Мотивы, их функции и виды. Психические механизмы развития мотивации Механизм образования мотивов

Понятие мотива. Механизм формирования криминальных мотивов

Тема. Понятие мотива. Механизм формирования мотивов.


Направленность личности

Мотивация в преступном поведении

Криминальные мотивы

Литература


. Психика и деятельность

и т. п. - все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано.

Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие - реальное физическое действие человека - является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим. Стоит только попытаться обособить переживание от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержание, - мотивов и целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рождаются его действия, - чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе.

Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тожество, но единство. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему более или менее сознательных действий или поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие - это сознательный акт деятельности, который направляется на объект.

Направленность личности

не будучи объективно необходимым и не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, к которой все направлено.

Проблема направленности - это, прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо.

Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.


Мотив. Потребность. Интерес

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Мотив мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

мотив отвергания , который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. – стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться: 1) на саму деятельность, как это имеет место в игре, где мотив деятельности лежит в ней самой, или в тех случаях, когда человек делает что-нибудь «из любви к искусству», и 2) на один из результатов деятельности. В последнем случае побочный результат действий становится для действующего лица субъективно целью его действий. Так, выполняя то или иное дело, человек может видеть свою цель не в том, чтобы сделать именно данное дело, а в том, чтобы посредством этого проявить себя или выполнить свой общественный долг.

Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, у человека как социального существа неизбежно и правомерно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата в виде того продукта, который его деятельность дает, еще и какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив - стремление выполнить свои обязанности или обязательства, свой общественный долг, а также проявить себя, заслужить общественное признание.

Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. В своих вершинных формах они основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь, так что в своих высших, наиболее сознательных проявлениях поведение человека регулируется осознанной необходимостью, в которой оно обретает истинно понятую свободу.

Потребности . что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, - во внешних предметах или в другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо.

Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.

Решающее значение целей и задач сказывается и на мотивах. Они определяются задачами, в которые включается человек, во всяком случае не в меньшей мере, чем эти задачи - мотивами. Мотив для данного действия заключается именно в отношении к задаче, к цели и обстоятельствам - условиям, при которых действие возникает. Мотив как осознанное побуждение для определенного действия, собственно, и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия. Мотив - как побуждение - это источник действия, его порождающий; но, чтобы стать таковым, он должен сам сформироваться.

процесса - развитие мотивов через изменение и расширение круга деятельности. Таким образом, источником развития мотивов является постоянно развивающийся процесс общественного производства материальных и духовных благ.

Потребность - это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.

в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни.

Как связаны потребности с деятельностью? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап - это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап - после этой встречи.

Как правило, на первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована». Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в беспокойстве или постоянном поиске чего-либо. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмечнванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив - это то, ради чего совершается действие. Как правило, ради чего-то человек совершает много отдельных действий. И вот эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее - особенной деятельностью, или особенным видом деятельности. Таким образом, благодаря мотиву мы вышли на высший уровень структуры деятельности в теории А. И. Леонтьева - на уровень особенной деятельности.

Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий - типичное явление. Например, ученик в школе может стремиться к успехам в учебе не только ради желания получать знания, но и ради материального вознаграждения со стороны родителей за хорошие оценки или ради поступления в высшее учебное заведение. Все же, несмотря на Полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивов всегда является ведущим, а другие - второстепенными. Эти второстепенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

При анализе деятельности единственный путь - это движение от потребности к мотиву, затем к цели и деятельности. В реальной жизни постоянно происходит обратный процесс, - в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности.

Но в процессе деятельности круг потребностей, а следовательно и мотивов, значительно расширяется. Необходимо подчеркнуть, что механизмы образования мотивов в современной психологической науке полностью не изучены.

В психологической теории деятельности более подробно изучен один такой механизм - это механизм сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть его состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Это происходит только в том случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями.

Мотивация в преступном поведении

В психологическом механизме преступного поведения принятие субъектом преступной цели является центральным звеном. Криминальная цель у субъекта возникает вследствие личностной приемлемости преступного способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации. Необходимость же принятия цели предопределяется побуждением - мотивом. Мотив отражает то, ради чего субъект совершает действия (например, удовлетворить некоторую потребность), в то время как цель предопределяет способ и непосредственный результат действий (например, заработать деньги для удовлетворения потребности или украсть деньги).

