Презентация на тему проблема в пьесе недоросль. Д

ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН

КОМЕДИЯ «НЕДОРОСЛЬ»

«Недоросль» - первая русская реалистическая комедия Сделав жизненно достоверными и отрицательных и положительных персонажей, Фонвизин сумел создать новый тип реалистической комедии. Гоголь писал, что сюжет «Недоросля» помог драматургу глубоко и проникновенно вскрыть важнейшие стороны социального бытия России, «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей» (Н.В. Гоголь, полн. собр. соч. т. VIII). ТЕМАТИКА комедии ТЕМАТИКА комедии В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые особенно волновали писателя. Это проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Комедия «Недоросль» (1782) стала этапным событием в развитии русской комедии. Она представляет сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского замысла. Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине «злонравия», плоды которого известны и автором строго осуждены. Причиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государственный строй, порождающий произвол и беззаконие. Таким образом, проблема воспитания оказывается неразрывно связанной со всем жизненным и политическим укладом государства, в котором живут и действуют люди снизу доверху. ИДЕЯ Комедии Основная идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения. ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА в КОМЕДИИ Конфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив его от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума -- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам - человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины. В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома, семьи и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, поддержанный властью, и бесправие крестьян. ГЕРОИ КОМЕДИИ Публику в комедии «Недоросль» привлекли, в первую очередь, положительные герои. С большим энтузиазмом воспринимались серьезные сцены, в которых выступали Стародум и Правдин. Одним из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он по своему мировоззрению - носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Ее получил его бывший приятель, граф, отказавшийся ехать в действующую армию. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ С удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи: госпожа Простакова, ее муж и сын Митрофан, злобный и жадный брат Простаковой Тарас Скотинин. Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы и всё время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов. Центральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы Фонвизина является госпожа Простакова. Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным персонажам, но и её ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу. «Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически», - говорил о Простаковой знаток эпохи историк В.О. Ключевский. Центральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы Фонвизина является госпожа Простакова. Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным персонажам, но и её ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу. «Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически», - говорил о Простаковой знаток эпохи историк В.О. Ключевский. Сюжет и композиция комедии В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни 70 - начала 80-х годов 18 в. Это борьба с крепостницей Простаковой, лишение ее права владения своим поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета. Художественное своеобразие Увлекательный, стремительно развивающийся сюжет, острые реплики, смелые комические положения, индивидуализированная разговорная речь персонажей, злая сатира на русское дворянство, насмешки над плодами французского просвещения - всё это было ново и привлекательно. Молодой Фонвизин нападал на дворянское общество и его пороки, плоды полупросвещения, на поразившую людские умы и душу язву невежества и крепостного рабства. Он показал это тёмное царство как оплот тяжёлого самодурства, повседневной бытовой жестокости, безнравственности и бескультурья. Театр как средство социальной публичной сатиры требовал понятных для зрителей персонажей и языка, острых актуальных проблем, узнаваемых коллизий. Всё это есть в знаменитой комедии Фонвизина «Недоросль», которая ставится и сегодня. МЕСТО Второстепенных ПЕРСОНАЖЕЙ На сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный муж Простаковой, и брат ее Тарас Скотинин, больше всего на свете любящий своих свиней, и дворянский «недоросль» - любимец матери, не желающий ничему учиться сын Простаковых Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием. Рядом с ними выведены: дворовый Простаковых - портной Тришка, крепостная нянька, бывшая кормилица Митрофана Еремеевна, его учитель - сельский дьячок Кутейкин, отставной солдат Цифиркин, хитрый пройдоха немец-кучер Вральман. Имена Простаковой, Митрофана, Скотинина, Кутейкина, Вральмана стали нарицательными. Имена Простаковой, Митрофана, Скотинина, Кутейкина, Вральмана стали нарицательными Фонвизин создал язык отечественной драмы, верно понимая её как искусство слова и зеркало общества и человека. Он вовсе не считал этот язык идеальным и окончательным, а своих героев положительными персонажами. Будучи членом Российской академии, писатель всерьёз занимался изучением и совершенствованием современного ему языка. Фонвизин мастерски строит языковые характеристики своих героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цы-фиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы - Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми. Так уже при жизни драматурга имя Митрофана стало нарицательным и обозначало лентяя и невежду. Широкую известность приобрели фразеологизмы: «тришкин кафтан», «не хочу учиться, а хочу жениться» и др. Фонвизин создал язык отечественной драмы, верно понимая её как искусство слова и зеркало общества и человека. Он вовсе не считал этот язык идеальным и окончательным, а своих героев положительными персонажами. Будучи членом Российской академии, писатель всерьёз занимался изучением и совершенствованием современного ему языка. Фонвизин мастерски строит языковые характеристики своих героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цы-фиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы - Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми. Так уже при жизни драматурга имя Митрофана стало нарицательным и обозначало лентяя и невежду. Широкую известность приобрели фразеологизмы: «тришкин кафтан», «не хочу учиться, а хочу жениться» и др. Значение произведения Народная, по словам Пушкина, комедия «Недоросль» отразила острые проблемы русской жизни. Зрители, видя её в театре, сначала от.души смеялись, но потом ужасались, испытывали глубокую печаль и именовали веселую пьесу Фонвизина современной русской трагедией. Гоголь, ученик и наследник Фонвизина, метко назвал «Недоросля» подлинно общественной комедией: «Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдалённых углах и захолустьях России... Нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьем с природы и проверено знанием души». Реализм и сатира помогают автору комедии заговорить о судьбах просвещения в России. Фонвизин устами Стародума назвал воспитание «залогом благосостояния государства». А все описанные им комические и трагические обстоятельства и самые характеры отрицательных персонажей смело можно назвать плодами невежества и злонравия. В комедии Фонвизина есть и гротеск, и сатирический комизм, и фарсовое начало, и очень много серьезного, такого, что заставляет зрителя задумываться. Всем этим «Недоросль» оказал сильнейшее воздействие на развитие русской национальной драматургии, как и всей «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально плодотворной линии русской литературы - линии обличительно-реалистической» (М. Горький).

