Евагрий Понтийский — первый христианский психолог. Евагрий Понтийский

Представляем Вашему вниманию труды аввы Евагрия.

Содержание:

Слово о молитве

Слово о духовном делании, или Монах

Умозритель

Умозрительные главы

Мысли

О помыслах

Зерцало иноков и инокинь

1. К монахам, живущим в киновиях и общинах

2. Увещание к девственнице

Послание о вере

Евагрий Понтийский (или Понтик)- первый образованный монах в Египте. Он родился около половины 4-го века, в городе Иворе близ Понта Евксинского. Евагрий был современником и другом каппадокииских отцов: во диакона он был рукоположен не кем иным, как самим святым Григорием Назианзином. Так же, как и каппадокийцы, Евагрий увлекался чтением и переводами Оригена, но в то время, как они, покинув уединение своих молодых лет, вернулись в мир и сделались епископами и активными церковными деятелями, Евагрий так и остался диаконом, а впоследствии удалился в Египетскую пустыню, где поселился среди монахов в месте под названием Скит (откуда и произошло нарицательное имя "скит").

В пустыне Евагрий начал свою писательскую деятельность. Ему принадлежит первенство в разработке созерцательно-интеллектуального взгляда на монашескую жизнь. В те времена монахи в большинстве своем неодобрительно относились к образованию и даже писание гимнов полагали чересчур мирским занятием, а для молитвы пользовались лишь "словом Божиим", то есть псалмами. Евагрий же был греком по национальности и мировоззрению, блестяще образованным философом, наследником Платона и его школы. Недавние исследования также показали, что он был последовательным оригенистом. Евагрию необходимо было объяснить свое новое призвание - пустыню, аскезу, целомудрие - в категориях греческой мысли. Естественно, для этого как нельзя лучше подходило Платоновское учение, в котором тело считается темницей души. Авва Евагрий в этом смысле верно следует Оригену.

На Пятом Вселенском Соборе (553 год) Евагрий был формально осужден как еретик вместе с Оригеном, ошибки которого он разделял. В основном он был осужден за свои христологические взгляды. Императорским указом сочинения Евагрия были сожжены. Однако его учение о созерцании и молитве было настолько популярно среди монахов, что часть его писаний все же сохранилась под другими именами и в дальнейшем оказала огромное влияние на духовную жизнь христианского Востока. (И. Мейендорф "Введение в святоотеческое богословие")

Все лекции цикла можно посмотреть .

Последнее двадцатилетие, можно сказать, христианская психология достаточно успешно развивается и есть прекрасные авторы современные – христианские психологи. Но мало кто из людей непосвящённых знает, что первым христианским психологом многие называют сегодня отца пустынника IV века — Евагрия Понтийского, который написал великолепные труды. В частности, у него есть замечательная работа «О страстях». Его не случайно называют первым христианским психологом, хотя он все-таки является духовным отцом, духовным учителем.

Дело в том, что Евагрий Понтийский впервые за историю показал, что в человеке есть огромное пространство внутренней жизни, осознаваемое и не осознаваемое, есть разные как бы комнаты в этом пространстве, уровни в этом пространстве, этажи. И он показал, что проблемы на одном из уровней, проблемы в одной из комнат, влекут проблемы в других уровнях, этажах и комнатах. Евагрий Понтийский писал о том, что главные духовные проблемы начинаются, когда искажение происходит в так называемой «яростной части души» и «вожделенческой части души». То есть, как бы в области гнева и в области желаний. И действительно, если посмотрим на нашу обыденную жизнь, то мы впадаем в такое состояние греховное, или такое не светлое, когда мы начинаем чего-то страстно хотеть или на кого-то сильно злиться. И тогда мы, можно наблюдать, как эта мысль пронизывает нас, это чувство живет в нас, мы к нему возвращаемся. День за днем, шаг за шагом оно входит в нас все глубже и глубже, и мы вдруг осознаем, что мы не можем от него избавиться.

