Формами сенсорной адаптации являются. Адаптация сенсорная

Изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям, получило название сен-сорной адаптации. Различают три модальности сенсорной адаптации:

1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.

2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздра-жителя. Например , временное снижение чувствительности зрительного анали-затора, после того как человек попадает из полутемного помещения в условия яркой освещенности (световая адаптация). Данная модальность называется негативной, так как приводит к снижению чувствительности анализатора. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения.

3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, при воздействии слабого раздражителя на слуховой анализатор в условиях полной тишины (слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражителя – слуховая адаптация).

Примеры. При адаптации глаза, связанной с переходом от темноты к свету, все происходит в обратном порядке. Приспособленный к темноте глаз более чувст-вителен к электромагнитным волнам, находящимся ближе к зелено-голубой части спектра, чем к оранжево-красной. Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Если при дневном свете показать человеку красное и синее изображения на черном фоне, то они будут видны одинаково хорошо. При рассматривании того же самого изображения в сумерках будет казаться, что красная его часть исчезла и осталась только синяя. По этой причине, например, в качестве опознавательных знаков, указывающих на контуры взлетной полосы, в аэрофлоте пользуются лампами синего цвета.

Красный цвет способен оказывать стимулирующее влияние в основном только на колбочки. Ношение очков с красными стеклами ускоряет темновую адаптацию, а в силу того, что на палочковое зрение красный цвет практически не действует, высокая чувствительность глаза, необходимая для работы в темноте, при красном свете сохраняется.

Одни из анализаторов обнаруживают высокую скорость адаптации, другие – низкую. Очень быстро, например, способны адаптироваться рецепторы, распо-ложенные в коже (кроме болевых). Гораздо медленнее происходит зрительная адап-тация, следом идут слух, обоняние и вкус.

Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому их интен-сивность зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецеп-тора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие орга-ны чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздраже-ния других органов чувств называется взаимодействием ощущений (рис. 7).

Сенсибилизация (от лат. sensibilis – чувствительный) – это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация или обострение чувствительности, может быть вызвана:

§ взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность). Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой;


Рис.7. Взаимодействие ощущений

§ физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А);

§ ожиданием того или иного воздействия, его значимостью , специаль-ной установкой на различение определенных раздражителей;

§ упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вку-совую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация.

Адаптация сенсорная (англ. sensory adaptation) - изменение чувствительности сенсорных систем под воздействием раздражителя. Понятие адаптация сенсорная (или, что не очень точно, А. органов чувств) объединяет разнообразные явления изменения чувствительности, имеющие иногда совершенно различную физиологическую природу. Различают, по меньшей мере, 3 разновидности А. с.

  1. А. - полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия постоянного раздражителя. Напр., легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Человек ощущает прикосновение одежды и обуви лишь в момент их надевания. Давление часов на кожу руки или очков на переносицу также очень быстро перестает ощущаться. Эти изменения чувствительности, по Л.М. Веккеру (1998), связаны с тем, что при установлении стационарного состояния взаимодействия с раздражителем затухание центростремительных импульсов автоматически прекращает весь дальнейший процесс ощущения, хотя процесс раздражения рецепторов продолжается. Отсутствие явления полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя объясняется тем, что в этом случае имеет место компенсация неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата.
  2. А. называют также ухудшение способности ощущать слабые раздражители и, следовательно, повышение нижнего абсолютного порога под влиянием действия сильного светового раздражителя. Явление снижения абсолютной чувствительности зрительной системы под влиянием интенсивного светового раздражения носит название световой А. Описанные 2 вида А. можно объединить общим термином негативная А., т.к. их результатом является снижение чувствительности анализаторов.
  3. А. называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя; это позитивная А. В зрительном анализаторе позитивная А. называется темновой А., она выражается в увеличении абсолютной чувствительности глаза под влиянием пребывания в темноте.

Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. А. предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае воздействия на них сильных раздражителей. В то же время она не позволяет постоянно действующим раздражителям маскировать новые сигналы или отвлекать внимание от более важных раздражителей. Явление А. объясняется теми периферическими изменениями, которые имеют место в функционировании рецепторов при продолжительном воздействии на него раздражителя, а также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним «охранительным», запредельным торможением, снижающим чувствительность.

От рассмотренных явлений А. следует отличать др. явления, напр., сенсомоторную А. к инверсии или смещению сетчаточных изображений (см . Смещенное зрение). Установлено, что испытуемые, носившие инвертирующие призмы, постепенно адаптируются к условиям инверсии и воспринимают окружающие объекты как правильно ориентированные в пространстве. И. Коллер (1964) высказал предположение о возможности в этих условиях 2 видов А.: физиологической А., не зависящей от к.-л. форм активности со стороны субъекта, и А. в результате практической деятельности. (См . также Адаптация , Адаптация зрительная , Зрение , Пороги ощущений , Температурные ощущения .) (Т.П. Зинченко)

Добавление:

  1. Обычно в дефинициях А. указывают не просто на изменение чувствительности, а на приспособительное (полезное, позитивное) изменение, причем подразумевается, что приспособительный эффект проявляется в самой сенсорной сфере. Термин «негативная А.» может создать неверное представление о световой А. как о явлении, для которого характерно лишь ухудшение восприятия, что само по себе тоже может иметь позитивное значение в свете иных «интересов» субъекта (напр. защита от сенсорной перегрузки или от опасных по силе раздражителей, фильтрация информативных сигналов). Однако световую А. нельзя ограничить только отмеченным процессом понижения абсолютной чувствительности, поскольку (в этом как раз и состоит ее приспособительное значение) параллельно с понижением абсолютной чувствительности происходит повышение дифференциальной световой (или контрастной) чувствительности - способности наблюдателя замечать различия, детали, контрасты (любой человек с нормальным зрением знает, что при переходе из темного помещения на светлую улицу требуется некоторое время, чтобы прошло ослепление и стали различаться объекты).
  2. Явления сенсорной А. нередко имеют определенную избирательность (селективность): происходящие в сенсорной системе изменения чувствительности специфичны к некоторому диапазону стимульных характеристик, близких к характеристикам адаптирующего стимула (скорости движения, ориентации, цвету, пространственной частоте и др.) (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Адаптация сенсорная (от лат. sensus - чувство, ощущение) - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах (см . Последовательный образ). адаптация сенсорная может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная темновая и световая адаптация).

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Адаптация сенсорная - изменение чувствительности анализатора, служащее для его подстройки к интенсивности раздражителя; вообще приспособительное изменение чувствительности к интенсивности раздражителя. Проявляется и в разнообразных субъективных эффектах (-> последовательный образ). Может достигаться за счет увеличения или уменьшения общей чувствительности. Характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого изменения и избирательностью (селективностью) изменений относительно адаптирующего воздействия. При помощи адаптации сенсорной достигается повышение чувствительности разностной в зоне, граничащей с величиной раздражителя. В этот процесс включаются как периферические, так и центральные звенья анализатора. Закономерности адаптации показывают, как изменяются пороги чувствительности при длительном действии стимула.

Физиологические изменения, лежащие в основе адаптации, затрагивают и периферические, и центральные звенья анализатора. Для исследований механизмов адаптации сенсорной и процессов восприятия вообще большое значение имеет сочетание нейрофизиологических и психофизических методов (-> психофизика).

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

Как абсолютная, так и относительная не остаются неизменными, и выражать в постоянных числах их пороги нельзя. Абсолютная и относительная чувствительность, как показали исследования, могут меняться в широких пределах. Например, в темноте обостряется зрение в 200 000 раз, а при сильном освещении его чувствительность значительно снижается. Чувствительность человека в зависимости от окружающей обстановки резко меняется.

Подобные изменения чувствительности связаны с явлением сенсорной адаптации. Это есть не что иное, как изменение чувствительности, которое происходит в результате приспособления органа чувств на раздражитель.

