Прием груза для перевозки. Правила приема грузов к перевозке на железной дopoгe

Права и обязанности перевозчика при приёмке грузов к перевозке автомобильным транспортом. Права и обязанности грузоотправителя при подготовке грузов к перевозке автомобильным транспортом.

Автотранспортные предприятия принимают к перевозке грузы на основании утвержденных в установленном порядке планов и заключенных годовых договоров на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также грузы разового характера. На перевозку грузов автомобильным транспортом грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие при наличии годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора - разовый заказ.

Заявка представляется в обусловленные годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом сроки. По согласованию с автотранспортным предприятием грузоотправитель может передать заказ на перевозку груза телефонограммой с сообщением в ней всех необходимых данных. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными предприятиями в зависимости от объема и характера перевозок.

Автотранспортные предприятия обязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и разгрузки в соответствии с принятыми заявками и разовыми заказами, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям. Подача подвижного состава, непригодного для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспортных средств. При отказе грузоотправителя от поданного автотранспорта, предприятием подвижного состава составляется акт по установленной форме.

Автотранспортные предприятия в случае неподачи по их вине подвижного состава, предусмотренного месячными планами перевозки грузов, обязаны по требованию грузоотправителей (грузополучателей) выделять подвижной состав для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Подвижной состав, не поданный в последнем месяце квартала, должен быть выделен в первом месяце следующего квартала.

Порядок выделения подвижного состава для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между автотранспортным предприятием и грузоотправителем (грузополучателем). При нарушении согласованного порядка автотранспортное предприятие за неподачу подвижного состава, а грузоотправитель (грузополучатель) за непредъявление грузов к перевозке несут предусмотренную договором и Уставом автомобильного транспорта ответственность.

Автотранспортные предприятия обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличенным пробегом. Автотранспортные предприятия обязаны при приеме заказа (заявки) поставить грузоотправителя (грузополучателя) в известность об увеличении расстояния перевозки.

Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку:

  1. Подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям), с тем чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования.
  2. Заготовить товарно-транспортные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п. Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, и не был приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку, считается непредъявленным. В этих случаях грузоотправитель обязан оплатить стоимость пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки, а также штраф за простой автомобиля в ожидании погрузки. Отдельно предусмотрена законодательством и ответственность за неправильное оформление товарно-транспортных документов.

Вместе с грузом грузоотправитель обязан передать автотранспортному предприятию сертификаты, ветеринарные свидетельства или другие документы, необходимые для перевозки грузов в соответствии с санитарными и другими правилами. Грузоотправитель не должен предъявлять к перевозке в одном автомобиле различные по своим свойствам грузы, если их совместная перевозка может привести к порче этих грузов. При сдаче груза к перевозке грузополучатель имеет право проследить, правильно ли произведена погрузка на автотранспортные средства, учтены ли его пожелания по перевозке грузов (указанные в товарно-транспортных документах).

Автотранспортное предприятие имеет право отказаться от приема груза к перевозке, если:

а) груз предъявлен грузоотправителем в ненадлежащей таре или упаковке;
б) предъявленный груз не предусмотрен заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а при междугородных перевозках - с назначением в другой пункт;
в) вес предъявляемого груза, перевозка которого должна осуществляться на одном автомобиле, превышает грузоподъемность подвижного состава, поданного под погрузку согласно заказу или заявке;
г) груз не может быть доставлен вследствие явлений стихию характера, из-за дорожных или климатических условий, вызвавших временное прекращение или ограничение перевозок грузов по автомобильным дорогам.

При отказе от приема предъявленного к перевозке груза в случаях, предусмотренных пунктами "а", "б" и "в", автотранспортное предприятие взыскивает с грузоотправителя стоимость фактического пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки в соответствии с тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Грузоотправитель не имеет права предъявлять, а автотранспортное предприятие принимать груз к перевозке в случаях, когда:

а) такая перевозка запрещена Уставом автомобильного транспорта (ст. 18);
б) грузы товарного характера грузоотправителем не оформлены товарно-транспортными документами. Перевозка грузов может производиться автотранспортным приятием как с выполнением транспортно-экспедиционных операций приема, сопровождению и сдаче грузов экспедитором (грузоотправителя, грузополучателя, самого транспортного предприятия), так и без такового.

Однако в отношении некоторых видов грузов экспедиторское сопровождение является обязательным.

