Иерархия (в католицизме). Церковные титулы и их иерархия Иерархия католической церкви в средние века схема

Всегда следует предварительно выяснить имя, титул и форму обращения к тому или иному лицу или лицам, с которыми предстоит встреча.

Существуют различные виды титулов и определенные правила титулования, особого обращения.

Королевские титулы

К королям следует обращаться: Господин (Сэр ) или Ваше Величество ; к королевам — Госпожа (Мадам ) или Ваше Величество .

Принцы - Королевское Высочество .

Титулы знати

В Европе признаны титулы принца, герцога, маркиза, графа, виконта и барона. Их носителям в порядке вежливости всегда оказывают предпочтение. Титулы знати всегда упоминаются при представлении.

Официальные титулы

Во всех странах мира лиц, занимающих видные политические, государственные и военные посты, а также глав дипломатических представительств принято титуловать в соответствии с занимаемым ими положением.

При официальном представлении всегда упоминаются титулы членов правительства, председателей и заместителей председателей палат парламента. В отдельных странах должностные титулы имеют служащие государственного аппарата, включая служащих высшего ранга, эти титулы распространяются также и на их жен. В других странах бывшие министры или председатели палат, а также высокопоставленные должностные лица в отставке сохраняют за собой прежние титулы.

Научные титулы

Во многих странах, особенно в Германии и Англии, титул доктора дается всем имеющим университетское и медицинское образование, кроме обладателей более низких степеней, как, например, магистр гуманитарных наук . Во Франции этот термин относится только к врачам. Во Франции, Англии и Германии профессора университетов титулуются по своему званию (Monsieur le Professor, Professor Jones, Herr Doktor ). В Соединенных Штатах при обращении к доктору почётный титул доктора обычно опускается. Однако этот титул упоминается при приветствии: Дорогой доктор Смит .

Обращение Ваше Превосходительство в порядке вежливости используется даже в странах, где употребление титулов не принято, по отношению к высокопоставленным деятелям (церковным, государственным, политическим).

Церковные титулы

Православная Церковь

Соблюдается следующая иерархия:

Епископы:

1. Патриархи, Архиепископы, Митрополиты - Главы Церквей Поместных.

2. Митрополиты, являющиеся а) главами Автокефальных Церквей, б) входящие в Патриархию. В последнем случае они являются членами Синода или стоят во главе одной или нескольких архиепископских епархий.

3. Архиепископы (также как п. 2).

4. Епископы - управляющие епархией - 2 епархии.

5. Епископы - викарии - одна епархия.

Священники:

1. Архимандриты (обычно возглавляют монастыри, тогда они именуются игуменами обители или наместниками).

2. Протоиереи (обычно в этом сане благочинные и настоятели храмов в крупных городах), протопресвитер - настоятель Патриаршего собора.

3. Игумены.

4. Иеромонахи.

Диаконы:

1. Архидиаконы.

2. Протодиаконы.

3. Иеродиаконы.

4. Диаконы.

Римско-Католическая Церковь

Римско-Католическая Церковь является централизованной организаций. Следует хорошо знать ее иерархию, чтобы разобраться в организационной структуре других христианских Церквей, применяющих титулы аналогичного происхождения. Порядок старшинства следующий:

1. легаты - кардиналы, представляющие Папу, которым положены королевские почести;

2. кардиналы, приравненные по рангу к принцам крови;

3. представители Ватикана, нунции, интернунции и апостольские делегаты;

4. прочие прелаты, старшинство которых определяется их титулом; патриархи, примасы, архиепископы и епископы. Архиепископы и епископы в своих епархиях имеют старшинство выше всех остальных церковнослужителей равного ранга, кроме дипломатических представителей Ватикана;

5. генеральные викарии и капитулы по старшинству выше всех остальных церковнослужителей, кроме епископов;

6. приходские священники.

Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан.

Обращения и титулы

Православная церковь

Вселенского Патриарха Константинопольского следует называть Ваше Святейшество . К другим Восточным Патриархам следует обращаться или Ваше Святейшество , или Ваше Блаженство в третьем лице. К митрополитам и архиепископам надо обращаться со словами Ваше Высокопреосвященство , к епископам Ваше Преосвященство , Ваша Милость и Ваша Светлость .

К архимандритам, протоиереям, игуменам - Ваше Высокопреподобие , к иеромонахам, иереям — Ваше Преподобие .

Если Глава Поместной Православной Церкви митрополит и архиепископ, то положено обращаться к нему Ваше Блаженство .

Римско-Католическая Церковь

К Папе следует обращаться Святой Отец или Ваше Святейшество в третьем лице. К кардиналу следует обращаться Преосвященство и Ваша Светлость в третьем лице. К архиепископах и епископам обращаются Превосходительство или Ваша Светлость во втором лице. Прочие представители духовенства именуются по их сану.

