Шизофрения симптомы у детей 10. Башина В.М

Шизофрения в детском возрасте проявляет себя иначе, чем у взрослых .

Так например, значительное опережение развития настолько важно для самолюбия многих родителей, что они и думать ни о чем другом не могут.

Между тем это явление заслуживает пристального внимания. Нередко оно выступает в числе симптомов и признаков шизофрении у детей — тяжелого психического расстройства .

Понятие и характеристика недуга

Под шизофренией понимают тяжелое расстройство психики , возникающее по причине нарушений логической связности умственной деятельности и ведущее к отмиранию личности.

Дети страдают этим расстройством гораздо реже, нежели взрослые.

Всего лишь один процент малышей из ста подвержен шизофрении. Тем не менее, появление необычных моментов в развитии и деятельности ребенка не должно оставаться без внимания.

Особенно это касается чрезмерной замкнутости, необоснованных страхов, а то и бреда и галлюцинаций. Все это неминуемо тормозит и искажает развитие растущей личности.

Основные признаки

Положение осложняется тем, что у детей признаки расстройства психики как бы стерты, не так явственно выражены, как у взрослых.

У всех пациентов симптомы подразделяются на:

  • негативные;
  • продуктивные.

Первая группа включает аномальные явления , постепенно выявляющиеся по мере роста маленького человека. Это неуемная фантазия, бредовые идеи, галлюцинации.

Как у детей, так и у взрослых все симптомы шизофрении можно разделить на продуктивные и негативные.

Во вторую группу симптомов входят качества, уходящие по ходу развития патологии (эмоциональность, интерес к жизни).

Человек уходит в себя, сосредоточен на ведомых только ему мыслях и идеях.

Нередко шизофрению принимают за олигофрению . Начальная стадия их во многом схожа: ребенок ни с того ни с сего начинает регрессировать во всех отношениях.

Речь теряет четкость и осмысленность, падает интеллект , малыш все чаще предпочитает ползать по полу или скакать на четвереньках, хотя раньше ходил, как все.

Симптомы по возрастным категориям

Как распознать шизофрению у ребенка? Проявления недуга в различном детском возрасте имеют свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте

Для маленьких детей-дошкольников младше 7 лет характерны однообразные действия, например ходьба по периметру помещения или бег по замкнутому кругу, бессмысленное перекладывание вещей с места на место, чирканье ручкой или карандашом по бумаге.

Малыш часто плачет без видимой причины, нервничает, настроение его резко и без всякого видимого повода сменяется на противоположное.

У школьников

На шизофрению у ребенка школьного возраста указывают искаженное восприятие , нарушение мыслительной деятельности.

Ребенок или прямо оповещает о сверхценной идее, либо демонстрирует ее всем своим поведением.

Зачастую он излагает вполне связную цепочку — связную с позиции патологического восприятия причины и следствия.

Часто ему кажется, что над его семьей висит угроза, что на самом деле его воспитывают не его настоящие родители. Ребенок не может четко объяснить свою мысль, при описании предметов постоянно срывается на второстепенные признаки .

У подростков

Девушкам и юношам с психическим расстройством свойственна так называемая «метафизическая интоксикация». Этим термином называют безосновательное философствование , основанное на каких-то эфемерных принципах, не имеющих ничего общего с реальностью.

Больной не принимает свое тело, свои особенности, он кажется себе уродливым, толстым, коротконогим или наоборот, слишком длинным, хотя в реальности это совсем не так.

Стандартный подростковый максимализм и упрямство при шизофрении принимают патологические формы, больной становится в самом прямом смысле врагом всем.

Часто это сопровождается гримасами, кривлянием, нарочито "малышовым" поведением ().

Детская шизофрения — симптомы и диагностика от врачей Израиля в этом видео:

Причины возникновения

Однозначно ответить на вопрос: откуда у детей берутся психические расстройства , такие, как шизофрения, медицина ответить пока не может.

Официальной версией считается комплекс различных факторов, оказывающих влияние на развитие личности:

  1. Биологических (индивидуальные особенности развития заболевания). Есть мнение, что вероятность развития патологии напрямую связана с вирусами (герпес; Эпштейна-Бар, краснухи). Сюда же относят генетическую предрасположенность, иммунные и аутоиммунные особенности. Отравление каннабиодами по мнению ученых также одна из причин шизофрении.
  2. Психологических . Если маленький человек чрезмерно сосредоточен на себе, замкнут, нелюдим, чрезмерно неряшлив, пассивен, необоснованно чего-то боится, не может связано изложить события — это повод для обращения к психиатру.
  3. Социальных (напряженная обстановка внутри семьи, жизнь в больших городах провоцируют психические патологии).

Нельзя судить о наличии болезни по одному или даже двум факторам. На патологию указывает целый ряд явлений. По мнению медиков, практически каждый предрасположен к той или иной психической патологии.

Но это совсем не означает, что он гарантированно заболеет. И наоборот, человек может пережить тяжелейшие потрясения, но так и не испытать приступов шизофрении, поскольку не предрасположен к ней.

Классификация и клинические формы

Шизофрения у детей проявляется в виде форм:

  • (слишком сильные фантазии, бред, навязчивые идеи, анорексия, патологическое недовольство собой, особенно у девушек-подростков);
  • злокачественной (начинается в раннем возрасте, отличается резким преобладанием негативных симптомов, происходит утрата речи);
  • рекуррентной (галлюцинации, бред, );
  • приступообразно-прогредиентной;
  • (самый распространенный вариант у детей, очень часто по признакам совпадает с особенной одаренностью, такие дети опережают сверстников по нескольким пунктам развития и даже считаются вундеркиндами).

Разумеется, при обнаружении нескольких признаков не стоит делать неутешительные выводы. Девушкам в подростковом возрасте свойственен максимализм, им хочется быть только ослепительно красивым и никак иначе. Они пока не осознают в полной мере, что совершенных людей нет.

Но если подросток отказывается есть, испытывает постоянный стресс, зацикленность на проблеме, часто несуществующей — это повод обратиться к психиатру.

Осложнения

Успешность лечения шизофрении, впрочем, как и всякой другой болезни, обусловлено своевременностью обращения за квалифицированной психиатрической помощью. При ее отсутствии болезнь прогрессирует, ведет к социальной дезадаптации.

По мере роста маленького человека возникают другие проблемы — это и склонность к бродяжничеству, и к злоупотреблению алкоголем, наркотиками. Школьник, даже прежде хорошо учившийся, начинает запускать учебу и прогуливает уроки.

Явственно проявляются чрезмерное стремление к уединению, одержимость бредовыми идеями, часто такие дети уходят из дома, бродяжничают, становятся девиантными.

Повышается риск суицида . Лечение запущенных стадий гораздо сложнее и не всегда ведет к удовлетворительному результату. Пациент превращается в инвалида.

Диагностика

Для диагностики специалистами применяются ряд методов :

  • клинический;
  • клинико-биографический;
  • психологический.

Психиатр беседует с малышом, наблюдает за его играми, анализирует его действия, образ мышления, рисунки .

Для теста ребенку предлагается изобразить что-либо на листе бумаги. Сюжет обычно вольный. Так маленький человек выражает свои переживания , обнажает наиболее характерные тенденции расстройства (смотрите фото). На патологию указывают признаки:


Сам по себе рисунок не даст ответ на вопрос, болен малыш или нет, он лишь выступает как своеобразный индикатор неполадок в организме.

Лечение

Шизофрения излечивается с помощью медикаментов (нейролептики) и психотерапии. Последняя бывает:

  • индивидуальной;
  • групповой;
  • семейной.

Эффективным считается именно комплекс корректирующих мер, которые компенсируют и помогают восстановить навыки общения в социуме.

При своевременном обращении за медицинской помощью примерно четверть больных навсегда забывает о приступах. Купирование приступов уже при серьезной степени развития шизофрении практически всегда гарантирует рецидив.

Лечение происходит преимущественно в стационаре, поскольку поведение больных часто девиантно и угрожает не только другим людям, но и самому пациенту.

