Центральный банк может предоставить коммерческому банку. Кредиты банка россии

2.1 Роль ЦБ РФ в кредитовании коммерческих банков

Законодательство России закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из множества негосударственных (коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным Банком прав проведения всех видов банковских операций, его главная функция- надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих или иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг.

Центральный банк -- государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк является важным звеном национальной кредитно-банковской системы. Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и др.

Традиционной функцией центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям.

В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Важный инструмент денежно-кредитной политики учетная ставка центрального банка для проведения операций по переучету векселей небанковских организаций. Схема переучета векселей центрального банка заключается в следующем. Коммерческий банк, получающий статус учетного от центрального банка, финансирует предприятие-экспортера под получение простого векселя, выданного на имя учетного банка. Учетный банк, в свою очередь, переучитывает (т. е. продает до наступления срока платежа) этот вексель в центральный банк под заранее установленный процент.

Политика рефинансирования коммерческих банков центральным банком используется как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований центрального банка.

Кредитные рефинансирования различаются по: форме обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); срокам использования (краткосрочные - до несколько дней и средне срочные (до нескольких месяцев); методам предоставления (прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральным банком через аукционы); целевому характеру (корректирующие и сезонные кредиты).

Учетные (дисконтные кредиты) это ссуды, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока.

Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг.

Существуют также операции открытом рынке, в которых Центральный банк также принимает активное участие. Политикой открытого рынка называют операции купли-продажи центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков. Продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, центральный банк ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению. Проводить такую политику центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи и уровень процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги. Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у центрального банка только при малом спросе на кредит со стороны предпринимателей и населения, а также когда центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т. е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой (операции РЕПО). Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и де нежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Традиционно центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством: проведения денежно-кредитной политики; валютных интервенций; использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

кредит денежный рынок банковский

Банки и их функции, роль в современной экономике

Роль коммерческих банков я разберу на примере банковской системы Соединенных Штатов Америки. Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС)...

Банковская система Республики Беларусь

Банк -- юридическое лицо, которое имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции...

Банковская система России: ее элементы и важнейшие функции

Коммерческие банки

Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств...

Коммерческие банки

Коммерческий банк - это институт, организующий движение ссудного капитала и платежный оборот в целях получения прибыли. В соответствие с Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности», «банк -- кредитная организация...

Коммерческие банки и их деятельность

Коммерческие банки, их роль и место в кредитно-финансовой системе

Кредитная система государств, построенных на рыночной экономике...

Кредит и коммерческие банки в банковской системе Российской Федерации

Значительное место в кредитной системе занимают коммерческие банки. Современные коммерческие банки - это кредитные организации...

Основные операции в Абаканском ОСБ ДО № 8602/0101 Восточно-Сибирского Банка Сбербанка РФ

По своей природе банки связаны с денежными и кредитными отношениями. Именно на их базе и зародилось такое уникальное образование, как банк, который можно определить как систему особых предприятий...

Пассивные операции коммерческих банков

История развития банковского дела и формирования современной банковской системы неразрывно связана с эволюцией денег и денежного обращения. Деньги - язык рынка...

Роль банков в экономике и анализ особенностей развития современной банковской системы России

Банк - это финансово-кредитный институт, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, организациям, гражданам и другим банкам. Банки выпускают...

Роль коммерческих банков

Для определения роли банков Беларуси в национальной экономике следует проанализировать наиболее общие показате-ли, характеризующие уровень развития денежной системы, поскольку банки сами по себе не могут существовать вне этих систем...

Современная банковская система

Коммерческие банки - это универсальные кредитные организации, проводящие разнообразные кредитно-денежные операции, целью которых является извлечение прибыли. С другой стороны коммерческие банки являются каналами денежного обращения...

Сущность, функции и операции коммерческих банков

Роль коммерческих банков в современной рыночной экономике достаточно велика. Деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря их связям со всеми секторами экономики...

Эффективность функционирования коммерческого банка

Термин "коммерческие банки" возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы (торговля - commerce...

Кредитование коммерческих кредитных организаций, являясь правом и обязанностью Центрального банка, может и должно играть весьма важную, а подчас критически значимую роль в обеспечении устойчивого развития национальной банковской системы в целом и поддержании здорового функционирования каждого коммерческого банка, имея в виду поддержания их текущей ликвидности и бесперебойное проведение расчетов по всем денежным обязательствам, включая банки, испытывающие финансовые трудности, но еще имеющие шансы преодолеть таковые и остаться в числе нормально действующих.

Указанные обстоятельства показывают особую значимость и необходимость существования кредитных отношений Центрального банка с коммерческими банками.

В целом, необходимость кредитования центральными банками коммерческих банков можно рассматривать на макро - и микроуровнях.

На макроуровне политика кредитования банковских институтов, прежде всего, используется для оказания воздействия на состояние денежно-кредитной сферы путем выдаваемых центральными банками кредитов и посредством ставки рефинансирования.

Механизм воздействия кредитов центральных банков на денежно-кредитный оборот состоит в следующем. Коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.

Для предотвращения неожиданных последствий от выдачи кредитов Центральным банком кредитованию подлежат только финансово устойчивые банки, способные своевременно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных размерах, т. е. в пределах лимитов.

На микроуровне механизм кредитования главным образом способствует обеспечению ликвидности коммерческих банков. Кредитно-финансовые институты в случае возникновения у них недостатка ликвидных средств для погашения своих обязательств могут обратиться в Центральный банк за ссудой. Наличие механизма кредитования позволяет банкам сводить до минимума запасы высоколиквидных средств и в то же время обеспечивать свою ликвидность. В этой связи кредитование способствует предотвращению банковских кризисов, поскольку получаемые от Центрального банка временные заимствования пополняют денежные резервы коммерческих банков, устраняя эффект «домино» в банковской системе.

С учетом того, что кредиты Центральных банков обладают потенциальной возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивыми клиентами.

Рассмотрев особую значимость и необходимость кредитных отношений Центрального банка с коммерческими банками, считаем важным отметить, что эффективно функционирующая система кредитования может существовать только при наличии следующих условий:

Развитого финансового рынка,

Наличия надежной платежной системы, работающей в режиме реального времени,

Стабильной банковской системы.

