные чувства настолько сближаются с духовными, что современному человеку бывает трудно их различить, и он «душевное» принимает за «духовное», и ему иной раз кажется, что он от этого «душевного» получает полное духовное удовлетворение, хотя это, конечно, только самообман, заблуждение.

Мне признавался один весьма интеллигентный и развитый душевно, но, к сожалению, малодуховный человек, что он, слушая музыку, испытывает молитвенное настроение. Как отличить душевное состояние от подлинно духовного? Подлинно духовное состояние всегда вполне бесстрастно, оно настолько возвышенно, что как бы уносит человека от земли и не дает ему никаких телесных ощущений, а всякое душевное состояние, сколь бы оно высоко ни было, непременно вызывает те или иные телесные ощущения, как, например, усиленное биение сердца, приятное щекотание нервов или так называемые «мурашки по спине», которые особенно чувствуются любителями красивого пения, красивой музыки.

Этой именно преобладающей «душевностью» современного человека и объясняется то, что настоящее строгое церковное пение, пение, удовлетворяющее лишь «духовности», для большинства даже, казалось бы, церковно-настроенных людей, кажется непонятным, скучным, и им не нравится. Взамен этого строго церковного пения у нас заводится в последние два столетия новое пение, пение итальянское, концертное, удовлетворяющее «душевности», а потому нравящееся современному человеку, погрязшему в тине «душевности». Точно так же не нравится современному человеку и древняя иконопись, так как духовное чутье его слишком неразвито для того, чтобы понять и оценить «духовную» красоту этих вполне отрешенных от земли священных изображений древности. «Душевному» человеку больше нравятся современные Мадонны, полнолицые и румяные, напоминающие более о здешней земной жизни, чем о возвышенном мире духовном. Так и во всем прочем, современный человек туп и глух к истинной «духовности» и чувствителен только к «душевности», которую нередко принимает за «духовность», называя даже официально в литературе, и прессе, и общественных выступлениях свою «душевную» жизнь жизнью «духовной».
Почему так подавлена в нынешнее время жизнь «духовная» и почему на первый план выступила жизнь «душевная»?

Мы уже сказали, что это сделал все тот же дух современности, дух самоутверждающейся человеческой гордыни, который задался целью вытравить представление о Боге из жизни современных людей и богом для себя сделал самого человека. Вся жизнь современных людей строится поэтому таким образом, что нет места для подлинной духовной жизни, и каждый ищущий духовности человек мечется в отчаянии, все больше и больше погрязая в тину душевности. Самый темп современной жизни, темп нервный, не дающий места уединенной самососредоточенности, не благоприятствует ведению духовной жизни. Современный человек – это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, «вертится как белка в колесе». «Время – деньги» – вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести.

Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т.п. мест времяпровождения в свободное от работы и от занятий время. Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни.

Все эти увеселения и развлечения действуют, как водка и кокаин, на современного человека, они еще более усыпляют в нем духовную жизнь, парализуют духовные движения, подавляют голос совести и все нравственные требования, и человек мало-помалу из области «душевности» спускается еще ниже – в область «телесности» и становится как бы «плотью бездушной», по словам Псалмопевца: «Человек, в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». И исполняется на них грозный приговор Божий, изреченный еще современником праведного Ноя, погибшим от потопа: «Не имать дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (

Владимир Рягузов

С давних пор люди делят друг друга в зависимости от расы, цвета кожи, положения в обществе, образования и т. д. Когда жил Апостол Павел, людей разделяли на четыре группы, согласно учению греческого врача Гераклита о ЧЕТЫРЕХ ТЕМПЕРАМЕНТАХ или характерах. Темперамент — слово латинское, означающее смешение, в данном случае смешение различных жидкостей в человеке.

Гераклит учил: если в человеке преобладала теплая жидкость — кровь, то есть "сангуис" — его называли САНГВИНИКОМ. Он активный, не знающий покоя, открытый для других, защищает их интересы и старается помочь им. Он говорит много и страстно, иногда не думая о том, что говорит. Он зависит от окружения, оказывающего на него большое влияние. И если я вас попрошу назвать характерного сангвиника в Евангелии, то вы без труда скажете: "Конечно, это Ученик Христа ПЕТР: открытый, искренний, движимый добрыми намерениями и в то же время беспощадно осуждающий своего Учителя: "Да не будет этого с Тобою!" — Мф. 16:22. Он также горячо заверяет Иисуса, что не отречется от Него. И трижды отрекается.