Предлагаю вашему вниманию фрагменты документального фильма о Фонвизине, презентацию к системе уроков по комедии "Недоросль", аудиофайлы.

Урок 1. «Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии.

1. Фонвизин и его комедия

Реализация домашнего задания

· Какие основные этапы жизни Фонвизина вы отметили при выполнении домашнего задания? (Родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился в гимназии при Московском университете прекрасно, переехал в Петербург, был знаком с Ломоносовым, увлёкся театром. Начал свою литературную деятельность с переводов басен и пьес. Потом работал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Первая пьеса Фонвизина «Бригадир». Был приближённым Панина, которого ненавидела Екатерина 2. «Недоросль» впервые была поставлена 24 сентября 1782 года. Но Фонвизину после этого пришлось выйти в отставку. Написал сатиру «Всеобщая придворная грамматика», после которой его запретили к печати. Потом тяжело заболел и умер в возрасте 47 лет.)

· Посмотрим видеосюжеты и ответим на вопросы (слайды 2-4)

Слайд 2. Родословная. Детство(просмотре видеосюжета)

Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? (немецкого происхождения).

Когда они появились в России? (Предки Фонвизина оказались в России во времена правления Ивана Грозного, во время Ливонской войны)

Где родился Фонвизин? (в Москве)

В честь кого он назван? (в честь своего предка Дениса)

Где и как он учился? (учился в гимназии при Московском университете прекрасно)

Слайд 3. Комедия «Недоросль»

Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества)

В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли? (В уста Правдина и Стародума)

Слайд 4. Постановка комедии

Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу)

Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!»)

Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды»)

Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль”,

А целью - разрешение проблемы “Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению”.

3. Викторина на знание комедии.

Ø Где происходит действие комедии? (в имении Простаковой)

Ø Кто по социальному происхождению Простакова? (дворянка, помещица)

Ø Кем Простаковой приходится Скотинин? (братом)

Ø Кем Простаковой приходится Софья? (воспитанницей, дальней родственницей)

Ø Кем Софье приходится Стародум? (дядей)

Ø Как зовут учителей Митрофана? (Цифиркин, Вральман, Кутейкин)

Ø Кто такая Еремеевна? (няня Митрофана)

Ø Как зовут жениха Софьи? (Милон)

Ø Кто такой Правдин? (представитель закона, который приехал, чтобы навести порядок в имении Простаковой)

Ø Какое любимое занятие Митрофана? (гонять голубей на голубятне)

Ø Сколько женихов у Софьи и кто они? (Милон, Скотинин, Митрофан)

Ø Кому принадлежат эти слова:

o «А ты, скот, подойди поближе.» (Простакова)

o «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил». (Еремеевна)

o «Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». (Скотинин)

o «Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». (Простакова)

o «Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление». (Стародум)

4. Анализ комедии.

Слайд 5. Вспомним теорию!