Лютеранская Церковь

1. Архиепископ;

2. земельный епископ;

3. епископ;

4. кирхенпрезидент (церковный президент);

5. генеральный суперинтендент;

6. суперинтендент;

7. пропст (благочинный);

8. пастор;

9. викарий (заместитель, помощник пастора).

К Архиепископу (главе Церкви) обращаются Ваше Высокопреосвященство . К остальным - Господин епископ и т.д.

Англиканская Церковь в Великобритании

Она имеет официальный статус государственной Церкви. Сохраняется иерархия Римско-Католической Церкви: архиепископы, епископ, викарный епископ, декан, архидьякон, каноник, пребендарий, благочинный декан, пастор, викарий, курат и дьякон. Архиепископы имеют право, как герцоги, на обращение Его Милость , епископы, как пэры, - Лорд . И те и другие имеют места в палате лордов. Сэр используется при обращении к священнослужителям до ранга пребендария. Остальных представителей церковной иерархии называют Преподобие , которым следует имя и фамилия. Если они являются докторами теологии, добавляется титул Доктор .

В зависимости от религии используются разные формы титулования. Священник Англиканской Церкви именуется Преподобный Джеймс Джонс ; католический священник будет называться Преподобный Отец Джонс , без упоминания его имени. В английском протоколе англиканским архиепископам и епископам отводятся строго определенные места.

В Англии Архиепископы Кентерберийский и Йоркский следуют по старшинству за герцогами, членами королевской семьи, а епископы в соответствии с датой посвящения их в сан следуют за младшими сыновьями маркизов. Старшинство представителей других Церквей не устанавливается.

В Шотландии лорд - верховный комиссар Генеральной ассамблеи Шотландской Церкви на заседаниях последней следует по старшинству за сувереном-королевой или за ее супругом. Председатель (модератор) Генеральной ассамблеи по старшинству следует за лордом-канцлером Великобритании.

В Северной Ирландии Примасы Ирландии и другие архиепископы, как и председатель (модератор) Генеральной ассамблеи Пресвитерианской Церкви в Ирландии, по старшинству выше премьер-министра Северной Ирландии.

Младшие церковные служители протокольного старшинства не имеют.

Духовенство в США

Среди различных церквей, существующих в США, соблюдается иерархия сановных лиц, которая в основном одинакова для всех Церквей. Ясно, что с учетом конкретных условий можно определить порядок старшинства, который должен соблюдаться среди представителей одного и того же сана различных общин. Если обратиться к общепринятым протокольным нормам, то первое место должно быть поделено между сановными лицами Римско-Католической и Англиканской Церквей, к которым принадлежит большинство прихожан. Сановные лица других общин следуют за ними, но твердых правил на этот счет не имеется.

В Соединенных Штатах, где протестантские Церкви многочисленны и большинство населения протестанты, каждая община соблюдает свои обычаи в отношении своих священнослужителей. На официальных мероприятиях с участием католического архиепископа его следует именовать Превосходительство . В менее официальной обстановке его именуют Высокопреосвященство . К англиканскому Епископу следует обращаться Милорд епископ ; к епископу Епископальной Церкви в США применяют обращение Преосвященство , к епископам Методистской Церкви - Преподобие ; к епископам мормонов - Сэр . Министры Протестантской Церкви и католические священники именуются Преосвященство , а раввины именуются Сэр .

Церкви и общины, ведущие своё начало от кальвинистского движения , обычно имеют территориальное деление. Верховная религиозная власть принадлежит консистории, президент которой выбирается и Французским протоколом считается равным епископу. Обычно он именуется Господин Президент .

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Также как и много различных религий, есть и различные церковные чины православной церкви. Все должно подчинятся определенному порядку. Знание чинов поможет не только разобраться в иерархии, но и знать как правильно обращаться к тому или иному священнослужителю.

Чины в православии

Православная церковь состоит из народа божьего. Его делят на 3 типа:

  • миряне,
  • церковнослужители,
  • священнослужители.

Начинают чины в православной церкви миряне. Так называют обычный народ, который не призван к священнослужению. Именно из мирян Церковь выбирает служителей на все необходимые ступени. Именно эта часть людей играет наиважнейшую роль в жизнедеятельности церкви.

К церковнослужителям относят тип служителей, которые редко выделяются из мирян. Они также играют важную роль в жизни церкви. К этому типу относят:

  • сторожа,
  • чтецы,
  • певчие,
  • алтарники,
  • старосты,
  • трудники,
  • катехизаторы и прочие.

Этот тип людей может иметь определенные знаки отличия на одежде или никак не отличаться.

