Значение аудита. Сущность, цель и значение аудита

История возникновения аудита.

Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». Так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производил доверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденного материала. Такие доверительные отношения существуют и в аудиторской деятельности.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено Петром 1. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три попытки организации института аудита (в 1889, 1912и 1928 г.) оказались неудачными.

Мировой экономический кризис 1929--1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ожесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах.

До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.

Сущность, значение и задачи аудита.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Задача аудитора - проверить состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, сформулировать объективные выводы, дать необходимые рекомендации.

Основным принципом, регулирующим аудит, является совокупность определенных этических и профессиональных норм: независимость, честность и объективность аудитора, его профессионализм, компетентность и добросовестность, конфиденциальность информации, ответственность.

Цель аудита - решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. В частности, целями аудита могут быть: оценка состояния бухгалтерского учета, проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, подтверждение проспекта эмиссии ценных бумаг, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и подготовка рекомендаций по укреплению финансового состояния клиента, оптимизация затрат, консультирование по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права и др.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

· проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;

· помощь в организации бухгалтерского учета;

· помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

· консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;

· экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;

· консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;

· разработка учредительных документов и др.;

· предоставление информации о будущих партнерах;

· информационное обслуживание клиентов;

· другие услуги.

3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

от 30.12.2008 N 307-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.12.2008)
(действующая редакция от 01.09.2013)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Состоит из 26 разделов и дает определения следующим понятиям:

· Аудиторская деятельность

· Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

· Аудиторская организация

· Аудитор

· Обязательный аудит

· Аудиторское заключение

· Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов

· Независимость аудиторских организаций, аудиторов

· Аудиторская тайна

· Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

· Квалификационный аттестат аудитора

· Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

· Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

· Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

· Государственное регулирование аудиторской деятельности

· Совет по аудиторской деятельности

· Саморегулируемая организация аудиторов

· Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов

· Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций

· Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

· Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов

· Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

Значение аудита и аудиторской деятельности

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Проведение аудита даже в тех случаях, когда он не является обязательным, несомненно, имеет важное значение. В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники и, прежде всего, коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудит необходим и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Для более подробного рассмотрения понятий «аудит» и «аудиторская деятельность» в дальнейшем рассмотрим их цели и задачи.

бухгалтерский аудит

Цели и задачи аудита и аудиторской деятельности

Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Практические задачи аудита - улучшение финансового положение клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиентов.

В целом же, цели и задачи аудита весьма многогранны, так как они связаны, прежде всего, с его разновидностью.

Главная цель внешнего аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудита:

Независимость и объективность при проведении проверок;

Конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора;

Использование методов статистики и экономического анализа;

Применение новых информационных технологий;

Умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки;

Доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам;

Ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок;

Перечисленные выше особенности определяют нормы поведения аудитора.

Независимость аудитора обусловливается тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имущественных или личных интересов. Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.

Конфиденциальность - важнейшее требование при осуществлении аудита. Аудитор не должен предоставлять никакому органу каких-либо сведений о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. За разглашение секретов своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, то и материальную ответственность.

Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных профессиональных знаний.

Применение методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достоверные данные для принятия решений.

Применение новых информационных технологий заключается преимущественно в использовании вычислительной техники для организации аудита. Это касается и проведения проверки, и анализа отчетности, ведения и восстановления учета.

По результатам проверки аудитор может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации работы и ведении бухгалтерского учета.

Ответственность аудитора проявляется в том, что он отвечает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет руководство проверяемого предприятия.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.

Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Инициативный аудит проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными:

Контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов;

Выявление состояния финансовой отчетности;

Организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета;

Оценка состояния расчетов по налогообложению и др.

Можно назвать несколько причин проведения инициативного аудита. Во-первых, многие предприятия, особенно эксгосударственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, которая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами - недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. В-третьих, низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных.

Руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с такими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи.

Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.

Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.94 года.

Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по Проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

В последовательном развитии аудита можно выделить три стадии: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.

На подтверждающей стадии аудита при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждою хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.

