Психологическая подготовка к школе занятия для дошкольников. Психологическая подготовка ребенка к школе методическая разработка (1 класс) на тему

Инга Малюгина
Психологическая подготовка детей к школе

Я,Малюгина Инга Викторовна,воспитатель подготовительной к школе группа . Рада приветствовать вас на своей страничке. Сегодня мы поговорим с вами о готовности детей подготовительной группы к обучению в школе .

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залог успешного обучения в школе . От того,как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития ,будут зависеть успешность его адаптации вхождения в режим школьной жизни ,его учебный успехи,его психологическое самочувствие .

Давайте же с Вами разберемся что такое готовность ребенка к школе .

Составными компонентами психологической готовности к школе являются :

*личностная

*интеллектуальная

*эмоционально-волевая

*физическая.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника ,имеющего круг важных обязанностей и прав,занимающего иное по сравнению с дошкольниками в детском обществе .

Принятие позиции школьника- это прежде всего отношение к школе учебной деятельности,к учителю,к самому себе. Умение общаться со взрослыми,со сверстниками,войти в детское общество,действовать совместно с другими.

Интеллектуальная готовность к школе заключается в приобретении определенного кругозора,запаса конкретных знаний,в понимании общих закономерностей,лежащих в основе полученных знаний :

*ориентировка ребенка в окружающем его мире,запас его знаний,усвоенных им в системе,

*желание узнавать новое,

*сенсорное развитие,

развитие образных представлений,

*развитие речи и мышления.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает :

*способность соподчинять мотивы,управлять своим поведением,

*умение организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем,

*положительное отношение к целям деятельности (учебе,принятие их,

*стремление преодолевать трудности,

*стремление к достижению результата своей деятельности.

Физическая готовность включает в себя :

*состояние здоровья (отсутствие серьезных заболеваний,наследственность и тд.)

*физическое развитие (занятия в спортивных секциях,посещения кружков,

*развитие анализаторных систем,

*развитие мелких групп мышц (рука,пальчики,

*развитие основных движений (бег,прыжки,ходьба,спортивные игры) .

Все психические процессы (внимание,память,мышление,воображение) должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить свое внимание на разной работе,например,написание элементов буквы. Развитие восприятия,мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления,выделять в предметах и явлениях существенные особенности и различия,рассуждать и делать выводы,приходить к определенному результату.

В современном мире очень много разных пособий,упражнений,заданий,игр для всестороннего развития ребенка. Легко и весело можно выполнять со всеми членами семьи,кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При наборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Используйте общеукрепляющие упражнения,полезные для закрепления восприятия,внимания,памяти,моторики рук. Четко произносите трудные слова. Просите их произносить,повторить. Учите много маленьких стишков,читайте ребенку. Разучивайте скороговорки и сочиняйте сказки. Просите их пересказать. Играйте в коллективные игры,они развивают произвольность действий,сосредоточенность,обогащают речевой запас детей ,общительность,вызывают положительные эмоции.

Можно выбрать игры или игрушки,которые станут вам помощниками в подготовке детей к школе (например,любимый сказочный персонаж,в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе . И в ваших интерес сделать это время как можно мягче,интереснее.

Но помните, пожалуйста,несколько простых правил :

*занятия не должны носит насильственный характер,

*продолжительность занятий не должна превышать 35 минут,

*устраивать небольшие физкульт минутки,перерывы,

*занятия должны быть выстроены в систему.

Постарайтесь разбудить мотивацию к занятиям,заинтересовать ребенка (похвала,наклейки за особые успехи,сюрпризные моменты и тд.)

В заключении хочется сказать следующее-какими бы шагами к вершинам знаний не двигался ваш ребенок,ему необходима ваша помощь,любовь,поддержка,вера в свои силы. Создавайте здоровый положительный,доброжелательный настрой перед школой ,при котором он бы стремился овладевать новыми знаниями,навыками,не боялся плохих отметок,проблем с учителями,одноклассниками и был уверен в том,что отличник или двоечник,он для Вас самый любимый и родной!

Успехов Вам,дорогие родители!

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет - каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно - готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер.

Что же включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе - это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

  • к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
  • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
  • ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
  • должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее :

  • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что - плохо;
  • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

  • понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
  • наличие интереса к учению и получению новых знаний;
  • способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
  • усидчивость - способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Внимание.

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое - постучать ногами, если птица - помахать руками.

Математика.
Цифры от 1 до 10.

