Основы алхимии. Символы алхимии Соль в алхимии

Алхимия вызывает разные ассоциации у современного человека. Большинство связывают занятия алхимией с мрачными и узкими улочками Праги и других средневековых европейских городов. Многие при упоминании об этой науке начинают говорить о философском камне и превращении всего, что под руку подвернется, в золото. Конечно же, и про эликсир вечной молодости никто не забывает.

И практически все уверены в том, что алхимия наукой не является, а занимались ею исключительно мошенники и искренне заблуждающиеся люди, причем в Средневековье. Между тем это не совсем так.

Как и где развивалась алхимия?

Зародилась эта наука вовсе не в сырых подвалах средневековых европейских замков и не в косых темных переулках Праги, как многие полагают. Алхимия гораздо старше, но установить точный временной период ее зарождения практически невозможно. Доподлинно известно только то, что алхимические опыты проводились в Древнем Египте, на Ближнем Востоке и, вероятно, в Греции.

Во времена позднего античного периода, то есть на протяжении II-VI столетий, центром алхимических занятий был Египет, а если точнее - Александрия. Этот период развития науки оставил после себя не только алхимические знаки, находимые археологами на местах раскопок и историками в уцелевших письменных источниках, но и другие свидетельства.

В III столетии Римская империя переживала кризис власти. Это состояние слабости правления завершилось с приходом на римский престол Гая Аврелия Валерия Диоклетиана. Именно этот человек провел реформу устройства управления, сделав императора полновластным хозяином государства, а не первым из сенаторов, как это было раньше.

В историю алхимии же Диоклетиан вошел как первый гонитель. Хотя гонения были обусловлены действиями египтян и явились только ответным ходом со стороны императора Рима. Летом 297 года Луций Домиций Домициан поднял Египет против Империи. Точнее, целью этого восстания был не сброс власти Рима, а ее захват. Эпицентром бунта была Александрия. Разумеется, мятеж жестко и, по тем временам, достаточно быстро, всего за год, подавили. Сам претендент на римский трон умер по неизвестным причинам во время осады Александрии, а его помощник, руководивший городской обороной, был казнен.

Результатом подавления мятежа стало распоряжение Диоклетиана об уничтожении всех папирусов, книг, свитков и прочих источников знаний о трансформации металлов и веществ в золото или серебро. Предположительно, император стремился уничтожить не столько знания, сколько неиссякаемый источник богатства Египта, тем самым сбить спесь и присмирить местную знать и жречество. Как бы там ни было, но большой объем знаний, накапливаемый столетиями, был утерян. Хотя некоторые книги чудом уцелели и позднее стали одними из самых чтимых в алхимических кругах.

После этих печальных событий алхимики постепенно начали перебираться на Ближний Восток. Арабы развили эту науку, сделав немало значимых открытий. Археологи находят алхимические знаки по всему Ближнему Востоку, что позволяет предположить значительное распространение этой науки в арабском мире. Расцветом арабской алхимии принято считать VIII-IX столетия. Это обусловлено тем, что именно тогда была усовершенствована зародившаяся еще в Греции и принадлежащая Аристотелю теория о первоначальных элементах. В это же время появился и дистилляционный аппарат. Впервые арабскими алхимиками было введено и представление о нумерологии. Но кроме этого, как раз арабские ученые впервые ввели понятие философского камня. Центрами научной деятельности алхимиков были Багдад и Кордова. В Кордове функционировала Академия наук, среди которых наиболее значимой была алхимия.

Как и когда алхимия попала в Европу?

Принято считать, что знакомство европейских ученых с алхимией началось еще в VIII столетии, в результате захвата арабами территорий на Пиренейском полуострове. Важную роль в становлении европейской алхимии сыграли монахи-доминиканцы - немец Альберт Великий, канонизированный католической церковью, и один из его учеников, Фома Аквинский. Перу Альберта принадлежат несколько алхимических трактатов, в основе которых лежат древнегреческие труды о природе веществ.

Первым же ученым, «официально» использовавшим алхимические знаки в своих трудах, стал британец Роджер Бэкон, естествоиспытатель, преподаватель богословия и врач, а кроме этого, еще и монах-францисканец. Именно этот человек, живший в XIII столетии, считается первым европейским алхимиком.

Что обозначали основные алхимические символы?

Алхимические знаки и символы, сложившиеся постепенно, в течение столетий существования этой науки использовались не только изучавшими ее людьми. Вплоть до XVIII символика применялась и просто для веществ.

В период своего рассвета и до начала угасания, связанного с начатыми понтификом Иоанн XXII гонениями, выразившимися в запрете на занятие этой наукой в Италии, сложилась основная символика.

Важнейшие алхимические знаки включали в себя изображения:

  • четырех первичных элементов;
  • трех главных символов;
  • семи металлов.

Сочетания этих веществ и являются основой алхимии в целом. Разумеется, помимо них, алхимики использовали другие вещества и элементы, которым соответствовали собственные обозначения.

Четыре первичных элемента

Первичной четверкой элементов алхимиками считались:

  • огонь;
  • земля;
  • воздух;
  • вода.

То есть стихии. Алхимическая наука в вопросе первичных элементов оригинальности не проявила. А вот графические обозначения выглядят достаточно своеобразно.

Алхимический представляет собой ровный треугольник, схожий с изображением пирамиды, без дополнительных черточек. Землю ученые изображали в виде перевернутого треугольника, направленного вершиной вниз и перечеркнутого вблизи к ней линией. Воздух изображался с помощью знака, являющегося зеркальным отражением символики земли. Знак выглядит как обычный треугольник, устремленный вверх, перечеркнутый линией. Вода, соответственно, отображалась как антипод огня. Ее знак - простой, но перевернутый вершиной книзу треугольник.

Главные символы

Нередко исследователи алхимической философии пытаются объединить христианскую Троицу с количеством главных символов. Но ничего общего три основных элемента алхимии с христианскими доктринами не имеют.

Согласно трактатам Парацельса, опиравшегося в своих трудах на остатки древних знаний, основными главными веществами для алхимиков являются:

  • соль;
  • сера;
  • ртуть.

Это первичные вещества, воплощающие в себе материю, дух и флюиды.

Алхимический знак соли, воплощающей материю, базовую всеобщую субстанцию, выглядит как шар или же сфера, перечеркнутая пополам. Однако не все ученые пользовались именно этим вариантом. Некоторые алхимики использовали обозначение без поперечной черты. Были ученые, обозначавшие субстанцию изображением шара с двумя поперечными чертами. Это делалось для того, чтобы никто, кроме них самих и их учеников и последователей, не смог бы разобрать формулы.

Алхимический знак серы выражает собой дух, вездесущую и неотъемлемую частицу самой жизни. Изображали этот символ в виде ровного треугольника с выходящим из основания крестом. Треугольник не перечеркивался, хотя возможно, что и этот знак как-либо изменяли с целью скрыть значение открытых в результате опытов формул.

Алхимический знак ртути одновременно символизировал и планету Меркурий, и самого греческого бога. Это воплощение потоков флюидов, связующих верх и низ мироздания, небесный купол с земной твердью. То есть поток флюидов, обуславливающих неразрывное и бесконечное течение жизни, переход различных субстанций из одного состояния в другое. Графическое изображение этого символа - одно из наиболее сложных, многосоставных. В основе изображения - сфера или же окружность, шар. Верх символа венчает открытая полусфера, напоминающая схематическое изображение рогов быка в Древнем Египте. В нижней части знака - крест, вырастающий из линии границы сферы. Кроме этого, ртуть являлась не только воплощением бесконечного потока флюидов, но и была одним из семи главных металлов.

Обозначения главных металлов

Алхимические знаки и их значения были бы лишены практического смысла без дополнения отображениями семи главных металлов.

Наделяемые учеными особенными свойствами металлы - это:

  • свинец;
  • ртуть;
  • олово;
  • железо;
  • медь;
  • серебро;
  • золото.

Каждому из них соответствовало конкретное небесное тело. Соответственно, графические обозначения металлов одновременно являлись и символикой небесных тел. Это не добавляло ясности записям ученых, поскольку без общего контекста правильно понять алхимические знаки и символы и их значение было достаточно сложно. Выглядит символика так, как это показано на иллюстрации.

Планеты Нептун, Уран и Плутон были открыты позднее, чем сложились представления об основных металлах в алхимии. Многие последователи алхимии, занявшиеся ею в конце позапрошлого столетия и позднее, полагают, что именно отсутствием знаний о трех планетах и соответствующих им металлах и объясняется большая часть неудач в опытах средневековых ученых.

