Развитие речи у ребенка. Развитие речи у детей раннего возраста Что такое пассивная речь

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи: - устной, - письменной. Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.

Разговорная речь

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Главная особенность диалогической речи - она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.

Монологическая речь

Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего). Она требует целый ряд умений: - излагать связно, - излагать последовательно и доходчиво, - соблюдать нормы языка, - ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории, - ориентироваться на психическое состояние слушающих, - контролировать себя.

Активная и пассивная форма речи

Слушающий, разумеется, тоже прикладывает определенные усилия для понимания того, что ему говорят. Интересно, что когда мы слушаем, то повторяем про себя слова говорящего. Слова и фразы говорящего еще какое-то время "циркулируют" в сознании слушающего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. При этом активность слушающего может быть очень разной: от вялого и равнодушного до судорожно активной. Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь - спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма - повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим). У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно. И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди - наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.

Как она формируется (устная, экспрессивная). Тут же переходим к закономерностям развития речи в онтогенезе

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи:

Письменной.

Оба эти вида, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.

Разговорная речь

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Главная особенность диалогической речи - она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы.

Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.

Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего). Она требует целый ряд умений:

Излагать связно,

Излагать последовательно и доходчиво,

Соблюдать нормы языка,

  • - ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории,
  • - ориентироваться на психическое состояние слушающих,
  • - контролировать себя.

Активная и пассивная форма речи

Слушающий, тоже прикладывает определенные усилия для понимания того, что ему говорят. Интересно, что когда мы слушаем, то повторяем про себя слова говорящего. Слова и фразы говорящего еще какое-то время "циркулируют" в сознании слушающего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. При этом активность слушающего может быть очень разной: от вялого и равнодушного до судорожно активной.

Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь - спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма - повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим).

У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно.

И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди - наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.

Письменная речь

Основное отличие письменной речи от устной заключается в материальном носителе речи. В первом случае это бумага (монитор компьютера, иное), во втором - воздух (а точнее воздушные волны). Существуют однако существенные психологические отличия в таких способах общения.

В устной речи слова строго следуют одно за другим. Когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. Устная речь представлена в восприятии слушающего лишь весьма коротким своим участком. В письменной же речи вся она целиком представлена в восприятии или же может быть представлена в ней сравнительно малыми усилиями.

Если представить, что роман какого-нибудь писателя это одно устное сообщение, то мы в любой момент можем вернуться в начало романа, чтобы посмотреть, например, как зовут того или иного героя, можем даже заглянуть в конец этого "сообщения", чтобы посмотреть чем оно закончилось. Исключением, быть может, лишь то, когда читаем роман в нескольких частях, а на руках имеем лишь одну из частей.

Эта особенность письменной речи создает определенные преимущества перед устной. В том числе она позволяет излагать очень сложные для восприятия темы для плохо подготовленного слушателя.

Письменная речь удобна и для пишущего: можно откорректировать написанное, четко структурировать текст, не боясь забыть того, что было уже сказано, можно подумать над эстетикой письменного сообщения и тем, как слово будет понять читающим, какой след оно оставит в его сердце.

С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, грамотности.

Интересно, что подавляющее большинство киногероев разговаривает значительно более складно, чем обычные люди в реальной жизни. Они говорят "как по-писаному", потому что их устная речь и есть на самом деле повторение письменной речи сценариста. При этом следует учесть, конечно, что вербальный интеллект большинства сценаристов выше среднего.

Письменная речь сложнее еще и тем, что в ней нельзя использовать интонации и сопровождающие жесты (мимику, пантомимику). Для многих людей, имеющих маленький опыт письменной речи, это сущая проблема - как передать свои чувства, свое отношение к тому, о чем говорится, как "голым словом" склонить читающего к нужному действию.

Кинетическая речь

Речь движениями сохранилась у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи. Со временем этот вид речи утратил свои функции, в настоящее время он используется в основном в качестве эмоционально-выразительного сопровождения, то есть в виде жестов. Жесты придают речи дополнительную выразительность, ими можно настроить слушающего на тот или иной лад.

Существует однако довольно большая социальная группа, для которой кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Глухонемые люди - родившиеся такими или потерявшие возможность слышать в результате болезни, несчастного случая - активно используют язык жестов в своей повседневной жизнедеятельности. При этом следует учесть, что в данном случае кинетическая речь существенно более развита в сравнении с кинетической речью древнего человека за счет более продвинутой системы знаковых сигналов.

Внутренняя и внешняя речь

Внешняя речь связана с процессом коммуникации. Внутренняя речь является стержнем нашего мышления и всей сознательной деятельности. И мышление, и зачатки сознания присутствуют у животных, но именно внутренняя речь является мощным катализатором и того, и другого, что наделяет человека - в сравнении со всеми другими животными - просто сверхъестественными способностями.

Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика - услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью. Реверберации способны быстро "перетечь" в чисто внутреннюю речь.

Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.