Евагрий Понтийский говорит о том, что вы должны осознавать, что вы есть, осознавать, чего вы на самом деле хотите и выбирать сознательно добро, а не зло, и включать волю и разум для того, чтобы мочь это преодолеть. Иными словами – это по сути дела, я бы сказала, гимн христианской психотерапии. Потому что задача христианского психотерапевта, не ученого, не исследователя, а практика, того, кто работает с конкретным человеком, задача его состоит в том, чтобы помочь человеку войти в глубину своего неосознаваемого пространства и навести там в каком-то плане разумный порядок. Это вовсе не значит, что мы откроем дверь в это пространство и сможем там быстро навести порядок – это процесс, это часто долгий процесс, но процесс удивительно прекрасный, потому что он влечет за собой не только упорядочивание этих уровней, этих комнат, этих этажей, он дарует нам чувство целостности, чувство внутренней гармонии и внутренней встречи с самим собой. И в этом плане конечно такое серьезное отношение к работе с собой – психологической, духовной, дает действительно глубокое исцеление и духовное, и душевное.

, византийский философ , монах .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Евагрий Понтийский - первый христианский психолог. Лекция Натальи Ининой.

    ✪ О молитве

    ✪ Роль бессознательного в борьбе со страстями. Лекция Натальи Ининой.

    Субтитры

Жизнеописание

Родился около 345 года в небольшом понтийском городке Ивора , расположенном на севере современной Турции.

Отец Евагрия был рукоположен святителем Василием Великим в хорепископа .

После внезапной кончины в 379 году Василия Великого Евагрий покинул Каппадокию и прибыл в Константинополь к епископу Григорию Богослову . Став архиепископом Константинопольским, святитель Григорий Богослов сделал Евагрия своим архидиаконом .

Евагрий стал верным помощником и учеником святителя. Об этом свидетельствует сам святитель Григорий Богослов в «Завещании», написанном 31 мая 381 года, где говорит: «Диакону Евагрию, понесшему вместе со мной много трудов и забот, а также во многих обстоятельствах проявившему благоволение ко мне, я выражаю благодарность пред Богом и людьми. Большими воздаяниями отблагодарит его Бог, но, чтобы нам не пренебречь малыми знаками дружбы, я желаю подарить ему одну рубашку, один стихарь , два плаща и тридцать золотых монет».

Уклонился от многообещающей церковной карьеры ради монашества: с 383 года сперва в Нитрийской, затем в Келлийской пустыни в Египте . В Келлиях Евагрий оставался вплоть до своей кончины. Духовным отцом его стал преподобный Макарий Египетский , подвизавшийся ещё дальше в глубине пустыни, в Скиту, где Евагрий постоянно навещал его, ища духовного назидания.

Около него собрался и круг учеников. Имена по крайней мере двух из них нам известны: это Палладий , автор известного «Лавсаика», и впоследствии епископ Еленопольский, и Ираклид, родом с Кипра , позднее рукоположенный святителем Иоанном Златоустом в епископа Ефесского.

Проводя свою жизнь в трудах, молитве, и духовном окормлении паствы, Евагрий завершил свой земной путь в 399 году.

Литературное наследие

Автор ряда трудов о монашеской жизни («Слово о духовном делании», «Зерцало иноков и инокинь»). Разработал учение о восьми помыслах, легших в основу учения о семи смертных грехах .

На Евагрия Понтийского оказал влияние другой известный христианский мистик и богослов, Ориген . Однако нигде в своих сочинениях Евагрий на него не ссылается: Ориген не был для Евагрия церковным авторитетом, по своему значению сравнимым с каппадокийскими отцами и отцами-пустынниками.

Критика

Евагрий развивал некоторые неортодоксальные идеи Оригена, за что на Пятом Вселенском Соборе ( г.) был осуждён вместе с Оригеном как еретик .

Осуждение Евагрия было подтверждено Шестым Вселенским собором .

