Янтарь камень легенда. Легенды о янтаре

Среди всех камней, легенды о янтаре наиболее распространены, поскольку нет ни единой страны или местности, где бы не почитали магические свойства янтаря.

Какие только имена не давались янтарю: в Турции его называют «кехрибар», что в переводе значит «похититель соломы», в Германии - «берштейн», от слова «бренен» - «гореть», в Литве - «гинтарас», в Латвии - «дзинтарс», в Финляндии - «меркиви», что значит - «камень моря», в Белоруссии, Польше и на Украине он называется «бурштын».

Янтарь - один из самых первых драгоценных камней, известных человеку, поэтому существует огромное количество легенд о янтаре и в честности тех, что повествуют о его возникновении. Вот одна из таких легенд о янтаре, которую излагает древнегреческий писатель Софокл.

Однажды царь Калидона Эней, принося жертвы олимпийским богам, забыл принести жертву Артемиде. Богиня в гневе напустила на страну свирепого и грозного кабана, который крушил все на своем пути. Много горя и разрушений принесло это животное, ужас и страх царили в окрестностях Калидона. И тогда Мелегар, сын царя Энея решил спасти город от неуправляемого кабана. Он устроил засаду и убил страшное животное. Узнав это, богиня Артемида перенесла весь свой гнев на Мелеагра и чтобы погубить его, устроила распрю между жителями Калидона и соседнего с ним города Плеврона. Началась война. В пылу битвы Мелеагр случайно убил брата своей матери. Услышав эту новость, мать молит богов покарать ее сына за братоубийство, и Аполлон убивает Мелеагра. Сестры героя от горя превратились в птиц и долго оплакивали брата, а их тяжелые слезы падали на землю и превращались в янтарь.

Другой греческий писатель тоже считал, что легенда о янтаре указывает на то, что янтарь - это слезы, но не сестер Мелеагра, а гелиад - сестер Фаэтона - сына бога Солнца Гелиоса и нимфы Климены, горевавших по несчастному брату. Вот как звучит эта версия легенды о янтаре.

Многие годы Фаэтон просил отца дать ему свою золотую колесницу, запряженную четверкой золотых коней, чтобы проехать по небу и доказать, что он действительно сын великого бога. Гелиос все время отказывал: «Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. В начале дорога так крута, что и крылатые кони едва ее одолевают. Посредине же идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно опускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей. Если чуть отклонишься влево - можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра. В правую отклонишься - станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели». Но наступил день, когда отец все-таки уступил просьбам сына и разрешил тому прокатиться в своей колеснице. Но едва юноша вскочил на колесницу, как кони, почувствовав неопытного ездока, понесли быстрее мысли.

Далее легенда о янтаре повествует что Фаэтон испугался и, растерявшись, отпустил вожжи. Огненные кони, ощутив свободу, понеслись что есть мочи. Искры от их безумной скачки летели во все стороны. Они подожгли в нескольких местах небо и землю, вода в реках закипела, и богиня Земли Гея взмолилась, обращаясь к Зевсу-громовержцу с просьбой о спасении. Зевс внял мольбе Геи. Метнув сверкающую молнию, он разбил колесницу, и огонь погас. Огненные кони разбросали по небу осколки золотой колесницы. А Фаэтон, с горящими на голове кудрями, упал в воды реки Эридан. Но гесперийские нимфы не дали утонуть Фаэтону, они подняли тело несчастного и предали земле. Отец юноши - бог Гелиос в глубокой скорби закрыл свой лик и целый день не появлялся на небе, только огонь пожара освещал землю. Горько плакали безутешная мать и сестры-гелиады над погибшим Фаэтоном. Сжалившись над сестрами, боги превратили их в тополя. С той самой поры стоят плачущие тополя-гелиады, склонившись над Эриданом, а их кровавые слезы падают в студеную воду, где, остывая, превращаются в янтарь.

О происхождении этого минерала из слез говорит и древняя прибалтийская легенда о янтаре.

Жила в лесной чаще дивная птица Гауйя, хранившая в своем гнезде волшебное ожерелье из янтаря. Это ожерелье было волшебным: в нем можно было увидеть одновременно 77 чудес света. И вот однажды какой-то охотник, прослышав о диковине, решил его выкрасть. Много дней и ночей он искал гнездо Гауйи, немало часов провел в ожидании момента, когда птица покинет гнездо, и наконец был награжден за свое терпение. Ему удалось похитить прекрасное ожерелье, однако, когда охотник уже возвращался домой, Гауйя все же настигла вора. Она сорвала с него ожерелье, а самого сбросила в море, где он пребывает и по сей день, неутешно оплакивая свою печальную участь янтарными слезами.

Интересно, что происхождение янтаря с печальными событиями связывают и литовцы, согласно их легендам о янтаре он является осколком замка дочери морского царя. Вот как они рассказывают эту легенду о янтаре.

Одна их легенда гласит, что давным-давно молодой рыбак по имени Кастис увлеченно ловил рыбу на берегу моря. Ему так везло в ловле, что Юрате - дочь морского царя, повелела русалке сказать, чтобы парень прекратил ловлю, иначе он выловит всю рыбу. Русалка выполнила наказ Юрате, но Кастис не внял просьбе и продолжал рыбачить. Ничего не оставалось Юрате, как самой отправиться к непослушному и своенравному юноше. Так она и сделала. Но как только глаза их встретились, они настолько были поражены красотой друг друга, что тут же объяснились в любви. Это так не понравилось отцу Юрате, что он крутой волной убил Кастиса и разрушил янтарный замок своей дочери. Вот с тех пор в стонах моря слышен стон Юрате о Кастисе. Сотрясаются подводные глубины от ее рыданий и выплескивают на берег обломки янтарного замка.

За 3,5 тысячелетия до нашей эры украшения из янтаря носили фараоны и жрецы Египта. В египетских гробницах времен династии Древнего царства археологи нашли многочисленные амулеты и талисманы из янтаря, что указывает на то, что уж в те времена в легендах о янтаре присутствовали сведения о его мощной астральной энергетике.

В Древнем Риме из янтаря изготавливали броши, ожерелья, забавные фигурки всевозможных зверушек, статуэтки. Римский император Нерон очень ценил черный янтарь. Простолюдины же любили носить янтарные бусы. Янтарем также украшали ложа, из него делали сосуды, шары, которыми летом охлаждали руки.

Гунны и авары, германцы и скифы употребляли янтарь как меровую единицу наравне с солью и использовали для изготовления различного рода амулетов и украшений.

В Китае почитался янтарь вишневого цвета, то есть цвета «крови дракона», и его рекомендовалось носить представителям правящей династии. В этой стране янтарь называли «ху-по», что в переводе значит «душа тигра». Согласно китайским легендам о янтаре, душа тигра после смерти уходит в землю и превращается в янтарь.

В древнем мире большой популярностью пользовался янтарь с включением насекомых. Так, в начале нашей эры за янтарь, содержащий мушку, финикийские купцы платили 120 мечей и 60 кинжалов, а в начале XIX века янтарь с насекомыми был особенно моден во Франции и в России.

Но еще большей ценностью обладали кусочки янтаря с отдельными природными отпечатками, особенно когда они напоминали инициалы какой-нибудь выдающейся персоны. Из истории известно, что Фредерик Вильгельм I Прусский очень дорого заплатил торговцу за кусочек янтаря со своими инициалами.

Янтарь широко применялся в Киевской Руси и в древнерусских княжествах еще в домонгольский период. При раскопках в Новгороде археологи нашли мастерскую с заготовками янтарных украшений. Эти находки свидетельствуют о торговых связях новгородцев с Прибалтикой, захваченной в XIII веке крестоносцами, которые установили запрет на свободную добычу и обработку янтаря, сделав его предметом монопольного владения. Поэтому в XVI - XVIII веках балтийский самоцвет был доступен немногим, а в Россию попадал лишь в качестве дипломатических даров.

