Фонематический анализ и синтез слов. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребёнка к школе

Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников.

Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу , поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т.е. владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является последней – фонематический анализ слов. По этой причине мы на нем остановимся.

Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе его звуковую структуру. В частности, ребенок должен уметь определить следующее:

Какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;

Сколько всего звуков в слове;

Какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т.д.);

Каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова (например, какой звук в слове «лампа», слышится перед М и какой после М).

Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков. Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово , должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а? » (звуки произносятся по одному, с паузами между ними).

Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет записать его правильно: не пропуская в нем никаких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами. (Напомним, что в процессе записи слова он как бы фотографически переносит его звуковой состав на бумагу, последовательно изображая каждый входящий в состав слова звук в виде соответствующей ему буквы). Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно «туманной», то ее искажение на письме будет неизбежно, появятся пропуски и перестановки букв или добавление лишних букв, то есть возникает дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов. В основе её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.

Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа- «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «прота», окно – «конно»); добавление букв(таскали – «тасакали»);пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).

Для правильного овладения процессом письма необходимо , чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.

Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь – «идедошь», в доме – «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна – «белабе заратет ока»); раздельное написание приставки и корня слова (наступила – «на ступила»).

Полным фонематическим анализом слов, о котором мы говорили выше, ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости - ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки. В школе же работа над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов , то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте.

Выявление предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза.
У ребенка старшего дошкольного возраста необходимо проверить владение им теми видами звукового анализа слов, которые доступны детям данного возраста. К таким видам анализа относятся следующие:

1. Узнавание звука на фоне слова.

Ребенок, владеющий этим видом анализа, должен уметь ответить на такой вопрос: «Есть ли звук Р в слове Р-Р-Роза? В слове ШУБА? В слове ЛУНА? В слове ШАР-Р-Р? (Интересующий нас звук произносится несколько утрированно). Точно так же можно проверить и наличие в словах любого другого звука.

2. Определение примерного места звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

а) где ты слышишь звук С в слове С-С-СУМКА: в начале, в середине или в конце слова?

б) где ты слышишь звук С в слов ЛЕС-С-С?

в) где ты слышишь звук С в слове ВЕС-С-Сна?

Но прежде чем предлагать ребенку эти задания, необходимо убедиться в том, что он хорошо понимает значение слов «начало» и конец, поскольку нередко дети дошкольного возраста не видят между этими словами смыслового различия , а значит, отвечают просто наугад.

3. Выделение звука из начала и конца слова.

Здесь предполагается умение ответить на такие вопросы:

а) какой первый звук в слове И-И-ИВА? (этот ударный гласный звук произносится несколько более длительно). А в слове А-А-АСТРА?

б) какой последний звук в слове МАК? А в слове НОС-С-С?

При попытке выделения из начала слова не гласного, а согласного звука (Какой первый звук в слове САХАР?), что является более сложным заданием, ребенок на первых порах вместо звука может выделить целый слог и отвечать, что первый звук здесь СА. То же самое может наблюдаться и при попытке выделения гласного звука из конца слова (например, в слове ЛУНА последним «звуком» ребенок считает слог НА).Именно по этой причине и следует начинать с приведенных выше самых простых заданий.

Проверяется и состояние з в у к о в о г о с и н т е з а. С этой целью ребенку предлагается узнать слово по отдельным звукам, т. е. синтезировать его из этих звуков. Ребенок должен ответить на следующие вопросы: Какое слово получится из таких звуков: С-Л-О-Н? К-А-Р-Т-А? С-Т-Р-А-У-С? (Можно взять и любые другие слова).

