Процессы памяти и их характеристика. Ментальность и ментальные технологии Процесс запоминания в психологии

Дзержинск, 2015 Память. Процессы памяти и их характеристика.

Проверил: Смаковская Н.И.

Группа ТМО-13зс

Выполнил: Бурлаков Д.С.

Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Первоначальная стадия запоминания непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. В последнее время пристальное внимание исследователей привлекают к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания. Для того чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.).

Эти процессы получили название кратковременной памяти . В отличие от долговременной памяти , для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание книг, прочитанных без всякой учебной цели.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко приобретает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, формулы, законы и т.д. Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную область объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.



Осмысление материала достигается разными приемами и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом запоминания является также сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Прочность запоминания во многом зависит и от повторения.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти иметь свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он подвергается реконструкции, переработке.

Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов - воспроизведения и узнавания . Воспроизведение - это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет приятель, но в котором мы никогда не были, а узнавание происходит из-за того, что ранее нам описали этот дом, объяснили, по каким признакам его найти, что отразилось в наших представлениях о нем.

Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Например, мы видим человека, лицо которого нам кажется знакомым, а вспомнить, кто он и при каких обстоятельствах мы могли с ним встречаться, не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания . В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью : мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Поэтому данные случаи характеризуются полным узнаванием. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.

Процессы узнавания и воспроизведения не всегда осуществляются с равным успехом. Иногда бывает так, что мы можем узнать какой-либо объект, но воспроизвести его, когда он отсутствует, оказываемся не в состоянии. Бывают случаи обратного рода: у нас появляются какие-то представления, но сказать, с чем они связаны, мы не можем. Чаще всего мы испытываем затруднения при воспроизведении чего-либо, и гораздо реже такие затруднения возникают при узнавании. Как правило, мы бываем в состоянии узнать при невозможности воспроизвести. Таким образом, узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Забывание проявляется в двух основных формах:

1. невозможность припомнить или узнать;

2. неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания.

Принято выделять три таких уровня:

1. воспроизводящая память;

2. опознающая память;

3. облегчающая память.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Список литературы

1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Под ред. Е.Н. Соколова. - М.: Мир, 1983.

2. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000.

3. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002.

Все то, что человек когда-то воспринимал, не исчезает бесследно - в коре больших полушарий головного мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность повторного возникновения возбуждения в отсутствие вызвавшего его раздражителя. Благодаря этому человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, но и то, что имело место в прошлом.

Память - это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.

В когнитивной сфере память занимает особое место, без нее невозможно познание окружающего мира. Деятельность памяти необходима при решении любой познавательной задачи, так как память лежит в основе любого психического явления и связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие и постижение окружающего мира станет невозможным.

Физиологические основы памяти.

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место. На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозгу происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти - следы есть, но они еще не упрочились. На второй стадии происходит биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ, которая приводит к необратимым химическим изменениям в клетках. Это механизм долговременной памяти - следы упрочились, могут существовать долго.

Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо некоторое время, так называемое время консолидации, упрочения следов. Человек переживает этот процесс как отзвук только что произошедшего события: какое-то время он как бы продолжает видеть, слышать, чувствовать то, что уже непосредственно не воспринимает («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. п.). Время консолидации - 15 мин.

Временная потеря сознания у людей приводит к забыванию того, что происходило в непосредственно предшествующий этому событию период - возникает антероградная амнезия - временная неспособность мозга запечатлевать следы. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Следовательно, физиологической основой памяти является также образование и функционирование временной нервной связи (ассоциации) между отдельными звеньями воспринятого ранее. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.


К простым относят три вида ассоциаций:

1) по смежности - объединяются два явления, связанные во времени или пространстве (Чук и Гек, Принц и Нищий, алфавит, таблица умножения, расположение фигур на шахматной доске);

2) по сходству - связываются явления, имеющие сходные черты (ива - женщина в горе, «вишневая метель», тополиный пух - снег;

3) по контрасту - связывают два противоположных явления (зима - лето, черный - белый, жара - холод, здоровье - болезнь, общительность - замкнутость и т. п.).

Сложные (смысловые) ассоциации являются основой наших знаний, поскольку в них связываются явления, которые и в действительности постоянно связаны:

1) часть - целое (дерево - ветка, рука - палец);

2) род - вид (животное - млекопитающее - корова);

3) причина - следствие (курение в постели приводит к пожару);

4) функциональные связи (рыба - вода, птица - небо, воздух).

Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей по времени, т. е. для образований ассоциаций требуется повторение. Еще одним важным условием для образований ассоциаций является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в деятельность.

Процессы памяти.

Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение.

Запоминание - это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений путем связывания их с имеющимся опытом. С физиологической точки зрения запоминание - это образование и закрепление в мозгу следов возбуждения от воздействия окружающего мира (вещей, рисунков, мыслей, слов и т. п.). Характер запоминания, его сила, яркость, четкость зависят от особенностей раздражителя, характера деятельности, психического состояния человека. Процесс запоминания может протекать в трех формах: запечатление, непроизвольное и произвольное запоминание.

Запечатление (импринтинг) - это прочное и точное сохранение событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Состояние импринтинга - мгновенного запечатления - возникает у человека в момент высочайшего эмоционального напряжения (эйдетические образы).

Непроизвольное запоминание возникает при отсутствии сознательной установки на запоминание при многократном повторении одного и того же раздражителя, носит избирательный характер и зависит от действий человека, т. е. определяется мотивами, целями, эмоциональным отношением к деятельности. Непреднамеренно запоминается что-то необычное, интересное, эмоционально возбуждающее, неожиданное, яркое.

Произвольное запоминание у человека является ведущей формой. Оно возникло в процессе трудовой деятельности и вызвано необходимостью сохранить знания, умения и навыки, без которых труд невозможен. Это более высокий уровень запоминания с заранее поставленной целью и приложением волевых усилий.

Для большей эффективности произвольного запоминания необходимо соблюдение следующих условий:

Наличие психологической установки на запоминание;

Уяснение значения приобретаемых знаний;

Самоконтроль, сочетание запоминания с воспроизведением;

Опора на рациональные приемы запоминания.

К рациональным приемам запоминания (мнемическим приемам) относятся выделение опорных пунктов, смысловая группировка материала, выделение основного, главного, составление плана и др.

Разновидностью произвольного запоминания является заучивание - систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением мнемических приемов.

По результату запоминание может быть дословным, близким к тексту, смысловым, требующим мыслительной переработки материала, по способу - в целом, по частям, комбинированным. По характеру связей запоминание делится на механическое и логическое (смысловое), эффективность которого в 20 раз выше, чем механического. Логическое запоминание предполагает определенную организацию материала, понимание смысла, связи между частями материала, понимание значения каждого слова и использование образных приемов запоминания (схемы, графики, картинки).

Основными условиями прочного запоминания являются:

Осознание цели, задачи;

Наличие установки на запоминание;

Рациональное повторение - активное и распределенное, поскольку оно более эффективно, чем пассивное и сплошное.

Сохранение представляет собой процесс более или менее длительного удержания в памяти сведений, полученных в опыте. С физиологической точки зрения сохранение - это существование следов в скрытой форме. Это не пассивный процесс удержания информации, а процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Сохранение прежде всего зависит:

От установок личности;

Силы воздействия запоминаемого материала;

Интереса к отражаемым воздействиям;

Состояния человека. При утомлении, ослаблении нервной системы, тяжелом заболевании забывание проявляется очень резко. Так, известно, что Вальтер Скотт писал «Айвенго» во время тяжелой болезни. Читая произведение после выздоровления, он не мог вспомнить, когда и как написал его.

Процесс сохранения имеет две стороны - собственно сохранение и забывание.

Забывание - это естественный процесс угасания, ликвидации, стирания следов, затормаживания связей. Оно носит избирательный характер: забывается то, что не важно для человека, не соответствует его потребностям. Забывание - целесообразный, естественный и необходимый процесс, который дает мозгу возможность освободиться от избытка ненужной информации.

Забывание может быть полным - материал не только не воспроизводится, но и не узнается; частичным - человек узнает материал, но воспроизвести его не может или воспроизводит с ошибками; временным - при торможении нервных связей, полным - при их угасании.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, потом замедляется. Наибольший процент забывания приходится на первые 48 ч после заучивания, и так продолжается на протяжении еще трех суток. В течение следующих пяти суток забывание идет медленнее.