Выражается адаптация в том, что:

  • Чувствительность уменьшается при воздействии на органы чувств достаточно сильных раздражителей;
  • Чувствительность увеличивается при воздействии слабого раздражителя или отсутствии оного.

Сразу изменение чувствительности не происходит, для этого требуется определенное время, а временные характеристики для разных органов чувств различаются. Нужную чувствительность зрение в темной комнате приобретает через 30 мин. Гораздо быстрее к окружающему фону адаптируются органы слуха – через 15 сек.

Такое явление тепловой адаптации, как привыкание к изменению температуры окружающей среды, известно достаточно хорошо. Но только отчетливо выражено это явление в среднем диапазоне. Привыкание к сильному холоду или сильной жаре почти не встречается. Есть явления адаптации к запахам.

В самом рецепторе происходят процессы, от которых зависит адаптация наших ощущений, например, под влиянием света зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза, разлагается. В то время как в темноте, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, а это приводит к повышению чувствительности.

Явление адаптации связано еще и с процессами, которые протекают в центральных отделах анализаторов. Разная возбудимость нервных центров оказывает влияние на изменение чувствительности. Кора головного мозга при длительном раздражении отвечает внутренним охранительным торможением, в результате чего чувствительность снижается. По мере развития торможения усиливается возбуждение других очагов, а это приводит к повышению чувствительности уже в новых условиях.

Таким образом, адаптация как важный процесс, говорит о большой пластичности организма в его приспособлении к условиям среды.

Взаимодействие ощущений

Все органы чувств человека умеют приспосабливаться к меняющимся физическим условиям и это хорошо известный всем факт. Непосредственная причина сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Нейроны свою возбудимость могут повышать или понижать. Один орган содержит множество рецепторов, поэтому человек воспринимает внутри каждой модальности как бы поле ощущений. Чувствительность одного участка в этом поле влияет на чувствительность другого, поэтому серая точка на белом фоне кажется почти черной и, наоборот, почти белой на черном фоне.

В науке долгое время принято было считать, что изменение чувствительности какого-либо органа происходит вследствие изменения физических параметров сигнала, который принимается этим органом. Но изменение чувствительности в одном органе, как, оказалось, приводит к изменению в другом, а это явление получило название взаимодействие ощущений.

Выделяют два вида взаимодействия ощущений:

  1. Взаимодействие между ощущениями одного вида модальности;
  2. Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

В экспериментах П.П. Лазарева было обнаружено, что слышимые звуки более громкими делает освещение глаз. Эксперименты, проделанные С.В. Кравцовым, привели к выводу, что ни один орган чувств, не оказывая влияния на функционирование других органов, работать, не может. Например, свист как звуковое раздражение способно обострить работу зрительного ощущения и повысить его чувствительность к световым раздражителям. Световую и слуховую чувствительность могут повышать или понижать некоторые запахи.

Влияние анализаторов друг на друга приводит к повышению или понижению чувствительности.

Таким образом, в отдельно взятом рецепторе изменение чувствительности происходит под воздействием трех факторов:

  1. Физического. Изменение параметров воздействия на рецептор;
  2. Внутримодального. Чувствительность соседей имеет значение;
  3. Интермодального. Уровень чувствительности в других органах.

Были разработаны способы повышения чувствительности органов чувств, получившее название сенсибилизация.

Сенсибилизация

Как уже было сказано выше, существуют способы повысить чувствительность органов в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Этот способ получил название сенсибилизация. По типу сенсибилизации А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности:

  1. Первая сторона зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому носит длительный, постоянный характер. Возраст субъекта связан с изменением чувствительности и достигает максимума к 20-30 годам, чтобы потом постепенно снижаться;
  2. Вторая сторона носит временный характер и зависит от физиологических и психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Сенсибилизация, адаптация, синестезия относятся к качественным характеристикам ощущений и непосредственно связаны с изменениями чувствительности. Опытные дегустаторы являются примером сенсибилизации, проводя сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыканты, которые различают на слух относительную длительность нот. Для работников промышленных цехов, наоборот, характерна десенсибилизация, где высокий уровень шума приводит к ухудшению зрения. При угнетении или отсутствии различных видов ощущений возникает компенсаторная сенсибилизация. Этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов, например, улучшение слуха в темноте.