Чаще всего пассивная речь опережает активную. Уже в 10-12 месяцев обычно дети понимают названия многих предметов и действий, чуть позже число понимаемых слов может значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, хорошо понимая все, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова - либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И даже в старшем возрасте ребенок не всегда может самостоятельно объясняться, высказывать точку зрения, быть активным участником обсуждения.

Для развития активной речи необходимо создание ситуаций сотрудничества или содержательного, делового общения ребенка со взрослым и сверстниками. Такие условия будут побуждать ребенка к речевой активности, как по поводу обсуждения совместной игры, так и познания окружающего мира.

В хрестоматии по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста (составители М. М. Алексеева, В. И. Яшина) говорится о том, что формирование активной речи реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед.

В учебном пособии Бородич А. М. «Методика развития речи детей» рассматриваются основные вопросы формирования активной речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Автор отмечает, что уровень разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка .

А. М. Леушиной было установлено, что у одних и тех же детей активная речь может быть то более ситуативной, то более контекстной в зависимости от задач и условий общения. Этим было показано, что ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной для детей дошкольного возраста, и что даже у самых маленьких дошкольников при определенных условиях общения возникает и проявляется контекстная речь .

Т. И. Гризик считает, что наиболее социально значимой для развития активной речи дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях .

Таким образом, мы приходим к выводу, что активная речь ребенка базируется на количестве понимаемых слов, иногда имеет ситуативный характер, а так же требует создания специальных условий для своего проявления.

Развитие речи - это становление сложной языковой системы, состоящей из стабильных и устойчивых базовых структур в процессе социальной коммуникации при нейробиологической готовности церебральных систем и подсистем.

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Анатолий Маклаков [Маклаков, 2001] выделяет четыре периода развития речи у ребенка. Первый период является периодом подготовки к словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребенка. Второй период - это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни. Третий период - это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, начинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Последний, четвертый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе. Рассмотрим более подробно основные особенности и закономерности развития речи ребенка на данных этапах.

Первый период - период подготовки словесной речи - начинается с первых дней жизни ребенка. Как известно, голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных. Это хныканье, а несколько позднее (три - четыре недели) - редкие отрывистые звуки зачатков лепета. Эти первые звуки лишены функции речи. Они возникают, вероятно, из-за органических ощущений или двигательных реакций на внешний раздражитель. С другой стороны, уже в возрасте двух- трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев - связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав голос, трехмесячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление может рассматриваться как первые зачатки речевого общения. После трех - четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с тем, что ребенок начинает бессознательно подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые, входя в сочинения с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги, например, «да-да-да или «ня-ня-ня» .

Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок начинает тянуть руки. Дети этого возраста реагируют и на отдельные слова. Например, на вопрос «Где мама?» ребенок начинает поворачивать в сторону матери или искать ее глазами. Начиная с семи-восьми месяцев у ребенка увеличивается количество слов, которые он связывает с определенными действиями или впечатлениями.

Первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Однако первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Поэтому для самого ребенка эти первые слова еще не являются настоящим языком. Речь ребенок язык школа.

Возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками. С восьми-девяти месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые у него вызывают определенную реакцию, приобрели для него некоторый смысл.

Одновременно с началом попыток активной речи у ребенка быстро увеличивается количество понимаемых слов. Так, до 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в 12-й -13-й месяцы этот прирост увеличивается до 20 - 45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться обращенными к нему словами.

В связи с начинающимся развитием собственно речевого общения, которое выделяется в самостоятельную форму общения, которое выделяется в самостоятельную форму общения, происходит переход к следующему этапу овладения ребенком речью - периоду первоначального овладения языком. Этот период начинается в конце первого или в начале второго года жизни. Вероятно, в основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отношений ребенка с окружающим миром, что и создает у него настоятельную потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка .

Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Ребенок уже в состоянии указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данными предметами и отношения к ним. Ребенок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий. Звуковые подобия слов и отдельные членораздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребенка, манипуляцией предметами, с процессом общения. При этом одним и тем же словом ребенок может называть совершенно разные предметы. Например, слово «ки-ки» у ребенка может означать и кошку, и меховую шубу .

Следующей особенностью данного периода является и то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом, как правило существительным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к матери может означать и просьбу о помощи, и сообщение о том, что ребенку необходимо что-то сделать. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от конкретной ситуации и от сопровождающих эти слова жестов или действий ребенка. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, грамматически еще не сопоставимые друг с другом, поскольку речь на данном этапе развития грамматически не дифференцирована. Эти особенности речи ребенка внутренне связаны с тем, что его мышление, в единстве с которым формируется речь, еще имеет характер наглядных, действенных интеллектуальных операций. Обобщение представления, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности ребенка, уже оформляются и закрепляются в его сознании с помощью слов языка, которые сами включаются в мышление на данном этапе только в наглядном, практическом процессе.

Не является достаточно развитой на данном этапе и фонетическая сторона речи. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки, и даже целые слоги, например, «Эня» вместо «Женя». Нередко в словах ребенок переставляет звуки или замещает одни звуки другими, например, «фофо» вместо «хорошо» .