Археологические раскопки в разных частях земного шара подтверждают, что еще на заре культуры человек уже обрабатывал янтарь и использовал его в магических целях. Так, при раскопках поселений каменного века в Пруссии, Шлесвиг-Хольштайне и Дании были найдены куски необработанного янтаря с круглыми углублениями. По мнению Хорнса, данные углубления являются местом отдыха духа камня, и поэтому, возможно, янтарь использовали в качестве талисмана и амулета.

Некоторые исследователи считают, что русские легенды о янтаре указывают на то, что он и есть тот сказочный «алатырь-камень», который так часто упоминается в заговорах, былинах, сказках, легендах и поверьях. Об Алатырь-камне говорилось, что он «всем камням камень, всем камням отец и мать». Славяне воспринимали его как центр мироздания, пуп земли, наделенный различными сакральными, то есть священными и целебными свойствами. В фольклоре местонахождение камня неразрывно связывалось с островом Буяном, находившемся, как утверждают многие ученые, в Балтийском море, которое в древности называли Алатырским. Ореолом таинственности был окружен и сам остров, так как на нем находилось главное святилище славян-язычников. Поэтому согласно легендам о янтаре, янтарь с берегов Балтики считался волшебным, способным принести счастье, здоровье и удачу.

О том, что янтарь использовали в священных обрядах, говорит его северо-русское название - «морской ладан».

Янтарь широко применялся в Киевской Руси, что подтверждается многочисленными находками янтарных украшений при раскопках городищ Киева, Суздаля, Новгорода.

В августе 1963 года в Паланге, в бывшем дворце графов Тышкевичей был открыт музей янтаря. В его коллекции около ста янтарных изделий, среди которых экспонируются и запечатанные внутри янтаря насекомые, веточки растений, пауки и бабочки.

Но самым крупным музеем янтаря по праву считается музей, открытый в конце 1979 года в Калининграде, в котором выставлено свыше двух тысяч экспонатов.

Оружейная палата Московского Кремля располагает тридцатью янтарными изделиями, относящимися к первой трети XVII и середине XVIII века. Среди них янтарный посох, присланный в дар патриарху Никону герцогом Курляндии в 1658 году, янтарный кубок, подаренный князем Львовым царевичу Иоанну Михайловичу в 1635 году, и красивая янтарная кружка, преподнесенная литовским послом Станиславом Венявским царю Алексею Михайловичу в 1648 году. Но особой гордостью Оружейной палаты является янтарная ваза широкой цветовой гаммы красноватого, желтого, яично-золотого и воскового оттенков. На дне ее сделан подкладной рельеф, где сквозь прозрачную пластинку проступают силуэты двух мужских фигур, несущих на палке большую виноградную гроздь.

Бесспорно, самым великим и таинственным изделием из янтаря считается Янтарная комната. Ее история началась в 1701 году, когда прусский король Фридрих Вильгельм I после своей коронации поручил датскому мастеру Готфриду Туссо построить янтарный кабинет в Потсдаме. Восемь лет Туссо неустанно трудился. И наконец в 1709 году работа была закончена. Кабинет представлял собой сложную композицию из отдельных деталей площадью около пятидесяти пяти квадратных метров. Вся комната буквально светилась изнутри. Такого эффекта мастер добился тем, что под янтарные пластинки подложил листы серебряной фольги.

В 1712 году Фридрих Вильгельм I подарил Янтарную комнату Петру I, когда тот был в Берлине. Это чудо мастера Туссо сначала обрело пристанище в Зимнем дворце, но в 1724 году его перевезли в малый Зимний дворец. Когда же к власти пришла царица Елизавета, то по ее указу в 1755 году Янтарную комнату перенесли в Царское село (ныне город Пушкин). Здесь комнату слегка усовершенствовали - между янтарными панелями поместили двадцать два зеркальных пилястра. Работа длилась десять лет и была закончена в 1765 году.

В 1941 году Янтарная комната попала в руки немецких агрессоров и была перевезена в Кенигсберг (ныне Калининград). Весной 1945 года немцы демонтировали ее и спрятали в подвальчике ресторана «Блютгерихт». Последний раз ящики с панелями видели за три дня до штурма города советскими войсками, а именно - 6 апреля 1945 года. С того времени Янтарная комната считается утерянной.

© Святослав Горский

Читать также :

С тех пор, как люди научились использовать янтарь, - а это произошло как минимум 5-6 тысячелетий назад - неоднократно предпринимались попытки разгадать тайну его происхождения.

И в научных трудах, и в произведениях устного народного творчества предлагались версии, по степени фантастичности порой не уступавшие друг другу.

Сейчас-то уже ни у кого не вызывает сомнений, что янтарь - это минерал органического происхождения, принадлежащий к типичным смолам, но далеко не сразу ученые пришли к единому мнению по этому вопросу.

Некоторые исследователи были убеждены, например, что янтарь - это затвердевшая нефть, другие склонны были считать его окаменевшим медом диких пчел. Высказывались также предположения, что это морская пена, застывшая под действием солнечных лучей, продукт жизнедеятельности лесных муравьев, загустевший «солнечный эфир», горное масло, земной тук... И так далее.

Гипотез существовало много, что неудивительно. Янтарь ведь не только на другие самоцветы совершенно не похож, но и сам по себе являл такое разнообразие форм, фактур, структур, размеров, демонстрировал такое богатство оттенков, обладал такими необычными химическими и физическими свойствами, что в прежние времена нередко ставил исследователей в тупик. И в самом деле - что это такое: в огне он горит, как уголь, потрескивая и коптя; при нагревании без доступа воздуха плавится; при трении электризуется; в соленой воде отдельные разновидности янтаря находятся во взвешенном состоянии - плавают. Наощупь камень кажется теплым. Вдобавок внутри некоторых кусочков янтаря можно увидеть самых разных насекомых. Как они туда попали? Ведь янтарь чаще всего встречается на морском берегу, а бабочки и мухи, как известно, в море никогда не водились...

Пока наука занималась поиском истины, кропотливо собирая доказательства, народ быстренько все объяснил чудесным, сверхъестественным образом.

Так всегда бывает: где бессильны разум и логика, появляется простор для творчества, начинает работать воображение. Орган, ведающий фантазией, особенно хорошо развит у детей и у молодых народов.

Поэтому все легенды о янтаре появились на заре цивилизации.

Прежде всего, сверхъестественными свойствами древние народы наделили сам янтарь. У некоторых первобытных племен изделия из янтаря использовались в магических обрядах. Янтарные амулеты носили, чтобы уберечься от болезней, от гибели в сражении. Люди верили, что янтарь «вытягивает» из организма болезнь и «притягивает» удачу - так же, как притягивает мелкие предметы, если его слегка потереть. Считалось, что украшения из янтаря отводят беду, ограждают от дурного глаза, приносят успех в любовных делах, делают человека сильнее и умнее...

Конечно, возможности янтаря здесь сильно преувеличены, но кое-что не отрицается и современной наукой.

Безусловно, янтарь благотворно влияет на нервную систему, его «солнечный» цвет приятен для глаз, а прикосновение к теплой гладкой поверхности не только доставляет удовольствие, но и помогает сосредоточиться, придает уверенность в себе.

Кроме того, говорят, что постоянное ношение украшений из янтаря улучшает самочувствие при заболеваниях щитовидной железы, снимает боль при воспалении суставов, отложениях солей.

А что касается легенд о янтаре, если на них внимательно посмотреть, то среди массы фантастических обстоятельств и подробностей иногда можно обнаружить и зерна истины.

Вот, например, древнегреческий миф о Фаэтоне (дошедший до нас в изложении римского поэта Публия Овидия Назона, родившегося в 43 году до нашей эры) однозначно указывает на растительное происхождение янтаря - задолго до того, как к такому же выводу пришли ученые.

Тема слез присутствует почти во всех легендах о янтаре. Нередко повествуется в них о трагедиях космического масштаба.
На мысль о драматических событиях, связанных с рождением янтаря, очевидно, наталкивала каплевидная форма некоторых кусочков природного камня.

Так, в трагедии Софокла (V век до н. э.) янтарь - это слезы о погибшем герое Мелеагре, ставшем жертвой материнского проклятия.

В литовской легенде о Юрате и Каститисе янтарные слезы проливает морская богиня, оплакивающая своего возлюбленного.