Отсюда следует вывод:

Повторять материал надо спустя небольшое время после заучивания (первое повторение - через 40 мин), так как через час в памяти остается только 50 % механически заученной информации;

Необходимо распределять повторения во времени - лучше повторять материал небольшими порциями один раз в 10 дней, чем за три дня перед экзаменом;

Необходимо понимание, осмысление информации;

Для уменьшения забывания надо включать знания в деятельность.

Причинами забывания могут быть как неповторение материала (угасание связей), так и многократное повторение, при котором в коре головного мозга возникает запредельное торможение.

Забывание зависит от характера деятельности, предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется проактивным торможением, а деятельности, следующей за запоминанием, - ретроактивным торможением, которое возникает в случаях, когда вслед за запоминанием выполняется сходная с ним или требующая значительных усилий деятельность.

Сохраняемый в памяти материал качественно изменяется, реконструируется, следы становятся бледнее, яркие краски выцветают, но не всегда: иногда более позднее, отсроченное воспроизведение оказывается более полным и точным, чем раннее. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение, характерное преимущественно для детей, называется реминисценцией.

Воспроизведение - самый активный, творческий процесс, заключающийся в воссоздании в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают следующие его формы: узнавание, непроизвольное воспроизведение, произвольное воспроизведение, припоминание и воспоминание.

Узнавание - это восприятие объекта в условиях его повторного восприятия, которое происходит благодаря наличию слабого следа в коре головного мозга. Узнать легче, чем воспроизвести. Из 50 объектов человек узнает 35.

Непроизвольное воспроизведение - это воспроизведение, которое осуществляется как бы «само собой». Существуют и навязчивые формы воспроизведения какого-либо представления памяти, движения, речи, которые называются персеверацией (от лат. упорствую). Физиологическим механизмом персеверации является инертность процесса возбуждения в коре головного мозга, так называемый «застойный очаг возбуждения». Персеверация может происходить у вполне здорового человека, но чаще наблюдается при утомлении, кислородном голодании. Иногда навязчивая идея, мысль (идефикс) становится симптомом нервно-психического расстройства - невроза.

Произвольное воспроизведение — это воспроизведение с заранее поставленной целью, осознанием задачи, приложением усилий.

Припоминание - активная форма воспроизведения, связанная с напряжением, требующая волевого усилия и специальных приемов - ассоциирования, опоры на узнавание. Припоминание зависит от ясности поставленных задач, логической упорядоченности материала.

Воспоминание - воспроизведение образов при отсутствии восприятия объекта, «историческая память личности».

Виды памяти.

Выделяют несколько видов памяти по различным критериям.

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности , память бывает образной, эмоциональной и словесно-логической.

Образная память включает в себя память зрительную, слуховую, эйдетическую (редко встречающийся вид памяти, долго сохраняющий яркий образ со всеми деталями воспринятого, что является следствием инертности возбуждения коркового конца зрительного или слухового анализаторов); обонятельную, осязательную, вкусовую и двигательную, или моторную (особый подвид образной памяти, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении различных движений и их систем). Двигательная память - основа для формирования практических, трудовых и спортивных навыков. Образная память присуща и животным, и людям.

Эмоциональная память - это память на чувства и эмоциональные состояния, которые, будучи пережитыми и сохраненными в сознании, выступают как сигналы либо побуждающие к деятельности, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. На эмоциональной памяти основана способность сочувствовать, сопереживать, так как она регулирует поведение человека в зависимости от ранее пережитых чувств. Отсутствие эмоциональной памяти ведет к эмоциональной тупости. У животных то, что вызывало боль, гнев, страх, ярость, запоминается быстрее и позволяет им в дальнейшем избежать подобных ситуаций.

Словесно-логическая (смысловая, знаковая) память опирается на установление и запоминание смысловых понятий, формулировок, идей, изречений. Это специфически человеческий вид памяти.

2. По степени волевой регуляции , наличию или отсутствию цели и специальных мнемических действий различают непроизвольную память , когда информация запоминается сама собой - без постановки цели, без приложения усилий, и произвольную память , при которой запоминание осуществляется целенаправленно с помощью специальных приемов.

3. Попродолжительности сохранения матери ала различают кратковременную, долговременную и оперативную память.

Долговременная память - это основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение запечатленного (иногда - всю жизнь). Долговременная память бывает двух типов: с открытым доступом, когда человек может по своей воле извлечь необходимую информацию, и закрытая, доступ к которой возможен только под гипнозом. При кратковременной памяти материал хранится до 15 мин.Оперативная память предполагает удержание в памяти промежуточных материалов до тех пор, пока человек имеет с ними дело.