Наличие развитого финансового рынка необходимо, так как одним из основных видов обеспечения получаемого коммерческим банком кредита являются ценные бумаги, развитие и эффективное использование которых возможно только при наличии развитого рынка ценных бумаг.

Наличие надежной платежной системы, работающей в режиме реального времени, необходимо при отсутствии денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации в Банке России. Тогда оплата расчетных документов, предъявленных к счету кредитной организации, в пределах установленного по счету лимита кредита осуществляется за счет кредита Центрального Банка. В течение дня кредит погашается за счет текущих поступлений на счет кредитной организации. В случае если к концу дня работы платежной системы Банка России кредит кредитной организацией не погашен, Банк России автоматически предоставляет кредитной организации кредит на сумму непогашенного на конец дня внутридневного кредита.

Стабильная банковская система обеспечит возможность возникновения кредитных отношений между Центральным банком и коммерческими банками и гарантированность выполнения соответствующих обязательств со стороны коммерческих банков.

Таким образом, рассмотрев значимость кредитных отношений между Центральным Банком и коммерческими банками и условия их функционирования, можно сделать вывод, что данные явления очень тесно взаимосвязаны между собой. Так, кредитование Центральным банком коммерческих банков является одним из основных институтов обеспечения нормального функционирования современной банковской системы. Вместе с тем, благоприятное существование данного института сложно представить при отсутствии хотя бы одного из выше названных условий.

Определив необходимость кредитных отношений между Центральным банком и коммерческими банками и условия для их функционирования, рассмотрим виды кредитов, выдаваемые Центральным банком.

Центральный банк РФ выступает активным участником рынка межбанковских кредитов как кредитов «последней инстанции». Кредиты ЦБ РФ - одна из форм рефинансирования банков в процессе осуществления денежно-кредитного регулирования.

До 1995 г. Основными видами кредитов ЦБ РФ выступали кредиты Минфину РФ для финансирования дефицита федерального бюджета и централизованные кредиты коммерческим банкам.

Централизованные кредиты предоставлялись ЦБ РФ коммерческим банкам для кредитования им предприятий и организаций по государственным программам. Эта сделка оформлялась межбанковским кредитным договором на основе заявки коммерческого банка о предоставлении ему кредитных ресурсов в территориальное Главное управление ЦБ РФ. В ней содержалось экономическое обоснование суммы кредита. Его цели и сроки, обеспечение, графики погашения кредита хозорганом-заемщиком коммерческому банку, а банком - Центральному банку РФ. Обязательным условием предоставления кредитов являлось соблюдение коммерческим банком установленных экономических нормативов с учетом получения кредита ЦБ РФ.

Договоры о предоставлении кредитов ЦБ РФ коммерческому банку заключались после тщательного рассмотрения его заявки. ЦБ РФ изучал причины потребности в кредите, проводимую банком политику, объемы кредитования посреднической деятельности и других банков.

Начиная с 1995 г. ЦБ РФ развивает рефинансирование коммерческих банков на рыночной основе в форме проведения кредитных аукционов , предоставления ломбардного кредита и др.

В отличии от обычных централизованных кредитов кредитные ресурсы, покупаемые на аукционе, направляются не в конкретные секторы экономики или регионы, а обеспечивают ликвидность банковской системы, т.к. предназначаются для стабильного работающих банков.

Предоставление ЦБ РФ кредитов коммерческим банкам

Банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определяющимися в соответствии с ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. К таким кредитам относятся внутридневные кредиты, однодневные расчетные кредиты (овернайт) и ломбардные кредиты(кредиты в твердо фиксированной сумме, предоставляемые кредитором заемщику на определенный срок под залог имущества или имущественных прав) на сроки, установленные Центробанком России.

С марта 1998 г. они выдаются только под залог государственных ценных бумаг, включенных в ломбардный список.

После августа 1998 г. обеспечителем данных кредитов являются ГКО и ОФЗ со сроком погашения после 1 января 1999 г., облигации федерального займа с постоянным купонным доходом и облигации ЦБ, выпускаемые в обращение в соответствии с Положением Банка России «О порядке эмиссии облигаций РФ» от 28 августа 1998 гю №52- 6.

Совет директоров ЦБ по представлению кредитного комитета данного банка утверждает, изменяет и дополняет ломбардный список и официально публикует его в «Вестнике Банка России». Он же утверждает сроки кредитов, процентные ставки, а также плату за право пользования внутридневными кредитами.

При наличии достаточного обеспечения коммерческий банк может получить несколько видов кредитов в один день, в том числе ломбардные кредиты на различные либо одинаковые роки, или несколько внутридневных кредитов.

Кредиты от имени Банка России предоставляются коммерческим банкам уполномоченными учреждениями (ГРКЦ, РКЦ) на основании генерального кредитного договора.

Общие условия предоставления и погашения кредитов Банка России

Общими условиями предоставления и погашения кредитов Банка России являются:

1. Заключение с Банком России генерального кредитного договора, в котором определяются виды кредитов, необходимых коммерческому банку.

Для получения кредита овернайт должно быть заключено дополнительное соглашение к договору о возможности такого кредита и предоставления Банку России права на описание денежных средств в объеме на погашенных в срок его требования по предоставленным кредитам, а также платы за право пользования внутридневными кредитами без распоряжения банка-владельца корреспондентского счета

Данное описание будет производится на основе инкассового поручения уполномоченного учреждения Банка России в порядке очередности, установленной законодательством.

2. Банк-заемщик должен иметь счет депо в уполномоченном депозитарии и заключить дополнительное соглашение к депозитарному договору, в том числе:

· об открытии раздела «Блокировано Банком России» на своем счете депо и о праве Банка России присвоить полный номер этому разделу, о праве Банка России открывать и присваивать номера определенного определенным разделам на счете депо банка и др.

3. Кредиты ЦБ РФ предоставляются при условии предварительного блокирования банком государственных ценных бумаг в разделе «Блокировано Банком России» счета депо банка в депозитарии.

Банки самостоятельно определяют количество и выпуск государственных ценных бумаг и бумаг ЦБ РФ, подлежащих предварительному блокированию.

Ценные бумаги, принимаемые в залог, должны отвечать следующим требованиям:

· должны быть включены в ломбардный список;

· учитываться на счете депо банка, открытом в депозитарии;

· принадлежать банку на праве собственности и не быть

обремененными другими обязательствами банка;

· иметь срок погашения не ранее, чем 10 дней после наступления срока погашения предоставления кредита.