Поскольку аудит - деятельность предпринимательская, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Введение 3

1. Сущность и значение аудита 5

1.1. Место аудита в системе финансового контроля и его отличия от других видов контроля 5

1.2. Принципы аудита 9

1.3. Виды аудита 13

2. Нахождение уровня существенности 17

3. Составление аудиторского заключения 20

Заключение 22

Список использованной литературы 24

Приложение 1 25

Приложение 2 27

Введение

Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в 19 веке в акционерных компаниях Англии, затем в Америке, Германии, Франции. В России аудиторская деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники и прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Из выше изложенного следует, что актуальность рассматриваемой темы очевидна, т.к. аудиторские проверки просто незаменимы в условиях рыночной экономики и на переходном этапе развития России. Аудитор не только выявляет ошибки в бухгалтерском учете и налогообложении, не только вскрывает недостатки в системе управления и организационной структуре предприятия, но способен дать самую квалифицированную консультацию по этим вопросам. Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не только улучшению всей работы экономического субъекта, защищает интересы его собственников, но и стоит на страже интересов государства, соблюдения законов и нормативных актов. Отсюда выявление и решение проблем, способных помешать полноценному развитию и становлению аудита в нашей стране, должно уделяться большое внимание.

Целью курсовой работы является изучение сущности и значения аудита.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были решены следующие задачи:

1) дано определение аудита;

2) определено место аудита в системе финансового контроля и его отличие от других видов контроля;

3) сформулированы принципы аудита;

4) выделены виды аудита;

Объектом исследования являются данные годовой бухгалтерской отчётности ОАО «Северодвинский хлебокомбинат».

Предметом исследования является нахождение уровня существенности.


1. Сущность и значение аудита.

1.1. Место аудита в системе финансового контроля и его отличия отдругих видов контроля.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Контроль - важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами - неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта - на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления - на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий.

Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения - управления (отделы) внутреннего аудита.

Организация системы внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта.

В настоящее время подразделения внутреннего аудита у экономических субъектов по-разному встраиваются в структуру управления экономического субъекта, поэтому условно внутренний аудит можно разделить на внутренний аудит акционеров и внутренний аудит исполнительного руководства. Первый из них часто называют независимым внутренним аудитом, так как внутренние аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному руководству и, следовательно, по поручению собственников, акционеров могут осуществлять в том числе и проверку деятельности самого исполнительного руководства.

Некоторые экономические субъекты, по образцу фирм ФРГ, создают у себя подразделения контроллинга и назначают контролеров. Кратко основные функции этих подразделений и самих контролеров можно охарактеризовать как «управление управлением», т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение и подготовка информации для руководства в виде, удобном для принятия управленческих решений.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита - собственность акционеров и инвесторов. Независимость - необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров.

При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.

При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.

Отличие внешнего аудита от ревизии

аудит - выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности;

ревизия - выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

2. Характер:

аудит - предпринимательская деятельность;

ревизия - исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

3. Основа взаимоотношений:

аудит - добровольное осуществление на основе договоров;

ревизия - принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов.

4. Управленческие связи:

аудит - горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним;

ревизия - вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

5. Принцип оплаты услуг:

аудит - платит клиент;

ревизия - платит вышестоящее звено или государственный орган.

6. Практические задачи:

аудит - улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента;

ревизия - сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

7. Результаты:

аудит - аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

ревизия - акт ревизии - внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки.


1.2. Принципы аудита

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

Независимость;

Честность;

Объективность;

Профессиональная компетентность и добросовестность;

Конфиденциальность;

Профессиональное поведение.

Независимость - это обязательность отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношение по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.

Честность - это обязательная приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали.

Объективность - это обязательность непредвзятости, беспристрастности и неподвластности какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность - это обязательность владения необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги. Аудиторская организация должна привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы для обеспечения квалифицированного проведения аудита.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Добросовестность - это обязательность оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность - это обязанность аудиторов и аудиторских организаций обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не может нанести ему, по представлениям аудитора, материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно, независимо от продолжения или прекращения отношений с клиентом, и не имеет ограничений по времени.