Когда острое состояние подавлено, наступает стабилизация — минимум, пять-шесть месяцев (не случайно говорят об осенних и весенних обострениях), но иногда растягивается на год и даже больше.

Только внимание и поддержка больного со стороны семьи и врачей гарантируют долгую ремиссию и снижают риск рецидивов .

Прогноз благоприятен только при своевременно принятых мерах. По мнению врачей, наиболее оптимистичные перспективы имеют больные, у которых шизофрения проявилась внезапно.

О лечении шизофрении у детей дома и в стационаре в этом ролике:

Особенности воспитания и социальной адаптации

Меры по реабилитации ребенка-шизофреника нацелены на возврат к прежней жизни и предотвращение рецидивов. Детей направляют в школы особого типа, мастерские, творческие объединения.

Также возможен возврат в прежнюю школу и прежней программе обучения. Этот подход требует постоянного участия наставника — социального педагога или психолога.

Профилактика

Все факторы риска шизофрении исключить, конечно, нельзя, но каждому родителю по силам наладить обстановку внутри семьи , выстроить доверительные отношения, уважать и любить своего ребенка.

Отмечено благотворное влияние систематических посещений школьниками психолога, занятий с ним.

Шизофрения у детей и подростков возникает значительно реже, чем у взрослых людей. Непонятные страхи, фантазии, бредовые идеи и даже опережающее развитие отдельных психических функций – все это может наблюдаться при психическом расстройстве у детей.

Проявления шизофрении у детей и подростков отличаются от таковых у взрослых. Влияние заболевания накладывается на процессы психического развития, при этом замедляется и искажается психическое развитие ребенка.

Самое опасное в – это не бред и не галлюцинации, а то, что болезнь в корне меняет малыша или подростка, его отношение к миру, оставляет неизгладимый след на его личности.

Основные признаки

В детском возрасте проявления шизофрении не столь выражены, как у взрослых. Симптомы психического заболевания более стертые, незавершенные.

Как у детей, так и у взрослых все симптомы шизофрении можно разделить на продуктивные и негативные.

  • Продуктивные симптомы – те патологические процессы, явления, которые появляются по мере развития заболевания (сверхценные и бредовые идеи, галлюцинации, патологическое фантазирование).
  • – психические качества, которые человек теряет по мере развития болезни (уменьшается выраженность эмоций, снижается интерес практически ко всему).

Негативные симптомы

Негативные симптомы детской и подростковой шизофрении – снижении активности, эмоциональное обеднение в сочетании с погруженностью в свой собственный мир. Постепенно заболевание накладывает неизгладимый отпечаток на все психические процессы, формируется шизофренический дефект.

Если шизофрения началась рано, то со временем дети становятся похожими на умственно отсталых, хотя изначально такими не были. Речь становится малопонятной, ухудшается мышление, значительно снижается интеллект. Такие дети могут разучиться ходить и начать ползать на четвереньках. Таким образом, при начале болезни в детском возрасте шизофренический дефект имеет много общего с проявлениями олигофрении (врожденной умственной отсталости).

Продуктивные расстройства

Основные симптомы шизофрении у детей — различные страхи, двигательная расторможенность, патологическое фантазирование.

У подростков шизофрения проявляется бредовыми идеями физических недостатков, анорексией, философической интоксикацией. Бредовые идеи физических недостатков – это когда свои собственные внешние черты (разрез глаз, форма носа, губ и т. д.) кажутся человеку невероятно уродливыми (большими, маленькими), хотя на самом деле такими не являются. Часто таким подросткам кажется, что они невероятно толстые (хотя их вес в норме), поэтому они начинают отказываться от пищи, преднамеренно снижать свой вес – это анорексия.

Философическая интоксикация – чрезмерный интерес к абстрактным проблемам, примитивные размышления на эту тему. Хоть человек внешне и проявляет интерес к чему-то возвышенному, серьезному (философии, религии, науке), однако его познания в этой области на самом деле поверхностны, а размышления на эти тему отличаются примитивностью.

Также к продуктивным симптомам шизофрении, встречающимся у подростков, относят психопатоподобные расстройства. У мальчиков психопатоподобное поведение часто проявляется в виде жестокости, грубости, сексуальной расторможенности, склонности к употреблению алкоголя, наркотиков.

Формы болезни, которые можно встретить у детей

Злокачественная шизофрения у детей обычно начинается до 7 лет. Ее отличительные черты – преобладание негативных симптомов над продуктивными, при этом дефект в виде остановки и даже регресса психического развития и поведения возникает очень быстро, в течение 1-2 лет. Такие дети перестают нормально говорить, их речь утрачивает функцию общения, они издают нечленораздельные звуки. Даже если до этого малыш нормально ходил, он вновь начинает ползать на четвереньках. Поведение таких детей очень сходно с поведением животных.

Параноидная шизофрения у детей развивается очень редко. Если она возникает до 10-12 лет, то проявляется страхами, бредоподобными фантазиями, отрывочными идеями преследования, отравления. Отношение таких детей к родителям внезапно становится враждебно-злобным. у подростков следующие — бред физических недостатков с появлением на этой почве анорексии, также может быть философическая интоксикация.

Самой распространенной формой у детей является вялотекущая шизофрения. Иногда может быть сверхбыстрое развитие отдельных психических функций по сравнению с ровесниками – музыкальных способностей, абстрактного мышления. Таких детей поначалу даже относят к числу вундеркиндов. А вот со временем из развитие тормозится. Продуктивные симптомы могут выражаться и в заумных интересах, страхах, фантазиях.

У подростков вялотекущая шизофрения проявляется психопатоподобным поведением, бредом физических недостатков. Постепенно присоединяются негативные расстройства, подростки становятся малоэмоциональными, интересы к различным сферам ослабевают.

Еще одна частая форма – приступообразно-прогредиентная. В детском возрасте приступы стертые: с невыраженными эмоциональными проявлениями, бредом, страхами. У подростков приступы более развернутые — с бредовой симптоматикой, с . Исходом данной формы является формирование олигофреноподобного типа дефекта.

У детей возникает редко. Проявляется она немотивированными страхами, повышением температуры тела, нарушениями пищеварения, вегетативными кризами с головной болью.

Лечение и социальная адаптация

Чем раньше родители поймут, что с их чадом что-то не так и обратятся за медицинской помощью, тем больше шансов у такого ребенка в дальнейшем вести полноценную жизнь. Сама по себе шизофрения не пройдет, если ее не лечить, симптомы заболевания будут только прогрессировать, постепенно присоединяться изменения личности, и сформируется дефект.

Дети, больные шизофренией, нуждаются в адекватном лечении у психиатра. Основа медикаментозного лечения шизофрении – применение нейролептиков. Эти препараты помогут ликвидировать бред и галлюцинации, предупредят развитие негативных признаков, помогут ребенку или подростку вернуться к нормальной жизни.

Задача родителей – не только вовремя обратиться к врачу, но и оказать сыну или дочери максимум поддержки, понимания, любви. Хоть многие дети и становятся агрессивными, расторможенными, однако это не их вина, а следствие болезни. Поэтому родители должны быть терпимы к таким проявлениям шизофрении, искать общий язык с детьми.

Комментариев к статье: 197

    Евгения

    19.04.2015 | 21:42

    11.05.2015 | 03:02

    1. Анна Зайкина

      11.05.2015 | 17:54

      1. Юлия

        03.07.2016 | 09:58

        1. Анна Зайкина

          08.09.2016 | 23:45

          1. Инна

            23.03.2017 | 15:11

            Анна Зайкина

            24.06.2017 | 13:46

    2. Нат

      15.08.2015 | 00:26

      Chto?

