Какие факторы влияют на развитие сознания. Возникновение сознания человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История возникновения средств массовой информации, характеристика основных видов: печать, радиовещание, телевидение. Понятие и функции общественного мнения, особенности его формирования. Исследование влияния СМИ на формирование общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2011

    Понятие идеологии в современном мире. Журналистика и социальное ориентирование. Универсальность идеологической деятельности средств массовой информации. Структура массового сознания. Сущность миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения.

    презентация , добавлен 10.03.2015

    Теоретическое исследование роли средств массовой информации в социально-политической борьбе. Программа социологического исследования влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения. Политическая манипуляция массовым сознанием.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Общественное мнение как часть массового сознания. Его функции и аспекты формирования. Идеологическая функция как основа влияния на него средств массовой информации. Принципы продвижение идей и мнений, сенсаций для привлечения внимания общества к СМИ.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2016

    Периодическая печать важнейшее средство формирования общественного мнения. Радио и телевидение как основные каналы массовой коммуникации. Политическое сознание и его место в жизни общества. Политическая коммуникация как информационное воздействие.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2013

    Особенности освещения спортивных событий средствами массовой информации. Сущность телевидения, его влияние на формирование общественного сознания. Пути разработки кампании по привлечению общественного внимания к водным видам спорта с помощью телевидения.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2010

    Освещение спортивных событий средствами массовой информации. Проект проведения кампании по привлечению общественного внимания к водным видам спорта с помощью телевидения. Специфика телевидения, его влияние на формирование общественного сознания.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2010

    Исследование понятий средств массовой информации (СМИ) и общественного мнения. Свобода выражения мнений и убеждений. Формы периодического распространения массовой информации. Взаимосвязь между упоминаемыми темами в СМИ и настроением общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

Духовная жизнь общества. Общественное сознание .

1. Основные формы духовной жизни общества.

2. Общественное сознание и его формы.

Основными формами духовной жизни общества принято считать мораль, право, религию, науку, искусство.

Мораль - это сфера существования нравственных норм человека, включающая два аспекта: правила и нормы поведения людей и способность человека оценивать свои намерения и поступки. Нормы морали регулируют лишь сознательное, волевое поведение: поступки душевнобольных, а также маленьких детей не подлежат нравственной оценке. Нравственное поведение закрепляется в обычаях и традициях (устойчивом, повторяющемся из поколения в поколении поведении). Мораль и право сходны в том, что предлагают систему правил поведения, но имеются и существенные отличия. Моральные нормы распространяются на такие отношения людей, которые не регулируются правом: дружба, любовь, верность. Исполнение права обеспечивается мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия, мораль не имеет специального учреждения, которое принуждало бы к соблюдению моральных норм. Моральное регулирование осуществляет общество: силой убеждения, примера, общественного мнения, традиции, нравственного авторитета отдельных лиц.

Структура нравственного сознания включает в себя нравственные чувства, категории морали, ценностные ориентации.

К основным нравственным чувствам относятся: долг, совесть, стыд, честь, счастье.

В этических системах древности было сформулировано так называемое «золотое правило нравственности» - чего в другом не любишь, того сам не делай. Еще одним распространенным принципом нравственности была идея «золотой середины». Чтобы достичь счастья, нужно избегать крайностей в поступках, соблюдать меру.

В последующей истории этики можно выделить два распространенных варианта: на первое место выдвигаются интересы отдельного индивида (эгоизм ) или общие интересы (альтруизм ).

Первый вариант представляет собой: гедонизм (наслаждения, удовольствия); эвдемонизм (счастье); утилитаризм (поступок правильный, если он приносит пользу).

В основе альтруизма - сострадание к другим людям, бескорыстное служение людям, готовность к самоотречению во имя блага и счастья людей. Этот принцип нашел выражение в христианской морали - «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Основными элементами духовной жизни общества являются:

Духовная деятельность - это деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные и религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

Индивидуальное сознание человека - восприятие им отдельных сторон бытия, это духовный «микрокосмос» индивида, в нем представлено не только общее, но и свое интересы, угол зрения, эмоции.