Во всех легендах янтарь - это весточка из прошлого, хранящая в себе некий тайный смысл. Прочесть «послание» пытаются многие - и каждый народ делает это по-своему.

На Руси янтарь назывался «Алатырь» или «латырь-камень». «Бел-горюч камень алатырь», лежащий «на море Окияне, на острове Буяне», упоминается и в народных песнях, и в сказках, и в старинных заговорах. При этом «горючесть» янтаря, то есть способность к горению, подчеркивается как одно из его характерных свойств.

Есть у русского народа и сказка-притча про певучий камень, услышать который способен только человек с чистым сердцем.

А прибалтийская легенда о птице Гауе связывает происхождение янтаря с преступлением, на которое толкнул своего верного слугу жестокий король заморской страны.

Поэтическое восприятие фактов и явлений бытия, мифологизация действительности, присущая древним народам, предшествовала научному познанию мира.

В преображенной, мифологизированной форме устные предания сохранили и пронесли сквозь века информацию о реальных событиях, донесли до нас древнее знание, нередко опережавшее и предвосхищавшее дальнейшие направления научного поиска.

Янтарь - самое загадочное сокровище нашей планеты. Откуда появился этот уникальный камень, балансирующий где-то на грани между живым и мертвым? Кто и с какой целью одарил им Землю? Вполне может быть, что янтарь - один из первых самоцветов, который древние люди использовали в качестве украшений и в лечебных целях. Во всяком случае, его часто находили в пещерных стоянках древнего человека и в неолитических памятниках...



С тех пор, как люди научились использовать янтарь, - а это произошло как минимум 5-6 тысячелетий назад - неоднократно предпринимались попытки разгадать тайну его происхождения, слагали мифы и легенды .

"Когда-то очень, очень давно, когда людей на земле ещё не было, на небе светило два солнца. В один прекрасный день небо не удержало одно из светил и то упало прямо в море. Упало, ударилось о морское дно и рассыпалось на миллионы маленьких кусочков. С тех пор морские волны выбрасывают их на берег и люди уже давно придумали «кусочкам солнца» название - янтарь..."


Некоторые исследователи были убеждены, например, что янтарь - это затвердевшая нефть, другие склонны были считать его окаменевшим медом диких пчел. Высказывались также предположения, что это морская пена, застывшая под действием солнечных лучей, продукт жизнедеятельности лесных муравьев, загустевший «солнечный эфир», горное масло, земной тук...

Гипотез существовало много, что неудивительно. Янтарь ведь не только на другие самоцветы совершенно не похож, но и сам по себе являл такое разнообразие форм, фактур, структур, размеров, демонстрировал такое богатство оттенков, обладал такими необычными химическими и физическими свойствами, что в прежние времена нередко ставил исследователей в тупик. И в самом деле - что это такое: в огне он горит, как уголь, потрескивая и коптя; при нагревании без доступа воздуха плавится; при трении электризуется; в соленой воде отдельные разновидности янтаря находятся во взвешенном состоянии - плавают. Наощупь камень кажется теплым. Вдобавок внутри некоторых кусочков янтаря можно увидеть самых разных насекомых. Как они туда попали? Ведь янтарь чаще всего встречается на морском берегу, а бабочки и мухи, как известно, в море никогда не водились...


Янтарь - результат воздействия воды и давления земли в течение нескольких десятков миллионов лет на смолу древних деревьев. Столько времени требуется, чтобы родился янтарь - именно поэтому так редки его месторождения. Янтарь - ценен не только как красивое и полезное ископаемое, но и как уникальный геологический источник, который сохранил до нас огромное количество древних образцов животного и растительного мира, насекомых, кусочки земли и воды. Особая ценность этих включений в том, что их великолепная сохранность позволяет изучать их так же как и современные источники. Благодаря янтарю ученые воссоздают картину нашей земли более чем 50 миллионов лет назад.

Прямой зависимостью состава янтаря является его цвет. Это, пожалуй, один из самых богатейших и разнообразных по окраске самоцвет - насчитывается более 300 оттенков

янтаря: от молочного, светло-желтого до темно-оранжевого, от прозрачно-коричневого до буро-красного, редко встречается зеленый и черный янтарь и почти уникальной находкой является голубой или синий камень. Преобладающим цветом является желтый или золотисто-желтый, который ввел в широкое употребление термин «янтарный цвет». Все основные цвета янтаря имеют свои названия - сукцинит, геданит, глессит. Особые сорта янтаря также имеют свои названия, например, бирмит - более твердая и густо окрашенная разновидность (нежели прибалтийский) камня, обычно светло-коричневого, огненно или светло-красного цвета, добывался в Бирме с 1 века до нашей эры.

Волны, выносящие на берега Балтики кусочки янтаря, который так любят собирать все бывающие здесь, породили и местные мифы и легенды, связанные с происхождением янтаря.

Одна из них рассказывает о божественной деве Юрате, дочери бога, которая жила на дне морском в прекрасном янтарном дворце. Однажды на вечерней заре она купалась в море и ее увидал молодой красивый рыбак Каститис. Она строго сказала ему, чтобы не трогал ее рыбок, иначе утонет, а он смотрел на чудесную деву и не мог наглядеться. И она смотрела на него и не могла оторвать взгляд. Поцеловала Юрате смертного, и поднялся вихрь, забушевали волны, напоминая, что нельзя богам любить смертных. Погрузились влюбленные на дно морское, стали жить в янтарном дворце и забыли обо всем на свете, кроме своей любви; но Перкунас-громовержец, увидев их с небес, разгневался, метнул молнию в море, и оно разверзлось, и попала молния в янтарный дворец. Раскололся дворец, а Каститиса подняла волна на берег и стала целовать его, и до смерти зацеловала. А море с той поры выносит на берег кусочки янтаря - частицы того янтарного дворца; и девушки, собирая янтарь, вспоминают о страстной и нежной любви Каститиса и Юрате. А когда море неспокойно, говорят, что это божественная дева плачет о своем возлюбленном.


Восхищение и интерес к янтарю возник еще в древнем мире. У некоторых первобытных племен изделия из янтаря использовались в магических обрядах. Янтарные амулеты носили, чтобы уберечься от болезней, от гибели в сражении. Люди верили, что янтарь «вытягивает» из организма болезнь и «притягивает» удачу - так же, как притягивает мелкие предметы, если его слегка потереть. Считалось, что украшения из янтаря отводят беду, ограждают от дурного глаза, приносят успех в любовных делах, делают человека сильнее и умнее...Поэтому древние люди применяли камень в качестве амулетов и украшений. Позднее о золотом чуде стали слагать поэтические предания.

Древние легенды о янтаре скрывают в себе тайны происхождения камня. Чаще всего самоцвет описывали как слезы, пролитые по погибшим героям.
Одни считают, что в мифах о янтаре кроется истина, другие, что это лишь выдумка. В любом случае, все эти сказания невероятно красивы и отражают истинный дух этого камня.

Сын бога солнца Гелиоса, Фаэтон, чтобы доказать свое божественное происхождение сыну Зевса, Эпафу в тайне взял солнечную колесницу своего отца. Не зная как управлять огненными конями, Фаетон мчался то к земле, то к небу. Ослепленный своей мыслью, мальчишка чуть не погубил весь мир. Разгневанный Зевс едва ли успел остановить упрямого юношу. Его грозовые молнии пронзили колесницу Фаэтона, и он подобно стреле упал в реку Эридан. Осколки золотой колесницы были рассыпаны по всему небу.
Долгое время оплакивали Фаэтона мать и его сестры гелиады. Греческие боги, не выдержав безграничной скорби, превратили плачущих гелиад в безмолвные тополя. Но даже став деревьями, мать и сестры Фаэтона продолжали плакать, роняя в реку свои янтарные слезы. С тех пор, со склоненных над Эриданом деревьев, рассыпались золотые слезы печали, которые падая в холодную воду, превращаясь в прозрачный янтарь

Янтарь был талисманом и оберегом человека во все времена. Волшебному камню приписывали защитную силу от злых духов, дурного глаза, от болезней горла и головы, и множества других недугов. Он использовался в медицине по всему земному шару, начиная с палеолита (450000-12000 гг. до нашей эры) и египетских фараонов. Янтарные бусы были непременным атрибутом женщин и детей у всех народов, знавших янтарь.

