Как ухаживать за 10 месячным ребенком. Развитие ребенка в десятый месяц жизни

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»

Родителям следует знать, что ребенок должен уметь делать в 10 месяцев. К этому периоду происходит много изменений. Темп развития умственных и физических способностей у каждого малыша разный. Но существуют общепринятые нормы умений и навыков, которыми должен овладеть к определенному возрасту грудничок. Это необходимо для того, чтобы вовремя заметить нарушения и приступить к их устранению.

В 10 месяцев рост ребенка увеличивается на 1,5 см. Рост большинства детей к этому возрасту составляет 72 см. Так как активность повышается, то в весе прибавка небольшая - 350-400 г. В среднем вес находится в пределах 9 кг.

Мальчика

Мальчики немного опережают в весе и росте. Средний вес мальчиков в 10 месяцев находится в пределах 9,5-11 кг. Рост составляет 72-76 см.

Девочки

Рост девочек чуть ниже и находится в промежутке от 69-74 см. Средний вес большинства девочек составляет 8,7-10,2 кг.

Что умеет малыш к концу 10-го месяца

Что должен уметь малыш к началу 11-го месяца своей жизни? Десятимесячный ребенок свободно и легко должен выполнять ряд действий:

  • садиться самостоятельно;
  • стоять несколько минут без опоры;
  • захватывать и удерживать любимую игрушку;
  • легко переворачиваться со спинки на животик и обратно;
  • самостоятельно вставать, ходить, держась за руку родителя, стену или другую опору.

Так как в этом возрасте ваш малыш начинает делать свои первые шаги, следует задуматься о покупке обуви. Она обязательно должны быть качественной и подходить по размеру.

Физические навыки

На 10-м месяце жизни ребенок закрепляет все то, чем овладел ранее. Новых навыков приобретает меньше. Он хорошо ползает, самостоятельно садится и встает, свободно передвигается по опоре, а некоторые дети даже делают в этом возрасте первые шаги.

Социальное развитие

Социальные навыки, которыми владеет десятимесячный ребенок:

  • повторяет звуки и отдельные слова за взрослыми, а также жесты и мимику;
  • выполняет несложные инструкции;
  • знает свое имя;
  • дети стремятся получить похвалу и расстраиваются, если их ругают;
  • нуждается в игре, с желанием идет на контакт с ровесниками и детьми постарше.

Социальным навыкам ребенок учится от взрослых, поэтому как можно чаще нужно разговаривать и играть с ним.

Эмоциональное развитие

В этом возрасте ребенок проявляет эмоциональную реакцию на любые события: он с радостью воспринимает весть о прогулке или купании, обижается и злится, если что-то не получается, пугается при незнакомом звуке.

Речь

В 10 месяцев словарный запас расширяется. Совершенствуются речевые навыки. Малыш произносит осмысленные слова и слоги, соотносит слово с действием или предметом, узнает на картинках предметы.

Нейро-психомоторное развитие

Познавательные процессы к концу 10-го месяца получают свое стремительное развитие:

  • в речи появляется больше слов и слогов;
  • малыш распознает звуки и мелодии, узнает близких родственников по голосу;
  • наблюдает за действием взрослых, улыбается в ответ на улыбку;
  • понимает несложные инструкции;
  • стоит без опоры и делает первые шаги без опоры;
  • захватывает предметы двумя или тремя пальчиками.

В 10 месяцев ребенок способен играть на протяжении 20-30 минут один.

Двигательные навыки

Дети в этот период хорошо ползают и передвигаются на четвереньках, уверенно стоят, передвигаются и встают, держась за опору, могут слезть и залезть на возвышенность. Некоторые малыши начинают делать первые шаги.

Начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные привычки

К вредным привычкам этого возраста относят сосание пальца или воротничка одежды, кручение волос. В этих случаях родителям следует быть внимательным и ласковым к своему малышу. Чаще нужно брать его на руки, играть, не оставлять подолгу одного в кроватке.

Нельзя при ребенке ссориться, кричать. Негативные эмоции плохо влияют на психическое и двигательное развитие.

Тест на развитие малыша в десятимесячном возрасте

О том, что развитие ребенка соответствует нормам, свидетельствуют следующие приобретенные навыки:

  • сам садится, встает и уверенно стоит без поддержки;
  • захватывает предметы двумя пальчиками;
  • осознано повторяет слоги и короткие слова;
  • речь сопровождается яркими эмоциями;
  • выполняет простые инструкции.

Темп развития у всех малышей разный, поэтому отсутствие хотя бы одного из перечисленных навыков не говорит о проблеме.

Что делать, если грудничок развивается в замедленном темпе

Каждый ребенок развивается в своем ритме. Раньше или позже других начинает говорить, ползать, сидеть, ходить. Социальное и эмоциональное развитие зависит от темперамента малыша. Чтобы ускорить развитие, требуется больше времени проводить с ребенком. Играть в подвижные игры, читать книжки, общаться, изучать предметы, делать гимнастику.

Когда стоит посетить педиатра

Ничего страшного нет, если ребенок немного отстает в определенных навыках и умениях. Но есть моменты в поведении 10-месячного малыша, которые должны насторожить родителей:

  • плохо стоит на ножках без поддержки взрослого;
  • нет навыков ползания;
  • слабо держит в руках даже легкие предметы;
  • не отзывается на имя;
  • не повторяет действия взрослых.

Во всех этих случаях следует обратиться к педиатру. Потребуется помощь и узких специалистов: невролога, логопеда, ортопеда.

Как помочь ребенку

Больше времени следует уделять движению и речи ребенка. Все действия нужно проговаривать. Занятия следует проводить в игровой форме, чтобы заинтересовать малыша.

Занятия и обучающие игрушки

Интересными и полезными в десять месяцев будут занятия с мячом, пальчиковые игры, простейшие ролевые игры, догонялки. Подходят музыкальные игрушки, пирамидка, юла, матрешка, кубики, карточки с изображением животных, овощей.

