Восьмиконечный крест староверов. Значение и особенности символики креста староверов

3.7 (73.15%) 111 votes

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятого Спасителя и прочих образков?

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Коллекция нательных крестов 18-19 веков из района поселений Красноярского Края говорит о наличии устойчивых предпочтений по форме на фоне богатого многообразия индивидуального исполнения изделий мастерами, причём исключения лишь подтверждают строгое правило.

Неписаные предания хранят множество нюансов. Так, уже после после публикации данной статьи один старообрядческий епископ, а следом и читатель сайта указали на то, что слово крест , равно как слово икона , не имеет уменьшительно-ласкательной формы. В связи с этим мы также обращаемся к нашим посетителям с просьбой уважительно относиться к символам Православия и следить за правильностью своей речи!

Мужской нательный крест

Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.


Богатая фантазия мастеров жёстко ограничивалась неписаными понятиями о каноничности нательных крестов

Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться всё чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного.


Наряду со ставшими традиционными на Руси формами в старообрядческих поселениях Красноярского Края можно встретить и наследие более древней византийской традиции

Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость.

Буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский), которые обычно изображаются на более крупных крестах, приводятся в память о надписи, насмешливо прибитой над головой Спасителя во время распятия.

Поясняющая под титлами надпись ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии ”. Часто добавляется надпись “НИКА ” (греческое слово, означает победу Христа над смертью).

Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К ” – копие, “Т ” – трость, “ГГ ” – гора Голгофа, “ГА ” – глава Адама. “МЛРБ ” – Место Лобное Рай Бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).

Мы уверены, что многие даже не догадываются, насколько данный символизм извращён в привычной нам колоде карт . Как выяснилось в , четыре карточные масти – это скрытая хула на христианские святыни: крести – это Крест Христов; бубны – гвозди; пики – копие сотника; черви – это губка с уксусом, которую мучители глумливо давали Христу вместо воды.

Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны , поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.

Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ , а Распятие – это образ . Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом: так, что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определённое отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.

Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:

«Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (“Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…”), или только первые слова.

Женский нательный крест


В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между “женскими ” и “мужскими ” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего ” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).


Символизм во всём: даже три венца над отверстием символизируют Св.Троицу!

Если говорить о крестах с изображением распятия шире, то отличительной особенностью каноничных крестов является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Исуса чужд православной традиции .


Старинные медальоны с символическим изображением

Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе.

Манера “очеловечивания” страданий Христа свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси. Старообрядцы считают такие кресты негодными . Примеры каноничного и современного новообрядческого литья приведены ниже: подмена понятий заметна даже невооружённым взглядом.

Следует отметить и устойчивость традиций: коллекции на фотографиях пополнялись без цели показать только древние формы, то есть сотни видов современной “православной бижутерии ” – изобретение последних десятилетий на фоне почти полного забвения символизма и смысла образа честного Креста Господня.

Иллюстрации по теме

Ниже приводим иллюстрации, подобранные редакцией сайта “Старообрядческая Мысль”и ссылки по теме.


Пример каноничных нательных крестов разных времён:


Пример неканоничных крестов разных времён:



Необычные кресты, изготовленные, предположительно, в старообрядцами в Румынии


Фото с выставки “Русское старообрядчество”, г. Рязань

Крест с необычной тыльной стороной, о которой можно прочитать

Мужcкой крест современной работы



Каталог старинных крестов – сетевая версия книги «Тысячелетие Креста » – http://k1000k.narod.ru

Хорошо иллюстрированная статья о раннехристианских нательных крестах с качественными иллюстрациями в цвете и дополнительным материалом по теме на сайте Культурология.Ру – http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/

Исчерпывающая информация и фото о литых киотных крестах от новгородского производителя аналогичных изделий : https://readtiger.com/www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/kiotnye_mednolitye_kresty_2/

К концу 19 столетия старообрядческие мастерские производили огромное количество меднолитых изделий: икон, складней и крестов самых разных размеров. Обладающие своеобразной эстетикой, к тому же прочные, практичные и доступные, они привлекали внимание не только ревнителей «древлего благочестия». Как отмечалось в одном из документов 1846 г., «употребление сих крестов и икон… есть повсеместное по всей России». В публикуемом отрывке из статьи протоиерея Михаила Воробьева рассказывается об изображениях, титлах и надписаниях на наиболее распространенных старообрядческих крестах, имеющихся сейчас едва ли не в каждом православном храме.