Следует отметить, что рассматриваемый период развития речи у ребенка может быть условно разделен на несколько стадий. Описание выше особенности относятся к первой стадии - стадии «слова-предложения». Вторая стадия начинается со второго полугодия второго года жизни ребенка. Эта стадия может быть охарактеризована как стадия предложений, состоящих из двух-трех слов или как стадия морфологической расчлененности речи. С переходом к данной стадии начинается быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годам достигает 250- 300 слов, имеющих устойчивое и четкое значение .

На данной стадии возникает умение самостоятельно употреблять ряд морфологических элементов в свойственном им в языке значении. Например, ребенок начинает более грамотно использовать число в именах существительных, категории уменьшительности и категории повелительности, падежи существительных, времена и лица глаголов. К этому возрасту ребенок овладевает почти всей системой звуков языка. Исключение составляют плавные «р» и «л», свистящие «с» и «з» и шипящие «ж» и «ш» .

Увеличение темпов овладения языком на данной стадии может быть объяснено тем, что в своей речи ребенок пробует выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, что не связано с наглядностью и действенностью конкретной ситуации. Можно предположить, что развитие мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий, что толкает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетики речи .

Освобождение речи ребенка от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие символизирует начало нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики. Этот период начинается примерно с двух с половиной лет и завершается к шести годам. Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Более того, речь для ребенка начинает иметь особое значение. Так, взрослые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. На данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если на более ранних этапах отмечалась доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном этапе речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, но и научиться грамматически правильному построению речи [там же].

Однако на данном этапе ребенок не задумывается о морфологии или синтаксисе языка. Его успехи в овладении языком связаны с практическими обобщениями языковых фактов. Они не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку представляют собой «построение по образцу», основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным источником новых слов для него являются взрослые. В своей речи ребенок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых, даже не понимая их смысла. Например, достаточно часто отмечаются случаи, когда ребенок использует в своей речи бранные, и даже нецензурные слова, случайно им услышанные. Чаще всего своеобразие лексики ребенка определяется словами, которые являются наиболее употребительными среди его ближайшего окружения, его семьи.

Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые строят неологизмы, говорит по аналогии «жирафленочек» .

Д ля данного этапа развития речи ребенка, так же, как и для предыдущего этапа, характерно наличие нескольких стадий. Вторая стадия начинается в возрасте четырех - пяти лет. Эта стадия характеризуется тем, что развитие речи теперь тесно связано с формированием у детей рассуждающего логического мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные («по тому что»), целевые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи .

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка. Их активный словарь составляет две-три тысячи слов. Но с семантической стороны их речь остается относительно бедной: значения слов недостаточно точны, иногда слишком сужены или слишком широки. Другая существенная особенность данного периода состоит в том, что дети с трудом могут сделать речь предметом своего анализа. Например, дети, хорошо владеющие звуковым составом языка, до начала обучения чтению с огромным трудом справляются с задачей произвольного разложения слова на звуковые компоненты. Более того, исследования А.Р. Лурии показали, что ребенок испытывает значительные трудности даже при определении смыслового значения близких по звучанию слов и словосочетаний («сын учителя» - «учитель сына»).

Обе эти особенности преодолеваются лишь в ходе следующего этапа развития речи - этапа развития речи в связи с изучением языка. Этот этап речевого развития начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Если прежде, на ранних ступенях развития происходят огромные сдвиги. Если прежде, на ранних ступенях развития речи, ребенок овладевал языком практически, в процессе непосредственного речевого общения, то при обучении в школе язык становится для ребенка предметом специального изучения. В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи .

Первоначально речь ребенка, приходящего в школу, во многом сохраняет особенности предшествующего периода развития. Существует большое расхождение между количеством слов, которые ребенок понимает (пассивный словарь). Кроме этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. В последующем наблюдается существенное развитие речи ребенка.

Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребенка. Это выражается в том, что ребенок, во-первых, приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. Во-вторых, ребенок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям .

Развитие осознания ребенком языка, происходящее в процессе обучения грамматике, является важным условием формирования более сложных видов речи. Так, в связи с необходимостью дать связное описание, последовательный пересказ, устное сочинение, у ребенка формируется развернутая монологическая речь, которая требует более сложных и более осознанных грамматических форм, чем формы, которые ребенок использовал прежде в диалогической речи .

Особое место на данном этапе развития речи занимает письменная речь, которая первоначально отстает от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному, что придает ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи .

Таким образом, под влиянием школьного обучения речь ребенка получает дальнейшее развитие. Помимо четырех указанных этапов можно было бы назвать еще один - пятый этап развития речи, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот этап является уже строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У большей части развитие речи завершается с завершением школьных занятий и последующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит крайне незначительно.

Овладение речью выводит ребенка из ситуационной зависимости. Речь формируется в тесной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, эмоциональной, интеллектуальной. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания.

Людмила Таюрская
От пассивной речи к активной. Методы и приемы развития речи детей третьего года жизни

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребёнка Задачи этого возраста :

1. Понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

2. Расширять активный словарь .