Что такое сатира?

Это одно из видов комического, высмеивающее и обличающее общественные пороки

Что такое комедия?

Это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие или нравственные пороки

Каковы же проблемы комедии Фонвизина?

1. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их..

3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.

У.: В комедии две сюжетные линии. Одна разрешает любовный конфликт, другая – социальный, нравственный. Нарисуем события двух этих конфликтов.

Т.П. Макогоненко: “Художественное новаторство Фонвизина проявилось в “Недоросле”… в сюжете, раскрывающем главный исторический конфликт…”

· Есть в пьесе любовная интрига? (Есть. И внешне действие строится на любовном конфликте.)

Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой.

Но у Фонвизина любовный конфликт не главный. История злоключений Софьи составляет лишь фон, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы - общественно- политический.

· Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие?

Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона). Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:

Итак, одной из проблем, поднятых Фонвизиным, была проблема – как воспитать настоящего гражданина. Фонвизин показывает нам учителей Митрофана. Расскажите о них.

Проверка индивидуального домашнего задания

1. Рассказ о Цифиркине

2. Рассказ о Кутейкине

3. Рассказ о Вральмане

Ø Одним из способов создания комического было использование «говорящих» фамилий. О чём говорят фамилии учителей? (Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики. Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» - церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун)

Ø Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

Ø Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

Ø Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился. Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: “ Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…” Математика для нее - “пустота”,”дурацкая наука”; география тоже не нужна- “кучер куда надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили…”)

Ø Сама она образованная или нет?

Ø Почему истинный дворянин должен быть образованным?

Ø Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

Ø Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

Ø Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

Ø Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).

Ø Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?

Ø Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.

Проблема истинного дворянина демонстрируется и в монологах Стародума. Стародум – это персонаж, высказывающий авторскую позицию. Такой персонаж назывался резонёром.

Проверка индивидуального домашнего задания:

Ø Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?

Домашнее задание:

1. Заполнить таблицу речевой характеристики Простаковой. (*Слайд 12) (Индивидуальное задание: инсценировка 1-4 явлений 1 действия)

2. Выучить определения сатиры и комедии

Урок 2. «Недоросль» как комедия классицизма

1. Проверка домашнего задания

Ø Речевая характеристика – основное средство создания образа в драматическом произведении. Почему?

Ø Какие слова преобладают в речи госпожи Простаковой?

Ø Со всеми она одинаково говорит? С кем и как?

Ø Зачитайте, какие слова преобладают в её разговоре с разными людьми

Ø В зависимости от ситуации она и с одним человеком может говорить по-разному. Докажите это

Ø Какой вывод из речевой характеристики Простаковой мы можем сделать о качествах её характера?

Ø А какой вывод о Фонвизине как драматурге мы можем сделать?

2. Слово учителя. Запись лекции.

“С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Сегодня мы выявим в ней черты классицизма, а также найдём те черты, которые отличают комедию от классицистических произведений.

Но сначала надо познакомиться с классицизмом как с направлением литературы.

В литературе и искусстве существуют такие направления:

1. Классицизм

3. Романтизм

4. Реализм

5. Модернизм

Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Об этом мы сегодня и поговорим.

(* постановка задачи: заполнить таблицу ответами)

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.

Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика.

Принципы классицизма

Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга

Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее

Наследование античности как образцу

(Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)

Подражание “украшенной” природе

Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Замысел и исполнение проекта принадлежат Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.

Перед вами самый крупный петергофский фонтан “Самсон, разрывающий пасть льва”, созданный скульптором Михаилом Козловским.

Ø Как вы думаете, почему это классицистическое произведение? (Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха)

Живописцы классицизма были не в меньшей степени, чем зодчие, верны принципам этого направления.

Ø Найдите здесь черты классицизма

Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.

Основные требования классицизма в литературе

1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

2. Исключалось использование простонародного языка

3. Требование композиционной строгости

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия.

5. Строгое деление на жанры.

6. Система амплуа

“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

Смешивать жанры считалось недопустимым!

А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.

3. Аналитическая работа

Ø Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию? (Низким.)

Ø Почему? (Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.)

Ø Действительно ли произведение Фонвизина – комедия? Что она высмеивает?

Ø - Каков идеал человека для классицистов? (Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.)

Ø Есть ли такой герой в комедии Фонвизина? (Есть, это Стародум, Правдин)

Ø Какие идеи они исповедуют?

Ø Есть ли в комедии единство времени?

Ø Соблюдается ли единство места?

Ø Соблюдается ли единство действия? (Нет, здесь два конфликта, две сюжетных линии)

Ø Есть ли деление на положительных и отрицательных героев?