Разнообразные старообрядческие кресты при всём сходстве между собой (на первый взгляд кажется, что они отличаются только по размеру) различаются, прежде всего, своей принадлежностью к разным старообрядческим согласиям. Это различие определяется типом навершия, в котором иногда размещается Нерукотворный Образ Спасителя, а иногда изображение Господа Саваофа.

Как известно, стаpообpядчество очень недолго представляло собой единое движение и очень скоро раскололось на несколько десятков толков и согласий, часто враждующих друг с другом. Поэтому и литые кресты, о которых идет речь, имеют некоторые различия. Так, на крестах старообрядцев поморского согласия никогда не обнаруживается изображение Святого Духа «в виде голубине». На поморских крестах и крестах, имевших также хождение в среде близких по идеологии к поморцам стаpообpядцев-федосеевцев, изображение Господа Вседержителя заменяется Неpукотвоpным Образом Спасителя и никогда не присутствует надписание IНЦИ – Iсус Назоpей, Царь Иудейский.

Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена «пилатова надпись», возникли в старообрядчестве с самого начала раскола. Архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, автор нескольких распространенных в старообрядчестве полемических сочинений, в Челобитной царю Алексею Михайловичу, а затем в книге «Писание священнодиакона Соловецкаго Игнатия на отступники никонияны обличительно о написании титлы на кресте Господни» категорически отвергал форму надписи IНЦИ. Игнатий требовал писать на крестах буквы IХЦС (Iсус Христос Царь Славы). Не разворачивая аргументации по содержанию надписи, Игнатий приводил многочисленные примеры крестов, содержащих предлагаемое им титло.

Противником Игнатия выступил Соловецкий иеромонах Геронтий, не менее авторитетный публицист и апологет «старой веры». Он изложил свои возражения в своем «Ответе священноинока Геронтия к востязающим мя…»

В результате конфликта Игнатий вынужден был покинуть Соловецкий монастырь. С 1666–1667 г. начинаются его двадцатилетние странствия по Русскому Северу, закончившиеся гибелью в знаменитой Палеостровской гари.

После ухода Игнатия в обители оставались его сторонники. В марте 1669 г. один из самых радикальных лидеров соловецкого восстания Фаддей Бородин возглавил уничтожение крестов с надписанием IНЦИ.

Долгое время защищали «пилатовы титла» последователи другого дьякона Феодосия Васильева, составившие особое согласие федосеевцев; известны полемические сочинения известных деятелей этого согласия Игнатия Трофимова и Алексея Самойлова, защищавших титла.

В течение многих десятилетий вопрос о пилатовом титле обсуждался в старообрядчестве, главным образом, среди беспоповцев, пока федосеевцы не согласились вслед за поморцами и филипповцами отложить поклонение Кресту с пилатовым титлом. Поповцы исторически мало участвовали в этой дискуссии, они считали приемлемыми оба варианта титла, не находя ни в одном из них никакой ереси.

К концу 18 столетия большая часть федосеецев согласилась с поморцами в отрицании «пилатова надписания». Меньшая часть, верная основателю толка Феодосию Васильеву, признает только кресты с титлом IНЦI; эти оставшиеся в меньшинстве последовательные федосеевцы образовали обособленное согласие, названное титловщиной.

Pассмотpим титла и надписания с их тpадиционным стаpообpядческим истолкованием, находящиеся на наиболее pаспpостpаненных кpестах, котоpые теперь имеются едва ли не в каждом православном храме. На веpхней попеpечной пеpекладине кpеста, котоpая по смыслу изобpажает дощечку с надписью Пилата, в большинстве случаев нанесено титло IНЦИ. Означает оно вину Pаспятого Спасителя – Иисус Назоpей (или Назаpянин), Цаpь Иудейский. Отвергая «пилатово титло», поморцы были увеpены, что эта четыpехбуквенная надпись «взлезла на кpест» только при патpиаpхе Никоне, котоpый «нового бога выдумал» и толкуют ее так: Iнаго Цаpя Никон Исповеда.

Следующая надпись, котоpую некотоpые знатоки толкуют по-своему, помещена в кpестчатом нимбе Pаспятого Спасителя. Эта надпись ООН (пеpвая буква – гpеческая омега, пpевpатившаяся в славянскую от) – по-гpечески написанное Имя Божие, откpытое Моисею (Исх. 3, 14), то есть – Сый, Сущий. Наши домоpощенные толкователи изъясняют ее как: Он Отец Наш или Он ОТ Отца Нисшел, или пpостpаннее: ОТ небес сошед Господь наш Iсус Хpистос и пpишед к iудеом, Они же его непpияша, На кpесте pаспяша.