Если груз перевозится в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), последний обязан обеспечить явку экспедитора на место погрузки груза к моменту прибытия подвижного состава. Если экспедитор к моменту прибытия подвижного состава опоздал, грузоотправитель (грузополучатель) несет перед автотранспортным предприятием ответственность за простой подвижного состава, предусмотренную договором ст. 141 Устава автомобильного транспорта. По истечении одного часа ожидания экспедитора грузоотправителя (грузополучателя) автотранспортное предприятие вправе вернуть подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках. В этом случае перевозка считается несостоявшейся, начисление за простой прекращается и автотранспортное предприятие ответственности за невыполнение перевозки не несёт. При приеме груза к перевозке водитель-экспедитор предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенные печатью автотранспортного предприятия. Путевой лист даёт право на въезд подвижного состава и находящихся в нем лиц, указанных в путевом листе, на территорию грузоотправителя и грузополучателя, если для этого не требуется оформления специального пропуска.

В тех случаях, когда для въезда (выезда) автомобиля требуются специальные пропуска, автотранспортные предприятия и грузоотправители (грузополучатели) должны в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом предусмотреть порядок выдачи указанных пропусков, имея в виду предварительную их подготовку, а также другие меры, направленные на рациональное использование подвижного состава.

Автотранспортные предприятия и грузоотправители (грузополучатели) могут в договорах предусматривать обязанность водителя-экспедитора предъявлять паспорт при получении ценных грузов к перевозке.

Грузоотправитель (грузополучатель) может предъявлять к перевозке грузы с объявленной ценностью. Он обязан объявить ценность следующих грузов:

а) драгоценных металлов и изделий из них; драгоценных камней, предметов искусства, картин, статуй, художественных изделий, антикварных вещей, ковров, не имеющих прейскурантной цены, опытных машин, оборудования и приборов, на которые не утверждены цены;
б) домашних вещей.


Не допускается объявление ценности грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, за пломбами грузоотправителей, а также скоропортящихся и опасных грузов. Также не допускается объявление ценности части груза, перевозимого по одной товарно-транспортной накладной.

Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между автотранспортным предприятием и грузоотправителем (грузополучателем) стоимость груза определяется экспертизой, о чём составляется акт. При предъявлении к перевозке груза с объявленной ценностью грузоотправитель обязан составить опись грузовых мест в трех экземплярах по установленной форме, которые передаются автотранспортному предприятию. После проверки описи один экземпляр возвращается грузоотправителю, второй остается в автотранспортном предприятии, а третий вручается грузополучателю при сдаче груза.

При сдаче грузоотправителем и приеме автотранспортным предприятием грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должен быть определен и указан в товарно-транспортной накладной вес этих грузов. Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием в товарно-транспортной накладной веса груза и количества грузовых мест. Вес тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их к перевозке и указывается на грузовых местах. Общий вес груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом веса на грузовых местах по трафарету или стандарту. Для отдельных грузов вес может определяться по соглашению сторон расчетным путем, по обмеру, объемному весу или условно.

Запись в товарно-транспортной накладной о весе груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем. Определение веса груза производится совместно грузоотправителем и автотранспортным предприятием техническими средствами грузоотправителя. При перевозке грузов в крытых автомобилях и прицепах, отдельных секциях автомобилей, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение веса груза производится грузоотправителем.

Грузы, имеющие маркированный вес нетто или брутто, перевеске не подлежат. Водитель-экспедитор при отсутствии следов вскрытия тары или упаковки принимает такой груз у грузоотправителя согласно весу, указанному на маркировке. Если предъявляются грузовые места одного стандартного размера в адрес одного грузополучателя, указание веса на каждом грузовом месте необязательно, за исключением случаев, когда государственными стандартами предусмотрено обязательное указание веса брутто и нетто на стандартных местах. В этом случае в накладной в графе "Способ определения веса" проставляется "по стандарту".

Количество грузов нетоварного характера определяется по актам замера или актам взвешивания, составленным грузоотправителем (грузополучателем) совместно с автотранспортным предприятием. При массовых перевозках грунта определение его количества может производиться геодезическим замером. Акт взвешивания составляется на основании контрольного взвешивания 5-10 автомобилей, после чего определяется средний вес груза в одном автомобиле соответствующей марки. При определении количества груза геодезическим замером общий вес груза устанавливается путем умножения объемных показателей геодезического замера на объемный вес груза, определяемый лабораторным методом.

При изменении характера груза или других условий перевозок по требованию автотранспортного предприятия, грузоотправителя или грузополучателя производится новое контрольное взвешивание или определение объемного веса груза. Автотранспортное предприятие, грузоотправитель или грузополучатель не вправе отказаться от повторного взвешивания или определения объемного веса груза.