Какие небесные тела соответствуют основным металлам?

Символизирующие металлы алхимические знаки и их значения в астрологии соответствуют такому соотношению:

  • Солнце - это, безусловно, золото.
  • Луна - покровительница серебра.
  • Венера ассоциируется с медью.
  • Марс - планета войны, агрессии, конечно же, соответствует железу.
  • Юпитер является небесным отражением олова.
  • Меркурий - летучее греческое божество в крылатых сандалиях; как и одноименное космическое тело, связан с ртутью.
  • Сатурн -далекий и загадочный, выражает собой свинец.

Открытые позднее планеты тоже получили связь с металлами и графическое отображение в алхимии. Их металлы созвучны в своих наименованиях с названиями самих планет - Нептуний, Уран, Плутоний. Разумеется, в традиционной средневековой науке данных планет, как и металлов, нет.

Было ли что-то еще?

Помимо главной символики, которая, как правило, не менялась и была одинаковой в трудах большинства ученых, присутствовали и так называемые «плавающие» обозначения. Такие символы не имели четких предписаний в каллиграфии и изображались по-разному.

Основные из второстепенных веществ, алхимические знаки которых не имеют четкой классификации, - это «мирские», или же мунданные. К таковым элементам относятся:

  • мышьяк;
  • фосфор;
  • сурьма;
  • висмут;
  • магний;
  • платина;
  • камень - любой;
  • калий;
  • цинк и другие.

Эти вещества считались первыми из вторичных. То есть основные алхимические процессы осуществлялись, как правило, с их применением.

Какими были основные процессы?

Основные алхимические процессы, имеющие своей целью преобразование какого-либо вещества, это:

  • соединение;
  • разложение;
  • модификация;
  • фиксация;
  • разделение;
  • умножение.

Основных процессов в алхимии ровно 12, в соответствии с зодиакальным кругом. Это число достигается различными сочетаниями вышеперечисленных процессов и использованием неодинаковых путей проведения реакций. С зодиакальными совпадает и графическое изображение самих процессов, но оно обязательно дополняется знаками, выражающими нужный для осуществления реакции путь.

Какими были основные пути в алхимических опытах?

Осуществлялись вышеперечисленные процессы такими путями:

  • прокаливание;
  • окисление;
  • застывание;
  • растворение;
  • прогревание;
  • дистилляция;
  • фильтрация;
  • размягчение;
  • ферментация;
  • путрефакция.

Каждый путь применялся строго в соответствии с текущим значением зодиакального календаря.

Как фиксировались достигнутые результаты?

Алхимические записи вовсе не такие, какими пользуются современные ученые, фиксирующие цепочку опытов с веществами. Алхимики нередко оставляли после своих работ не строчку непонятных значков, а настоящие картины.

На таких иллюстрациях, как правило, отображавших целую череду опытов и полученных результатов, изначальный элемент помещался по центру. От него уже в разные стороны отходили, подобно лучам, графические изображения действий ученых. Разумеется, этот вариант фиксации проведенных работ и достигнутых в опытах результатов не был единственным. Однако наиболее часто начало записи размещалось в центре изображения.

Алхимические символы , первоначально разработанные в рамках протонауки алхимии, использовались для обозначения некоторых химических элементов и соединений вплоть до XVIII века. Начертание символов было в большой степени стандартизировано, однако и сами символы, и стиль их начертания у разных алхимиков могли отличаться. Здесь приведены наиболее общие символы и начертания.

Три основных символа

«Иероглифическая монада» Джона Ди

Английский математик, астроном, астролог и оккультист Джон Ди (1527-1608 или 1609) разработал иероглифическую монаду (лат. Monas Hieroglyphica ) - композитный глиф , который он описал как сочетание символов Солнца, Луны и первичных элементов.

Мунданные («Мирские») элементы

  • Сурьма
  • Мышьяк
  • Висмут
  • Платина
  • Сера

Алхимические соединения

Двенадцать основных алхимических процессов

Двенадцать алхимических процессов рассматриваются как основа современных химических процессов. Каждым из этих процессов «управляет» один из двенадцати знаков зодиака :

  • Разложение путём окисления/прокаливания (Овен); Calcination (Aries )
  • Модификация через застывание/коагуляцию (Телец); Congelation (Taurus )
  • Модификация через фиксацию (Близнецы);Fixation (Gemini )
  • Соединение (Союз) через растворение (Рак); Dissolution (Cancer )
  • Разложение путём пищеварения/прогревания (Лев); Digestion (Leo )
  • Разделение (сепарация) путём дистилляции (Дева); Distillation (Virgo )
  • Разделение путём сублимации (возгонки вещества) (Весы); Sublimation (Libra )
  • Разделение путём фильтрации (Скорпион); Separation (Scorpio )
  • Модификация через размягчение до воскообразного состояния (Стрелец); Incineration (Sagittarius )
  • Разложение путём ферментации /путрефакции (Козерог); Fermentation (Capricorn)
  • Соединение (Союз) через умножение (Водолей); Multiplication (Aquarius )
  • Соединение (Союз) через проекции/проецирование (Рыбы) Projection (Pisces ).

Ссылки

  • Alchemical symbols in Unicode 6.0
Fraternitas Rosicruciana Antiqua

Fraternitas Rosicruciana Antiqua (FRA) - это орден розенкрейцеров, первоначально созданный немецким оккультистом доктором Арнольдом Крумм-Хеллером, и действующий в Бразилии и в испаноязычных странах. В Бразилии он был основан в 1932 году и имеет штаб-квартиру в Рио-де-Жанейро с 1933 года. Бразильская FRA связана с Fraternitas Rosae Crucis (FRC), Античным мистическим орденом Розы и Креста со штаб-квартирой в США и с Ecclesia Gnostica, и ее филиалами.

INRI

INRI - аббревиатура латинской фразы Iesvs Nazarenvs Rex Ivdæorvm, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (церк.-слав. І҆и҃съ назѡрѧни́нъ, цр҃ь і҆ꙋде́йскїй; І.Н.Ц.І.). Фраза восходит к Новому Завету (см. Мф. 27:37, Мк. 15:26, Лк. 23:38, и Ин. 19:19).

Алхимия

Алхи́мия (лат. alchimia, alchymia) - специфическая область натурфилософии, сформировавшаяся в лоне герметической традиции.

Вертикальные формы

Вертикальные формы (англ. Vertical Forms) - блок стандарта Юникод. Содержит вертикальные знаки пунктуации, используемые в китайской письменности, для совместимости с GB18030, таким образом являяясь расширением блока Совместимые формы ККЯ.

Двор Ганнеркригг

«Двор Ганнеркригг» - веб-комикс британца Тома Сидделла в жанре технофэнтези, публикующийся с апреля 2005 года. Новая страница публикуется на сайте трижды в неделю. Первый том был издан в Archaia Studios Press и Titan Books (в Великобритании и Ирландии). Комикс был хорошо принят критиками и неоднократно получал награды конкурса Web Cartoonists" Choice Awards, наряду с положительными отзывами об уровне его иллюстраций и стиле повествования.

Комикс повествует об Антимони Карвер, девочке, начавшей обучение в странной и таинственной школе под названием «Двор Ганнеркригг», и событиях, развивающихся вокруг неё с момента, когда она оказалась втянута в политические интриги между Двором Ганнеркригг и жителями леса Гиллити, находящегося за пределами школы. Сюжет комикса включает в себя элементы науки, фантазийных существ, мифологию различных культур и алхимические символы и теории. Литературный стиль находится под явным влиянием детективной литературы и комиксов-манга.

Дополнение к сирийскому письму

Дополнение к сирийскому письму (англ. Syriac Supplement) - двадцатый блок стандарта Юникод. Содержит дополнительные символы сирийского письма для записи сирийского малаялама.

Дополнение к сунданскому письму

Дополнение к сунданскому письму (англ. Sundanese Supplement) - блок стандарта Юникод. Содержит символы пунктуации, более не используемые в современном сунданском письме (сунд. Aksara Sunda), но встречающиеся в исторических текстах (сунд. Aksara Sunda kuna).

Камбун (блок Юникода)

Камбун (англ. Kanbun) - блок стандарта Юникод. Содержит символы каэритэн японского языка камбун, указывающие на изменение порядка идеограмм в соответствии с синтаксисом.

Мандейское письмо (блок Юникода)

Мандейское письмо (англ. Mandaic) - девятнадцатый блок стандарта Юникод. Содержит символы мандейского письма.