Интересные игры на развитие координации, движений и ритма

Как играть с грудничками? Интересным занятием является складывание башни из кубиков, прятки, марафон с препятствиями, складывание мелких деталей в ведерко, рыболов. Для развития чувства ритма можно попросить грудничка повторить такт, отбитый ложкой, или мелодию музыкального инструмента.

Уход за младенцем

Уход за ребенком 10 месяцев предполагает следующие действия:

  • массаж;
  • гимнастика;
  • ежедневное купание;
  • приучение к горшку;
  • гигиенические процедуры.

Важно установить режим дня, который во многом влияет на здоровье малыша.

Что можно включить в рацион

В рацион питания к началу 11-го месяца введены многие продукты. Грудное молоко или детскую смесь давать рекомендовано только перед сном или после пробуждения. Питание должно быть правильным и сбалансированным. Нельзя давать жареные и копченые продукты. Не обязательно доводить пищу до пюреобразного состояния. Если уже есть зубки, можно предлагать продукты небольшими кусочками.

В меню должны присутствовать рыба и мясо нежирных сортов, фруктовые и овощные блюда, молочные продукты. Разрешено давать печенье, хлеб, желток, соки, компоты.

Режим - сон и бодрствование

Спит малыш в сутки 12-14 часов. Днем он нуждается в двухразовом сне по 90 минут. Важно приучить ребенка укладываться спать в одно и то же время ежедневно.

Купание и гигиена малыша

Купать малыша следует каждый день. Желательно за час до отхода ко сну. В воде он может находиться до 25 минут. В воду можно добавлять отвары трав. Пользоваться мылом и шампунем разрешено не больше двух раз в неделю. Желательно приобрести резиновые и заводные игрушки, водные пистолеты, лейку и другие предметы, которые заинтересуют малыша.

Гимнастика с ребенком

Физические упражнения необходимы для развития опорно-двигательного аппарата и укрепления иммунитета. Рекомендовано включать следующие упражнения:

  • приседания и вставания с поддержкой;
  • ползание на четвереньках;
  • ходьба около опоры;
  • упражнения на сгибание и разгибание конечностей.

Каждое занятие следует повторять на протяжении 15 минут, обязательно уделяя время отдыху.

Несмотря на огромную привязанность к матери, десятимесячный малыш все чаще отправляется в длительное путешествие по квартире. Он уже ползает с более высокой скоростью, позволяющей значительно расширить исследования окружающего пространства. Ребенка можно оставить одного, но только на короткое время, обеспечив заранее безопасные условия. Благодаря полученным навыкам, малыш пытается сам забраться на кровать родителей, на табурет или стул, а также во все доступные мебельные ящики.

Развитие ребенка 10 месяцев

В десять месяцев физическое развитие ребенка продвигается высокими темпами. Он освоил множество новых движений, и пользуется ими в повседневной жизни. Двигательный аппарат уже вполне сформировался. Малыш уверенно садится и, будучи в лежачем положении, самостоятельно встает на ноги.

Поскольку малыш может сидеть достаточно долго, нужно обязательно следить за осанкой и поправлять ее, если это необходимо. В десять месяцев окончательно наступает перелом в развитии, характеризующийся первыми самостоятельными шагами. Если еще месяц назад ребенок мог передвигаться только с посторонней помощью, то теперь малыш пытается ходить сам и во многих случаях у него это успешно получается. Тем не менее, не рекомендуется искусственно подгонять этот процесс, чтобы не вызвать у малыша негативных эмоций и ощущений. Если же самостоятельная ходьба стала постоянной, то нужно обязательно позаботиться об удобной обуви, защищающей от холода и возможных повреждений.

Одновременно продолжают развиваться умственные способности малыша. Он хорошо понимает, что окружающая действительность не ограничивается видимыми предметами, попадающими в поле зрения. Ребенок знает, что если мама ушла, то она обязательно вернется. Таким образом, он осознает и понимает взаимную связь между отдельными действиями и событиями. В итоге, вырабатываются определенные взаимоотношения малыша с различными категориями людей. На этой, более высокой ступени развития, он способен анализировать полученную информацию и делать определенные выводы.

Вес и рост ребенка в 10 месяцев

В десятимесячном возрасте происходит дальнейший рост и развитие малыша. К этому времени тело становится пропорциональным, однако, темпы набора веса и роста немного замедляются. Средний вес мальчиков в десять месяцев составляет от 8,3 до 10,9 кг, девочки весят 7,9-10,1 кг. Соответственно, средний рост мальчиков будет в пределах 69,1-76,9 см, девочек – 69,0-75,3 см. На разницу в показателях влияет наследственный фактор, параметры роста и веса при рождении, а также режим питания.

Питание ребенка в 10 месяцев

Малыш взрослеет, становится более активным и начинает понемногу проявлять разборчивость в еде. У него начинают появляться предпочтения тем или иным блюдам. Тем не менее, пища должна быть не только вкусной, но и полезной. В десять месяцев уже нет разницы между рационом грудничка и ребенка, находящегося на искусственном вскармливании. Они питаются одними и теми же продуктами, приготовленными путем обычной варки, тушения или варки на пару. Последний способ используется чаще всего.

Хотя малыш и перешел на так называемую взрослую пищу, ему еще нельзя употреблять многие продукты, которыми питаются родители. В меню не должно быть соленых огурцов, копченостей, маринованных грибов и другой жирной и острой пищи. Кроме негативной реакции, у ребенка могут возникнуть нарушения работы пищеварительных органов.

Основные продукты для десятимесячного ребенка:

  • Различные виды каш из рисовой, гречневой, кукурузной или овсяной крупы. Детям, у которых вес значительно превышает норму, не рекомендуется давать манную кашу. В ней очень мало витаминов и клетчатки, поэтому ее употребление стоит ограничить.
  • Овощные пюре на основе кабачков, тыквы, свеклы, цветной капусты, картофеля и моркови. Ежедневное количество овощных блюд составляет от 100 до 130 грамм.
  • Ежедневная норма растительного масла составляет от 1 до 2 чайных ложек. Оно добавляется в каши или овощные пюре.
  • Сливочное масло также предназначено для использования в кашах и пюре. Суточная норма данного продукта составляет от 5 до 10 граммов. Во избежание аллергических реакций, масло нужно перетопить и в жидком виде добавить в основной продукт.
  • Мясо является важнейшим компонентом рациона. Оно используется ежедневно в объеме от 70 до 75 граммов. В основном используются нежирное мясо индейки, курицы, телятины и кролика. Примерно один раз в неделю можно давать нежирную свинину. Блюда из сердца, печени и других субпродуктов предлагаются ребенку при условии выращивания животных в частном секторе. Они хорошо подходят для приготовления паштетов, суфле, фрикаделек, паровых котлет и других блюд.