  1. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
  2. Арифметические знаки « > », « < », « = ».
  3. Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  4. Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.

Память .

  • Запоминание 10-12 картинок.
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Мышление .

  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  • Определять последовательность событий, что было сначала, а что - потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Складывать пазлы без помощи взрослого.
  • Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

Мелкая моторика.

  • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
  • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
  • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
  • Выполнять аппликации.

Речь.

  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
  • Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
  • Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
  • Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
  • Различать в словах звуки.

Окружающий мир.

  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании - это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

Тренируем руку ребенка

Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что - нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки - в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.

12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.

13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

Проходя практику в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. При наборе первых классов родители приходили с детьми, которые умели уже считать, писать и даже знали таблицы умножения, начинали учить английский язык, иными словами – интеллектуально они были полностью готовы к учебе. Но психологически и эмоционально этим детям еще рано было посещать школу, так как они не были мотивированы на получение знаний, им тяжело было адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это родителям было очень сложно, ведь они утверждали: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». В данной статье я попробую объяснить, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Личностная готовность .

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

2. Волевая готовность к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий - внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника . Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

3. Интеллектуальная готовность

Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества.

В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка . Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

4. Социально-психологическая готовность ребенка

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Любите и берегите себя!

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты и их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен - именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.

Важнейшая задача, стоящая перед родителями - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая подготовка ребенка к школе

Что значит "ребенок готов к школе"?

Психологическая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Задумаемся : в чем отличительная особенность положения школьника ? По - видимому , прежде всего , в том , что главное в его жизни - учеба - деятельность обязательная , общественно - значимая . Само учение - и по содержанию , и по организации - резко отличается от привычных ребенку - дошкольнику форм деятельности . Усвоение знаний становится основной целью . Оно выступает теперь в чистом виде , его не маскирует , как раньше , игра .

Знания , которые дети получают в школе , уже носят систематизированный , последовательный характер . Основная форма организации учебной работы школьников - урок , время на нем рассчитано до минуты . На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя , четко их выполнять , не отвлекаться и не заниматься посторонними делами .

Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности , его психическим качествам , знаниям и умениям .

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки.

Основные линии психологической подготовки ребенка к школе включают:

во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Знания. Умения. Навыки.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон . Ребенку , поступающему в первый класс , необходим известный запас знаний об окружающем мире - о предметах и их свойствах , о явлениях живой и неживой природы , о людях , их труде и других явлениях общественной жизни , о том , " что такое хорошо и что такое плохо ", то есть о моральных нормах поведения . Но важен не столько объем этих знаний , сколько их качество : насколько они правильны , четки , какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений .

Образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний , а при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями , отображающими существенные закономерности явлений , относящихся к разным областям действительности .

Такие представления и являются наиболее важным приобретением , которое поможет ребенку в школе перейти к усвоению научных знаний . Вполне достаточно , если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений , которые служат предметом изучения разных наук , начнет их выделять , начнет отличать живое от неживого , растения от животных , созданное природой от созданного руками человека , вредное от полезного . Систематическое ознакомление с каждой областью , усвоение систем научных понятий - дело будущего .

Особое место в психологической готовности детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками , традиционно относящимся к собственно школьным , - грамотой , счетом , решением арифметических задач .

Готовность познавать: память, внимание, мышление, речь...

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет то , насколько развита у ребенка познавательная деятельность , интерес к ней .

Такие стойкие познавательные интересы складываются постепенно , в течение длительного времени , они не могут возникнуть сразу , как только ребенок пришел в школу , если раньше их воспитанию не уделяли достаточного внимания . Исследования показывают , что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети , которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков , а те , которые проявляют интеллектуальную пассивность , у которых отсутствуют желание и привычка думать и решать задачи , прямо не связанные с какой - либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией . Так , один первоклассник никак не мог ответить на вопрос , сколько будет , если к одному прибавить еще один . Он отвечал то " пять ", то " три ", то " десять ". Но когда перед ним поставили чисто практическую задачу : " Сколько у тебя будет денег , если папа дал тебе один рубль и мама один рубль ?", - мальчик , почти не задумываясь , ответил : " Конечно , два !"

Если вы будете систематически заниматься с ребенком , воспитывать его ум , побуждая к поиску , размышлениям , то вы можете быть уверены : известная основа познавательных интересов вами заложена . Разумеется , и с приходом ребенка в школу вы постараетесь всеми силами укреплять и поддерживать его интеллектуальную активность .

Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе , к систематическому усвоению знаний . Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности , уметь сравнивать их , видеть сходное и отличное ; он должен научиться рассуждать , находить причины явлений , делать выводы . Ребенок , поступающий в школу , должен уметь планомерно обследовать предметы , явления , выделять их разнообразные свойства . Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени . Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей , знания направлений в пространстве . Так , например , учитель просит провести линию " наискось от левого верхнего к правому нижнему углу " или " прямо вниз по правой стороне клетки "... Представление о времени и чувство времени , умение определить , сколько его прошло , - важное условие организованной работы ученика в классе , выполнения задания в определенный срок .

Еще одной стороной психического развития , определяющей готовность ребенка к школьному обучению , является овладение умением связно , последовательно , понятно для окружающих описать предмет , картинку , событие , объяснить то или иное явление , правило .

Во-вторых , это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется. Поэтому необходимым элементом подготовки ребенка к школе должна стать выработка навыка управления своим поведением: ребенок должен быть приучен делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось. Без такого навыка все дальнейшие усилия пойдут прахом.

И начинать это нужно еще в период дошкольного детства. Необходимо, чтобы ребенок твердо усвоил, что можно, а что нельзя делать дома. Необходимо, чтобы он научился сразу же выполнять указания старших. Нельзя допускать, чтобы ему удавалось добиться чего-то желаемого криком и истерикой.

Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий

В-третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе - большие или малые - неизбежно встречаются у каждого.

Умение учиться.

Что вмещает в себя понятие "умение учиться"?

Это, прежде всего, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительных группах детских садов, показали, что все дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается именно на учебу как на привлекательную сторону школы. Вот некоторые типичные ответы детей на вопрос, почему они хотят идти в школу, а не оставаться в детском саду: "В школе научишься читать, будешь много знать"; "В детском саду я уже был, а в школе не был. Там дают трудные задачи, а я учусь. Мне папа тоже дает трудные задачи, я их все... нет, не все решаю"; "В школе учишься, а в детском саду только играешь, мало учишься. Моя сестра все хочет в детский сад, она в четвертом классе учится, а я в школу".

Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель. Это проявляется в высказываниях многих детей: "В школе мне нравится, там отметки ставят"; "В школе учительница, а здесь воспитательница". Конечно, интерес к такого рода внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение - в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным. У семилетних детей мы можем уже наблюдать соподчинение мотивов (то есть умение считать более важным не то, что "хочется", а то, что "надо"). Это дает ребенку возможность управлять своим поведением: придя в первый класс, он способен включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Психологическая готовность к школе включает также качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка». Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. У младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия. Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.


Начальное общее образование

Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)

Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)

Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. Литературное чтение (1-4)

Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. Окружающий мир (1-4)

Я - первоклассник: психологическая готовность ребенка к школе глазами педагогов и психологов

Успешная адаптация и интерес к учебе помогают ребенку больше, чем знания, полученные до школы.

Обычно, если речь заходит о готовности ребенка к школе, мы сразу начинаем перебирать в голове набор знаний и навыков: бегло ли ребенок читает, в каких пределах считает, умеет ли себя вести, обладает ли всеми знаниями и навыками, которые проверяют на школьных собеседованиях перед зачислением в первый класс? Между тем, в первый год обучения психологический аспект готовности зачастую играет гораздо более важную роль, чем интеллектуальный. Успешная адаптация и интерес к учебе помогают ребенку больше, чем знания, полученные до школы.

Чтобы понять, как на самом деле подготовить ребенка к школе, мы спрашиваем совета у экспертов: психолога, физиолога, директора Института возрастной психологии РАО Марьяны Михайловны Безруких , доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО Натальи Федоровны Виноградовой , а также обращаемся к избранным статьям книги «Все о младшем школьнике» издательства «Дрофа-Вентана».

Год до школы: лучшая подготовка – это игра

: Среди родителей сложилось твердое убеждение, что придуманное ими (родителями!) содержание понятия «готовность к школе» рассматривается как забегание вперед и «пробегание» программы хотя бы первого класса. Мотив такого подхода: ребенку будет легче учиться. Это первый миф, связанный с готовностью дошкольника к обучению в школе. В действительности же, больше всего поможет перед первым классом полноценная игровая деятельность.

Позвольте детям наиграться. Педагоги и психологи единодушны во мнении: ребенок, не доигравший в дошкольном детстве, к школе не готов! Причем, игра для него - не забава, а естественная потребность и серьезная жизненная школа: ребенок разыгрывает роли (пока игровые), которые завтра станут для него реальными. С хорошо развитой игрой связаны самые серьезные качества, которые как воздух нужны школьнику. В игровой деятельности зарождается и деятельность учебная.