Евагрий и все его тексты преданы анафеме на Латеранском Соборе 649 года, также были анафематствованы те, кто не желает анафематствовать и отвергнуть работы в защиту Евагрия:

Если кто не отвергает и, в согласии со Святыми Отцами, с нами и с верой, не анафематствует душой и устами всех тех, кого святая, кафолическая и апостольская Божия Церковь (то есть пять Вселенских Соборов и все единодушные им признанные Отцы Церкви) отвергла и анафематствовала вместе с их писаниями, до самой последней строки, как нечестивых еретиков, а именно: […] Оригена, Дидима, Евагрия и всех остальных еретиков вместе взятых […]. Так вот, если кто не отвергает и не анафематствует нечестивое учение их ереси и то, что было нечестиво написано кем бы то ни было в их пользу или в их защиту, равно как и самих упомянутых еретиков […]: таковому человеку да будет анафема.

Духовное состояние и аскетическая практика Евагрия критикуется преподобным Иоанном Лествичником :

Богопротивный Евагрий воображал, что он из премудрых премудрейший, как по красноречию, так и по высоте мыслей: но он обманывался, бедный, и оказался безумнейшим из безумных, как во многих своих мнениях, так и в следующем. Он говорит: «Когда душа наша желает различных снедей, тогда должно изнурять её хлебом и водою». Предписывать это то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы.

Библиография

Переводы:

  • Умозрительные главы аввы Евагрия Понтийского. Пер. и комм. А. И. Сидорова .
  • Творения аввы Евагрия : Аскетические и богословские трактаты. / Пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. - М.: Мартис. 1994. - 362 с. 10000 экз.
  • Послание к Мелании. / Пер. с сир. Ю. Н. Аржанова. // Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. Т. 1. - М.-СПб., 2009. - С. 477-497.

Исследования:

  • о. Иоанн Мейендорф . Введение в Святоотеческое богословие.
  • Флоровский Г. В. Византийские отцы V-VIII в. - М., 1992.

Примечания

  1. SNAC - 2010.

Авва Евагрий Понтийский (346 - 399) - византийский богослов, философов, монах, автор ряда трудов о монашеской жизни ("Слово о духовном делании", "Зерцало иноков и инокинь" и т.д.). Разработал учение о восьми помыслах, легших в основу учения о семи смертных грехах.

***

1 (I, 39). [Изначала] мы были семенами добродетели, а не [семенами] порока. Ибо не обязательно, чтобы мы, будучи способны воспринимать что-либо, обладали и силой этого. Например, мы способны не быть, но не обладаем силой небытия, поскольку силы суть качества, а небытие не является качеством.

2 (I, 53). Бесы, ведущие брань с умом, называются "птицами"; приводящие в смятение яростное начало [души] "зверями"; возбуждающие же желательное начало [ее] - "скотами".

3 (I, 78). Первое отречение [от мира] есть добровольное оставление мирских вещей ради Боговедения.

4 (I, 79). Второе отречение есть отвержение порока, случающееся благодаря благодати Божией и рвению человека.

5 (I, 80). Третье отречение есть отделение [от себя] неведения тех [духовных вещей], которые являются людям соразмерно [их внутреннему] состоянию.

6 (I, 81). Слава и свет ума есть ведение, слава и свет жизни - бесстрастие.

7 (II, 6). Душа, с [помощью] Божией успешно осуществляющая [духовное] делание и освободившаяся от тела, окажется в тех местах ведения, в которых упокоют ее крылья бесстрастия.

8 (II, 10). Приятны вещи, становящиеся доступными нам посредством [органов] чувств, но намного приятнее их созерцание. Однако поскольку чувство вследствие нашей немощи не достигает ведения, то оно кажется более предпочтительным, чем еще не обретенное [ведение].

9 (II, 83). Как чувства изменяются, постигая различные качества, так изменяется и ум, воспринимая многоразличные созерцания.

10 (III, 59). Если всякому пороку присуще возникать из разумного, желательного или яростного [начал души] и если эти силы можно использовать либо во благо, либо во зло, то ясно, что пороки рождаются в нас вследствие злоупотребления этими частями [души]. А если это так, то ничто из сотворенного Богом не является злом.

11 (IV, 31). Подобно тому, как звезда, закрываемая другой звездой, находится выше последней, так и более кроткий в будущем веке окажется выше менее кротких.