Автотранспортное предприятие во всех случаях может требовать дополнительной проверки количества или веса перевозимого груза. Результаты проверки должны быть занесены в товарно-транспортную накладную. Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза будут замечены такие недостатки, которые вызывают опасения утраты, порчи или повреждения груза, грузоотправитель обязан по требованию автотранспортного предприятия привести тару или упаковку в соответствие с требованиями Устава автомобильного транспорта (ст. 52.). Максимальные размеры и вес одного места груза не должны превышать грузоподъемности и размеров кузова автомобиля, в который производится погрузка, с учетом отклонений, установленных Правилами дорожного движения. Грузоотправитель отвечает за все последствия неправильной внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.д.), а также за применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его весу или установленным стандартам и техническим условиям. Прием к перевозке грузов в части, не предусмотренной Уставом автомобильного транспорта и Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, производится в соответствии с правилами перевозок отдельных видов грузов.

Для выполнения перевозок грузовладелец предоставляет АТО заявку или

разовый заказ. В случае, если грузоотправитель не заказывает конкретную модель ПС, то тип и количество АТС, выделяемых для перевозки, определяет само АТО.

Перевозчик обязан предоставлять грузоотправителю исправный ПС в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающим санитарным требованием. По прибытии на погрузку водитель предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и оформленный должным образом путевой лист.

Грузоотправитель обязан до прибытия ПС под погрузку подготовить груз к перевозке и оформить товарно-транспортные документы, пропуска для проезда к месту погрузки, сертификаты и другие, необходимые для перевозки данного груза документы и принадлежности.

При предъявлении грузов, перевозимых навалом, россыпью, наливом и в контейнерах, грузоотправитель должен в товарно-транспортной накладной указать массу этих грузов.

Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием массы груза и количества грузовых мест. При предъявлении к перевозке грузов с объявленной ценностью грузоотправитель обязан составить опись грузовых мест в трех экземплярах. Заказчик обязан объявить ценность следующих грузов:

· драгоценных металлов и изделий из них; драгоценных камней, предметов искусства, картин, статуй, художественных изделий, антикварных вещей, ковров, не имеющих прейскурантной цены, опытных машин, оборудования и приборов, на которые не утверждены цены;

· домашних вещей.

Запрещено объявление ценности грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, за пломбами грузоотправителей, а также скоропортящихся и опасных грузов.

Объявленная стоимость не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт.

При перевозке грузов навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, в товарно-транспортной накладной (ТТН) должен быть указан вес этих грузов.

Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием в ТТН веса груза и количества грузовых мест. Их вес определяется грузоотправителем до предъявления к перевозке и указывается на грузовых местах.

Грузы, нуждающиеся таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, а в установленных случаях – в иной исправной таре, обеспечивающей их полную исправность. Сельскохозяйственные продукты могут приниматься к перевозке в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке.



Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза будут замечены такие недостатки, которые могут привести к утрате, порче или повреждению груза, грузоотправитель должен по требованию перевозчика привести тару или упаковку в соответствие со стандартами.

Максимальные размеры и вес одного места груза не должны превышать грузоподъемности и размеров кузова автомобиля, в который производится погрузка.

Грузоотправитель отвечает за все последствия неправильной внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.п.), а также за применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его весу или установленным стандартам и техническим условиям.

АТО имеет право отказаться от приема груза к перевозке, если:

а) груз предъявлен грузоотправителем в ненадлежащей таре или упаковке;

б) предъявленный груз не предусмотрен заявкой или разовым заказом, а при междугородных перевозках – с назначением в другой пункт;

в) вес предъявленного груза, перевозка которого должна осуществляться на одном автомобиле, превышает грузоподъемность подвижного состава, поданного под погрузку согласно заявке или заказу;

г) груз не может быть доставлен вследствие явлений стихийного характера, из-за дорожных или климатических условий, вызвавших временное прекращение или ограничение перевозок грузов по автомобильным дорогам.

В случаях, предусмотренных пунктами «а» - «в», АТО взыскивает с грузоотправителя стоимость фактического пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки в соответствии с тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Перевозки овощей, фруктов, молока и других скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов для заготовительных организаций и организаций потребительской кооперации производятся по плану, а также по предъявлению (без ограничения) по заявкам, представляемым за пять дней до перевозок.

Автотранспортные предприятия и организации министерств, ведомств и исполнительных комитетов Советов народных депутатов принимают грузы к перевозке в порядке, установленном соответствующим министерством, ведомством или исполнительным комитетом Совета народных депутатов.

Грузы, перевозка которых вызвана стихийным бедствием или аварией, принимаются к перевозке вне плана и вне очереди.

§ 2. На перевозку грузов автомобильным транспортом грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие или организацию при наличии годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора - разовый заказ по установленной форме.

Формы заявок и порядок их представления устанавливаются Типовым годовым договором, а разового заказа - Министерством автомобильного транспорта РСФСР.

