Тяжелый атомный ракетный крейсер петр великий. Атомный ракетный крейсер «Пётр Великий Атомный ракетный крейсер петр

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) пр. 1144.3 «Петр Великий» – это сверхсложная в техническом и боевом отношении система, оснащенная самыми современными средствами поражения, навигации, целеуказания, разведки и управления. Многие специалисты считают данный корабль даже более сложным, чем атомные подводные ракетоносцы. Над его созданием в нашей стране трудились долгих 12 лет. Заложенный для нужд Тихоокеанского флота под названием «Юрий Андропов» он в 1998 году вошел в состав Северного флота России под именем «Петр Великий». 9 апреля 1998 года был подписан акт приемки атомного крейсера в состав российского флота. 18 апреля в торжественной обстановке на борту «Петра Великого» был поднят Андреевский флаг.

Корабль относится к атомным ракетным крейсерам 3-го поколения, является самым большим в мире неавианесущим боевым кораблем. ТАРКР «Петр Великий» предназначен для уничтожения крупных надводных целей (одиночных и групповых), защиты соединений флота от атак подводных лодок и атак с воздуха в удаленных районах мирового океана. Всего по проекту 1144 «Орлан» было построено 4 корабля, помимо «Петра Великого» это крейсера: «Киров» («Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») и «Калинин» («Адмирал Нахимов»). В настоящее время в строю находится лишь один корабль данного типа – «Петр Великий», при этом все 3 ТАРКР пр. 1144 после проведения ремонта и модернизации будут возвращены в состав флота.


Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» обладает стандартным водоизмещением в 23 750 тонн, полное водоизмещение крейсера – 26 390 тонн. Корабль обладает следующими размерами: длина наибольшая – 251,2 метра, по ватерлинии – 230 метров, ширина – 28,5 метров, осадка – 10,3 метра. Высота корабля 59 метров от уровня основной плоскости.

Главная энергетическая установка крейсера атомная с 2-мя ядерными реакторами на быстрых нейтронах. Общая мощность установки – 600 МВт, также имеется 2 главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) мощностью по 70 000 л.с. каждый. В резервном варианте они могут получать пар от 2-х паровых котлов, работающих на органическом топливе. Сопряжение атомной силовой установки с нефтяными пароперегревателями повышает общую мощность силовой установки и скорость крейсера. Для сравнения «Петр Великий» в состоянии обеспечить теплом и электроэнергией город размером в 150-200 тысяч жителей. Два гребных вала передают вращение на 2 пятилопостных винта. Максимальная скорость хода «Петра Великого» – 32 узла (почти 60 км/ч). Два резервных паровых котла в состоянии обеспечить кораблю скорость в 17 узлов и дальность хода не менее 1000 морских миль.

Экипаж атомного ракетного крейсера состоит из 610 человек (112 офицеров), которые размещаются в 1600 различных помещениях, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, а также 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый). Помимо этого экипаж корабля располагает 15 душевыми, сауной с бассейном, двумя банями, двухуровневым медицинским блоком, с лазаретами-изоляторами, рентгеновским и зубоврачебным кабинетами, операционной, аптекой, амбулаторией, спортзалом, оснащенным различными тренажерами, 3-мя кают-компаниями для офицеров, мичманов и адмиралов, салоном для отдыха с роялем и бильярдом, а также собственной корабельной телестудией. Длина 49 коридоров боевого корабля составляет более 20 км., при этом корабль имеет 6 палуб и 8 ярусов. Высота его надстроек равна высоте 7-этажного жилого дома.

Защита ТАРКР предусматривает реализацию мер по уменьшению его радиолокационной заметности. Помимо этого мерами конструкционной локальной защиты была усилена защита погребов для хранения снарядов, зенитных и противокорабельных ракет. Автономность плавания корабля по запасам еды и продовольствия – 60 суток, по топливу – 3 года (на ядерном реакторе неограниченно).


Основным вооружением ракетного крейсера является противокорабельный ракетный комплекс «Гранит» (создан «НПО Машиностроения»). На крейсере имеется 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными крылатыми противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». ПУ смонтированы под верхней палубой корабля, с углом возвышения 60 градусов. Максимальная дальность пуска ракет – 550 км, полет ракеты исключительно по маловысотной траектории – 200-250 км. Скорость полета ракеты – 1,6-2,5 Маха. Длина ракеты П-700 составляет 10 метров, диаметр 0,85 метра, стартовый вес – 7 тонн. Ракета может оснащаться боеголовкой в обычном исполнении (750 кг. ВВ), ядерной моноблочной (500 кт) или топливно-воздушным боезарядом для создания объемного взрыва.

Ракеты «Гранит» обладают многовариантной программой по атаке целей, а также повышенной помехозащищенностью и предназначены для нанесения ударов по морским групповым целям. При выполнении залповой стрельбы одна из ракет летит на большой высоте, для того чтобы повысить дальность обнаружения противника, обмениваясь полученной информацией с остальными ракетами, которые могут буквально стелиться у водной поверхности. В случае, если ракета-лидер будет сбита противником, ее место автоматически может занять одна из вспомогательных ракет. Загоризонтное наведение и целеуказание может осуществляться при помощи самолетов Ту-95РЦ или вертолетов Ка-31, а также специализированных космических систем разведки и целеуказания.

Противовоздушную оборону корабля обеспечивает аналог сухопутного комплекса С-300 под названием С-300Ф «Форт». На корабле имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска. Помимо этого в состав ПВО корабля входит автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Каждая из 16 подпалубных ПУ барабанного типа оснащена 8 твердотопливными одноступенчатыми телеуправляемыми ракетами 9М 330-2, суммарный боезапас – 128 ракет. Унифицированы с ракетами сухопутных войск Тор-М1.