Заканчивают церковные чины православной церкви по возрастанию священнослужители. Их принято называть клиром или духовенством. Также есть разделение на черных и белых:

  • белое носит женатое духовенство,
  • черное – те, кто монашествуют.

Управлять церковью может лишь черное духовенство, которое не имеет семейных забот. Клир также имеет определенную иерархическую степень. Итак, чины в церкви по возрастанию подразделяются на 3 степени:

  • дияконов,
  • священников,
  • епископов.

Первые 2 категории могут включать в себя как монашествующих, так и женатых. А вот в третьей группе могут быть только те, кто приняли монашеский постриг. Относительно этому порядку располагаются и все церковные звания, а также должности у православных.

Церковная иерархия

Чины святости православной церкви берут свое начало еще с ветхозаветных времен. К низшей ступени священства относят дияконов. Это считается низшим чином, при рукоположении в который обретается благодать, которая нужна для проведения тех действий при богослужение, которые положены на него.

Этому рангу запрещено самостоятельно проводить обряды, таинства и службы. Его основная роль – помощь священнику. Монах, которого возвели в сан диякона, называется иеродиаконом. Те, кто длительное время прослужил в данном сане и хорошо себя зарекомендовал получает новое звание: у белых – протодьяконов, у черных – архидиаконов. Последние могут служить при архиерее. Если по той или иной причине диякона нет, то его функции может исполнять иерей или епископ.

Вторая ступень священнической иерархии включает в себя иные звания, которые идут по возрастанию. Отдельное место занимают тут священники или как их еще именуют пресвитеры или иереи, а в монашестве – иеромонахами. Это уже степень выше, чем диякон. Они способны совершать большинство святых таинств, кроме возведения в сан, а также освящение мира и антиминсов. Они руководят религиозной жизнью сельских и городских приходов, где могут занимать пост настоятелей.

Подчиняются они непосредственно епископу. После длительной и безупречной службы в белом духовенстве его могут поощрить званием протоирея или протопресвитера, а в черном – игумена. Среди монашества игумен может быть назначен на должность настоятеля прихода или обычного монастыря. Если его планируют назначить на должность настоятеля лавры или крупной обители, то должны ввести в сан архимандрита. Именно эта степень и формирует епископат.

Далее следуют епископы. Их еще называют архиереями, а точнее начальниками иереев. Они уже имеют право совершать все без исключения таинства. Они также могут рукополагать во священство дияконов. Наиболее заслуженных епископов называют архиепископами. Столичных же называют митрополитами. Если возникают такие ситуации при которых одного епископа назначают в помощь другому, то ему надлежит носить звание викарий. Они могут стоять во главе областных приходов, которые именуют епархиями.

Высшим чином в православной церкви является патриарх. Эта должность выборная. Его назначают Архиерейским Собором и он вместе со Священным Синодом руководит всей поместной церковью. Этот сан пожизненный, но в определенных случаях ариерейский суд может отстранить патриарха и отправить на покой. Пока место вакантно, может быть избран местоблюститель, который будет выполнять свои функции до законного избрания патриарха.

Необходимо помнить о том, что есть еще определенная группа людей – церковнослужители. Это псаломщики, иподиаконы, пономари. Они занимают свое место без рукоположения, а по благословению протоирея или епископа.

Зная такие тонкости Вы больше никогда не почувствуете неудобство при обращении к священнослужителям.

Господь всегда с Вами!

Церковные титулы

Православная Церковь

Соблюдается следующая иерархия:

Епископы:

1. Патриархи, Архиепископы, Митрополиты – Главы Церквей Поместных.

Вселенского Патриарха Константинопольского следует называть Ваше Святейшество. К другим Восточным Патриархам следует обращаться или Ваше Святейшество, или Ваше Блаженство в третьем лице

2. Митрополиты, являющиеся а) главами Автокефальных Церквей, б) входящие в Патриархию. В последнем случае они являются членами Синода или стоят во главе одной или нескольких архиепископских епархий.

3. Архиепископы (также как п. 2).

К митрополитам и архиепископам надо обращаться со словами Ваше Высокопреосвященство

4. Епископы – управляющие епархией – 2 епархии.

5. Епископы – викарии – одна епархия.

К епископам Ваше Преосвященство, Ваша Милость и Ваша Светлость. Если Глава Поместной Православной Церкви митрополит и архиепископ, то положено обращаться к нему Ваше Блаженство.

Священники:

1. Архимандриты (обычно возглавляют монастыри, тогда они именуются игуменами обители или наместниками).

2. Протоиереи (обычно в этом сане благочинные и настоятели храмов в крупных городах), протопресвитер – настоятель Патриаршего собора.

3. Игумены.

К архимандритам, протоиереям, игуменам – Ваше Высокопреподобие

4. Иеромонахи.