Источниками мотивов могут быть внутренние и внешние факторы. Внутренние источники побуждений представляют собой потребности и притязания, личностные ценности, требующие защиты или обеспечения своего блага, жизненные планы, привычные атрибуты жизнедеятельности и пристрастия и т. д. Внешними источниками мотивов выступают условия жизнедеятельности или конкретные обстоятельства, в которых возникает проблемная ситуация, например угрожающая некоторым личностным ценностям, затрагивающая интересы, т. е. требующая своего разрешения. Возникновение мотива и принятие цели обусловливается личностно своеобразным восприятием и оценкой внешних условий и обстоятельств ситуации, т. е. процессом социальной перцепции. Таким - образом, мотивообразование и социальная перцепция «обеспечивают» принятие цели в преступном поведении. Изучение их характера и роли в порождении преступного поведения необходимо для понимания причин и условий этого поведения, а также для установления психологических свойств, выступающих элементами криминогенной склонности личности.

Ряд исследователей считают, что мотив сам по себе не предопределяет необходимость принятия именно криминальной цели-способа, поскольку любое побуждение можно произвольно направить в социально приемлемое либо антисоциальное русло, т. е. удовлетворить порождающую мотив потребность (как правомерным, так и преступным способом. Однако есть социально дезадаптированные мотивы, которые реализовать социально приемлемым способом субъективно оказывается весьма сложно или практически невозможно. Такие мотивы как бы способствуют принятию противоправных целей-способов в поведении, выступают криминогенно значимыми. Есть и мотивы собственно криминальные, порожденные потребностью в совершении определенного преступного деяния - криминальными влечениями. Криминогенное содержание мотивов обусловливается определенными мотивообразующими свойствами личности, о которых сказано ниже. То же самое можно сказать и о социальной перцепции субъекта поведения. Его представления о социальной ситуации могут носить достаточно адекватный социально-правовой характер, а могут иметь искаженное - криминогенно значимое содержание. Рассмотрим более подробно криминогенные мотивы и криминогенное содержание социальной перцепции, которые выступают условиями, способствующими принятию криминальных целей (способов) действий в порождении преступного поведения.

Криминальные мотивы

Это мотивы, порожденные собственно криминальной потребностью, которая проявляется в форме влечения к совершению определенного вида общественно опасного деяния. Субъективно переживаемая нужда в совершении такого деяния выступает предметом потребности. Криминальная потребность может представлять укоренившуюся привычку систематического совершения определенных видов преступных действий либо возникнуть в результате действия иного психологического механизма. Ее реализация обеспечивает состояние удовлетворенности, разрядку внутреннего напряжения.

Такого рода мотивы проявляются как влечения к совершению: краж (чаще всего так называемых «карманных»), сексуально-насильственных деяний; истязаний определенных категорий людей; убийств, сопряженных с изнасилованием, причинением мучений жертве или иным глумлением над ней; хулиганства, связанного с насильственными или эксгибиционистскими действиями; актов вандализма, учинения пожаров и др. Импульсивно возникающее непреодолимое влечение к совершению определенного общественно опасного деяния относят к психической болезни - патологии влечений. Однако этот тип психических аномалий вряд ли можно рассматривать как полностью исключающий вменяемость, поскольку преступник, побуждаемый криминальным влечением, способен воздерживаться от совершения уголовно наказуемого деяния, если ситуация явно неблагоприятна, чревата опасными для него последствиями.

Криминогенно значимые мотивы порождаются различными социально дезадаптированными потребностями, удовлетворение которых правомерным способом является весьма затруднительным либо вообще не может быть осуществлено. Эти мотивы могут представлять ряд типов, различаясь по своим источникам.

риском - с высокой вероятностью перехода аморального поступка в преступное деяние. Такие влечения могут выражаться в алкоголизме, наркомании, в пристрастии к играм на деньги, к дракам, потребности в систематических развлечениях аморального характера, в половой распущенности и др. Указанные влечения могут быть связаны с психическими аномалиями и относиться к патологии влечений.