Если ребенок 6-7 –летнего возраста окажется не в состоянии справится с приведенными здесь видами достаточно простых заданий, т.е. если он не имеет даже самого элементарного представления о звуковой структуре слов , «не слышит» в них никаких отдельных звуков, а воспринимает их как нерасчленимое целое, то это следует считать явной предпосылкой рассматриваемого нами вида дисграфии. Такой ребенок не сможет в отведенные школьной программой довольно короткие сроки овладеть полным фонематическим анализом слов и неизбежно будет страдать дисграфией на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Единственная возможность предупреждения этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка рассмотренные здесь простейшие виды звукового анализа слов, которыми он должен владеть в старшем дошкольном возрасте. То есть речь опять-таки идет о выравнивании «западающего звена», или об устранении уже имеющихся предпосылок дисграфии.

Для этой цели используются упражнения, подобные приведенные выше и рассчитанные на то, чтобы привлечь внимание ребенка к звуковому составу слова , дать ему возможность внимательно вслушаться в отдельные составляющие слово звуки, выделить в нем хотя бы некоторые из них. Для максимального облегчения этой задачи выделяемые звуки, как это было выше, произносятся несколько утрированно. Систематически упражняя ребенка в выполнении тех трех типов заданий, с которыми он не справился при обследовании, постарайтесь добиться свободного выполнения каждого из них. Это позволит обеспечить тот уровень фонематического развития, который должен быть в норме у ребенка старшего дошкольного возраста.

А далее самым первым шагом на пути к полному звуковому анализу слова может стать следующий. Произносим сочетание, состоящее из двух гласных звуков и имитирующее крик «А-У!» в лесу. Каждый из звуков произносится длительно. Ребенок должен определить , какой из звуков он слышал первым, а какой – вторым. Если дошкольник справится с этой задачей, то звуки затем меняются местами (У-А!) и имитируют плач ребенка. Снова предлагается определить последовательность звуков. В случае затруднений на первых порах можно предложить ребенку самому произнести эти звуки (« эффект проговаривания»). Кроме того, можно предложить ему посмотреть на положение губ взрослого при произнесении одного и другого звука, то есть подключить и зрительный анализатор. В дальнейшем же нужно будет опираться только на слуховое восприятие и постепенно сокращать продолжительность звучания звуков.

Далее переходим к звуковому анализу обратного слога, состоящего из гласного и согласного звуков (типа АХ, ОХ, УХ, УС). В обратном слоге звуки произносятся менее слитно, чем в прямом (типа ХА), поэтому ребенку их значительно легче расчленить. Он , какой звук слышится первым, а какой после него. При успешном выполнении этого задания можно попытаться предъявить для анализа и прямые слоги − ХА, СА, МА и другие, где на первом месте находится согласный звук. Каждый из звуков произносится несколько удлиненно. Ребенок также определяет их последовательность.

Предлагаются упражнения и на синтез слов из звуков, то есть на узнавание слов по отдельно предъявленным звукам, как это делалось в процессе обследования.

Если еще в дошкольном возрасте ребенок овладеет хотя бы этими «подступами» к предстоящему ему в дальнейшем полному звуковому анализу слов, то в процессе обучения грамоте он уже не встретится с непреодолимыми трудностями, приводящими к появлению рассматриваемого здесь вида дисграфии. Ее предпосылки будут ликвидированы.

Литература.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991г-224с.


  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 – 336с.

  3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 208с.

  4. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной - М.: Просвещение, 1968. - 367с.

  5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.: Союз, 2001. - 240с.

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. -- М.: Владос, 1997

Надежда Власова
Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, а с позиций практики ее решение способствует более точному и дифференцированному логопедическому воздействию.

Для достижения поставленной в нашем исследовании цели по изучению навыков фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи , нам необходимо выяснить состояние слухового внимания, уровень развития фонематического

восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием

речи , III уровнем речевого развития. Для исследования фонематических

процессов мы использовали методику Г . Г. Голубевой, адаптировав ее с

учетом психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР , участвовавших в исследовании.

Направления методики исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР :

1. Слуховое внимание

2. Фонематическое восприятие

3. Фонематический анализ

4. Фонематический синтез

Исследование состояло из двух этапов : I этап : отбор детей с нормальным речевым развитием в контрольную группу и с ОНР - в экспериментальную; исследование уровня развития фонематических процессов речи по разработанной методике .