Если же в человеке преобладает черная желчь, то есть "меланхолос", то это МЕЛАНХОЛИК. В отличие от сангвиника он человек в себе. Это аналитик, тщательно изучающий то, что приходит к нему извне. Он склонен к угнетению, долго хранит в памяти и анализирует то, что его ранит. У меланхолика всегда есть идеал, и он всех сверяет с ним. Его чувства и интуиция утончены и глубоки. Поэтому среди меланхоликов много выдающихся мыслителей. В Новом Завете типичный меланхолик — любимый ученик Христа ИОАНН. Его, прежде всего, волнует главная истина — Христос — воплощенный Бог, о чем мы читаем в начале Евангелия от Иоанна. Иоанн также написал глубочайшую по смыслу Книгу Откровения. Вместе с тем он очень ранимая личность. Об этом свидетельствуют его послания, в которых он с большой скорбью говорит о проникших в церковь лжеучениях.

Когда в человеке преобладает желтая желчь, то есть "холос", то это ХОЛЕРИК. У него всегда деловое, практичное настроение. Что он решает, сразу же делает и находит для этого пути и средства. Он уверен в себе, высокомерен и вспыльчив. Таких людей редко интересует религия, вера. Они убеждены в том, что это дело женщин и детей. Холерик может поверить в Бога только в результате тяжелых потрясений и становится верным Ему до конца. В Новом Завете такой холерик — Апостол ПАВЕЛ. Раньше он был яростным гонителем христиан, но, пережив встречу с Христом, стал преданным Ему. Павел потрудился для Господа более всех Апостолов, о чем говорит так: "Но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" — 1 Кор. 15:10. С помощью Божией он основал много христианских общин.

И, наконец, Гераклит учил: если в человеке преобладает слизь, то есть "флегма", то это весьма уравновешенная личность — ФЛЕГМАТИК. В нем уравновешены разум, чувства и воля. Он спокоен и невозмутим, приятен в общении и незаменим как советчик. Но медлителен и склонен к самооправданию. Типичным новозаветным флегматиком является Ученик Христа — ФОМА, прозванный в народе Фомой неверующим. Ведь его не смог вывести из невозмутимого состояния даже факт воскресения Христа! Но к чему такое обширное вступление? Учение о четырех темпераментах помогает распознать заложенные в нас положительные и отрицательные особенности, а значит, развивать их или препятствовать их проявлению. И, наверное, кто-то из вас уже узнал себя. Или представляет, кто его соседи справа и слева и как они себя могут повести в подобной ситуации. Говоря о различных характерах людей, следует помнить, что Господь — наш Творец хочет использовать всех нас таких разных для труда в Церкви Своей. И потому призывает каждого в нее, призывает к покаянию, вере и духовному служению. И, наконец, и это самое важное: психологическое разделение людей на темпераменты указывает на другое очень важное разделение — ДУХОВНОЕ.

О нем Апостол Павел пишет в 1 Кор. 2:12 — 3:4: "Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо, когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?"

Исходя из прочитанного текста, с точки зрения духовной, всех людей на земле, в том числе и христиан, можно разделить на ДУШЕВНЫХ, ДУХОВНЫХ И ПЛОТСКИХ. И, как и в учении о четырех темпераментах, то, что наполняет нас, то и определяет кто мы в духовном отношении. Библия часто сравнивает человека с сердцем — центром человеческой личности с ее разумом, чувствами и волей. Образно говоря, у такого сердца две двери. И то, что в них входит, определяет, какими нас видит Бог.

1. Душевный человек

Таким КАЖДЫЙ ИЗ НАС, рождаясь, приходит в этот мир. И к данной группе относится большинство жителей нашего города, граждан нашей страны и планеты Земля. Каковы отличительные особенности душевного человека? Когда кто-то говорит о ком-то: "О, это такой душевный человек!" — то в данное понятие вкладывает исключительно положительное значение. Не так ли? И на самом деле душевный человек может быть прекрасной личностью! Обычно он преуспевает в бизнесе, науке и искусстве. Не секрет, что великие мировые религии, я не имею в виду при этом христианскую веру, а также философские учения — результат деятельности душевных людей.

Но что говорит о душевном человеке Библия? Она утверждает, что душевный человек не имеет Духа Божия. То есть, говоря образно, для Бога у него нет "приемного устройства" — духовной антенны. Потому он "не принимает того, что от Духа Божия" — 1 Кор. 2, 14, что Бог говорит в Библии и чрез Своих служителей. И тут нет никакого злого умысла: ведь подобное познается подобным. Простой пример: вокруг нас действуют невидимые радиоволны. Но если у нас есть соответствующее приемное устройство, то с его помощью мы можем уловить информацию, которую несут эти волны.

Так и человеку, у которого Дух Божий не живет в сердце, понимать Слово Божие невозможно, "потому что об этом надобно судить духовно". Закрыв одну дверь для Духа Божия, такой человек открыл другую для "духа мира сего". А потому для него первостепенное значение имеют мир и его земные ценности. На них он ориентирован и ими живет, и кроме них для него ничто не существует. А то, что выходит за пределы мирских проблем, что приходит от Духа Божия, душевному человеку кажется "безумием".