обеспечения их правомерного удовлетворения и при этом явно превышает социально средний или жизненно необходимый уровень (иначе эти потребности нельзя называть гипертрофированными). Интенсивное переживание таких потребностей при осознании невозможности их удовлетворить правомерным способом как бы вынуждает субъекта прибегнуть к незаконному способу действий. Такая «криминогенно вынуждающая» мотивация может порождаться:

Неадекватно завышенными притязаниями материального характера в обеспечении материального достатка, приобретении дорогостоящего имущества, услуг, в дорогостоящих развлечениях и т. д.;

Гипертрофированной потребностью властвования над другими людьми (например, над представителями определенных социальных групп), доминирования в межчеловеческих отношениях, которое проявляется в деспотизме, в чрезмерной подозрительности и враждебности;

Чрезмерно завышенными притязаниями в достижении престижного статуса в группе или в определенной общности людей (известности, влиятельности), в самовыражении (переживании самодовольства от обращения на себя внимания других людей, их восхищения, зависти или опасения), а также потребностью в самоутверждении, побуждающей к рискованным и иным действиям, не адекватным разумной необходимости или совершаемым вопреки социальным нормам и требованиям (весьма характерно для преступников, стремящихся приобрести «криминальный авторитет»).

Третий тип криминогенно значимых мотивов представляют побуждения, обусловленные нуждой в разрядке устойчивых отрицательных эмоциональных состояний субъекта. Эти состояния выражаются в устойчивом переживании чувств отчужденности, тревоги, неполноценности, обиды, зависти, озлобленности, агрессивности и др. Такие переживания могут порождаться и фиксироваться в результате постоянной неудовлетворенности элементарных социальных потребностей, прежде всего потребностей в физической и моральной защищенности, в эмоционально близких межличностных отношениях, а также в результате систематического неблагоприятного внушающего воздействия лиц из ближайшего социального окружения. Указанные переживания при их обострении или в криминогенных ситуациях способствуют совершению неправомерных действий, в результате которых происходит временная разрядка переживаний, компенсация или удовлетворение депривированной потребности. В качестве психологических свойств личности, обусловливающих такого рода эмоционально-мотивационные переживания выступают соответствующие акцентуации характера и эмоционально-мотивационные установки.

Четвертый тип криминогенно значимых мотивов проявляется в остром переживании отрицательного чувства по отношению к определенным социальным субъектам и объектам, выступающим как правоохраняемые ценности.

Эти переживания вызваны сложившимися (зафиксированными в качестве психологических свойств личности) острыми неприязненными отношениями к тем или иным людям, социальным группам, государственным и общественным институтам и другим правоохраняемым социальным ценностям. Указанные переживания порождают у субъекта побуждения к вредоносному воздействию на данные социальные ценности. Неприязненные отношения выражаются в убеждениях об отрицательном (вредоносном) значении данных субъектов и объектов. Часто оказывается, что чувственный компонент неприязненного отношения выступает определяющим при отсутствии достаточно ясного представления о реальном отрицательном «значении» конкретного человека или группы людей, к которым индивид испытывает отрицательное отношение.

Пятый тип представляют криминогенно значимые мотивы, порождаемые потребностями в социально-«отчужденном» образе жизни, личностные ценности (которые могут стать жизненными целями) приобщения к группе противоправной направленности, приобретения авторитета среди лиц, совершающих преступления. Потребность быть включенным в «криминальную» социальную среду может быть следствием привыкания к этой среде и одновременного отчуждения от нравственной культуры общества. Эта потребность приобретает характер неосознаваемого влечения у профессиональных преступников, лиц, проведших значительную часть времени в местах лишения свободы. В такой среде они находят возможность самовыражения, удовлетворения потребности в общении, персонализации (т. е. потребности быть признанным как личность).