Профессиональное поведение - это соблюдение приоритета общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаясь от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) является членом профессионального объединения, ей (ему) следует соблюдать (наряду с вышеуказанными этическими принципами) и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе данным профессиональным объединением.

Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, т.е. проведение аудита и подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть недостоверными.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

1.3. Виды аудита

Как в экономической литературе, так и на практике аудит подразделяют на два: вида внешний и внутренний. В то же время с понятием «аудит» связывают проверки, выполняемые аудитором в полной мере независимым от собственников, акционеров и исполнительных органов экономического субъекта с целью выражения объективного мнения о достоверности отчетности. Рассмотрим с этих позиций предлагаемые виды аудита.

Внешний аудит проводится независимым аудитором, причем его независимость, как уже указывалось в предыдущем разделе, определяется как законодательными, так и этическими нормами. Руководствуясь целями, стоящими перед аудиторами и решаемыми ими задачами внешний аудит подразделяют на обязательный и инициативный.

Федеральный Закон об аудиторской деятельности определяет порядок, случаи и сроки проведения обязательного аудита. Инициативный же аудит проводится в любое время и в тех объемах, которые определяются договором с аудируемой организацией.

При проведении обязательного аудита перед аудитором должна стоять единственная цель – формирование и последующее выражение мнения о достоверности во всех существенных аспектах аудируемой бухгалтерской отчетности. В процессе и для достижения стоящей цели аудитор может решать промежуточные задачи – определять соответствие совершаемых организацией сделок законодательству, проверять платежно-расчетные документы, налоговые расчеты и т.п. Однако вне зависимости от круга решаемых аудитором задач цель обязательного аудита остается неизменной.

Таблица 1

Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита

Критерии Экономические субъекты, показатели отчетности
1. Организационно-правовая форма экономического субъекта

Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала


2. Вид деятельности экономического субъекта


1 . Банки и другие кредитные учреждения

2. Страховые организации и общества взаимного страхования

3. Товарные и фондовые биржи

4 Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании)

5. Внебюджетные фонды (если источники их образования - обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ со стороны юридических и физических лиц)

6. Благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды (источники образования - добровольные пожертвования юридических и физических лиц)

7. Другие экономические субъекты, где обязательная аудиторская проверка предусмотрена федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ

3. Источники формирования уставного капитала Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов

4. Финансовые показатели экономического субъекта


(Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности)

Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год если более чем в 500 000 раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ)

Сумма активов баланса на конец года если более чем в 200 000 раз превышает МРОТ


В ходе инициативного аудита аудитор решает любые задачи для достижения целей определенных договором. Такими задачами могут, например, быть – консультирование, анализ, обзорная проверка, поверки расчетов и т.п. Достигаемые при этом цели также могут быть многогранны – устранение выявленных недостатков, обучение персонала, стратегическое планирование и многое другое.

Внутреннему аудиту и решаемым им задачам даются следующие определения: «Организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов».

«Задача внутренней аудиторской службы состоит в помощи членам организации эффективно выполнять свои должностные обязанности – отдел внутреннего аудита является составной частью организации и функционирует в рамках политики, определенной руководством и правлением (советом директоров)».

Из приведенных трактовок, описывающих суть внутреннего аудита, следует, что он имеет существенные и кардинальные отличия от внешнего аудита:

Таблица 1

Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

Факторы

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач Определяется руководством исходя из потребностей управления как подразделе­ниями предприятия, так и предприятием в целом Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
Объект Решение отдельных функци­ональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия Главным образом система учета и отчетности предприятия
Цель Определяется руководством предприятия Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и под­тверждение соблюдения действующего законодательства
Средства Выбираются самостоятельно (либо определяются стан­дартами внутреннего аудита) Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами
Вид деятель­ности Исполнительская деятель­ность Предпринимательская деятель­ность
Организа­ция работы Выполнение конкретных заданий руководства Определяется аудитором самосто­ятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
Взаимоотно­шения Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него Равноправное партнерство, независимость
Субъекты Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия Независимые эксперты, имею­щие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства
Квалифика­ция Определяется по усмотре­нию руководства предпри­ятия Регламентируется государством
Оплата Начисление заработной платы по штатному расписа­нию Оплата предоставленных услуг по договору
Ответствен­ность Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законода­тельными и нормативными актами
Методы Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности.
Отчетность Перед руководством Итоговая часть аудиторского заключения может быть опублико­вана, аналитическая часть передается клиенту

Исходя из этих различий между внешним и внутренним аудитом представляется совершенно не верным объединение в одном определении имеющих сходство в определенных методах но различных по сути и решаемым задачам направлений деятельности. Более правильным исходя из задач, стоящих перед внутренним аудитом, дать ему определение внутреннего контроля, осуществляемого внутренними ревизорскими службами (отделами).

Функции внутреннего контроля должны выполнять непосредственно работники организации, занимаясь этим не эпизодически, а ежедневно. Поэтому предположение о том, что внутренним контролем могут заниматься не только работники предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы, вероятно, является ошибочным.

Неверным представляется также подразделение внутреннего контроля на виды – управленческий производственный, хозяйственной деятельности, соответствия требованиям и т.п. Это не виды, а отдельные задачи или элементы, направленные на решение общей цели, стоящей перед внутренним контролем – способствовать оздоровлению финансово-хозяйственной деятельности организации.

2. Нахождение уровня существенности

При нахождении уровня существенности аудиторской организация использует следующую методику:

1) на основе базовых показателей рассчитывается среднее арифметическое, которое используется в качестве уровня существенности;

2) в качестве базовых показателей используются: выручка от продаж – 2%; валюта баланса – 2%, прибыль до налогообложения – 5%, собственный капитал – 5%.

Требуется также выделить наиболее значимые статьи баланса, требующие особого внимания аудитора.

Поясните, для чего аудитор рассчитывает уровень существенности.

Расчёт уровня существенности

Базовый показатель Значение статьи, тыс. руб. Допустимое отклонение, % Значение используемое для расчета существенности, тыс.руб.
1. Выручка от продаж 347441 2 6948,82
2. Валюта баланса 105826 2 2116,52
3. Прибыль до налогообложения 20798 5 1039,9
4. Собственный капитал 79711 5 3985,55
Итого:

14090,79

Рассчитаем средний уровень существенности:

Усс = (6948,82+2116,52+1039,9+3985,55)/4 = 3522,7

Сравним наибольшее и наименьшее значение со средним арифметическим:

Так как max и min значения отклоняются от среднего уровня существенности более чем на 65%, мы исключаем их из расчёта.

Находим новое среднее арифметическое:

Усс = (2116,52+3985,55) / 2 = 3051,04 ≈ 3000

(3051,04 - 3000) / 3051,04 * 100% = 1,67%

В качестве единого уровня существенности для данной проверки установлена сумма 3000 тыс. рублей.

Единый уровень существенности показывается в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита" в плане и программе проведения аудиторской проверки. Поскольку план и программа представляются руководству проверяемого субъекта, то единый уровень существенности в 2800 тыс. руб. означает, что эта сумма в случае отклонения ошибки, будет являться ее предельными значениями.

Экономический субъект, проверку бухгалтерской отчетности которого осуществляет аудиторская организация, имеет право ознакомиться с документом, описывающим систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности.

Применение предлагаемой методики расчета уровня существенности позволяет повысить качество аудита, снизить величину и вероятность возникновения погрешности выборочной проверки бухгалтерской документации, трудоемкость аудиторских проверок, повысить оперативность планирования аудита и сам процесс проведения проверки, проводить эффективный контроль со стороны руководства аудиторской организации за ходом аудиторской проверки, стандартизировать документацию при планировании аудита.