3. Формировать грамматический строй речи .

4. Развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.

5. Важное значение имеет ориентировки в окружающем. Нужно развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми действиями взрослых. В результате этого развивается смысловая сторона речи , артикуляция, функции общения и обобщения.

В своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях ; у детей формируют дидактически направленную деятельность. Это зависит от типа занятий : при ознакомлении с окружающим основным видом работы является наблюдение, на занятиях с картинками - рассматривание.

Наблюдения значительно расширяются и углубляются. Например, при наблюдении за транспортом (легковые, грузовые, автобусы и т. д.) . Показываем, из каких частей они состоят (кабина, руль и т. д.) .

При наблюдении за живыми объектами детей знакомят с особенностями их внешнего вида, с повадками; как и что они едят, где живут. Например, птичка – у неё есть пёрышки, крылышки, клюв, на лапках коготки. Когда она ходит – коготки стучат, ходит она редко. Чаще птичка прыгает. Много летает. Когда летает, расправляет крылышки. Птичке дают зёрнышки, она их клюёт. Птичка живёт в гнёздышке.

На повторном занятии нужно активизировать речь детей . Следует задавать вопросы. При неполных ответах нужно дополнять речь детей .

В процессе наблюдение нужно констатировать не только то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей . Для развития речи используются картинки : с изображением отдельных предметов , предметов в действии и сюжетные. Наиболее часто используются сюжетные картинки. Это закрепление имеющихся у детей представлений , знаний, так и для получения новых.

Занятия протекают по- разному. Водном случае следует рассказ воспитателя. В другом случае дети рассказывают что изображено, а воспитатель обобщает и также задаёт вопросы.

Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Нужно привлечь внимание детей к картинке и читать текст или рассказывать своими словами. На следующих занятиях побуждать детей не только рассматривать картинки, но и рассказывать о том, что написано в книге. Книги способствуют установлением контактов как между взрослыми и детьми, так и между детьми. О содержании книг можно поговорить и в их отсутствие. Это развивает память , заставляет ребёнка размышлять. Большое место отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также народных потешек, песенок, и др.

Особенно важно систематически организовать рассказывание. Вначале один и тот же рассказ повторяется несколько раз как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы в два – три дня. Затем следует усложнение. Оно увеличивает количество действий, даётся более подробное описание отдельных персонажей; описывается место действия, раскрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами. Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым , способствует всестороннему развитию речи .

Занятия с использованием сюжетных игрушек (кукол, животных) влияют на развитие детей во многих направлениях : обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения со взрослыми и сверстниками; активизирует разнообразный словарь.

На таких занятиях, как правило, разыгрываются сюжеты (показывается ряд последовательных действий, взаимосвязных между собой, знакомые детям из собственной жизни (кормление куклы, игрушечных животных, укладывание куклы, подъём после сна, кормление и т. д.). При развёртывании сюжетов даётся много названий разных предметов , показываются действия с ними и раскрываются их значения, а также закрепляются навыки детей в самообслуживании , нормы поведения.

На занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по физической культуре, музыкальных дети встречаются со множеством различных предметов , материалов. Их обучают выполнять элементы различных видов деятельности (рисовать, лепить, слушать музыку, выполнять музыкально – ритмические движения, возводить элементарные постройки). В результате накапливается словарь : существительные, глаголы, прилагательные, наречия ; происходит усвоение грамматического строя речи . Пассивный словарь постепенно переходит в активный . Закрепляются навыки, приобретённые ранее и формируются новые. Навыки, связанные с процессами приёма пищи, раздевания, одевания и т. д.

Наряду с называнием предметов детей учат обозначать словами различные действия с разными предметами – налить суп, чай, компот и т. д. Называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, тёплая) ; разные действия с одним предметом – застегнуть , расстегнуть пуговицу и т. д.

Во время одевания, умывания и др. детей приучают помогать друг другу, формируя положительные отношения между собой. В результате этого усваивается разнообразный словарь (не трогай это полотенце, оно Танино и т. д.) . Развитие речи успешно осуществляется и в самостоятельной игре детей . Во время игры дети произносят много различных слов.

Постепенно в сознании ребёнка слова отдаётся от действия. В конце третьего года жизни дети , играя, действуя в воображаемой ситуации, отражают её в своей активной речи : «Поехал к бабушке… на поезде. Поезд едет – едет… Вдруг сломался… Ехать нельзя… И я сегодня не приеду к бабушке… » В этот возрасте дети мало задают вопросам к взрослым. Поэтому надо больше ставить вопросов, обращённых и к детям, и к игрушкам. Это создаёт условия для подражания.

По-прежнему сохраняется приём поручений. Но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни (Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф) .

Необходимо внимательно следить за речью ребёнка. Если он говорит неправильно, его нужно остановить и попросить произнести слово правильно : «Саша, скажи, как следует : голубок, а не губулёк. Повтори чётко : голубок». В случае отказа настаивать не надо.

Для активизации речи побудительные слова , которые нацеливают ребёнка на высказывания : «Скажи, повтори, спроси, расскажи.» Важными являются приёмы договаривания и подсказывания нужного слова.