Для разнообразия рациона используется рыба, применяемая уже с . Если раньше рыба употреблялась только в перетертом виде, то теперь можно готовить рыбные фрикадельки, котлеты и тефтели. Их объем в рационе не должен быть большим, поскольку рыба нередко вызывает аллергические реакции.

Количество творога, употребляемого в течение суток, увеличивается до 50 граммов. Его нельзя давать слишком много, особенно в сочетании с молоком или кефиром. Творог очень богат кальцием, который отрицательно воздействует на почки и может вызвать их заболевания.

Фруктовые пюре и соки становятся более разнообразными. Их можно готовить из груш, черники, слив и зеленых яблок. Суточная норма пюре составляет от 40 до 60 граммов, соков — около 60-ти миллилитров.

Постепенно вводятся новые блюда в виде вермишели и других макаронных изделий. Они служат хорошим гарниром к мясному или рыбному пюре. Периодически из них можно готовить молочные супы без сахара. Кисель отлично дополняет компоты и соки. Для его приготовления используются те же самые фрукты со снятой кожурой.

Сон ребенка в 10 месяцев

Когда ребенку исполняется 10 месяцев, его родители уже могут позволить себе спокойный сон в ночное время. В этом возрасте малыш может непрерывно спать ночью от 10 до 12 часов. Он не нуждается в ночном кормлении, у него заранее выработалась привычка к соблюдению установленного режима.

В дневное время сон разбивается на две части, продолжительностью от 1,5 до 2 часов. В некоторых случаях это правило может быть нарушено из-за того, что ребенок не приучен соблюдать распорядок дня.

Существуют определенные факторы, способствующие нарушению сна. Прежде всего, это возможная болезнь или общее болезненное состояние ребенка. Сон может быть нарушен до полного выздоровления. Отрицательное влияние оказывают эмоциональные перегрузки и физическая активность. Избыток новых впечатлений и ощущений не дает заснуть, так же, как сильное переутомление. Сон становится неглубоким и тревожным.

Для спокойного сна нужно создать надлежащие условия в детской комнате. Необходимо регулярно делать влажную уборку, проветривать помещение, поддерживать оптимальную температуру. При отсутствии отрицательных факторов сон малыша будет глубоким и спокойным в течение продолжительного времени.

Режим ребенка в 10 месяцев

В 10 месяцев ребенок уже привык соблюдать распорядок дня и заранее готов к запланированным мероприятиям. Он точно усвоил, когда нужно спать, гулять или принимать пищу. Благодаря такой дисциплинированности, родителям становится значительно легче.

Ежедневный распорядок по-прежнему включает в себя сон, прием пищи, время для прогулок, время бодрствования для игр и общения, а также гимнастику, массажные и гигиенические процедуры. К этому времени в организме ребенка складываются определенные биоритмы, влияющие на время проведения каждого из мероприятий.

Пробуждение в основном происходит в промежутке от 6 до 7 часов утра. Отход ко сну рекомендуется производить не позднее 22.00. Утром после сна и кормления можно провести гимнастику и массаж, между которыми должен быть промежуток времени не меньше чем в 45 минут.

На прогулки нужно затрачивать максимальное количество времени. Каждая прогулка должна продолжаться от 2 до 3 часов. При хорошей погоде и нормальном самочувствии количество выходов на свежий воздух может быть увеличено. В это время ребенок уже не только спит, но и активно интересуется всем, что происходит вокруг.

Игры с ребенком 10 месяцев

К этому времени малыш приобретает много новых навыков и возможностей, позволяющих более активно изучать окружающую обстановку. Эти качества отражаются и на его играх, которые переходят на качественно другой уровень.

Передвигаясь по квартире, он не только узнает и запоминает расположение предметов, но и по-своему оценивает расстояния между ними, выбирает определенную последовательность своих действий. Ребенок очень хорошо может имитировать действия, показанные ему родителями. Одновременно расширяются знания о той или иной игрушке. Он уже не просто хватает и тащит их в рот. Малыш пытается более глубоко изучить свойства каждой игрушки.

В это же время наступает переход к более сложным играм. Для этого используются не только игрушки, но и различные предметы. Одной из эффективных развивающих игр является обычная пирамидка с разноцветными колечками. Вначале ребенку нужно очень медленно показать, как разбирается и собирается этот предмет. Затем он проделывает все операции самостоятельно. С каждым разом результат будет улучшаться. Для таких же занятий можно использовать разноцветные кубики.

Продолжаются и занятия с книгами. Во время чтения любимых сказок необходимо обращать внимание малыша на картинки с изображениями сказочных героев. После этого нужно попросить его показать того, кого ему назовут. Рассматривая картинки с животными, нужно озвучивать каждого из них с помощью простых характерных слов. Постепенно ребенок будет сам обозначать каждое живое существо именно этими словами.

Во время занятий нельзя забывать о музыке. Она оказывает огромное положительное влияние на развитие малыша. Можно включить его любимые мелодии или спеть самостоятельно, сопровождая песни соответствующей мимикой и жестами. В этот период начинается освоение ксилофона, барабана, металлофона.

Массаж и гимнастика для ребенка 10 месяцев

В десятимесячном возрасте малыш уже отлично стоит на одном месте без всякой опоры. Это является важным фактором для последующей самостоятельной ходьбы. Чтобы заранее выработать правильную походку с ребенком проводятся специальные гимнастические упражнения. С их помощью создается эффективное напряжение, положительно влияющее на двигательную активность. У ребенка формируются динамические и статические функции, когда он может самостоятельно ползать, сидеть, стоять и ходить. Происходит развитие ритмичности и пластики, благодаря которым движения становятся менее трудоемкими.