Ø Во что верит Фонвизин как писатель эпохи просвещения? (Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.)

Ø А от каких канонов классицизма отходит писатель?

Ø 1. Герой-схема, носитель одного качества (у Фонвизина - индивидуальные черты, типы). Примеры? (У положительных героев Фонвизин создаёт биографию, как, например, у Стародума)

Ø 2. Внешний комизм, построенный на фарсовых сценах - комические сцены, вплетающиеся в действие, составляющие его основу, смех имеет силу отрицания. Примеры?

Ø 3. Чистота жанра- смешение жанров (сатира и юмор). Примеры?

Ø 4. Образы положительных героев- черты реально новых людей. Примеры?

Ø 5. Условность места действия, выдуманные картины жизни - конкретное место действия, правдивые картины быта. Примеры?

Ø 6. Условнее характеры - обусловленность характеров средой, воспитанием. Примеры?

Обратимся теперь к вопросу создания комического

Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.

Вопрос. Это традиционные приёмы для комедии классицизма. Обратите внимание на появление внесюжетных сцен, т.е. сцен, не связанных с сюжетом, что было совершенно новым в русской драматургии. Назовите такие сцены. Как вы думаете, что это давало автору?

Ответ. Внесюжетные сцены – это, например, сцена с примеркой кафтана, разговор Простаковой с братом, с Еремеевной. Они позволили автору углубить представление о некультурной помещичьей семье, о низости её запросов и стремлений, отсутствии высоких идеалов, о неразумности такого внутрисемейного устройства. Всё это убеждало зрителя в правдоподобности и жизненности происходящего на сцене.

Ø “Почему эти сцены смотрятся с неподдельным интересом?” (характеры героев отрицательных оказались жизненнее, глубже, интереснее.)

Это произошло по ряду причин: драматург пытался объяснить характеры героев условиями их жизни, воспитанием.

Ø Докажите это примерами из комедии.

Речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, это мы уже отметили на примере речевой характеристики Простаковой.

Ø Определите ещё одну особенность комедии "Недоросль", оттолкнувшись от слов Вяземского о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии.”

Вопрос. Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?

Ответ. В комедии соединились печальное и смешное, возвышенное и обыденное. И это было новым для классицизма.

Ø “В чём вы увидели особенности финала комедии?” (порок наказан, добродетель торжествует. По сути этого не произошло, ведь герои не вступили на путь добродетели, что противоречило бы их нравственной сути.)

“ Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме.

Ø Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?

Ø Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами?

Домашнее задание:

1. Выучить лекцию

  • #1

    Супер! Дети были в восторге. Это лучшее из всего предложенного в интернете. Спасибо!!!

  • #2

    Спасибо вам большое,сдаю литературу,решил повторить всю школьную программу от начала до конца-ваши ролики как никак кстати!Кратко,ясно,понятно.Выражаю вам огромную благодарность!

  • #3

Денис Иванович Фонвизин Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) (1745 – 1792) Русский драматург и переводчик середины 18 века Русский драматург и переводчик середины 18 века. Автор комедий «Бригадир» и «Недоросль». Автор комедий «Бригадир» и «Недоросль» Представитель эпохи классицизма в русской литературе Представитель эпохи классицизма в русской литературе


Классицизм и его основные принципы в искусстве Культ разума Культ разума Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.


Назовите известных вам представителей классицизма в русской и зарубежной литературе Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов Гавриил Романович Державин Гавриил Романович Державин Жан-Батист Мольер Жан-Батист Мольер Николя Буало-Депрео Николя Буало-Депрео


Драматургия Драматургией называются все литературные произведения, предназначенные для постановки на сцене (в театре). Драматургией называются все литературные произведения, предназначенные для постановки на сцене (в театре). драматургия трагедиякомедиядрама


Знаете ли вы, что означают эти театральные термины? Диалог Диалог Монолог Монолог Ремарка Ремарка Акт(действие) Акт(действие) Явление (сцена) Явление (сцена) Разговор двух или более персонажей Разговор двух или более персонажей Речь, рассказ, выражение мыслей от первого лица Речь, рассказ, выражение мыслей от первого лица Авторские указания об обстановке действия, состоянии героев, их мимике и жестах Авторские указания об обстановке действия, состоянии героев, их мимике и жестах Часть пьесы, связанная с единством места действия Часть пьесы, связанная с единством места действия Часть действия, меняющаяся с переменой количества действующих лиц на сцене Часть действия, меняющаяся с переменой количества действующих лиц на сцене