Умелое использование всех перечисленных приёмов способствует своевременному развитию речи детей .

, логопед-дефектолог, г.Владимир.

Аннотация. Статья рассказывает о видах речи, характеризует основные виды речи.

Ключевые слова. Учение И.П.Павлова о I и II сигнальных системах, интонация, активная, пассивная речь, устная, письменная речь, монологическая, диалогическая речь, внешняя, внутренняя речь.

Kuznetsova Natalia Alekseevna

higher qualification speech-therapist, City Children Polyclinic №1, Vladimir

KINDS OF SPEECH, CHARACTERISTICS OF THE MAIN KINDS OF SPEECH

Abstract. The article tells you about kinds of speech and gives characteristics of the main kinds of speech.

Keywords. I.P. Pavlov"s doctrine about I-st and II-nd Signal Systems, intonation, active, passive speech, oral, written speech, monological, dialogical speech, external, internal speech.

Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Греки называли человека “говорящее животное”, но человек, в отличие от животного способен строить систему звуковых сигналов, отражающих не только его чувства и мысли о внешнем мире, но и сам внешний мир.

Общественная жизнь и коллективный труд вызывают необходимость у людей постоянно общаться друг с другом. Это общение в наиболее совершенной форме осуществляется в речи. Понятие “язык” предполагает систему словесных знаков, возникающих в результате общественно-исторического становления человеческого общества, тогда как речь – это индивидуальное пользование языком.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Человек может познавать и отражать окружающий материальный мир не только через I сигнальную систему, но и через особые сигналы – сигналы второго, высшего порядка – слова, речь. Согласно учению И.П.Павлова о сигнальных системах, II сигнальная система развивается на базе первой, т.е. для развития и формирования речи необходимо, чтобы у ребенка были нормальными двигательный, зрительный и слуховой анализаторы и соответствующие ощущения. Чем богаче зрительные и слуховые впечатления ребенка, тем ярче и образнее будет его речь. По словам К.Д.Ушинского дитя мыслит формами, звуками, красками. Если нарушается I сигнальная система, то это может привести к нарушению II сигнальной системы. Ярким примером такого нарушения взаимодействия сигнальных систем является глухонемота. Ребенок немой потому, что он не слышит. У него нет слуховых сигналов, поэтому у него не развивается II сигнальная система – речь. Еще в начале XX века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых “изолированных речевых центров”. И.П.Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее “динамической локализацией”. Речь, как и другие проявления ВНД, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого) имеют главенствующее значение в образовании речи. Лобные извилины(нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (ц.Брока). Височные извилины(верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (ц.Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры головного мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

Принято выделять (по отношению к говорящему и воспринимающему) активную и пассивную речь. С помощью активной речи мы выражаем наши мысли и тем самым делаем их достоянием других. Активная речь регулируется и управляется специальными речевыми механизмами, расположенными в лобной доле левого полушария коры головного мозга. Если этот участок мозга поврежден, то человек теряет способность говорить. Такое нарушение в логопедии называют моторной афазией.

Пассивная речь – это та речь, которую мы воспринимаем. Название “пассивная” следует понимать как условное. В действительности восприятие речи говорящего – тоже активный и сложный процесс. Эта речь регулируется и управляется речевыми механизмами, расположенными в височной доле левого полушария коры головного мозга. Если поражается этот участок мозга, то человек теряет способность понимать речь окружающих. Такое нарушение называется сенсорной афазией.

Активная речь, в свою очередь, подразделяется на устную и письменную , т.к. наши мысли могут быть выражены, только облекаясь в звуки и буквы. Устная речь у ребенка развивается на основе подражания речи окружающих. Благодаря наличию элементарного слуха ребенок сначала воспринимает речь говорящих, а потом у него постепенно развивается фонематический слух, с помощью которого он анализирует и различает звуки родного языка, а затем сам начинает произносить их. Устная речь характеризуется рядом психологических параметров, отличающих ее от других форм речи. Исправлять нарушения устной речи у ребенка нельзя, не зная общих закономерностей ее развития.

Материалистическая психология утверждает, что язык звуков является с самого начала единственной формой речи, которую когда-либо знало человеческое общество. Только у человека имеются специфические физиологические механизмы, дающие ему возможность овладеть устной речью. Большую роль во взаимодействии этих механизмов играет слуховой анализатор, нарушение функции которого неизбежно отражается на формировании устной речи. Эта речь реализуется, становится достоянием других благодаря звукам, которые ее составляют.