II этап : изучение и сравнительный анализ состояния фонематических процессов у детей с ОНР общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

Методика обследования речи с балльно - уровневой системой оценки позволяет :

Диагностировать

Уточнить структуру речевого нарушения и оценить степень его выраженности.

Все задания предлагались в игровой форме. Перед началом выполнения задания для его объяснения использовалась словесная инструкция и образец в случае необходимости.

Изучение слухового внимания :

Задание 1. «Угадай, что я делаю»

Цель : выявить способность ребёнка распознавать неречевые звуки.

Материал : рамки М. Монтессори (с кнопками, липучками) .

Ход обследования. Логопед знакомит ребёнка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек. Ребенок выполняет аналогичные действия , а логопед обращает внимание ребёнка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий и просит ребенка угадать, что происходит за ширмой.

Инструкция : «Покажи, что я делала»

Пояснение. В случае неудачи педагог помогает ребёнку, демонстрируя рамки повторно.

Оценка результатов :

4 балла – правильно распознает все предложенные звуки самостоятельно

3 балла – путает два из предложенных вариантов

2 балла – не узнает один из предложенных звуков (после пояснения)

1 балл - затрудняется в определении источника звука во всех случаях после пояснения.

Задание 2. «Ритмическое эхо»

Цель : изучить развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур :

Способ воспроизведения : «отхлопывание» в ладоши.

Ход обследования : Логопед предлагает отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары. Инструкция : «Повтори за мной»

Оценка результатов :

4 балла - правильно воспроизводит все предложенные комбинации

3 балла - воспроизводит ритмические ряды с тремя ошибками

2 балла - затрудняется в воспроизведении четырех и более ритмических рядов

1 балл – не воспроизводит ни одного из ритмических рядов.

Задание 3. «Лишнее слово»

Цель : определить уровень развития слухового внимания к звучащей речи .

Материал : карточка с речевым материалом.

Речевой материал :

Сом, ком, индюк, дом

Лимон, вагон, кот, бутон

Мак, бак, веник, рак

Совок, венок, каток, зуб

Пятка, ватка, лимон, кадка, сук

Ветка, диван, клетка, сетка, сок

Каток, моток, дом, поток

Процедура : Логопед предлагает ребёнку прослушать ряд слов и назвать слово, непохожее на остальные.

Инструкция : «Прослушай несколько слов и скажи, какое лишнее, непохожее на остальные» .

образец :

«Мак, бак, так, банан» . Лишнее слово «банан» .

Оценка результатов :

4 балла - правильно выделил «лишнее» слово во всех предложенных рядах

3 балла - выделил «лишнее» слово в четырех рядах

2 балла - в четырех рядах не выделил «лишнего» слова

1 балл – не выделил «лишнего» слова ни в одном случае.

Изучение фонематического восприятия :

Задание 1. «Повторение слогов»

Цель : выявить уровень фонематического восприятия .

Материал : карточки со слогами.

Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок повторяет.

Инструкция : «Послушай, затем повтори» .

Речевой материал :

Па-ба, та-да, ва-та, на-та, ка-га, та-на.

БА-ба-па, та-да-та, ка-га-ка, ба-бя-ба.

Оценка результатов :

4 балла - правильно повторяет все предложенные варианты

3 балла – правильно повторяет все предложенные варианты из первого ряда, две комбинации из второго ряда

2 балла - путает слоги, их последовательность из второго ряда (безошибочно только первый ряд)

1 балл - затрудняется в повторении комбинаций любой сложности.

Задание 2. «Послушай-покажи»

Цель : выявить способность распознавать слова, различные по произношению одним звуком.

Материал : карточки с картинками-изображениями называемых слов.

Речевой материал :

Мышка-мишка, корова-корона, точка-бочка, маска -каска.