К иеромонахам, иереям — Ваше Преподобие.

1. Архидиаконы.

2. Протодиаконы.

3. Иеродиаконы.

4. Диаконы.

Диаконы именуются по их сану.

Римско-Католическая Церковь

Порядок старшинства следующий:

1. Папа римский (римский понтифик (лат. Pontifex Romanus), или верховный суверенный понтифик (Pontifex Maximus)). Одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти. Монарх и Суверен Святого Престола, как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — глава Римско-католической Церкви и её верховный иерарх, суверен города-государства Ватикан.

К папе следует обращаться "Святой отец" или "Ваше святейшество" в третьем лице.

2. Легаты – кардиналы, представляющие Папу, которым положены королевские почести;

3. Кардиналы, приравненные по рангу к принцам крови; Кардиналы назначаются Папой. Управляют, как и епископы, епархиями либо занимают должность в римской курии. С XI в. кардиналы избирают Папу Римского.

К кардиналу следует обращаться "Ваше Высокопреосвященство" или "Ваша Светлость" в третьем лице

4. Патриарх. В католицизме сан патриарха, в основном, имеют иерархи, возглавляющие Восточные католические церкви со статусом патриархата. На Западе титул употребляется редко, исключением являются главы Венецианской и Лиссабонской митрополий, которые исторически носят титул патриарха, иерусалимский патриарх латинского обряда, а также титулярные Патриархи Восточной и Западной Индий (последний вакантен с 1963 года).

Патриархи — главы восточнокатолических церквей — избираются синодом епископов данной Церкви. После избрания Патриарх немедленно интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у Папы римского (в этом единственное отличие патриарха от верховного архиепископа, кандидатура которого Папой утверждается). В иерархии Католической церкви патриархи Восточных церквей приравнены к кардиналам-епископам.

Во время официального представления, Патриарх должен быть представлен как «Его Блаженство, (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)». Лично к нему нужно обращаться как «Ваше Блаженство» (кроме Лиссабона, где к нему обращаются как «Его Высокопреосвященство»), или на бумаге как «Его Блаженство, Высокопреподобный (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)».

5. Верховный архиепископ (лат. archiepiscopus maior) — митрополит, возглавляющий восточную католическую церковь со статусом верховного архиепископства. Верховный архиепископ, хотя он рангом и ниже патриарха Восточнокатолической церкви, во всех отношениях равен ему в правах. Избранный своей Церковью верховный архиепископ утверждается папой римским. Если папа римский не утверждает кандидатуру верховного архиепископа, проводятся новые выборы.
Верховные архиепископы являются членами Конгрегации по делам восточных церквей.

6. Архиепископ - старший (начальствующий) епископ. В римско-католической церкви архиепископы подразделяются на:

Архиепископов, возглавляющих архиепархии, не являющиеся центрами провинций;

Персональных архиепископов, которым этот титул присваивается Папой персонально;

Титулярных архиепископов, занимающих кафедры ныне не существующих древних городов и состоящих на службе в римской курии или являющихся нунциями.

Примасы. В Римско-католической Церкви, примас — архиепископ (реже викарный или освобожденный епископ), которому присуждается предстоятельство по отношению к другим епископам целой страны или исторической области (в политических или культурных терминах). Это предстоятельство по каноническому праву не даёт никаких дополнительных полномочий или власти по отношении к другим архиепископам или епископам. Титул используется в католических странах как почетный. Звание примаса может даваться иерарху одной из самых старых митрополий в стране. Примасы часто возводятся в кардиналы и часто наделяются председательством в национальной конференции епископов. При этом главный город епархии может больше не иметь такого важного значения, как при её создании, или её границы могут больше не соответствовать национальным. Примасы занимают место ниже верховного архиепископа и патриарха, а в пределах коллегии кардиналов не пользуются старшинством.

Митрополиты. В латинском обряде католической церкви митрополитом называется глава церковной провинции, состоящей из епархий и архиепископий. Митрополит обязательно должен быть архиепископом, а центр митрополии должен совпадать с центром архиепископии. Напротив, существуют архиепископы, не являющиеся митрополитами — это архиепископы-суффраганы, а также титулярные архиепископы. Суффраганные епископы и архиепископы возглавляют свои диоцезы, входящие в митрополию. Каждый из них обладает прямой и полной юрисдикцией над своим диоцезом, однако митрополит может осуществлять ограниченный надзор над ним в соответствии с каноническим правом.
Митрополит обычно возглавляет любые богослужения на территории митрополии, в которых участвует, а также хиротонисует новых епископов. Митрополит — первая инстанция, к которой могут апеллировать епархиальные суды. Митрополит имеет право назначить администратора епархии в тех случаях, когда после кончины правящего епископа церковь не в состоянии осуществить законное избрание администратора.