12 (IV, 33). Немилосердных после смерти примут немилосердные бесы, а наиболее немилосердных - бесы еще более бесчеловечные. А если дело обстоит так, то от [насильственно] прекращающих свою жизнь скрыто, какие бесы встретят их после кончины. Ибо говорят, что никто из тех, чья смерть произошла по воле Божией, не предается таковым бесам.

13 (IV, 68). Тело сохраняет образ дома души, а чувства подобны окнам, выглядывая в которые ум зрит чувственные [вещи].

14 (IV, 70). Не всем следует говорить: Изведи из темницы душу мою (Пс.141:8), но только тем, которые вследствие чистоты души могут предаваться созерцанию тварных вещей и без тела.

15 (V, 27). Яростное начало [души], приведенное в смятение, ослепляет зрящего, а желательное начало, когда оно неразумно движется, скрывает зримые вещи.

16 (V, 41). Тот, кто носит в себе запечатленный [внутри него] умопостигаемый мир, обуздывает всякое тленное желание. Он стыдится тех вещей, которым раньше радовался, и разум упрекает его за прежнюю нечувствительность к [другим] вещам.

17 (V, 42). Мир, созидаемый в мысли, днем кажется трудноразличимым, поскольку чувства отвлекают ум и [нас] озаряет чувственный свет; но ночью можно ясно видеть его, поскольку он запечатлевается во время молитвы.

18 (V, 45). Ум называется главой души, а добродетели подобны волосам [на этой главе]. Лишившись их, назорей отделяется от ведения и, как узник, уводится врагами.

19 (V, 57). Подобно тому, как ныне мы постигаем чувственные вещи посредством чувств, так впоследствии, очистившись, мы познаем логосы их. Как прежде мы зрили сами вещи, так, став чистыми, мы сподобимся созерцания этих логосов, вслед за которым, возможно, достигнем и ведения Святой Троицы.

20 (V, 90). [Что касается] вещей, каковы они по природе своей, то их либо зрит чистый ум, либо ясно представляет духовное слово. Лишенный же и чистого ума и духовного слова [обычно] порицает писателя.

21 (VI, 21). Добродетель есть наилучший навык разумной души, благодаря которому она становится несклонной к пороку.

22 (VI, 22). Если чувственные слова представляют вещи в будущем веке, то тогда, разумеется, и мудрецы века сего получат Царство Небесное. Но если [только] чистой мысли присуще узревать [духовную суть вещей], а соответствующему [этой мысли] слову - обозначать ее, то тогда мудрецы [века сего] окажутся далеко от ведения Бога.

23 (VI, 25). Когда бесы не могут привести в движение помыслы в умозрителе, тогда они овладевают его очами, охлаждают их и погружают в тяжелый сон; ибо все тела бесов - влажны и подобны льду.

24 (VI, 51). Если разумное начало является наиболее ценным из всех частей души, а оно качественно определяется только мудростью, то последняя является наипервейшей из добродетелей. Мудрый учитель наш называет ее и Духом усыновления (Рим.8:15).

25 (VI, 52). Многие страсти сокрыты в душах наших и, будучи незаметны, проявляются во время тяжких искушений. Поэтому должно со всяким хранением блюсти сердце (Притч.4:23), дабы, когда обнаружится та вещь, к которой мы [некогда] имели страсть, не быть нам уловленными бесами и не совершать чего-либо мерзкого пред Богом.

26 (VI, 55). Ум тогда воспринимает умопостигаемые вещи, когда он уже качественно не определяется помыслами, исходящими из страстной части души.

27 (VI, 62). Бесплодна разумная душа, всегда научаемая, но никогда не желающая придти к познанию истины.

28 (VI, 63). Как те, которые уже очищенными очами [слишком] пристально взирают на солнце, а поэтому на глаза их навертываются слезы и радужные круги затемняют зрение, так и чистый, но приведенный в смятение гневом, ум не в силах предаться созерцанию, поскольку вещи как бы затемняются некими облаками, окутывающими их.