Д ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ ЯВЛЕНИЕ VIII Г-жа Простакова (входя). В Все ли с тобой, Митрофанушка? Митрофан. Ну, да уж не заботься. Г-жа Простакова (Стародуму). Мы пришли, батюшка, потрудить вас теперь общею нашею просьбою. (Мужу и сыну.) Кланяйтесь. Стародум. Какою, сударыня? Г-жа Простакова. Во-первых, прошу милости всех садиться. се садятся, кроме Митрофана. Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших... даровал нам Господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть, не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен? Стародум. О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил. Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка. Простаков. Всему, мой отец. Митрофан. Всему, чему изволишь. Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например? Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматика.




Ответьте на вопросы К какому виду драматических произведений относится пьеса «Недоросль»? К какому виду драматических произведений относится пьеса «Недоросль»? трагедия комедия драма Какие проблемы современного ему общества высмеивает Фонвизин? Какие проблемы современного ему общества высмеивает Фонвизин? Крепостное право Воспитание дворянской молодежи Защита Отечества Глупость и самодурство помещиков Назовите главных персонажей комедии «Недоросль» Назовите главных персонажей комедии «Недоросль» Правдин Стародум Митрофан Еремеевна


Одна из особенностей комедии «Недоросль» - говорящие имена и фамилии. Попробуйте определить, что говорит имя о герое. Софья Софья Милон Милон Стародум Стародум Простакова Простакова Скотинин Скотинин Правдин Правдин От греч. «софия» - мудрость От греч. «софия» - мудрость Милый, любимый Милый, любимый Мудрец (думающий старец) Мудрец (думающий старец) Простодушная до глупости Простодушная до глупости Подобный скоту Подобный скоту Любящий правду Любящий правду

Презентация к уроку
литературы.
900igr.net

(1745-1792)
Переводчик, сатирик и драматург.
Происходил из дворянского рода.
Предки по отцовской линии были
обрусевшими немцами, которые
честно служили России.
Фонвизин рос в большой, дружной
семье. Получив образование,
служил в Коллегии иностранных
дел, считал неограниченную
монархию пагубной, мечтал о
преобразованиях.

Автор негодует на порок
И клеймит его без пощады.
П.А.Вяземский.
Первой комедией о русских
нравах стал «Бригадир».
На вопрос, почему в обществе
появляются люди, подобные
героям «Бригадира», Фонвизин
ответил в комедии «Недоросль»,
где главной стала проблема
воспитания.

ЗАДАЧИ АВТОРА
1. Указать на основное зло времени: крепостничество и
произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком
уровне.
2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство
несет ответственность за положение в стране, однако понимал,
что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой
высокой роли.
3.Выяснить причины, уродующие личность.
4.Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что
детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших -
«недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться не
дорослями до 20 лет (для получения образования).
5.Обострить основной конфликт времени - конфликт
между невежеством и просвещением.
6.Вынести на обсуждение тему воспитания.
7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма,
вводил элементы реалистического изображения действительности.

Первые постановки

Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой,
испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием
истории - пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и
русского театра.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в
Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А.
Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского
театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на
сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку
комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный
Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял
сам И.А.Дмитревский, Правдина - К.И. Гамбуров, Цифиркина - А.М.Крутицкий,
Скотинина - С.Е.Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при
ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу
свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно
театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».
А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене
студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

Пьеса «Недоросль» является самым известным
произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой
XVIII века на русской сцене последующих веков. Это
первая в истории русской драматургии социальнополитическая комедия. Автор изобличает в ней пороки
современного ему общества. Героями комедии являются
типичные представители разных социальных слоев 18
столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабыкрепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные
персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать,
барыня-крепостница XVIII века - госпожа Простакова,
управляющая всем и всеми - в её руках и хозяйство с
дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и
собственный муж, которого не стесняясь она может
поколотить, и воспитание сына Митрофана - на самом
деле воспитанием и образованием его она не
обременена, а лишь старательно исполняет модные
условности общества и своего положения в нем: «То
бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Как и другие пьесы эпохи классицизма,
«Недоросль» прямолинеен по своей
проблематике - осуждению традиционного
дворянского воспитания и «злонравия»,
«дикости» провинциального дворянства;
персонажи чётко делятся на положительных и
отрицательных, им даны говорящие имена
(Простаковы, Скотинины, Митрофан -
«проявление матери» по-гречески, Стародум,
Милон, Правдин, Софья - «мудрость» погречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную
популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за
мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и
из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей
(положительные получились скорее резонёрами, передающими
авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро
вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться - хочу жениться», «Вот
злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой
стали нарицательными.
Недоросль - молодой дворянин, не достигший совершеннолетия.

ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА
Возраст героини: хочется назвать ее старой, но Митрофану 16-й год, а,
следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет
(это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини
происходит, вероятно, из-за того, что все ее боятся и никто не любит.
Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования.
Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она
наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она
вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях.
Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей
собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни
было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в
жизни - личная выгода.
С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления,
становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед
сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает
им.
Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним
нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое.
Смысл ее жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая
материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

МИТРОФАНУШКА
Избалованный сынок. Его имя
означает «подобный матери».
Действительно, он зеркало
Простаковой с ее грубостью,
невежеством, жестоким
отношением к окружающим его
людям.
Лентяй (испытывает отвращение к
труду и учению), капризен, приучен к
сытной и обильной еде, свободное
время проводит на голубятне. Не
умеет любить - не знает любви
даже к своим близким.
Несмотря на его невежество,
нельзя сказать, что он дурак ни в
умении подластиться к матери, ни
в роковой сцене похищения Софьи,
ни в сцене экзамена. Он умеет
схитрить и извернуться.

ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА
Просветительские и нравственные идеалы
Стародума отразились в его афоризмах. Сродни
народным поговоркам, они запоминались легко (и
даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя
на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время
интересны и актуальны.
Просвещение возвышает одну добродетельную
душу.
Невежда без души - зверь.
Великий государь есть государь премудрый.
Начинаются чины - перестает искренность.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во
всякое время.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде,
нежели как судья наказывает.
Для прихоти одного человека всей Сибири мало.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут
врач не пособит, разве сам заразится.
Наглость в женщине есть вывеска порочного
поведения.
Наличные деньги - не наличные достоинства.
Золотой болван - все болван.
Последуй природе, никогда не будешь беден.

Значение комедии

Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми
последующими поколениями - от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до
нашего времени. Значение пьесы - непреходяще:
«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское.
А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с
природы…» (Н.В. Гоголь).
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не
создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В.Г.
Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль»).
Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения,
посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После
публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки
Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой
императрицей. В последнее десятилетие своего царствования
Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой
которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к
деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“,
получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению
Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин
обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод
Тацита, но разрешения не было дано»

СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ
КЛАССИЦИЗМА
ЗАКОНЫ КЛАССИЦИЗМА
ПОСТРОЕНИЕ КОМЕДИИ
Правила «трех единств»
единство места
поместье Простаковых
единство времени
в течение одних суток
единство действия
борьба трех претендентов за право стать
мужем Софьи
Разделение всех героев на положительных и
отрицательных
Положительные герои: Стародум,
Правдин, Милон, Софья
Отрицательные герои: Простаков,
Простакова, Митрофан, учителя
(Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)
Назначение комедии: смехом казнить пороки
«Говорящие» фамилии персонажей
Скотинин, Простакова (а в девичестве
Скотинина), Митрофан, Вральман,
Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья
(греч. «мудрость»)
Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма
говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о
высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.
Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.

НЕСООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА
Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность
характеров главных персонажей - основное отступление от традиций
классицизма.
Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных
персонажей.
Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к
отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для
изобличения крепостного права.
Каждый персонаж - не схема, не олицетворение какого-либо одного
качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.
Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают
тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение
героического и трагического не допускалось.
Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию,
негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.
Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели
низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между
положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала
для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе
XVIII в.). Существует легенда, что после премьеры
«Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл
князь
Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь».
Однако, по утверждению
историков,
Потёмкин
такого сказать не мог, поскольку его не
было в тот
момент в Петербурге. По другой версии,
эти слова
принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
Во время обучения в Нежинской гимназии
Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях
роль
Простаковой.

Проблема воспитания и образования молодого поколения в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Первоначально задумав пьесу о воспитании
дворянского сословия, Д.И.Фонвизин поднимается до
обличения самодержавия и крепостничества. Автор
недоволен системой образования и воспитания
«недорослей» в эпоху Екатерины. Он пришел к выводу, что
само зло заключено в крепостнической системе, возлагал
надежды на «просвещенную» монархию.
«Недоросль» служит важной цели – исправлению
пороков общества и воспитанию добродетели.
Автор не оставляет надежды на изменение общества к
лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная
комедия.