Невероятной красоты легенда, рассказывает оптице Гауе, которая хранила в своём гнезде прекрасное ожерелье, обладающее удивительной красотой и силой. Прознавший о том ожерелье жадный король послал своего слугу Косо добыть его. Косо пробрался к гнезду, выстрелил, и птица покинула эти края. Ожерелье было в руках злодея и он отправился по морю к своему королю. В море настигла Гауя корабль Косо и набросилась на него. Долго умолял слуга отпустить его, на что Гауя отвечала: "Твой король - вор, а ты халоп вора. Вы выкрали то,что вам по праву не принадлежит. Бросай ожерелье и тогда я опущу тебя на парусник.То, что ты прячешь за пазухой, земля подарила людям. Владеть тем даром велено не тому, у кого длинные, а тому, у кого работящие руки, кто сумеет добыть этот камень умом и трудом." С этими словами столкнула птица Косо в море, и он утонул вместе с ожерельем. С тех пор ожерелья никто и не видел, но на берегах того моря поселились рыбаки. Они честно работали, ловили рыбу, и однажды, нашли в море чудесной красоты камни, которые помогли им жить. На месте брошенного ожерелья по легенде выросло дерево, пустившее корни глубоко по всему морю. На дереве выросли хрустальные свечи, которые вечно плачут по Гауе. И каждая такая капля, попадая в руки рыбаку или рыбачке, превращается в янтарь.

Безусловно, янтарь благотворно влияет на нервную систему, его «солнечный» цвет приятен для глаз, а прикосновение к теплой гладкой поверхности не только доставляет удовольствие, но и помогает сосредоточиться, придает уверенность в себе. Кроме того, говорят, что постоянное ношение украшений из янтаря улучшает самочувствие при заболеваниях щитовидной железы, снимает боль при воспалении суставов, отложениях солей. Янтарь не панацея, он просто часть живой природы, которая при добром к ней отношении, лечит и зализывает наши раны, восстанавливает наши силы и возвращает нас к полноценной и гармоничной жизни.


У янтаря более 30 названий. Каждое из них отражает какое-либо из его свойств. Древние греки именовали янтарь электроном, от звезды Электра в созвездии Тельца и способности притягивать к себе небольшие кусочки папируса. Их потомки ныне вложили другой смысл в название камня и нарекли его “вероника”, то есть носитель победы. Янтарь притягивает к себе соломинки и сухие былинки и поэтому называется по-персидски «кахруба», то есть «похищающий соломинку». Римляне называли его «сукцинум» (от латинского слова «Succus» - сок), так как справедливо полагали, что янтарь представляет собой окаменевший сок деревьев. Старогерманское «глёз» говорит о блеске и прозрачности камня; немецкое «бернштейн» (огненный камень) передает его свойство гореть в огне; финское «мерикиви» - камень моря; литовское «гинтарис» и латышское «дзинтарс» - защитник от болезней. На Украине и в Польше янтарь называют «бурштын». По-английски янтарь - «amber».



Под именем «камень-алатырь», «латырь-камень» он воспет в русских народных сказаниях и былинах, заклинаниях и заговорах. «Кто бел-горюч камень алатырь изгложет, тот мой заговор переможет», - гласит один из старинных заговоров. Считается, что янтарь был известен как «алатырь» благодаря знаменитому алтарю в храме Святой Софии в Константинополе, столице Византийской империи. Алтарь Софийского собора был выполнен из кусков бело-желтого янтаря.

Согласно легендам , Алатырь-камень упал с неба и на нём были высечены законы бога Сварога.

Живёт в русском народе легенда об острове Буяне, о чудодейственном алатырь камне, излечивающем от болезней и дающем бессмертие: «На море на Окияне есть бел-горюч камень Алатырь, никем неведомый. Под камнем сокрыта сила могучая и силы нет конца; с-под него протекали реки, реки быстрые, по всей земле, по всей вселенной, всему миру на исцеление, всему миру на пропитание. На том камне Алатыре сидит красная девица, швея мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, зашивает раны кровавые... ».

Исследования учёных свидетельствуют, что сказочным островом Буяном является остров Рюген в Балтийском море, который в древности называли Руян. До конца XIII века там жило племя Балтийских славян. Ореолом таинственности и мистики был окружён остров, ведь на нём находилось главное святилище славян.

Смола сползала по стволам и капала с ветвей. Окисление будущего солнечного камня продолжалось в почве янтарных лесов миллионы лет. Так постепенно и накапливались отложения янтаря. В плодородной почве смола со временем приобретала твердость и покрывалась толстой коркой темно-бурого цвета.


Сточные воды постепенно вымывали окаменевшую смолу из лесной почвы и сносили её в устье древней реки, которое располагалось на территории современной Калининградской области. Здесь смола и отлагалась, а всё остальное сделало время. Таким образом, в процессе эволюции растительного покрова планеты, и появился янтарь - окаменевшая смола древних хвойных деревьев.


"В старые времена жил на побережье рыбак. Был он молод, красив, а еще он был самым лучшим певцом в округе... Каждый день, выходя в море, он пел - и звуки его прекрасного голоса разносились далеко вокруг. И однажды его песню услышала морская богиня и полюбила рыбака. Но ее отцу, грозному богу Солнца, это не понравилось. Он наслал страшную бурю, лодку рыбака разбили могучие волны, а сам он утонул. А морскую богиню приковали к дну моря тяжелыми цепями. И теперь она вечно плачет о своей погибшей любви, а слезинки ее превращаются в янтарь. "

Когда Вы возьмете в руки теплый, солнечный янтарь и вдохнете его смолистый, древний аромат, Вы будете ближе к природе и ее потерянному раю.


Светлана Тюлякова

Таинственная красота, загадочный блеск, не совсем обычные свойства наделили янтарь особой притягательной силой, проявившейся в легендах и сказаниях народов мира. Большинство этих легенд пришло из седых глубин веков.

Фаэтон (из Эсхилла, 525-456 до н. э.) .

Янтарь - это слезы гелиад, сестер Фаэтона, горевавших по несчастному брату. Фаэтон, сын бога Солнца Гелиоса, однажды спросил у отца разрешения проехать по небу в его золотой колеснице, запряженной четверкой золотых коней. Гелиос отказывал, говоря: «Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. В начале дорога так крута, что крылатые кони едва ее одолевают. Посередине же она идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно спускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей. Если чуть отклонишься влево - можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра. В правую отклонишься - станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели».

Но Фаэтон так умолял, так просил, что Гелиос уступил просьбам сына. Едва юноша вскочил на колесницу, как кони, почувствовав неопытного ездока, понеслись быстрее мысли. Испугался Фаэтон, отпустил вожжи, а огненные кони вовсе озверели. Они подожгли в нескольких местах небо и землю, вода в реках закипела, и богиня Гея-Земля воскликнула: «Зевс-громовержец, спаси!»

Зевс бросил сверкающую молнию, разбил колесницу, и огонь погас. Огненные кони разбросали по небу осколки золотой колесницы. А Фаэтон, с горящими на голове кудрями, подобно падающей звезде, пронесся и упал вдали от родины в воды реки Эридана.

Там гесперийские нимфы подняли тело несчастного и предали земле. А Гелиос в глубокой скорби закрыл свой лик и целый день не появлялся на небе, и только огонь пожара освещал землю. Горько плакали безутешная мать и сестры-гелиады над погибшим Фаэтоном. Скорбь была безгранична. Боги превратили плачущих гелиад в тополя. И с той самой поры стоят плачущие тополя-гелиады, склонившись над Эриданом, и падают их кровавые слезы в студеную воду, где остывают и превращаются в янтарь.

Каститис и Юрате (древнелитовская легенда) . На дне моря во дворце из медового камня, не зная волнений и горя, жила прекрасная царевна Юрате. Однажды она услышала песню рыбака Каститиса, забросившего неподалеку старую сеть, и влюбилась в него.