Сущность религиозного сознания - иллюзорное удвоение мира: признание наряду с реальным природным и социальным бытием иного, потустороннего мира. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное.

В отличие от просто веры в сверхъестественное, религия является общественным институтом. Религия играет одну из основных ролей в создании «жизненного мира человека». Она может выполнять созидательную, организующую роль в обществе, но исторически религии не всегда справлялись с этими задачами: вместо духовности насаждали фанатизм и ритуализм, вместо объединения - разъединяли и даже разжигали войны, вместо психологического успокоения порождали комплексы и суеверия.

Традиционное представление об абсолютной «противоположности» науки и религии провоцировалось прежде всего идеологическими мотивами, а именно духовным деспотизмом церкви, с одной стороны, и специфическими для европейской традиции претензиями науки на создание всеобъемлющего мировоззрения (сциентизм) - с другой. Во всяком случае, сегодня среди серьезных специалистов преобладает мнение о том, что компетенция религиозного сознания должна быть ограничена экзистенциальной проблематикой, а наука лишена своих абсолютистских мировоззренческих претензий; соответственно правомерно говорить о взаимной дополняемости религиозной веры и научного знания, лишь совместно удовлетворяющих одинаково объективные потребности миллионов и миллионов людей на данной стадии развития человечества.

Общественное сознание - совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих всё разнообразие бытия.

Носителем общественного сознания является весь народ или какая-либо отдельная группа людей в его составе, например, класс или этническая общность.

Чем больше разница между восприятием действительности со стороны различных групп в данном обществе, тем больше вырастает угроза нестабильности.

Формы общественного сознания:

Экономическое сознание становится стимулом практической деятельности по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей.

Нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение, способствующие

достижению общественного порядка, сочетанию личных и общественных интересов

Экологическое сознание способствует сохранению природы.

Демографическое сознание влияет на динамику народонаселения.

Эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию художественных ценностей, обогащению духовного мира людей.

Религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий из-за зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им общественных влияний.

Политическое сознание социальной группы направляет ее политику на завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов.

Правовое сознание ведет к практической деятельности по созданию и сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих групп.

Историческое сознание способствует сохранению социального наследия.

Формы сознания производны от общественного производства. Они - мыслительные продукты определенной общественной связи людей. Формы сознания представляют собой отражение и проявление практики масс и являются содержанием и продуктом их деятельности. Обыденное сознание - это как бы первичная форма понимания мира, оно возникает у людей в процессе их повседневной жизни и деятельности, в повседневном общении. Теоретические знания об обществе представляют собой высший уровень общественного сознания. В теоретическом сознании общественная жизнь, явления общественной жизни не только описываются, но и объясняются (раскрываются их законы, причины, противоречия).

В обществе, состоящем из различных социальных групп, теоретическое сознание имеет идеологическую окраску. Идеология - совокупность идей, теорий, отражающих и оценивающих явления общественной жизни с позиций той или иной социальной группы. Идеология включает в себя представления об идеалах общества, о стратегии и тактике в достижении идеалов. Пока существуют социальные группы со своими различными интересами, будет существовать идеология. Идеология создается сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. Они специально изучают общество, создают концепции общественного развития.

Особое место в общественном сознании занимает массовое сознание (его еще иногда называют «психологией толпы»). Масса, «толпа» характеризуется рядом специфических качеств: у людей, объединенных в «толпу», теряется независимость суждений, резко возрастает чувство своей силы, падает сознание индивидуальной ответственности, растет внушаемость, они легко поддаются влиянию «вожаков». Интересно, что еще Платон писал, что охлос («толпа») - это особое животное, а демагог («вожак») - дрессировщик, умеющий им управлять. В толпе не обретается, а теряется свобода.

В формировании массового сознания особую роль играют механизмы заражения и подражания. Известно, что убеждения человека основаны на знании и понимании. Человек без убеждений легко поддается манипулированию его сознанием. Известно также, что чем ниже уровень развития личности, тем выше подражательность, конформизм.