Устная речь отличается от письменной своими выразительными средствами. Важными факторами, влияющими на выразительность, является голос, интонация, логическое и словесное ударение, четкое произношение звуков, мимика и жесты, которые придают ей большую образность, яркость, эмоциональную насыщенность. Например, один и тот же литературный текст при чтении вслух будет восприниматься слушателями по-разному, в зависимости от мастерства его исполнения. Одним из важных факторов выразительности и образности речи является голос, его сила, тембр. Эти качества голоса во многом зависят от некоторых врожденных анатомо-физиологических данных человека. Как показывает опыт, при необходимости путем специальных упражнений голос можно развить или “поставить”. В логопедической практике приходится встречаться с различными формами нарушения голоса. Наиболее распространенными из них являются дисфония и афония. Дисфония - частичное расстройство голоса, часто встречающееся у преподавателей некоторых профессий – актеров, учителей и др. Голос при этом становится хриплым, сиплым. При афонии наступает полная утрата голоса. Она может быть временной, например, при простудных заболеваниях, или постоянной, может возникать в результате либо патологического поражения, либо оперативного удаления голосовых связок. В этих случаях нормальная речь становится невозможной.

На восприятие и выразительность речи влияет интонация . Мы можем произнести фразу: “Какой человек!” - с разной интонацией, и она будет понята по-разному. В одних случаях она может выражать восхищение, в других – досаду, неудовлетворенность и т.д. Как отмечают некоторые исследователи, интонация играет важную роль в восприятии и понимании речи ребенком, особенно на начальном этапе ее формирования – в 6-8месяцев, когда он не дифференцирует составных частей речевого потока, а воспринимает лишь общий речевой модуль фразы и улавливает ее смысл в зависимости от интонации нашего голоса. Так, Ж.Пиаже указывает, что ребенок в ранний период своей жизни реагирует одинаково на один и тот же вопрос: “Где часы?”, произнесенной на разных языках, но с одинаковой интонацией, и поворачивает голову в сторону часов. С 6-8месяцев он начинает вычленять звуковые комплексы слова, фонемы.

Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устной речи включают звенья ориентировки, одновременного программирования, речевой реализации и контроля. При этом программирование в свою очередь совершенствуется по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

Как известно, по степени психологической трудности выделяют 2 формы речи – монологическую и диалогическую. Монологическая речь считается более сложной, поэтому она требует предварительной подготовки, учета аудитории, большей развернутости, мотивации и доказательности. От диалогической отличается сложной синтаксической структурой.

Монологическая речь – оформление речи как обращенной прежде всего к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию собеседника, в отличие от диалогической речи – такой формы речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора. Диалогическая речь характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения. Тогда как монологическая речь характеризуется стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге.

Диалогическая речь ситуативна, т.к. протекает в большинстве случаев в какой-то обстановке в форме беседы. Она более конкретна, в ней много подсказано самой ситуацией. Она не требует такой синтаксической развернутости, как монологическая речь. По интонации, выражению лица, мимике и жестам мы о многом догадываемся и понимаем, что хочет сказать собеседник. Например, ожидая на перроне опаздывающий поезд, мы скажем, когда он показался: “Идет!”, - и всем будет ясно, о чем речь. Л.П.Якубинский, отечественный языковед и литературовед, в своей статье “О диалогической речи” пишет: “Диалогическая форма речи способствует протеканию речевой деятельности в порядке простого волевого действия, вне обдумывания и отбора.”

Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях – типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими “кусками”. Сложным является взаимоотношение между устной и письменной речью в процессе их формирования. Устная речь является базой для развития письменной. Чтобы овладеть грамотой, чтением и письмом, необходим хорошо развитый фонематический слух. Ребенок должен уметь четко дифференцировать речевой поток и выделять предложение, словосочетание, слова, слоги, звуки. По данным исследований, ребенок с дефектом произношения часто не только неправильно произносит звуки, но и неправильно их слышит. Для овладения письмом и чтением необходимо установить точное соотношение между звуком и буквой, между звуковым и кинестетическим образом фонемы и графемы, их акустическим и графическим образом. Это возможно лишь при хорошем уровне развития устной речи, правильном взаимодействии трех основных анализаторов – зрительного, слухового и двигательного. Нарушение их взаимодействия отражается на формировании как устной, так и письменной речи.

Особо выделяют еще так называемую внутреннюю речь , с помощью которой мы разговариваем сами с собой, мыслим. Внутренняя речь представляет собой различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Внутренняя речь в онтогенезе формируется в процессе интериоризации внешней речи.

Выделяют три основных типа внутренней речи: 1) внутреннее проговаривание – “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; 2) собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; 3) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Внутренняя речь является орудием мышления и отличается фрагментарностью, лаконичностью, не требует развернутых грамматических конструкций. А.Р.Лурия подчеркнул, что “внутренняя речь является … механизмом, превращающим внутренние субъективные смыслы в систему внешних развернутых речевых значений.” Л.С.Выготский писал: “Процесс чтения, обучение чтению теснейшим, внутренним образом связаны с развитием внутренней речи.”

В случае тяжелых речевых и слуховых нарушений у ребенка формируется и развивается еще и такие специфические формы речи, как жестово-мимическая и дактильная. Например, у ребенка, рано потерявшего слух, не может самостоятельно развиваться словесная речь, но потребность в общении у него не меньше, чем у нормально слышащего ребенка. Для выражения своих желаний глухой прибегает к жестово-мимической речи. Пользуются ей и дети с глубокой задержкой речевого развития – алалики. Первоначально для установления контакта с такими детьми приходится прибегать к этому средству общения, являющегося по сравнению с нашей словесной речью, конечно, несовершенным, ограниченным и примитивным, но на начальных этапах коррекционной работы единственным, с помощью которого можно общаться с такими детьми. В дальнейшем эта речь постепенно вытесняется развивающейся словесной речью. Дактилологией пользуются при обучении глухих детей. Каждый звук нашего алфавита имеет в этой речи свое пальцевое обозначение.