К вечеру, когда море утихало, а по темной зыби его в неведомую даль пробегала лунная дорожка, рыбак Каститис и царевна Юрате встречались, она слушала его песни, а он любовался ее красотой. Но подкралась беда. Как-то вечером, когда ничто не предвещало бури, над морем разразилась гроза и молния сразила Каститиса насмерть.

Ревнивый бог Перкунас жестоко расплатился с рыбаком, а царевну приковал цепями к стенам разрушенного дворца. И вот с той поры всякий раз, когда Юрате вспоминает о любимом, заливаясь горькими слезами, свинцово-зеленые волны морского прибоя выносят слезы царевны на берег в виде кусочков янтаря.

В Паланге (Литва) на побережье Балтики сейчас стоит необыкновенный памятник, посвященный героям древнелитовской легенды: рыбаку Каститису и морской царевне Юрате.

Осколки Солнца (прибалтийская легенда) . Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не выдержало его, и светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы морского дна, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камн

Птица Гауйя и охотник Косо (латвийская легенда) .

Жила в лесной чаще дивная птица Гауйя, которая хранила в своем гнезде янтарное ожерелье удивительного свойства. В нем можно было увидеть одновременно семьдесят чудес света. Одна сторона ожерелья дарила зрелище удивительных по своей красоте городов, знакомила с далекими странами и народами, другая открывала красоты лазурного моря, изумрудных лесов и заснеженных вершин, третья удивляла бескрайней равниной с чистой, как серебро, речкой.

По приказу короля далекой Тоскании, прознавшего про это чудо, охотник Косо выкрал ожерелье. Однако птица Гауйя настигла похитителя, подняла его вместе с ожерельем в воздух, а затем, разжав когти, бросила в море. С той поры никто не видел драгоценности. Полагают, что каждый камешек из ожерелья пустил на илистом дне корни, и на его месте выросло дерево. С веточек дерева медленно стекают капли, похожие на слезы. Так дерево изливает тоску по Гауйе. Каждая капля, попадая в руки человека, превращается в янтарь.

Крот и Человек (современная латвийская сказка) . Узнав, что у Человека нет ни куска янтаря, крот очень удивился и пригласил его в подземную янтарную мастерскую. Все обитающие в ней мастера понимали язык самоцвета, поэтому прежде чем взяться за работу, советовались с камнем, как его лучше обрабатывать. Даже самый заурядный осколочек поворачивался к мастеру своей лучшей стороной. Когда Человек покидал подземную мастерскую, крот подарил ему камень неписаной красоты. С той поры, если Человек устанет, самоцвет шепчет ему волшебные слова - и усталость как рукой снимает. И еще одним волшебным свойством наделен янтарь: в присутствии плохих людей он тускнеет, но зато среди добрых, словно оживает, весь сияя.





Город Пушкин. Екатерининский дворец. Янтарная комната.

В убранстве комнаты использовались янтарные мозаики, составленные из кусочков янтаря разного цвета и размера. Большая часть этих мозаик была подарена Петру Великому прусским королём Фридрихом Вильгельмом I. По приказанию Елизаветы Петровны янтарные панели были отправлены в 1755 году в Царское Село, где Растрелли дополнил янтарные пано зеркальными пилястрами, золоченым резным орнаментом и живописным фризом. Более двухсот лет уникальная янтарная комната украшала Екатерининский дворец. В 1942 году гитлеровцы вывезли янтарные панели в Кёнигсберг. В 1945 году шедевр пропал и о его судьбе до сих пор ничего не известно. В 1983 году начались работы (проекту архитектора А. Кедринского) по воссозданию янтарных пано. Торжественное открытие воссозданной Янтарной комнаты состоялось в 2003 году.




Источник материала сайт " в контакте"

С тех пор, как люди научились использовать янтарь, – а это произошло как минимум 5-6 тысячелетий назад – неоднократно предпринимались попытки разгадать тайну его происхождения. Гипотез существовало много. Янтарь ведь не только на другие самоцветы совершенно не похож, но и сам по себе являл такое разнообразие форм, фактур, структур, размеров, демонстрировал такое богатство оттенков, обладал такими необычными химическими и физическими свойствами, что в прежние времена нередко ставил исследователей в тупик.


И в самом деле - что это такое: в огне он горит, как уголь, потрескивая и коптя; при нагревании без доступа воздуха плавится; при трении электризуется; в соленой воде отдельные разновидности янтаря находятся во взвешенном состоянии – плавают. На ощупь камень кажется теплым. Вдобавок внутри некоторых кусочков янтаря можно увидеть самых разных насекомых. Как они туда попали? Ведь янтарь чаще всего встречается на морском берегу, а бабочки и мухи, как известно, в море никогда не водились...
На Руси янтарь назывался «Алатырь» или «латырь-камень». «Бел-горюч камень алатырь», лежащий «на море Окияне, на острове Буяне», упоминается и в народных песнях, и в сказках, и в старинных заговорах. При этом «горючесть» янтаря, то есть способность к горению, подчеркивается как одно из его характерных свойств.
Не имея возможности разгадать «тайны» «солнечного камня» народы слагали легенды. Во всех легендах янтарь - это весточка из прошлого, хранящая в себе некий тайный смысл.