Сенсибилизация, как показывают исследования, зависит от факторов:

  • Возраст;
  • Тип нервной системы. К ней предрасположены люди со слабой нервной системой, люди, не обладающие выносливостью и устойчивостью;
  • Эндокринный баланс организма.

Синестезия

Взаимодействие ощущений проявляет себя и в синестезии. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Факты «окрашенного слуха» хорошо известны в психологии, особенно характерен он для многих музыкантов. Высокие звуки при такой синестезии воспринимаются как «светлые», низкие звуки, как «темные».

Синестезия может быть проявлением одаренности человека и у некоторых людей проявляется с исключительной отчетливостью. Например, А.Р. Лурия подробно изучил субъекта с исключительно выраженной синестезией. Все голоса этот человек воспринимал окрашенными и говорил, что голос может быть «желтым и рассыпчатым». Слышимые тоны вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков от ярко-желтого до фиолетового. Цвета, которые он ощущал, воспринимались им как «звонкие» или «глухие». Как «соленые» или «хрустящие».

Таким образом, взаимодействие ощущений является довольно любопытной и до конца не изученной темой. Тесная взаимосвязь анализаторных систем, с одной стороны налицо. Подтверждением этого является синестезия, но, с другой стороны, есть значительные индивидуальные различия. Не совсем понятным является вопрос, в какой степени их можно развивать.

В более стертых формах подобные явления встречаются довольно часто и проявляются в виде тенденции «окрашивать» в разные цвета числа, дни недели, названия месяцев. Но, как бы ни было, явление синестезии это еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем организма человека, целостности чувственного отражения объективного мира.

Говоря о свойствах ощущений, мы не можем не остановиться на ряде явлений, связанных с ощущениями.

Было бы неправильно полагать, что абсолютная и относительная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах. Как показывают исследования, чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Можно различать три разновидности этого явления.

Адаптация, как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться.

Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощущение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата. Постоянные произвольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного ощущения.

Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации 1 изображения относительно сетчатки глаз, показали, что при этом зрительное ощущение исчезает спустя 2-3 секунды после его возникновения, т. е., наступает полная адаптация.

Адаптацией называют также другое явление, близкое к описанному, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого температурным раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называют световой адаптацией. Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

Адаптацией называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темповая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение.

Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий. Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов.

При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях. В целом, адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

Существует еще одно явление, которое мы должны рассмотреть. Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Следует различать два вида взаимодействия ощущений:

  • 1) взаимодействие между ощущениями одного вида;
  • 2) взаимодействие между ощущениями различных видов.

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора.

В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражении. Однако при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, а воздействие интенсивных световых раздражителей ухудшает слуховую чувствительность. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражении, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т. п.

Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов.

По И.П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора.

При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый, как лимон”. Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т. е., повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений.

Явление адаптации занимает важное место в процессе взаимодействия индивида со средой. В психологию термин «адаптация» пришел из биологии. В настоящее время в психологии под адаптацией понимают совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования. Сенсорная адаптация - это один из видов таких приспособительных реакций, касающийся работы сенсорных систем. Таким образом, сенсорная адаптация - это приспособление сенсорных систем к характеристикам воздействующего в течение некоторого времени раздражителя, в результате которого происходит изменение чувствительности к этому раздражителю. Изменение чувствительности под воздействием раздражителя может происходить в разном направлении. В зависимости от этого разделяют негативную и позитивную адаптацию. Негативная адаптация имеет место, когда происходит либо полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя, либо притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Такая адаптация называется негативной, так как в результате ее снижается чувствительность сенсорной системы. Позитивной адаптацией называют повышение чувствительности иод влиянием действия слабого раздражителя.