Итак, речь - это средство общения, необходимое для вовлечения субъекта в социальную среду. Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности, в соответствии с которыми выделяют разные виды речи, тесно взаимосвязанные между собой.

Литература:

  1. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 2008.
  2. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М., 2007.

List of references:

  1. Zhinkin N.A. Mechanisms of speech. – Moscow, 2008.
  2. Sokolov A.N. Internal speech and thinking. – Moscow, 2007.

Речь также подразделяют на активную (речь говорящего, пишущего) и пассивную (речь слушающего, читающего).

Речь человека вообще и его отдельные выступления перед слушающими можно охарактеризовать по содержанию, выразительности и форме.

Выступающий перед аудиторией должен иметь хорошо поставленный голос. От этого в значительной мере зависит успех передачи содержания, направленного не только к разуму, но и к чувствам слушателей. Невозможно передать всю глубину содержания, воздействовать на аудиторию и эмоционально и эстетически, если голос хриплый, сипящий и монотонный. Помимо этого, охрипший оратор вызывает у слушателей непреодолимую потребность прочистить горло кашлем. Кстати о кашле. Кашель аудитории как-то мешал лектору начать выступление. В ответ на его просьбу перестать кашлять из аудитории ответили: "Что значит перестать? Кашель ведь неуправляем". "Представьте себе - управляем", - ответил лектор и рассказал, о народовольце Н. А. Морозове, который, попав в Шлиссельбургскую крепость с очагом туберкулеза в легких и зная, что кашель ускоряет болезненный процесс, усилием воли приказал себе не кашлять. Когда через 30 лет он вышел на свободу, врачи поразились: от туберкулеза не осталось и следа. "Кстати, - закончил лектор, - обратите внимание: за то время, пока я рассказывал, ни один из вас не кашлянул" .

Речь должна быть сбалансирована по темпу. Торопливость, обычно вызванная робостью оратора, создает впечатление, что выступающий "отделывается". Вялая речь тоже неэффективна, так как вызывает безразличие к теме выступления. Очень медленное чтение лекции приводит к ослаблению восприятия, возникающие между словами паузы накладывают на каждое слово дополнительную смысловую нагрузку, слова получают неоправданно большую эмоциональную и содержательную значимость, что затрудняет восприятие .

Понятность языка выступления зависит от множества факторов: словарного состава, длины предложений, степени синтаксической сложности речи, насыщенности ее абстрактными выражениями, иностранными и специальными терминами. Очень важно правильно употреблять слова. Несоответствие употребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель выступления. Излишне выспренные выражения смешат, тривиальные раздражают, неправильно употребляемые слова вызывают насмешку и иронию. Выдающийся русский юрист и оратор А. Ф. Кони, хорошо знавший цену точности построения фразы, писал: "Стоит переставить слова в народном выражении "кровь с молоком" и сказать "молоко с кровью", чтобы увидеть значение отдельного слова, поставленного на свое место" .

Необходимо обратить внимание на словарный состав речи. В языковом отношении суждения должны быть сформулированы так, чтобы соответствовать запасу знаний слушателей и в некоторой степени характеру их ожиданий - социальных установок. Образец гибкого следования письменной речи за меняющейся во Франции обстановкой можно найти у Е. В. Тарле, который приводит наблюдение над спецификой подбора слов в парижской прессе для описания продвижения Наполеона с момента его высадки в бухте Жуан до вступления в Париж (период Ста дней). Первая публикация: "Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан", вторая - "Людоед идет к Грассу", третья - "Узурпатор вошел в Гренобль", четвертая - "Бонапарт взял Лион", пятая - "Наполеон приближается к Фонтенбло", шестая - "Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном Париже". Вся эта литературная гамма извлечена из одних и тех же газет, издававшихся при одном и том же составе редакции на протяжении нескольких дней: менялись ситуации и вместе с ними - слова .

Для того чтобы слушатели доверяли выступающему, его язык должен быть в известной мере близким к языку аудитории, в противном случае возникает отчужденность. Следует иметь в виду, что, как отмечал еще Н. Г. Чернышевский, формулой чувства групповой принадлежности становится утверждение "человек, говорящий нашим языком - наш человек". Современный русский литературный язык быстро развивается. Опытные преподаватели – это люди, учившиеся говорить и получившие представление о языковой норме 40 -50 лет назад. Они сохраняют представления о такой норме и поныне. Молодежь овладевает уже изменившимся языком, у нее формируется иное представление о речевой норме. Отсюда и ряд психологических трудностей: "старшие" поколения относятся с непониманием и нередко с возмущением к речевой норме молодежи, а молодежь стремится любой ценой отстоять свою речевую самостоятельность. Едва ли зрелый человек скажет "до фонаря", "до фени", но и юноша не употребит, выражений "соблаговолите", "не извольте беспокоиться". Из этого можно сделать некоторые выводы: необходимо освежать речь отдельными образными элементами современного языка и, может быть, даже студенческого сленга, не доводя, разумеется, этот процесс до абсурда - до языка Эллочки-людоедки. Очень важно помнить, что функции распределения значений слов могут не совпадать у вас и у ваших слушателей. То, что вам кажется смешным, они не поймут, а там, где вы говорите о серьезных вещах, могут засмеяться. Учет этих моментов существен для успешности лекторской и преподавательской работы.