      08.05.2016 | 12:24

      1. Анна Зайкина

        07.08.2016 | 16:27

    Саша

    11.08.2015 | 22:59

    1. Анна Зайкина

      16.08.2015 | 09:17

      Анастасия

      19.10.2015 | 17:12

      Анна

      27.01.2018 | 15:55

    Анна

    05.09.2015 | 02:04

    1. Анна Зайкина

      13.09.2015 | 13:09

      Алексей

      03.12.2015 | 04:59

      1. Анна Зайкина

        15.12.2015 | 21:19

        1. александр

          29.09.2017 | 03:56

          1. ТУСЯ

            14.12.2017 | 14:11

            Анна Зайкина

            07.01.2018 | 00:34

    Аня

    06.09.2015 | 01:07

    1. Анна Зайкина

      13.09.2015 | 17:53

      Марина

      01.08.2016 | 01:18

    Катя

    28.09.2015 | 16:55

    1. Анна Зайкина

      03.10.2015 | 18:35

    Илона

    29.09.2015 | 21:56

    1. Анна Зайкина

      05.10.2015 | 22:01

      1. Евгения

        10.07.2016 | 14:17

        1. Анна Зайкина

          13.10.2016 | 23:07

    Туни

    12.10.2015 | 16:33

    1. Анна Зайкина

      24.10.2015 | 21:44

      1. Туни

        25.10.2015 | 14:37

        Туни

        08.11.2015 | 13:42

        1. Анна Зайкина

          22.11.2015 | 22:31

    Ольга

    21.10.2015 | 21:23

    1. Анна Зайкина

      25.10.2015 | 14:29

      1. александр

        29.09.2017 | 04:16

        1. Анна Зайкина

          07.01.2018 | 00:48

    2. илона

      19.07.2016 | 13:23

      1. александр

        29.09.2017 | 04:20

    Настя

    24.10.2015 | 15:24

    1. Анна Зайкина

      25.10.2015 | 16:13

    Ника

    28.10.2015 | 00:03

    1. Анна Зайкина

      11.11.2015 | 22:41

    Юля

    04.11.2015 | 00:23

    1. Анна Зайкина

      13.11.2015 | 13:54

    Алина

    23.11.2015 | 19:08

    1. Анна Зайкина

      06.12.2015 | 21:52

    асура

    30.11.2015 | 01:14

    1. Анна Зайкина

      14.12.2015 | 18:17

    Татьяна

    13.12.2015 | 15:49

    1. Анна Зайкина

      05.01.2016 | 18:08

      Наталья.

      26.11.2017 | 03:07

    Алина

    15.12.2015 | 01:27

    1. Анна Зайкина

      05.01.2016 | 23:14

    Марина

    23.12.2015 | 18:41

    1. Анна Зайкина

      08.01.2016 | 20:04

    Алёна

    27.12.2015 | 11:54

    1. Анна Зайкина

      11.01.2016 | 19:34

    эля

    10.01.2016 | 01:04

    1. Анна Зайкина

      19.01.2016 | 18:41

    Андрей

    25.01.2016 | 04:57

    1. Андрей

      26.01.2016 | 09:31

      Анна Зайкина

      03.03.2016 | 21:58

    Валерия

    26.01.2016 | 21:36

    1. Анна Зайкина

      03.03.2016 | 22:43

    ксения

    30.01.2016 | 21:02

    1. Анна Зайкина

      06.03.2016 | 00:58

    Яна

    08.02.2016 | 22:07

    1. Яна

      08.02.2016 | 22:09

      1. Анна Зайкина

        06.03.2016 | 03:31

    Милена

    18.02.2016 | 15:55

    1. Анна Зайкина

      08.03.2016 | 00:48

    Алла

    13.03.2016 | 03:51

    1. Анна Зайкина

      26.05.2016 | 23:04

    валя

    31.03.2016 | 02:17

    1. Анна Зайкина

      05.08.2016 | 11:19

    Мария

    15.04.2016 | 12:59

    1. Анна Зайкина

      05.08.2016 | 22:26

    Ксения

    27.04.2016 | 13:07

    1. Анна Зайкина

      07.08.2016 | 10:18

    Имя

    05.05.2016 | 23:15

    1. Анна Зайкина

      07.08.2016 | 16:03

    Диана

    24.05.2016 | 21:33

    1. Анна Зайкина

      12.08.2016 | 19:10

    Ксюша

    04.06.2016 | 00:14

    1. Анна Зайкина

      16.08.2016 | 18:29

    Ксения

    04.06.2016 | 00:27

    1. Анна Зайкина

      16.08.2016 | 18:35

    Orla

    04.06.2016 | 11:57

    1. Анна Зайкина

      16.08.2016 | 19:20

    Кирилл

    11.06.2016 | 18:15

    1. Анна Зайкина

      04.09.2016 | 00:08

    Анжелика

    21.06.2016 | 14:02

    1. Анна Зайкина

      08.09.2016 | 23:11

    Никита

    23.06.2016 | 00:13

    1. Анна Зайкина

      08.09.2016 | 23:12

    Анастасия

    25.06.2016 | 01:20

    1. Анна Зайкина

      08.09.2016 | 23:21

    Сергей

    29.06.2016 | 14:54

    1. Анна Зайкина

      08.09.2016 | 23:36

    Алина

    09.07.2016 | 08:50

    1. Анна Зайкина

      03.10.2016 | 23:46

    Света

    13.07.2016 | 22:43

    1. Анна Зайкина

      13.10.2016 | 23:46

    Дарья

    14.08.2016 | 20:30

    1. Анна Зайкина

      24.10.2016 | 21:54

    Настя

    19.08.2016 | 00:21

    1. Анна Зайкина

      24.10.2016 | 23:04

    Nastya

    21.08.2016 | 16:20

    1. Анна Зайкина

      06.11.2016 | 00:08

    Аня

    26.08.2016 | 22:45

    1. Анна Зайкина

      06.11.2016 | 00:42

    29.08.2016 | 23:38

    1. Анна Зайкина

      06.11.2016 | 00:47

    03.09.2016 | 02:20

    1. Анна Зайкина

      06.11.2016 | 01:08

    Эльза

    04.09.2016 | 08:43

    1. Анна Зайкина

      18.11.2016 | 13:29

    Аноним

    07.09.2016 | 21:56

    1. Анна Зайкина

      18.11.2016 | 13:48

    Татьяна

    13.09.2016 | 00:06

    1. Анна Зайкина

      18.11.2016 | 14:48

    ольга

    29.09.2016 | 08:10

    1. Анна Зайкина

      17.01.2017 | 23:45

    Элина

    02.10.2016 | 11:38

    1. Анна Зайкина

      18.01.2017 | 00:01

    пряныйквазар

    04.10.2016 | 23:41

    1. Алина

      31.10.2016 | 19:30

      1. Анна Зайкина

        19.01.2017 | 19:07

    2. Анна Зайкина

      18.01.2017 | 00:11

    Елена

    07.10.2016 | 16:05

    1. Анна Зайкина

      18.01.2017 | 00:39

    Наталия

    12.11.2016 | 00:01

    1. Анна Зайкина

      20.01.2017 | 00:48

    Алиса

    12.11.2016 | 22:30

    1. Анна Зайкина

      20.01.2017 | 00:50

    Михаил

    24.11.2016 | 03:14

    1. Анна Зайкина

      01.02.2017 | 23:24

    Юлия

    24.11.2016 | 20:07

    1. Анна Зайкина

      01.02.2017 | 23:29

    Алина

    03.12.2016 | 00:20

    1. Алина

      03.12.2016 | 00:21

      1. Анна Зайкина

        02.02.2017 | 01:02

    Надежда

Шизофрения у детей – явление крайне редкое. Обычно она «расцветает» в подростковом периоде. Детской же шизофренией в психиатрии называют заболевание, проявившее себя до 12-летнего возраста.

Расстройство у детей характеризуется некоторой специфичностью симптомов и трудностью в диагностике. Бдительность родителей и квалифицированный специалист помогут вовремя распознать болезнь и начать своевременную терапию.

Что провоцирует расстройство

Сразу стоит отметить, что до сих пор так и не выяснена точная, окончательная причина детской шизофрении , а предположительные можно определить как комбинированные. Здесь играют роль как биологические, так и социальные факторы.