Помимо этого тяжелый атомный ракетный крейсер оснащен зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», который обеспечивает оборону корабля от ряда «точных» вооружений, включая противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, авиабомбы, вертолеты и самолеты, малотоннажные суда. Всего на корабле имеется 6 ЗАРК «Кортик», каждый из них имеет по 2х30-мм шестиствольных артиллерийских установки АК-630 М-2 с суммарной скорострельностью на уровне в 10 000 выстрелов в минуту, а также 2 блока по 4 двухступенчатых ракеты 9М311 с неконтактным взрывателем и осколочно-стержневой боевой частью. Данные ракеты унифицированы с ракетой армейского комплекса ПВО 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРК «Кортик» включает в себя радиолокационную и телевизионную системы, которые соединены между собой при помощи элементов ИИ. 2-е установки ЗАРК установлены в носовой части крейсера по обе стороны от ПУ «Гранит», а еще 4 – в кормовой части главной надстройки.

Помимо этого «Петр Великий» вооружен 130-мм многоцелевыми спаренными артиллерийскими установками АК-130 (длина ствола 70 калибров, боезапаса – 840 снарядов), максимальная дальность стрельбы до 25 км. Скорострельность – от 20 до 80 выстрелов в минуту. АК-130 использует 27-кг снаряды, которые могут оснащаться разными типами взрывателей: ударным, дистанционным и радиовзрывателем. Готовый к стрельбе боезапас составляет 180 снарядов. Артустановка управляется системой управления стрельбой МР-184, которая позволяет одновременно сопровождать и обстреливать 2 цели.

Также ТАРКР вооружен 2-мя противолодочными (по 5 ПУ с каждого борта) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад», ракето-торпеды которого могут поражать подлодки противника на удалении до 60 км. Для борьбы с неприятельскими торпедами на крейсере имеется противоторпедный комплекс РКПТЗ-1 «Удав-1М» (10 труб-направляющих, время реакции - 15 с, автоматическая конвейерная перезарядка, максимальная дальность – 3000 метров, минимальная – 100 метров, вес ракет – 233 кг).

Помимо этого ТАРКР «Петр Великий» оснащен реактивными бомбометными установками, которые расположены следующим образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (масса снаряда 80 кг, дальность стрельбы 12 000 метров) находится в носовой части судна и установлена на поворотной платформе, еще 2-е шеститрубных установки РБУ-1000 «Смерч-3» (масса снаряда 55 кг, дальность стрельбы – 1000 метров) установлены в кормовой части на верхней палубе с каждого борта.

Общекорабельная система противодействия включает в свой состав 2-е спаренных 150-мм ПУ ПК-14 (комплекс выстреливаемых помех), ложные цели, противоэлектронные ловушки, а также ложную буксируемую торпедную цель, оснащенную мощным шумогенератором. Также на борту крейсера располагается 2 противолодочных вертолета Ка-27. Радиоэлектронная начинка тяжелого ракетного крейсера включает в свой состав 16 станций 3-х типов. Общекорабельные средства слежения, целеуказания и сопровождения состоят из 2-х станций космической связи (САТСОМ), 4-х станций космической навигации (САТПАУ), а также 4-х специальных электронных станций. За воздушной и надводной обстановкой постоянно следят 2-е всепогодных трехкоординатных РЛС «Фрегат-МАЭ» (производства завода «Салют»). Данные станции способны обнаружить цель на удалении до 300 км и на высотах до 30 км.

Также «Петр Великий» оснащен 4-мя радиоэлектронными системами управления стрельбой бортового , 3-мя навигационными станциями, системой опознавания «свой-чужой», средствами управления полетами вертолетов. Гидроакустическая система крейсера включает в свой состав гидролокатор с корпусной антенной, которая установлена в бульбовом обтекателе, для поиска и обнаружения неприятельских подлодок на низких и средних частотах, а также автоматизированную буксируемую гидроакустическую систему, имеющую антенну переменной глубины погружения (150-200 метров) и работающую на средних частотах.

Источники информации:
-http://www.arms-expo.ru/049050054056124051056057049.html
-http://shipandship.chat.ru/military/001.htm
-http://military-informer.narod.ru/PetrVelikiy.html
-http://ru.wikipedia.org

Атомный крейсер Петр Великий ТАРКР , самый известный крейсер российского флота. В число главных боевых задач входят уничтожение крупных надводных целей, поиск и поражение атомных подводных лодок противника, защита морских соединении различного назначения от атак как из-под воды, с воздуха или надводных угроз (и мало кто задумывается, что морских соединений, у нас давно и нет, группа кораблей не в счет). Где то, даже написано уничтожение авианосных групп противника, о как.

Атомный крейсер Петр Великий ТАРКР заход в Кейптаун

Статья написана не морским офицером и даже не мичманом, все материалы и факты взяты из открытых источников лежащих в свободном доступе. Не претендует на истину в последней инстанции, это всего лишь взгляд на кусочек нашего флота.

ТАРКР на рейде Тулона

«Петр Великий» российский тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) воплощение мощи и уникальности. Таких крейсеров больше нет ни в одной другой стране мира (все это можно прочитать на любом сайте, и в вики-пики то же). Круто, офигеть. Неужели американцы, располагающие самой сильной промышленностью, не смогли построить атомный крейсер. Оказывается строили (но только они, то ли у других не получилось, то ли не захотели), и в немалых количествах. Правда несколько более меньшими и назначение у них было иное, экскортники (главная ударная сила американцев все таки авианосцы), наш же крейсер ударник , с возможностями защиты. Вскоре америкосы отказались от дальнейшего строительства атомных крейсеров, сочтя трудности эксплуатации корабля (у нас с этим те же проблемы, техобслуживание осуществляется силами предприятия строителя), и последующей утилизации атомной энергетической установки, скажем мягко высокозатратными. И приступили к штамповке кораблей пачками с газотурбинными установками.

Матросы ТАРКР «Петр Великий» на сигнальном мостике. Отработка задач боевой подготовки. 2010 год

В военно-морских кругах бытовало обоснованное мнение, будто бы создать надводный корабль-рейдер в условиях современной войны невозможно. Мол, без прикрытия с воздуха он будет обречен на почти мгновенное уничтожение. Но советским конструкторам удалось решить эту, казалось бы, невыполнимую задачу. За счет внедрения комплекса высокоэффективного оборонительного оружия корабли проекта 1144 имеют высокую боевую устойчивость и живучесть - это вынуждены были признать все ведущие западные эксперты. Другое дело, что цена разрешения этой проблемы оказалась непомерно высокой. И по критерию «стоимость - эффективность» концепция «Орлана» остается весьма спорной. В этом заключается главная причина, по которой строить подобные корабли не решилась больше ни одна страна мира.