7. Епископ (греч. — «надзирающий», «надсматривающий») — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться несколькими епископами, по меньшей мере двумя, кроме особых случаев. Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов, и низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии.

Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии. По каноническому праву епископ распоряжается всем церковным имуществом самостоятельно или через доверенных лиц. В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

К архиепископам и епископам используется обращение "Ваше Превосходительство" или "Ваша Светлость" во втором лице. В некоторых частях Канады, особенно на Западе, к Архиепископу обычно обращаются как «Его Преосвященство».

8. Священник - служитель религиозного культа. В Католической церкви священники относятся ко второй степени священства. Священник имеет право совершать пять таинств из семи, за исключением таинства священства (хиротонии) и таинства миропомазания (его священник имеет право совершить лишь в исключительных обстоятельствах). Священники рукополагаются епископом. Священники делятся на монашествующих (чёрное духовенство) и епархиальных священников (белое духовенство). В латинском обряде католической церкви для всех священников обязателен целибат.

Во время официального представления религиозный священник должен быть представлен как «Преподобный отец (Имя и фамилия) (название сообщества)». Лично к нему нужно обращаться как «Отец (Фамилия)» , просто «Отец», "падре" или "прете", а на бумаге как «Преподобный Отец (Имя Отчество Фамилия), (инициалы его сообщества).

9. Дьякон (греч. - «служитель») - лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Дьяконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, и самостоятельно совершают некоторые таинства. Служение дьякона украшает богослужение, но не является обязательным - священник может служить и один.

Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан.

10. Акколит (лат. acolythus – сопровождающий, служащий) – мирянин, исполняющий определенное литургическое служение. В его обязанности входит зажжение и ношение свечей, подготовка хлеба и вина для евхаристического освящения, а также ряд других литургических функций.
Для обозначения служения аколита, а также самого состояния и соответствующего ему чина используется понятие аколитат.
11. Чтец (Лектор) - человек, читающий слово Божье во время литургии. Как правило, лекторами становятся семинаристы третьего курса или простые миряне, назначенные епископом.
12. Министрат (лат. «ministrans» - «прислуживающий") - мирянин, прислуживает священнику во время Мессы и иных богослужений.

ОРГАНИСТ
ХОРИСТЫ
МОНАШЕСТВУЮЩИЕ
ВЕРНЫЕ

Лютеранская Церковь

1. Архиепископ;

2. земельный епископ;

3. епископ;

4. кирхенпрезидент (церковный президент);

5. генеральный суперинтендент;

6. суперинтендент;

7. пропст (благочинный);

8. пастор;

9. викарий (заместитель, помощник пастора).

К Архиепископу (главе Церкви) обращаются Ваше Высокопреосвященство. К остальным – Господин епископ и т.д.

) и 2) церковная И.; так называются 3 степени священства - епископы, пресвитеры и диаконы в их соподчиненности - и степени правительственной И. священнослужителей. Иногда слово «иерархия» употребляется применительно к одной степени священства - епископату, а не к низшим степеням пресвитеров и диаконов, подобно тому как слово «клирики», относящееся ко всем 3 степеням священнослужителей и к посвященным церковнослужителям, употребляется преимущественно по отношению к церковнослужителям и к 2 низшим степеням священства - диаконам и пресвитерам, но не к епископам, поэтому в церковной лит-ре, в т. ч. в офиц. церковных актах, нередко встречается выражение «клирики и епископы», хотя с т. зр. канонического права епископы также принадлежат к числу клириков.

Священная И.

В соответствии с основными экклезиологическими догматами члены Церкви разделяются на 2 основных разряда. Первый разряд составляют призванные Св. Духом через поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать таинства, заботиться о внешнем устройстве храма - это клирики. Второй разряд составляют миряне, к-рые тоже являются участниками церковной жизни: они принимают участие в церковном учительстве, но лишь по благословению священнослужителей и, как правило, не с амвона, в богослужении - своими молитвами, в церковном управлении, напр. в распоряжении церковным имуществом, но под руководством клириков разных степеней в зависимости от должности, занимаемой мирянином. Клирики разделяются на высших, или священнослужителей, степени к-рых в совокупности и составляют И., и низших, или церковнослужителей, к-рые к И. не причисляются,- это чтец, певчий, иподиакон, парамонарь (пономарь), они прислуживают при отправлении богослужения в храме; в наст. время в РПЦ осталось 2 степени церковнослужителей - иподиакон и чтец.