Шестой тип криминогенно значимых мотивов представляют побуждения, вызванные неадекватной в нравственном и юридическом плане оценкой значения внешних условий. Неадекватно отрицательная оценка условий может побуждать к юридически неоправданным агрессивно-защитным или иным неправомерным действиям. Искаженно благоприятная оценка условий способна провоцировать действия субъекта по достижению личностно ценного результата, не имеющие законных оснований, или действия, юридически рискованные. Криминогенная значимость мотивов, обусловленная неадекватной оценкой внешних условий, является следствием определенных деформаций личностных свойств, проявляющихся в социальной перцепции и определяющих значение и личностный смысл воспринимаемых социальных явлений - условий жизнедеятельности и конкретных ситуаций.


Литература

1. Юридическая психология. М., 2004. 810 с.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии (Серия Мастера психологии). – СПб., Издательство Питер, 2000 712 с.

4. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб., 2002. - 672 c.

Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмеченванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив - это то, ради чего совершается действие. Как пра­вило, ради чего-то человек совершает много отдельных действий. Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий - типичное явление. Например, ученик в школе может стремиться к успехам в учебе не только ради желания получать знания, но и ради материального вознаграждения со стороны родителей за хорошие оценки или ради поступления в высшее учебное заведение. Все же, несмотря на Полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивов всегда является ведущим, а другие - второстепенными. Эти второсте­пенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запус­кают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность. Мотивы порождают действия путем формирования цели. . На­пример, к классу осознаваемых мотивов относятся жизненные цели. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для большинства взрослых. К другому классу относится гораздо большее число мотивов. Следует подчерк­нуть, что до определенного возраста любые мотивы являются неосознаваемыми. Неосознаваемые мотивы проявляютсяв сознании в особой форме. По крайней мере, таких форм две. Это эмоции и личностные смыслы. Личностный смысл - это другая форма проявления мотивов в сознании. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной субъективной зна­чимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Следует отметить, что именно ведущий мотив обладает смыслообразующей функцией. Мотивы-стимулы не выполняют смыслообразующую функцию, а лишь играют роль дополнительных побудителей и порождают только эмоции. Другой вопрос - это вопрос о том, как образуются новые мотивы. При анализе деятельности единственный путь - это движение от потребности к мотиву, затем к цели и деятельности. В реальной жизни постоянно происходит обратный процесс, - в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Мотив – побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности – это предмет потребности. Мотивация – это побуждение вызывающее активность. В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотива в регуляции поведения 1. Побудительная и направляющая функция мотива. 2. Детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами. 3. Иерархия мотивов. 4. стремление к равновесию и напряжению – здесь мотив понимается чисто энергетически. (теория К. Левина, гедонистические теории). Отечественная психология критиковала эти подходы за отрыв мотива от контекста деятельности и сознания. В теории деятельности Леонтьева в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и, тем самым превращения ее объектов в предметы потребностей. Отсюда: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей действительность. У человека источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в отногенезе выступают присущие данному обществу ценности, идеалы, интересы, которые в случае их интериоризации приобретают побудительную силу и становятся мотивом. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в сознании действительности личностный смысл. Функции смыслообразования связаны с контролированием общей направленности личности. Существуют также мотивы-стимулы, которые энергетезируют поведение. Они могут быть очень сильными, но в случае столкновения мотивов верх берут смыслообразующие мотивы. Функция контролирования осуществляется мотивами не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения. Эмоции оценивают личностный смысл происходящего и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности – сдвиг мотива на цель (пример с чтением книги к экзамену).

По Леонтьеву, в ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этиммотив определяется еще иначе - какопредмеченная потребность.

Мотив - это то объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или удовлетворяя ее. То есть основная функция мотивов состоит в том, чтобы побуждать и направлять деятельность.

Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения, если до этого момента поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает «вектор», или направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен. Множество действий, которые собираются вокруг одного предмета - типичный признак мотива. Так согласно еще одному определению,мотив - это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, совершает много разных действий. И вот этасовокупность действий, которые связываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее особенной деятельностью или особым видом деятельности.

По своей роли, или функции, не все мотивы «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие - второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами: они не столько запускают, сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

Перейдем к проблеме соотношения мотивов и сознания. Мотивы не всегда осознаются, поэтому выделяют два класса мотивов: те, которые осознаются, и те, которые не осознаются. Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей. Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в другой форме. Таких форм, по крайней мере, две. Это эмоции и личностные смыслы. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это что-то затрагивает его мотивы.