4. Банк-заемщик на момент предоставления кредита должен отвечать следующим требованиям:

· иметь достаточное обеспечение по кредиту;

· в полном объеме выполнять обязательные резервные требования;

· не иметь просроченной задолженности по кредитам, ранее

предоставленных Банком России, и процентов по ним, а также других просроченных денежных обязательств перед последним.

Правовая база

Она включает в себя приводимые ниже фрагменты из банковских законов, а также следующие основные нормативные акты Банка России:

Положение «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» от 3 октября 2000 г. № 122-П;

Положение «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» от 4 августа 2003 г. № 236-П;

Указание «О перечне ценных бумаг, входящих в ломбардный список Банка России» от 28 июля 2004 г. № 1482-У;

Письма «О включении ценных бумаг в ломбардный список Банка России» от 16 сентября 2004 г. № 110-Т, от 6 декабря 2004 г. № 140-Т и от 20 апреля 2005 г. №63-Т;

Приказ «О расчете стоимости обеспечения по кредитам Банка России» от 22 сентября 2004 г. № ОД-682;

Приказы «О поправочных коэффициентах Банка России» от 6 декабря 2004 г. № ОД-848, от 31 декабря 2004 г. № ОД-906 и от 20 апреля 2005 г. № ОД-263.

Из Закона «О Центральном банке РФ»

Ст. 4. Банк России выполняет следующие функции:

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Ст. 36. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Ст. 37. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Ст. 40. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливает Банк России.

Ст. 43. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

Ст. 46. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ для достижения целей, предусмотренных в настоящем... Законе:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено в федеральном законе о федеральном бюджете;

Ст. 47. Обеспечением кредитов Банка России могут выступать:

Золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;

Иностранная валюта;

Векселя, номинированные в российской и иностранной валюте;

Государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяет... Совет директоров.

В случаях, установленных в решении Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии.

Из ст. 28 Закона «О банках и банковской деятельности»

При недостатке средств для... кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств кредитная организация может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Кредиты, которые может выдавать Центральный банк, и их основные характеристики

Вопрос рассматривается на основе указанного выше Положения № 236, являющегося базовым документом Банка России для данного направления его деятельности.

Общие положения

1. Банк России может выдавать кредиты на условиях обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Обеспечением кредитов Банка России считается, как правило, залог (блокировка) государственных ценных бумаг, включенных в ломбардный список, утверждаемый Советом директоров ЦБ. В исключительных случаях в качестве обеспечения кредитов могут приниматься ценные бумаги, не входящие в указанный список (в Положении № 236 об этом ничего не говорится).

2. Коммерческим банкам Банк России (в лице уполномоченного на то его учреждения или подразделения) может выдавать следующие виды кредитов:

Внутридневные;

Однодневные расчетные (кредиты овернайт);

Ломбардные 1 .

При достаточном обеспечении и соблюдении ряда условий банк может получить несколько видов кредитов в один день, в том числе несколько ломбардных кредитов на различные либо одинаковые сроки и/или несколько внутридневных кредитов.

Филиалам банков Банк России кредиты не выдает (однако в отдельных случаях может зачислить сумму кредита, выданного банку, на корреспондентский субсчет его филиала).

Здесь не рассматриваются особые виды кредитов, которые Центральный банк также вправе выдавать:

Стабилизационный (имеющий целью вывод банка из кризисной ситуации);

Санационный, который может быть выдан банку, берущемуся за финансовое оздоровление другого банка, находящегося в критическом состоянии (см. Положение ЦБ от 25 июня 1998 г. № 38);

Общие условия предоставления и погашения кредитов Банка России

Банк России может в следующих случаях выдавать кредиты банку. 1. Если банк заключил с ним:

Генеральный кредитный договор (см. приложения 2 к Положению № 236) - при его заключении банк самостоятельно выбирает, какими видами кредитов Центробанка он будет пользоваться; здесь имеется ограничение: заключение генерального договора на получение внутридневных кредитов требует одновременного заключения генерального договора на получение кредитов овернайт, и наоборот, за-

Ломбардным принято называть кредит, обеспечением которого служат ценные бумаги. С учетом этого все рассматриваемые здесь кредиты Банка России фактически являются ломбардными.

ключение генерального договора на получении кредитов овернайт требует одновременного заключения генерального договора на получение внутридневных кредитов;

Дополнительное соглашение к договору корреспондентского счета, открытого в подразделении Центрального банка: о предоставлении Банку России права безакцептно списывать с указанного корреспондентского счета банка суммы платы за пользование внутридневными кредитами (если в генеральном договоре предусмотрено получение банком внутридневных кредитов) 1 ; о списании денег с указанного счета по расчетным документам сверх имеющихся на нем средств.

Данное дополнительное соглашение в целях получения внутридневных кредитов и кредитов овернайт банк - потенциальный заемщик может заключить не с Банком России, а с уполномоченной РНКО.

Уполномоченная РНКО - расчетная НКО, заключившая с Банком России договор о взаимодействии при осуществлении операций в соответствии с Положением № 236 и отвечающая требованиям Банка России (эти требования изложены в приложении 1 к Положению). Фактически имеется в виду биржа, организующая торговлю ценными бумагами, входящими в ломбардный список Центрального банка.

2. Если банк имеет счет депо в депозитарии. При этом депозитарии могут иметь разный статус: уполномоченные депозитарии, в которых обслуживаются банки-дилеры на рынке ГКО-ОФЗ (сейчас это некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр»); банки-дилеры на рынке ГКО-ОФЗ, у которых обслуживаются другие банки; другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензии на депозитарную деятельность.

3. Если банк заключил дополнительное соглашение (соглашения) к депозитарному договору с депозитарием (и выдал Банку России соответствующую доверенность): об открытии раздела (разделов) «Блокировано Банком России» на своем счете депо и о праве Банка России присвоить полный номер этому разделу; о праве Банка России открывать необходимые для кредитования разделы счета депо банка и присваивать им номера; о назначении Банка России оператором таких разделов счета депо банка; о праве Банка России закрывать указанные разделы счета депо банка.