Иерархическое священство - богоустановленный институт. С самого начала Церковь знает 3 степени священной И.: епископскую, пресвитерскую и диаконскую. Епископы - преемники апостолов, имеющие через чреду рукоположений благодатную связь с ними. Это архипастыри, первосвященники и высшие учители своих Церквей. Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, может совершать все священнодействия, кроме освящения антиминса и освящения мира , а также хиротонии и хиротесии , за исключением пресвитеров, начальствующих в мон-рях, которые могут поставлять иподиаконов и чтецов для своих монастырей. Пресвитеры учат народ догматам веры и благочестию, пастырски окормляют вверенных их попечению христиан. Диаконы помогают епископам и пресвитерам в исполнении их служения, участвуя в совершении священнодействий в храме, включая алтарь. При этом, согласно 39-му Апостольскому правилу, «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

Три степени священства - апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них, не может и умножить число священных степеней.

В нек-рых, и даже весьма авторитетных, правосл. книгах отразились иные представления о границе между степенями низших и высших клириков, чем те, что стали общепринятыми в наст. время. Так, в «Православном исповедании» свт. Петра (Могилы) (1662) различаются высшие и низшие степени священства. К высшим у него отнесены епископская и пресвитерская, а к низшим - степени диакона, иподиакона, свещеносца, певца и чтеца, иными словами, низшая священная степень - диаконская и церковнослужительские чины. В своем труде свт. Петр (Могила), в сущности, повторяет католич. классификацию священства. Католики различают в иерархии священнодействий священников (епископов и пресвитеров) и служителей (диаконов, субдиаконов, аколуфов, экзорцистов, лекторов и остиариев), а по несению особых канонических обязательств (напр., безбрачия) - высшие и низшие степени, причисляя к высшей епископов, пресвитеров, диаконов и субдиаконов, а к низшей остальных церковнослужителей (после Ватиканского II Собора низшие чины были частично упразднены). В правосл. Церкви диаконы, равно как и низшие клирики, не являются самостоятельными совершителями богослужения; посвященные иподиаконы при отсутствии обязательного целибата не могут, как и священнослужители, вступать в брак после посвящения. Казалось бы, налицо обстоятельства, к-рые могут служить обоснованием для классификации, заимствованной свт. Петром (Могилой) из католич. права. Но для общепринятого в правосл. Церкви разделения на высших и низших клириков, на степени священной И. и церковнослужителей, проходящего между диаконами и иподиаконами, есть веское догматическое основание: 3 степени священной И. суть богоустановленные институты, восходят к апостольскому веку и пребудут в Церкви до скончания мира, а степени низших клириков - церковнослужителей - учреждались Церковью в процессе ее истории и упразднялись в ходе этой истории. Так, чин иподиакона стал известен в Церкви не ранее III в.; уже то обстоятельство, что Церковь не знала его изначально, не позволяет относить этот чин к богоучрежденным степеням священной И.

Священнослужители, принадлежащие к И., получают благодать священства после их избрания в отношении епископов епископским собором (в РПЦ в наст. время Свящ. Синодом), а в отношении пресвитеров и диаконов правящим епископом, через таинство Священства, или хиротонию, совершаемую в алтаре за Божественной литургией. Участие пресвитеров, диаконов, низших клириков и мирян в избрании кандидатов священства разных иерархических степеней в разные эпохи истории и в разных поместных Церквах было фактором преходящим и изменчивым в отличие от участия епископов, к-рое во все времена церковной истории имело решающее значение.

Власть совершать рукоположение на все 3 степени священной И. принадлежит епископам, и только им, как преемникам св. апостолов. Одним из условий действительности хиротонии является правосл. исповедание ее совершителя. Если же совершивший хиротонию епископ принадлежит к И., отделившейся от Вселенской Церкви, то для положительного решения вопроса о действительности совершенного им акта безусловно требуется, чтобы схизматической И. сохранялось апостольское преемство и чтобы отступления отделившейся общины от правосл. вероучения не касались основных догматов. Право окончательного решения вопроса о возможности присоединения инославных клириков к правосл. Церкви в сущем сане всегда принадлежит суду правосл. Церкви. Так, отцы Вселенского I Собора 8-м прав. признали действительность рукоположений у кафар: «О именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к кафолической и апостольской церкви, благоугодно святому и великому собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире». Иоанн Зонара в толковании на это правило писал: «Если они рукоположены во епископов, или пресвитеров, или диаконов, то присоединяемые из них к церкви остаются в клире, в своих степенях». Иначе судили отцы Никейского Собора о еретиках-павлианах (павликианах). В I Всел. 19 говорится: «О бывших павлианами, но потом прибегнувших к кафолической церкви, постановляется определение, чтобы они все вообще вновь крестимы были. Аще же которые в прежнее время к клиру принадлежали: таковые, явясь безпорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположени епископом кафолическия церкви».

Священная И. существует в Церквах, сохранивших апостольское преемство рукоположений, в наст. время это правосл., католич. и нехалкидонские Церкви.