Легенда о Фаэтоне


Только раз нарушен был заведенный в мире порядок и не выезжал Бог Солнца на небо, чтобы светить людям. Это случилось так...
Был сын у Солнца - Гелиоса от Клименты - дочери морской богини Федиты. Имя ему было Фаэтон. Однажды, родственник Фаэтона сын громовержца Зевса Эпаф, насмехаясь над ним, сказал:
- Не верю я, что ты - сын лучезарного Гелиоса. Мать твоя говорит неправду. Ты сын простого смертного.
Разгневался Фаэтон, краска стыда залила его лицо; он побежал к матери, бросился к ней на грудь и со слезами жаловался на оскорбление. Но мать его, простерши руки к лучезарному Солнцу, воскликнула:
- О, сын! Клянусь тебе Гелиосом, который нас видит и слышит, которого и ты сам сейчас видишь, что он - твой отец! Пусть лишит он меня своего света, если я говорю неправду. Пойди сам к нему, дворец его недалеко от нас. Он подтвердит мои слова.
Фаэтон тотчас отправился к своему отцу Гелиосу. Быстро достиг он дворца Гелиоса, сиявшего золотом, серебром и драгоценными камнями. Весь дворец как бы искрился всеми цветами радуги, так дивно украсил его сам Бог Гефест. Фаэтон вошел во дворец и увидел там Гелиоса, сидящего на троне в пурпурной одежде. Но Фаэтон не мог приблизится к лучезарному Богу, его глаза - глаза смертного, не выносили сияния, исходящего от венца Гелиоса. Бог Солнца увидел Фаэтона и спросил его:
- Что привело тебя ко мне во дворец, сын мой?
- О, свет всего мира, о, отец Гелиос! Только смею ли я называть тебя отцом? - воскликнул Фаэтон.
- Дай мне доказательство того, что ты - мой отец. Уничтожь, молю тебя, мое сомнение.
Гелиос снял лучезарный венец, подозвал к себе Фаэтона, обнял его и сказал:
- Да, ты - мой сын, правду сказала тебе мать твоя Климена. А чтобы ты не сомневался более, проси у меня что хочешь, и, клянусь водами священной реки Стикса, я исполню твою просьбу.
Едва сказал Гелиос, как Фаэтон стал просить позволить ему поехать вместо самого Гелиоса в его золотой колеснице.
В ужас пришел лучезарный Бог.
- Безумный, что ты просишь! - воскликнул Гелиос - О, если бы я мог нарушить мою клятву! Ты просишь невозможного, Фаэтон. Ведь это тебе не по силам. Ведь ты же смертный, а разве это дело смертного? Даже и бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. Сам великий Зевс - громовержец не может править ею, а кто же могущественней его! Подумай только: вначале дорога так крута, что даже мои крылатые кони едва взбираются по ней. По середине она идет так высоко над Землей, что даже мной овладевает страх, когда я смотрю вниз на расстилающиеся подо мной моря и земли. В конце же дорога так стремительно опускается к священным берегам Океана, что без моего опытного управления колесница стремглав полетит вниз и разобьется. Ты думаешь, может быть, встретить в пути много прекрасного. Нет, среди опасностей, ужасов и диких зверей идет путь. Узок он; если же ты уклонишься в сторону, то ждут тебя там рога грозного тельца, там грозит тебе лук кентавра, яростный лев, чудовищные скорпионы и рак. Много ужасов на пути по небу. Поверь мне, не хочу я быть причиной твоей гибели. О, если бы ты мог взглядом своим проникнуть мне в сердце и увидеть, как я боюсь за тебя! Посмотри вокруг себя, взгляни на мир, как много в нем прекрасного! Проси все, что хочешь, я ни в чем не откажу тебе, только не проси ты этого. Ведь ты же просишь не награду, а страшное наказание.
Но Фаэтон ничего не хотел слушать; обвив руками шею Гелиоса, он просил исполнить его просьбу.
- Хорошо, я исполню твою просьбу. Не беспокойся, я ведь клялся водами Стикса. Ты получишь, что просишь, но я думал, что ты разумнее, - печально ответил Гелиос. Он повел Фаэтона туда, где стояла его колесница. Залюбовался ею Фаэтон: она была вся золотая и сверкала разноцветными каменьями. Привели крылатых коней Гелиоса, накормленных амврозией и нектаром. Запрягли коней в колесницу. Розоперстая Эос открыла врата. Гелиос натер лицо Фаэтону священной мазью, чтобы не опалило его пламя солнечных лучей, и возложил ему на голову сверкающий венец. Со вздохом, полным печали, дает Гелиос последние наставления Фаэтону:
- Сын мой, помни мои последние наставления, исполни их, если сможешь. Не гони лошадей, держи как можно тверже вожжи. Сами побегут мои кони. Трудно удержать их. Дорогу же ты ясно увидишь по колеям, они идут через все небо. Не подымайся слишком высоко, чтобы не сжечь небо, но и низко не опускайся, не то ты спалишь землю. Не уклоняйся, помни, ни вправо, ни влево. Путь твой как раз посередине между змеей и жертвенником. Все остальное я поручаю судьбе, на нее одну я надеюсь. Но пора, уже богиня Ночи - Нюкта покинула небо; уже взошла розоперстая Эос. Бери крепче вожжи. Но, может быть, ты изменишь еще свое решение - ведь оно грозит тебе гибелью. О, дай мне самому светить Земле! Не губи себя! Но Фаэтон быстро вскочил на колесницу и схватил вожжи.
Он радуется, ликует, благодарит отца своего Гелиоса и торопится в путь. Кони бьют копытами, пламя пышет у них из ноздрей, легко подхватывают они колесницу и сквозь туман быстро несутся вперед по крутой дороге на небо. Непривычно легка для коней колесница. Вот кони мчатся уже по небу, они оставляют обычный путь Гелиоса и несутся без дороги, А Фаэтон не знает, где же дорога, не в силах он править конями. Взглянул он с вершины неба на землю и побледнел от страха, так далеко под ним была она. Он уже жалеет, что упросил отца дать ему править его колесницей. Что ему делать? Уже много проехал он, но впереди еще длинный путь. Не может справиться с конями Фаэтон, он не знает их имен, а сдерживать их вожжами нет у него силы. Кругом себя он видит страшных небесных зверей и путается еще больше. Есть место на небе, где раскинулся чудовищный, грозный скорпион, туда несут Фаэтона кони. Увидал несчастный юноша покрытого темным ядом скорпиона, грозящего ему смертоносным жалом, и, обезумев от страха, выпустил вожжи. Еще быстрее понеслись тогда кони, почуяв свободу. То взвиваются они к самым звездам, то, опустившись, несутся почти над самой землей. Сестра Гелиоса, богиня Луны Селена, с изумлением глядит, как мчатся кони ее брата без дороги, никем не управляемые, по небу. Пламя от близко опустившейся колесницы охватывает землю. Гибнут большие, богатые города, гибнут целые племена. Горят горы, покрытые лесом: двуглавый Парнас, тенистый Киферон, Зеленый Геликон, горы Кавказа, Тмол, Ида, Пелион, Осса. Дым заволакивает все кругом; не видит Фаэтон в густом дыму, где он едет. Вода в реках и ручьях закипает. Нимфы плачут и прячутся в ужасе в глубоких гротах. Кипят Евфрат, Оронт, Алфей, Эврот и другие реки. От жара трескается земля, и луч Солнца проникает в темное царство Аида. Моря начинают пересыхать, и страждут от зноя морские божества. Тогда поднялась великая богиня Гея - Земля и громко воскликнула:
- О, величайший из богов. Зевс-громовержец! Неужели должна я погибнуть, неужели погибнуть должно царство твоего брата Посейдона, неужели должно погибнуть все живое? Смотри! Атлас едва уже выдерживает тяжесть неба. Ведь небо и дворец богов могут рухнуть. Неужели все вернется в первобытный Хаос? О, спаси от огня то, что еще осталось!
Зевс услышал мольбу богини Геи, грозно взмахнул он десницей, бросил свою сверкающую молнию и ее огнем потушил огонь. Зевс молнией разбил колесницу. Кони Гелиоса разбежались в разные стороны. По всему небу разбросаны осколки колесницы и упряжь коней Гелиоса. А Фаэтон с горящими на голове кудрями пронесся по воздуху, подобно падающей звезде, и упал в волны реки Эридан, вдали от своей родины. Там гесперийские нимфы подняли его тело и придали земле. В глубокой скорби отец Фаэтона Гелиос закрыл свой лик и целый день не появлялся на голубом небе. Только огонь пожара освещал землю. Долго несчастная мать Фаэтона Климена искала тело своего погибшего сына. Наконец, она нашла на берегах Эридана не тело сына, а его гробницу. Горько плакала неутешная мать над гробницей сына, с ней оплакивали погибшего брата и дочери Климены гелиады. Скорбь их была безгранична. Плачущих гелиад великие боги превратили в тополя. Стоят тополя - гелиады, склонились над Эриданом, и падают их слезы - смола в студеную воду. Смола застывает и превращается в прозрачный янтарь.

Легенда о двух солнцах

Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжёлое. Однажды небо не удержало его, и Светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы на дне, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня.


Легенда о птице Гауе

На берегу янтарного моря, в лесной чащобе, куда не ступала нога человека, и звериный крик поглощали непроходимые заросли, на самой вершине разлапистого бука жила птица - Гауя. Так называется и река, протекающая на юго-западе Латвии. Неизвестно, как за тысячи миль отсюда дошли в заморскую страну Тосканию слухи о птице в ярко-голубом оперении, но приплыл на паруснике к берегу янтарного моря охотник из далекой страны, чтобы убить птицу Гаую. Хранила у себя в гнезде эта птица янтарное ожерелье удивительной красоты. Странники, попавшие с этих мест в Тосканию, рассказали королю, будто каждая пластинка обладает чудодейственной силой: посмотришь с одной стороны - увидишь затерянный мир с его народами, городами, животными. Глянешь с другого конца - лес, море, горы. С третьего - поля и равнины, небо, реки и по рекам лебеди плывут. Четвертой стороной повернешь - сады, персиковые деревья, тенистые дубовые рощи.
- Добыть янтарное чудо! - приказал король и снарядил в плавание своего лучшего охотника по имени Косо. Разыскал Косо то дерево, подстерег голубую птицу, и, когда та улетела к морю, выкрал ожерелье. Сел на парусник и отчалил, счастливый своей легкой победой. Уже в море он достал из-за пазухи трофей, стал рассматривать диковинку. И правда: куда ни повернет - новые картинки открываются ему, как будто каждый квадратик побывал в разных местах света и впитал виденное им. Но в тот момент, когда вор-охотник прятал находку подальше за пазуху, налетела Гауя и, вцепившись когтями в одежду, подняла королевского посланца в воздух.
- Что ты делаешь, - взмолился Косо, - я отдам тебе твою игрушку, только отпусти меня живым. - Слушай, - отвечала ему птица Гауя, - твой король - вор, а ты воровской холоп. Вы решили выкрасть то, что вам не принадлежит. В твоей стране меня бы сейчас убили из лука. Но здесь другая страна и другие порядки. Бросай ожерелье и тогда я опущу тебя на парусник.
Услышав такие речи, приободрился Косо и стал предлагать выкуп. Тогда, не дослушав его предложений, Гауя сказала:
- То, что ты прячешь за пазухой, земля подарила людям. Это так. Но владеть тем даром велено не тому, у кого длинные, а тому, у кого работящие руки, кто сумеет добыть этот камень умом и трудом. С этими словами голубая Гауя разжала когти и королевский посланник шлепнулся в воду. Ожерелье, хоть и не было тяжелым, а потянуло вора ко дну. Перепуганный Косо торопливо выбросил ожерелье и илистое дно тотчас окутало золотистый камень и засосало его. Выплыл разбойник, добрался до своего судна, влез на борт и, погрозив птице, направил парус на юг. Легкий бриз подхватил суденышко и помчал.
Король Тоскании был разгневан и посадил Косо на кол.
Прошли годы. Много лет. На берегах янтарного моря поселились люди. Они пахали землю и жгли уголь. Море дарило рыбакам рыбу, а рыбачкам осколки камня - самоцвета. Из поколения в поколение переходила легенда о Гауе и Косо. Никто не видел янтарного ожерелья, не всплывало оно на поверхность. Но старики говорят, будто каждый янтарик ожерелья пустил корни в илистом дне и в этом месте выросло дерево. На его ветках растут хрустальные свечи. Они выделяют капли, похожие на слезы. Это дерево плачет по Гауе, оставившей навсегда эти места. И каждая такая капля, попадая в руки рыбаку или рыбачке, превращается в янтарь и рассказывает о странных мирах, которые видел янтарь и запомнил, чтобы поведать о них людям.