Кредиты предоставляются при условии предварительного блокирования банком ценных бумаг (включенных в ломбардный список) в разделе «Блокировано Банком России» счета депо банка в депозитарии. Банки самостоятельно определяют количество и выпуски ценных бумаг, которые они собираются предложить в залог (блокировать) с целью получения кредитов Банка России. Такие ценные бумаги должны отвечать следующим требованиям: входить в ломбардный список; учитываться на счете депо банка в депозитарии; принадлежать банку на праве собственности и не быть обремененными другими обязательствами; иметь срок погашения не ранее чем через десять календарных дней после наступления срока погашения кредита Банка России.

В соответствии с Указанием ЦБ от 24 июня 2002 г. № 1170-У, а затем и Указанием от 25 мая 2004 г. № 1430-У плата за право пользования внутридневными кредитами установлена равной нулю.

Первый по времени ломбардный список Банка России (от 13 марта 1996 г.) включал в себя государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), выпущенные в обращение в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 и облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ), выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458.

Начиная с апреля 1999 г. в список входили: ГКО, выпущенные в обращение после 14 декабря 1998 г.; облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроками погашения после 31 декабря 1999 г.; облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД).

Еще раньше, в сентябре 1998 г., ломбардный список был пополнен за счет облигаций самого Банка России, которые он стал выпускать в соответствии с Положением ЦБ от 28 августа 1998 г. № 52-П.

С середины 2001 г. в ломбардный список входили;

ГКО, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 и условиями эмиссии и обращения данных облигаций, утвержденными приказом министра финансов РФ от 24 ноября 2000 г. № ЮЗн;

ОФЗ с фиксированным купонным доходом, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их выпуска, утвержденными приказом министра финансов РФ от 18 августа 1998 г. № 37н;

Облигации Банка России.

В конце 2001 г. список был расширен за счет:

ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД), выпускаемых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 27 апреля 2002 г. № 37н;

ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 22 декабря 2000 г. № 112н, проданные Банком России из своего портфеля с обязательством обратного выкупа.

С начала 2004 г. ломбардный список Банка России включал следующие ценные бумаги (см. ныне отмененное Указание ЦБ от 9 января 2004 г. № 1368-У):

ГКО, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 24 ноября 2000 г. № ЮЗн;

ОФЗ с постоянным купонным доходом, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 16 августа 2001 г. № 65н;

ОФЗ с фиксированным купонным доходом, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их выпуска, утвержденными приказом Минфина РФ от 18 августа 1998 г. № 37н;

ОФЗ-АД, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 27 апреля 2002 г. № 37н;

ОФЗ с переменным купонным доходом, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 22 декабря 2000 г. № 112н;

Облигации внешних облигационных займов РФ (ОВОЗ), выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 1997 г. № 71;

ОВОЗ, выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 марта 1998 г. № 302;

ОВОЗ, выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов» от 23 июня 2000 г. № 478 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 18 июля 2000 г. №71н;

ОВОЗ, выпущенные в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 23 июня 2000 г. № 478, от 29 декабря 2001 г. № 931 и условиями их дополнительной эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 113н;

Облигации государственного валютного облигационного займа 1999 г., выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1306 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 28 января 2000 г. № 13н;

Облигации Банка России.

В середине 2004 г. в список были включены также облигации субъектов РФ, отвечающие определенным критериям.

Затем Указанием от 28 июля 2004 г. № 1482-У список был снова скорректирован: исключены четыре вида ОФЗ и добавлены три других вида облигаций.

Рыночная стоимость перечисленных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент Банка России и с учетом причитающихся процентов, считается максимально возможной суммой кредита (кредитов), которую банк может получить у Банка России.

Поправочный коэффициент - числовой множитель (в интервале от 0 до 1), рассчитываемый исходя из возможных изменений цен ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), на который корректируется рыночная стоимость указанных бумаг; используется Банком России а целях снижения своих рисков, связанных с возможным обесценением бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов; размер его устанавливает Совет директоров.

В конце 2004 - начале 2005 г. значения поправочных коэффициентов, использовавшихся для корректировки рыночной стоимости ценных бумаг, принимавшихся в обеспечение кредитов Центрального банка, составляли от 0,5 (облигации Агентства ипотечного жилищного кредитования и банка «Московское ипотечное агентство») до 0,98 (облигации Банка России).

В соответствии с Положением № 236 банк, претендующий на кредиты Центробанка, должен удовлетворять целому ряду условий, среди которых и такие:

1) по своему, финансовому состоянию банк должен относиться к 1-й классификационной группе (исходя из критериев, установленных в Указании ЦБ от 31 марта 2000 г. № 766), т.е. считаться банком «без недостатков в деятельности» (раньше на кредиты могли рассчитывать и банки, «имеющие отдельные недостатки в деятельности»);

2) чтобы на момент предоставления ему кредита аккуратно выполнял резервные требования; не имел никаких просроченных денежных обязательств перед Банком России, имел достаточное обеспечение под кредит.

Обеспечение кредита считается достаточным, если рыночная стоимость предварительно заблокированных банком бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент, больше или равна сумме испрашиваемого кредита (включая проценты за предполагаемый период пользования кредитом). Достаточность обеспечения

кредитов рассчитывается в соответствии с процедурой, прописанной в приложении 3 к Положению № 236.

Изменение сроков погашения кредитов Банка России не допускается.

Исключение может быть сделано только в случаях: 1) наложения ареста на ценные бумаги, находящиеся в залоге по кредиту Центробанка. В такой ситуации банк в течение пяти рабочих дней обязан заменить обеспечение по кредиту надлежащим обеспечением, но в случае невыполнения данного требования Банк России вправе в одностороннем порядке потребовать досрочного погашения кредита, направив банку соответствующее требование; 2) если в период пользования ломбардным кредитом банк-заемщик перестанет относиться по своему финансовому состоянию к 1-й классификационной группе. В данной ситуации Банк России будет вправе в одностороннем порядке потребовать досрочного погашения указанного кредита.

Особенности предоставления и погашения ломбардных кредитов

Ломбардные кредиты предоставляют уполномоченные учреждения и уполномоченные подразделения Банка России.

Уполномоченное учреждение Банка России - ТУ Банка России, подразделение расчетной сети Банка России, Первое операционное управление при Банке России (ОПЕРУ-1), которому распорядительным актом руководства ЦБ дано право проводить операции в соответствии с Положением № 236. Уполномоченное подразделение Банка России - подразделение центрального аппарата ЦБ, назначенное распорядительным актом руководства ЦБ.

Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами:

По заявлениям банков - кредит предоставляется в принципе в любой рабочий день по фиксированной процентной ставке; срок кредита определяется в заявлении банка;

По результатам ломбардного кредитного аукциона - кредиты выдаются после аукциона по ставке, определяемой итогами аукциона; срок кредита определяет Банк России.

Заявление банка на получение ломбардного кредита рассматривается (с проведением необходимых проверок) в течение одного рабочего дня.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся как процентные конкурсы заявок банков на получение кредита (эти аукционы проводит уполномоченное подразделение Центрального банка). Заявка банка может быть конкурентной (если она будет удовлетворена, то точно по процентной ставке, указанной в ней) или неконкурентной (см. ниже). Конкурентные заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенных ими процентных ставок начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и об объеме кредитов, предоставляемых по результатам аукциона, Банк России принимает после анализа заявок. Неконкурентные заявки банков, принятые к аукциону, удовлетворяются по средневзвешенной ставке, сложившейся по итогам аукциона. При этом саму средневзвешенную ставку Банк России рассчитывает по удовлетворенным/частично удовлетворенным по итогам аукциона конкурентным заявкам банков. В современных условиях рассматриваемые аукционы проводятся еженедельно, а соответствующие кредиты выдаются только на две недели.

Такие кредитные аукционы проводятся по одному из следующих способов:

1) «американский» способ - конкурентные заявки (вошедшие в список удовлетворенных) удовлетворяются по процентным ставкам, предложенным в заявках самими банками, но только если эти ставки равны или превышают ставку отсечения, устанавливаемую Банком России по результатам аукциона;

2) «голландский» способ - все конкурентные заявки (вошедшие в список удовлетворенных) удовлетворяются по последней (минимальной) процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (т.е. по ставке отсечения).

Вся технология ломбардного кредитования подробно прописана в соответствующем Регламенте (приложение 6 к положению № 236).

Условия ломбардного кредитования, которые Банк России применял в 1997-1998 гг., представлены в табл. 17.2.

Таблица 17.2 Условия ломбардного кредитования, % годовых

Сроки кредитов________________________

С 6.10.1997 г.

сроком от 3 до 7 дней -^ 15

сроком от 8 до 14 дней - 18

сроком от 15 до 30 дней - 21

С 11.11.1997 г.

Кредиты по фиксированной ставке:

сроком от 3 до 7 дней - 22

сроком от 8 до 14 дней - 25

сроком от 15 до 30 дней - 28

С 1.12.1997 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков - 36

С 2.02.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков - 42

С 17.02.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков - 39

С 16.03.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков - 30

С 18.05.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке:

сроком от 3 до 14 дней - 36

сроком от 15 до 30 дней - 40

С 19.05.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков - 50

С 27.05.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке на сроки от 1 до 20 дней - 150

С 5.06.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке на срок от 1 до 20 дней - 60

С 29.06.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке на срок от 3 до 20 дней - 80_________|

С 8 августа 1998 г. ломбардные кредиты стали предоставляться только на сроки до семи календарных дней и только посредством кредитных аукционов (начиная с 27 июля 1998 г. они могли проводиться 2 раза в неделю по «американскому» способу). Данный порядок был отменен Указанием ЦБ от 24 июня 2002 г. № 1168-У.

После августа 1998 г. данный канал рефинансирования банков практически перестал функционировать. Только в конце 2003 г. Банк России решился снова начать оживлять институт рефинансирования коммерческих банков (см. далее).

Особенности предоставления и погашения внутридневных кредитов и кредитов овернайт

Данные кредиты тоже допускается выдавать лишь в пределах лимитов рефинансирования, устанавливаемых ежедневно для каждого банка в отдельности. Сумма такого лимита фиксируется в генеральном договоре. Максимальная величина внутридневного разрешенного дебетового сальдо на корреспондентском счете банка не должна превышать ни установленного ему лимита рефинансирования, ни рыночной стоимости заблокированных им ценных бумаг, скорректированной на поправочный коэффициент. При этом представлять в Банк России заявление на получение внутридневного кредита и кредита овернайт не требуется.

Процедура предоставления и погашения названных кредитов детально определена в упоминавшемся ранее Регламенте.

Внутридневные кредиты могут выдаваться банку в течение операционного дня путем списания по платежным документам средств с корреспондентского счета банка в подразделении ЦБ/уполномоченной РНКО при отсутствии либо недостаточности средств на нем. Данный вид кредита погашается за счет текущих поступлений на корреспондентский счет банка (в сумме, покрывающей допущенное банком внутридневное разрешенное дебетовое сальдо) или переоформляется в конце дня в кредит овернайт.

Кредиты овернайт предоставляются при наличии в конце дня (в конце времени приема и обработки расчетных документов, предъявленных к банковским счетам клиентов Банка России/уполномоченной РНКО) не погашенного внутридневного кредита Банка России. Способ кредитования - списание средств по платежным документам с корреспондентского счета банка при отсутствии либо недостаточности средств на указанном счете. Выдаются такие кредиты для того, чтобы соответствующие банки могли завершить необходимые расчеты (платежи) в конце операционного дня. Кредит зачисляется на корреспондентский счет банка, срок его составляет один рабочий день.

Отсюда видно, что кредит овернайт выдается в момент, когда уже финансовые рынки не работают и на межбанковском рынке кредит получить уже нельзя. Это означает, что кредитам овернайт Банка России альтернативы на рынке нет, поэтому их цена (ставка) достаточно высока и в настоящее время равна ставке рефинансирования ЦБ. Но в последние годы российские кредитные организации предпочитают получать в основном внутридневные кредиты, причем в начале дня. Кредит овернайт они используют как страховку в том случае, когда ожидавшиеся поступления на корреспондентский счет не приходят.

Кредиты под залог векселей и под поручительства

Это относительно новый для наших условий инструмент рефинансового кредитования, который специалисты ЦБ предложили в Положении «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» от 3 октября 2000 г. № 122-П.

Документ носил экспериментальный характер, поскольку предполагалось, что первоначально он будет применяться на территории С.-Петербурга. В дальнейшем его действие было распространено также на банки Вологодской, Ленинградской, Ростовской, Самарской и Свердловской областей и Приморского края, а также филиалы московских банков, действующие в перечисленных регионах.