Иерархический строй католической Церкви

существенно отличается от того, к-рый отразился в каноническом корпусе правосл. Церкви и к-рый сохранялся во Вселенской Церкви на Западе и на Востоке в I тыс. христ. истории. В католич. богословии авторитет Церкви, ее непогрешимость персонифицируются в лице Римского епископа, именуемого верховным первосвященником и наместником, викарием Христа. В «Кодексе канонического права» католич. Церкви содержится такая формулировка: «Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле, поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять» (CIC. Can. 331). По существу, папа ставится на высшую по отношению к епископам ступень не только правительственной, но и священной И., хотя это прямо не декларируется в католич. богословии и праве. Папа, епископ Рима, признается епископом, но при этом ему усваиваются властные полномочия в Церкви, превышающие власть любых епископских Соборов, включая Вселенские (CIC. Can. 333).

Еще одна особенность иерархического строя католич. Церкви заключается в роли коллегии кардиналов, к-рой принадлежит право избрания Римского первосвященника (CIC. Can. 349). Коллегия состоит из кардиналов 3 степеней: епископской, пресвитерской и диаконской (CIC. Can. 350. 1). Кардиналы-епископы носят титулы 7 субурбикарных (пригородных) Церквей Рима: Остии («Остийский диоцез вместе с другой Церковью, которая уже была его титулом ранее» является титулом кардинала-декана, главы коллегии кардиналов - CIC. Can. 350. 4; 352. 1), Фраскати, Палестрины, Порто - Санта-Руфины, Сабины - Поджо-Миртето и Веллетри - Сеньи; к их числу принадлежат также лат. и униат. патриархи с титулами их патриарших кафедр (CIC. Can. 350. 1, 3). Кардиналы-пресвитеры и кардиналы-диаконы получают от папы титул или диаконию в Риме (CIC. Can. 350. 2). В ХХ в. значительное большинство кардиналов-пресвитеров и кардиналов-диаконов являлись одновременно и епископами (CIC. Can. 351. 1), так что одно лицо принадлежало к 2 степеням: одна из них относится к И. священных степеней, другая - к И. внутри коллегии кардиналов. Но и в наст. время есть кардиналы-пресвитеры, не имеющие епископского посвящения и являющиеся действительно пресвитерами в рамках священной И. (ср.: CIC. Can. 350. 5). Возведение в кардинальское достоинство представляет исключительное полномочие папы (CIC. Can. 351. 1). Кардиналов Римский епископ избирает из числа епископов и пресвитеров; при этом в большинстве случаев, но не во всех, пресвитеры после возведения их в степень кардиналов принимают епископское посвящение (ср.: Ibidem). Кардиналы помогают верховному Пастырю в управлении Церковью, собираясь по указу папы на очередные и чрезвычайные консистории, в к-рых председательствует Римский первосвященник (CIC. Can. 353. 1-3). Кардиналы во мн. отношениях стоят даже над патриархами, если те не удостоены звания кардинала (CIC. Can. 357. 2).

В средневековье и в Новое время, ввиду того что в католической экклезиологии принципиально разделяется potestas ministerii (власть служения) и potestas jurisdictionis (власть юрисдикции), в католич. Церкви существовали епископы, наделенные юрисдикцией, правительственной властью в своем диоцезе , но не обладавшие властью служения, т. е. не совершавшие богослужений, поскольку они не имели епископской хиротонии.

Еще одна особенность иерархического строя католич. Церкви состоит в том, что из ее жизни уже в средневековье фактически исчез диаконат, так что на диаконскую степень посвящали кандидатов священства незадолго до их рукоположения в пресвитера, само же диаконское служение отсутствовало (см. ст. Диакон). Опыт возрождения диаконского служения предпринимается в католич. Церкви после II Ватиканского Cобора, но он носит локальный, ограниченный характер.

В англиканской Церкви

(и соответственно в Протестантской епископальной церкви в США) сохраняются 3 степени священства, но действительность этой И. с правосл. т. зр. сомнительна; ее непризнание связано как с обстоятельствами отделения англикан. Церкви от католической в XVI в., ставящими под вопрос сохранение апостольского преемства рукоположений в ней, так и с офиц., вполне протестант. доктриной англиканства, не усматривающей в И. церковно-таинственного значения, иначе говоря, отрицающей таинство Священства. Более церковные идеи богословов, принадлежащих к направлению «Высокой Церкви», ничего не меняют, поскольку «Высокая Церковь» - это только направление, своего рода партия внутри единой англикан. Церкви, и ее представители имеют общение с приверженцами др. направлений англиканства - «Широкой» и «Низкой» Церквей - с их по существу кальвинистской, антииерархической экклезиологией. Кроме того, в действительном устройстве англикан. Церкви в Великобритании высшие полномочия принадлежат не ее первому епископу, к-рый носит титул Архиепископа Кентерберийского, а королю, в наст. время - королеве, признаваемой главой англикан. Церкви, при этом свои полномочия королева осуществляет через 2-палатный парламент и правительство.