При наличии годового договора заявки на перевозку грузов по согласованию сторон могут быть представлены на один день, пятидневку, декаду или месяц.

§ 3. Заявка представляется в обусловленные годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом сроки, но не позднее 14 часов накануне дня начала перевозок грузов в городском или пригородном сообщении и не позднее 48 часов до начала перевозок в междугородном сообщении.

По согласованию с автотранспортным предприятием или организацией грузоотправитель может передать заказ на перевозку груза телефонограммой с сообщением в ней всех необходимых данных.

§ 4. Разовые заказы по установленной форме принимаются только в письменном виде и не позднее 14 часов накануне дня выполнения перевозки, а по перевозкам в междугородном сообщении - не позднее, чем за 48 часов.

Автотранспортное предприятие или организация вправе не принимать к исполнению заявки и разовые заказы, представленные после установленного срока, или не по установленной форме, а также без данных, необходимых для выполнения перевозок.

§ 5. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными предприятиями и организациями в зависимости от объема и характера перевозок.

§ 6. Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и разгрузки в соответствии с принятыми заявками и разовыми заказами, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям.

Подача подвижного состава, непригодного для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспортных средств. При отказе грузоотправителя от поданного автотранспортным предприятием или организацией подвижного состава составляется акт по установленной форме (Приложение к разделу 10 настоящих Правил).

Автотранспортные предприятия и организации в случае неподачи по их вине подвижного состава, предусмотренного месячными планами перевозки грузов, обязаны по требованию грузоотправителей (грузополучателей) выделять подвижной состав для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Подвижной состав, неподанный в последнем месяце квартала, должен быть выделен в первом месяце следующего квартала.

Порядок выделения подвижного состава для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем (грузополучателем). При нарушении согласованного порядка автотранспортное предприятие или организация за неподачу подвижного состава, а грузоотправитель (грузополучатель) за непредъявление грузов к перевозке несут предусмотренную Уставом автомобильного транспорта РСФСР ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок.

§ 7. Автотранспортные предприятия и организации обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличенным пробегом.

Автотранспортные предприятия и организации обязаны при приеме заказа (заявки) поставить грузоотправителя (грузополучателя) в известность об увеличении расстояния перевозки.

§ 8. Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям), заготовить товарно - транспортные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п., с тем, чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования.

Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, и не был приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку, считается непредъявленным.

В этих случаях грузоотправитель обязан оплатить стоимость пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки, а также штраф за простой автомобиля в ожидании погрузки в соответствии с Едиными тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом.

§ 9. Автотранспортное предприятие или организация имеет право отказаться от приема груза к перевозке, если:

а) груз предъявлен грузоотправителем в ненадлежащей таре или упаковке;

б) предъявленный груз не предусмотрен заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а при междугородных перевозках - с назначением в другой пункт;

в) вес предъявляемого груза, перевозка которого должна осуществляться на одном автомобиле, превышает грузоподъемность подвижного состава, поданного под погрузку согласно заказу или заявке;

г) груз не может быть доставлен вследствие явлений стихийного характера, из-за дорожных или климатических условий, вызвавших временное прекращение или ограничение перевозок грузов по автомобильным дорогам.

При отказе от приема предъявленного к перевозке груза в случаях, предусмотренных пунктами "а" , "б" и "в" настоящего параграфа, автотранспортное предприятие или организация взыскивает с грузоотправителя стоимость фактического пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки в соответствии с тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом.

§ 10. Грузоотправитель не имеет права предъявлять, а автотранспортное предприятие или организация принимать груз к перевозке в случаях, когда:

а) такая перевозка запрещена Уставом автомобильного транспорта РСФСР (ст. 18) ;

б) грузы товарного характера грузоотправителем не оформлены товарно - транспортными документами.

§ 11. Грузоотправитель обязан передать автотранспортному предприятию или организации качественные удостоверения, сертификаты, ветеринарные свидетельства или другие документы, необходимые для перевозки грузов в соответствии с санитарными и другими правилами, издаваемыми компетентными органами.

§ 12. Грузоотправитель не должен предъявлять к перевозке в одном автомобиле различные по своим свойствам грузы, если их совместная перевозка может привести к порче этих грузов.

§ 13. Перевозка грузов производится автотранспортным предприятием или организацией без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя), за исключением следующих грузов, перевозимых в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя):

А. Грузы, требующие по своему характеру особых условий перевозки:

1. Взрывчатые вещества.

2. Самовозгорающиеся вещества.

3. Легковоспламеняющиеся жидкости (кроме жидких топлив), кинопленка и кинолента.