Распределим общий уровень существенности между статьями баланса:

АКТИВ

ПАССИВ

Наименование Уд.вес, % Сумма, тыс.руб. Наименование Уд.вес, % Сумма, тыс.руб.
Основные средства 38,7 40975 Уставный капитал 33,88 35850
Незавершенное строительство 4,5 4774 Добавочный капитал 3,83 4057
Долгосрочные финансовые вложения 0,04 50 Резервный капитал 7,35 7773
Отложенные налоговые активы 0,01 10 Нераспределенная прибыль 30,27 32031
Запасы 25,4 26869 Отложенные налоговые обязательства 0,17 176
НДС по приобретенным ценностям 0,45 494 Кредиторская задолженность 16,28 17224
Дебиторская задолженность 15,4 16246 Резервы предстоящих расходов 8,22 8715
Денежные средства 15,5 16405


Прочие оборотные активы 0 3


Баланс

100 105826

Баланс

100 105826

Наиболее значимые статьи баланса:

основные средства;

уставный капитал;

нераспределённая прибыль.

3. Составление аудиторского заключения

Достоверность годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Северодвинский Хлебокомбинат» подтверждена аудитором Общества - ООО «Север-Аудит-Профи»

Аудиторское заключение

ООО «Север-Аудит-Профи» по бухгалтерской отчетности

ОАО «Северодвинский хлебокомбинат» по итогам деятельности за 2009 год.

Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО «Северодвинский хлебокомбинат» за период с 1 января по 31 декабря 2009 г. включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность ОАО «Северодвинский хлебокомбинат» состоит из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

пояснительной записки.

Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган ОАО «Северодвинский хлебокомбинат». Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита.

Мы провели аудит в соответствии с:

Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

Внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессиональное объединение);

Правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

Нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит представляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность открытого акционерного общества «Северодвинский хлебокомбинат» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2009 года и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 01 января по 31 декабря 2009г. включительно.


Руководитель аудиторской проверки Некрасова Е.Е.


Квалификационный аттестат аудитора №К004787 от 16.07.2003г на осуществление общего аудита на неограниченный срок. Требование о повышении квалификации подтверждено НП «ИПАР» 10.11.2006 и НП «ИПБ «России» 25.05.2009.

Заключение

В ходе работы над контрольной работой были рассмотрены такие вопросы как, место аудита в системе финансового контроля и его отличия от других видов контроля, принципы аудита и виды аудита.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что аудит - контроль особого рода, имеющий принципиальные отличия от контроля государственного по целям, задачам, порядку осуществления и результатам деятельности.

Аудитор - не проверяющий, функцией которого является призвать нарушителей к ответственности, но и не правая рука бухгалтера. Аудитор - профессионал, чье мнение представляет ценность для пользователей отчетности. Осознание этого обстоятельства чрезвычайно облегчает общение с аудитором и повышает эффективность работы последнего. Новый Закон должен стать краеугольным камнем в процессе построения системы цивилизованного взаимодействия между участниками рынка профессиональных аудиторско-консультационных услуг.

По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.

Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема аудита, решение которой не зависит ни от одного работника этой сферы услуг.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что аудит в России все-таки состоялся. Самое убедительное свидетельство тому – около 30 тысяч аттестованных аудиторов. Показательно, что аудиторов у нас больше, чем в такой, например, стране, как Германия, а спрос на их услуги все растет. Поэтому от того, насколько грамотно и быстро будут решаться проблемы, связанные с аудиторской деятельностью, будет напрямую зависеть «здоровье» российской экономики в целом.


Список использованной литературы

Адамс Р. Основы аудита / под ред. Я.В. Соколова. – М.: ЮНИТИ, 2005.

Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 01.07.2010) «Об аудиторской деятельности».

Аудит / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц – М.: ИНФРА-М, 2000 Серия «Высшее образование».

Постановление правительства РФ от 23.09.2002 №696 (ред. от 19.11.2008) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

Правило (стандарт) аудиторской деятельности: Офиц. издание / Сост. Ю.А. Данилевский. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2008. С. 127.