Свойства (качества) памяти .

К ним относятся:

Скорость запоминания - количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти;

Скорость забывания - время, в течение которого материал хранится в памяти;

Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла, равен «магическому числу Миллера» (7 ± 2), указывающему на количество единиц информации, удерживаемых в памяти;

Точность - способность воспроизводить информацию без искажений;

Мобилизационная готовность - умение припомнить нужный материал в нужный момент.

Память развивается путем упражнений и упорной работы по запоминанию, длительному сохранению, полному и точному воспроизведению. Чем больше человек знает, тем легче ему запоминать новое, увязывая, ассоциируя новый материал с уже известным. При общем снижении памяти с возрастом уровень профессиональной памяти не снижается, а иногда может даже повышаться. Все это позволяет сделать следующий вывод: память как психическое явление - не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания.

Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Под запоминанием подразумевают избирательное закрепление (запечатление) образа в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть произвольным и непроизвольным (в зависимости от наличия или отсутствия цели при запоминании), кратковременным, оперативным и долговременным (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).

Различают также ассоциативное запоминание, при котором воспринимаемый образ связывается с каким-либо другим образом (вспомним знаменитые житейские «узелки на память»); осмысленное запоминание, где ведущими являются процессы мышления и осознание логических связей между воспринимаемыми объектами или их частями; механическое запоминание, реализуемое в результате простых многократных и однотипных повторений по восприятию образа.

Запоминание является составной частью деятельности особого вида - мнемической. Так, например, для преподавателей, лекторов, политиков, артистов мнемическая деятельность есть одна из важнейших.

Сохранение. Само название процесса отражает его психологическую сущность. Информация должна храниться в памяти человека некоторое время в связи с тем, что она обычно значима для него. Сохранение информации - сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование своего поведения.

Различают несколько форм сохранения, названия которых совпадает с соответствующими видами памяти: реконструктивное, репродуктивное, эхоическое и эпизодическое.

Реконструктивное сохранение информации осуществляется в долговременной памяти. Здесь информация подвергается изменениям в дёталях, сохраняя при этом общие признаки (из памяти исчезают небольшие фрагменты материала, очередность событий и др.). Реконструкция обычно вызывается поступлением новой информации, которая вытесняет из памяти уже хранящуюся там информацию.

Репродуктивное сохранение основано на запоминании оригинального элемента объекта. Вспомним шуточную сценку встречи двух женщин:
Вы не заметили, проходил ли здесь мужчина - блондин, голубые глаза, с дипломатом, очень высокого роста? - В светло-синем костюме? Да, заметила.

Эпизодическая форма сохранения информации связана с фиксацией эпизодов, касающихся времени, места и условий ее приема.

Эхоическое сохранение чрезвычайно непродолжительно: после краткого слухового воздействия слуховой образ сохраняется 2-3 с.

Воспроизведение - восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Воспроизведение может осуществляться в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная форма предполагает постановку перед индивидом репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью. При непроизвольной форме задача решается без предварительно поставленной цели под влиянием мыслей, представлений и чувств, возникающих в текущий момент. Воспроизведение осуществляется посредством извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную. Воспроизведение и запоминание являются процессами несовместимыми: человек может в данный М0М6Н1 времени осуществлять или один процесс, или другой.

Существуют разные виды воспроизведения:
- узнавание - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению);
- реминисценция - мало изученное явление улучшения воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения (например, сложный учебный материал, усвоенный при подготовке к экзамену, зачастую воспроизводится лучше не сразу после заучивания, а через 2-3 дня);
- припоминание - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч);
- воспоминание - это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека.

Ошибки воспроизведения связаны с явлениями контаминации и конфабуляции. Контаминация связана со склонностью человека привносить в воспроизводимую информацию элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями, установками и др. Конфабуляция предполагает добавление деталей или заполнение пробелов памяти домыслами. Она может быть как преднамеренной, манипулятивной, так и бессознательной.

Забывание - это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Для нормально функционирующей памяти процесс забывания может быть отнесен к одному из уровней:
- высокому, когда человек не может самостоятельно восстановить образ объекта, но относительно просто сделает это после повторного опыта;
- среднему, когда полное самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко осуществляется при представлении каких-то признаков образа (иногда человеку достаточно издалека показать его записи, чтобы в его памяти восстановилось почти все написанное);
- низкому, когда человек восстанавливает информацию самостоятельно без ошибок.