Среди биологических предрасполагающих факторов, прежде всего, выделяют генетику и наследственность. Установлено, что большая часть детей, страдающих расстройством, имеет больных родственников, ближайших либо даже по второстепенной линии.

К биологическим причинам также относят поражение ЦНС. Повреждение структуры головного мозга играет важную роль в проявлении расстройства. Их разделяют на перинатальные и постнатальные.

Перинатальные факторы риска – это дефекты, полученные в утробе матери. Они могут развиваться вследствие:

  • внутриутробной гипоксии плода;
  • внутриутробных инфекций;
  • отслойки плаценты;
  • недостаток питания;
  • токсического воздействия на плод – злоупотребление матерью во время беременности алкоголем , наркотиками; прием медикаментозных средств, запрещенных для беременных; если беременная подвергалась воздействию ядовитых веществ.

К постнатальным факторам риска относят те, что поражают ребенка уже после рождения. Особую роль здесь играют черепно-мозговые травмы. К этой группе также относят нейроинфекции, то есть инфекции, разрушающие мозговую ткань: энцефалит, менингит, нейросифилис. К развитию заболевания предрасполагают состояния, вызывающие гипоксию головного мозга.

Но все эти основания могут оказаться бессильными, если ребенка окружает благополучная социальная обстановка.

Риск появляется в том случае, если ребенок растет и воспитывается в недоброжелательной, угнетающей атмосфере. Это касается насилия, которому подвергается малыш: побои, агрессия со стороны родителей, систематические обвинения, неадекватная оценка поступков. Нередко жестокое отношение к детям проявляется в семьях, где родители наркозависимы или злоупотребляют алкоголем .

Другая модель поведения – когда родители воспитывают свое чадо в чрезмерной строгости, предъявляют ему завышенные требования, диктуют свои предпочтения, устанавливают повышенный контроль. То есть, воспитание из цикла: «шаг влево, шаг вправо – расстрел».

В другой семье ребенок вроде бы живет и воспитывается по правилам, но взаимоотношения между родителями никак не складываются. Постоянные ссоры, скандалы, недопонимание между супругами откладывают негативный отпечаток на психику ребенка в особенности, если он становится свидетелем насилия.

Но бывает и так, что семья вполне благополучная, отношения между ее членами позитивные и доброжелательные, но малыш подвергся воздействию сильнейшего стрессового фактора. Это может быть смерть близкого человека, насилие, или же ребенок стал свидетелем ужасного события. В этом случае также существует риск проявления расстройства.

Шизофрения раннего возраста

Симптомы и признаки детской шизофрении имеют много сходных черт с ее течением у взрослых. Но, тем не менее, не лишены они и специфических проявлений, которые, надо сказать, осложняют ее диагностику.

Болезнь разделяют на три вида, охватывающие разные возрастные периоды:

  • шизофрения раннего возраста – от 0 до 3 лет;
  • дошкольного возраста – от 3 до 5–7 лет;
  • школьного возраста – после 7 лет;

Удивительно, но первые признаки шизофрении у детей можно заметить уже в грудном возрасте, на первом году жизни, хоть в этот период они и проявляются достаточно редко. Сложность заключается в следующнем: они настолько размыты и нетипичны, что не каждая мать сможет заподозрить в них дебют психического расстройства:

  • ребенок вялый и малоподвижный. Не реагирует на игрушки. Не просыпается на кормление, не плачет перед кормлением. Создается впечатление, что он не ощущает чувства голода. Проявляет по отношению к матери эмоциональную холодность: не улыбается ей, не протягивает ручки. Безразличен к дискомфортным условиям;
  • моторное возбуждение. Возникает в дневное время. Ребенок лежит в кроватке и дергает руками, ногами. Но эти движения не похожи на нормальную возрастную двигательную активность. Они однообразны, напоминают автоматизмы. Происходят на сниженном эмоциональном фоне, то есть малыш не проявляет никаких эмоций. Двигательные навыки с возрастом не усложняются. Мало того, теряются уже приобретенные;
  • аффективные нарушения. Появляется чрезмерная плаксивость. Грудничок плачет и днем, и ночью. Тревожность и плач возникают периодами, чередуясь с фазами относительного спокойствия. Например, за ночь тревожные приступы могут повторяться 2–3 раза.

Симптомы шизофрении у детей второго – третьего года жизни сопровождаются, прежде всего, угасанием эмоций. Малыши становятся малоактивными, неулыбчивыми, безэмоциональными. В отдельных случаях детки, которые уже начали ходить, теряют эту способность. Они начинают ползать, движения приобретают хаотичную направленность, по развитию соответствующую месячному возрасту.

С другой стороны, такие малыши становятся возбужденными. Они часто находятся в состоянии постоянной, бесцельной ходьбы, по кругу или в виде маятника, раскачиваются из стороны в сторону. При этом лицо становится отрешенным либо дети начинают строить разные гримасы. Несмотря на ходьбу в течение продолжительного времени (1 часа и более), они не устают. Остановить их в бесцельных желаниях становится очень сложно. Они вырываются и продолжают процесс.

Расстройство в этом возрасте также может выражаться в беспричинном хохоте или плаче, в неорганизованном беге и прыжках.

Резкое возбуждение сменяется вялостью. Дети стремятся лечь в тихом, отстраненном месте: под кроватью, в углу. Принимают неестественную позу. Их очень сложно вывести на прогулку, приходится делать это силой. Сон также нарушается. Малыши просыпаются среди ночи, и долгое время проводят без сна.

В целом, картина заболевания у детей до 3 лет сводится к бесцельным движениям и автоматизмам, к регрессу в развитии. На фоне патологического состояния возникают страхи, не имеющие под собой основания. Это может быть боязнь любого предмета: машин, деревьев и т.д. Когда устрашающий объект попадает в поле зрения, ребенок становится тревожным, возбужденным. Но стоит убрать его из виду, и состояние малыша нормализуется.

Шизофрения у дошкольников

У детей от 3 до 7 лет заболевание стартует с эмоциональной холодности. Дети становятся безразличными к происходящему, ограничивают общение со сверстниками, не проявляют теплых чувств к родителям. Ранее приобретенные знания и умения утрачиваются, пропадает интерес к любимым занятиям, игрушкам.

Маленькие больные становятся капризными, причем их настроение претерпевает резкую смену, колеблется в широком диапазоне.

Детки не проявляют интерес к своему внешнему виду, отказываются выполнять ежедневные гигиенические процедуры. Они становятся неряшливыми, могут надеть грязную одежду, ложатся спать на полу.

Изменяется и манера поведения. В своих действиях они могут проявлять манеры детей, младших по возрасту. Например, ребенок, который уже самостоятельно, вполне свободно владел ложкой и вилкой, вдруг начинает есть руками, разбрасывает еду, крошит ее.

Он практически все время проводит в одиночестве, отгораживаясь от людей. Сложно переносит нововведения в его режиме. Игры его становятся примитивными, утрачивая свою сюжетность. Они сводятся к ощупыванию предметов и игрушек, их обнюхиванию. Тематика игры не имеет значения – таких детей привлекают только отдельные действия. Иными словами, игры приобретают стереотипный характер: дошколенок открывает-закрывает дверь шкафа, раскладывает в определенной последовательности предметы. Если прервать его занятие, он начинает очень сердиться.

Особое влияние расстройство оказывает на речь. Так, если ребенок уже хорошо, грамотно излагал свои мысли, то в начале болезни можно отметить нарушение смысловой расстановки слов в предложении. Постепенно речь становится бессвязной, ребенок не способен внятно выразить свои мысли. Появляется эхолалия – повторение слов, сказанных кем-то. Понемногу полноценное, вразумительное повествование делается бессвязным, невнятным. Предложения укорачиваются, слова заменяются слогами. Вскоре речь превращается в бессвязный лепет.