ВПУ ЗРК «Форт» ТАРК Петр Великий

Так что таких атомных крейсеров такого размера, в обозримом будущем, точно больше не будет ни в одной стране.

Я и не проектировщик, но как мне видится именно военные должны заказывать тип и класс корабля, который будет необходим им для выполнения той или иной боевой задачи. Тех задание было на корабль 8000 тонн водоизмещением, а на выходе получили 25 860 т (но это же совсем другой класс). Если так получилось согласно требований военных, то это хорошо (но как то очень круто они поменялись). Но я не могу поверить, что его проектировали в качестве домашнего задания в свободное от основной работы время. Нечто схожее с проектировкой танка Т-34, есть такой схожий миф. Если при проектировании (не стоит забывать и про возможности промышленности) водоизмещение выросло более чем в три раза, конструкторов в угол, и ата-та... Если кто не знает проектировали и строили еще во времена СССР. Строили в СССР, а до сих пор флагман Северного флота ВМФ РФ, как никак три десятка лет старичку.

Моряки атомного крейсера «Петр Великий» занимаются утренней зарядкой

«Петр Великий» - четвертый и последний атомный крейсер семейства «Орланов». Он был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде в апреле 1986 года под названием «Юрий Андропов» и спущен на воду в апреле 1989-го. В 1992 года переименован в «Петр Великий». Ввод корабля в состав Северного флота состоялся в 1998 году. Три предшествующих , «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») и «Калинин» («Адмирал Нахимов») - к настоящему времени выведены из состава Российского ВМФ и находятся на консервации (как не прискорбно но обычно суда идут на иголки, "Адмиралу Нахимову", кажется все таки повезло, к 2018 году (планы могут и измениться) должен все таки вернутся в строй).

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Фрунзе" одноклассники Петра, просто им меньше повезло

Так в чем же сила брат? Основа ударной мощи противокорабельный ракетный комплекс П-700 «Гранит», позволяющий вести залповую стрельбу. 20 штук сверхзвуковых ракет, стартовой массой 7 тонн каждая, способны донести обычную боевую часть весом 750 кило или ядерную, чуть более полутонны на дальность 550 км. Входящие в его состав сверхзвуковые ракеты ЗМ-45 имеют стартовую массу 7 т, дальность полета 550 км и могут нести ядерную или обычную 750-кг боевую часть. Вроде бы все хорошо, но комплекс стар как гоvno мамонта, возраст разработок под соракез лет, ковался еще в советскую эпоху (но до сих пор аналогов в мире нет, а может есть просто мы про это не знаем, про все, что знаем нашей ракетке в подметки не годятся). Интересный факт, ракеты мокрого старта, разработки взяты с подводных лодок, то есть перед пуском шахту надо заполнить забортной водой. Не очень красивое решение. В силу того, что в боевых условиях комплекс не применялся, данных об эффективности нет. Тем не менее Атомный крейсер именуют только эпитетами, не менее как убийца авианосцев.

авианосная ударная группа вмс сша, это то что предполагается уничтожить

Авианосная ударная группа. А вот и кавалькада сопровождения любого авианосца наших хороших друзей американцев, + порядка десятка кораблей различного назначения фрегаты, крейсера, подводные лодки и суда обеспечения (немаловажно все эти решения по составу, выведены из практики, мы же к сожалению подобной практики применения авианосцев никогда не имели). Всего же авианосцев у них 11 штучек, защита и охранение у них будь здоров, так что противодействие на любой вид атаки подводное или воздушное будет ого-какое. А если взять еще круче, авианосное соединение это когда несколько ударных групп складываются в одно соединение, там вообще без шансов. Сейчас я говорю не о возможностях Атомного крейсера Петр Великий ТАРКР , тут скорее всего нечего будет противопоставить всему нашему флоту (к сожалению и подводному то же).

В артиллерийском погребе атомного крейсера «Петр Великий»

И еще нюанс согласно договору СНВ-1 с 1991 года, запрещены ядерные крылатые ракеты корабельного базирования для России и США, к которым относится и "Гранит". То есть, на вооружении стоят с обычной боевой частью, для поражения одного авианосца надо около 10 штучек (думаю такому количеству, долететь не дадут).

Небольшое отступление, авианосные группировки (10 штучек). Близкого по мощи авианесущей группировке, нет ни в одной стране мира, находятся на боевом дежурстве , и быстренько, быстренько могут прибыть в любую точку океана, мало заботясь, об одобрении такого походика, со стороны остального прогрессивного человечества. А нам как выясняется (смотри события в незалежной) даже пукнуть в слух, непозволительно. А я, знаю из уроков истории, были времена, когда ни одна пушка в Европе, без нашего ведома стрельнуть не смела.

Это между прочим то же Петр Великий, но немного другой вид, так сказать кухня изнутри, уже не столь впечатляюще

Вид на верхнюю палубу атомного рейдера

Противолодочное и минно-торпедное вооружение, все на уровне. И все же, в чем сила, а в совокупности всех характеристик. Но с выходом из строя коробля, не будет ни защиты, ни нападения. Все яйца в одной корзине. А в случае международных трений (мы рассуждаем об этом чисто гипотетически), атомный крейсер Петр Великий ТАРКР , как флагман Северного флота получит такое повышенное внимание, к своей персоне. Что у него будет очень мало шансов отвлечь внимание от собственной персоны, и он может легко задохнуться от дружеских объятий.

Как основной козырь корабля, почему то делается упор на неограниченность плавания. Вот с автономностью дела похуже, необходимо снабжение (продукты, боезапас, материалы, запчасти и многое другое, а кораблей обеспечения нет, хотя раньше были, тут =>> . И пол учается имеем Илью Муромца, но не знаем, что с ним делать и как. Преимущества несомненны, но только в связке с такими же кораблями, а их боле нету, (единственный авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», пока еще на службе, хотя согласно планам уже должен стоять на пятилетнем ремонте), в смешанной группе, достоинства атомного крейсера сходят на нет.