Расширенная кириллица - C

Расширенная кириллица - C (англ. Cyrillic Extended-C) - шестьдесят второй блок стандарта Юникод. Содержит кириллические символы, использовавшиеся в старославянском языке.

Символ

Си́мвол (др.-греч. σύμβολον « знак, сигнал») - знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.

Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака, символу приписывают более глубокое социально-нормативное (духовное) измерение.

Символы химических элементов

Символы химических элементов - условное обозначение химических элементов. Вместе с химическими формулами, схемами и уравнениями химических реакций образуют формальный язык химии - систему условных обозначений и понятий, предназначенную для краткой, ёмкой и наглядной записи и передачи химической информации.

В зависимости от контекста символ химического элемента может обозначать:

название химического элемента;

один атом элемента;

один моль атомов этого элемента.

Слуги света

Слуги Света (англ. Servants of the Light (SOL)) - современная западная тайная школа, которая преподает эзотерические науки через переписку.

Спагирия

Спаги́рия (греч., от spao - «извлекаю» и ageiro - «собираю») - устаревшее название химии как искусства облагораживания руды; делание золота у алхимиков. Этот термин, называющий химию по части соединения и разделения веществ, был введён Парацельсом в первой половине XVI века.

Список символов химических элементов

Список символов химических элементов - символы (знаки), коды или сокращения, используемые для краткого или наглядного представления наименований химических элементов и одноимённых простых веществ. Прежде всего это символы химических элементов и атомные номера (порядковый номер химического элемента) в Периодической системе элементов. Помимо них, в локальных целях могут использоваться:

регистрационный номер CAS - уникальный цифровой идентификатор химических элементов и веществ, внесённых в реестр Химической реферативной службы (англ. Chemical Abstracts Service);

сокращения, используемые в российской металлургии при маркировке компонентов в составе сплавов цветных и чёрных металлов;

символы, используемые в нумизматике для обозначения монетных металлов;

символы, используемые на финансовом рынке для обозначения некоторых металлов (прежде всего благородных) в качестве валютных ценностей или биржевых товаров;

символы алхимии;

другие локальные системы кодирования и маркировки.

Уроборос

Уробо́рос (др.-греч. οὐροβόρος от οὐρά «хвост» + βορά «пища, еда») - свернувшийся в кольцо змей или дракон, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого - исторический период и конкретную культуру - установить невозможно.

Этот символ имеет множество различных значений. Наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности - циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Символ уробороса имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Одним из его аналогов является свастика - оба этих древних символа означают движение космоса.

Считается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта, где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н. э.; они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения. Ряд историков полагает, что именно из Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца. Однако точно установить происхождение этого образа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая и Греции.

Символ свернувшейся в кольцо змеи встречается в неявной форме в Мезоамерике, в частности, у ацтеков. При том, что змеи играли значительную роль в их мифологии, вопрос прямой связи пантеона ацтекских богов с уроборосом среди историков остаётся открытым - так, без каких-либо развёрнутых комментариев Б. Розен называет Кетцалькоатля, а М. Лопес - Коатликуэ.

Интерес к уроборосу сохранялся на протяжении многих веков - в частности, заметную роль он играет в учении гностиков, а также является важным элементом (в метафорическом смысле) ремесла средневековых алхимиков, символизируя преображение элементов в философский камень, требующийся для трансмутации металлов в золото, а также олицетворяя хаос в мифологическом понимании термина.

В новейшее время швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом был вложен новый смысл в символ уробороса. Так в ортодоксальной аналитической психологии архетип уробороса символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Дальнейшие исследования данного архетипа нашли наибольшее отражение в работах юнгианского психоаналитика Эриха Нойманна, обозначившего уроборос в качестве ранней стадии развития личности.

中文

Алхимические символы

В алхимии символы играют особую, если не главную роль:

1. Символ служил для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных (и особенно от инквизиции).

2. Символ средство познания и Путь Истины, символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).

Natura incipit , ars dirigit , usus perficit - Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует.

Лестница - путь к познанию в алхимии.

Василиск (кокатриса) – инициация в мудрость, знания.

Медведь – хаос, первоматерия, которую алхимия призвана привести в порядок.


Орел, взмывающий ввысь – освобожденная духовная часть первоматерии.


Алхимики используют знаки для обозначения времени преимущественно из астрологии. С их помощью можно обозначить практически любой временной промежуток.

1. Час

2. День

3. Время суток (день, ночь)

4. Неделя

5. Месяц (состоит из 40 дней)

6. Год

Дополнительные знаки:



Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи.


Черное солнце - символ первичного материала.

Роза – символ тайны, мудрости.


Меч Фламберг, саламандра - тайный огонь - реагент, с помощью которого идет воздействие на первовещество.



Скелет - символ золы. Некоторые алхимики называли золу скелетом вещества.



У алхимиков в изначальных процессах участвуют, как правило, 7 металлов, соответствующие 7 дням недели, их богам, металлам и соответствиям, из которых получаются другие соединения:

1) Луна, серебро , понедельник. Цвет – белый, серебристый.

Белый цветок – серебро

2) Марс, железо , вторник. Цвет – красно-розовый, оранжевый.(Воин с мечом).



Это дуальность и противоположность, солнце и луна, золото и серебро, соединение серы и ртути .

Жаба, орел, козлиная голова - сера .

Лиса – временно затвердевающая красная сера, противоположность петуха.

Лев, петух – ртуть, летучая часть вещества камня – живая, активная сухая вода.

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск.

Король и королева - это золото и серебро, которые, по мнению некоторых алхимиков являлись первовеществом.



Первовещество - это (мужское) вещество, становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы, инь и ян в китайской алхимии.

Кацудей – мужская сера и женская ртуть, трансформация, растворение, иногда представляет символ юпитера.

Ключ - (познание), часто по форме не предназначенный для открывания.



Мост – трансформация одного в другое.

Герметический сосуд – получение из 2-х компонентов 3-го.



Философская Ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. Поэтому Философская Ртуть изображалась в виде гермафродита, либо мужчины и женщины вместе .



Две соперничающие птицы, два орла, оленя, орел и лев – символ превращения, двойственная природа, философская ртуть.

Два дракона или змеи, кусающих друг друга (серу - бескрылой змеей, ртуть крылатой). Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию или первовещество.



3) Меркурий, среда, ртуть . Цвет – темно-синий.

Но, это, прежде всего, триада алхимиков - сера, ртуть и соль. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Человек рассматривался, как мир в миниатюре. Отсюда значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа.

Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.

Сера (сульфур) - бессмертный дух / то, что без остатка исчезает из материи при обжиге.

Ртуть (меркурий) – душа, - то, что соединяет тело и дух.

Соль – тело, - то материальное что остается после обжига.


С химической точки зрения один из компонентов металл, другой - минерал содержащий ртуть, что дает философскую ртуть.

Драконом называли и селитру, и сулему, и огонь, все с чего начинались опыты, чаще бывает связанным с Меркурием – ртутью.



4) Юпитер, четверг, олово . Цвет – красно-коричневый.

Космос, как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.

Жезл – символ превращения.

Базой для всех алхимических теорий является теория 4-х элементов. Платон рассматривал эти элементы в качестве геометрических тел, из которых построены все вещества, 4 элемента также представляются в четырех херувимах – человек (земля), бык (вода), орел (воздух), лев (огонь) .



5) Венера, пятница, медь . Цвет – золотистый, красный.


Аристотель определил соединение 4-х противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги, и добавил к четырем элементам пятый - квинтэсенцию., которая изображалась 5-тилепестковым цветком, разрезанным яблоком или пентаграммой.




6) Суббота, Сатурн, свинец . Цвет – черный.

Сатурнова соль-ацетат свинца.

Старик с косой , Хронос, скелет - символ свинца.


Зеленый лев – мышьяк и свинец.

Красный лев - киноварь, сурьмяная киноварь, колькотар, свинцовый глет, сурик.

Волк с раскрытой пастью - это сурьма.

7) Воскресенье, Солнце, золото . Цвет – желтый.

Основной принцип: ртуть и соль ведут к получению алхимического золота .

Солнце, красный лев, рыцарь в панцире – золото

Красный цветок – золото.

Солнце могут также символизировать – крылатая змея, орел со змеей, сокол, лебедь.

Лев пожирающий солнце - процесс растворения ртутью золота.



В своих трактатах алхимики описывали вещества различно, причем зачастую в одном и том же

трактате одно и то же вещество называлось по-разному.