В составе обыденного сознания выделяют общественную психологию - совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей, направлений воли, переживаний, мыслей, возникающих на основе социальной группы, в которую входит индивид.

Характерные черты общественной психологии: она синкретична (сочетает противоречивые взгляды), охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферу, вплетена в практическую сферу деятельности социальных групп, формируется в основном стихийно. Но в случае желания господствующих слоев общества привить массам свою психологию, свои социальные чувства, чтобы массы оценивали события не с позиции своих интересов, а с позиций господствующих слоев, применяется целенаправленное формирование общественного сознания, в т. ч. с использованием безнравственных приемов.

В настоящее время развитие средств массовой информации оказывается все более сильным фактором формирования общественного сознания. СМИ формируют стандарты мышления, поведения, спрос потребителей и т.д.

На формирование общественного сознания влияет ряд факторов:

Географическая среда, в которой живет социальная общность;

Уровень материальной жизни и характер потребления;

Формы общественной жизни;

Историческое прошлое и т.д.

Если иметь в виду уровни общественного сознания в целом, то обыденное сознание выступает духовным стимулом практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их повседневных, ближайших потребностей труда, деятельности по производству и потреблению материальных и духовных благ, поступков, исполнения религиозных обрядов. А идеология является духовным стимулом практической деятельности социальных групп, направленной на осуществление их коренных экономических, социальных, политических и духовных интересов.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите формы общественного сознания и дайте им краткую характеристику.

2.Чем различаются обыденное и теоретическое сознание?

3.Назовите характерные черты массового сознания («психологии толпы»).

Основным фактором, который влияет на развитие индивидуума в окружающем мире, являются, в первую очередь, взаимоотношения между людьми, и обмен как субъективным, так и объективным опытом между ними. По средствам наблюдения за основными факторами, влияющими на развитие личности, которые происходят во время социализации индивидуума, были отмечены некоторые ключевые моменты, которые в итоге были разделены и организованы в систему основных уровней развития личности.

В первую очередь стоит отметить, что каждый человек, стремится сначала обустроить свою жизнь, а потом уже начинает думать обо всех тех, кто его окружает. Такая эгоцентричная точка зрения заложена в нас самой природой, и является частью нашей человеческой натуры, которую очень сложно нарушить, и что-то в ней изменить. Как-никак, люди, которые мыслят исключительно на таких низких уровнях сознания, способны обустраивать лишь свою собственную жизнь и благополучие, но при этом все окружающие будут терпеть сплошные неудобства, и поэтому такой человек, никогда не сможет стать достаточно социализированным в плане взаимоотношений с другими людьми.

Далее по списку следует, более развитый уровень сознания, который подразумевает собой узконаправленную организацию тех, или иных людей, объединенных какими-либо взглядами, либо убеждениями. Такого рода отношения позволяют вести эффективные и организованные действия против каких-то определенных вещей и понятий. Зачастую массовое сознание не имеет большой ценности как индивидуума, а лишь находится в подчинении более развитых структур.

На ступень выше от группоцентрического уровня стоит просоциальный, концепция которого заключается во взаимопонимании и взаимопомощи людей, которые считают себя полноценными частицами общества, и при этом, они сполна понимают свою роль, и свои обязанности в социуме. Людям подобного склада ума обычно свойственна чрезмерная самоотдача, и они при этом являются трудолюбивыми работниками, которые готовы жертвовать собой во благо великой цели, процветания общества в дальнейшем.

На духовном уровне развития сознания факторы влияющие на развитие личности могут находиться люди, имеющие совершенно различные взгляды на мир, но при этом они думают об одних и тех же насущных вопросах, о смысле жизни и бытия, о роли человека на земле, о духовности и религии.

Тем не менее, нельзя отделять людей на приверженцев к тем, или иным уровням сознания, поскольку все четыре уровня присутствуют в каждом индивидууме, отличается лишь только баланс между ними. Иногда баланс может нарушаться, например, если человек попадет в ситуацию, в которой ему нужно будет быстро принимать ряд важных решений, либо ему будут навязаны устои другой, доселе не известной ему культуры.