Для детей 10-ти месяцев разработаны специальные упражнения, где скомбинированы различные движения. С их помощью оказывается воздействие на различные группы мышц и отдельные суставы. Все движения максимально приближены к естественным, используемым в повседневной жизни.

С каждым новым месяцем после введения прикорма режим питания крохи меняется, а рацион дополняется новыми продуктами. Меню ребенка в 10 месяцев формируется с учетом предпочтений малыша, при этом педиатры советуют совмещать блюда прикорма с кормлением грудью. Кроме того, родителям не стоит забывать о рациональном подходе к объемам порций и временных интервалах между приемами пищи.

Питание ребенка в 10 месяцев

Не существует универсальных норм питания в 10 месяцев: каждый родитель определяет интуитивно, что и в каких количествах давать ребенку. Спокойному карапузу хватает небольшой порции пищи, более активный малыш тратит много энергии, поэтому и аппетит имеет хороший, что сказывается на количестве потребляемой еды. Грамотно составленное детское меню обязательно должно быть сбалансированным и включать максимум минеральных веществ, витаминов. Врачи рекомендуют стараться не нарушать установленный режим питания и, при необходимости, постепенно увеличивать объемы порции.

Режим питания

В 10-месячном возрасте уже переходят на двухразовый дневной сон продолжительностью 1,5 часа. При этом, если грудничок засыпает в одно и то же время, его дневной режим стоит построить так, чтобы он был удобен и маме. Важно придерживаться установленного распорядка, поскольку это благотворно влияет на организм карапуза, исключая его переутомление, благодаря чему ребенок меньше капризничает. Режим кормлений и сна является, кроме того, важным подготовительным этапом перед детским садом.

Приученные к распорядку дня детки быстрее адаптируются к новым условиям и не испытывают сильного стресса при разлуке с мамой. Примерный дневной режим кормления для ребенка 10 месяцев:

Время Питание в 10 месяцев
6-7 часов Первый завтрак
10 часов Основной завтрак
14 часов Обед
18-18.30 Первый ужин
22 часа Второй ужин

Объем порций

Режим питания 10-месячного ребенка, которого кормят грудью и малыша такого же возраста, получающего адаптированную детскую смесь, мало чем отличается: они кушают одинаковые продукты прикорма, а рекомендации по количеству еды перестают отличаться. Объем пищи, который должен съедать 10-месячный карапуз, рассчитывается на основе его веса. Эту цифру делят на 9 и получают рекомендованный объем еды для малыша.

В среднем, в возрасте 9-10 месяцев дети весят 9-10 кг, поэтому среднее количество пищи для них составляет 1-1,25 кг. Этот объем делят на количество кормлений и получают приблизительный вес одной порции 200-250 г. Так, организму крохи для обеспечения нормального здоровья требуется такое примерное количество продуктов прикорма (объем грудного молока в рационе ребенка должен составлять не больше 25%):

Название продукта Количество в граммах
Овощное пюре 200
Фруктовое пюре 110
Каша (молочная/безмолочная) 200
Сухарик, печенье 10
Масло растительное 6
Мясо 80
Хлеб белый 10
Масло сливочное 5
Творог 50
Рыбное пюре 50
Кисломолочные продукты 200

Способы приготовления еды для малыша

В возрасте 10 месяцев у деток уже есть несколько зубов, им нужно давать возможность грызть сухарики и приучать жевать пищу, поэтому старайтесь не сильно измельчать продукты. Перед приготовлением нужно тщательно мыть овощи, ягоды и фрукты и очищать их от кожицы. Ежедневное меню можно дополнить запеканками из творога с добавлением разнообразных сухофруктов и цукатов. Малышам, кроме того, нравятся разные виды пудинга.

Запрещается готовить блюда сразу на длительный срок – на 4-5 суток или неделю, крохе стоит давать исключительно свежие молочные супы, мясные пюре, кусочки фруктов, пр. Ни в коем случае нельзя предлагать малышу жареное, поскольку это может спровоцировать серьезные нарушения работы органов ЖКТ. Оптимальным вариантом термической обработки пищи является паровой, кроме того, продукты разрешено варить, однако в данном случае разрушается больше полезных веществ. При этом нельзя использовать сахар, соль и другие приправы.

Готовить мясные блюда следует из потных, легко усваиваемых сортов продуктов, при этом начинают прикорм, как правило, с курятины и индюшины. Меню десятимесячных малышей должно быть сбалансированным, полноценным, наполненным витаминами и минералами, поэтому рекомендуется использовать минимальное количество магазинных продуктов. Домашняя пища значительно полезнее, а приготовление детских порций не займет много времени.

Чем кормить ребенка в 10 месяцев

По рекомендациям педиатров, малышам в 10 месяцев кроме материнского молока необходимо давать дополнительный прикорм – взрослую пищу, приготовленную подходящим образом. Чтобы правильно составить меню, нужно учесть, что детский организм должен получать все микроэлементы и витамины в достаточном количестве. Согласно советам ВОЗ, после исполнения 9-10 месяцев ребенку стоит добавлять в рацион другую пищу, при этом материнское молоко должно составлять в суточном меню не больше 25% от всего объема пищи.