Как следует из предыдущей главы 1-го послания к Коринфянам, душевные люди под "безумием" конкретно имеют в виду слово о кресте и распятого на нем Иисуса Христа. И не потому, что с точки зрения здравого смысла это безумно, а потому что противоречит эгоизму человека, хвалящемуся собственной мудростью. У него не может быть больше того, что дает находящийся в нем дух мира сего. Потому ему непонятна любовь Бога, отдавшего на смерть Христа. Потому ему не понятно гибельное состояние людей.

А что наполняет СЕРДЦЕ душевного человека? То, что присуще духу мира сего, живущему в нем: "Злые мысли, убийства, прелюбодеяния, воровство, лжесвидетельство". Библия определяет такого человека, как "мертвого по грехам" — Еф. 2:1. Этот прелестный снаружи, весьма "душевный" одуванчик — не просто пустоцвет. Это духовный сорняк, мятежная греховная природа, живущий так, как будто нет Бога, а значит, и ответственности за свои поступки. И если Дух Божий не побудит душевного человека открыть свое сердце — наши усилия не будут напрасны.

У меня есть одна прекрасная сестра в Господе — немецкая миссионерка Гертруда Вель. Многие годы она посещала цыганские семьи в Гамбурге, свидетельствуя им о Боге. Но ее никто не слушал. Более того, цыгане выбивали стекла в доме Гертруды, резали покрышки ее автомашины. Невзирая на это, она продолжала ходить к ним, свидетельствовать о спасении и молиться. Так она делала 9 лет, и казалось, безрезультатно. Однажды в Гамбурге случилось большое наводнение, повлекшее человеческие жертвы. Однако никто из цыган не пострадал. Именно тогда они открыли свои сердца для Духа Божия и стали новыми людьми. И тогда возникла цыганская церковь, насчитывающая теперь более 300 верующих.

Такой пример побуждает нас усиленно молиться за родных и близких, за наш город и страну и ожидать перемену, о которой Апостол Павел пишет: "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего… исполняя желания плоти и помыслов… Бог… оживотворил со Христом" — Еф. 2:1-5.

2. Духовный человек

Именно такую перемену пережил духовный человек, о котором дальше говорит Апостол Павел. Перемена произошла тогда, когда он открыто исповедал свои грехи пред Богом, открыл дверь своего сердца и "принял ДУХ ОТ БОГА" — 1 Кор. 2:12, а другую дверь, с помощью Божией, закрыл, чтобы не проник дух мира, а вместе с ним и грех. И в таком сердце Дух Божий творит Свой святой плод: "Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" — Гал. 5:22-23.

И поскольку Дух Божий все проницает, все исследует, даже глубины Божий (1 Кор. 2:10), то исполненный им духовный человек проницает все и "судит о всем" (1 Кор. 2:15). Бог открывает ему Свои волю, планы и дела. Познание духовного человека не имеет границ. Он знает свое прошлое, что он создан Богом. Он знает свое настоящее, что живет не для себя, а для Господа. И он знает то, о чем душевный человек не имеет никакого представления — свое будущее, о том, что "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" — 1 Кор. 2:9. И причина тому не его любознательность или выдающиеся умственные способности, а Дух Божий, Который открыл ему все это.

Однажды мне в руки попалась диссертация одного философа-атеиста, пытавшегося найти идеологические средства борьбы с евангельскими христианами-баптистами. Для этого он посещал в Москве церковь в Маловузовском переулке, слушал проповеди и беседовал с верующими. И вот какой вывод делает он: "Переубедить их, особенно стариков и старух, невозможно. Они говорят о таких высоких духовных понятиях, которые неподготовленному понять трудно!" Вот, оказывается, кто настоящие просвещенные ученые — старушки и старики, посрамляющие мудрых мира сего! И все это совершает Дух Божий.

Духовный человек повинуется лишь этому Духу, живущему в нем. Особенно для Апостола Павла это было важно. Ведь о нем было много суждений, в том числе неправильных, даже в самой Коринфской церкви. Никто не имеет право судить о духовном человеке. Потому что "о нем судить никто не может" — 1 Кор. 2:15. Он судится только Богом, мысли Которого выше мыслей человеческих.

Дух Божий соединяет духовного человека с Господом, и тот обретает "УМГОСПОДЕНЬ… ум Христов" — 1 Кор. 2:16. Он знает Его мысли и желания. Он знает, что дано ему во Христе, о чем говорит послание к Ефесянам 1:4-13: "Бог избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа… в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его… В Нем мы и сделались наследниками… В Нем… запечатлены обетованным Святым Духом". И все перечисленные понятия не пустые фразы, а дары Бога, реальность которых духовный человек переживает каждый день.