Не все ясно и с живучестью корабля, эксплуатационная хороша, боевая живучесть под вопросом. И будет очень хорошо, если не придется проверять ее опытным путем. А пока проводит совместные учения с братьями по разуму в Венесуэле, весело бороздит просторы мирового океана, попугивая порядком обнаглевших сомалийских пиратов (что совсем несолидно для крейсера такого класса).

ТТХ ТАРКР «ПЕТР ВЕЛИКИИ»

Единственный корабль Российского Военно Морского Флота, у которого на флаге красуется изображение ордена Нахимова, награжден в 2012 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАРКР «ПЕТР ВЕЛИКИИ»

  • Водоизмещение, т: стандартное: 24 610 полное: 25 860
  • Размерения, м: длина максимальная: 251,0 ширина максимальная: 28,5 осадка: 10,3
  • Энергетическая установка: атомная мощностью 140 000 л. с. плюс резервная паротурбинная
  • Скорость максимальная, узлы: 31 (57,5 км/ч)
  • Дальность плавания: неограниченная
    Вооружение:
  • 20хПУ ПКРК «Гранит»,
  • 2хЗРК «Форт/Форт-М» (94 ЗУР), 2хЗРК «Кинжал» (64 ЗУР), 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего рубежа «Кортик»
  • 2x5 ПУ ПЛРК«Водопад-НК»,
  • 1 хРБУ-12000 «Удав», 2хРБУ-1000,
  • 1 х2 130-мм артустановка АК-130,
  • 3 вертолета Ка-27
  • Экипаж, чел.: 635 (включая 105 офицеров)

Некоторые классы и типы боевых кораблей вызывают у общества завышенные ожидания, а приписываемый им якобы огромный боевой потенциал отражается в громких прозвищах, таких, например, как «убийца авианосцев», – именно так именуют в прессе ракетные крейсеры проекта 1164. Насколько это соответствует их реальным возможностям? Способны ли они уничтожить наиболее мощные боевые корабли современности – американские тяжелые авианосцы (АВТ)?

На тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 (наиболее известный из которых «Петр Великий»), ракетные крейсеры проекта 1164 и подводные лодки проекта 949А (типа «Курск») действительно возлагаются большие надежды. Но способны ли они, действуя в составе группы численностью два-три корабля (как это имеет место сегодня при выполнении нашим ВМФ различных задач поддержки российской дипломатии и демонстрации флага), уничтожить или хотя бы вывести из строя американский авианосец?

Обратимся к основным тактико-техническим характеристикам этих кораблей.

Наши возможности

Ракетный крейсер проекта 1164 при водоизмещении более 11 000 тонн имеет в качестве основного вооружения комплекс ударного ракетного оружия П-1000 «Вулкан» с боезапасом 16 противокорабельных ракет. Максимальная дальность стрельбы – 550 километров.

Основное зенитное вооружение корабля представлено многоканальным комплексом «Форт» (С-300Ф) с дальностью стрельбы до 90 километров.

Тяжелый ракетный крейсер проекта 1144 при водоизмещении более 25 000 тонн оснащен противокорабельными ракетами «Гранит» с дальностью стрельбы около 500 километров. Корабль имеет на борту 20 таких ракет.

В качестве основного зенитного вооружения корабль располагает двумя многоканальными комплексами «Форт», аналогичными тем, что установлены на крейсерах проекта 1164.

На обоих кораблях предусмотрено базирование вертолетов Ка-27, которые могут использоваться для выдачи целеуказания главному ракетному комплексу на удалении до 300–400 километров.

По оценке западных экспертов, для уничтожения или вывода из строя таких кораблей требуется попадание четырех – шести противокорабельных ракет «Гарпун» или двух-трех «Томагавков».

Подводная лодка проекта 949А имеет в качестве главного вооружения ракетный комплекс «Гранит», аналогичный установленному на крейсерах проекта 1144.

Основным средством поиска соединений надводных кораблей на этой подводной лодке является гидроакустический комплекс.

Единая боевая система

Американские авианосцы практически всегда действуют в составе авианосных ударных групп или авианосных ударных соединений. Типовой состав такой группы включает один авианосец, шесть – восемь надводных кораблей прикрытия, в том числе два-три ракетных крейсера типа «Тикондерога» и столько же эсминцев УРО типа «Орли Берк», а также две-три атомные подводные лодки, в основном типа «Лос-Анджелес».

Авианосное соединение может включать до двух – четырех авианосных ударных групп, действующих в едином боевом порядке.

В настоящее время основу американского авианосного флота составляют корабли типа «Нимиц» различных модификаций. Имея водоизмещение около 95 000 тонн, они в качестве главного своего оружия располагают авиагруппой палубной авиации общим числом до 100 единиц различных летательных аппаратов.

Типовой состав авиакрыла авианосца включает 48 штурмовиков-истребителей F/A-18С, E, F и D, 10 противолодочных самолетов «Викинг», четыре – шесть самолетов-заправщиков, столько же самолетов РЭБ, четыре самолета-разведчика, четыре – радиолокационного дозора и управления типа Е-2С «Хокай», 10–16 противолодочных и поисково-спасательных вертолетов.

Авиакрыло авианосца составляет основу ударной мощи авианосной ударной группы и обеспечивает все виды ее обороны.

Ракетные крейсеры и эсминцы УРО являются основой системы обороны авианосной группы.

Ракетные крейсеры типа «Тикондерога» при водоизмещении около 9600 тонн в качестве главного вооружения имеют различные виды ракетного оружия, расположенные в двух универсальных вертикальных подпалубных пусковых установках Mk-41 общей емкостью 122 ячейки.

Типовая загрузка ракетного оружия включает 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР «Стандарт-2». Кроме этого, корабль располагает 16 ракетами «Гарпун» в палубных пусковых установках.

Эсминцы УРО типа «Орли Берк» по составу и номенклатуре вооружения аналогичны крейсерам типа «Тикондерога», отличаясь от них лишь сокращенным количеством боекомплекта. Так, эти корабли располагают 96 ячейками универсальных вертикальных пусковых установок.

Оба типа корабля оснащены боевой информационно-управляющей системой «Иджис».

Авианосцы, крейсеры и эсминцы располагают развитой системой средств радиоэлектронного подавления, позволяющей им существенно снижать вероятность поражения противокорабельными ракетами.