Идея единства всего сущего символически изображалась в виде оуробора – змея/дракона пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической цели - поиска философского камня.



Ворон – изначальное состояние материи, будущий философский камень. Часто изображается с черным солнцем и скелетом, как символом свинца, в 1-й стадии нигредо.



Всего существуют три основные этапа Делания:

Нигредо (nigredo) - черная стадия, когда все компаненты были собраны и подверглись обжигу, то есть, сплавление, смешение всего воедино и прокаливание.

Альбедо (albedo) - белая стадия, - лунное сознание, свет, пролитый во тьму, но свет отраженный, холодный. Альбедо - это еще неясный мир с размытыми формами, сознание, рожденное из тьмы. Как ветер в полнолуние, в альбедо правит бал Меркурий, металлы – серебро и ртуть. Растворение, смешивание, процесс застывания.

Рубедо (rubedo) – красная стадия, его металл - золото, застывшее солнечное пламя.Точка кипения.

Эти 3 этапа иногда изображаются так:


Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них.

Женщина с вороном в руках – брожение.

Ворон на щите – очищение.

Девиз: «Visita Interiora Terra Rectificanto Inveniens Occultum Lapidem» , что означает «Посети внутренности Земли и очищением (ректификацией) обрети Камень». В алхимических трактатах широко используется аббревиатура из первых букв – V.I.T.R.I.O.L



Феникс – символ философского камня.


« Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови » . -

Это рецепт получения философского камня, принадлежащий, по преданию, испанскому мыслителю Раймонду Луллию (XIII-XIV в.) и повторенный английским алхимиком XV столетия Джорджем Рипли в «Книге двенадцати врат» {ВСС, 2, с. 275-284)

Французский химик XIX века, Жан-Батист Андре Дюма, философскую ртуть называет свинцом. Прокалив его, Рипли получает массикот (желтую окись свинца) - это зеленый лев, который при дальнейшем прокаливании превращается в красного льва-красный сурик. Затем алхимик нагревает сурик с кислый виноградным спиртом - винным уксусом, который растворяет окись свинца. После выпаривания остается свинцовый сахар. При его постепенном нагревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода (флегма), затем горючая вода-«пригорелоуксусный спирт» (ацетон) и, наконец, красно-бурая маслянистая жидкость. В реторте остается черная масса, или «черный дракон» - это мелко раздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем он начинает тлеть и превращается в желтую окись свинца: «черный дракон пожрал свой хвост и обратился в зеленого льва».

www.liveinternet.ru/users/1758119/post130704360/

Обсудить у себя 0

Наверное, и тот, кто уже имеет о них общее представление, и тот, кто в приведенной здесь таблице видит их впервые, скажут, что прежде всего это условные знаки химических элементов и некоторых сложных веществ. Да, это так. Но это лишь один из множества уровней, на которых "работают" алхимические символы. Чтобы приблизиться к более глубокому их пониманию, необходимо хотя бы кратко рассказать о том, что же такое алхимия. Этот рассказ отчасти разъяснит и само происхождение алхимических символов.

ПУТИ СВЯЩЕННОГО ИСКУССТВА

Слово "алхимия" наполовину арабское. В VII веке арабы завоевали Египет и начали активно осваивать его духовное наследие, переводя на арабский язык уцелевшие к тому времени книги знаменитой Александрийской библиотеки. Словом al-kоmiyв они назвали некое загадочное вещество (впоследствии его нарекут философским камнем), которое было призвано осуществить таинственное превращение несовершенных металлов в золото, как бы "исцеление" металлов, а также других материальных субстанций. Al - обычный арабский артикль; сама же основа слова kоmiyв греческая (Египет тех времен был грекоязычным) и вроде бы нам очень знакомая. Однако означает она совсем не то, что современное слово "химия".

Химическая наука в произведениях александрийских авторов начала нашей эры предстает как Священное Искусство (Agia Tecnh). Что же касается слова chmeia, то его с уверенностью можно этимологизировать от автохтонного названия Египта - Кеми (Chкmi) и истолковать как тайное египетское учение о совершенствовании металлов и минералов. Судя по древнейшим алхимическим папирусам, дошедшим до нас в виде фрагментов, золочение и серебрение металлов, а также окрашивание драгоценных камней воспринимались в те времена как священнодействие и совершались в тайных лабораториях при храмах. Это происходило, например, в Дендера и Эдфу - прославленных мистериальных центрах эллинистического Египта, в не менее знаменитом мемфисском храме бога Птаха. А предания, сохраненные традициями мистических орденов Европы, повествуют, что алхимия возникла еще в Атлантиде или даже во времена Адама, т.е. "до потопа" и, может быть, до грехопадения. Во всяком случае факт существования в Древнем Китае даосской алхимической традиции, которая, несомненно, тысячелетиями развивалась независимо от греко-египетской и вместе с тем обнаруживает глубинное родство с нею, свидетельствует о древности истоков.
Чем же объяснить сакральное восприятие египтянами некоторых сравнительно несложных и чисто ремесленных, на наш взгляд, процедур? Ответ на этот вопрос приближает к пониманию алхимической символики в целом, причем, чтобы получить правильный ответ, нужно обратиться не к латинским или арабским трактатам, а к их максимально древним первоисточникам.

Эти первоисточники дошли до нас на греческом языке. Возможно, древнеегипетских письменных источников не существовало: древние знания могли передаваться изустно при посвящении в таинства Священного Искусства. Создается впечатление, что алхимические трактаты, намеренно "темные", зашифрованные, были написаны тогда, когда возникла угроза полной утраты традиции. Особенно реальной такая угроза стала на рубеже IV-V веков, когда во время вооруженных столкновений христиан и язычников была сожжена Александрийская библиотека (она горела и при Цезаре, но была восстановлена), а любые занятия древними науками, даже математикой, порой приравнивались к колдовству.

Символизм грекоязычных трактатов проявлялся прежде всего в многозначности терминологии. В этих текстах крайне редки символические рисунки, столь разработанные латиноязычными алхимиками средневековья. Впрочем, сама схема аппарата для совершения алхимического "технологического" процесса прочитывалась как символ - простой и строгий, с точки зрения формы. Термины же этих трактатов имеют несколько смысловых уровней (которые к тому же исторически "развертывались" в самых разных сферах знания вплоть до современного психоанализа). Эти термины одновременно означали и стадии "технологического" процесса (золочения и т.п.), и этапы трансформации человеческой души на ее пути к высшему очищению и обожению, а также чисто теургические и богословские понятия. При этом главным, согласно алхимической традиции, был средний из этих трех основных уровней. "Технологическое" златоделие лишь маскировало путь мистериального восхождения адепта, а богословский план скорее указывал цель этого восхождения.

В латинском и тем более в новоевропейских языках каждый из этих многозначных терминов александрийской алхимии разделился на несколько понятий. Например, то, что сейчас называется алхимической трансмутацией, у александрийцев обозначалось словом metabolh. Оно одновременно означает и переход из одного состояния в другое, и мистическое Пресуществление хлеба и вина в Плоть и Кровь Христову в таинстве Евхаристии... Образованный византийский монах еще мог воспринимать такого рода тексты во всей полноте их смысла, но уже на русский язык перевод слово в слово невозможен.

Очень своеобразна логика шифровки символических образов в алхимических текстах. Так, цветком какого-либо растения могли называть сущность понятия, греческое наименование которого созвучно названию этого растения. И если бы только греческое... Некоторые из символических уподоблений явно перенесены в греческий из иных языков - и тогда нить расшифровки теряется. Кое-что, возможно, раскроется в сопоставлении с египетской символикой, в сравнении со структурами различных языков. Но ведь сами александрийцы называли посвятительными центрами Священного Искусства не только Александрию и мемфисский храм бога Птаха, не только Кипр, но и далекую Фракию...

ТАЙНОПИСЬ СВЕТИЛ И СТИХИЙ

Многозначность словесных алхимических символов сохраняется и тогда, когда термины заменяются графическими знаками, своего рода иероглифами. Получится, пожалуй, целая книга, если попытаться описать и истолковать их со всеми основными вариантами, которых немало. Рассмотрим самые главные символы - своеобразную алхимическую азбуку.

"Святое святых" алхимической мистерии - царственный брак мужского и женского начал: "Короля" и "Королевы", "Солнца" и "Луны", "серы" и "ртути"... Первые две пары понятны, но почему же алхимики называли серу и ртуть "отцом и матерью" металлов? И почему именно металлов? Согласно логике алхимического символизма, "философская сера" (а "философы" в алхимической традиции - это адепты Священного Искусства) - носитель духовности, активного Божественного начала, поскольку слово Jeion по-гречески означает и "серу", и "Божество".