При прогрессировании процесса у детей наблюдаются признаки кататонии. Они заторможены, застывают в одной позе. К примеру, сидят, прогнувшись и откинув голову назад либо лежат в позе эмбриона. Взгляд при этом отсутствующий, на контакт не идут.

Другая сторона кататонии – повышенное настроение, возбужденное поведенное. Ребенок прыгает, смеется, дурачится без причины.

Продуктивная симптоматика детской шизофрении

Шизофрения у дошкольников проявляется в виде патологического фантазирования. От типичных детских фантазий его отличает нереальность и стойкость воображаемого. Болезненные фантазии вычурны по своей тематике, и сопровождаются изменением поведения.

Ребенок перевоплощается в какой-либо объект и способен пребывать в своей новой роли несколько дней. Например, мальчик, видящий себя автомобилем, крутил руками и перебирал ногами, имитируя его езду. Периодически делал остановки, чтобы заправиться, так как заканчивался бензин. Повседневные нужды осуществлял автоматически, и то под напором взрослых.

Нередки фантазии в виде сказочных существ, чудищ, драконов.

Продуктивные симптомы у дошкольников также представлены бредом и галлюцинациями. Но они менее выражены, чем у детей школьного возраста и взрослых.

Галлюцинации могут носить зрительный, слуховой, оральный характер. Зрительное галлюцинирование проявляется, как правило, в момент засыпания или пробуждения. У ребенка появляется чувство страха и тревоги. Он всматривается в помещение, устремляет взгляд в определенную часть комнаты. Говорит, что там стоит синий волк, на потолке много пауков или по кровати ползет змея. Ему мерещатся светящееся лицо, черная лапа.

Слуховые галлюцинации у детей младшего возраста редко выражаются в голосах, звучащих в голове. Чаще они «приходят» в виде петушиного крика, боя часов, чьего-то плача, голоса злых сил: ведьмы, злого колдуна, злодеев из мультиков.

Оральные причуды выражаются в ощущениях по типу жжения во рту, присутствия какого-либо предмета, волос или крошек.

Среди бредовых идей на первый план выступает бред преследования.

Шизофрения школьного возраста

Начиная с 6–7-летнего возраста большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому зарождение болезни можно определить по характеру учебной деятельности. Такие дети заметно отстают в освоении учебного материала по сравнению со своими сверстниками. У них страдают все когнитивные функции, плохо развито произвольное внимание, то есть удержать его на преподаваемом материале очень трудно. Зато непроизвольное внимание у таких деток, наоборот, более выражено.

Проблема восприятия кроется в понимании целостности картины. Ребенку сложно уловить общий смысл. Рассказанное или увиденное он разбивает на отдельные части. Память носит избирательный характер. Запоминается только то, что искренне интересует больного ребенка. Заставить выучить его учебный материал, если он не хочет, практически невозможно.

Такие дети выпадают из жизни коллектива. Держатся отстраненно, замыкаются в своем мире. У них появляются странные пристрастия и увлечения. Для них характерна разорванность мышления, резонерство, отрыв от реальности. Их мысли приобретают мрачный и устрашающий характер. Дети мнительны, во всем ищут подвох, могут предполагать, что все наблюдают за ними. Постепенно они аутизируются, отделяются от окружающего мира, уходят в себя.

Развивается абулия – отсутствие воли. Ребенку сложно склонить себя к деятельности, хотя он понимает необходимость в этом. Большую часть времени он проводит в постели, отказывается ходить в школу, не общается с друзьями.

С прогрессированием болезни к симптоматике присоединяются бред и галлюцинации. Последние проявляются в виде голосов, устрашающих и склоняющих к определенному действию. Часто дети умалчивают об их появлении.

Постепенно болезнь приобретает одну из ее форм. Детская шизофрения проявляется в следующих формах:

  • вялотекущая – самая распространенная ипостась расстройства. Ее ранним признаком могут стать сверхспособности в любой области – в рисовании, математике, музыке. Но со временем они утрачиваются. Дети, страдающие этой формой болезни, отличаются патологическим фантазированием, навязчивыми страхами, вычурными увлечениями;
  • приступообразно – прогредиентная – симптоматика болезни неярко выражена. И проявляется периодами. Но приводит к необратимым последствиям по типу шизофрении;
  • параноидная – встречается реже других форм. Среди ее признаков – бред преследования, отравления, злокачественное фантазирование и страхи. Выражена эмоциональная холодность;
  • гебефреническая – возбужденное, агрессивное поведение. Характерны кривляния, гримасничанье, вычурность;
  • кататоническая – принятие вычурных поз и застывание в них или повышенная импульсивность и возбудимость в действиях. Бессмысленная речь, имитирование движений, слов других людей.

Как поставить диагноз

Диагностика шизофрении у детей начинается с внимания родителей и близких к ребенку. Только взрослые могут усмотреть в поведении своего чада тревожные симптомы.

Резкая перемена в действиях и личности ребенка, его отстраненность от окружающих, странности и стереотипность поведения, ощущение, что он разговаривает с кем-то невидимым, должны обращать на себя внимание родителей.

При первых подозрениях на нестабильность психического развития малыша необходимо обратиться к врачу-психиатру. Специалист тщательно обследует маленького пациента. Собирает сведения о том, как развивался ребенок до «подозрительных симптомов», при каких обстоятельствах появились перемены. С помощью группы психологических методик выявляет уровень развития когнитивных функций, личностных качеств и т.д. При необходимости назначает дополнительные обследования.

Все это необходимо, чтобы собрать все сведения и поставить правильный диагноз.

Шизофрения – это болезнь, которая не стоит на месте. Это прогредиентное заболевание, то есть склонное к прогрессированию.

У детей оно протекает в злокачественной форме. Чем меньше возраст ребенка – тем страшнее последствия. Это связано с тем, что психика ребенка еще до конца не сформирована, а патологический процесс вызывает в ней непоправимые изменения. Так, расстройство, развившееся у детей до 7 лет, вызывает стойкий шизофренический дефект. Дети перестают ходить, вместо этого ползая на четвереньках. Теряют способность говорить, издавая нечленораздельные звуки.

Взять заболевание под контроль и добиться положительных результатов позволяют ранняя диагностика и лечение шизофрении. Чем раньше выявлено расстройство, тем больше шансов на благоприятный исход.

Шизофрения – это хроническая прогрессирующая патология психики, в которой сочетается уход от общения, обеднение эмоций, снижение активности, однообразное возбуждение, немотивированный смех и прочие психопатологические симптомы. Шизофрения у детей характеризуется расщеплением психической деятельности: речи, эмоций, поведения, поступков. Первые признаки расстройства проявляются в период раннего детства. Среди детей от рождения до 14 лет в среднем заболевание встречается 1,66 на 1000.

Распознать шизофрению при первых ее проявлениях у детей очень трудно. Ранние симптомы болезни у детей и подростков носителей расстройства существенно отличаются от проявлений патологии у взрослых. Большая часть таких детей еще до появления бреда и галлюцинаций имеют задержки в развитии психических функций. В период раннего детства больных отличает неравномерное моторное развитие.

В зависимости от возраста признаки шизофрении у детей имеют свои особенности. Так в раннем детстве заболевание проявляется в виде следующих нарушений:

  • хождение по кругу;
  • импульсивность;
  • бег в неопределенном направлении;
  • однообразное возбуждение;
  • немотивированные смех или слезы.

Для позднего дошкольного возраста характерны симптомы расстройства мышления, которые представляют собой фантазирования, полностью заполняющие сознание. Среди ранних проявлений заболевания особое место занимают тревога и страхи. Ребенок с диагнозом шизофрения мнителен, в его поведении появляются навязчивые движения, он жалуется на скуку, становится вялым, пассивным, у него часто и быстро меняется настроение.

Шизофрения у детей подросткового возраста характеризуется галлюцинаторно-бредовыми проявлениями. Обычно эти симптомы впервые возникают в 10-12 лет. Типичной формой расстройства для данного периода развития считалась гебефреническая форма. Определить ее можно по таким признакам, как нелепое «клоунское» поведение ребенка, эмоциональная выхолощенность, разорванность речи, дурашливость. Больные этой формой подростки вычурно фантазируют.