Рассмотрим теперь вопрос о связи мотивов и личности. Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуации конфликта мотивов. Новые мотивы образуются в ходе деятельности. В теории деятельности описанмеханизм образования новых мотивов, которыйполучил название механизма сдвига мотива на цель.

Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом,со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Важно подчеркнуть,что превращение цели в мотив может произойти только, если накапливаются положительные эмоции.

Различают следующиефункции мотивов: 1 .побудительная (к деятельности); 2.направляющая (мотив направляет на себя деятельность); 3.целепорождающая (мотив порождает действие, направленное на удовлетворение потребности. Цели составляют основу действий); 4.смыслообразующая (мотив придает действиям значимость, важность). То, что мы делаем, приобретает для нас личностный смысл, т.е. переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, связанных с мотивом.

Возможные основания классификации мотивов. 1) Актуальные мотивы – то, что совершается (профессиональный выбор, досуг). Потенциальные – те, которые могут организовать действие. Определяют возможные варианты жизни человека. Но социальные условия могут измениться, и тогда меняются мотивы. Каким человек станет при изменении мотивов. Когда мы вынуждены делать непривлекательный для себя выбор под действием условий и т.д., то потенциальные мотивы приобретают большую значимость (неврозы, уходы в себя).

2) Ведущие и второстепенные мотивы. Мотивационная сфера личности иерархизируется. Деятельность мотивируется несколькими мотивами. Деятельность человека полимотивированная, т.е. одновременно регулируется двумя или несколькими мотивами.

3) Смыслообразующие и мотивы стимулы. Ведь человек в своей деятельности объективно реализует целую систему отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и к самому себе. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют ведущими или смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними мотивы выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных – порой весьма могучих – это мотивы-стимулы (часто приурочены к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).

4) По предметному содержанию: а) предметные; б) функциональные; в) нормативные. Предметные – организуют финальную направленность деятельности. Всегда четко указывают, что должно быть (например: построить дом). Этот мотив не может быть задан только указанием предметного содержания, он содержит еще модус преобразования. Не только предмет, но и то, что выражает отношение к нему (пока здоровье не шалит – деятельности нет). Мерей: мотив состоит из содержания и активного характера преобразования. Модусы преобразования: отказ, отречение, приобретение, создание, поддержание, выражение, сохранение, агрессия, избегание. Функциональные мотивы: например потребность людей в общении, не имеют финальной напрвленности. Мотивируют саму деятельность. Нечто, что приятно самим процессом, а не его концом (приятно читать книгу). Игровая деятельность – элемент целепреследования (спрятаться так, чтобы не нашли). Мотивирующая масса промежуточных целей (промежуточных мотиваций). Это мотивация, которая привязана к отдельным маленьким промежуточным целям (аналог у животных – инстинкт). Нормативные: проявляются реже. Левин: барьеры – то, что не организует, а ограничевает деятельность, не побуждает отдельной деятельности. Нравственные мотивы.

Семеновских Т.В.

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

В статье рассматриваются психологические механизмы формирования мотивов этического поведения у дошкольников: культурно-личностная идентификация, механизм сличения, которые оптимально работают в воссозданных дилеммах.

Ключевые слова:личность, личностная идентификация, механизм сличения, мотив узнавания, мотив достижения успеха, усвоение, этические понятия, этическое поведение.

In article psychological mechanisms of formation of motives of ethical behavior at preschool children are considered: cultural-personal identification, the mechanism of checking which optimum work in the recreated problem situations, dilemmas.

Keywords:the person, personal identification, the checking mechanism, motive of a cognizance, motive of achievement of success, mastering, ethical concepts, ethical behavior.