Адаптацию не стоит путать с привыканием и сенсорным утомлением. При адаптации происходит реальное изменение в работе сенсорной системы, при привыкании мы не перестаем ощущать раздражитель, мы перестаем обращать на него внимание. Сенсорное утомление - это процесс временного снижения возбудимости в соответствующих корковых представительствах сенсорных систем и ухудшение сенсорных функций. Причиной сенсорного утомления является длительное и (или) интенсивное воздействие стимула, приводящее к истощению, сокращению физиологических резервов и переходу на энергетически менее выгодные виды реакций. Если речь идет об адаптации, подразумевается целенаправленная системная реакция сенсорной системы, ориентированная на приспособление к действующему раздражителю с целью обеспечения возможности дальнейшего функционирования.

Изменение чувствительности, осуществляющееся по типу адаптации, происходит не сразу, оно требует времени, имеет свои временные характеристики и зависит от модальности. Разные сенсорные системы по-разному адаптируются к воздействию. Например, весьма подвержены адаптационным эффектам температурные, кожные, зрительные, обонятельные и вкусовые ощущения. Считается, что на температурную адаптацию впервые указал английский философ Джон Локк . Ему приписывается авторство такого опыта: если опустить правую кисть в воду, температура которой равна 40°С, а левую - в воду, температура которой равна 20°С, то очевидно, что правая рука будет чувствовать тепло, а левая - холод. Но уже через несколько минут наступает термическая адаптация, и ни правая, ни левая кисти не испытывают никаких ощущений. Если после наступления адаптации опустить кисти обеих рук в воду, температура которой равна 33°С, то правая рука, адаптировавшаяся к теплой воде (в 40°С), будет воспринимать ее как холодную, а левая рука, адаптировавшаяся к холодной воде (в 20°С), будет воспринимать ее как теплую. Именно с термической адаптацией мы имеем дело, подходя к воде и пробуя ее кончиками пальцев, мы сначала испытываем ощущение очень холодной воды, но постепенно привыкаем и получаем удовольствие от купания. Однако тепловая адаптация - приспособление к изменению температуры - выражена отчетливо лишь в среднем диапазоне температур.

При длительном воздействии вкусовых раздражителей происходит снижение чувствительности, которое зависит от характера этого раздражителя: быстрее негативная адаптация возникает к сладким и соленым веществам, медленнее - к кислым и горьким . Во вкусовой модальности известны случаи, когда адаптация к высокой концентрации одного вещества приводит к тому, что при применении того же вещества, но в малом количестве приводит к появлению противоположного вкуса - «антивкуса». Применение нескольких вкусовых раздражителей одновременно или последовательно дает эффект вкусового контраста , или смешения вкусов. Например, после адаптации к вкусу поваренной соли (т.е. хлористому натрию) применение соли вызывает вкус кислого и (или) горького, адаптация к горькому повышает чувствительность к кислому, адаптация к сладкому повышает чувствительность всех других вкусовых раздражителей .

Быстро наступает адаптация к кожным ощущениям, а именно ощущениям давления и прикосновения. Это проявляется в том, что мы скоро перестаем замечать давление одежды или украшений (часов, браслетов, колец) на кожу. Опыты показали, что уже через 3 с ощущение давления составляет только 1/5 той силы, которую оно имело сейчас же после прикосновения.

Адаптация вибрационной чувствительности осуществляется гораздо медленнее, чем адаптация к прикосновению и давлению. Дж. Ф. Хан измерял эффект адаптации к вибрации и установил, что в зависимости от частоты вибрации адаптация наступает в среднем от 10 до 25 мин .