  • Дайте детям полную свободу в игре : пусть сам воплощает свои мысли, берет все, что ему нужно для игры.
  • Играйте вместе с ребенком, чтобы стимулировать его фантазию, творчество . Полезно брать на себя разные роли, чтобы поддержать игру, приучать ребенка к совместным игровым действиям.
  • Уважайте правила игры . Как условились, так и делаем: если в игре нет четких правил или они постоянно меняются, то ребенку сложно понять их ценность.
  • Выигрывайте! Часто, играя с детьми в шашки, шахматы, лото или домино, мы устраиваем «поддавки». А между тем, важно обязательно у ребенка выигрывать - конечно, не каждый раз. Ваш первоклассник должен привыкать к возможному поражению и с достоинством его принимать.
  • Меняйте роли. Лучше всего поощрять, когда ребенок берет на себя и исполняет роль руководителя (командира, ведущего), но время от времени нужно менять условия и ставить ребенка перед необходимостью подчиняться.
  • Дайте ребенку возможность быть субъектом деятельности. Иногда нам кажется: если ребенок с удовольствием (или без удовольствия) исполняет просьбы, команды, требования взрослых - почитай, сверни лист бумаги, собери карандаши, сложи паззл, - то это и есть произвольная деятельность, а он и есть субъект. На самом деле все не так просто.
Наталья Федоровна Виноградова : Уважаемые мамы и папы, бабушки и другие близкие родственники, примите как данность: произвольная деятельность отличается от навязанной (непроизвольной) деятельности тем, что ребенок сам ставит перед собой малюсенькие задачи, которые сам и решает. Такой ребенок, придя в первый класс, не только слушает учителя, но слышит его, принимает требование и самостоятельно без упреков, повторов и напоминаний, выполняет поставленную задачу.

Произвольность успешно формируется в игре, потому что в процессе ее ребенок должен подчиниться установленным правилам (если это настольные и подвижные игры), наладить ролевые отношения с партнерами (если это ролевая игра, например, «в дочки-матери», «театр», «космонавтов», «пожарников», «школу» и пр.). Более того, игра побуждает детей считаться друг с другом, выслушивать участников, подчиняться – сегодня, лидировать - завтра, искать совместные решения и устранять конфликты - послезавтра. То есть все, что происходит в игре (ребенок сам ставит игровую задачу, выполняет правило и игровое действие, развивает сюжет, налаживает совместные действия и отношения), обеспечивает целенаправленное формирование элементов произвольной деятельности, о которой дошкольник не имеет ни малейшего представления. Но фактически он психологически готовится к школьному обучению, которое стоит на «плечах» совместной учебной деятельности.

Как говорить с ребенком о школе?

Конечно, ваш ребенок уже знает о школе довольно много - от старших братьев и сестер, друзей, из книг и мультфильмов, от вас самих. Возможно, он уже переступал порог школы, например, когда шел на собеседование перед приемом в первый класс. И тем не менее, очень многих вещей он пока не осознает, они пока не стали частью его повседневности. Скорее всего, он придет к вам с вопросами - и именно они наиболее ценны нам для начала важного разговора о школе.
  • Отвечайте на интерес ребенка. Лучше всего воспринимается та информация, на которую ты сам создал запрос. Поэтому каждый вопрос ребенка о школе - драгоценен. Отвечайте на его вопросы подробно, обстоятельно, старайтесь не только удовлетворить любопытство ребенка, но и мотивировать его задавать новые вопросы.
  • Старайтесь не шутить. Не всегда чувство юмора дошкольника развито в должной мере, чтобы различить иронию, преувеличение и другие речевые приемы. Случайная неловкая шутка («да там детей в угол ставят за кривые буквы», «отсидишь, как я, десять лет за партой и будешь свободен» и тому подобные) может серьезно напугать будущего школьника.
  • Мотивируйте с умом. Самое главное, ради чего стоит идти в школу, это, конечно, возможность научиться новым интересным и полезным вещам. Старайтесь мотивировать ребенка тем, что действительно важно: вкусные булочки в столовой или широкое футбольное поле - вещи, конечно, приятные, но они не имеют отношения к учебной мотивации.
  • Начинайте с чистого листа. Может статься, что ваши собственные впечатления о школе были не самыми радужными. Пожалуйста, помните: ваша история никак не связана с историей вашего ребенка. Ему, как всякому школьнику, предстоит заново выстроить отношения со школой, и, надеемся, они сложатся лучше, чем в свое время сложились у вас.