В последние десятилетия активно обсуждается вопрос о статусе этики как “философии воспитания” (В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов, К.А. Шварцман и др.). В то же время, в психологических исследованиях личности наблюдается тенденция к сближению с этическими, педагогическими и социологическими подходами, предпринимаются попытки преодолеть традиционную ориентацию на изучение абстрактной личности. Поэтому, вполне логично, опираясь на различные подходы в исследовании личности (культурологический подход, предложенный М.М. Бахтиным, Ф.Е. Василюком, Б.Г. Соколовым, М. Хайдеггером и др.; теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся и др.; ценностно-смысловой подход, разработанный В.В. Знаковым, А.Н. Леонтьевым, Д.А. Леонтьевым и др.), не использовать часто встречающиеся в возрастной и педагогической психологии термины “нравственное”, “моральное поведение”, а попытаться рассмотреть составляющие, определить, что в себя включает термин “этическое поведение”.

Суть этического поведения ребенка, на наш взгляд, наилучшим образом определил Антуан де Сент-Экзюпери, написавший, что “...есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок, - и, тут же, приведи в порядок свою планету…”. Данное высказывание, вполне может стать, тем фундаментом, который необходимо закладывать у дошкольников, ведь именно в этом возрастном периоде сначала формируются, а затем и закрепляются формы “правилосообразного” поведения, одобряемые, позитивно оцениваемые взрослыми.

Определяя сущность этического поведения нельзя не вспомнить еще одну крылатую фразу: “…поступай с другими так, как бы хотел, чтобы поступали с тобой”. Говоря научным языком, термин “этическое поведение” может трактоваться как - целенаправленная система последовательно выполняемых “должных” действий человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, зависящая от уровня сформированности этических понятий, регулируемая социальными нормами и ценностными ориентациями личности. Исходя из определения, в дальнейшем, необходимо рассмотреть три составляющие “должного” поведения: этические понятия, нравственные нормы, ценностные ориентации (убеждения, предпочтения, идеалы, характеризующие направленность личности, в том числе и мотивационную).

Дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах через призму этических понятий, в первую очередь, таких как: “можно-нельзя”, “хорошо-плохо”. Усвоенные нормы впоследствии, при определенных условиях, становятся мотивами его поведения. Что такое знание нравственных норм? Это, прежде всего, умение ребенком воспроизводить соответствующие формулировки; действительно выделять стоящие за ними реальные жизненные отношения. Знание жизненных отношений включает в себя два аспекта: 1) умение выделить ребенком соответствующие поступки и оценить их как “хорошие” или “плохие”; как “можно” и как “нельзя” себя вести; 2) раскрытие внутреннего нравственного смысла поступков, заключающегося в представлениях, убеждениях, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе.

Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентации, мотивационные силы своего поведения, дошкольник становится активным субъектом общественной деятельности, у него формируются общественные мотивы - желание сделать что-то для других, оказать помощь. В данном случае, общественные мотивы являются удобным способом символизации намерения, которые облегчают социальную связь. Приписывание общественных мотивов позволяет старшему дошкольнику понимать свое собственное поведение так же хорошо, как и поведение “других”.

Потребность помогать “другим” появляется уже в трехлетнем возрасте: чаще оказывают помощь те, кто сам ее раньше получал, и те, кто обладает эмпатией, т.е. способностью к сопереживанию. Исследовательница С.К. Нартова-Бочавер обнаружила, что переживание успеха увеличивает желание помочь другим людям, а переживание неудачи ослабляет. Это необходимо учитывать при формировании мотивов достижения успеха . При их формировании для дошкольников значимо не столько что делать, сколько как делать: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Каждое “серьезное” занятие в дошкольном учреждении, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли педагога, - способствуют появлению более широких общественных мотивов.

Для определения себя и “другого”, как и окружающего мира в целом, дошкольник использует самые разнообразные способы действий. В культуре они отложились в виде устойчивых мотивов узнавания , которые могут быть скрыты, не осознаваемы. Еще Аристотель требовал, чтобы узнавание тонуло в перипетиях: “…узнавание, как показывает и название, обозначает переход от незнания к знанию или к дружбе, или к вражде лиц…”. В предложенном Аристотелем конструкте нас, безусловно, интересует дружба, нежели вражда и при формировании мотивов этического поведения её необходимо учитывать.