Забывание нельзя противопоставлять запоминанию. Это вполне целесообразный процесс, помогающий разгрузить память от неактуальных в данный момент деталей. Забывание не есть болезнь памяти, а условие ее здоровья. Так, Жан-Жак Руссо и Эдгар По высоко ценили возможность забывать и даже придумывали для этих целей приемы. Эдгару По принадлежат слова: «Если вы хотите забыть что-нибудь, немедленно запишите то, что вы должны запомнить».

Организация запоминания влияет на сохранение информации, а качество сохранения определяется воспроизведением.

Запоминание - психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. В момент высокого эмоционального напряжения процесс запоминания может протекать, как мгновенное запечатление - импритинг.

Произвольная память основана на запоминании со специальной установкой. Непроизвольное запоминание происходит, когда специальная мнемнческая задача отсутствует, и оно сопровождает другую деятельность, но в процессе интенсивной мыслительной деятельности может быть более эффективным, чем произвольное.

Запоминание способно протекать с различной глубиной понимания, но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания, Различают логическое (смысловое), основывающееся на логических связях, и механическое запоминание, основывающееся на единичных временных связях.

Процесс осмысленного запоминания включает в себя ряд логических операций: смысловая группировка; выделение смысловых опорных пунктов; составление плана и т. п.

Сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит от места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление получило название «фактор края». Раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности, организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

Под влиянием систематического обучения память развивается: увеличиваются объем и скорость запоминания и воспроизведения, используются логические связи и понятия.

Забывание - биологически целесообразный для организма процесс, противоположный сохранению, обусловленный угасанием временных нервных связей, утративших свое значение. Материал забывается быстрее в ближайшее время после заучивания, при этом бессмысленный материал забывается значительно быстрее. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным.

В зависимости от материала, сохраняемого памятью, ее делят на когнитивную (процесс сохранения знании, получаемых в процессе обучения, которые постепенно превращаются в опыт, убеждения человека), эмоциональную (сохранение в сознании переживаний и чувств, что является условием развития способности к сочувствию) и личностную (сохранение в сознании образа самого себя, обеспечивающее преемственность целей, убеждений и т. д.).

По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный типы памяти. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную.

Воспроизведение представляет собой актуализацию, оживление образовавшихся в мозгу связей, протекающее преднамеренно и непреднамеренно. Формы воспроизведения: узнавание (проявление памяти как воспроизведения образа при повторном восприятии объекта), воспоминание (проявление памяти, осуществляемое в отсутствие восприятия объекта), припоминание (активное воспроизведение, во многом зависящее от ясности поставленных задач), реминисценции (отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым).

Человек живет не только в мире образов непосредственно окружающей действительности, но и в мире образов- следов, сохраняющихся у него от прошлого опыта. Такие следы имеют различное происхождение и природу:

  • во-первых, в процессе эволюции в клетках ДНК и нервной системе накапливались и хранились следы прошлых воздействий, обеспечивающих приспособительное поведение. Это биологическая , или видовая , память ;
  • во-вторых, люди пользуются прошлым опытом всего человечества. Это их историческая , или социальная , память . Образы прошлой жизни сохранились в виде наскальных рисунков, различных сооружений, игр, традиций. Основной и самой существенной формой исторической памяти является письменность. В совокупности письменных памятников разных эпох и народов отражено все прошлое человечества с момента его возникновения;
  • в-третьих, это индивидуальная , или психологическая , память , которая сохраняет следы, приобретенные в процессе индивидуальной жизни человека. Это знания, умения, ассоциации, личный опыт. Человек накапливает и использует их в нужный момент.

Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Память осуществляет связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности. Если представить себе, что человек лишается памяти, это означает, что он теряет и свою личность. Человек не знает, кто он такой, где находится, какое сегодня число. Он нс может говорить, читать, писать, пользоваться обычными вещами. Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Учитывая ее значение в становлении человеческого познания, можно сказать, что память – основа всего сознания.

Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.

Посредством памяти человек реагирует на сигналы или ситуации, которые перестали непосредственно действовать на него. Образы памяти в отличие от образов восприятия относятся к представлениям.