Язык выступления должен быть по возможности простым. Не следует думать, что сложность и наукообразность речи способствуют ее пониманию и завоеванию авторитета лектора у слушателей. Некоторые лекторы без необходимости используют слишком сложную форму для выражения совсем простых мыслей. Манера излагать очевидно простой материал сложно иногда выявляет стремление создать определенную дистанцию между собой и собеседником, что ухудшает контакт. Представления, что о сложных научных проблемах нельзя говорить живо и просто, совершенно несостоятельны. Известный физик Гейзенберг писал: "Для физика возможность описания на обычном языке является критерием того, какая степень понимания достигнута в соответствующей области" . Конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что простота изложения требует не только большой работы над формой, но и углубленного знания предмета.

Допустимо ли использовать в речи штампы и стереотипы? Совместная жизнь и сотрудничество людей формируют общие для них стереотипы мышления. Мысленным штампам соответствуют и языковые стереотипы в форме нормативных оборотов речи. Иногда целесообразно пользоваться стереотипами, поскольку некоторые из них обладают большой действенной силой, которая сохраняется даже и тогда, когда условия, при которых были выработаны конкретные штампы, изменились, например "зов боевой трубы". Многие люди считают, что лучше обходиться без штампов, но ведь штампы экономят восприятие, позволяя быстро просматривать материал для обобщенной оценки его значимости.

Говорите кратко. Еще древние риторы предостерегали против длинных фраз, поскольку они плохо действуют на слух аудитории и на дыхание оратора. Цицерон утверждал, что величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Насколько известное высказывание Цезаря "Пришел, увидел, победил" лучше, чем "Сначала пришел, потом увидел и после этого победил"!

Желательно выражаться точнее, физик Дирак говорил точно и требовал точности от других. Однажды, окончив сообщение, он обратился к аудитории: "Вопросы есть?" "Я не понимаю, как Вы получили это выражение", - сказал один из присутствующих. "Это утверждение, а не вопрос, – произнес Дирак, – вопросы есть?"

Необходимо выражаться не только точно, но и образно. Вот пример из книги врача-гипнолога Буля . Человеку, находящемуся под гипнозом, внушалось: "Вы съели жирную пищу". Затем экспериментально изучали процессы в желчном пузыре, но никаких результатов, сходных с картиной реального насыщения жирной пищей, не обнаружили. Тогда изменили формулу внушения: "Вы видите перед собой на столе много вкусных питательных жирных блюд – яичницу с салом, колбасу, масло, ветчину с горчицей, свинину с хреном. Вы начинаете есть, выбирая то, что вы любите...". Рентгеновские снимки желудка и желчного пузыря показали картину, аналогичную той, которая возникает после реального насыщения подобной пищей.

Чем конкретнее речь, тем ярче зрительные представления, и напрасно в погоне за наукообразием вытравляют образность речи. Так, в газете писали о том, как режиссер научно-популярного фильма "Воздуху и воде быть чистыми" сдавал его заказчику. Дикторский текст начинался словами: "Ученые формулируют эту проблему просто: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей". Два почтенных специалиста-заказчика усмотрели в этом крамолу и исправили текст так: "Ученые формулируют эту проблему просто: или люди обеспечат достаточную очистку выбросов в атмосферу и водоемы, или фауна и флора, будут подвержены уничтожению". И стало скучно.

Поэтичность речи способствует ее восприятию. Например, архитектор Ф. О. Шехтель обратился к своим слушателям с такими словами: "Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трех сестрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре. С тех пор как существует наш мир, мы не перестаем зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в не меньшей степени участвует Музыка, Поэзия и остальные музы..." . Слушатели запомнили это на всю свою жизнь.

Желательно в речи чаще применять прямые обращения. Такой прием способствует активизации мышления слушателей, так как они тем самым непосредственно вовлекаются в решение излагаемых проблем. Начало речи Цицерона против Катилины, на которой училось много поколений ораторов, звучало так: "Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты в своем бешенстве будешь издеваться над нами?" Выражения типа "Попытаемся решить этот вопрос совместно с вами", "А теперь подойдем к этому же вопросу с другой стороны...", "Рассмотрим эту проблему с иной точки зрения", "Что мы знаем об этом деле?", "И что же мы видим?" приглашают слушателя к активному взаимодействию с лектором. Используйте личные местоимения и сокращенные формы, принятые в разговорной речи.