Можно полагать, что для вывода из строя или уничтожения американского авианосца потребуется попадание четырех – семи тяжелых российских противокорабельных ракет. Аналогичный показатель для крейсеров и эсминцев составит от одной до трех единиц.

Многоцелевые атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес» имеют 12 пусковых установок, в которых способны разместиться противокорабельные ракеты «Томагавк» и четыре торпедных аппарата с боекомплектом 24 торпеды.

Решая задачу борьбы с надводными кораблями противника, авианосная ударная группа способна наносить удары палубной авиации в составе до 40 самолетов на удалении до 600–800 километров и ракетами «Томагавк» до 500–600 километров от центра ордера, имея в залпе до нескольких десятков таких ракет.

Противолодочная оборона авианосной ударной группы строится на глубину до 600 и более километров от авианосца. Противовоздушная – до 700 километров от центра ордера. Ее основу в дальней и средней зонах составляет палубная истребительная авиация, способная бороться и с крылатыми сверхзвуковыми ракетами. В ближней зоне основа системы ПВО состоит из многоканальных зенитных огневых средств кораблей охранения коллективной обороны.

В целом авианосная ударная группа США представляет собой единую боевую систему, в которой разнородные силы и средства действуют под управлением единой автоматизированной системы управления корабельного соединения, решая в едином комплексе все задачи обороны и наступления, возлагаемые на него.

Вероятность поражения – ноль

Для того, чтобы поразить авианосец из состава авианосной ударной группы, наша корабельная группа во главе с ракетным крейсером или ракетная подводная лодка должны обеспечить своевременное обнаружение авианосной группы и классифицировать ее, сблизиться на дистанцию применения ракетного оружия, сохранив боеспособность, получить целеуказание с определением места авианосца в ордере и пустить ракеты, которые, преодолев противодействие средств ПВО и РЭБ, должны поразить авианосец.

Рассмотрим возможности реализации этого комплекса событий.

Собственные возможности корабельной группы в составе ракетного крейсера и одного – трех кораблей охранения и обеспечения по ведению разведки ограничиваются фактически пределами радиогоризонта, то есть несколькими десятками километров.

Имеющиеся на борту кораблей вертолеты для использования в интересах поиска корабельных соединений противника в больших по площади районах малопригодны в силу недостаточного числа этих машин на борту кораблей соединения (максимум два вертолета на наиболее крупном корабле) и небольшого радиуса действия. Они могут эффективно использоваться только в интересах выдачи целеуказания и то на неполную дальность применения ракетного оружия.

Возможности ракетных подводных лодок 949А проекта по ведению разведки существенно шире. С помощью своей гидроакустики они могут обнаруживать шумы авианосных групп на удалении более ста морских миль. То есть при нахождении подводной лодки в дальней зоне противолодочной обороны авианосной группы, где существует определенная (хотя и небольшая) вероятность ее уничтожения.

Однако классифицировать и тем более определить боевой порядок соединения противника с выявлением главного ордера с такого расстояния невозможно. Необходимо будет сблизиться с противником до нескольких десятков морских миль. То есть войти в среднюю зону противолодочной обороны соединения противника, где вероятность ее уничтожения уже весьма существенна.

Когда создавались эти крейсеры, то есть при советском Военно-морском флоте, их деятельность предполагалось осуществлять при поддержке системы военно-морской разведки на океанском (морском) ТВД. Она опиралась на развитую систему радио- и радиотехнической разведки, основу которой составляли наземные центры, расположенные на территории не только СССР, но и других государств. Имелась у нее и эффективная система морской космической разведки, позволяющая не только обнаруживать и следить за корабельными соединениями противника, но и выдавать целеуказание ракетному оружию практически по всей акватории Мирового океана.

В распоряжении каждого из океанских флотов были один-два полка разведывательной авиации, основу которых составляли самолеты, позволяющие вести разведку в дальней морской и океанской зонах – Ту-95РЦ и Ту-16Р.

Наконец, многочисленный и боеготовый атомный подводный флот позволял на постоянной основе держать в море от 10 до 30 и более атомных подводных лодок, которые также решали задачи разведки корабельных соединений противника.

Такая система разведки давала возможность выявлять и отслеживать американские авианосные соединения с момента их выхода из базы.

Сегодня из всей этой мощи остались фактически лишь ограниченное число атомных подводных лодок и существенно сокращенная система радио- и радиотехнической разведки, потерявшая к тому же все свои зарубежные центры (в частности Лурдес на Кубе и Камрань во Вьетнаме). От разведывательной авиации океанской зоны остались единичные самолеты. Эти силы не позволяют вести эффективную разведку важных районов морей и океанов, тем более обеспечить в требуемом объеме разведывательными данными наше соединение для эффективного удара по авианосцу.

Иная картина складывается у авианосного соединения, которое только своими силами способно контролировать воздушное и надводное пространство на глубину до 800 километров и более.

Имея такое превосходство, авианосное соединение будет способно не допустить наши ракетные крейсеры на дистанцию ракетного залпа, безнаказанно (даже не будучи обнаруженным) нанося по нему удары палубной авиацией и ракетами большой дальности.

В этом отношении положение ракетной подводной лодки существенно лучше. Она способна обнаружить и скрытно сблизиться с авианосным соединением противника. Однако вероятность ее обнаружения и уничтожения при этом весьма высока.

Но и в случае обеспечения надлежащей разведывательной информацией нашему небольшому корабельному соединению будет необходимо сблизиться с авианосным соединением на дистанцию стрельбы ракетным оружием.

Имея превосходство в дальности применения палубной авиации, противник нанесет по нашему соединению авиаудары составом до 40 машин, из которых около 25 оснащены двумя ракетами «Гарпун». Ударные самолеты и ракеты будут прикрываться самолетами РЭБ.

Залп в 40–50 крылатых ракет наше корабельное соединение отразить не сможет.

В этих условиях самые мощные ЗРК нашего корабельного соединения «Форт» смогут уничтожить лишь по несколько ракет каждый. Средства самообороны каждого из кораблей еще в самом лучшем случае уничтожат по одной-две ракеты, часть уведут на помехи. В итоге более двух десятков ракет поразят свои цели. Можно уверенно утверждать, что в итоге наши корабли, включая ракетный крейсер, будут с высокой вероятностью потоплены.