Фантазии содержат желания или опасения, перерастающие во враждебное отношение к людям. Любят такие дети только самих себя. С течением времени у них утрачиваются душевные связи, нарастает опустошение, проявляется холодность к родным. В период подросткового развития встречается кататоническая форма шизофрении. Она носит более тяжелый характер и характеризуется распадом речи и периодами двигательного возбуждения и обездвиживания.

Симптомы расстройства просматриваются в интересах и увлечениях детей. Вместо сказок и рассказов больные интересуются чтением словарей и справочников. Их захватывают вопросы астрономии, проблемы мироздания, загадки древности. Игры таких детей носят однообразный, вычурный характер, однотипное содержание игр способно сохраняться в течение длительного периода.

Шизофрения у детей и подростков может сопровождаться тяжелым осложнением – дефектом интеллекта. Такой сценарий развития болезни возможен при появлении первых симптомов расстройства в раннем возрасте, на этапах формирования познавательных способностей.

Постепенно заболевший замыкается в одиночестве и отдаляется от коллектива, становится мрачным, ему кажется, что он хуже всех и поэтому к нему плохо относятся. У больных детей нарушается восприятие. Выражается это в неспособности объединить в единый образ воспринимаемый объект. В острой фазе больные дети сталкиваются с затруднением понимания смысла изображений на красочных картинах. При форме болезни детей дают вполне адекватное описание картин. Симптомы постепенно нарастают, что приводит к распаду личности.

В целом определить заболевание у детей можно по наличию следующих признаков:

  • противоречивость суждений;
  • трудности при общении;
  • подход к пониманию проблемы с разных позиций;
  • неуверенность в своих действиях;
  • нарушения мышления;
  • сложности при возникновении необходимости отвечать на вопросы;
  • нарушения речи (быстрая или отрывистая речь, глухой голос, медленная речь с заиканием);
  • неологизмы;
  • снижение интеллектуальной активности;
  • автоматизм мышления;
  • разрыв ассоциаций;
  • отсутствие интересов;
  • эмоциональная опустошенность;
  • обеднение психики;
  • повторение мыслей;
  • временная потеря способности понимать слова;
  • незавершенность высказываний;
  • стремление к витиеватым высказываниям;
  • рассеянность при чтении;
  • сильные переживания из-за неудач в школе;
  • эгоцентризм;
  • бесцельность.

Диагностика детской шизофрении

Диагностика расстройства у детей основывается на видимых симптомах. Специальных клинических методик выявления болезни не существует. Для выявления патологии применяются психологические методики. Кроме них, в комплексную диагностику включают:

  1. МРТ, позволяющую выявить типичные при шизофрении изменения в структуре мозга, и исключить наличие возможных опухолей.
  2. Электрическая энцефалографию, отражающую картину мозговой активности.
  3. Дуплексное сканирование сосудов, диагностирующее наличие возможных заболеваний – патологий венозного оттока, атеросклероза и пр.
  4. Нейротест, позволяющий отследить эффективность функций нервной системы.
  5. Лабораторные анализы на наличие следов наркотических средств и вируса Эпштейн-Барра.

При диагностике шизофрении используют метод изучения рисунков больных. Только по рисунку выявить патологию сложно, однако творческая работа может отображать возможные признаки расстройства. Рисунки ребенка больного шизофренией отличает: символизм, стереотипность, разрыв «ассоциативного аппарата», агглютинация, невыясненные формы. Частым симптомом заболевания является неестественное сочетание цветов: трава – черного цвета, облака – красного.

Виды (формы) шизофрений у детей

Для детей характерно развитие следующих форм расстройства:

  • – редкая для детей форма расстройства. С подобным диагнозом обычно встречаются дети 10-12 лет. У ребенка параноидная шизофрения может быть представлена в виде симптомов мании преследования, бреда, выражаться страхами. Ему мерещится заговор с целью его убийства. В связи с этим ребенок может начать отказываться от еды, боясь быть отравленным, становится чрезвычайно злобным.
  • Кататоническая форма сопровождается выраженными двигательными патологиями – неестественной подвижностью, однообразными действиями, застываниями в неестественной позе. Ребенок отрешен от реальности, замкнут, не реагирует на вопросы, отказывается разговаривать.
  • – заболевание характерное для подростков. Проявляется в виде дурашливых поступков, гримасничания, нелепого поведения. Такой ребенок страдает бессонницей, головными болями иногда придумывает бредовые идеи.
  • Простая шизофрения типична для дошкольников, реже развивается в юности. Ребенок становится вялым, агрессивным, теряет интерес к обучению, совершает асоциальные поступки, стремится уйти из дома, у него снижается уровень интеллекта.
  • Привитая – эта форма характерна для подросткового возраста. Она поражает детей, имеющих определенные особенности, которые являются благодатной почвой для этой патологии – травмы головы, интоксикации, личностные особенности (капризы, упрямство, раздражительность, замкнутость).

Независимо от формы расстройства исходом являются необратимые дефекты психики: абулия, эмоциональное оскудение, выраженное слабоумие разорванное мышление и речь.


Причины

Основные причины шизофрении в детском и подростковым возрастах скрываются за генетическими нарушениями. ДНК детей – носителей расстройства содержат мутации, которые не обнаруживаются у здоровых людей. Современные ученые утверждают, что предрасположенностью к развитию заболевания обладают дети, родственникам которых, даже не по прямой линии, был установлен такой диагноз. Вместе с тем, известны случаи, когда у родителей больных шизофренией рождаются здоровые дети с высоким уровнем интеллекта.

Кроме того, причины расстройства прослеживаются в нарушениях клеток головного мозга. Диагноз шизофрения порождает недостаточность ацетильно-гистоновых связей. Так же существует версия, что причины патологии скрываются в нарушении обменных процессов в организме больного, который приводят к сбою метаболизма углеводистых и белковых соединений.

Существует еще ряд факторов, способствующих развитию патологии:

  • экстремальные жизненные условия;
  • поздняя беременность;
  • внутриутробные вирусные заболевания;
  • неполноценное питание матери во время беременности;
  • детская наркомания.

Лечение

Шизофрения независимо от возраста является хроническим психическим расстройством и самостоятельному лечению не подлежит. Расстройство, проявившееся в детском возрасте, имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при построении программы терапии. Лечение шизофрении у детей включает применение лекарственных препаратов и методов психотерапии. Успех терапии во многом зависит от своевременности обращения к психиатру. Затягивать с и ждать, что все пройдет само, не стоит.

Современные методики и лекарства позволяют добиться устойчивой ремиссии. Лечение шизофрении при помощи лекарств предусматривает применение нейролептиков, которые призваны сгладить психопатологические симптомы, и ноотропов. При назначении конкретного вида препарата врач исходит из особенностей течения болезни и ее формы.

Наиболее эффективными техниками при лечении шизофрении у детей считаются методики творческого самовыражения, такие как телесно-ориентированные, арт-терапия, танцевальная терапия, психодраматические постановки.

В особо сложных случаях при лечении подростков в качестве одной из крайних мер используется электрошок. Такой метод применяется для вывода из глубокой депрессии при вероятности суицида.

В зависимости от того, насколько успешно проходит лечение, больные дети могут посещать общеобразовательные учреждения и обучаться по специальной программе. При наличии симптомов расстройства личности больному назначается надомное обучение. В зависимости от особенностей течения заболевания лечение может проводиться в условиях стационарах.

Вам также может быть интересно

Шизофрения - психическое заболевание, которое возникает у детей, подростков и взрослых и характеризуется наличием бреда, галлюцинаций и изменениями личности. Симптомы патологии в раннем возрасте отличаются от проявлений болезни у совершеннолетних. Чтобы поставить верный диагноз, психиатр должен разбираться в детских психических заболеваниях. Терапия осуществляется при помощи препаратов и психологической помощи.