Какие продукты должны входить в рацион ребенка в 10 месяцев

По мнению доктора Комаровского и других педиатров, если ребенок не аллергик, его меню должно быть максимально разнообразным в 10 месяцев. Данный возраст – оптимальное время, чтобы приучить малыша кушать самостоятельно и посадить за взрослый стол. Для правильного развития челюстных мышц, важных для развития речи, а также формирования пищеварительных органов, нужно предложить малышу кусочки овощей, фруктов. Что должен кушать ребенок в 10 месяцев:

  1. Безмолочные и молочные каши. В детском рационе питания должны присутствовать гречневая, рисовая, овсяная, кукурузная крупы, которые богаты полезными углеводами, белками и минералами. Манку лучше не торопиться вводить в меню, поскольку она может стать причиной избыточного веса или аллергии
  2. Мясная пища. Без нее невозможна полноценная выработка гемоглобина, что угрожает анемией.
  3. Овощи. Малыш ежедневно должен съедать плоды, богатые минералами и витаминами. Кроме того, овощи богаты клетчаткой, которая необходима для здорового пищеварения крохи. Можно готовить овощные супы, другие вкусные блюда или давать плоды сырыми. Самыми ценными для детского меню считаются морковь, кабачки, свекла, цветная каппуста, брокколи.
  4. Ягоды, фрукты. Большинство из них содержат важнейший для иммунитета витамин С и глюкозу, очень необходимую для 10-месячных детей. Тем не менее, такие продукты нужно давать малышам в строго ограниченных количествах, ведь они способны вызывать аллергию, вздутие живота и нарушение стула.
  5. Молочные продукты. Невзирая на то, что ребенок 10 месяцев, как правило, еще получает грудное молоко, его меню следует дополнить другими полезными крохе продуктами. Коровье молоко можно использовать при варке каши, детской вермишели или давать в прокипяченном виде. Кроме того, малышам важно кушать творог, который является богатым источником кальция. Детский кефир лучше готовить в домашних условиях, используя натуральную закваску и домашнее молоко.
  6. Желток. Продукт содержит витамины Е, В, А, Д и большое количество ценных минералов. Крохе можно давать по 1 желтку не чаще, чем трижды за неделю, поскольку он способен вызывать аллергическую реакцию.
  7. Масло. Растительный и животный тип продукта дается в количестве до 5 г в сутки.
  8. Пшеничные изделия. Их вводят в меню крохи в ограниченном количестве. Макаронные блюда включать в рацион можно не раньше, чем в 10 месяцев. Кроме них, ребенку дают галетное печенье и сухарики.

Напитки и соки

Первой добавляется в меню очищенная кипяченная вода. Соблюдение питьевого режима обеспечивает хорошее пищеварение крохе, кроме того, оно исключает обезвоживание, актуальное в летний сезон и при патологиях ЖКТ. Малышам в 10 месяцев разрешается вводить соки без сахара, сделанные дома из свежих фруктов и овощей. Какое количество допускается употреблять? Примерный объем фруктовых соков можно рассчитать по формуле: возраст малыша умножить на 10 мл. Так, в 10 месяцев карапузу разрешается не больше 100 мл натурального напитка.

Рекомендуется давать малышу домашние компоты, морсы, кисели и травяной чай. Кефир лучше предлагать в 18-часовой прием пищи, при этом следует сразу приучать ребенка пить его из чашки. Это должен быть не обычный, а специальный детский кисломолочный продукт, который выпускается фирмами «Агуша», «Тема», пр. Приготовить кефир можно и самостоятельно, купив в аптеке специальную закваску и простерилизовав предварительно молоко.

Меню 10-месячного ребенка на каждый день

Десятимесячному крохе следует питаться часто и небольшими порциями, при этом меню малышей на натуральном и искусственном вскармливании будет практически идентичным, поскольку в рацион включаются одинаковые продукты. Важно, чтобы пища предварительно правильно обрабатывалась – очищалась, тушилась на пару, запекалась или варилась. Ниже представлены таблицы с примерным меню для деток 10 месяцев.

На грудном вскармливании

Меню для грудничка подбирается индивидуально, с учетом его реакции на те или иные продукты. При этом доля грудного молока в рационе крохе не должна превышать 25% от общего количества употребляемой за сутки пищи. В 10 месяцев кроха должен питаться примерно так:

На искусственном вскармливании

Поскольку в этом возрасте у деток активно формируются зубы, нужно приучать их жевать, реже измельчая продукты. У ребенка на искусственном вскармливании дневное меню выглядит примерно так:

Рацион питания ребенка в 10 месяцев — рецепты блюд

Десятимесячные малыши получают грудное молоко или адаптированную смесь в первое и последнее кормление. Тем не менее, в этом возрасте уже можно замещать их овощным легким блюдом или молочной кашей. К 10 месяцам детское меню уже разнообразное, причем неизведанных крохой натуральных продуктов уже практически не осталось. Меняются только объем порций и пищевые сочетания. Блюда для десятимесячного грудничка из пюрированных переводятся в мелкоизмельченные, еда готовится более плотной консистенции, чтобы малыш учился жевать ее перед глотанием.

Овощные супы

Первые блюда готовятся из уже знакомых крое ингредиентов, при этом начинать готовить их следует со сваренных на воде или овощном бульоне круп. Постепенно малышам вводят в меню мясные супы (первую воду сливают после закипания мяса). Солить супчики разрешается, но совсем немного. Правильно приготовленные овощные первые блюда стимулируют пищеварение, восстанавливают водный баланс, насыщают детский организм витаминами. Правила по варке супчиков для маленьких детей:

  • вкусовые добавки строго запрещено использовать для приготовления основных блюд, в их составе должны быть исключительно натуральные продукты;
  • специями могут служить лишь петрушка, укроп, лавровый лист;
  • варить суп нужно в маленьком объеме – на 1-2 раза, чтобы малыш кушал исключительно свежую пищу;
  • овощи перед добавлением в воду не поджаривают, поскольку малыш еще не готов переваривать тяжелую еду.

  • Предназначение: обед.

Супчик для малыша 10 месяцев должен быть легким – это главное правило его приготовления. В качестве основы можно использовать очищенную воду, овощной бульон или молоко. Тыквенный пюрированный суп может стать любимым для малыша, начиная с 7-8 месяцев. Богатый клетчаткой и витаминами, имеющий нежный вкус, он разнообразит меню крохи. При этом готовить супчик очень просто, ниже предложен подробный рецепт блюда с фото.

Ингредиенты:

  • луковица – ½;
  • тыква – 0,25 кг;
  • морковка небольшая – 1 шт.;
  • картофель – 1 шт.;
  • оливковое масло холодного отжима – 1 ч. л.;
  • вода – 250 мл;
  • соль – на кончике ножа.