Аудит Монгомери / Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О Рейли, М.Б. Хирм. Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007. С. 40.

Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Андросов, 2000.

Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия: Учеб. пособие. - М.: Юнити, 2001.

Консультант Плюс



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА


Контрольная работа по дисциплине:

«ОСНОВЫ АУДИТА»

Вариант 1 «Сущность и значение аудита»


Выполнил: Мейлибаев Ф.Р.

№ личного дела 06ФФБ00531

Факультет: ФК, фин.мен.

Форма обучения: периферия


Проверил:

Иконникова Ольга Владимировна


Архангельск - 2010


Благодаря развитию рыночных экономических отношений и интеграционным процессам внедрения в мировую экономику нашего бизнеса, возникла необходимость перевода бухгалтерской отчетности предприятий, заинтересованных во внешнеэкономической деятельности, на международные стандарты (МСФО, GAAP, МСБУ). Как вы понимаете, не все компании могут сделать это силами своих бухгалтеров, поэтому желательно воспользоваться помощью специалистов. Подготовка таких документов входит в компетенцию консалтинговых учреждений, имеющих в своем распоряжении бюро переводов документов бухгалтерской отчетности на английский и прочие иностранные языки в соответствии с зарубежными нормативами. При этом (в случае необходимости) ими делается заверенный нотариальный перевод документов, что также способствует росту доверия международных инвесторов. Заказать сегодня бухгалтерское сопровождение в СПб или в ином городе страны совсем легко – главное надо выбирать лишь тех профессионалов, которые имеют высокую репутацию и не первый год трудятся в этой сфере. Так вы убережете себе от проблем.

Для проведения грамотной аудиторской проверки требуется сбор и последующий анализ информации, которая имеет прямое отношение к деятельности предприятия, чтобы ясно представлять не только нюансы ведения бизнеса, но и учитывать вероятные финансовые риски. Для этого изучается и оценивается финансовое положение бизнеса, делается его диагностика, проверяются бухгалтерские проводки, правильность ведения отчетной документации и составления баланса. Поскольку аудиторская проверка в первую очередь направлена на оказание помощи в правильной организации ведения бухучета (в соответствии с требованиями своего законодательства и международных стандартов), то такая работа ведется при тесном взаимодействии с клиентом, а это, в свою очередь, способствует кардинальному совершенствованию его международных финансово-экономических отношений.

Такое профессиональное сотрудничество также позволяет вовремя избегать финансовых проблем и принимать правильные меры для предупреждения кризисных ситуаций. Впрочем, следует учитывать, что при осуществлении независимой аудиторской проверки для приведения отчетной финансовой документации в соответствие с зарубежными стандартами, необходимо обращаться только в авторитетные аудиторские фирмы, имеющие огромный опыт такой работы на международном рынке и в совершенстве знающие международные стандарты аудита. Ведь, как показывает практика, не всегда отечественный аудит отвечает статусу мирового уровня, которому доверяют все участники финансово-экономических отношений международного рынка.

Нестеров А.К. Значение аудиторских проверок // Энциклопедия Нестеровых

Аудиторские проверки проводятся с учетом объема и особенностей деятельности предприятий, при этом важно определить в чем заключается их значение для проверяемых организаций.

Отметим, что результаты аудиторской проверки представляют основную ценность аудита, поэтому должны быть специальным образом оформлены.

Результаты аудита предприятий оформляются в виде акта провеки, который подписывают аудиторы, главный бухгалтер и руководитель предприятия.

Результаты аудиторских проверок относятся к конфиденциальной информации и не должны разглашаться, кроме случаев, оговоренных в действующем законодательстве.

Предпосылки значимости аудиторских проверок

Определяется информацией, которая в них содержится, что обусловлено интересом пользователей отчетной документации предприятия к его деятельности.