Евагрий Понтийский , авва

Перевод А.И. Сидорова

Цитировано по:

Творения аввы Евагрия.

Аскетические и Богословские трактаты.- М.: "Мартис", 1994.

***

Труды аввы Евагрия Понтийского:

  • "Умозрительные главы" - авва Евагрий Понтийский
  • "Умозритель, или к тому, кто удостоился ведения" - авва Евагрий Понтийский

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (Ευαγριος ο Ποντικός) (345 Ивора Понт - 399, Келлии, Египет) - греческий христианский богослов, мистик, один из крупнейших учителей аскезы. Был близок Василию Великому, который рукоположил его в чтеца в Каппадокии, и Григорию Богослову (рукоположен им в архидиаконы в Константинополе). В 382 переселился в Иерусалим, с 383 вел монаха в Египте - сначала в Нитрии, затем в Келлиях, где общался с Макарием Египетским и Макарием Александрийским. Непосредственным учеником Евагрия был Палладий Еленопольский, автор известного сборника монашеских жизнеописаний “Лавсаик”. В своих многочисленных трудах, дошедших до нас частью в греческом оригинале, частью в сирийском и армянском переводах (важнейшие сочинения - “Послание о вере”, “Слово о духовном делании, или Практик”, “Гностик”, “Гностические главы”, “Зеркало иноков и инокинь”, “Слово о молитве”, “Опровергатель” и др.), Евагрий осуществил оригинальный мистического опыта аскетов-пустынников и философского умозрения.

Находясь под определяющим влиянием Оригена, Евагрий развил своеобразную систему христианского гносиса. Согласно этой системе, все существа были первоначально чистыми умами (λογικοί, νόες), находившимися в единстве с Богом и между собой. Затем они отпали от Бога, став душами, отличающимися друг от друга по степени удаленности от Бога. Бог совершает второй творения, дав каждой душе , поместив души в соответствии с состоянием каждой из них в один из трех миров - ангельский, человеческий и бесовский и дав им совершенствоваться. При этом Христос понимается как единственный Ум, сохранивший с Богом. Цель каждой твари - пройти путь духовной эволюции и воссоединиться в первоначальном единстве со Христом, став равной с ним (апокатастасис).

Систематизируя духовный монашества, Евагрий разделил духовную жизнь на два этапа - практическую (πρακτική) и гностическую (γνοστική). “Практическая” жизнь включает очищение души от страстей и помыслов, которых Евагрий насчитывает 8: чревоугодие (γαστριμαργία), блуд (πορνεία), сребролюбие (φιλαργυρία), печаль (λύπη), гнев Γργή), уныние (ακηδία), тщеславие (κενοδοξία), гордость (ύπερηφανία), - и достижение в результате бесстрастного состояния (απάθεια). “Гностическая” жизнь предусматривает переход от созерцания духовных сущностей к Богопознанию, конечной целью которого является озарение ума безобразным светом Троицы и обожение.

Учение Евагрия было осуждено как еретическое одновременно с учением Оригена 5-м Вселенским собором в 553. Несмотря на это, труды Евагрия (частично распространявшиеся под другими именами) имели огромное влияние на последующую мистико-аскетическую традицию (греческие отцы аскезы Максим Исповедник, Иоанн Лествичник , Симеон Новый Богослов, Фалассий, один из главных теорети

ков монашеской жизни на латинском Западе Иоанн Кассиан, сирийский оригенист Стефан бар Судаили, сирийские “несторианские” богословы Бабай, Исаак Ниневийский, Иосиф Хаззайа, крупнейший сирийский “монофизитский” богослов бар Эбрей и др.).

Соч.: Traité pratique o.u le Moine, ed. A. Guillaumont, C. Guillaumont, t. 1-2. P., 1971 (Sources Chrétiennes, t. 170-171); Frankenberg W. Evagrius Pontias. В., 1912 (тексты Евагрия на сирийском языке); Les six centuries des “Kephalaia gnostica”, éd. A. Guillaumont-Turnhout, 1985 (Patrologia orientalis, t. XXVIII, fasc. 1); Le Onostique ou à celui qui est devenu digne de la science, éd. A. Guillaumont, C. Guillaumont. P., 1989 (Sources Chrétiennes, t. 356); Scholies aux Proverbes, éd. par P. Gehin. P., 1987 (Sources Chrétiennes, t. 340); Scholies à L"Ecclesiaste, éd. Gehin. P., 1987 (Sources Chrétiennes, t. 397); в рус. пер.: Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты, пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. М., 1994.