С помощью, каких же механизмов возможно формирование перечисленных выше мотивов поведения? Общеизвестно, что этика изучает сферу человеческой культуры, по определению П.А. Флоренского, – “…среду, питающую и растящую личность”, которая должна усваиваться детьми в ходе их развития. Изучение культуры предусматривает рассмотрение отдельных ее феноменов, исследований на основе культурных кодов, смысловых оппозиций и категорий, следовательно, именно культура может анализироваться сквозь призму идентификации. Итак, мы приблизились к первому основному механизму – культурной идентификации, позволяющей выстроить личностный образ “человека культуры”, познающего и распознающего не только мир, но и самого себя, свое окружение.

В процессе усвоения ценностей культуры включаются механизмы культурной идентификации - осознание чувства принадлежности к данной культуре, в утверждении своей индивидуальности в пространстве культуры, в самореализации своих интересов, способностей. Идентификация связана с ценностями общества, другими людьми, которые могут служить “образцами” для развивающегося ребенка. Усвоение общественных паттернов поведения в дошкольном возрасте происходит посредством подражания (уподобления) взрослым, за счет механизма интериоризации ; приводит к возникновению “внутренних этических инстанций”, представляющих тот уровень нравственного развития ребенка, который обеспечивает возможность этического поведения. Еще Л.С. Выготский писал о дошкольном возрасте, как о периоде формирования механизмов подчинения своего отношения к вещам, к другим людям и интенсивного формирования форм личностного поведения.

В процессе культурной идентификации “запускаются” еще и механизмы личностной идентификации , рассматривающиеся через содержание, направленность личностных структур человека, регулирующих, управляющих поведением. В данном случае, имеется в виду, система этических категорий, усвоение которых выступает как воспроизводство особой формы общественной деятельности, обеспечивающей поведение в соответствии с принятой в обществе иерархией ценностей.

Попадая в проблемные ситуации, дошкольник благодаря механизму сличения сверяет, соотносит совершенное поведение или поведение, требуемое ситуацией, с представлением о себе. В свою очередь, “Я-образ”, вобравший в себя культурные ценности, связан с функциями самопознания, самооценивания и саморегуляции поведения.

Рассмотренные выше мотивы поведения, возникают не внезапно, не одномоментно. На поэтапный характер их формирования указывали еще Л.И. Божович, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен и др.

Этапы формирования мотива и их содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинается становление мотива: физических (внешних - раздражители, сигналы; внутренних - дефицит в организме чего-то) и социальных (просьба, требование, приказ).

Первый этап - принятие стимула , формирование потребности и первичного (абстрактного) мотива. Переживание отрицательных состояний (обида, досада, негодование, гнев, злость) дошкольниками, приводит к возникновению потребности (желания) субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее желание наказать обидчика, устранить его как источник конфликта, унизить, навредить, найти способ сохранения чувства собственного достоинства.

Второй этап - поисковая активность , связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятельствах.

После рассмотрения различных вариантов удовлетворения потребности старший дошкольник выбирает конкретную цель и путь ее достижения. Пропустив все вероятные способы через “внутренний фильтр”, субъект переходит к третьему этапу формирования мотива поведения: выбору конкретной цели и формированию намерения ее достичь , осуществлению конкретного действия в отношении того или иного объекта: ребенок выбирает физическое воздействие на другого, обзывается.

Итак, исходя из приведенных этапов формирования мотивов поведения, в трехлетнем возрасте поведение ребенка импульсивно, потребности неустойчивы, он не может их контролировать, сдерживать. Л.И. Божович утверждает, что это только начало, за которым ребенок должен научиться действовать вопреки внешним и внутренним препятствиям, своим желаниям, носящим ситуативный характер. По этому поводу С.Л. Рубинштейн писал: “...каждое непосредственно на ребенка воздействующее побуждение имеет в раннем детстве еще очень большую власть над ним. Поэтому внутренняя мотивация еще неустойчива при каждой перемене ситуации ребенок может оказаться во власти других побуждений. Неустойчивость мотивации обусловливает известную бессистемность действий”.

Литература:

    Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

    Братусь Б.С. Психология и этика: возможна ли нравственная психология // Человек. 1998. – №1. – C. 50–59.

    Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории //Московский психотерапевтический журнал, 1992. – №1. – С. 15-32.

    Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

    Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 240 с.

Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы. Шифр гранта № 14.740.11.0235