Представления – это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее.

Представления памяти могут быть единичными и общими. Например, у человека есть представление дома, в котором он живет, и есть представление дома вообще. Чем богаче у человека общие представления в какой-либо области, тем более полно и адекватно он будет воспринимать реальные объекты. Представления функционируют в психике как процесс. Всякое новое восприятие ведет к изменению представления конкретного предмета.

Свойствами представлений памяти являются полнота и обобщенность. Полнота зависит от количества связей данного объекта с другими. Обобщение происходит на основе связывания каждого нового представления со старым. Задачи, которые встают перед человеком, не могут быть решены исключительно путем непосредственного использования представлений памяти, потому что новые задачи никогда не бывают точной копией предыдущих. Первые совпадают со вторыми только в общих чертах, поэтому человек каждый раз творчески преобразует представления памяти, а не воспроизводит их механически.

Механизмом образования представлений памяти служит создание и закрепление временных связей в коре головного мозга. Существует две теории, объясняющие физиологические процессы образования представлений памяти:

  • 1) согласно нейронной теории нейроны формируются в цепи (замкнутые круги), по которым циркулируют биотоки. Под их влиянием происходят изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям;
  • 2) согласно молекулярной теории в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, предназначенные для записи и хранения информации.

Временные связи отражают реальные ассоциации предметов и явлений действительности.

Ассоциацией называется связь между различными объектами действительности и ее отражением в сознании, когда представление об одном объекте вызывает появление мысли о другом.

По характеру связей различают простые и сложные ассоциации. К простым ассоциациям относятся связи объектов по смежности (близость в пространстве или во времени), сходству (наличие общих или подобных черт), контрасту (наличие противоположных черт); к сложным – причинно-следственные, существенные смысловые связи. Память человека – не простое накопление информации в центральной нервной системе, а ее сложная организация, которая обеспечивает отбор, сохранение нужных следов и стирание ненужных.

Родоначальником научной психологии памяти по праву считают Г. Эббингауза .

Память как психический процесс составляют мнемические действия и операции . Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание – это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Основу запоминания составляют связи, объединяющие запоминаемый материал в смысловое целое. Установление смысловых связей – результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Сохранение – это процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека, развития его перцептивных процессов, мышления и речи.

Воспроизведение – процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Относительно простой формой воспроизведения является узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту посредством установления сходства между воспринимаемым объектом и образом, закрепленным в памяти.

Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. При непроизвольном воспроизведении образ всплывает без специальной задачи на актуализацию и без усилий со стороны человека. Наиболее распространенным механизмом являются ассоциации с наличными мыслями, образами, переживаниями или действиями. Произвольное воспроизведение осуществляется как сознательный, преднамеренный процесс актуализации прошлых образов.

Если в процессе воспроизведения встречаются затруднения, оно переходит в припоминание.

Припоминание – это активный, волевой процесс, осуществляемый как развернутая мыслительная деятельность.

В процессе припоминания человек отыскивает или достраивает необходимые промежуточные звенья, производит их отбор и оценку с точки зрения требуемой задачи.

пример

Типичным примером припоминания служит построение учеником устного ответа. Зная природу и структуру припоминания, учитель может оказывать ученикам (в случае, если у них возникают затруднения) помощь в виде подсказки, восстанавливающей ассоциативную связь. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что было запечатлено в памяти. Всегда имеет место преобразование, перестройка информации в конкретной зависимости от задачи деятельности, понимания материала и его значимости для субъекта.

В памяти сохраняется множество образов и представлений, отражающих события жизни человека, его знания, навыки и умения. Но сохраняются не все образы, некоторые из них забываются.

Забывание – это процесс памяти, обратный сохранению, который заключается в потере возможности воспроизведения, а иногда даже и узнавания ранее запомненного.

Наиболее часто забывается то, что незначимо для человека, не связано с его актуальной деятельностью. Забывание может быть частичным или полным. При частичном забывании воспроизведение осуществляется нс полностью или с ошибками. При полном забывании объект не воспроизводится и не узнается.

Время, в течение которого человек не в состоянии воспроизвести забытый материал, может быть разным. По этому критерию выделяют временное и длительное забывание. Первое характеризуется тем, что человек не может вспомнить что-либо в нужный момент, второе – тем, что он нс вспоминает материал в течение долгого времени. Стирание следов как механизм забывания происходит при отсутствии подкрепления временных связей и их угасании.