4. Отравляющие сильнодействующие ядовитые вещества.

5. Едкие вещества.

6. Стекло и стеклянно - фарфоровые изделия без специальной упаковки.

Б. Грузы, требующие особой охраны:

1. Драгоценные камни.

2. Драгоценные металлы.

3. Ювелирные изделия.

4. Художественные изделия и антикварные вещи.

5. Предметы искусства (картины, скульптурные произведения и др.).

В. Грузы, требующие ухода за собой в пути:

Животные, птица и пчелы.

§ 14. В зависимости от наличия у автотранспортного предприятия или организации специализированных автомобилей и экспедиторов автотранспортное предприятие или организация может по согласованию с грузоотправителем (грузополучателем) принять груз к перевозке с выполнением транспортно - экспедиционных операций по приему, сопровождению и сдаче грузов, указанных в § 13 раздела 2 настоящих Правил.

§ 15. В случаях, когда груз перевозится в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), последний обязан обеспечить явку экспедитора на место погрузки груза к моменту прибытия подвижного состава.

В случаях опоздания экспедитора к моменту прибытия подвижного состава грузоотправитель (грузополучатель) несет перед автотранспортным предприятием или организацией ответственность за простой подвижного состава, предусмотренную ст. 141 Устава автомобильного транспорта РСФСР.

По истечении одного часа ожидания экспедитора грузоотправителя (грузополучателя) автотранспортное предприятие или организация вправе возвратить подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках. В этом случае перевозка считается несостоявшейся, начисление штрафа за простой прекращается и автотранспортное предприятие или организации ответственности за невыполнение перевозки не несет.

§ 16. При приеме груза к перевозке шофер - экспедитор предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенные печатью автотранспортного предприятия или организации.

Путевой лист дает право на въезд подвижного состава и находящихся в нем лиц, указанных в путевом листе, на территорию грузоотправителя и грузополучателя, если для этого не требуется оформления специального пропуска.

В тех случаях, когда для въезда (выезда) автомобиля требуются специальные пропуска, автотранспортные предприятия или организации и грузоотправители (грузополучатели) должны в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом предусмотреть порядок выдачи указанных пропусков, имея в виду предварительную их подготовку, а также другие меры, направленные на рациональное использование подвижного состава.

Автотранспортные предприятия и организации и грузоотправители (грузополучатели) могут в договорах предусматривать обязанность шофера - экспедитора предъявлять паспорт при получении ценных грузов к перевозке.

§ 17. Грузоотправитель (грузополучатель) может предъявлять к перевозке грузы с объявленной ценностью.

§ 18. Отправитель обязан объявить ценность следующих грузов:

а) драгоценных металлов и изделий из них; драгоценных камней, предметов искусства, картин, статуй, художественных изделий, антикварных вещей, ковров, не имеющих прейскурантной цены, опытных машин, оборудования и приборов, на которые не утверждены цены;

б) домашних вещей.

§ 19. Не допускается объявление ценности грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, за пломбами грузоотправителей, а также скоропортящихся и опасных грузов. Не допускается объявление ценности части груза, перевозимого по одной товарно - транспортной накладной.

§ 20. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем (грузополучателем) стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт.

При предъявлении к перевозке груза с объявленной ценностью грузоотправитель обязан составить опись грузовых мест в трех экземплярах по установленной форме (Приложение N 2 к настоящему разделу), которые передаются автотранспортному предприятию или организации.

После проверки описи один экземпляр возвращается грузоотправителю, второй остается в автотранспортном предприятии или организации, а третий вручается грузополучателю при сдаче груза.

§ 21. При сдаче грузоотправителем и приеме автотранспортным предприятием или организацией грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должен быть определен и указан в товарно - транспортной накладной вес этих грузов.

Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием в товарно - транспортной накладной веса груза и количества грузовых мест. Вес тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их к перевозке и указывается на грузовых местах. Общий вес груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом веса на грузовых местах по трафарету или стандарту.

Для отдельных грузов вес может определяться по соглашению сторон расчетным путем, по обмеру, объемному весу или условно.

Если предъявляются грузовые места одного стандартного размера в адрес одного грузополучателя, указание веса на каждом грузовом месте необязательно, за исключением случаев, когда государственными стандартами предусмотрено обязательное указание веса брутто и нетто на стандартных местах. В этом случае в накладной в графе "Способ определения веса" проставляется "по стандарту".

§ 24. Количество грузов нетоварного характера определяется по актам замера или актам взвешивания, составленным грузоотправителем (грузополучателем) совместно с автотранспортным предприятием или организацией. При массовых перевозках грунта определение его количества может производиться геодезическим замером.