Ход обследования : Логопед предлагает прослушать слова и показать их на картинках.

Инструкция : «Покажи то, что я назову» »

Оценка результатов :

4 балла - правильно показывает все предложенные комбинации

3 балла - правильно показывает только две предложенные комбинации

2 балла - выполняет задание с тремя ошибками

1 балл - затрудняется в показе всех картинок.

Изучение фонематического анализа :

Задание 1. «Выделение звука»

Цель : выявить способность выделять звук в слоге.

Материал : карточки с буквами (семь букв : О, А, Ы, И, Э, У, И)

Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающей звук, который повторяется в предложенных слогах.

Инструкция : «Послушай. Определи общий звук во всех слогах и подними соответствующую букву».

Речевой материал :

Он – ор; па – ка – на; ты – мы – лы; ил – ит – ис; эх – эт – эс; ру – ну – ту; ти – ки - ни.

Оценка результатов :

4 балла – правильно выделяет звук во всех семи предложенных вариантах

2 балла - допускает три-шесть ошибок

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из семи вариантов.

Задание 2. «Выделение гласного ударного звука»

Цель : выявить способность выделять звук в словах в начальной позиции под ударением.

Материал : карточки с буквами (пять букв : О, И, А, У, Э) .

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с буквой, обозначающей звук в начальной позиции слова.

Инструкция

Речевой материал : обувь, искра, астры, узкий, игры, аист, огненный, умный, эхо, окунь.

Оценка результатов :

3 балла - ошибается один или два раза

2 балла – допускает от трех до девяти ошибок

Задание 3. «Выделение согласного звука»

Цель : выявить способность выделять согласный звук в словах в начальной позиции.

Материал : карточки с буквами (шесть букв : П, Д, М, К, Б, Н) .

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в начальной позиции слова.

Инструкция : «Послушай. Определи первый звук во всех словах и подними соответствующую букву».

Речевой материал :

Пух, пол, пышка, пачка

Дым, дом, дочь, дудка

Мак, муха, море, миска

Ком, кошка, каска, курица

Булка, борщ, бант, боль

Нос, наш, норка.

Оценка результатов :

4 балла – правильно выделяет звук во всех предложенных вариантах

3 балла - ошибается один раз

(от двух до пяти) ошибок

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

Задание 4. «Последний звук»

Цель : выявить способность определить последний звук в слове.

Материал : карточки с буквами (шесть букв : М, К, Ш, А, Ч, Н) .

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в конце слова.

Инструкция : «Послушай. Определи последний звук во всех словах и подними соответствующую букву».

Речевой материал :

Дом, мак, камыш, муха, танк, ключ, барабан.

Оценка результатов :

4 балла – правильно выделяет последний звук во всех предложенных вариантах

3 балла - ошибается один или два раза

2 балла - допускает несколько (от трех до шести ошибок)

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

Задание 5. «Сколько звуков?»

Цель : выявить способность определить количество звуков в слове.

Материал : предметные картинки с изображением предметов : дом, луна, рак, сова, жук, утка, рыба, шар; карточки с цифрами : 3 и 4.

Ход обследования. Логопед показывает предметную картинку. Ребенок определяет количество звуков в слове и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец

Инструкция : «Посмотри на картинку. Определи, что это, сколько звуков в этом слове? Подними соответствующую карточку с цифрой».

Речевой материал :

Дом, луна, рак, совы, жук, утка, рыба, шар.

Оценка результатов :

4 балла – правильно определяет количество звуков во всех предложенных вариантах

3 балла - ошибается один или два раза

2 балла - допускает три или четыре ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может определить количество звуков в большинстве слов или ни в одном из вариантов.

Изучение фонематического синтеза :

Задание 1. «Соедини звуки»

Цель : выявить способность соединять последовательно названные звуки в слово.

Ход обследования. Логопед называет отдельно звуки. Ребенок мысленно соединяет их и называет полученное слово.