Лит.: Сидоров А. И. Евагрий Понтийский: жизнь , литературная и место в истории христианского богословия. - В кн.: Творения аввы Евагрия... с. 5-75; Guillaumont A. Les “Kephalaia gnostica” d"Evagre le Pontique et l"histoire de l"origénisme chez les Grecs et chez les Syriens. P., 1962; Bunge G. AKEDIA: Die geistliche Lehre des Evagrius Pontikos von Überdruss. Köln, 1989; Guillaumont A., Guillamont C. Evagre le Pontique. - “Dictionnaire de Spiritualité” (P.), 1961, t. 4(2), p. 1731-1743.

H. В. Шабуров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ" в других словарях:

    - (346 399) христианский церковный писатель. Диакон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Сочинения Евагрия первый опыт осмысления монашеского духовного делания оказали глубокое влияние на всю последующую… … Большой Энциклопедический словарь

    ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - [греч. Εὐάϒριος ὁ Ποντικός] (ок. 345, г. Ивора Понтийская (совр. Сев. Турция) ок. 399, пустыня Келлии (Египет)), монах, аскетический писатель, богослов. Жизнь Источники Помимо скудных автобиографических данных, содержащихся в сочинениях Е. П.,… … Православная энциклопедия

    - (346 399), христианский церковный писатель. Дьякон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Сочинения Евагрия Понтийского первый опыт осмысления монашеского духовного «делания» оказали глубокое влияние на… … Энциклопедический словарь

    Эвагрий Понтийский, или Евагрий (греч. Εὐάγριος, ὁ Ποντικός; 346 399) христианский богослов, византийский философ, монах. Жизнеописание Родился ок. 345 г. в небольшом понтийском городке Ивора, расположенном на севере современной Турции. Отец… … Википедия

    ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - (ок.345–399), греч. подвижник, духовный писатель и экзегет. Род. в провинции Понт (Черноморское побережье М. Азии). В молодые годы увлекался философией; был близок к свт. *Василию Великому, к–рый поставил его чтецом. Он пользовался также… … Библиологический словарь

    Евагрий Понтийский - ЕВÁГРИЙ ПОНТИ́ЙСКИЙ (346–399), христ. церк. писатель. Дьякон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Соч. Е. – первый опыт осмысления монашеского духовного делания – оказали глубокое влияние на… … Биографический словарь

    Евагрий - – это имя носили четыре церковных писателя: 1) Евагрий Понтийский, сын пресвитера в Иборе, родившийся около пол. IV в. Будучи посвящен Григорием Богословом в диаконы, он не последовал за ним из Константинополя, когда последний оттуда уехал.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Эвагрий (Евагрий) греческое имя (греч. Euagrios). Его носили: Эвагрий Понтийский византийский богослов IV века. Эвагрий Схоласт византийский историк VI века. Евагрий епископ константинопольский … Википедия

    1) Е. схоластик (537 594), антиохийский юрист, автор Церковной истории обнимающей время с 431 по 594 г. и отличающейся беспристрастием в отзывах о еретиках. Лучшее издание ее Миня, Patrol. ser. gr. t. LXXXVI; русский перев. в Христианском Чтении… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Эвагрий. Эвагрий Понтийский, или Евагрий (греч. Εὐάγριος, ὁ Ποντικός; 346 399) христианский богослов, византийский философ, монах. Жизнеописание Родился ок. 345 г. в небольшом… … Википедия

Книги

  • Книга еретиков , Бирюкова Д.. История борьбы с христианскими ересями - это в каком-то смысле история становления самой Церкви. В ходе этой борьбы основные церковные догматы уточнялись, очищались от всего случайного,…