Акт взвешивания составляется на основании контрольного взвешивания 5 - 10 автомобилей, после чего определяется средний вес груза в одном автомобиле соответствующей марки.

При определении количества груза геодезическим замером общий вес груза устанавливается путем умножения объемных показателей геодезического замера на объемный вес груза, определяемый лабораторным методом.

При изменении характера груза или других условий перевозок по требованию автотранспортного предприятия или организации, грузоотправителя или грузополучателя производится новое контрольное взвешивание или определение объемного веса груза.

Автотранспортное предприятие или организация, грузоотправитель или грузополучатель не вправе отказаться от повторного взвешивания или определения объемного веса груза.

§ 25. Автотранспортное предприятие или организация во всех случаях может требовать дополнительной проверки количества или веса перевозимого груза. Результаты проверки должны быть занесены в товарно - транспортную накладную.

§ 26. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, а в установленных случаях - в иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.

Сельскохозяйственные продукты, отправляемые колхозами и совхозами или заготовительными организациями потребительской кооперации, могут приниматься к перевозке в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке.

Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза будут замечены такие недостатки, которые вызывают опасения утраты, порчи или повреждения груза, грузоотправитель обязан по требованию автотранспортного предприятия или организации привести тару или упаковку в соответствие с требованиями Устава автомобильного транспорта РСФСР (ст. 52) .

Как и другие сферы деятельности, автомобильные перевозки затрагивают интересы нескольких сторон участников, которые регламентируются нормативными и правовыми актами. Весь перевозочный процесс, с самого начала – приёмка груза и до момента его доставки чётко прописан в Правилах перевозок грузов для автотранспорта, который разработали на основе устава автомобильной техники.

Правила погрузки

Согласно этим правилам приём грузов транспортным предприятием, должен производиться на основе договора организации перевозок, заявок и нарядов-заказов. В соответствии с данными указанными в документе, и предварительно согласованными обеими сторонами, перевозчик должен предоставить необходимую исправную технику, на которой будет производиться перевозка.

В свою очередь, грузоотправитель должен правильно подготовить груз для погрузки: скомпоновать, упаковать и при необходимости промаркировать его. Взвешивание груза производится отправителем, или в присутствии человека представляющего грузоперевозочную компанию. Им же должно производиться и опломбирование в случае перевозок контейнером. По согласованию сторон все вышеперечисленные процедуры может проводить и перевозчик.

Правила погрузки материальных ценностей

В случае перевозки таких грузов упаковка, погрузка и опломбирование, должен производить сам отправитель. Погрузка и правильное размещение в кузове грузовика, производится согласно требованиям по безопасной доставке ценных грузов. Чтобы в процессе транспортирования груз не был повреждён. Сроки загрузки рассчитываются согласно нормативам, прописанным в Правилах, или устанавливаются на основе подписанного договора.

Документация

Документом, который подтверждает факт приёма груза транспортной компанией, помимо самого договора, является транспортная накладная. Грузоотправитель должен оформить три комплекта этого документа, вне зависимости от количества груза, который будет перевозиться одним автомобилем.

Количество накладных должно соответствовать автомобилям, на которых будет осуществляться доставка. Сам факт приёмки груза подтверждается подписями обеих сторон отправителя и получателя.

В нём должна содержаться вся необходимая информация о грузе, условия, при которых будет производиться перевозка, указание фирмы отправителя, получателя и перевозчика, а также адреса тех мест, в которых будет происходить выгрузка.

Наряду со всем этим в накладной должна быть указано:

  • Наименование груза.
  • Количество мест.
  • Вид упаковочной тары.
  • Маркировка.
  • Сведения пломбировки груза.

Ещё она обязательная процедура – это фиксирование информации о принятии заказа, вид и номер техники перевозчика, необходимые сведения о переадресовке, стоимость сопутствующих услуг. Стоимость груза тоже необходимо указать в накладной, но она не должна превышать реальной стоимости товара.

В каких случаях не требуется оформление накладной?

Такой документ будет не нужен в случаях перевозки груза на основании договора фрахтования, или при личном сопровождении груза отправителем. Единственным документом для перевозки под надзором грузоотправителя будет заказ-наряд.