Символ серы можно, наверное, истолковать так: Божество (его универсальный знак - треугольник), воплощенное в материи (крест - один из символов проявленного мира), или же высшая алхимическая триада (сера, ртуть, соль), нисшедшая в материальный мир с его четырьмя элементами (стихиями). Для чего же совершается это нисхождение? Для преображения и очищения мира алхимической трансформацией; поэтому перевернутый ("нисходящий") знак серы - это символ Великого Делания.
Ртуть (опять-таки "философская") по-гречески буквально - "жидкое серебро". Понятно, что белая, "лунная", текучая субстанция, "Божественное молоко" - это символ женский. А знак ртути несет в себе идею священного брака - круг Солнца и полумесяц Луны соединяются на кресте материи.

Есть и третий элемент алхимической триады, третья основа первичной материи. Это связующее звено между двумя первоначалами - "соль" или "квасцы". Знак квасцов - восьмилучевая звезда - это символ Богини (Изиды, Инанны, Афродиты). Выражение "дух квасцов", встречающееся в алхимических трактатах, можно, пожалуй, трактовать как дух человека, посвященного в таинства Великой Богини.

Что же касается металлов, то прежде всего скажем о тетрасомии* - о четырех несовершенных металлах. Это медь, железо, олово и свинец; их знаки совпадают с астрологическими знаками соответствующих планет. "Совершенный" по-гречески - то же, что "посвященный"; metallassw означает "изменяю". Так что эти металлы - просто объекты трансмутации, причем под ними можно понимать и душу адепта, и материальные субстанции, поскольку алхимия - учение о преображении всего мира.

Во время Аргиропеи (Среброделия) Малых Мистерий творится Белый Камень, посредством которого несовершенные металлы восходят до состояния "философского серебра" (его символ - знак Луны). А творимый во время Хризопеи (Златоделия) Великих Мистерий Красный Камень возводит металлы до состояния "философского золота" (знак Солнца). Так что в алхимическом учении серебро и золото - это как бы и не только металлы, но и знаки мистериального восхождения. Символ же его завершения - знак не только золота и Солнца, но и воскресения, и самого Великого Делания.

Еще один символ Великого Делания - шестиконечная звезда, которая означает также "божественные воды" или "первичную материю" (Делание представляет собой как бы повторение космогонического акта, повторное рождение из самых истоков мира, из первоматерии или изначальных вод). В этом символе тоже заключена идея брака двух начал: звезда образуется сочетанием двух треугольников - алхимических знаков огня и воды или воздуха и земли (знак первоматерии включает в себя символы всех четырех стихий).

Происхождение алхимических знаков и их связь с алфавитами мира, с геральдическими символами и т.п. - вопрос чрезвычайно сложный и вряд ли полностью разрешимый в ближайшем будущем. Его решение осложняется и тем, что некоторые значки чисто функциональны или же представляют собой греческие и латинские лигатуры (например, уже не символический, а "стенографический" знак "воcьми" - это соединение двух первых букв слова labwn). Они нам понятны, но что, если какие-то другие знаки - это вязь ныне забытых систем письменности?

ПО СТУПЕНЯМ АЛХИМИЧЕСКОГО АЛТАРЯ

Конечно, символы веществ и соответствующих им понятий не исчерпывают богатства алхимической символики. Каждый, кто хотя бы перелистывал учебники по истории химии, помнит причудливых алхимических птиц и зверей в фантастических садах, аллегорические фигуры странных людей... Все это пышное графическое многообразие свойственно алхимическим трактатам позднего средневековья; греко-египетские адепты ничего подобного не изображали. Однако вряд ли можно объяснить этот факт просто "размыванием" древней строгой символической системы.
Все эти многоликие образы тоже традиционны для алхимии.

Единорог, например, символизирует чистую ртуть, "матерь металлов"; феникс означает воскресение; лев - символ Солнца; андрогинная фигура указывает на плод алхимического брака - восстановление райской целостности души человека (соединение мужских и женских "половинок", по Платону). Возможно, введение этих символов Священного Искусства в средневековые трактаты было новой фазой "материальной" фиксации прежде изустных образов инициаций. Описать их все в небольшой статье невозможно; остановимся на тех, которые отчасти раскрывают ритуальный аспект алхимии. Обратимся к символике алхимического алтаря.

Ступенчатый алтарь, увенчанный чашей, был знаком еще александрийским адептам. Его описывает в своем мистериальном видении Зосима из Панополиса, один из самых известных алхимиков греко-египетской эпохи, живший, вероятнее всего, около IV века. Именно в этой чаше, к которой надо восходить по ступеням алтаря, происходит таинство огненной трансмутации. Однако у Зосимы пятнадцать ступеней, а тот средневековый алтарь, о котором сейчас пойдет речь, имеет всего четыре. Вероятно, это различные священные числа одной и той же мистерии: число 15 связано с символикой Великой Богини-Матери, а 4 - традиционное число основных стадий Великого Делания.

Изображение четырехступенчатого алхимического алтаря можно увидеть, как ни странно, не в фондах уникальных древних рукописей, а в общедоступных книгах по искусству. Такой алтарь изображен на картине Иеронима Босха "Брак в Кане Галилейской". (Алхимическая символика в картинах этого великого мастера стала за рубежом предметом специальных исследований).
Алтари в лабораториях алхимиков были предназначены для молитвенного созерцания символических фигур: без всецелого посвящения себя Богу успех трансмутации считался невозможным. Алтарь, изображенный Босхом, находится в сводчатой нише с четырьмя колоннами. Стоящий перед алтарем алхимик указывает на священный предмет, расположенный посреди нижней ступени на вертикальной оси всей картины. Это чаша в форме женской груди. Такой сосуд использовался в мистериях Изиды, а в алхимической традиции подобные очертания характерны для ответвлений алембика - одного из алхимических устройств, имеющего и символическое значение.

Символ этот чрезвычайно важен. Такая чаша символизирует Молоко Девы - текучий аналог Белого Камня, посредством которого совершается Аргиропея. Есть на алхимическом алтаре и один из символов Красного Камня, необходимого для Хризопеи. Это стоящая рядом с чашей фигурка пеликана, который в средневековой европейской символике означал Христа, ибо считалось, что эта птица жертвует своей кровью, питая птенцов. А чаша в форме груди - это еще и образ Брачного Чертога, в котором соединяются в мистическом союзе мужское и женское начала. У Босха (а также у средневековых алхимиков) их символизируют Кровь Христа и Молоко Девы, воспринимаемой как образ Церкви.

Чаша помещена художником точно над фигурами Христа и Богоматери. Это ключ к пониманию алхимического смысла картины: мистический брак Христа и Церкви становится венцом Великого Делания, его небесным прообразом. Кроме того, алхимический брак нередко трактуется как мистериальное возвращение в лоно Великой Матери-Природы, Божественной Матери всего сущего.

ДУХОВНАЯ АЛХИМИЯ

Кому же молился алхимик у своего алтаря? Вряд ли стоит сомневаться в том, что, несмотря на флер "златодельческих" ассоциаций, маскирующих смысл, духовная алхимия представляет собой поистине эзотерическое христианство. Мы уже говорили об изначальном тождестве терминов пресуществления и трансмутации. То же можно сказать и о слове "тинктура". По-латыни оно буквально означает "изменение цвета" или "то, что должно быть окрашено". По-гречески же слово "тинктура" звучит как bajh - от глагола baptw, который значит и изменение цвета (в том числе и в алхимическом Делании), и погружение в воду, и христианское таинство Крещения. Тинктура в алхимии предшествует трансмутации, как и Крещение предшествует Пресуществлению в новозаветной Мистерии. Сказанное нисколько не противоречит кажущемуся политеизму алхимиков: античные божества, соответствующие металлам, в описаниях Великого Делания - лишь символы его стадий.

В алхимическом ключе могут быть истолкованы и некоторые иконописные сюжеты. Например, икона Богоматери "Живоносный Источник" ассоциируется с алхимическим образом Купели Марии, чудесного сосуда. Погружение в него означало приобщение к тайне первичной материи - обетование грядущего мистериального воскресения.

Алхимическими символами насыщена иконография "Софии - Премудрости Божией": православные мастера разрабатывали в красках те же темы, которые на Западе стали основами алхимических трактатов.

Учили алхимики и тому, что взыскуемое ими бессмертное тело - это тело незримое, духовное, "подобное лучам Солнца". Разве это не то же, что сияние Фаворского света в физическом теле христианских святых?