Чрезвычайно быстро наступает адаптация и в обонятельных ощущениях. Часто, заходя в незнакомый дом, мы поначалу ощущаем его запах, но со временем этот запах перестает нами ощущаться, или, входя с улицы в плохо проветренную комнату, в первое мгновенье мы часто ощущаем неприятный запах, но также уже через несколько минут он перестает ощущаться. Скорость адаптации к запахам зависит от его химического состава, концентрации вещества в воздухе и длительности. Например, к запаху йода полная адаптация наступает через 50-60 с, к запаху камфоры - через 1,5 мин. Для полного восстановления обонятельной чувствительности нужен перерыв от 1 до 3 мин . В обонятельной модальности очень силен эффект перекрестной адаптации, когда длительное воздействие какого- либо запаха вызывает повышение порога его ощущения и одновременно понижение порога ощущения другого пахучего вещества.

Для слуха характерна малая степень адаптации. Наиболее изучена адаптация к силе звукового раздражителя, в результате которой происходит изменение в ощущении громкости этого стимула. По данным фон Бекеши, при воздействии стимулом частотой в 200 Гц в течение 15 мин порог так и не изменился . На величину слуховой адаптации влияют многие переменные, среди которых большое значение имеют частота и интенсивность звукового стимула. Долгое время считалось, что адаптация в слуховой модальности одинакова при всех значениях интенсивности, однако относительно последние эксперименты демонстрируют, что при высоких значениях интенсивности звукового сигнала адаптация крайне невелика . В экспериментах Хелмана, Мискевича и Чарфа было показано, что после воздействия стимула в 5 дБ в течение 6 мин происходит снижение ощущения громкости на 70%, а иногда и 100%, для стимула в 40 дБ - уже на 20%, а при больших значениях ощущение громкости остается практически неизменным. Также этими авторами было показано, что величина адаптации в слуховой модальности возрастает по мере увеличении частоты (а следовательно, и воспринимаемой высоты) звукового сигнала .

В слуховой модальности адаптация может приводить как к повышению, так и к понижению чувствительности к действующему раздражителю. Если слуховая система адаптировалась к действующему раздражителю, то ее чувствительность к различению двух раздражителен повышается по сравнению с неадаптированным состоянием .

Одной из наиболее изученных является адаптация в зрительной модальности. В зрительной модальности адаптация может быть как негативной, так и позитивной. В общем виде зрительная адаптация представляет собой приспособление зрительной сенсорной системы к различным уровням освещенности. Чувствительность к свету при зрительной адаптации резко повышается в темноте (тогда речь идет о темповой адаптации, которая является позитивной), что делает возможным восприятие очень слабых источников света, и понижается при переходе от меньшей освещенности к большей (в этом случае идет речь о световой адаптации, которая является негативной).

При световой адаптации световая чувствительность снижается, но вместе с тем обостряется реакция на пространственную и временную диффе- ренцировку объектов. Световая адаптация происходит достаточно быстро, в среднем 1-2 мин.

Ярким примером темновой адаптации является ситуация, когда, попадая в затемненную комнату, человек вначале ничего не видит и через 2- 3 мин начинает только различать предметы в этой комнате. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 мин примерно в 200 тыс. раз. В среднем же темновая адаптация достигается от 30 до 60 мин. Периодические замеры нарастающей в сохраняющейся темноте светочувствительности (с интервалом 5-10 мин) позволяют построить кривую темновой адаптации. Световые пороги зрительной адаптации у здоровых людей широко варьируют, поэтому при ее оценке пользуются полосой нормы (рис. 1.7). С возрастом светочувствительность изменяется: она максимально высока у 20-летних и после этого возраста начинает снижаться, достигая к старости минимальных значений. Диапазон освещенности, в пределах которого осуществляется зрительная адаптация, огромен; в количественном выражении он измеряется от миллиарда до нескольких единиц. Для удобства сопоставления данных обычно манипулируют не этими цифрами, а их десятичными логарифмами. В логарифмических единицах (лог. ед.) пределы рассматриваемых границ делятся всего на десять уровней (от 0 до 9), и тогда нулевому уровню будет соответствовать lgl, первому - lglO, второму - IglOO и т.д. до девятого уровня.