Автотранспортные предприятия принимают к перевозке грузы на основании утвержденных в установленном порядке планов и заключенных годовых договоров на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также грузы разового характера. На перевозку грузов автомобильным транспортом грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие при наличии годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора - разов заказ.
Заявка представляется в обусловленные годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом сроки. По согласованию с автотранспортным предприятием грузоотправитель может передать заказ на перевозку груза телефонограммой с сообщением в ней всех обходимых данных. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществлен перевозок грузов, определяются автотранспортными предприятиями зависимости от объема и характера перевозок.
Автотранспортные предприятия обязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и разгрузки в соответствии с принятыми заявками и разовыми заказами, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям. Подача подвижного состава, непригодного для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспорт средств. При отказе грузоотправителя от поданного автотранспорта, предприятием подвижного состава составляется акт по установленной форме.
Автотранспортные предприятия в случае неподачи по их вине подвижного состава, предусмотренного месячными планами перевозки грузов, обязаны по требованию грузоотправителей (грузополучателей) выделять подвижной состав для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Подвижной состав, не поданный в последнем месяце квартала, должен быть выделен в первом месяце ел следующего квартала.
Порядок выделения подвижного состава для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между автотранспортным предприятием и грузоотправителем (грузополучателем). При нарушении согласованного порядка автотранспортное предприятие за неподачу подвижного состава, а грузоотправитель (грузополучатель) за непредъявление грузов к перевозке несут предусмотренную договором и Уставом автомобильного транспорта ответственность.
Автотранспортные предприятия обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличенным пробегом. Автотранспортные предприятия обязаны при приеме заказа (заявки) поставить грузоотправителя (грузополучателя) в известность об увеличении расстояния перевозки.

Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку:
1. Подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям), с тем чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования.
2. Заготовить товарно-транспортные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п. Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, и не был приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку, считается непредъявленным. В этих случаях грузоотправитель обязан оплатить стоимость пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки, а также штраф за простой автомобиля в ожидании погрузки. Отдельно предусмотрена законодательством и ответственность за неправильное оформление товарно-транспортных документов.
Вместе с грузом грузоотправитель обязан передать автотранспортному предприятию сертификаты, ветеринарные свидетельства или другие документы, необходимые для перевозки грузов в соответствии с санитарными и другими правилами. Грузоотправитель не должен предъявлять к перевозке в одном автомобиле различные по своим свойствам грузы, если их совместная перевозка может привести к порче этих грузов. При сдаче груза к перевозке грузополучатель имеет право проследить, правильно ли произведена погрузка на автотранспортные средства, учтены ли его пожелания по перевозке грузов (указанные в товарно-транспортных документах).
Автотранспортное предприятие имеет право отказаться от приема груза к перевозке, если:
а) груз предъявлен грузоотправителем в ненадлежащей таре или упаковке;
б) предъявленный груз не предусмотрен заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а при междугородных перевозках - с назначением в другой пункт;
в) вес предъявляемого груза, перевозка которого должна осуществляться на одном автомобиле, превышает грузоподъемность подвижного состава, поданного под погрузку согласно заказу или заявке;
г) груз не может быть доставлен вследствие явлений стихию характера, из-за дорожных или климатических условий, вызвавших временное прекращение или ограничение перевозок грузов по автомобильным дорогам.
При отказе от приема предъявленного к перевозке груза в случаях, предусмотренных пунктами "а", "б" и "в", автотранспортное предприятие взыскивает с грузоотправителя стоимость фактического пробег автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки в соответствии с тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом.
Грузоотправитель не имеет права предъявлять, а автотранспортное предприятие принимать груз к перевозке в случаях, когда :
а) такая перевозка запрещена Уставом автомобильного транспорта (ст. 18);
б) грузы товарного характера грузоотправителем не оформлю товарно-транспортными документами. Перевозка грузов может производиться автотранспортным приятием как с выполнением транспортно-экспедиционных операций приему, сопровождению и сдаче грузов экспедитором (грузоотправителя, грузополучателя, самого транспортного предприятия), так и без такового.
Однако в отношении некоторых видов грузов экспедиторское сопровождение является обязательным (см. раздел 3). Если груз перевозится в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), последний обязан обеспечить явку экспедитора на место погрузки, груза к моменту прибытия подвижного состава. Если экспедитор к моменту прибытия подвижного состава опоздал, грузоотправитель (грузополучатель) несет перед автотранспортным предприятием ответственность за простой подвижного состава, предусмотренную договором ст. 141 Устава автомобильного транспорта. По истечении одного часа ожидания экспедитора грузоотправителя (грузополучателя) автотранспортное предприятие вправе вернуть подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках. этом случае перевозка считается несостоявшейся, начисление за простой прекращается и автотранспортное предприятие о ответственности за невыполнение перевозки не несет. При приеме груза к перевозке водитель-экспедитор предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенные печатью автотранспортного предприятия. Путевой лист дает право на въезд подвижного состава и находящихся в нем лиц, указанных в путевом листе, на территорию грузоотправителя и грузополучателя, если для этого не требуется оформления специального пропуска.
В тех случаях, когда для въезда (выезда) автомобиля требуются специальные пропуска, автотранспортные предприятия и грузоотправители (грузополучатели) должны в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом предусмотреть порядок выдачи указанных пропусков, имея в виду предварительную их подготовку, а также другие меры, направленные на рациональное использование подвижного состава.