Легенда о Юрате

Давно это было, ещё тогда, когда самым главным среди богов был бог Перкунас (Перун), а богиня Юрате жила на дне Балтийского моря в янтарном замке. В небольшой деревне на берегу моря жил красивый и сильный рыбак Каститис. Когда выходил он в море ловить рыбу, красиво очень пел тогда свои песни. И слушала эти песни Юрате. Забрасывал свои сети Каститис прямо над крышей замка Юрате, предупреждала его богиня, но внял он её предостережениям. За смелость, красоту и песни полюбила она простого смертного рыбака и забрала его в свой подводный янтарный замок. Но недолгим было их счастье - узнал Перкунас, что бессмертная Юрате нарушила закон моря, полюбив земного человека. Ударил он своими молниями в замок, разрушил его, а Юрате приказал навечно приковать к его развалинам. Волнам же повелел насмерть укачать Каститиса. С тех пор вечно рыдает по Каститису Юрате и её слезы в виде мелких кусочков янтаря, чистых и светлых, как любовь богини к рыбаку, море, тяжело вздыхая, выбрасывает на берег. А крупные куски янтаря - это обломки разрушенного Перкунасом янтарного замка Юрате.


Легенда об Иване-кудеснике


Жил в одном уральском поселении камнерезов мастеровой богатырского таланта Иван Беспрозванный. За умельство звали его Иваном - кудесником. В руках Ивана камень оживал, начинал петь и вызвал удивление у людей и страх. Ходили слухи: сила Ивана - кудесника от нечистого. И, крестясь с опаской, многие обходили дом, где он одиноко жил.
Мало - помалу к юноше привыкли и полюбили его за то, что в ремесле своем давал он фору завзятым камнерезам, чьи вазы украшали уже дворцы многих столиц, хоромы князей и виллы баронов.
Долго присматривался к молодому мастеру управляющий рудником бельгиец Густав Карлович, отбирал лучшие поделки, увозил за тысячи верст от уральских хребтов на запад, в заморские страны, выплачивая мастерам "золотых рук" гроши и присваивая себе громадные барыши.
Стали наезжать сюда знатные господа, они приходили в гранильную избу и глазели на ловкие, сноровистые руки русского мастерового, крутили головами, лопотали по - своему, а Густав Карлович объяснял Ивану суть: господа предлагают за Ивана мзду, хотят, попросту говоря, купить крепостного, как покупали вазы и шкатулки, поделки из дорогого камня, сработанные его руками.
Посмеивался в ус уральский гранильщик и думал про себя: хрен редьки не слаще, тут хоть дом, родина. А управляющему отвечал:
- Не продавай меня, Густав Карлович, этим обезьянам, я еще тебе службу сослужу.
А тот и сам не думал продавать его и хозяина уговорил. Дескать, выгоды не имеет такая коммерция: с Беспрозванного тут дома, на месте, куда больше получить можно. В самом расцвете сил захворал молодец. Не то, чтобы лихоманка либо холера, уносившая в ту пору немало людей, прихватила, червь поселился в его душе и сосал, сосал, изводил тоскою, гнул к земле богатырское тело. А началось все с той самой поры, как его купить задумали приезжие господа из заморской страны, как вещь, как поделку, как того вырезанного из камня человечка, что так приглянулся мадмуазели, визжавшей, словно недорезанный поросенок. С той именно поры и вошел этот червь в душу мастерового. И руки отказались повиноваться. А тут, как на грех, сам хозяин рудника пожаловал из Северной столицы. С ним свита графьев да князьев и в золоченой карете особа царской фамилии. Путь невиданно длинный совершили гости, чтобы взглянуть на чудо - мастера, что умеет заставить камень петь, плакать и смеяться. Как узнал хозяин рудников, господин Абакумов Савва Иванович, о хвори своего любимого крепостного мастера, рассвирепел, затопал ногами, раскричался: - на псарню его!
И поволокли раба божьего. Но и плетьми не вышибли Иванову хворь.
Тогда явился в гранильную избу сам. Сел на табуретку супротив полуживого от истязаний кудесника и ласково спросил:
- Чего тебе надобно, сказывай, все дам. Только не терзай душу, не срами перед особой царской фамилии.
- Воли, барин, воли надобно. Душит меня рабская неволя, тяжкими цепями сковала сердце. Либо волю дай, либо руки на себя наложу.
Раненым Раненым вепрем взвыл господин Абакумов Савва Иванович, всех рудников хозяин. Поднял литой кулак, да так и не опустил его на непокорную красивую кудрявую голову ослушника Выбежал во двор и велел кликнуть управителя.
- Скажи смерду сему проклятому, притворщику поганому, ежели исполнит все и угодит особе, дам я ему кобелю, вольную. А не угодит - цепью прикую к тачке и до седых волос таскать ему камень, как возили руду в демидовских рудниках родитель и родительница его, такие же смутьяны, как и он, их отпрыск негодный.
Угодил Иван -кудесник особе. Выточил из голубого камня с золотой прожилкой вазу в человеческий рост. Она цветком раскрылась, а стебелек держали в руках члены августейшей фамилии, как бы подносили в дар его императорскому величеству в день ангела.
Со скрежетом зубовным бросил, как кость собаке, вольную барин. Да не очень -то попользовался волей молодой камнерез у себя на родине. Рудник вместе с землей, постройками, инвентарем и людьми скупил у Абакумова Густав Карлович. И притеснения начались при новом барине пуще тех, что знал мастеровой люд от старого. Этот был искусней в наказаниях и щедрее в штрафах, а скупость его и вовсе довела гранильщиков до крайней нужды.
Не захотел служить своим искусством новому притеснителю Иван. Вольную в шапку, резак за кушак, краюху за пазуху- и двинулся на запад, туда, где по преданию старины, вечно плещется янтарное море.
Шел споро, а дошел до него не скоро. По дороге резал из еловых шишек человечков да звериные морды. Где подарит ребятишкам на радость, где обменяет на крынку молока или полдесятка картофелин.
Только на четвертый месяц вышел на золотой песчаный морской берег уральский камнерез. И защемило душу, чуткую ко всякой красоте Перед его взором открывалась морская даль без конца и края. Такое и не снилось. Голубая волна ласкалась у ног - натруженных и усталых, а ухо улавливало шепот - нежный и миротворный. "Вот ты и достиг меня, Иван -кудесник. Любуйся, гляди! Не наглядеться тебе на мою красоту вовек. Пленила она не одного такого молодца. Не уйти тебе. Потому - души наши сплелись в родстве: ты великий искусник Я владею чарами! Смотри: захочу- вздыбятся волны и пойдут валами, горами и напомнят тебе хребты родного Урала Захочу - моя воля, - и глаз твой будет ласкать гладь зеркальная, и так тихо сделается на душе, точно зыбка убаюкивает тебя".
Покачал внесогласку Иван и повернулся в сторону востока, туда, где остался самоцвет, его неспетая песня. И вдруг набежала волна, к ноге парня шлепнулся камень. Наклонился Иван, поднял его. Размером камень с большое яблоко, медовокрасный, ноздреватый, шлифованный водой, а веса не имеет. Тут солнце вышло из-за туч, и засветился, заиграл дар моря тысячью огненных искр.
- Кто ты, - хотел спросить пришелец с востока, - и на что годен?