Если этого окажется недостаточно, удар может быть повторен.

То есть наше корабельное соединение даже не сможет подойти на расстояние ракетной стрельбы.

Условия преодоления противодействия противника для ракетной подводной лодки проекта 949А существенно лучше. Однако и в этом случае вероятность ее гибели до выхода на позицию применения оружия существенна.

Если же допустить, что наш ракетный крейсер или ракетная подводная лодка достигли позиции залпа и произвели его, то шансы поразить авианосец все равно невелики.

Залп из 16, 20 или 24 ракет против корабельного соединения, насыщенного многоканальными системами ПВО, прикрытого истребителями боевого воздушного патруля, располагающего мощными средствами РЭБ, вряд ли достигнет цели.

Две-три ракеты могут быть уничтожены истребителями. Каждый из ракетных крейсеров и эсминцев УРО способен поразить несколько ракет. Если учесть, что число кораблей, которые в состоянии принять участие в отражении ракетного удара, может составить три-четыре и даже больше, становится ясно, что непораженными останутся буквально единицы ракет. Их уничтожат зенитные средства самообороны или уведут от цели радиоэлектронные помехи.

Шансов достигнуть попадания хотя бы одной ракетой весьма невелики.

Таким образом, можно констатировать, что даже при условии успешного пуска своих ракет по американскому авианосному соединению шансы российского ракетного крейсера его поразить ничтожны. А с учетом других факторов они практически сводятся к нулю.

Как уравнять силы

Итак, мощной сбалансированной группировке противника, насчитывающей около десятка боевых кораблей, несколько подводных лодок и около 100 самолетов, противостоят лишь два-три боевых российских корабля.

Сопоставление ТТХ американских крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев УРО типа «Орли Берк» с нашими кораблями показывает, что они как минимум не уступают российскому крейсеру проекта 1164 и если уступают, то незначительно крейсеру проекта 1144.

При этом против шести крейсеров российского ВМФ, половина из которых небоеспособна, США способны выставить около 50 равноценных им боевых кораблей.

Поэтому рейды малочисленных российских групп боевых кораблей, направляемых в отдаленные районы Мирового океана и горячие точки, имеют практически исключительно политическое значение. Их военное влияние незначительно.

Чтобы успешно противостоять авианосной группе США, наш флот обязан противопоставить ей адекватное оперативное соединение.

Его численность должна быть сопоставима с авианосной группой: один – три ракетных крейсера проектов 1164 и 1144 в охранении пяти – восьми надводных кораблей класса эсминец, большой противолодочный корабль, фрегат, три – шесть ракетных подводных лодок проека 949А, четыре-пять многоцелевых подводных лодок при поддержке дивизии двух-трехполкового состава морской ракетоносной или дальней авиации, минимум эскадрильи разведывательных самолетов океанской зоны. На Северном флоте в состав ударной группировки может быть включен авианосец проекта 1143.5. С его введением боевой состав ударной группировки надводных кораблей может быть сокращен на 20–30 процентов.

Такая группировка в состоянии сформировать ракетный залп, равноценный американскому: 40–50 ракет и более. В бою с американским авианосным соединением наша группировка способна его разгромить и уничтожить авианосец. Однако при этом сама понесет весьма ощутимые потери и будет нуждаться в восстановлении боеспособности.

Каждый из наших океанских флотов сможет создать лишь одно такое соединение (если восстановят боеспособность кораблей). Американцы в состоянии выставить против каждого из них не менее четырех авианосных групп.

Кораблестроительная программа СССР позволяла поддерживать паритет военно-морских вооружений с США на приемлемом уровне. Упоминаемые выше крейсеры вводились в состав нашего флота практически синхронно с американскими «Тикондерогами».

Наш флот имел к 1991 году пять авианесущих крейсеров, один из которых был полноценным авианосцем. Планировалась постройка к 2000-му еще трех атомных авианосцев типа «Ульяновск».

Россия могла бы, обладая мощным флотом, гарантированно защищать свои интересы практически в глобальном масштабе. Сегодня она этой возможности лишена. Такова цена рыночных реформ.

Строительство начато 1986 год Спущен на воду 1989 год Введен в эксплуатацию 1998 год Статус В составе флота
Основные характеристики Водоизмещение 23 750 (стандарт)
25 860 т (полное) Длина 250,1 м
(230 по ватерлинии) Ширина 28,5 м Высота 59 м (от уровня основной плоскости) Осадка 10,3 м Двигатели 2 котла, атомный реактор Мощность 140 000 л. с. (103 МВт) Скорость хода 32 узла Дальность плавания не ограничена на реакторе,
1000 дней на котлах при 17 узлах Автономность плавания 60 суток Экипаж 635 (105 офицеров, 130 мичманов, 400 матросов) Вооружение Артиллерия 1 × 2 АК-130 Зенитная артиллерия 6 ЗРАК «Кортик » Ракетное вооружение 20 ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300 Ф «Форт» (48 ракет),
ЗРК С-300ФМ «Форт-М» (46 ракет),
16х8 ПУ ЗРК «Кинжал » (128 ракет) Противолодочное вооружение 1 × 10 РБУ-12000,
2 × 6 РБУ-1000 Минно-торпедное вооружение 10 × 533-мм ТА (20 торпед или ПЛУР «Водопад ») Авиационная группа 3 Ка-27 ПЛ

«Пётр Великий» (О́рдена Нахи́мова а́томный кре́йсер «Пётр Вели́кий») - четвёртый по счёту и единственный находящийся в строю тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения из серии проекта 1144 «Орлан» . На 2011 год это самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль.

Основное предназначение - уничтожение авианосных групп противника. Является флагманом Северного флота ВМФ РФ .

Предприятия промышленности проводят постоянные работы на крейсере, они позволяют в течение одиннадцати лет подряд выполнять походы в море без постановки корабля в средний заводской ремонт. ЦКБ-проектант самоустранилось от работ на корабле, сочтя их нерентабельными. До переименования «Пётр Великий» носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер - 099.