В нашем государстве, основным стрежнем нашей ментальности и культуры является стремление к духовному обогащению человека. Издавна было принято, что настоящий русский человек должен в первую очередь думать о совести, о порядочности и действовать в соответствии с христианскими традициями и устоями.

Советская же культура, значительно изменила склад мышления типичного русского человека, который хоть и помнил о своих личностных и духовных ценностях, но при этом вынужден был воспринимать себя в качестве части коллектива, с которым он, по сути, просто обязан был сосуществовать. Общество коммунистов в своей концепции представляло типичный группоцентиреский тип сознания, в котором каждый должен был думать скорее об обустройстве всей коммуны, чем о своем собственном благополучии.

Решающим моментом в формировании современного русского менталитета стало массовое внедрение западных культурных ценностей. В результате они очень сильно смогли повлиять на типичного советского человека, и в корне смогли изменить большинство ценностей русских людей, что в конечном итоге перенесло всю русскую нацию на переходную культурную ступень, находящуюся в преддверии к окончательному прорыву к более высокому уровню сознания общества.

Тем не менее, какой бы хорошей не казалась ситуация на первый взгляд, каким бы близким не казался долгожданный прорыв общественного сознания на более высшие уровни, в нашем современном обществе все еще имеют место предпосылки прошлого, которые подразумевают собой все те же организованные структуры, в виде различных группировок, и оппозиций. Подобного рода явления в русском современном обществе являются лишь тормозом прогресса, и развития общества в целом.

Психологические консультации. Индивидуальная, семейная
и групповая психотерапия

Психологи оказывают помощь взрослым в форме разовых психологических консультаций и долгосрочной индивидуальной, семейной или групповой психотерапии. Как правило, консультация сконцентрирована на узкой теме, в то время как психотерапия – это более длительная, глубокая, занимающая порой несколько лет, работа, сконцентрированная на личности в целом. Именно психотерапия направлена на глубинные и стойкие изменения проявлений характера, мешающих полноценно жить и развиваться.

Семейная психотерапия сконцентрирована на отношениях членов семьи (на семье в целом) и позволяет скорректировать и оздоровить атмосферу в семье.

Групповая психотерапия в силу своей формы дает уникальные возможности для работы над проблемами индивидуализации и установления отношений. Атмосфера терапевтичекой группы дает возможность участникам исследовать свои чувства, потребности и поведение.


Похожая информация.


Глава 2. Факторы, влияющие на формирование и развитие правового сознания

Внешние факторы, влияющие на формирование правосознания можно определить в зависимости от количества субъектов.

К официальным источникам формирования правосознания относят:

1) органы власти и должностные лица, влияющие на формирование правосознания, путем вырабатываемой государственной политикой, а как ее результат - правотворческая и правоприменительная деятельность;

2) образовательные учреждения (не зависимо от форм собственности), формируют правосознание путем правового обучения в различных учебных заведениях, например, школе, колледже, Вузе, которое должно быть направлено на приобретение ребенком позитивных, духовных ориентиров, усвоение им нравственных норм, воспитание уважения к праву, развитие его воли;

3) средства массовой информации являются одним из основных источников формирования правосознания, а также средством правовой пропаганды, которая заключается в распространении правовых идей и правовых требований в обществе. И от того, насколько грамотной, объективной будет данная информация, зависит уровень правосознания и потребность совершать правомерные и противоправные действия .

К неофициальным источникам, влияющим на формирование правосознания, относят: религия, ближайшее окружение человека.

Религия, а именно ее исповедание, является фактором, влияющим на формирование правосознания. Именно этого мнения придерживаются многие авторы. Религия является источником, не только религиозных норм, но и нравственных, придавая им божественную силу, и ставит перед собой задачу воспитания законопослушной личности. Это не относится к деструктивным сектам, например, к сектам, которые способствуют формированию деформированного правосознания .

Огромное влияние на формирование правосознания человека оказывает его ближайшее окружение.