Заметим, что Византия не знала таких буквенных знаков на кpестчатом нимбе Спасителя. На pусских иконах и фpесках они появляются с 14 столетия.

Похожим образом, помещаемые на богородичных иконах титла МP ФY (третья буква не феpт, а фита) любители витиеватых толкований объясняют как: Маpия Pоди Фарисеев Учителя, в то вpемя как это простое сокращение греческих слов МАТЕP ФЕY, то есть Матерь Божия.

В навершии поморских крестов всегда изображается Нерукотворный Образ Спасителя с соответствующим надписанием, ниже которого находятся изображения двух Ангелов с покрывалами в руках, которые как бы спускаются к Распятому Христу. Ниже Ангелов обычно располагается надпись ЦАРЬ СЛАВЫ.

На крестах других старообрядческих согласий на месте Нерукотворного Образа находится поясное изображение Господа Вседержителя в звездчатом нимбе и с надписанием ГДЬ САВАОФ, окруженное облаками. Ниже средней перекладины креста обычно записывается тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Надписание НИКА, находящееся обычно у ног Спасителя, означает по-гpечески Победа, ибо Господь Своим Pаспятием и Воскpесением являет победу над абсолютной властью диавола, греха и смерти над человеческим pодом. Стаpообpядческим мудрецам такое пpостое объяснение неинтеpесно. Оно толкуют слово НИКА как титло: Нас Искупил Кpовию Адама. Сие мудpеное измышление никак уже не согласуется с учением Хpистианской Цеpкви, ибо искупил нас Своею Кpовию Сам Господь Иисус Христос, а кpовь Адама здесь совеpшенно ни пpи чём.

По бокам Pаспятого обычно изображаются орудия казни с соответствующими буквенными обозначениями: К – копие, Т – тpость, Г – губа, смоченная уксусом.

Ноги Иисуса пригвождены к подножию, косой перекладине креста. На древних крестах эта нижняя перекладина часто бывала строго горизонтальной. С середины 17-го столетия она становится наклонной, так что левый (со стороны зрителя) ее конец слегка приподнят, а нижний опущен. Такой наклон, по мнению иных знатоков иконографии, указывает на разбойников, распятых вместе со Спасителем. Считается (хотя Евангелия ничего об этом не сообщают), что по правую сторону от Христа был распят благоразумный разбойник, который, покаявшись, был прощен и оказался в раю. Неблагоразумный же разбойник отправился в преисподнюю, которой надлежит быть «ниже нижнего». По другому толкованию, приподнятый левый конец изображает участь оправданных на Страшном Суде людей, которые стояли «одесную» Престола Божия; другой, опущенный, конец перекладины указывает на участь осужденных грешников.

В нижней части креста обычно отливается рельефное изображение Иерусалима. Трудно сказать что это: исторический Иерусалим, где совершилось распятие Сына Божия, или символический Иерусалим Небесный, который открывается спасенному человечеству Крестной Смертью Спасителя.

У подножия кpеста часто pасполагаются еще четыpе буква МЛ и PБ, что должно pасшифpовываться как выpажение: Место Лобное Pай Бысть (то есть pаем стало), иногда PБ толкуется как Pаспят Бысть. Еще ниже находятся две буквы ГГ, означающие Голгофу.

В самом подножии кpеста изобpажается человеческий чеpеп – голова Адама с соответствующими буквами ГА.

Разумное истолкование этого символического изображения состоит в том, что Распятый Христос побеждает смерть. Но наши доморощенные богословы предпочитали обращаться к отpеченным «Болгаpским басням» и объясняли изображение черепа преданием о том, что Адам был погребен на Голгофе, там, где был впоследствии распят Христос.

На большинстве меднолитых крестов ниже адамовой головы находится изображение некоего куста, который должен изображать то самое трехсоставное древо, из которого был изготовлен Животворящий Крест. На лучших поморских крестах это древо превращается в цветок, окруженный яркими многоцветными эмалями. Вероятно, это изображение древа познания добра и зла, которое, как известно, было «хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно».

Протоиерей Михаил Воробьев

Крест — символ искупительной жертвы Христа - не только знаменует нашу принадлежность к христианству, но через него нам ниспосылается спасительная Благодать Божья. Поэтому он является важнейшим элементом веры. Будь то старообрядческий крест или один из тех, что приняты в официальной церкви — они в равной степени благодатны. Их отличие чисто внешнее, и обусловлено лишь сложившейся традицией. Постараемся разобраться, в чём оно выражено.