Конструкция

Основные ТТХ

  • Длина: 251,1 м.
  • Ширина: 28,5 м.
  • Высота от уровня основной плоскости : 59 м.
  • Осадка: 10,3 м.
  • Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.
  • Водоизмещение полное: 25 860 тонн.
  • Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.
  • Скорость: 31 узел (более 57 км/час).
  • Автономность плавания - 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года (на атомном реакторе - неограниченно) по топливу.

Конструкция корпуса и надстройки

Длина 49 коридоров корабля - более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости - 59 метров.

Энергетическая установка

Мощная ядерная энергетическая установка крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на эксплуатацию в течение 50 лет. Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150-200 тысяч жителей.

Экипаж

Экипаж крейсера - 635 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 400 матросов). Он размещён в 1600 помещениях корабля, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6×2,5 м, двухуровневым медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Есть также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.

Вооружение

ТАРКР «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей ВМФ РФ и является одним из мощнейших ударных кораблей в мире. Корабль имеет возможность поражения крупных надводных целей и защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания, он оснащён ударными крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 550 километров.

ТАРКР «Пётр Великий» оснащён противокорабельным ракетным комплексом «Гранит» (разработано «НПО машиностроения »), оборудовано 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными противокорабельными крылатыми ракетами П-700 «Гранит» установленных под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Длина ракеты - 10 м, диаметр - 0,85 м, стартовая масса - 7 т. Боевая головка - моноблок в ядерном (500 кт), обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объёмного взрыва). Дальность стрельбы - 550 км, скорость полёта - 1,6-2,5 М. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищённость и предназначены для нанесения ударов по групповым целям. При залповой стрельбе одна из них следует на большой высоте для увеличения дальности обнаружения противника, обмениваясь информацией с остальными, которые буквально стелются над поверхностью воды. В случае уничтожения ракеты-лидера её место автоматически занимает одна из ведомых ракет.

Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95 РЦ, вертолётом Ка-25 Ц или космической системой разведки и целеуказания.

На корабле установлен противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф , имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска.

Также имеется автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Каждая подпалубная ПУ барабанного типа имеет по 8 одноступенчатых твердотопливных телеуправляемых ракет 9М330-2, суммарный запас - 128 ракет.

Крейсер вооружён зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик » - обеспечивающей самооборону от ряда «точных» вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты , малотоннажные корабли. Каждая установка имеет по две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М1-2 с двумя автоматами АО-18 по схеме «Гатлинга » с суммарной скорострельностью 10000 в/мин и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении находится ещё 16 ракет. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска ». Система управления ЗРК «Кортик» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта . Две установки ЗРК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПУ «Гранит», а четыре другие - в кормовой части главной надстройки.

Кроме того крейсер «Пётр Великий» оснащён 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130» (длина стволов - 70 калибров, 840 снарядов) с дальностью стрельбы до 25 км. Скорострельность - от 20 до 80 выстрелов в минуту. Масса осколочно-фугасного снаряда - 27 кг, имеет ударный, дистанционный и радиовзрыватели. Готовый к стрельбе боезапас - 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

Крейсер также вооружён двумя противолодочными (по 5 ПУ на борт) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад», ракето-торпеды которого способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1. Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а там уже слово за УМГТ-1, которая снова ныряет в воду.

Для борьбы с торпедами противника крейсер «Пётр Великий» имеет противоторпедный комплекс РКПТЗ-1М «Удав-1М» (10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции - 15 сек., дальность максимальная - 3000 м, минимальная - 100 м, вес ракеты - 233 кг).

Реактивные бомбомётные установки на «Петре Великом» размещены следующим образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (дальность стрельбы - 12 км, масса снаряда - 80 кг) установлена в носовой части корабля на поворотной платформе, две шеститрубные РБУ-1000 «Смерч-3» (дальность - 1000 м, масса снаряда - 55 кг) - в кормовой части на верхней палубе по обоим бортам. Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-14 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронные ловушки, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором.

На борту крейсера базируются два противолодочных вертолёта Ка-27 .

Радиолокационные средства РЭП/РЭБ ТАРКР «Пётр Великий» включают 16 станций трёх типов. Общекорабельные средства слежения, сопровождения и целеуказания состоят из двух станций космической связи (САТСОМ), четырёх станций космической навигации (САТПАУ) и четырёх специальных электронных станций. За воздушно-надводной обстановкой следят всепогодные трёхкоординатные РЛС «Фрегат-МАЭ» обнаруживающие цели на дальностях более 300 км и высотах до 30 км.

Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой» .

Гидроакустическая система корабля включает в себя гидролокатор с корпусной антенной для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150-200 м) - на средних частотах.

История строительства

К строительству последнего корабля проекта 1144 - завод приступил в 1986 году . Через 10 лет крейсер ушёл на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья .

История службы

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара 300 °C. Погибло два матроса и три рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. В 1998 году атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году).

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПРК «Курск » в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъема «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра » (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

Учения на крейсере во время похода 2010 года

Командиры крейсера

  • Овчинников Николай Алексеевич - капитан 2 ранга (в июне 1989 года назначен командиром крейсера «Юрий Андропов» в 1992 году переименованного в «Пётр Великий», в апреле 1989 года принимал участие в спуске крейсера со стапелей на воду. Получил печать войсковой части и начал формирование экипажа корабля на ТОФ . В конце 1989 года из-за финансовых трудностей в стране срок ввода корабля в строй был перенесён на несколько лет. В январе 1990 года назначен на действующий атомный крейсер «Фрунзе» ; старшим помощником был Е. Н. Добрышев).
  • Добрышев Евгений Николаевич - капитан 1 ранга (под его руководством прошло формирование экипажа во Владивостоке, достройка корабля в Санкт-Петербурге, и переход на Северный флот).
  • Васильев Сергей Игоревич - капитан 1 ранга (под его руководством были пройдены государственные испытания и поднят флаг).
  • Касатонов Владимир Львович - контр-адмирал.
  • Якушев Владимир Анатольевич - капитан 1 ранга.
  • Меньков Феликс Владимирович - капитан 1 ранга.
  • Малаховский Владислав Владимирович - капитан 1 ранга.