Проприоцептивные ощущения подвержены адаптации в слабой степени или не подвержены вообще, так как даже если мы двигаем конечностями в течение длительного периода (например, сна) наше ощущение об их взаимном положении все равно остается сохранным на одном и том же уровне. То же самое касается адаптации к болевым стимулам. Боль сигнализирует о разрушении органа, и, следовательно, адаптация к боли может привести к гибели организма. Не наступает адаптации и к висцеральным ощущениям, особенно к жажде и голоду .

Рис. 1.7. Кривая темповой адаптации и ее полоса нормы: зависимость величины порога от времени 1

Повышение чувствительности в результате действия раздражителя возможно не только при адаптации сенсорной системы. Если повышение чувствительности происходит вследствие упражнения, то тогда говорят о сенсибилизации. Например, опытные водители по шуму работающего двигателя могут определить наличие сбоев в его работе, а профессиональные колористы различают до 50 оттенков цвета, которые нетренированные люди будут воспринимать как одинаковые. А. Р. Лурия отмечает принципиальное отличие сенсибилизации от адаптации. В процессе адаптации чувствительность может меняться в обе стороны, в процессе сенсибилизации, как уже отмечалось, происходит исключительно повышение чувствительности (и понижение порога, соответственно). Также изменения чувствительности при адаптации зависят от условий окружающей среды, а при сенсибилизации - преимущественно от изменений самого организма - физиологических или психологических 1 .

Часто (но не всегда) сенсибилизация имеет место либо вследствие профессионального упражнения, либо вследствие компенсации дефекта какой-либо сенсорной системы. Сенсибилизация в результате дефекта сенсорной системы проявляется как повышение других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, и у них в значительной степени развито осязание. Сенсибилизация наступает даже при тяжелых дефектах, например при слепоглухонемоте, которая определяется как врожденная или наступившая в раннем детстве потеря зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота. Слепоглухонемота не является простой суммой особенностей, имеющихся отдельно при слепоте и глухонемоте. При слепоглухонемоте отсутствует компенсация слуха за счет зрения, как это имеет место у глухонемых, и отсутствует компенсация зрения за счет слуха и речи, как это бывает у слепых. Однако при специальной организации воспитания и обучения такие дети со временем научаются читать и получают полноценное образование, а их тактильная чувствительность развивается в сильной мере . Одним из наиболее иллюстративных примеров является случай слепоглухой Скороходовой Ольги Ивановны , которая могла узнать человека и понять то, о чем он говорит, держа руку на горле говорящего. Эти случаи показывают, что различные виды чувствительности взаимосвязаны .

Для лиц, лишенных возможности слуха, большое значение приобретают вибрационные ощущения. Известны случаи, когда глухие люди были способны воспринимать музыку, отличать одно музыкальное произведение от другого, кладя руку на крышку инструмента (например, рояля) или садясь спиной к сцене, так как спиной они лучше всего воспринимают колебания воздуха. Еще большее значение приобретают вибрационные ощущения у слепоглухих. Слепоглухие с помощью вибрационных ощущений воспринимают стук в дверь, узнают, когда в комнату к ним кто-нибудь входит, могут даже по походке узнавать знакомых людей; на улице они с помощью вибрационных ощущений издали замечают приближение автомобиля . Особое значение вибрационные ощущения имеют при обучении глухих и слепоглухонемых речи. Некоторые вибрации, возникающие при речепроизнесении, улавливаются глухим при прикладывании ладони к шее говорящего, его рту, лицу, а также посредством специальных устройств, включающих микрофон, усилитель и вибратор . С некоторыми из слепоглухих удается разговаривать с другого конца комнаты с помощью азбуки Морзе, стуча ногой но иолу; они ощущают вибрации и понимают все, что им передают. Сенсибилизация может быть результатом взаимодействия ощущений. Проблему взаимосвязи ощущений рассмотрим в следующем параграфе.

  • Шиффмап X. Р. Ощущение и восприятие. С. 675.
  • Лльтнер X. Физиология вкуса // Основы сенсорной физиологии / под ред. Р. Шмидта.С. 237-247.