Автотранспортные предприятия и грузоотправители (грузополучатели) могут в договорах предусматривать обязанность водителя-экспедитора предъявлять паспорт при получении ценных грузов к перевозке. Грузоотправитель (грузополучатель) может предъявлять к перевозке грузы с объявленной ценностью. Он обязан объявить ценность следующих грузов:
а) драгоценных металлов и изделий из них; драгоценных камней, предметов искусства, картин, статуй, художественных изделий, антикварных вещей, ковров, не имеющих прейскурантной цены, опытных машин, оборудования и приборов, на которые не утверждены цены;
б) домашних вещей.
Не допускается объявление ценности грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, за пломбами грузоотправителей, а также скоропортящихся и опасных грузов. Также не допускается объявление ценности части груза, перевозимого по одной товарно-транспортной накладной.
Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между автотранспортным предприятием и грузоотправителем (грузополучателем) стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт. При предъявлении к перевозке груза с объявленной ценностью грузоотправитель обязан составить опись грузовых мест в трех экземплярах по установленной форме (приложение к настоящему параграфу), которые передаются автотранспортному предприятию. После проверки описи один экземпляр возвращается грузоотправителю, второй остается в автотранспортном предприятии, а третий вручается грузополучателю при сдаче груза.
При сдаче грузоотправителем и приеме автотранспортным предприятием грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должен быть определен и указан в товарно-транспортной накладной вес этих грузов.
Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием в товарно-транспортной накладной веса груза и количества грузовых мест. Вес тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их к перевозке и указывается на грузовых местах. Общий вес груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом веса на грузовых местах по трафарету или стандарту. Для отдельных грузов вес может определяться по соглашению сторон расчетным путем, по обмеру, объемному весу или условно.
Запись в товарно-транспортной накладной о весе груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем. Определение веса груза производится совместно грузоотправителем и автотранспортным предприятием техническими средствами грузоотправителя. При перевозке грузов в крытых автомобилях и прицепах, отдельных секциях автомобилей, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение веса груза производится грузоотправителем.
Грузы, имеющие маркированный вес нетто или брутто, перевеске не подлежат. Водитель-экспедитор при отсутствии следов вскрытия тары или упаковки принимает такой груз у грузоотправителя согласно весу, указанному на маркировке. Если предъявляются грузовые места одного стандартного размера в адрес одного грузополучателя, указание веса на каждом грузовом месте необязательно, за исключением случаев, когда государственными стандартами предусмотрено обязательное указание веса брутто и нетто на стандартных местах. В этом случае в накладной в графе "Способ определения веса" проставляется "по стандарту".
Количество грузов нетоварного характера определяется по актам замера или актам взвешивания, составленным грузоотправителем (грузополучателем) совместно с автотранспортным предприятием. При массовых перевозках грунта определение его количества может производиться геодезическим замером. Акт взвешивания составляется на основании контрольного взвешивания 5-10 автомобилей, после чего определяется средний вес груза в одном автомобиле соответствующей марки. При определении количества груза геодезическим замером общий вес груза устанавливается путем умножения объемных показателей геодезического замера на объемный вес груза, определяемый лабораторным методом.
При изменении характера груза или других условий перевозок по требованию автотранспортного предприятия, грузоотправителя или грузополучателя производится новое контрольное взвешивание или определение объемного веса груза. Автотранспортное предприятие, грузоотправитель или грузополучатель не вправе отказаться от повторного взвешивания или определения объемного веса груза.
Автотранспортное предприятие во всех случаях может требовать дополнительной проверки количества или веса перевозимого груза. Результаты проверки должны быть занесены в товарно-транспортную накладную.
Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза будут замечены такие недостатки, которые вызывают опасения утраты, порчи или повреждения груза, грузоотправитель обязан по требованию автотранспортного предприятия привести тару или упаковку в соответствие с требованиями Устава автомобильного транспорта (ст. 52.).
Максимальные размеры и вес одного места груза не должны превышать грузоподъемности и размеров кузова автомобиля, в который производится погрузка, с учетом отклонений, установленных Правилами дорожного движения.
Грузоотправитель отвечает за все последствия неправильной внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.д.), а также за применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его весу или установленным стандартам и техническим условиям.
Прием к перевозке грузов в части, не предусмотренной Уставом автомобильного транспорта и Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, производится в соответствии с правилами перевозок отдельных видов грузов.