Но не успела мысль выплавиться в слова, как услышал камнерез пение. К берегу шел челн. В нем стояла прекрасная девушка и правила веслом. Пела она на чужом, непонятном языке и только теперь Иван понял, как далеко он забрел от родных мест. То были прибалтийские земли.
Вот лодка мягко врезалась в песок и красавица лебедем белым спрыгнула на берег. Ахнула, оступилась, увидев незнакомого молодца. А он, словно прикованный, стоял перед нею, не смея глаз отвести от золотой короны ее волос, от синих глаз, от всей девушки, ладной и статной.
Но, не оробела девушка, а только чуть - чуть смутилась, услышав бархатистый голос и чужую речь.
- Ты славянин? Не здешних мест? - чистым ручейком заструился в полуденном воздухе ее серебристый голосок.
Как ни сильны были чары молодой красавицы, словно русалки, выросшей из морской пены, как ни приглянулась она ему с первого взгляда, не мог Иван-кудесник преодолеть сжигавшего его любопытства и, вытянув на ладони свою находку, спросил:
- Скажи мне, девушка, что это за камень?
Юрате, так звали девушку, лукаво улыбнулась и отвечала:
- О, тебе повезло. Я набрала кусков куда помельче, - она кивнула в сторону челна.
Иван шагнул вперед и увидел на дне разбросанные мелкие камушки. И услышал за спиной звонкий смех потому, что бросил и свою находку туда же.
- Зачем ты это сделал? Море было к тебе добрым и так щедро одарило. А ты...
- Возьми себе, только поведай, что это за камень, на что он гож? Девушка уселась на край челна и начала свой рассказ, наверное поведанный не впервые и не первому пришельцу. Она рассказала о красавице принцессе Юрате, которая полюбила простого рыбака Каститиса и, вопреки закону бога Перкунаса, вышла за него замуж. Они жили в подводном замке из медового камня и Юрате слушала песни своего любимого Каститиса, а он любовался неземной красотой своей принцессы. Но узнал Перкунас о том, что Юрате нарушила его волю и обрушил гнев свой на влюбленных Ударом молнии поразил он Каститиса, а Юрате приковал к стене разрушенного дворца. С тех пор рыдает Юрате и море выносит на берег ее слезы в виде мелких кусков янтаря, а крупные куски- это обломки замка.
- Значит, тебя назвали в честь той морской принцессы? - спросил Иван.
Девушка улыбнулась, сверкнули ее жемчужные зубы и показалось Ивану, будто солнце ярче заиграло в синем поднебесье.
- У нас на побережье многих девушек так зовут, мы добываем из пучины вот этот камень, янтарь. Пойдем, тут недалеко, и ты увидишь, как чудесно оживает он в руках наших мастеров.
Девушка привела гостя в поселок, он походил на тот, где провел свою молодость Иван. Здесь работали искусные мастера. Они резали четки и распятия, бусы и табакерки. Отец Юрате - главный мастеровой гранильной избы - приветствовал гостя, а когда узнал, кто он и откуда, то и вовсе обрадовался.
- Слыхали про вашего брата мастерового по камню, видали творение ваших рук. А ну, садись, покажи, на что русский камнерез способен.
И когда в куске янтаря под резцом уральского умельца проглянул лысый череп с шишковидным носом - все, кто следил за его руками, грохнули от смеха: то была маска с лица главного мастерового, отца Юрате.
- Оставайся, парень, - посоветовали литовские камнерезы, - будешь с нами хлеб -соль делить!
И хотя здесь хозяйничал свой Густав Карлович и законы царствовали те же, что на уральской земле, и народ страдал от иноземных управителей, как в России, остался Иван. Три силы удерживали его: море, таившее в себе трепетную красоту, камень, податливый и многоцветный, Юрате с глазами небесной лазури и голосом ручейка, журчащего в весеннее половодье.
Год и два прошли. Стал совсем своим Иван Беспрозванный среди литовцев, делил с ними хлеб -соль и труд. Янтарных дел мастера постигали тайны его мастерства, а он учился у них их искусству.
Умирая, старший мастеровой завещал Ивану свое место, а дочь Юрате - в жены.
К свадьбе решил умелец сделать подарок своей суженой - собрать из шлифованных пластинок янтаря игрушку -избу, похожую на ту самую, что покинул давным-давно и тосковал по ней, как тоскуют по родине. Он выезжал на челне далеко в море и просил принцессу Юрате послать побольше кусков солнечного камня. И она была милостива к нему. А временами оставалась глухой.
Вот и свадьбы час настает. Одетые во все праздничное, приходят в гранильную избу гости. Поздравляют молодых. Дружки вносят дорогой подарок жениха невесте - янтарную избушку - рубленную, о шести окон, с крышей, крытой пластинками бурого цвета. Дивятся литовские братья, надивится не могут.
И вдруг налетели черной тучей псы -рыцари из соседнего царства - государства - на конях, в черных попонах, с забралами, опущенными на лица, с клинками наголо.
Дознались о чудо - избе. Через здешнего Густава Карловича дознались. И порешили завладеть дорогой игрушкой.
Пока отбивались гранильщики, чем могли от непрошеных гостей, Иван успел закопать янтарную избу на опушке леса. Решил: жизнь положит, а не отдаст ворам свое сокровище. Ведь в нем душа ваятеля, любовь его к юной Юрате. Все обыскали, все перерыли черные рыцари и, не найдя янтарного домика, разорили поселок. А его обитателей угнали в свое рыцарское царство. Но и там, в рабстве, Юрате и Иван остались верны своему чувству до последнего вздоха.


Легенда о певучем камне

На одном из северных островов жил рыбак. Жена подарила рыбаку сына и умерла. Сын Иван рос глухим. Но чем больше поражала его глухота, тем острее становился глаз. Он бил зверя из лука за милю и птицу поражал в небе у самого солнца.
Вечерами, когда отец, натрудившись в поле, ложился отдыхать, Иван отправлялся к берегу моря и отыскивал камушки - легкие и все в водорослях. Усаживался и любовался ими, пока дневной свет не гас.
- Что он в них видит, - спрашивал у отца барин - помещик, у которого они батрачили, - камень как камень.
- Он не видит, а слышит, - отвечал Иванов отец.
- Глухой - то?- смеялся барин.
- А это такой камень, - отвечал старик, - что его только глазами и услышишь. Музыка в нем для глаз.
Потребовал барин себе все камни, найденные Иваном на берегу. Смотрел на них и так, смотрел и этак. Камни молчали. Вернул ларец барин. И увидел, как юноша с жадностью накинулся на свои сокровища, ушел на берег моря, забрался в укромный уголок и забылся: все любуется своими кристалликами. Пожал плечами барин и пошел прочь.
А рыбаку однажды сказал:
- Ты, наверное, решил посмеяться надо мной, висельник, так гляди, у меня не долго и в батоги. Сказывай, как так можно глазами слушать?
- Не всякому поет этот камень. Только тому, у кого чистый взгляд, кто может людям прямо в глаза глядеть. Иван никого на своем веку не обидел, он честный и добрый и кусок свой в поте лица добывает. Ему и дарит морской ладан свои дивные песни.
Хотел барин приказать в батоги холопа за дерзкие речи, да глянул в его прямые и смелые глаза. И отвернулся.