Рассмотрим наиболее значимые объекты:

· мнение большинства, усредненное мнение социально-демографической группы, к которой причисляет себя индивид - один из факторов, оказывающих существенное влияние на формирование правосознания. Оно может быть позитивным и негативным, способствующее или препятствующее осуществлению определенных общественных процессов, применению норм права;

· в ближайшем окружении, особое место занимает семья, в которой начинается процесс социализации, т.е. формирование основы социально адаптированного поведения, путем прививания ребенку социальных ценностей связей .

Анализируя основные факторы, детерминирующие процесс формирования правосознания, можно отметить: все они - социальные, экономические, политические, психологические, образуют сложную систему взаимодействия общества и личности. Подобное несогласованное воздействий влечет за собой негативное отношение к праву.

Для того чтобы изменить направление регрессивного развития правосознания, необходимо так организовать систему правового воспитания, чтобы к одной из его первостепенных задач относилась коррекция и гармонизация влияния всех факторов, формирующих правосознание и как следствие, правомерного поведения.

Осуществление правового поведения проходит в несколько стадий:

потребности - интерес как осознанная потребность - борьба мотивов при выборе вариантов поведения - определение цели и средств ее достижения - оценка реальной ситуации - принятие решения - действия по реализации принятого решения

Сбой и деформация желаемого для общества поведения, возможны на каждой из перечисленных стадий.

Так, на стадии формирования интереса искаженно могут восприниматься потребности, вызывающие, например, преступления против собственности.

В то же время нормальные потребности и интересы могут вступать в противоречие с имеющимися возможностями их удовлетворения, что негативно сказывается на выборе средств достижения поставленной цели.

Иногда искаженно воспринимается конкретная жизненная ситуация, нарушается сложившаяся система ценностных ориентиров, что ведет к противоправному поведению.

Кроме того, правосознание является специфическим регулятором правового поведения, так как:

Ш включает процесс отражения и осмысления различных явлений общественной жизни и практической деятельностью людей в области функционирования права;

Ш правосознание всегда отражается в поведении людей, в их деятельности в правовой сфере;

Ш оказывает воздействие на мотивы, которые используются людьми при принятии определенных решений. Оно включает в сознание индивида, а также социальной группы, избираемой установочной оценки для выработки определенных отношений к разнообразным правовым явлениям. В том числе к праву в целом, его идеям и принципам, к императивности провозглашенных норм права;

Ш затрагивает интересы и потребности человека, вызывает у него определенные переживания, определенные эмоционально-волевое отношение к фактам, явлениям и процессам социально-правовой действительности.

Одно и тоже по содержанию правосознание, но различное по характеру настроение и эмоциональной направленности, оказывает далеко не одинаковое воздействие на поведение и поступки индивида, его деятельность .

Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Исследования лиц, совершивших преступления, в целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить следующие закономерности:

правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;

преступник отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих те общественные отношения, на которые он посягнул;

преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно излишне суровым) в отношении себя.

Следовательно, при перевоспитании осужденных необходимо работать над восстановлением не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью.

Правосознание является функцией возраста. Оно формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, оно формируется в личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального правосознания тесно связано с правоспособностью и дееспособностью личности .

В нормативно-оценочной стороне правосознания могут содержаться консервативные элементы, развитие которых отстает от задач, стоящих перед общественной группой, общественным субъектом. Такими консервативными элементами являются социальные привычки и традиции правового характера. Высокий уровень индивидуального правосознания является фактором, обеспечивающим права и интересы личности в условиях, когда большинство граждан смирились с этими нарушениями.

Причины и условия деформации правового сознания - это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. Данные факторы по своей природе всегда противоречат интересам общества и причиняют вред отношениям в обществе.

Все вместе они формируют определенную систему. Для того чтобы изучить сущность этих явлений необходимо классифицировать их в зависимости от содержания, последствий и уровня функционирования .

Главными причинами правового инфантилизма в настоящее время являются:

· не продуманный курс преобразований, которые проводятся в стране;

· частичная ликвидация бесплатного высшего образования;

· нет хорошо организованной системы юридической подготовки;

· низкий образовательный уровень отдельной части населения;

· низкие моральные качества значительной части членов общества .