Я думаю, многие из вас пережили ту перемену, о которой говорит Библия, когда "ветхое, греховное прошло, а теперь настало все новое". И быть очевидцем подобных переживаний — особенная радость, когда душевный человек, благодаря действию Духа Божия, становится духовным, А потому кто еще не пережил подобной перемены, кто не исповедал свои грехи Господу и не оставил их, тот может пережить ее, как пережили находящиеся здесь христиане. Как пережил эту перемену и я. Сегодня время благоприятное, сегодня день спасения!

Итак, Апостол Павел говорит о двух группах людей — плотских и духовных. И их мы видим вокруг себя. И кажется этим уже все сказано. Но на этом Апостол не ставит точку и указывает на третью возможность. Он говорит еще и о плотских людях.

3. Плотской человек

Церковь в Коринфе, которой Апостол Павел писал это послание, была убеждена в том, что она особая. Ведь в ней совершалось так много труда, в ней было столько много различных групп и одаренных сотрудников, а богослужения проходили живо, разнообразно, с пением радостных ритмичных песен. Здесь практиковались различные духовные дары, в том числе говорения на иных языках и исцеления. Вместе с тем Павел с болью в сердце обращается к таким христианам: "…я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе" — 1 Кор. 3:1.

Кто же такой плотской человек? Точнее плотской христианин в церкви, которого Павел называет братом, младенцем во Христе? В отличие от духовного — это СЛАБЫЙ, ограниченный, греховный человек. Он открыл двери сердца для Духа Божия и духа мира сего. При обращении такого человека к Богу Дух Божий вошел в его сердце. Именно об этом факте говорит Апостол Павел в 1 Кор. 3:16: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" Но это еще не означает, что Дух Божий владеет всем сердцем, всей личностью. Образно говоря, многие помещения — спальня, кухня, погреб и чердак остаются закрытыми для Него. А поэтому там непорядок, непотребства, тьма.

Итак, плотской христианин — это человек, однажды предавший свою жизнь Богу и одновременно продолжающий сам управлять ею дальше. А потому Дух Божий не может расширить здесь сферу своего влияния, так как Ему постоянно оказывается сопротивление. Такой человек служит и Богу и миру, а потому у него серьезная задержка в духовном росте. Он не может принимать полноценную духовную пищу. У НЕГО ОГРАНИЧЕННАЯ ДИЕТА — детское молоко, что соответствует его духовному младенческому возрасту. Он усваивает лишь начала веры, духовную азбуку. И нет желания глубже изучать Библию и волю Господню, а также регулярно молиться, а потому все остается по-старому. И хотя он во Христе, но духовно не растет.

И какие последствия возникают для церкви из-за наличия в ней плотских христиан? Тогда в ней "зависть, споры и разногласия" — 1 Кор. 3:3. Ведь плотские христиане больше привязаны к авторитету людей, а не ко Христу и Слову Божию. Они преследуют собственные цели и интересы, а поэтому создают в церкви группировки и разделяют ее, эгоистично заявляя о себе: "Я Павлов… а я Аполлосов" — 1 Кор. 3:4. И, кажется, они беззастенчиво предаются своим страстям и живут как нехристиане. При всем многообразии и кажущейся духовности церковной жизни, коринфяне оставались плотскими, о чем Апостол Павел обстоятельно пишет в 5-й и 6-й главах нашего послания.

Но КАК выйти из плотского состояния и стать духовными людьми? Это возможно только тогда, когда отдается жизнь Богу. Отдается вся, без остатка. Но как раз такое сделать труднее всего. Ведь это направлено против эгоистичной, плотской природы, когда человек стремится господствовать, а не повиноваться. И если ты, дорогой брат, дорогая сестра, ощущаешь себя плотским христианином, то Бог призывает тебя оставить свой эгоизм и закрыть дверь сердца для духа мира. Однако здесь тебе невозможно обойтись без помощи Самого Бога. Ты не можешь быть одновременно молотом и наковальней.

В городах многих стран есть так называемые поворотные транспортные круги-платформы. Когда на такой крут заезжает трамвай, то круг поворачивает его в противоположное направление. Используя это сравнение, я хочу сказать тебе, друг мой: "Если ты предашь себя Богу и будешь просить о Его помощи, тогда произойдет в твоей жизни добрая перемена: ты будешь направлен Духом Божьим из плотского состояния в духовное". А теперь настало время для молитвы. У кого есть желание молиться — на то есть возможность. Господь готов ответить и помочь вам. АМИНЬ.

http ://www .blagovestnik .org /books /00321.htm #10