Согласно этому Положению Банк России собирался выдавать некоторым банкам рублевые кредиты, обеспеченные: 1) залогом (в виде заклада) векселей организаций сферы материального производства и/или прав требований по кредитным договорам таких организаций; 2) поручительствами банков, на основании которых поручители солидарно между собой и с банком-заемщиком обязуются исполнить обязательства банка-заемщика перед Банком России (возместить последнему понесенные им расходы, связанные с реализацией залога, проценты, основной долг по кредиту и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитному договору).

Положение № 122 имело целью активизировать кредитные связи банков с предприятиями реального сектора экономики, однако сведений об эффективности его применения не имеется.

Динамика ставки рефинансирования

Все рассмотренные выше виды кредитов ЦБ представляют собой возможные формы рефинансирования, чем Банк России обязан заниматься как «кредитор последней инстанции». Из Закона прямо следует, что Центробанк для каждого из указанных видов кредитов пользуется особыми процентными ставками. Базовой для всех таких ставок является общая ставка рефинансирования (используемая и в других целях) - достаточно важный финансовый индикатор и ориентир. Ее величина в динамике отражает существенные тенденции в реальной денежной и кредитной политике государства (табл. 17.3).

Таблица 17.3 Ставка рефинансирования ЦБ РФ

Период действия

Период действия

1.01.1991-9.04.1992 10.04.1992 - 22.05.1992

23.05.1992 - 29.03.1993 30.03.1993-1.06.1993 2.06.1993 - 21.06.1993

22.06.1993 - 28.06.1993 29.06.1993-14.07.1993 15.07.1993 - 22.09.1993 23.09.1993-14.10.1993 15.10.1993 - 28.04.1994

20 50 80 100 НО 120 140 170 180 210

29.04.1994-16.05.1994 17.05.1994-1.06.1994 2.06.1994"-21.06.1994

22.06.1994 - 29.06.1994

30.06.1994 - 31.07.1994 1.08.1994 - 22.08.1994

23.08.1994-11.10.1994

205 200 185 170 155 150 130 1

Окончание табл. 17.3

12.10.1994-16.11.1994 17.11.1994 - 5.01.1995 6.01.1995 - 15.05.1995

16.05.1995 - 18.06.1995 19.06.1995-23.10.1995

24.10.1995 - 30.11.1995

1.12.1995 - 9.02.1996

10.02.1996 - 23.07.1996 24.07.1996-18.08.1996

19.08.1996 - 20.10.1996 21.10Л996-1.12.1996

2.12.1996 - 9.02.1997

10.02.1997 - 27.04.1897 28.04.1997-15.06.1997

16.06.1997 - 5.10.1997 6.10.1997-10.11.1997

195 180 170 160 120 110 80 60 48 42 36 24 21

11.11.1997-16.02.1998 17.02.1998-1.03.1998

2.03.1998 -15.03.1998 16.03.1998 -18.05.1998

19.05.1998 - 26.05.1998 27.05.1998 - 4.06.1998

5.06.1998 - 28.06.1998

29.06.1998 - 23.07.1998

24.07.1998 - 9.06.1999

10.06.1999 - 23.01.2000

24.01.2000 - 20.03.2000 21.03.2000 - 9.07.2000 10.07.2000 - 3.11.2000 4.11.2000 - 8.04.2002 9.04.2002 - 6.08.2002

7.08.2002 - 16.02.2003 17.02.2003 - 20.06.2003 21.06.2003 - 14.01.2004 15.01.2004-14.06.2004 15.06.2004- настоящее время

55 45 33 28 25 23 21 18 16 14 13 1

В частности, ставка за кредит овернайт (однодневный расчетный кредит ЦБ) точно соответствует ставке рефинансирования.

Реанимация механизмов рефинансирования

После августа 1998 г. Центральный банк почти полностью перестал выдавать рефинансовые кредиты. Причем эта его политика продолжалась целых пять лет (табл. 17.4).

Таблица 17.4

Участие Банка России в рефинансировании коммерческих банков

1 В числителе - абсолютные значения (млрд руб.), в знаменателе - в % к сумме пассивов.

Практически все банкиры и специалисты сходились в том, что Центральный банк должен возобновить рефинансирование банков, как минимум изменив порядок выдачи ломбардных кредитов. Ведь все эти годы имел место по сути обратный процесс - Банк России финансировал свои операции за счет бесплатных (ФОРы) или дешево ему достающихся средств коммерческих банков (см. следующий параграф).

Только в конце 2002 г. - начале 2003 г. руководство Банка России решилось попробовать начать постепенно реанимировать механизмы рефинансирования. Первым осторожным шагом на этом пути было введение в практику отношений с банками, являющимися контрагентами ЦБ по операциям купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, такого финансового инструмента, как валютный своп (покупка у банков долларов США за рубли сроком «сегодня» по официальному курсу доллара с их последующей продажей сроком «завтра»).

Инструмент, используется недостаточно активно. Так, после сентября 2002 г. данные операции не проводились в ноябре того же года, в феврале - июне, августе, ноябре и декабре 2003 г., в январе - марте 2004 г. В апреле такие сделки с уполномоченными банками были заключены на общую сумму в 3,714 млрд долл. США, в мае - на 1,211 млрд долл., в июле - на 67,5 млн долл.

Затем Центральный банк сообщил, что с января 2003 г. приступает к еженедельному проведению аукционов биржевого так называемого модифицированного репо 1 . Далее были предприняты следующие шаги.

1. Как уже отмечалось, был расширен состав ломбардного списка.

2. С октября 2003 г. Банк России приступил к регулярному проведению следующих видов аукционов: еженедельно - ломбардных кредитных аукционов на срок две недели; еженедельно - аукционов прямого репо на одну неделю; ежемесячно - аукционов прямого репо на три месяца. К участию в аукционах принимаются заявки соответственно по следующим минимальным ставкам (% годовых) - 7; 6,5; 9.

Репо (сделка репо) - двусторонняя сделка продажи (покупки) ценных бумаг (первая часть сделки) с обязательством обратной покупки (продаж) бумаг того же выпуска в том же количестве (вторая часть сделки) через определенный в условиях такой сделки срок и по определенной в ее условиях цене. Право собственности на бумаги сначала переходит к первоначальному покупателю, а потом обратно к первоначальному продавцу.

Например, с конца 2003 г. Центробанк стал регулярно объявлять (путем публикации официальной оферты) о приобретении у кредитных организаций любого количества ранее проданных им облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) отдельных выпусков.