Причинами правового нигилизма российских граждан выступают:

· социально-экономический кризис;

· политическая напряженность;

· кризис правовой системы и отсутствие правовой стабильности .

Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм как формы деформации правового сознания располагаются в органической взаимосвязи и единстве:

1. они взаимосвязаны структурно и функционально;

2. каждая из них обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам.

Структурная их взаимосвязь проявляется в том, что каждая предыдущая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание.

Различные формы деформации правосознания имеет свои специфические детерминанты, они имеют и общие для всех причины. Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм отличаются степенью деформированности правового сознания, что определяются неодинаковым объемом и интенсивностью детерминирующих факторов и что самое важное специфическим их сочетанием . К ним относятся:

1) экономические факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработной платы и т.д.);

2) социальные процессы (резкое расслоение российского общества и т.д.);

3) политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т.д.);

4) правовые, факторы (эволюция российской правовой системы);

5) факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т.д.).

На искажение индивидуального правосознания, которое получило широкое распространение, наравне с факторами социальной среды, влияют также личностные качества и условия микросреды окружения .

Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна быть максимальный эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:

1) учет действительно существующих процессов и противоречий социальной жизни, которые вызывают как свое следствие данное явление;

2) определение главных направлений по преодолению различных видов деформации правового сознания;

3) формулировка целей, способов и средств данной деятельности.

Итак, основная работа по преодолению деформации правового сознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правового сознания.

Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных факторов внешней можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы :

1. Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

2. Активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия.

Данные направления деятельности по преодолению деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности .

Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.

Влияние социально–психологических факторов на формирование коллектива класса начальной школы

Исследование проблем демографии

Существует несколько основных факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию. 1) Фактор политики государства. Абсолютно ясно, что политика, проводимая государством влияет и на экономическую ситуацию в стране...

Особенности общения в городе

Современная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20-30-е гг...

Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи

Становление личности гражданина, члена той или иной политической системы происходит в процессе политической социализации, которая формирует политическое сознание и политическое поведение индивида. Социализация (от лат...

Особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений на примере Санкт-Петербургского государственного учреждения "Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга"

Анализ причинных факторов преступного поведения несовершеннолетних на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции...

Политический пиар в современной России

Правильное общение с целевой аудиторией, выявление истинного мнения - генератор коммерческого успеха любой фирмы и компании...

Правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-то одной системе представлений. Необходимо по меньшей мере несколько сечений, чтобы обнажить его сложную структуру...

Правовое сознание молодежи на современном этапе

По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное. Массовое - это когда определенные правовые взгляды, идеи...

Роль прогноза занятости в регулировании рынка труда

Важнейшими факторами, которые окажут влияние на динамику развития рынка труда и его структуру применительно к Нижневартовску...

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет (на примере добровольцев г. Ярославля)

Доброволец, как и любой человек, развивается как личность и приобретает характерные ему черты под влиянием окружающего мира в общем, и социума в частности. В процессе социализации немаловажную роль играют определенные факторы...

Социальная защита и обеспечение населения на муниципальном уровне (на примере МО "Сосновоборский городской округ")

Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

Социализация личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности...

Социально-психологические аспекты семейной жизни моряков-подводников

В психологии под удовлетворённостью браком понимают субъективную оценку каждым из супругов характера их взаимоотношений. По определению удовлетворенности браком А.В. Шавлова «супружеская удовлетворенность браком есть не что иное...

Социально-экономические проблемы современной России

В 2009 г. доля бедных в России составляла 16%, малообеспеченных - 56%, благополучных слоев населения - 28%. Малообеспеченность в России в настоящее время в большой степени, зависит от таких характеристик как тип населенного пункта, возраст...

Общественное сознание - главный элемент духовной сферы

Введение

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным.

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как “отблеск” всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности - самосознании.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия

Духовная сфера общества - это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности.

Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни.

Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом.

Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества.

В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие.

Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления.

Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.

Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и гос. строй, правовые и политические отношения и т. п.

В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия.

Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас.

Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра.

Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.