Способ приготовления:

  1. Хорошо вымытые овощи очистите.
  2. Картофель порежьте небольшими кубиками, как и лук, морковь.
  3. Удалите тыквенные семечки, порубите овощ максимально мелко.
  4. Питьевую воду закипятите в кастрюле, сюда же поместите все подготовленные овощи, слегка посолите блюдо и варите полчаса на медленном огне до мягкости.
  5. Измельчите отваренные овощи вместе с жидкостью до состояния пюре посредством погружного блендера или пюрируйте массу, перелив в чашу стационарного измельчителя.
  6. В однородное пюре добавьте ложечку оливкового масла. Прежде, чем накормить малыша попробуйте суп сами, чтобы он не был слишком горячим.

Овощной суп с рисом и курицей

  • Время приготовления: 40 минут.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Суп с рисом и куриным мясом получается сытным и вкусным, маленькие дети едят его с удовольствием. Для прикорма лучше использовать филе домашних кур, поскольку бройлеры из птицефабрики, как правило, «напичканы» гормонами и антибиотиками, что отнюдь не полезно, особенно для грудничков. Куриное мясо можно заменить молоденькой перепелкой или индюшкой, при этом обязательно стоит брать филе (белое мясо), поскольку другие части слишком жирные для детей 10 месяцев.

Ингредиенты:

  • рис – 1 ст. л.;
  • морковка;
  • грудка куриная – 1 шт.;
  • соль – щепотка;
  • картошка – 2 шт.;
  • вода – 1 л;
  • лавровый лист.

Способ приготовления:

  1. Обмойте мясо под холодной водой, освободите от кожицы, отварите в подсоленной водичке с добавлением лаврового листа и соли. При варке пену снимайте шумовкой.
  2. Готовую курочку выньте, положите на тарелку, давая остыть. Кастрюлю пока не снимайте с огня.
  3. Промойте под проточной водой рис, всыпьте в кастрюлю, варите 10 минут.
  4. Картошку очистите, порежьте кубиками, морковь натрите на терке. Поместите овощи к рису. Варите компоненты еще 15 минут.
  5. Освободите куриное филе от кости, порежьте на небольшие кусочки, отправьте в готовый суп. Обязательно нужно вынуть из кастрюли лавровый лист.

  • Время приготовления: 35 минут.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Цветная капуста – не только очень вкусный, но и полезный для карапуза 10 месяцев продукт, поэтому он обязательно должен быть включен в меню. В отличие от белокочанной, цветная капуста содержит меньше клетчатки, поэтому легче переваривается и не раздражает желудочные стенки. Готовое блюдо для ребенка протирают ситом либо измельчают посредством блендера. Бульон прекрасно регулирует густоту супа.

Ингредиенты:

  • морковь – 2 шт.;
  • соцветия капусты;
  • молоко – 200 мл;
  • куриный постный бульон – 100 мл;
  • кабачок – ½ шт.;
  • зелень.

Способ приготовления:

  1. Помойте овощи, измельчите на кусочки небольшого размера.
  2. Очищенную морковь порежьте тонкими колечками, кабачки – мелкими кубиками, отправьте все овощи в кастрюлю и залейте куриным бульоном.
  3. Варите компоненты для детского супа полчаса, после добавьте сюда же молоко.
  4. Проварите суп еще 5 минут. К готовому блюду добавьте ложку крошеной зелени.

Молочные каши

Для детей 10 месяцев каши – неотъемлемая составляющая меню, поскольку в них содержится огромное количество витаминов, микроэлементов, клетчатки. Кроме того, кушать кашу детям нужно потому, что это ценный источник белка, необходимого для нормального роста. Злаки для крохи готовят самостоятельно из натуральной крупы, начинать прикорм лучше с рисовой. Она не содержит глютена, является абсолютно гипоаллергенной и не раздражает кишечник малыша. После можно постепенно добавлять в меню гречку, кукурузную кашу, пр.

Крохам до достижения года, как правило, готовят жидкие каши из одного или нескольких видов круп. Можно предлагать малышу как молочные, так и безмолочные варианты блюд. Последние подаются как гарнир к мясному пюре. К обработке продуктов следует подходить с особой тщательностью: крупу тщательно перебрать, промыть проточной водой несколько раз. Если к каше добавляются фрукты или овощи, их тоже хорошенько моют, очищают, а после измельчают.

Гречневая каша на молоке

  • Время приготовления: 25 минут.
  • Сложность приготовления: легкая.

Для меню ребенка в 10 месяцев идеально подойдет не обжаренная гречневая крупа (она имеет желто-зеленый цвет), поскольку такой продукт содержит максимум полезных веществ. Тем не менее, при отсутствии такой на полках магазина, подойдет и обычная гречка. Если малыш плохо кушает молочную гречневую кашу, украсьте ее фруктами или небольшим количеством варенья, можно сделать на блюде рисунок – солнышко, цветочек, пр.

Ингредиенты:

  • масло сливочное – 10 г;
  • гречка – ½ ст.;
  • вода – 1,5 ст.;
  • молоко – 1/5 ст.;
  • сахар, соль – по щепотке.

Способ приготовления:

  1. Залейте крупу водой, доведите до кипения.
  2. Снизьте интенсивность огня, накройте кастрюлю крышкой и варите кашу 15 минут после закипания.
  3. Снимите блюдо с огня, укутайте полотенцем, оставив на 10 минут, чтобы гречка разопрела.
  4. Добавьте к кашке для ребенка молоко, масло, слегка посолите и подсластите.

Овсяная каша с яблоками

  • Время приготовления: 15 минут.
  • Предназначение: завтрак, обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Овсянка является второй по полезным свойствам крупой после гречки. Она богата белком, который содержит незаменимые для ребенка 10 месяцев аминокислоты. Овсяная каша очень просто и быстро готовится в домашних условиях, при этом для разнообразия детского меню ее можно дополнять любыми фруктами, ягодами, цукатами. Яблоки для блюда следует выбирать сладкие, ароматные. Если каша по предложенному рецепту получилась густоватой, разбавьте ее подогретыми 10-% сливками.