Инструкция : «Прослушай звуки. Какое получится слово, если их соединить? Назови это слово».

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец :

«н» , «о» , «с» - нос.

Речевой материал :

«к» , «о» , «т» - кот

«л» , «у» , «н» , «а» - луна

«с» , «о» , «к» - сок

«н» , «о» , «т» , «ы» - ноты

«з» , «у» , «б» , «ы» - зубы

Оценка результатов :

4 балла – правильно называет все полученные слова

3 балла - ошибается один раз

2 балла - допускает две ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить слово ни в одном из вариантов.

Задание 2. «Составь слово»

Цель : выявить способность составлять слово из звуков, представленных в хаотичном порядке.

Ход обследования. Ребенку предлагается составить слово, используя звуки, данные в разбивку.

Инструкция : «Я буду называть звуки. Запомни их. Постарайся составить из них слово. Назови это слово».

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец :

«о» , «д» , «м» - дом.

Речевой материал :

«о» , «к» , «т» - кот, кто

«т» , «у» , «л» , «с» - стул

«к» , «о» , «с» - сок

«а» , «ф» , «ш» , «р» - шарф

«б» , «у» , «з» , «ы» - зубы

Оценка результатов :

4 балла – правильно составляет и называет все слова

3 балла - ошибается один раз

2балла - допускает две-четыре ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить ни одного слова.

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.) Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.. В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

  • а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
  • б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
  • в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
  • г) слова без стечения согласных:
    • 1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
    • 2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
  • д) слова со стечением согласных:
    • 1) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
    • 2) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
    • 3) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
    • 4) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
    • 5) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
  • е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств -- графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

  • 1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).
  • 2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).
  • 3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).
  • 4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.
  • 5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).
  • 6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.чением согласных.

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха. Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости - ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки. В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте. Несомненно, эта необходимость возрастает у детей с нарушением фонематического восприятия. Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты и может повлечь возникновение вторичных дефектов (заторможенность развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы). Таким образом, решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе. Актуальной является разработка наиболее рациональных путей формирования звуко-слогового анализа - необходимой ступени к овладению грамотой. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. За период предбуквенного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов, слоги - из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». Таким образом, процесс обучения звуковому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации. Работая на логопункте, я столкнулась с тем, что все существующие программы, например: программа Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной, предназначены для работы в логопедических группах. Я попробовала разработать систему занятий по формированию навыков фонематического анализа и синтеза для работы с детьми в условиях логопункта.

Цель : формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Задачи:

Сформировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;

Развить у них полноценный фонематический слух и, с помощью специальных приёмов, научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

Сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово – из слогов (синтез);

На основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.

Предназначена для работы с детьми 5-6-ти лет.

Может реализовываться в следующих видах деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой

Этапы работы:

1. Обследование

2.Проведение занятий

3.Подведение итогов

Цель обследования : выявление состояния фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Методика обследования адаптирована на основе рекомендации авторов:

Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой.

Методика исследования включает следующие разделы:

Раздел I . Исследование состояния фонематического анализа.

А) Исследование простых форм фонематического анализа.

Задание № 1. Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.

Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.

В) Исследование сложных форм фонематического анализа.

Задание № 1. Вычленение первого согласного звука из слов.

Задание № 2. Вычленение последнего звука из слов.

Задание № 3. Определение места звука в слове.

а) начало

б) конец

в) начало, середина, конец

Задание № 4. Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.

Задание № 5. Определение количества звуков в слове – количественный анализ.

Задание № 6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.

Раздел II. Исследование фонематического синтеза

Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

Для проведения обследования используются задания (см. Приложение№1)

Занятия по формированию навыков фонематического анализа и синтеза можно условно разделить на три этапа:

1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы это геометрические формы красного цвета: А - большой круг, У - маленький кружок, И -горизонтальная полоска, О - вытянутый по вертикали овал, Ы -- нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.

Используются следующие игры и упражнения (смотри Приложение 2).