Как сделать переход к новому этапу жизни максимально комфортным для ребенка?

В книге «Все о младшем школьнике» четко определена основная задача родителей в первый школьный год: «помочь ребенку адаптироваться (привыкнуть) к новой деятельности, новым условиям жизни, незнакомым людям и обстановке, сохранить работоспособность, снять утомляемость и воспитать интерес к школе».
Чтобы решить эту задачу, достаточно четко расставить приоритеты: нам сейчас не нужны блестящие результаты, прорывы, достижения любой ценой. Больше всего нам нужно выработать позитивную привычку - с радостью ходить в школу, преодолевать умеренные трудности, по возможности получать удовольствие от встречи с одноклассниками и учителями, а после школы - гулять, отдыхать, играть и вообще вести образ жизни, свойственный ребенку в возрасте семи-восьми лет.
  • Присматривайтесь к состоянию ребенка. Часто причиной неуспеваемости младшего школьника является обычное переутомление. Следите за тем, как чувствует себя ваш первоклассник, не стал ли тревожен его сон, не пропал ли аппетит. Быть может, для преодоления сложностей достаточно слегка откорректировать режим дня, дать ребенку чуть больше времени на отдых и сон.
  • Регулируйте нагрузку. Сейчас почти каждый ребенок в первом классе занимается чем-то, кроме учебы - и это прекрасно. Но если вы чувствуете, что первоклассник устает, или дополнительные занятия вытесняют из его распорядка дня прогулки, сон и игры, - подумайте над тем, чтобы сбросить «балласт» из факультативных занятий.

Марьяна Михайловна Безруких : В первый год обучения не стоит начинать новые дополнительные занятия - ни художественные, ни музыкальные, ни какие-то другие. Лучше в первом классе минимизировать нагрузку и все силы организма бросить на адаптацию к школе. Если ребенок начал заниматься в кружке до школы - можно попробовать продолжить. А вот что нужно каждому первокласснику, так это спортивный кружок, секция плавания или любое занятие, которое позволит ребенку активно двигаться и сбрасывать эмоциональное напряжение.
Дорогие родители, не забывайте, что в сутках только 24 часа. Десять из них ребенок обязан спать, еще два с половиной часа - гулять. Шесть часов он будет проводить в школе. Как минимум 1,5 часа отведите на гигиенические процедуры и столько же на питание - и вы поймете, что остается ребенку очень мало на себя, на игры, на осмысление всего, что с ним произошло за день. Хотите ли вы и это драгоценное время забрать на какой-то кружок?

Не торопите. Почти все взрослые на планете сейчас живут в режиме постоянного цейтнота. Но цейтнот для ребенка - это главный стрессовый фактор. Даже если ваш первоклассник не из медлительных, ему все равно тяжело попадать в ритм новой жизни. Прежде чем снова куда-то тянуть и заставлять укладываться в короткий промежуток времени, дайте ему отдышаться.

Как пережить первые трудности с учебой?

Даже самые способные дети рано или поздно сталкиваются с первыми неудачами, это естественно и даже отчасти полезно: ясно, в каком направлении двигаться, на что обратить внимание. Бывает, что ребенок вдруг охладевает к учебе, становится неусидчивым, недовольным, иногда даже отказывается ходить в школу. Часто не готовы к таким неудачам оказываются не столько дети, сколько их родители. Чтобы поддержать ребенка и при этом не спугнуть его желание учиться, стоит последовать таким советам:
  • Соблюдайте права ребенка. Авторы книги «Все о младшем школьнике» напоминают: у младшего школьника есть право на одиночество (хотя бы иногда!), право выбирать, чем заниматься в свободное время, самостоятельно планировать свою деятельность, отдыхать, гулять и участвовать в принятии решений, которые касаются его жизни. Соблюдение этих прав и свобод поможет ребенку осознать, что учеба - не тяжелая повинность, а важный и увлекательный род деятельности.
  • Сделайте ребенка хозяином рабочего пространства. Один из самых опасных врагов детской мотивации - отчуждение от учебы. Чтобы ребенок чувствовал, что уроки, занятия в школе, домашние задания, проекты - это именно его территория, позвольте ему самому оборудовать себе рабочее место, выбрать подходящие принадлежности. Личным рабочим пространством ребенка может стать и очень небольшой участок комнаты - но пусть он все-таки будет.
  • Адекватно воспринимайте неудачи. В младшем школьном возрасте ребенку очень важно, как к нему относятся близкие. Нередки случаи, когда слово «отличник» становится для ребенка синонимом слов «хороший», «достойный», даже «любимый». Старайтесь не слишком тяжело принимать неприятные новости, давайте ребенку понять, что его успех и неуспех в школе никак не влияет на вашу любовь к нему.
  • Закрепляйте чувство успеха. Как только ребенку хоть что-то удается - одна буква из всей строки выходит ровно, наконец-то правильно решен пример, самостоятельно прочитаны три строки из букваря - похвалите его, и похвалите от всей души.
. В книге для родителей рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. Даются методические рекомендации, которые помогут родителям организовать занятия с ребенком дома.