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Восьмиконечный крест

Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях. Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя — небольшая перекладина - должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель. На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский».

Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия. Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Дореформенные кресты

Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства. Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции. Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа. Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят. В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий - известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу. В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи "Иисус Христос Царь Славы". Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Крест — общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах. Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро. И причина этому отнюдь не в экономии — среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, - а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Общность религиозных устремлений

Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств. В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь. Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви. Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе. И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.

    На старообрядческих крестах присутствуют две дополнительные перекладины: одна расположена выше обычной под прямым углом, другая - ниже и косая). Таким образом, крест получается восьмиконечный. Нательный крест обычно выглядит так: в четырехконечный крест большего размера вписан крест восьмиконечный. Фигуры распятого Иисуса Христа нет. На обратной стороне есть молитва: Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Влады-ко, и святое Воскресение Твое славим.

    После никонианского раскола православной церкви в XVII веке и появления старообрядцев эта часть еще несколько раз разделялась. Поэтому у каждой ветви (согласий, толков) были свои традиции по изображению креста. Отличия весьма условны, практически все эти формы креста до сих пор применяются в официальном православии.

    Наиболее распространенной на момент раскола была форма изображения восьмиконечного креста в четырехконечном. Ее и взяли за основу.

    Более существенные различия можно увидеть между крестами у различных согласий старообрядческих общин. Таки отличительным знаком стало навершие креста, на которое наносилось свое изображение - голубь, нерукотворный Спас. На самом кресте не изображали распятие.

    Старообрядческие кресты не делают из золота. Для них используют медь, серебро. За этим стоит приоритет содержания над формой. Смысл, значение креста осталось одинаково со времен первых христиан во всех православных течениях, несмотря на отличия в изображении.

    Старообрядческие кресты - это нательные кресты, которые носили все на Руси до 16-17 веков. Они назывались тельники. Интересно, что они были мужские и женские. Мужские были близки к современным нательным крестам, а вот женские старообрядческие кресты были в виде лепестков. Само название старообрядческий крест не совсем точное, потому что подобные кресты носили на Руси до церковной реформы и в них не видели каких-то канонических нарушений. Характерной особенностью является то, что на тельнике не было изображения Распятия, а только символическое изображение креста.

    Мужской старообрядческий крест

    Женский старообрядческий крест

Староверы, они же старообрядцы, - адепты православного течения в России. Движение староверов было вынужденным, так как патриарх Никон во второй половине XVII века приказал провести церковную реформу Русской Православной Церкви. Цель реформы: привести в соответствие с византийскими (греческими) все обряды, службы и церковные книги. В середине 50-х годов XVII века патриарх Тихон имел мощную поддержку царя Алексея Михайловича, который претворял в жизнь концепцию: Москва - Третий Рим. Поэтому церковные реформы Никона должны были идеально вписаться в данную идею. Но, де-факто, в Русской Православной Церкви произошел раскол.

Это была истинная трагедия, так как часть верующих не захотели принять церковную реформу, которая меняла их уклад жизни и представление о вере. Так зародилось движение староверов. Люди, не согласные с Никоном, бежали в отдаленные уголки страны: горы, леса, таежную глухомань - лишь бы жить по своим канонам. Часто происходили случаи самосожжения верующих старого обряда. Иногда это случалось с целыми деревнями при попытках официальной и церковной властей претворить в жизнь новые идеи Никона. Картины по записям некоторых летописцев представали страшные: большой амбар, объятый пламенем, из него несутся псалмы, которые поют в огне десятки людей. Такова была сила воли и стойкость духа староверов, которые не хотели перемен, считая их от лукавого. Староверы: отличие от православных - очень серьезная тема, которую исследовали некоторые ученые-историки в СССР.

Одним из таких исследователей в 80-е годы прошлого века был профессор Борис Ситников, который преподавал в Новосибирском педагогическом институте. Каждое лето он и его студенты выезжали в старообрядческие поселки Сибири и собирали интереснейший материал.

Староверы России: отличие от православных (основные моменты)

Специалисты по церковной истории насчитывают десятки отличий староверов от православных в вопросах чтения и толкования Библии, проведении церковной службы, других обрядах, быту и внешнем виде. А также отметим, что староверы неоднородны. Среди них выделяются различные течения, которые еще добавляют отличий, но уже между самими почитателями старой веры. Поморцы, федосеевцы, беглопоповцы, беспоповцы, поповцы, спасовский толк, нетовщина и многие другие. Не будем рассказывать все подробно, так как не хватит места в одной статье. Кратко взглянем на основные отличия и разночтения между староверами и православными.