И в Священном Писании присутствуют алхимические символы. В Ветхом Завете грешное сердце сравнивается с металлами в горниле: "Дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они - олово, медь и железо и свинец в горниле сделались, как изгарь серебра" (Иез.22:18). Здесь перечислены четыре несовершенных металла - тетрасомия алхимиков; речь идет об Аргиропее - Среброделии.

Об огненной трансмутации, но уже о Хризопее, Златоделии, говорит и Книга Иова: "Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, - выйду, как золото" (Иов.23:10).

Ярчайший пример алхимической символики в новозаветной традиции - сюжет Успения Богоматери. Она была в теле Своем взята на небо и обрела бессмертие. Подобным образом, по преданию, удостоились небесного удела пророки Илия и Енох, но не вкусив прежде смерти. Богоматерь же прошла через смерть к бессмертию - путь духовного алхимического просвещения, указанный Самим Христом в Мистерии Голгофы.

Есть и прямые доказательства, что алхимия воспринималась как нечто, не чуждое христианству. Византийские монахи писали молитвенные предисловия к алхимическим трактатам (например к сочинению, приписываемому царице Клеопатре, которая, по преданию, была адептом Священного Искусства), воспринимая их как боговдохновенные книги. А много веков спустя уже в России, в удивительной старообрядческой республике Выгореции, которая существовала с конца XVII до середины XIX века между Белым морем и Онежским озером, бережно переписывали русские переводы Раймонда Луллия, знаменитого испанского алхимика.

Нередко на стенах старообрядческих скитов можно было увидеть каллиграфические листы под названием "Аптека Духовная". Там говорилось о том, как переплавить в огне смирения и сердечной молитвы веру, надежду и любовь, добавляя к ним слезы сострадания и сокрушения, чтобы обрести чистую мудрость и одновременно "здраву быть".

Кстати, очень похожие руководства по духовной алхимии знали и культура Западной Европы, и, как ни странно, средневековый зороастризм. Не претендуя на полноту объяснения всех этих удивительных соответствий, выскажем предположение: может быть, все самое сокровенное и чистое в любой традиции - Священное Искусство - представляет собой алхимию духа, восходящую ко времени потерянного Рая?

ХРИЗОПЕЯ КЛЕОПАТРЫ

"Хризопея" - это сложное символическое изображение, являющееся самостоятельным шифрованным трактатом, автором которого, по преданию, была египетская царица Клеопатра. В левой верхней части "Хризопеи" изображен Уроборос (змей, кусающий себя за хвост) - образ, восходящий к иконографии египетского бога вечности Атума. Символическое "принесение в жертву" Уробороса означает приобщение к вечности в конце Великого Делания.

Надпись на внутреннем кольце "Уробороса" гласит: "Змей один - тот, который держит яд между двумя знаками" (видимо, речь идет о двух состояниях трансмутируемой материи). Надпись на внешнем кольце: "Одно - это все; и благодаря себе - все, и в себе - все; и если (одно) не содержит всего, то все есть ничто" (формулировка алхимического монизма).

В лунообразных фигурах справа от Уробороса усматривают символы Аргиропеи - превращения свинца в серебро, "убеления" свинца. Свинец в священном языке александрийской алхимии может быть символом Озириса - умирающего и воскресающего бога.
Под Уроборосом - небольшая ванночка над печью. Это аппарат для фиксации металлов (или достижения устойчивости души и тела). Трубка предназначена для отвода паров и летучих веществ. Слева сходный аппарат с баллончиком для сбора летучих веществ. Два кружка, имеющих по три отростка, - схематично переданные треножники, сосуды для варки на медленном огне (заманчиво усмотреть здесь символический треножник, используемый в даосской алхимии, однако нельзя забывать, что и античной культуре этот священный предмет был хорошо знаком).

Слева внизу - еще одно изображение Уробороса. Надпись внутри кольца: "Одно - это все". Правее - большой аппарат, на печи которого надпись "огонь" (или "сияние"). Нижний круглый сосуд назван "реторта", верхний - "чаша, сосуд" . Пары в таком аппарате поднимаются из реторты в чашу, конденсируются там, и жидкость стекает по двум противотрубкам (так переводится надпись рядом с одной из них). Возможная символическая параллель - то место в трактате Клеопатры, где говорится о "небесных водах": они представляют собой проявленное ("сгущенное", "сконденсированное") Божественное дыхание, нисходящее на землю.

Пожалуй, главная идея "Хризопеи" - приобщение адепта к чистой "Божественной воде", нисходящей в мир. Впрочем, не все детали символического изображения поддаются убедительному обьяснению, и расшифровка всех его элементов может углубить и внести коррективы в это толкование.

Алхимические символы и знаки

ПРИЧИНА ЗАТЕМНЕНИЯ СМЫСЛА ГЕРМЕТИЧЕСКИХ ТРАКТАТОВ

Герметические трактаты темны для читателя: во-первых потому, что читатели обыкновенно не знакомы с алхимическими теориями; затем, и в особенности, потому, что философы преднамеренно их затемняли. Они смотрели на Алхимию, как на самую высокую науку. "Алхимия есть искусство из искусств, это - истинная наука" , вскричал восторженно Калид в "Книге трёх слов". Подобная наука должна быть известна, по их мнению, только небольшому числу адептов. Можно ли их порицать за это. Теперь нам кажется такой взгляд преувеличенным, но в древности мистерии служили для передачи некоторых законов Природы и правил философии. В средние века, корпорации ремесленников имели практические секреты, которые ни один член корпорации не отважился бы разоблачить. Приготовление некоторых красок составляло драгоценное наследие, которое великие художники передавали своим любимым ученикам. Между тем как учёные, не колеблясь, продавали решения запутанных проблем, герметические философы скрывали свою науку и никому её не продавали. Когда попадался неофит, достойный посвящения, они указывали ему дорогу, не открывая однако всего сразу. Они требовали, чтобы он добивался сам, и только наводили его и поправляли: один указывал состав материи Великого Делания, другой - градусы тепла, порядок окраски, принимаемой составом, устройство химической печи - атанора; но не было ни одного полного описания всего Великого Делания, так как они верили, что могут за это навлечь на себя небесную кару - моментальную смерть. "Я не представляю себе возможности написать это понятным латинским языком, так как Бог тотчас покарал бы меня", говорит Никола Фламель в разборе Авраама Еврея ("Иероглифические фигуры").

Что же касается до обвинения алхимиков в затемнении смысла и символичности, которые могли бы возвести на них слишком усердные теологи, то мне кажется, что символы и странные фигуры, наполняющие их сочинения, могли бы больше служить к обвинению в Магии. Роджер Бэкон, Альберт Великий, Арнольд из Виллановы - не избежали обвинения в Магии и безбожии. А, между тем, алхимики были весьма набожны: в из писаниях постоянно попадаются воззвания к Богу. Они делили своё время между изучением, работой и молитвой. Некоторые думали даже, что тайну изготовления Философского Камня люди получили от самого Бога.

Хорошо ещё, что алхимические трактаты не все так темны как "Согласие философов" ("Turba philosophorum"). И их можно понять и отличить истинное от ложного, при небольшом навыке. Тем, кто хотел бы проникнуть глубже в изучение Герметической Философии, мы рекомендуем обратить внимание на трактаты Альберта Великого, Роджера Бэкона, Бернарда Тревизанского, Жана Д"Эспанье, Никола Фламеля, Гигинуса из Бармы, Генриха Кунрата, Раймонда Луллия, Парацельса, Евгения Филалета, Джона Рипли, Михаила Сендивогия, Василия Валентина, Арнольда из Виллановы и Дениса Захера; а из анонимных сочинений: "Texte d"Alchymie" и "La Tourbe des philosophes".

СРЕДСТВА СОКРЫТИЯ СПОСОБА ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ

Алхимические знаки

Ранее, чем объяснить знаки и символы, относящиеся к Великому Деланию, мы укажем, какие средства употреблялись алхимиками, чтобы скрыть от профанов науку Священного Камня. Прежде всего установлены знаки. Они появились вместе с Алхимией. Греки ввели их первыми, получив свою науку от египтян, где она изображалась с помощью иероглифов. Знак воды одинаков с иероглифом воды, подобно другим, например, золота и серебра (Хёффер "История химии", том I и Бертело "Происхождение Алхимии"). Алхимические знаки весьма многочисленны, в некоторых трактатах, например, у Кунрата в сочинении "Confessio de chao physico chimicorum", где он заменяет ими названия химических тел и стадии операции.