Из первых рук: наши эксперты, педагоги и психологи дают советы родителям первоклассников

Марьяна Михайловна Безруких:
- Главное, что поможет вам плавно войти в учебу - это адекватные требования к детям, причем во всем. К их поведению, умениям, качеству и времени выполнения заданий. Ну не может среднестатистический первоклассник бегло прочитать целый абзац за минуту, не может сорок минут сидеть смирно, а потом еще десять минут степенно ходить по коридору. И еще: ваши ожидания от успехов ребенка должны соответствовать не только его возрасту, но и индивидуальным особенностям развития. Состояние здоровья ребенка играет порой большую роль, чем его интеллектуальные способности.

Наталья Федоровна Виноградова:
- Просьба к вам, дорогие взрослые: вместе с ребенком наблюдайте природу, делайте маленькие открытия, расширяйте его чувственный опыт. Многие наши дети приходят в школу «убогими» с точки зрения чувств - они мало рассматривают, трогают, слушают, определяют вкус, запах разных объектов. А ведь именно чувственное восприятие окружающего мира является основой развития ума. Многие великие педагоги прошлого подчеркивали, что из наблюдений природы исходит развитие ума и речи.
Образование в начальной школе - отнюдь не главное дело. Важнее не угробить мотивацию к учебе, а для этого выбирайте удобную школу и добрую учительницу. Желаю вам удачи!

Татьяна Юрьевна Алтухова , учитель начальных классов, педагог высшей категории, общий стаж работы - 28 лет:
- Уважаемые родители! У меня к вам одна просьба, и думаю, многие коллеги со мной согласятся: пусть лучше ваш ребенок сядет за парту совершенно необученный, чем обученный неправильно. Какого же это огромного стоит труда - отучить ребенка от побуквенного чтения, мотивировать его правильно работать с прописями, в которых он уже два года пишет, как попало. В общем, если вы не уверены, что можете сделать все как надо, лучше почитайте ребенку книжку или сводите его погулять. Дайте ему общее представление о мире, о природе, о том, почему так важно учиться и зачем получать знания. Остальное сделает педагог.

Марфа Бусева , детский психолог:
- Дорогие родители дошкольников! Я знаю, что вы все равно будете заниматься со своими детьми, давать прописи, примеры... Не стану вас отговаривать, но прошу, пожалуйста, почаще оставляйте их в покое. Пусть они, послонявшись по дому, вдруг сами найдут себе занятие, затеют строительство дома из подушек, начнут бормотать себе сказки и расквартировывать плюшевых медведей. Пусть роют тоннели в песочнице, мастерят водопровод из пластиковых бутылок, вяжут узлы на веревках, примеряют кастрюли и заявляют, что им пора отправляться в космос. В игре закладываются все основные навыки, пробуждается творчество, фантазия, инициативность - а что ребенок будет делать без всего этого за партой?

Анастасия Изюмская , журналист, основатель проекта информационной поддержки семьи «Family Tree»:
- Есть одно золотое правило, знакомое всем, кто хоть раз летал на самолетах: в случае воздушной аварии, сначала наденьте маску на себя, потом - на ребенка. До рождения сына это правило казалось мне кощунственным. С тех пор многое пришлось переосмыслить, в том числе и необходимость заботы о себе. Тревожная мама не способна дать ребенку защиту, а защита ему ох как понадобится, даже в самой распрекрасной школе. Если вы чувствуете, что вам сложно справляться с глобальными изменениями вашей жизни, что вы очень волнуетесь за сына или дочку, что мысли о школе гнетут вас - позаботьтесь о своем благополучии. Поддержите себя - и тогда вы сможете в нужный момент поддержать вашего первоклассника.

Александра Чканикова

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.