1. Как правильно креститься.

Никон во время своей реформы церкви запретил креститься по старому обычаю двумя перстами. Всем было приказано совершать троеперстное крестное знамение. То есть креститься по-новому: тремя пальцами, сложенными в щепоть. Староверы не приняли этот постулат, увидели в нем кукиш (фигу) и напрочь отказывались креститься тремя пальцами. Старообрядцы и сейчас совершают крестное знамение двумя перстами.

2. Форма креста.

У староверов принята до сих пор дореформенная форма православного креста. Он имеет восемь концов. К нашему привычному кресту добавлены две маленькие перекладинки вверху (прямая) и внизу (косая). Правда, по мнению некоторых исследователей некоторые толки староверов признают и другие формы крестов.

3. Земные поклоны.

Староверы, в отличие от православных, признают только земные поклоны, а вторые - поясные.

4. Нательный крест.

У старообрядцев это всегда восьмиконечный крест (как описывалось выше) внутри четырехконечного. Главное отличие, что никогда на этом кресте нет изображения распятого Иисуса Христа.

5. Во время богослужения староверы держат руки скрещенными на груди, а православные опускают их по швам.

6. По-разному пишется имя Иисуса Христа. Есть разночтения в некоторых молитвах. Один ученый-историк насчитал, как минимум, 62 разночтения в молитвах.

7. Практически полный отказ от спиртного и курения. В некоторых старообрядческих толках допускалось принять три рюмки спиртного на большие праздники, но не более.

8. Внешний вид.

В старообрядческой церкви не встретите, как в наших православных, девушек и женщин с косынками на голове, в шапках или платках, завязанных узлом сзади. Женщина - строго в платке, заколотом булавкой под подбородком. Никакой яркой и цветной одежды не допускается. Мужчины - в старорусских рубашках навыпуск обязательно с поясом, разделяющим две части тела на нижнюю (грязную) и верхнюю (духовную). В повседневной жизни мужчине-староверу запрещено сбривать бороду и носить галстук (Иудина удавка).

Кстати, из всех русских царей староверы особенно ненавидели Петра Первого за то, что тот заставлял сбривать бороды, забирал староверов в армию, приучал народ к курению (была поговорка у староверов: "Табачник - в аду приказчик") и прочим, по мнению староверов, заморским дьявольским штучкам. А Петр Первый реально ценил воинов, которые попадали в армию из староверов. Известен один интересный случай. На верфи на воду должны были спускать новый фрегат. Что-то там не ладилось по технической части: то ли бревно застряло, то ли еще что. Царь, обладающий мощным здоровьем и крепостью тела, подскочил сам, схватил бревно, помог решить проблему. Тут он обратил внимание на крепкого работника, который работал за троих и, не боясь царя, помог поднять бревно.

Царь предложил сравнить силушку. Говорит: "Вот я тебя ударю в грудь, если на ногах устоишь, то разрешу меня ударить и будет тебе подарок царский". Размахнулся Петр и саданул детинушке в грудь. Кто-то другой отлетел бы, наверное, метров на пять кубарем. А тот только как дуб покачнулся. Удивился самодержец! Потребовал ответный удар. И старовер ударил! Все замерли! А парень был из староверов Причудья. Царь еле выдержал, качнулся, отошел на шаг. Государь наградил серебряным рублем и должностью капрала такого героя. Все объяснялось просто: староверы не пили водку, не курили табак, ели, как сейчас модно говорить, экологически чистые продукты и отличались завидным здоровьем. Поэтому Петр I и приказал забирать в армию молодежь из скитов.

Такими были, есть и остаются староверы, хранящие свои обычаи и традиции. Староверы: отличие от православных - действительно, интереснейшая тема, можно еще много и много писать об этом. Например, мы еще не рассказали, что в домах у староверов хранилось два комплекта посуды: для себя и для чужих (гостей). Запрещалось с иноверцами есть с одной посуды. Очень харизматичным лидером у староверов был протопоп Аввакум. Рекомендуем всем, интересующимся данной темой, посмотреть российский сериал "Раскол", который очень подробно рассказывает о церковной реформе Никона и ее последствиях.

В заключение только добавим, что Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) только в 1971 году отменила полностью анафему со староверов, и конфессии начали делать шаги навстречу друг другу.