    Показать всё

    Шизофрения: описание заболевания

    Шизофрения - прогредиентное психическое эндогенное заболевание, которое возникает у людей преимущественно в 20-23 года. Это расстройство характеризуется наличием личностных изменений и другими психопатологическими нарушениями. Шизофрения отличается хроническим течением. Ее выраженность варьируется от легких нарушений психики до грубых, вплоть до шизофренического дефекта.

    Точной причины возникновения этого недуга в настоящее время не установлено. Согласно проведенным исследованиям, шизофрения в 79% случаев появляется по причине наличия отягощенной наследственности. Внутриутробные инфекции, сложное течение беременности и роды также влияют на формирование этого расстройства.

    Учеными установлено, что шизофренией чаще всего страдают люди, которые родились весной и зимой. Черепно-мозговые травмы, органические поражения головного мозга могут привести к развитию этого заболевания. К факторам появления шизофрении относят следующие факторы:

    • хронические стрессы;
    • детские травмы;
    • аномалии в строении и функционировании структур головного мозга.

    Основные клинические проявления и виды

    К основным симптомам шизофрении относится ассоциативный дефект, аутизм, амбивалентность и аффективная неадекватность (тетрада Блейлера). Ассоциативный дефект характеризуется отсутствием логического мышления (алогия). Аутизм - это отвлечение человека от реального и погружение в свой внутренний мир. У пациента ограничиваются интересы, он совершает стереотипные (одинаковые) действия и не реагирует на внешние раздражители, не общается с окружающими людьми.

    Амбивалентность характеризуется тем, что пациент высказывает противоположные мнения относительного одного и того же предмета/объекта. Существует три вида явления: эмоциональный, волевой и интеллектуальный. При первой форме амбивалентности отмечается наличие противоположного чувства к людям, событиям или предметам. Волевой вид проявляется в бесконечном колебании при решении какой-то либо проблемы. Интеллектуальная форма этого расстройства заключается в наличии у человека противоположных идей. Следующая группа симптомов - аффективная неадекватность, которая выражается в неадекватной реакции пациента на какие-то события.

    Выделяют 4 группы основных типа признаков шизофрении:

    • позитивные (продуктивные);
    • негативные (дефицитарные);
    • когнитивные (дезорганизованные);
    • аффективные расстройства.

    Позитивные симптомы проявляются в виде бредовых идей, галлюцинаций, иллюзий и психомоторного возбуждения. Иллюзии - это неправильное, искаженное видение существующего в действительности объекта. Галлюцинации - возникновение различных простых (шумы, звуки) и сложных (сцены, действия) ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), которых на самом деле не существует. Наиболее часто встречаются слуховые, а зрительные обычно сочетаются с обонятельными и вкусовыми. Бред - убеждения человека, которые не соответствуют действительности. Отмечаются следующие формы: преследования (кто-то наблюдает за больным), воздействия (кто-то влияет на него извне, управляет им), ревности и величия. Неадекватное поведение - поступки пациента, которые не соответствуют социальным нормам. К нему относятся проявления деперсонализации и дереализации. В первом случае это состояние человека, при котором собственные мысли и части тела кажутся не своими, а привнесенными извне. Для дереализации характерно чрезмерное обращение внимания на незначительные, вторичные признаки предмета.

    К неадекватному поведению также относится кататония - группа двигательных расстройств, которой свойственно принятие и длительное сохранение пациентом поз. При попытке изменить его положение больной оказывает сопротивление. Также к явлениям неадекватного поведения можно отнести гебефрению - дурашливость. Такие пациенты постоянно прыгают и смеются.

    Негативные симптомы заболевания характеризуются тем, что при этом расстройстве исчезают качества, которые должны быть у здоровых людей. К этой группе признаков относится снижение активности и потеря интереса к хобби, бедность речи и мимики, замкнутость. Отмечаются эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения), нарушения мышления и отсутствие мотивации.

    При беседе пациенты постоянно перескакивают с одной темы на другую, а при прогрессировании заболевания они перестают выполнять навыки самообслуживания (чистить зубы, принимать душ). Наблюдается нарушение концентрации внимания и памяти. Суждения таких пациентов носят преимущественно абстрактный характер (когнитивные проявления). Аффективным признакам свойственно снижение настроения (суицидальные, депрессивные мысли).

    Шизофрения у мужчин - симптомы заболевания, поведение и лечение

    Синдромы шизофрении

    К позитивным синдромам шизофрении относятся следующие виды:

    Вид Характеристика
    Галлюцинаторно-параноидный Бредовые идеи, вербальные галлюцинации и автоматизмы (стереотипные действия)
    Синдром Кандинского-Клерамбо Пациенты жалуются на ощущение того, что все его видения кто-то создал (вкладывание мыслей в голову, управление внутренними органами). Иногда отмечается ментизм (наплыв идей), который сочетается с периодами отнятия. Наблюдаются бредовые мысли
    Парафренный Галлюцинации, бред преследования, аффективные (эмоциональные) расстройства и синдром Кандинского-Клерамбо. Отмечается постоянный высокий эмоциональный фон, вплоть до состояния мании
    Синдром Капгра Отмечается наличие бреда о том, что люди меняют свою внешность для достижения целей
    Аффективно-параноидный Депрессивное состояние, бред преследования и галлюцинации. Иногда отмечается наличие мании величия
    Кататонический Наблюдаются застывания в определенной позе (каталепсия), принятие неудобного положения и его удержание в течение долгого времени, сопротивление при попытках его изменить. Отмечается мутизм - отсутствие речи при сохранной речевой функции. Иногда происходит повышение двигательной активности
    Гебефренический Дурашливое поведение. Пациенты делают гримасы. Отмечается наличие импульсивных поступков, которые не соответствуют социальной ситуации. Иногда сочетается с галлюцинаторно-параноидным и кататоническим синдромами
    Деперсонализационно-дереализационный Пациенты переживают по поводу изменений в своем внешнем виде, личности и поведении окружающих их людей

    К негативным синдромам шизофрении можно отнести следующие:

    • нарушения мышления;
    • эмоциональные расстройства;
    • нарушения воли (абулия/гипобулия);
    • личностные изменения.

    Нарушения мышления характеризуются разноплановостью, разорванностью и резонерством. При первом проявлении второстепенные события пациентом воспринимаются как важные. Речь расплывчатая, но больной описывает детали. Разорванность выражается в составлении предложения из не связанных по смыслу слов и словосочетаний, но грамматическая основа при этом верна. В речи пациента отмечается поток лексики (словесная окрошка). Иногда больные не могут закончить свою мысль, т. к. постоянно отклоняются от темы или перескакивают на другую. В некоторых случаях при беседе происходит потеря нити мысли. Резонерство заключается в бесплодных многочисленных рассуждениях. В речи пациенты используют собственные придуманные слова (неологизмы).

    Эмоциональные расстройства характеризуются тем, что у больных возникает холодность, жестокость и угасание реакций. Волевые нарушения проявляются в виде апатии, вялости и дефицита энергии. Человек становится пассивным и безучастным к происходящим вокруг него событиям. Абулия - это тотальные нарушения волевой сферы, гипобулия - частичные. В зависимости от течения болезни развиваются личностные изменения, при которых человек становится замкнутым и манерным.

    Существуют 4 основных формы этого расстройства: параноидная, гебефреническая, кататоническая и простая. Самым распространенным видом считается первая. Ведущим симптомом этой формы расстройства является бред, а эмоциональные признаки развиваются медленно.

    Гебефреническая шизофрения характеризуется кривляниями, неадекватным смехом больного и перепадами настроения. Отмечается быстрое изменение личности. Это заболевание появляется в возрасте от 13 до 15 лет.

    При кататонической форме шизофрении возникают двигательные нарушения. Отмечается повышенный мышечный тонус. Пациенты обнаруживают способность копировать движения, фразы и мимику окружающих их людей.