3. Уже в 2003 г. с 5 до 30 возросло число регионов России, банки которых получили возможность пользоваться расчетными кредитами овернайт и внутридневными кредитами.

4. В 2004 г. Банк России планировал продолжить практику предоставления денег кредитным организациям путем проведения аукционов прямого репо. При этом срок, на который предполагалось проводить указанные операции, при необходимости будет составлять от одного дня до 90 дней.

Тем не менее пока рано утверждать, что механизмы рефинансирования заработали в должную силу, поскольку здесь остается немало нерешенных вопросов. Об этом свидетельствует, в частности, пока не очень высокая популярность среди банков ломбардных кредитных аукционов. Так, в течение 2003-2004 гг. примерно каждый второй такой планировавшийся аукцион был признан не состоявшимся.

Причина, видимо, в том, что кредиты кредитам рознь. Кредиты, которые Банк России в последнее время все же начал выдавать, представляют для банков, которые их могут получать, всего лишь дополнительные и скудные ресурсы поддержания их кратко- или сверхкраткосрочной ликвидности, рефинансировать в полном смысле этого слова свои операции за счет таких средств коммерческие банки фактически не могут. Другими словами, все дело в том, что с помощью указанных методов Центробанк выпускает свои деньги в обращение на такие кратчайшие сроки, за которые их невозможно использовать ни в каких серьезных проектах, связанных с финансированием экономики. Заметим, кстати, что только такие «короткие деньги» способны провоцировать рост уровня инфляции. Кроме того, пока далеко не все банки реально могут получать кредиты Центрального банка.

Банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

К таким кредитам относятся:

  • · Внутридневные кредиты
  • · Однодневные расчетные кредиты (овернайт)
  • · Ломбардные кредиты

На сроки, устанавливаемые Банком России, при наличии достаточного обеспечения коммерческий банк может получить несколько видов кредитов в один день, в том числе ломбардные кредиты на различные либо одинаковые сроки, или несколько внутридневных кредитов.

Кредиты от имени Банка России предоставляются коммерческим банкам уполномоченными учреждениями (ГРКЦ, РКЦ) на основании генерального кредитного договора.

Внутридневные кредиты

Внутридневные кредиты предоставляются Банком России банкам, расположенным в регионах с валовой (непрерывной) или порейсовой обработкой платежных документов в течение операционного дня, путем проведения списания средств с корреспондентского счета банка по платежным документам при отсутствии либо недостаточности средств на счете банка в расчетном подразделении Банка России.

Основанием для предоставления Банком России банку внутридневного кредита является наличие неисполненных платежных поручений банка и других платежных документов (предъявленных к корреспондентскому счету банка в соответствии с законодательством или договором) в течение операционного дня. При этом представления в Банк России заявления банка на получение внутридневного кредита не требуется.

Предоставление внутридневных кредитов банкам допускается в пределах лимитов рефинансирования, устанавливаемых по каждому банку в отдельности. Сумма установленного банку лимита рефинансирования по внутридневному кредиту указывается в генеральном кредитном договоре. За право пользования внутридневными кредитами с банка взимается плата в пользу Банка России в фиксированном размере.

Она взыскивается на следующий рабочий день после подписания с банком генерального кредитного договора и в дальнейшем - ежемесячно, в первый рабочий день текущего месяца. Максимальная величина внутридневного дебетового сальдо по корреспондентскому счету банка не должна превышать ни установленный Кредитным Банка России лимит рефинансирования, ни рыночную стоимость заблокированных ценных бумаг банка, скорректированную на соответствующий поправочный коэффициент Банка России. При этом открытия ссудного счета не требуется.

Внутридневной кредит погашается за счет текущих поступлений на корреспондентский счет банка (в сумме, покрывающей допущенное банком внутридневное разрешенное дебетовое сальдо) или переоформляется в конце текущего дня в кредит овернайт. Поэтому в генеральном кредитном договоре должно быть предусмотрено представление как минимум двух видов кредитов: внутридневных кредитов и кредитов овернайт.

Начисление процентов за пользование кредитом производится по утвержденной Советом директоров ЦБ РФ ставке однодневного расчетного кредита (в процентах годовых) за каждый календарный день до дня исполнения банком обязательств по предоставленной ссуде.

В срок, установленный в извещении-обязательстве, банк возвращает кредит и производит уплату причитающихся по нему процентов. Исполнение обязательств осуществляется на основании платежного поручения банка на списание средств с его корреспондентского счета в расчетно-кассовом центре ЦБ РФ в погашение ссудной задолженности по кредиту, включая проценты.

Проценты за пользование расчетным кредитом банк уплачивает Банку России одновременно с погашением кредита.

В объем требования ЦБ РФ включается сумма основного долга по кредиту; сумма причитающихся процентов по нему; сумма неустойки в виде пени, которую обязан уплатить банк при неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств по однодневному расчетному кредиту.

В случае нарушения банком срока возврата кредита банк лишается права на получение однодневного расчетного кредита на срок 3 месяца, а также отключается от передачи расчетных документов по каналам связи.

Кредиты овернайт

Кредиты овернайт предоставляются Банком России банкам, расположенным в регионах, расчетная система которых позволяет осуществлять расчеты с учетом поступлений текущего операционного дня, путем проведения списания средств с корреспондентского счета банка по платежным документам при отсутствии либо недостаточности средств на счете банка в расчетном подразделении Банка России.

Предоставление кредитов овернайт банкам допускается в пределах лимитов рефинансирования, устанавливаемых Кредитным комитетом Банка России по каждому банку в отдельности. Сумма установленного лимита рефинансирования по кредиту овернайт указывается в генеральном кредитном договоре.

Кредиты овернайт предоставляются Банком России для завершения коммерческим банком расчетов в конце операционного дня путем зачисления на его корреспондентский счет суммы кредита и проведения списания средств с его корреспондентского счета по исполненным платежным документам, находящимся в расчетном подразделении Банка России.

Ломбардный кредит.

Термин «ломбардный кредит» происходит от названия местности в Италии - Ломбардии, на территории которой в середине века менялы предоставляли краткосрочные кредиты под залог легкореализуемого движимого имущества. Начиная с XII-XVIII веков ломбардные кредиты предоставлялись банкам. Обеспечением ломбардных кредитов стали служить драгоценные металлы и товары.