2.В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласный + согласный, прямые слоги типа согласный + гласный, а затем слов СГС (например: лак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые квадраты - мягкие согласные).

Используются следующие игры и упражнения (смотри Приложение 3).

3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:

различать изученные звуки;

знать гласные звуки первого ряда и звук И;

знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные

признаки (твердость - мягкость, звонкость - глухость); о выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);

определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);

определять линейную последовательность звуков в слове; о определять количество звуков в слове.

Знания детей о звуковом составе слов, полученные на первых двух этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук; учатся делить на слоги слова различной слоговой структуры, определять последовательность слогов в слове и их количество.

Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места в нем. Самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам.

В процессе этих занятий дети учатся понимать термины «слово», «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.

Используются следующие игры и упражнения (смотри Приложение 4).

На последнем этапе проводится повторное обследование, с целью выявить динамику формирования навыков фонематического анализа и синтеза.

Заключение :

К концу срока обучения дети успешно справляются с любыми формами фонематического анализа и синтеза. Проводимая работа способствует развитию у детей слухового внимания, восприятия, памяти, внимания к речи окружающих, помогает в выработке тонких акустических дифференцировок, в формировании слоговой структуры слова. Помимо этого у детей развивается связанная речь, память, мышление, обогащается словарный запас.

Приложение 1.

Задание № 1 . Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.

Материал - флажок и слова: мышь, окно, рыба, шар, санки, рама, стол, корова, лимон, шнурок, дом, топор, луна.

Логопед предлагает ребенку цепочку слов и дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть слова. Если ты услышишь звук [р] (моторчик), подними флажок, вот так. Слушай и будь внимательным».

Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.

Материал - слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка.

Логопед - предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т.д.». Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т.д.).

Задание № 3. Определение места звука в слове.

Материал - слова: жук, рак, сани, мост, клоун, банка и вопросы.

Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [ж] в слове жук в начале или в конце?» и т.д.

Задание № 4. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Материал - слова: мак, ком, рука, лужа, книга, почта.

Логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к – мак» и т.д.

Приложение 2.

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

Упражнение «Внимательные ушки»

Выделение звука [б]

а) из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;

б) из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;

в) из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок.

Логопед дает инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [б] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) вот так».

Упражнение «Подними сигнал».

Логопед сначала слуховой образ звука [с] сравнивает с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом), а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т.д.

Приложение 3.

Игра «Чудо-дерево».

Логопед предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

Игра «Лото».

Логопед раздает детям цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук, и дает задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью)

В шкурке золотистой,

Сладкий и душистый.

(Апельсин)

Приложение 4.

Упражнение «Послушай и назови».

Логопед называет слова и просит ребенка назвать последний звук: кот, дым, мак, суп, нос, жук, бык и т.д.

Игра «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет последний звук в слове

Игра «Рыболовы».

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют последний звук в слове.

Игра «Веселый поезд».

Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук (например, звук [к]) находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце.

Игра «Пирамида».

Перед ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше – из четырех и, наконец, - из трех.

Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.

Игра «Угадай-ка».

а) Угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сыр, осы, носок – сон ; ключ, обруч, топор – кот)

б) Угадать какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолет, носок, игла – утка).


Татьяна Сидоренко
Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии во 2 классе.

Тема : Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры .

учитель-логопед МБОУ СОШ № 39. Сидоренко Татьяна Анатольевна

Ставрополь 2017г.

Темы :

Логопедическая : развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры .

Лексическая : части тела.

Грамматическая : безударная гласная в корне слова , проверяемая ударением.

Цели :

1. Развитие слогового анализа и синтеза ;

2. Формирование фонематического анализа , синтеза , представлений;

3. Расширение словарного запаса по теме «Части тела» ;

4. Формирование умения понимать переносное значение слов , фразеологизмов;

5. Закрепление синтагматических связей существительного и прилагательного;

6. Развитие памяти через элементы запоминания.