Многие люди жалуются на свою память, считают ее неразвитой, плохой по причине того, что многое забывают. Они не правы в отношении своей памяти, потому что без забывания функционирование нормальной здоровой памяти невозможно. Человек не может помнить все, что с ним происходило в прошлом. Как отмечал У. Джеймс, "если бы мы помнили решительно все, то были бы в таком же безвыходном положении, как если бы нс помнили ничего".

Одна из современных гипотез заключается в предположении, что на самом деле все прошлое человека закодировано в его мозге. Исследования по "раскодированию" такой информации в состоянии гипноза частично ее подтверждают.

  • Эббингауз Герман (1850–1909) – немецкий психолог и философ, учился н университетах Германии, Англии и Франции (история, филология, философия, психофизика, психология). Один из именитых основателей классической экспериментальной психологии в научном направлении, не принадлежащем к психофизиологической методологии экспериментов школы В. Вундта. С 1880 г. – приват-доцент и профессор в Берлине, с 1894 г. – профессор в Бреслау, с 1905 г. – в Галле. Авторски разрабатывая экспериментальные методики, впервые систематически изучал психологию памяти (метод бессмысленных слогов и сохранения, процесс заучивания, фактор края, кривая забывания и др.). Основные труды: <<0 памяти" (1885); "Очерк психологии" (1908); "Основы психологии" (1902–1911).

Основными характеристиками памяти являются:

Объем - это важнейшая интегральная характеристика памяти, кото­рая характеризует возможности запоминания и сохранения информации;

Быстрота запечатления ─ характеризует способность че­ловека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информа­цию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти;

Точность воспроизведения ─отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно вос­производить запечатленную в памяти информацию;

Дли­тельность сохранения ─ отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информа­цию;

Готовность к использованию сохраненной информации (например: человек запомнил но в нужный момент забыл, и через некоторое количество времени отмечает что помнит все).

Процессы памяти :

Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспри­нятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:

Непреднамеренное (или непроизвольно е) - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности;

Пред­намеренное (или произвольное) - запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой опреде­ленную цель: запомнить некую информацию (это ее главная особенность)- и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание. Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержан­ного материала, называется мнемической деятельностью. Мнемическая деятельность всегда носитизбирательный характер . Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала.

Принято выделять:

Осмысленное запоминание (Механизм памяти) ─основано на понимании внутрен­них логических связей между отдельными частями материала. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше уси­лий и времени, но является более действенным. Осмысление материала достигается разными приемами , и прежде всего выде­лением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. При использовании данного приема мы, запоминая текст, расчленяем его на более или менее самостоятельные разделы, или группы мыслей. В каждую группу вхо­дит то, что имеет один общий смысловой стержень, единую тему. Второй путь, облегчающий запоминание: выделение смысловых опорных пунктов. Суть данного метода заключается в том, что каждую смысло­вую часть мы заменяем каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала. Затем, как в первом, так и во втором случае, мы объединяем заученное, мысленно составляя план. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения . Повторение (Механизм памяти) - важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками;

Механическое запоминание(Механизм памяти) - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запо­минания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во време­ни. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторе­ние материала. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений.

Сохранение ─процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем определенное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Сохранение может быть:

Динамическим - сохранение проявляется в оперативной памяти;

Статическим - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

Воспроизведение, узнавание. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов - воспроизведения и узнавания.

Воспроизведение - это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии пред­метов и явлений. Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным(непро­извольным, Механизм памяти) и преднамеренным(произвольным, Механизм памяти) . В первом случае воспроизведе­ние происходит неожиданно для нас самих. При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспо­минаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта. Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания . В этих случаях достижение поставленной цели - вспомнить что-либо - осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформи­ровалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Следует отметить, что процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испы­тываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из про­шлого опыта не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания . В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определен­ностью: мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Поэтому данные слу­чаи характеризуются полным узнаванием.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припом­нить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени нерав­номерно . Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприя­тия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. В настоящее время известны факторы, влияющие на скорость протекания про­цессов забывания .Так, забывание протекает быстрее, если материал недостаточ­но понят человеком. Кроме того, забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребно­стями. Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия. тем быстрее происходит забывание. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих зву­ков или находящихся в поле нашего зрения предметов.