Ингредиенты:

  • овсяные хлопья – 1 ст.;
  • вода – 1 ст.;
  • яблоко;
  • мед – 2 ст. л.;
  • молоко – 1 ст.;
  • сливочное масло – 3 ст. л.;
  • соль, сахар – по щепотке.

Способ приготовления:

  1. Насыпьте крупу в небольшую кастрюлю, залейте горячим молоком, добавьте сюда же горячей воды. Поместите емкость на медленный огонь.
  2. Спустя 15 минут каша хорошо развариться. В это время подготовьте яблоко, очистив и измельчив его на небольшие ломтики.
  3. Протушите яблоко в сливочном масле 3-5 минут. Добавьте к ингредиенту мед.
  4. Выложите кашку на тарелку, сверху заправьте яблочно-медовой смесью.

Молочная рисовая каша в мультиварке

  • Время приготовления: 30 минут.
  • Предназначение: обед, завтрак.
  • Сложность приготовления: легкая.

Молочная рисовая кашка – относительно капризное блюдо, которое часто пригорает ко дну кастрюли во время варки. Для лучшего результата многие мамы распаривают рис на водяной бане или в духовке, тратя на это много времени. Наличие мультиварки значительно упрощает задачу: без серьезных трудозатрат с помощью прибора можно приготовить вкусную, разваренную кашку.

Ингредиенты:

  • молоко;
  • рис – 150 г;
  • сливочное масло – 20 г;
  • сахар – 3 ч. л.;
  • вода – 375 мл;
  • соль – щепотка.

Способ приготовления:

  1. Промойте несколько раз рис, распределите его равномерно в чаше мультиварки, сверху залейте водой и молоком.
  2. Добавьте в кашу сахар, соль, закройте крышку и активируйте режим «молочная каша».
  3. По готовности блюда прибор издаст звуковой сигнал. В готовую кашку для ребенка добавьте масло.

Мясные и рыбные блюда

В меню детей 10 месяцев нужно включать нежирные сорта мяса, к примеру, курятину, говядину, телятину, индюшатину, крольчатину. При этом мясо следует предлагать ребенку не только в виде пюре, но и готовить из него паровые или тушеные котлетки, тефтели, фрикадельки. Наряду с мясными блюдами, малышам рекомендуется кормление рыбными продуктами, которые являются источниками белков, полезных жиров, магния, калия, фосфора, пр. Тем не менее, при введении рыбы в прикорм, следите, чтобы у малыша не началась аллергия.

  • Время приготовления: 1 час.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Котлеты из индейки можно добавлять в меню деток, у которых уже прорезалось несколько зубов. При этом крайне важно выбирать для блюда исключительно качественное, свежее и нежирное мясо, чтобы не нарушить работу ЖКТ. Заменить индюшатину в меню ребенка 10 месяцев допускается куриным филе и крольчатиной. При желании сорта мяса можно комбинировать (смешивать).

Ингредиенты:

  • индейка – 200 г;
  • рисовая, гречневая или кукурузная мука – 1 ст. л.

Способ приготовления:

  1. Измельчите мясо мелко с помощью блендера/мясорубки.
  2. Добавьте в фарш выбранный вид муки, тщательно перемешайте.
  3. Сформируйте маленькие котлетки толщиной не больше 1 см (это ускорит время готовки).
  4. Приготовьте блюдо посредством пароварки или просто потушив в сковороде с добавлением ½ стакана воды.

Рыбные фрикадельки на пару

  • Время приготовления: 1 час.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: средняя.

Это диетическое блюдо идеально дополнит детское меню, причем рыбные фрикадельки можно подавать с любыми гарнирами и овощами. Паровые котлетки получаются очень сочными и нежными, что наряду с нежной консистенцией очень нравится малышам 10 месяцев и старше. Давать блюдо стоит лишь тем крохам, у которых начали расти зубки, поскольку им потребуется навык жевания. Для экономии времени, рыбные фрикадельки можно сделать впрок, заморозив несколько порций на будущее.

Ингредиенты:

  • рыбное филе – 250 г;
  • хлеб белый – 20 г;
  • петрушка – 10 г;
  • желток;
  • лук – ½;
  • молоко – 85 мл;
  • вода – 250 мл;
  • сметана – 2 ст. л.;
  • сливочное масло – 10 г;
  • мука – 1 ст. л.

Способ приготовления:

  1. Нарежьте филе мелко, белый хлеб замочите в молоке.
  2. Очищенный лук порубите на четвертинки, зелень крупно нарежьте.
  3. Пропустите сквозь мясорубку филе, отжатый хлеб, луковые кусочки и петрушку.
  4. Отдельно взболтайте желток, добавьте его к фаршу, посолите массу.
  5. Мокрыми руками сформируйте маленькие кружочки (примерно с грецкий орех).
  6. Варите фрикадельки на пару 10 минут, после опустите в кипящую воду и доварите в течение еще 10-15 минут.
  7. Муку слегка поджарьте в сотейнике до сливочного цвета, добавьте немного воды или бульона, помешивая лопаткой (комочков быть не должно). Томите соус на огне пару минут.
  8. Сюда же отправьте сметану и проварите соус 3 минуты. В готовую массу отправьте сливочное масло. Полейте соусом готовые фрикадельки при подаче ребенку.

  • Время приготовления: 50 минут.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Данное блюдо является прекрасным вариантом разнообразить меню ребенка 10 месяцев. Суфле из курятины с кабачками имеет нежнейшую, легкую консистенцию, поэтому очень нравится малышам. Кроме того, готовится блюдо просто и быстро, что ценится уставшими мамами грудничков. Следует, однако, учесть, что для суфле подойдут лишь кабачки с белой, а не зеленой кожурой, поскольку они являются гипоаллергенными.

Ингредиенты:

  • луковица;
  • сливки 10% — 30 мл;
  • яйцо;
  • кабачок;
  • мука – 1 ст. л.;
  • фарш из куриного филе – 100 г.