План и ход занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сядет тот, в чьем полном имени а) 2 гласных; б) гласные И, А; в) гласные А, И, А.

II. Знакомство с лексической темой.

Вспомним песенку про забавного человечка. (Дети проговаривают хором, логопед рисует на доске человечка) .

Точка, точка, запятая,

Минус, рожица кривая.

Палка, палка, огуречик,

Вот и вышел человечек.

Это человечек поможет нам познакомиться с названиями частей тела.

III. Развитие слогового и звукового анализа и синтеза в процессе работы со «слоговичками» .

- «Слоговички» помогут нам правильно назвать части тела. А мы поможем «слоговичкам» встретиться, чтобы получилось слово .

У кого «слоговичок» несет груз – целое слово ? (ГРУДЬ) . Слово вставляется на доску.

У кого недостающая часть слова ? (ЛО : получилось ЛОКОТЬ) .

У кого слог, читая который мы вспоминаем правило : ЖИ-ШИ пиши с буквой И? (ЖИ) .

Кто добавит слог до слова ? (ВОТ : получается ЖИВОТ) .

У кого слог, где после ВЬ слышится И? (ВИ) .

Какой «слоговичок» пойдет ему на встречу? (БРО) .

У кого слог, где И слышится между КЬ и С? (КИС) .

Какой слог надо добавить, чтобы получилось слово ? (ТИ) .

У кого слог с мягким согласным, обозначенным с помощью Ь? (ПАЛЬ) .

Какого «слоговичка» не хватает? (ЦЫ) .

Прочитайте полученные слова . (ГРУДЬ, ЛОКОТЬ, ЖИВОТ, БРОВИ, КИСТИ, ПАЛЬЦЫ) .

IV. Тренировочные упражнения в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

1. На доске слова с пропущенной гласной : ГЛ. ЗА, СП. НА, ПЛ. ЧО, Щ. КА, Б. ДРО.

Логопед дает задания : а) прочитайте слово , б) назовите ударный гласный, в) какая буква безударная, г) как проверить написание безударной гласной в этом слове (дети подбирают родственные слова ) .

Какое правило мы вспомнили? (О правописании безударных гласных) . Дети вспоминают правило правописания безударных гласных в корне слова .

Через некоторое время вы должны будете записать эти слова в тетради . Запомните их написание (запись закрывается) .

2. Запись слов по памяти .

А теперь проверьте, правильно ли вы записали слова (запись открывается) .

V. Развитие слуховой памяти , закрепление названий частей тела.

Игра «Эстафета» .

Передавая друг другу куклу, надо называть части тела, повторите те, которые уже названы вашими товарищами. Например : 1й ребенок – голова; 2й ребенок – голова, шея; 3й ребенок – голова, шея, волосы и т. д.

VI.Закрепление правила переноса.

Из названия слов запомните те , которые нельзя переносить : КОЛЕНО, ШВЕЯ, ЛОБ, БРОВИ. Почему слова ШЕЯ , ЛОБ нельзя переносить? ЯЗЫК, СПИНА, ЩЕКИ, УШИ, ТОРС. Почему слова ЯЗЫК , УШИ, ТОРС нельзя переносить?

Вспомните выбранные вами слова и запишите их тетради.

VII. Развитие фонематических представлений .

На доске изображение гнома, в руках которого есть схемы слов (лента передвигается, меняются схемы) .

Гном дает задание : подобрать к схеме слова , обозначающие части тела.

1)___(нос, рот, зуб, лоб, рты, лбы) ;

2)___(шея) ;

3)___(ухо, уши) ;

4)___ (зубы, щеки, носы) ;

5)___(голова, борода, волосы) ;

6)___ (плечо, плечи, бедро, бедра, глаза, брови) ;

7)___ (глаз, торс) .

Все точки на схеме одного цвета? Почему?