Иллюстрации

Примечания

Ссылки

  • Подвиг и трагедия команды крейсера «Пётр Великий» (недоступная ссылка - история )
  • Фотогалерея атомного ракетного крейсера «Пётр Великий»

Тяжелый атомный крейсер «Пётр Великий» по праву считается «прямым наследником» прославленных советских артиллерийских линкоров и крейсеров военной поры. Ракетно-ядерная эпоха безоговорочно отправила их в «отставку». Против американских авианосных армад и бесшумных ядерных субмарин, напичканных современной электроникой и межконтинентальными баллистическими ракетами, орудия главного калибра были уже бессильны. На стапелях крупнейших советских военных верфей обозначились контуры кораблей-ракетоносцев нового поколения.

Проект 1144

Боевые корабли 3-го поколения (проект 1144) стали нашим ответом на военно-морскую авианосную гегемонию США. Советский Союз противопоставил ей тяжёлые атомные ракетные крейсера, которые благодаря их могучему оснащению стали именовать «убийцами авианосцев».


Характеристики

В период с 1980 по 1998 годы на стапелях Балтийского судостроительного завода была подготовлена «адмиральская» серия из трёх судов – «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев». Её венцом стал тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

Как и его старшие «братья», он — детище санкт-петербургского Северного ПКБ. Бюро многие годы возглавлял Владимир Евгеньевич Юхнин, под чьим руководством проект 1144 и был реализован.

Генеральный конструктор СевПКБ В. Е. Юхнин

Закладка крейсера пришлась на перестроечные времена – 1986 год, сменившиеся «лихими 90-ми». Потребовалось долгих 12 лет в условиях развала советского ВПК, организационной структуры ВМФ и хронического безденежья, прежде чем в 1998 году «Пётр Великий» наконец отправился к месту своей постоянной службы — на Краснознамённый Северный флот.


Чтобы подчеркнуть значимость «Петра Великого», как боевой единицы российского ВМФ, его нередко называют самым мощным ударным кораблём «неавианосного» класса. Хотя это сопоставление с авианосцами в плане боевой мощи выглядит весьма условно, поскольку его основная задача – уничтожение противостоящих авианосных ордеров противника, куда помимо самого авианосца входит солидное прикрытие. И для этого у корабля есть всё необходимое.


Атомного крейсера должно быть много

Впечатляющие размеры атомного ударного ракетоносца — 262 х 28,5 м (длина, ширина), при 59-метровой высоте надстроек и 26000 тоннах водоизмещения – говорят о многом. При всей этой кажущейся огромности здесь нет ни одного лишнего квадратного сантиметра. Перед создателями ударного атомохода стояла непростая задача разместить и скомпоновать в весьма ограниченном пространстве два ядерных реактора по 300 мВт по соседству с двумя вспомогательными котлами и двумя турбинами по 70000 л. с. Сюда необходимо добавить 4 паротурбогенератора, 4 газотурбогенератора, 4 электростанции, «гору» самого современного оружия и более 700 человек экипажа.


Вся эта гигантская мощь воплотилась в скорость около 60 км/ч, двухмесячную автономность (по продовольственным запасам) и трёхгодовую по ядерному топливу.

И один в море воин

Как известно, американские авианосцы по одному не ходят по причине своей слабой (индивидуальной) защищённости. Прикрытие осуществляют от 6 до 10 боевых кораблей (эсминцы, фрегаты УРО) и до двух атомных субмарин. Всё вместе это составляет авианосную ударную группу или ордер, для уничтожения которого и создавался «Пётр Великий».

Пусковые шахты комплекса Гранит

Чтобы отправить на дно такую армаду требовалось уникальное оружие, или, пользуясь прежней «линкоровской» терминологией – «главный калибр». Им стал «Гранит» — ракетный противокорабельный комплекс, выдающееся творение В. Н. Челомея и коллектива НПО «Машиностроения», принятый на вооружение более 30 лет назад.

Вооружение

Можно лишь представить последствия залпа 20 крылатых ракет «Гранит» массой по 7 тонн каждая, способных доставить по назначению со скоростью 2,5 мах за 600 км (в зависимости от характера цели) три типа боеголовок — обычных, ядерных и объёмного действия.

Причём это не какое-то скопище летящих многотонных болванок, а «продуманная» маневрирующая, летящая над самой кромкой воды смертоносная стая во главе с «вожаком». В процессе полёта «Граниты» постоянно обмениваются информацией, маневрируют, что делает их практически неуязвимыми для корабельных средств ПВО противника.

Обрушивая на голову врага смертоносные «Граниты», «Пётр Первый» остаётся при этом одним из самых защищённых боевых кораблей. На дальних подступах до 12 воздушных целей уничтожаются ракетами корабельного комплекса «Риф» С-300Ф и уже на подлёте в бой вступают системы «Клинок» и «Кортик». Сочетание ракет и скорострельных артиллерийских установок создают труднопреодолимый «частокол» практически для всего, что может летать.

Ракетно-артиллерийский комплекс Кортик

Корабельная артиллерия представлена АК-130 – сдвоенными артиллерийскими установками (кал. 130 мм), «достающими» цели, находящимися на удалении 25 км.


Корабль надёжно защищён и «снизу». От нежелательных встреч с субмаринами его охраняют вертолёты Ка-27, ракетно-торпедные комплексы «Водопад», бомбовые установки РБУ-12000 и РБУ-1000. Обязательно стоит упомянуть эффективную противоторпедную систему «Удав-1М». Всё это функционирует в сочетании с мощной гидроакустической системой, фиксирующей подводные цели на средних и низких частотах.

Радиоэлектронные средства


В корабельную систему ПВО входят радиолокационные станции «Фрегат-МАЭ» с дальностью и высотой обнаружения целей соответственно 300 и 30 км. К общекорабельным средствам слежения относятся 6 станций космической связи (2 САТСОМ и 4 САТПАУ) и 4 специальные электронные станции.

Где сейчас «Пётр Великий»

«Пётр Великий» — один из флагманов Северного флота осенью прошлого года прошёл плановый ремонт в посёлке Росляково в сухом доке местного судоремонтного завода. В настоящее время атомный ракетный крейсер находится в плавании, отрабатывая поставленные задачи боевой подготовки.