Алхимические символы

Символы имели такое же большое применение; так, например, взлетающие птицы означали отделение пара, а птицы опускающиеся, наоборот, - поспешность, стремительность, опрометчивость. Феникс был символом Философского Камня, способного обращать металлы в золото и серебро. Ворон символизировал чёрный цвет, который принимает материя в начале процесса Великого Делания, когда её нагревают. Странная герметическая книга "Немая книга" или "Книга без слов", в сущности содержит только одну строчку текста. Она состоит из символических рисунков, иллюстрирующих процесс Великого Делания.

Мифологические имена

Мифологические имена были в большом ходу.. Марс обозначал железо, Венера - медь, Аполлон - золото, Диана, Геката или Луна - серебро, Сатурн - свинец (см. раздел сайта "Металлы"); Золотое руно обозначало Философский Камень, а Бахус - материю земли. Это греко-египетский символизм; в средние века, мифологическими именами пользовались для обозначения металлов, но в конце XVI века они так усложнились, что бенедиктинец Дон Антуан-Жозеф Пернети должен был написать два толстых тома "Мифы Древней Греции и Древнего Египта", чтобы объяснить из смысл и происхождение.

Иностранные слова

К мифологическим именам присоединолось большое количество иностранных слов; еврейских, греческих и арабских. По происхождению Алхимии, в ней должны были встречаться греческие слова, каковы: хиле - первичная материя, гипоклаптик - сосуд для отделения летучих масел, гидроолеум - эмульсия масла и воды и т.д.

Арабские слова там ещё более многочисленны, как то: эликсир, алкоголь, алкали, боракс, кроме не дошедших до нас, забытых, но находящихся в герметических трактатах, каковы: alcani, etain, alafar, matras и т.д. Что касается еврейских названий, то из можно встретить только в алхимически-каббалистических трактатах. Для изучения всех этих названий, мы попросим читателя обратиться к "Мифо-герметическому словарю" Пернети и "Лексикону Алхимии" Жонсона или Руланда.

Анаграммы

Очевидно, что эта специальная терминология должна была быть достаточна, для устранения профанов, но алхимики пользовались ещё и другими средствами. Они часто употребляли анаграммы. В конце "Songe verd" их находится несколько, и вот объяснение двух из них: "Seganissegede" означает гения мудрости, а "Tripsarecopsem" - дух, тело, душа.

Притчи и загадки

Они пускали в ход притчи. Вот одна, легко объяснимая: "Весь мир знает Камень, а я клянусь Богом живым, что все могут иметь материю, которую я ясно назвал в книге: "vitrium", для невежд, но надо к нему прибавить L и O; вопрос в том, куда надо поставить эти буквы" (Гелиас "Зеркало Алхимии"). Искомое слово есть "vitriol" (купорос).

Любопытная загадка, хорошо известная алхимикам, находится на стр. 744 третьего тома "Theatrum chimicum", сопровождаемая комментариями Николая Барнольда. Вот она: "Aelia Laelia Crispis есть моё имя. Я ни мужчина, ни женщина, ни гермафродит, ни дева, ни юноша, ни старуха. Я не развратница, ни девственница, но всё это взятое вместе. Я не умирала ни от голода, ни от железа, ни от яда, но от всех этих вещей сразу. Я не покоюсь ни на небе, ни на земле, ни в воде, но повсюду. "Lucius Agatho Priscius", который не был ни моим мужем, ни моим любовником, ни моим рабом, без горечи, без радости, без слёз, велел меня похитить, зная и не ведая, для кого этот монумент, представляющий ни пирамиду, ни мавзолей, но оба вместе. Вот могила, не вмещающая в себе трупа, и труп, не заключённый в могилу. Труп и могила составляют одно". Барнольд устанавливает в своём комментарии, что эта выдержка касается Философского Камня.

Другой ребус, не менее знаменитый, заимствован из греческих авторов. "Во мне девять букв и четыре слога; помни обо мне. - Первые три имеют каждая по две буквы. - Другие имеют остальные пять согласных. - Узнай меня, и ты будешь обладать мудростью". Разгадка по-видимому будет "Arsenicon".

Акростих

Имеется ещё способ затемнения смысла; это - акростих. В нём начальные буквы слов какой-либо фразы или надписи составляли слово, скрываемое герметическими философами. Мы дали два таких акростиха в прилагаемых рисунках (Две гравюры с зашифрованным словом "Vitriol").

Вот средства сокрытия слов. Укажем теперь, как алхимики скрывали идеи.

Легенды и мифы

На первом месте стоят легенды, заимствованные из греческой, латинской и египетской мифологии. Их находят у позднейших алхимиков в эпоху возрождения. Мифами пользовались не только для сокрытия Великого Делания, но обратно, старались доказать, что Гомер, Вергилий, Гесиод, Овидий - были Адептами и учили практике Философского Камня. Одно из мнений приписывало Адаму знание Камня. Антуан-Жозеф Пернети в своём словаре, не колеблясь, даёт герметическое объяснение Илиаде и Одиссее. Ни один миф не ускользает от его объяснения. Пернети был последователем Либуа, написавшего "Энциклопедию богов и героев" (Libois - "Encyclopedie des dieux et des heros, sortis des quatre elements, et de leur quintessence, suivant la science hermetique", 2 vol.).

Аллегорические истории

Аллегорические истории применялись алхимиками также во все времена. Грек Зосима делает об этом довольно типический доклад, сообщаемый Хёффером в "Истории химии". В одной, более современной, указаны цвета, принимаемые материей во время Великого Делания: чёрный, серый, белый, жёлтый, красный. "Так, когда я намеревался путешествовать, то встретился между двумя горами с важным господином и скромным и серъёзным крестьянином, одетым в серый плащ и чёрную шляпу; на шее его был повязан белый шарф, а талия стянута жёлтым поясом; на ногах его были красные сапоги" ("Cassette du petit pausan" par Ph... Vr...). Аллегория продолжается на нескольких страницах. Много любопытных аллегорий можно встретить в этой литературе, каковы: аллегории Мерлина и Хёффера; или в историческом очерке Фигье "Алхимия и алхимики". Эти авторы дают им весьма забавные толкования; так Хёффер видит в аллегории Мерлина указание химического анализа, произведённого, как сухим, так и сырым путём.

Криптография

Теперь остаётся сказать о криптографии, то есть об искусстве секретного письма, при помощи специальных букв и знаков, или иносказательной передаче истинного значения. Алхимики употребляли специальные азбуки, составленные из герметических знаков, иногда с примесью цифр. Иоганн Тритемий в соей "Полиграфии" ("Poligraphia") приводит несколько азбук, составленных из особенных знаков.

Иногда алхимики писали слова наоборот, или прибавляли ненужные буквы; тогда как другие пропускали буквы. Парацельс тоже искажал слова, так: "Aroma philosophorum" у него написано "Aroph. D"Arte mont"; в "Tombeau da la pauvrete", он даже заменяет целые фразы. К счастью в конце книги находится ключ или перевод этих странных терминов.

Раймонд Луллий предпочитает особый способ криптографии, обозначая главные периоды опыта, произведения и препараты буквами азбуки. Так в его "Процессе видоизменения души" ("Compendium animae transmutationis") написано: "Посмотри, сын мой, если ты возьмёшь F и поставишь его в С, то получишь Н, то есть первую фигуру F.C.H. и т.д.". F - означает металлы, С - кислоты, а Н - огонь первой степени.

Каждый алхимик употреблял особые способы криптографии; эта пространная наука бесполезна и увлекла бы нас слишком далеко. Достаточно того, что бы сказали о самых распространённых приёмах.

Алхимические пантакли

Пантаклями называются символические фигуры, составленные из самых разнообразных элементов, которые резюмируют собой целую теорию. Пантакль помогает понять и запомнить какую-нибудь систему. Это - краткая формула, которую можно развивать по желанию. Пантакли нередки в трактатах по Алхимии. В сочинениях Василия Валентина «Двенадцать ключей мудрости» и Генриха Кунрата «Амфитеатр вечной мудрости» содержится их большое количество. В сочинении Бархузена «Химические элементы» (Barchusen. «Les Elements chimiques») содержится трактат о Философском Камне, где ход операции изображен в 78 пантаклях. Четыре большие фигуры Ионитора Панзофуса (Ianitor Pansophus) резюмируют всю Герметическую Философию. Мы будем иметь случай дать краткое объяснение многих из этих фигур. В этой главе мы рассмотрим символы, или пантакли, которыми алхимики резюмировали свои теории.