VIII. Физкультминутка.

Сейчас мы отдохнем. Удобно сядьте. Глаза закройте. Расслабьтесь. По моей команде сосредоточьте внимание на той части тела, которую я назову. Покажите её.

Рука правая. Нога левая. Кисть правой руки. Палец на левой руке. Кончик носа. И т. д.

IX. Работа над антонимами и многозначностью слов .

1) Игра с мячом «Лови-говори» (или «Скажи наоборот» ).

Логопед бросает мяч одному из детей, называя словосочетание . Поймав мяч, ученик должен подобрать противоположное по значению словосочетание .

Речевой материал .

Темные волосы светлые волосы

Узкое лицо широкое лицо

Густые волосы жидкие волосы

Широкая спина узкая спина

Редкие зубы частые зубы

Длинная шея короткая шея

Мягкие волосы жесткие волосы

Сильные руки слабые руки

Высокий лоб низкий лоб

2) Игра «Чем отличаются?»

На доске рисунки двух клоунов.

Этих двух клоунов-близнецов нарисовал художник-весельчак. Это Бим, а это Бом. Бим и Бом очень похожи, они близнецы. Но все же, если посмотреть повнимательнее , они отличаются друг от друга. Скажите, чем они отличаются? (У Бима темные волосы. У Бома-светлые у Бима короткая шея, у Бома-длинная и т. п.).

А чем отличается одежда? (На голове у Бима-…., а у Бома-…. В левой руке у Бима - …., а у Бома - ….).

3) Добавление названий частей тела к слову-прилагательному .

Я буду называть прилагательные, а вы догадайтесь, о каких частях тела идет речь.

Широкое (лицо, широкие (плечи, тонкие (брови, пальцы, ноги, руки, густые (волосы, ресницы, брови, крупный (нос, острое (колено) .

Существительные называются вместе с прилагательными.

4) Рисование портрета.

Знание частей тела, умение подбирать к ним слова – определения помогают нам в описании внешности человека.

Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Вы художники. Вам нужно нарисовать портрет девочки, которую вы никогда не видели. Видела я. Поэтому, задавая вопросы мне, вы сможете нарисовать портрет. Например, можете задать вопрос, какое у девочки лицо. Я отвечу : широкое и круглое.

Логопед отвечает на вопросы. По окончании работы дети выставляют портреты на доске.

X. Работа над фразеологизмами.

1) Сейчас я вам покажу необычные рисунки. На них нарисована только одна часть тела, а под рисунками – сочетание слов .

Что художник хотел показать этой подписью? Расшифровать, т. е. подобрать близкое по значению, слово поможет вам карта-справка.

На доске рисунки и На картах-справках

следующие подписи следующие слова

к ним : и словосочетания :

Чувство локтя бездельничать

Зуб на зуб не попадает чувство товарищества

Светлая голова быть внимательным

Смотреть в оба обманывать

Водить за нос умная

Душа в пятки ушла умный

Голова на плечах испугаться

Держать ухо востро рассердиться

Взять себя в руки замерзнуть

Валиться с ног сосредоточиться

Палец о палец не ударить устать

Губы надуть

2) – А теперь вы переводчики. Запишите текст, заменяя некоторые выражения, вставляя слова из карты-справки .

После школьных уроков мы едва не валились с ног. На логопедическом занятии мы взяли себя в руки. Работали, не хлопая ушами. Показали, что в нас развито чувство локтя .

XI. Итог занятия.

Публикации по теме:

Цель. Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка деления слов на слоги, умения определять количество слогов в словах, находить слова,.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’], [Л] и [Л’] для детей 6–7 лет с ФФН. Непосредственная образовательная деятельность по формированию навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’],.

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слов в старшей группе «Игрушки» Тема: «ИГРУШКИ». Цель: Формировать слоговую структуру слов. Задачи: Обогащать и расширить словарь детей по теме..

.

Лексический материал Лексический материал подобран без «трудных звуков» позднего онтогенеза: шипящих, соноров и свистящих (кроме автоматизируемого.