В широком смысле слова ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В узком понятии термин «ломбардные кредиты» означает краткосрочные кредиты, предоставляемые Центральным банком кредитным организациям под залог. В отличие от ссуд, обеспеченных недвижимостью (ипотека), ломбардные операции являются ссудами под залог движимого имущества. Предметом залога выступают в первую очередь надежные ценные бумаги, котируемые на бирже. Ссуды выдаются в пределах определенной части их курсовой стоимости, ибо возможно падение курса. Наряду с государственными обязательствами в залог могут приниматься векселя.

Цель их предоставления - регулирование банковской ликвидности.

Список ценных бумаг, принимаемых к залогу, определяется ЦБ РФ. Это, как правило, государственные ценные бумаги, но в отдельных случаях могут быть и корпоративные ценные бумаги.

ЦБ РФ устанавливает в целом по стране и для каждого Главного территориального управления (Национального банка) лимит ломбардного кредита.

Важное значение в процессе кредитования имеют формирование портфеля передаваемых в залог ценных бумаг и порядок их учета. Для этого используются счета «Депо». Такие счета служат для отражения всех операций, связанных с хранением ценных бумаг. Счета «Депо» ведутся в депозитариях, т.е. в организациях, которым предоставлено право хранения и учета акций, облигаций и других ценных бумаг.

Портфель ценных бумаг представляет собой перечень всех ценных бумаг, принадлежащих коммерческому банку. Из него формируется портфель, в который входит только совокупность закладываемых ценных бумаг. Сама залоговая операция осуществляется путем перевода стоимости портфеля со счета «Депо» коммерческого банка на счет «Депо» ЦБ РФ в одном из уполномоченных депозитариев. Содержание портфеля предварительно согласовывается с местным управлением ЦБ РФ.

Ломбардный кредит предоставляется на основе:

· Ежегодно заключаемого генерального кредитного договора.

В нем предусматриваются принципиальные условия кредитования. Каждая ссуда предоставляется на срок до 30 дней и оформляется составлением отдельного кредитного соглашения.

  • · Одновременно коммерческий банк должен выдать обязательство о погашении ссуды в обусловленный срок и передать территориальному органу ЦБ РФ доверенность на право реализации ценных бумаг, принятых в залог, если ссуда не будет возвращена в срок.
  • · Заявление на получение ломбардного кредита по фиксированной процентной ставке или удовлетворенной (частично удовлетворенной) заявки на участке в ломбардном кредитном аукционе, в которой указывается как общая так и минимальная сумма запрашиваемого банком ломбардного кредита (в случае частичного удовлетворения заявки).

Ломбардный кредит предоставляется в размере до 75% рыночной стоимости ценных бумаг, принятых в залог. Центральный банк ежедневно следит за рыночной ценой этих бумаг. При снижении их стоимости коммерческий банк обязан соответственно увеличить сумму залога путем перечисления со своего счета «Депо» на счет «Депо» ЦБ РФ дополнительного количества ценных бумаг. В противном случае Главное территориальное управление (Национальный банк) взыскивает недостающую сумму обеспечения.

В тех ситуациях, когда рыночная цена залога увеличивается, коммерческий банк вправе вернуть на свой счет «Депо» дополнительно возникшее обеспечение.

Как уже отмечалось, ломбардный кредит выдается на конкретный период, но коммерческий банк может вернуть ссуду досрочно и возвратить в свое распоряжение заложенные ценные бумаги. За пользование ломбардным кредитом коммерческий банк платит процент, ставка которого утверждается ЦБ РФ. Он может ее менять в зависимости от конкретных задач кредитно-денежной политики. Однако по уже оформленному ломбардному кредиту ставка не пересматривается. При наступлении срока возврата кредита соответствующая сумма без согласия коммерческого банка списывается с его корреспондентского счета в расчетно-кассовом центре ЦБ РФ.

Правом получения ломбардного кредита пользуются банки, которые отвечают определенным условиям:

  • · До обращения за кредитом они должны успешно функционировать не менее 1 года
  • · соблюдать установленные нормативы, своевременно перечислять деньги в резервные фонды ЦБ РФ.
  • · представлять ему в срок и в полном объеме отчетность. Достоверность отчетности и соблюдение правил бухгалтерского учета подтверждаются аудиторской организацией.
  • · На момент выдачи ломбардного кредита коммерческий банк не может иметь просроченную задолженность по ранее полученным от ЦБ РФ ссудам.

Территориальные управления и национальные банки ЦБ РФ стали практиковать выдачу ломбардных кредитов только с 1995 года.

Банк России предоставляет ломбардные кредиты двумя способами:

  • · По заявлению банков. В этом случае ломбардный кредит предоставляется в любой рабочий день по фиксированной ломбардной процентной ставке, установленной Банком России, срок кредита определяется в заявлении банка;
  • · По результатам проведенного ломбардного кредитного аукциона.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся Банком России в г. Москве как процентные конкурсы заявок банков на получение ломбардного кредита.

Основанием для проведения аукциона является официальное соглашение Банка России о проведении ломбардного кредитного аукциона в котором устанавливаются способ проведения аукциона, общая сумма кредита, выставляемая банком России на аукционе и срок на который предоставляется кредит.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся:

  • - по «американскому способу», при котором заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках, которые равны или превышают ставку отсечения, установленную Банком России по результатам аукциона;
  • - по «голландскому способу», при котором все заявки удовлетворяются по ставке отсечения.

Заявки банков принятые к аукциону ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки начиная с максимальной.

Окончательное решение о ставке отсечения и об объеме ломбардных кредитов, предоставляемых по результатам аукциона, принимаются Кредитным комитетом Банка России после получения и анализа заявок банков на получение кредитов.

Исчерпание установленного объема кредита, выставляемого на аукцион, является основанием для сокращения суммы последней заявки (пропорционального сокращения суммы каждой заявки банка, в которой указана ставка, принятая Банком России в качестве ставки отсечения) в списке удовлетворенных заявок. При этом заявки банков могут удовлетворяться частично, т.е. в этом случае сумма предоставляемого банку ломбардного кредита должна быть не ниже минимальной, которая указана в заявке. Частично удовлетворенные заявки, по которым минимально запрашиваемая банками сумма не соответствует указанным критериям, Банком России не исполняются.

После проведения ломбардного кредитного аукциона Банк России публикует его итоги с указанием сложившейся ставки отсечения в «Вестнике Банка России».