Действительная священная И. отсутствует и в остальных протестантских сообществах, безусловно отвергающих таинство Священства и апостольское преемство рукоположений.

Т. о., правосл. Церковь признает действительность хиротоний, совершаемых в католич. и нехалкидонских Церквах, однако не признает протестантских ординаций, не считая их благодатными и имеющими иерархическое значение. Официально не признана РПЦ действительность старообрядческой И. обоих толков: белокриницкого и новозыбковского.

Правительственная И. священства

Сакраментально лица, принадлежащие к одной и той же степени священной И., равны между собой. Однако епископы, а также пресвитеры и диаконы могут различаться по объему полномочий и месту, занимаемому ими в диптихах или перед престолом. Различие священнослужителей по этому признаку называется правительственной И. священства.

Так, носители высшей епископской степени священства как члены правительственной И. имеют сан, или титул, пап, патриархов, католикосов, экзархов, примасов, митрополитов и архиепископов. Появление каждого из этих титулов связано с той или иной территориальной областью, входящей в систему адм. деления Вселенской Церкви, хотя впосл. различия между ними могли утратить обусловленность объемом реальной правительственной власти, превратившись в титулярные отличия и преимущества, усвояемые либо епископским кафедрам, либо лично занимающим их архиереям. Исторически первым епископским титулом являлся сан митрополита - так именовались в древности епископы столичных городов провинций Римской империи. В наст. время в РПЦ сохранились следующие степени правительственной И. епископов: патриарх, митрополит и архиепископ. В некоторых правосл., а также в нехалкидонских Церквах употребляются наряду с титулом патриарха титул папы (этот титул носит Александрийский Патриарх) и титул католикоса, к-рый принадлежит Грузинскому Патриарху, а также Патриарху всех армян, Митрополиту Маланкарскому, Патриарху Ассирийской Церкви Востока. Кроме того, в грекоязычных Церквах, Антиохийском Патриархате, Албанской Церкви титул архиепископа выше титула митрополита в отличие от Русской Церкви.

Существуют различные степени правительственной И. и для пресвитеров. В РПЦ в наст. время священник может иметь сан протоиерея или протопресвитера; монашествующий пресвитер (иеромонах) - игумена или архимандрита. В диаконской степени, кроме собственно диаконов, имеются протодиаконы и архидиаконы.

Степени правительственной И. в отличие от богоустановленных священных степеней имеют историческое происхождение. Они устанавливаются и упраздняются Церковью, к-рая то увеличивает, то уменьшает их число. Так, 39(48)-м прав. Карфагенского Собора (419) запрещены титулы экзарха, верховного священника и все вообще титулы первого престола; в соответствии с правилом занимающий этот престол должен именоваться только «епископом первого престола». Но в 9, 12, 17, 25, 28-м правилах Халкидонского Собора (451) титулы экзарха, митрополита и архиепископа обозначены; эти титулы упоминаются и в последующих правилах (VII Всел. 6; Двукр. 14 и др.).

В отличие от священных степеней, которые сообщаются через таинство Священства - хиротонию, степени правительственной И. присваиваются либо по чину хиротесии, либо путем назначения, производства в ту или иную степень законной церковной властью.

Степени правительственной И. отличаются и от должностей церковных . Как видно из истории происхождения степеней правительственной И., вначале каждая из них была связана с определенным объемом властных полномочий, т. е. соответствовала определенной должности, но со временем эта связь ослаблялась и утрачивалась и степени правительственной И. превращались в титулы. В Византии не только церковные, но и придворные, военные и гражданские должности нередко теряли первоначальное значение и становились титулами. Принципиальное отличие степеней правительственной церковной И. от должностей заключается и в том, что степени носят постоянный характер, а должности, как правило, временный, связанный с определенным кругом полномочий. В отличие от степеней правительственной И. на церковные должности ставят только путем назначения и производства, без церковного обряда. Во 2-м прав. Халкидонского Собора, осуждающем симонию, проводится различение между степенями священной и правительственной И., с одной стороны, и церковными должностями - с другой: «Аще который епископ за деньги рукоположение учинит, и непродаемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или произведет за деньги во иконома, или екдика, или парамонария, или вообще в какую либо церковную должность, ради гнуснаго прибытка своего: таковый... да будет подвержен лишению собственнаго степени...»

Ист.: Никодим [Милаш], еп. Правила; Правила ВС с толк.; CIC.

Прот. Владислав Цыпин