СИМВОЛЫ ПЕРВИЧНОЙ МАТЕРИИ

Греки изображали Первичную Материю одним змеем, кусающим свой хвост. Это - Уроборос гностиков. Одно из первых его изображений находится в александрийской рукописи «Хризопея Клеопатры» («Chrysopee Cleopatre») (II век н.э.), там чёрно-белый Уроборос обвивает слова «единое - все» (см. Berthelot «Origines de l"Alchimie). Далее, единство материи изображалось просто крестом. Уробо́рос, ороборос (греч. οὐροβόρος, от ουρά «хвост» и βορά, «еда, пища»; букв. «пожирающий [свой] хвост») - мифологический мировой змей, обвивающий кольцом Землю, ухватив себя за хвост. Считался символом бесконечного возрождения, преходящей природы вещей, одним из первых символов бесконечности в истории человечества. Уроборос также является символом самореференции, цикличности, подобно Фениксу, а также идеи первоначального единства. В Алхимии уроборос символизирует как Первичную Материю, так и завершение Великого Делания, и иногда изображается в виде «восьмёрки» или более сложной фигуры. По мнению ряда исследователей, толчком к созданию символа послужила форма галактики Млечный Путь.

СИМВОЛЫ ТРЁХ НАЧАЛ (ПРИНЦИПОВ)

Три начала имеют свои специальные знаки: знак «Меркурия мудрых» изображается кругом, сверху которого помещается луна, а внизу - крест; так же представляют обыкновенную ртуть. «Сера философов» изображается треугольником, имеющим внизу три стрелы или крест. «Соль» изображалась перечеркнутым посередине кругом.

Три начала символизированы тремя лицами: Отцом, Сыном и Духом Святым. Эти принципы представлены также тремя змеями или одним змеем с тремя головами, чтобы показать, что они имеют только один корень - материю, подобно Пресвятой Троице, совмещающей три лица в одном. Мы уже видели, что три начала сводились к двум: «Сере» и «Меркурию»; их изображали тогда двумя змеями, составлявшими круг. Один, с крыльями, представлял «Меркурия», женское, летучее; другой, без крыльев, изображал «Серу», мужское и устойчивое.

«Сера» и «Меркурий», составляющие начала активное и пассивное, были символизированы мужчиной и женщиной, обыкновенно королем и королевой. Таким образом они изображены во II томе сочинения «Ar tis Auriferae» («Искусство златоделания»). Под символом короля и королевы они представлены в «Двенадцати Ключах» Василия Валентина.

Соединение короля и королевы составляло философский брак. «Знай, сын мой, что наше делание есть философский брак, где должны участвовать начала мужское и женское» (Ph. Rouillac «Abrege du Grand-Euvre»). Собственно говоря, после этого брака, или союза, материя принимает название «ребис», символизирующее двуполое тело. Этот химический гермафродит весьма часто встречается в герметических трактатах: в начале «De Alchimia opuscula complura veterum philosophor u m» («Собрание небольших сочинений древних философов об Алхимии»), в «Viatorium spagyricum», в немецком переводе сочинения «Crede Mihi de Northon» («Верь мне» Нортона) и т. д.

В рукописных герметических трактатах король одет в красное, а королева в белое, так как «Сера» - красная, а «Меркурий» - белый. «Это наш двойной «Меркурий», эта материя снаружи бела, а внутри красна» (Анонимное сочинение «Texte d"Alchimie»).

«Серу» и «Меркурий» изображали также знаками Золота и Серебра; это обозначало, что «Сера» должна быть извлечена из золота, а «Меркурий» - из серебра. Знаки Золота и Серебра соответствуют в пантаклях сочинения Barchusen"a «Liber singularis de Alchimia» («Особенная книга об алхимии» Бархузена) «Сере» и «Меркурию». Этот пункт будет развит в специальных разделах сайта.

Один рисунок Бархузена изображает знак «Серы», соответствующий Солнцу, а знак «Меркурия», как знак соответствующий Луне, Серебру. Символы «Серы» и «Меркурия», как начал, могут применяться: к «Сере» и «Меркурию», взятых в смысле Материи Камня, а равно и к Золоту и Серебру.

Так как «Сера» устойчива, а «Меркурий» летуч, то алхимики изображали первую Львом, царем зверей, а «Меркурий» - Орлом, царем птиц. «Меркурий» философов есть летучая часть материи; Лев - часть устойчивая, Орел - часть летучая. Философы говорят только о борьбе этих двух животных (Пернети «Мифы Древней Греции и Древнего Египта). Следовательно, Орел, пожирающий Льва, будет означать улетучивание твердых частей; наоборот, Лев, пригвождающий Орла, будет означать осаждение летучего («Меркурия») помощью «Серы». Скажем мимоходом, что слово «Орёл» в сочинении Евгения Филалета имеет иное значение: для него это символ совершенства в операции. Таким образом, семь орлов означают семь совершенств (см. «Entree ouverte au Palais ferme du roi» («Открытый вход в закрытые палаты царя»).

В том же символическом смысле употребляли изображения двух драконов или змей, из коих одна крылатая, а другая без крыльев.

Мы говорили о главных символах «Серы» и «Меркурия». Существует бесконечное множество других символов, что весьма понятно, если вспомнить изречение: «Сера», будучи мужским и устойчивым, а «Меркурий» - летучим и женским, представляются веществами противоположными (устойчивость, летучесть) или животными различных полов (самцом и самкой). В фигурах Ламбспринка (de Lambsprinck) они изображены в виде двух рыб, льва и львицы, оленя и лани и, наконец, двумя орлами. Наиболее употребительный - это символ двух собак. «Сера» называется кобелем, а «Меркурий» - сукой. «Сын мой, возьми черных собак, соедини их, и они родят» (Calid «Secrets d"Alchimie») (Калид«Секреты Алхимии»).

«Сера» и «Меркурий» имели громадное количество символических имен, из которых необходимо знать главные.

Синонимы «Серы»: резина, масло, солнце, точность или устойчивость, красный камень, кислое молоко, шафран, мак, желтая медь или латунь, сухое, краска, огонь, спирт, агент, кровь, дух, красный человек, земля, царь, супруг, бескрылый дракон, змей, лев, кобель, бронза, философское золото и т. д.

Синонимы «Меркурия»: женское начало, белое, луна, белое золото, сырое золото, недоварёное, азот, вода, молоко, белое покрывало, белая манна, белая моча, холод, сырость, летучесть, белая женщина, терпение, белый свинец, стекло, белый цветок.

Синонимы «Соли»: кора, покрывало, яд, купорос, воздух и т. д.

СИМВОЛЫ ЧЕТЫРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ

Четыре элемента имеют следующие знаки: «Воздух» изображается треугольником, поставленным вершиной кверху и перечёркнутым линией, параллельной основанию; «Вода» - треугольником вершиной книзу; «Огонь» - треугольником вершиной кверху; «Земля» - треугольником, поставленным вершиной книзу и перечеркнутым линией, параллельной основанию. Шестиконечная звезда и четырехугольник символизируют четыре элемента. Элементы эти были символизированы еще следующим образом: «Воздух» изображался птицей; «Вода» - кораблем, рыбой или сосудом, наполненным водой; «Огонь» - саламандрой, драконом, изрыгающим пламя, зажженным факелом; «Земля» - горой, львом - царем зверей, или человеком. Таким образом они изображены в сочинении «Gloria mundi» («Слава мира») сборника «Mus a eum hermeticum» («Герметический музей»). В знаке «Меркурия» видели изображение кадуцея - жезла греческого бога или египетского бога с головой ибиса, над которой находится диск солнца и рога, символизирующие плодородие.

СИМВОЛЫ МЕТАЛЛОВ, КИСЛОТ И РАСТВОРЕНИЯ МЕТАЛЛОВ

Чтобы указать на операции, производимые с Золотом и Серебром, алхимики употребляли массу символов. В Алхимии Солнце символизирует Золото, поэтому знак Солнца и Золота одинаков, это круг с точкой посередине, что символизирует колёса, запряжённой четвёркой коней, небесной колесницы бога Солнца Гелиоса (Аполлона) (см. раздел сайта ). Что касается символов, то Золото и Серебро обыкновенно изображались королём, одетым в красное, и королевой, одетой в белое. "Мужское символизируется красным, женское - белым" (Isaak Holland "Opera Mineralia"). Золото и серебро изображали также в виде больших четок. Их одежды означали посторонние примеси, нечистоты, которые их загрязняют. Алхимики говорил