Способ приготовления:

  1. Очистите овощи, из кабачков выньте семена. Лук мелко порубите.
  2. Филе следует измельчить блендером, сразу добавьте к нему взбитое яйцо, немного посолите.
  3. Кабачковую мякоть потрите на крупной терке, смешайте с яйцом, мукой.
  4. Форму обработайте сливочным маслом, выложите в нее подготовленную массу, смешанную со сливками.
  5. Поверх выложите сформированные из фарша тефтели.
  6. Выпекайте блюдо при 190 градусах 40 минут.

Творожно-банановый десерт

  • Время приготовления: 10 минут.
  • Предназначение: завтрак, обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Малыши 10 месяцев часто отказываются кушать творог, который в силу содержания большого количества кальция, для них очень полезен. В данном случае на помощь родителям придет очень вкусный, простой, сытный творожный десерт. Предлагать это блюдо малышу можно уже с 6 месяцев, но при условии, что у крохи нет аллергии ни на один из используемых компонентов.

Ингредиенты:

  • печенье детское – 2 шт.;
  • творог – 100 г;
  • банан – 100 г.

Способ приготовления:

  1. Нагрейте творожок на водяной бане до температуры кормления (около 37 градусов).
  2. Взбейте продукт блендером до однородности.
  3. Отдельно измельчите в крошку печенье и отправьте к творожной массе.
  4. Очищенный банан порежьте кружочками, добавьте к остальным компонентам.
  5. Еще раз тщательно все взбейте блендером и переложите в детскую тарелочку.

Видео

Самостоятельные наблюдения должны проводиться при определенных условиях, иначе результаты не будут объективными. Прочесть о том, что именно нужно учесть, вы можете в статье

Развитие ребенка в 10 месяцев. Положение «лежа на животе»

Положите малыша на живот, отойдите и позовите его, показывая любимую игрушку. Десятимесячный ребенок из положения «опора на руки» отталкивается и встает на четвереньки, стоя на руках и коленях, он умеет раскачиваться, но может потерять равновесие. Кроме того, малыш в 10 месяцев уже начинает ползать, хотя этот процесс еще плохо скоординирован.

Развитие ребенка в 10 месяцев ярко проявляется еще и в том, что он садится из положения “лежа на животе” или из положения “на четвереньках” (спонтанно или придерживаясь за мебель).

Развитие ребенка в 10 месяцев. Реакции и навыки

Положите малыша на спину, отойдите и понаблюдайте за ним. В этом возрасте ребенок умеет без помощи взрослого садиться и из положения «лежа на спине». Чтобы сесть, он самостоятельно подтягивается, придерживаясь за подходящую мебель.

Обратите внимание, десятимесячный малыш сидит свободно с прямой спиной и слегка вытянутыми ножками. В этом положении он может находиться и играть долгое время. Если же ребенку понадобится предмет вне пределов досягаемости, то, чаще всего, он становится на четвереньки и ползет к нему. На то, чтобы сесть из положений «лежа на животе» или «на четвереньках» малыш тратит гораздо меньше усилий, чем на то, чтобы подтянуться вверх из положения «лежа на спине».

Поставьте ребенка на пол рядом с диваном или креслом. Теперь он более полминуты может самостоятельно стоять, придерживаясь за мебель.

Посадите малыша и протяните ему руки. Держась за них, он должен уметь встать из положения сидя.

Посадите вашего младенца (его можно слегка придерживать) и положите перед ним на стол или протяните на ладони круглое печенье диаметром 0,5 см. Развитие ребенка в 10 месяцев проявляется в так называемом «пинцетном захвате», когда малыш берет мелкий предмет вытянутым указательным и противопоставленным ему большим пальцем, словно пинцетом. Остальные пальчики при этом он не задействует. Этот навык должен выполняться обеими ручками.

В момент, когда малыш за вами наблюдает, возьмите в руки по кубику и постучите одним кубиком о другой. Затем протяните их ребенку, пусть он возьмет по одному в каждую ручку. В 10 месяцев его двусторонняя координация уже настолько развита, что он сможет повторить ваши движения – ударить кубиками друг о друга. Если что-то не получилось, покажите малышу «битву кубиков» еще раз.

Сядьте за стол, на котором разложены кубики, и посадите ребенка к себе на колени (кубики должны располагаться так, чтобы он мог дотянуться до них ручками). Сразу или после нескольких минут игры десятимесячный малыш с заметным удовольствием начинает бросать игрушки на пол. Если этого не произойдет, возьмите один кубик и сами бросьте его.

Посадите ребенка и покажите ему куклу или колокольчик. Игрушку можно дать подержать в ручки. Если вы выбрали второй вариант, то обратите внимание малыша на язычок колокольчика. В 10 месяцев детки уже не только схватывают образ предмета в целом, но и замечают отдельные его детали и пробуют их обследовать. Ваш ребенок, например, может дотрагиваться указательным пальцем до лица куклы, ее глазок, ротика, носика. Если вы предложили ему колокольчик, он засунет пальчик вовнутрь и ощупывает его язычок.

Развитие ребенка в 10 месяцев. Взаимодействие с внешним миром

Для следующего эксперимента нужно выбрать момент, когда ваш малыш спокоен, не утомлен и относительно сосредоточен. Посадите его к себе на колени и попробуйте с ним «поговорить»: медленно и выразительно произносите те слоги, которые он уже умеет говорить. Между отдельными слогами делайте паузу минимум 10 секунд. Десятимесячный ребенок правильно повторяет проговариваемые мамой слоги. Такая игра со стороны напоминает «диалог».

Кроме того, в этом возрасте дети уже демонстрируют явное понимание речи. Выберите момент, когда ребенок еще бодр и весел, а в комнате с вами находится кто-то из близких родственников, и спросите малыша: «Где (например) бабушка?». Можно задать вопрос об его любимой игрушке, например: «Где твой мячик?». Вопрос можно повторить несколько раз, чтобы привлечь внимание ребенка. В ответ малыш поворачивает голову в поисках лица или предмета, о котором его спросили, а когда находит, то на мгновение останавливает на нем взгляд или улыбается.