Следует отметить, что большая часть пользователей отчетной информации не работают на предприятии, но имеют прямой финансовый интерес в результатах его деятельности, прежде всего, учредители предприятия, кредиторы. Такие пользователи отчетной информации не могут самостоятельно убедиться в том, что:

  1. Финансово-хозяйственные операции предприятия законны.
  2. Операции правильно отражены в бухгалтерском учете.
  3. Представленная отчетная информация достоверна.
Значение аудиторских проверок чрезвычайно высоко, так как они предоставляют возможность подтвердить или опровергнуть достоверность отчетной информации хозяйствующих субъектов, в которой заинтересованы пользователи этой информации.

Непосредственными получателями содержащейся в аудиторском заключении информации по результатам аудиторской проверки является руководство и представители собственника аудируемого лица.

Необходимость аудиторских проверок

В целом, необходимость аудиторских проверок обусловлена возможностью предоставления аппарату управления, собственникам и внешним заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности достаточных доказательств того, что бухгалтерский учет ведется на конкретном предприятии в соответствии с действующим законодательством и отражает состояние его хозяйственной деятельности. Вместе с тем доказательство достоверности не является единственным основанием проведения аудита.

Для эффективного управления предприятием важность аудиторских проверок заключается в их непосредственных результатах, которые позволяют использовать рекомендации аудитора в интересах предприятия для целей управления, повышения эффективности финансово-экономической деятельности, а также совершенствования учетной деятельности на предприятии.

Необходимость подтверждения правильности финансовой отчетности в ходе аудиторской проверки обуславливает удовлетворение аудитором потребностей руководства и акционеров предприятия в достоверной информации о результатах деятельности и имущественном положении организации по итогам проверяемого периода.

Таким образом, необходимость и значение аудиторских проверок взаимосвязаны : проверенные участки учетной и хозяйственной деятельности могут быть объективно оценены по итогам аудиторской проверки.

Значение аудиторских проверок для управления

В этой связи проявляется как фундаментальной основы для внесения изменений в деятельность предприятия и принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности хозяйственного процесса в рамках предприятия.

Следовательно, можно справедливо согласиться со следующим утверждением:

Аудитор выступает в качестве стороннего консультанта, оценивая внутренние процессы в организации, являясь по своей сути партнером организации, а не проверяющим органом.

Данные результатов аудиторских проверок могут также служить и основанием для планирования будущего развития предприятия и составления бюджетов расходов на конкретные проекты. Вместе с тем, аудиторские проверки позволяют установить корректность поставленных целей, например, в отношении соизмеримых размеров получаемой предприятием выручки от реализации и прибыли. Благодаря этому аппарат управления предприятием может объективно оценить фактические результаты деятельности, так как аудит подтверждает их достоверность, следовательно, позволяет оценить степень достижения целей стоящих перед предприятием и находящимся в финансово-экономической сфере. К таким целям относят, прежде всего, показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности, рентабельности, а также формирования и распределения чистой прибыли.

Можно объективно судить о высоком уровне значения аудиторских проверок и заключений в качестве одного из факторов для принятия управленческих решений:

  • В условиях динамично развивающейся конкурентной обстановке перед предприятиями стоят определенные цели деятельности, выражаемые через определенные финансовые показатели.
  • Степень достижения таких целей определяется конечными значениями этих показателей.
  • Фактически, чем выше, например, рентабельность коммерческой деятельности, тем успешнее работает предприятие.
  • Однако, действительность достижения запланированных показателей руководство определить самостоятельно не может, для этого требуется проведение аудиторских проверок.

Таким образом,

Наметив определенные пути для достижения целевых показателей, предприятие следует поставленным задачам, тогда как аудит при этом способствует контролю достижения целей, стоящих перед конкретным предприятием.

В результате, становится очевидным значение аудиторских проверок , как источника достоверной оценки качества финансовой отчетности. Обладая нужной информацией о финансовых показателях, подтвержденной аудиторским заключением, руководство предприятия и его собственники могут принимать взвешенные и обоснованные решения, сообразно текущему финансово-экономическому положению предприятия.

Вывод

Проявляется в возможности использовать их результаты в управленческой деятельности, тогда как аудит выступает в качестве средства для оценки внутренних хозяйственных, финансовых и учетных процессов предприятия.