    Простая форма характеризуется тем, что бредовые идеи и галлюцинации отсутствуют. Пациенты отказываются от работы и учебы, по этой причине возникает разрыв отношений. Это расстройство появляется в подростковом и юношеском возрасте. Больные становятся безучастными к происходящим вокруг них событиям.

    Особенности болезни у детей и подростков

    Согласно проведенным исследованиям, риск заболевания шизофренией у детей и подростков в 3-4 раза выше, чем у взрослых. Шизофренический дефект в раннем возрасте характеризуется изменениями в эмоциональной сфере. У пациентов отмечается снижение яркости чувств и сопереживания.

    Дети характеризуются жестокостью к своим близким и эгоцентризмом. Межличностные отношения поверхностны. Ребенок может остаться равнодушным к смерти близкого человека и плакать над сломанным цветком. Для детей с такими особенностями эмоциональной жизни характерна симбиотиче­ская привязанность к одному из родителей с зависимостью от него.

    Аутизм проявляется в форме ухода от действительности с фиксацией на внутреннем мире. Психический инфантилизм характеризуется тем, что ребенок чрезмерно зависит от матери. У него не сформированы возрастные интересы, чувства долга и ответственности. Влечения у детей появляются с задержкой. Иногда психическая незрелость сочетается с физической, которая отражается на небольшом росте ребенка и мелких черт лица. У больных на протяжении всей жизни сохраняется детское выражение, походка и мимика.

    Психическая ригидность проявляется в виде недостаточной развитости и гибкости таких процессов, как эмоции, мышление, поведение. Отмечается нарушение переключаемости внимания. Такие дети с трудом адаптируются в новых условиях (детских садах, школах или колледжах). Больные тяжело переносят смену привычной обстановки (переезд) или режима дня, появление и формирование контактов. Возникновение нового человека в дома вызывают отрицательные эмоции и реакцию протеста. У больных детей и подростков происходит уменьшение активности. Отмечается снижение уровня работоспособности, отсутствие мотивации для выполнения какого-либо действия (апатоабулический дефект).

    Искажение развития пациента тем больше выражено, чем ранее возникла шизофрения. Существует два вида нарушений: дисгармонические и задержка психического развития (ЗПР). Первый характеризуется несоответствием сроков созревания психических и моторных функций, т. е. происходит опережение речевого и интеллектуального роста при задержке двигательного. В некоторых случаях отмечается развитие познавательных процессов в норме при невозможности воспроизведения и усвоения бытовых навыков и самообслуживания. У детей возникает резонерство - бесцельные рассуждения на любую тему. В мимике наблюдается асинхронность. Искажение развития возникает после младенческого возраста. Речь характеризуется бедностью и односложностью. Отмечается нарушение звукопроизношения, эхолалии (повторение слов окружающих людей) и шепот. Пациенты иногда подражают не только интонациям, но и тембру голоса.

    Дети постоянно называют себя в третьем лице. Их игра примитивна и стереотипна (бесконечное открывание и закрывание дверей). Внимание у таких больных рассеянно.

    У них возникает агрессивность при отвлечении от действий. Они не общаются с ровесниками и не получают удовольствия от коммуникации с окружающими людьми. Дети не имеют желания и не могут одеваться и осуществляют прием пищи руками.

    Шизофрения в подростковом возрасте

    Симптомы шизофрении у подростков проявляются различными симптомами. Бредовые мысли наблюдаются редко и имеют неустойчивый характер. У пациентов встречается нервная анорексия, дисморфомания (убежденность человека в наличии у себя физического недостатка), мировоззренческие расстройства. В подростковом возрасте преобладают приступообразные формы течения шизофрении, но встречаются и другие, которые наблюдаются у взрослых пациентов.

    При непрерывной вялотекущей болезни возникают навязчивые мысли, аффективные расстройства, на фоне которых прогрессируют негативные симптомы в виде обеднения эмоций, постепенной аутизации и снижения энергии. Установленный в этом возрасте диагноз в дальнейшем отвергается, поскольку наступает стойкая ремиссия (отсутствие признаков) с различными личностными нарушениями. При неблагоприятно текущей бредовой шизофрении на подростковый период приходятся ранние стадии заболевания.

    У больных возникают злокачественные формы, которые протекают с двигательным возбуждением и приводят в короткие сроки к глубокому шизофреническому дефекту. Отмечаются дурашливость, импульсивность и негативизм. У пациентов наблюдаются эхо-симптомы (повторение движений, мимики и слов окружающих людей), которые чередуются с обездвиженностью. Иногда возникают галлюцинации.

    Простая форма шизофрении в этом возрасте встречается редко. Шубообразная (приступообразно-прогредиентная) характеризуется наличием у больных навязчивостей, бредовых, галлюцинаторных и двигательных расстройств. В эмоциональной сфере наблюдаются депрессивные и маниакальные нарушения. В дальнейшем при этой форме происходит развитие личностных изменений, которые нарастают после каждого приступа.

    При рекуррентной шизофрении наблюдается периодическое возникновение аффективных расстройств. После 2-4-го приступа наступают изменения личности, которые в основном затрагивают эмоциональную сферу больного. Отмечаются депрессивные и маниакальные расстройства. После одного приступа формируется ремиссия с наличием хронического гипоманиакального состояния (небольшие проявления повышенного эмоционального фона).

    Особенности заболевания у детей

    В детском возрасте самыми распространенными являются шубообразные и непрерывные формы течения шизофрении. Среди проявлений этого заболевания у детей до 10 лет в основном отсутствуют бредовые расстройства, галлюцинации, помрачение сознания. Преобладают фобии, двигательные нарушения и психосоматические патологии. Отмечаются сверхценные увлечения и фантазирование. Злокачественная непрерывная шизофрении характеризуется наличием у детей двигательных расстройств, эхо-симптомов, застываний, импульсивности в поведении, а также задержки мочи и кала. Возникает дурашливость. При такой разновидности у детей через 1 год формируется тяжелый дефект в виде умственной отсталости с кататонической (двигательной) симптоматикой и аффективными расстройствами.

    Непрерывная вялотекущая шизофрения развивается медленно и постепенно - с самых первых месяцев жизни. При этой форме обострения чередуются с периодами нормализации состояния. Наблюдаются психосоматические нарушения, тики, страхи, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), заикание, депрессивные и маниакальные расстройства. У всех пациентов проявления шизофренического дефекта выражены в дошкольном возрасте, но они развиваются до пубертатного периода. У маленьких детей возникают черты аутизма, от 7 лет - эмоциональные нарушения. В препубертатном возрасте поведение характеризуется чудаковатостью, формируется психический и физический инфантилизм.

    Продуктивность деятельности у таких больных сохранна, но активность направлена на узкий круг объектов. Чем ближе подростковый возраст, тем больше отмечается ограничение интересов. Происходит снижение активности, замедление мыслительной деятельности. Достигшие пубертатного и юношеского возраста дети-шизофреники несамостоятельны, зависимы от родителей, нуждаются в стимуляции и контроле. Такие пациенты заканчивают среднюю школу хуже ровесников. Выбор специальности осуществляется с трудом из-за больших перерывов отдыха. Приступообразная шизофрения развивается у пациентов в возрасте от 2 лет. Отмечается наличие депрессивных, маниакальных и бредовых состояний. Возникают патологическое фантазирование, страхи и фобии. Каждый пациент переносит до 10 приступов, которые длятся 1-1,5 месяца. Они характеризуются серийностью, а между ними наблюдается ремиссия с аффективными симптомами и признаками, которые свойственны неврозам. Длительность перерыва составляет более 3 лет, ее начало совпадает с юношеским возрастом. Далее возникает новый психоз, симптомы становятся более выраженными, чем ранее.

    Иногда отмечаются помрачения сознания. Усложняются бредовые и галлюцинаторные расстройства. Шизофренический дефект при этой форме возникает через 1-3 приступа. Сверхранние (младенческие) припадки переносятся пациентами в период от 3 месяцев до 1,5 лет, т. е. в раннем детском возрасте. Преимущественным симптомом являются соматические и вегетативные нарушения. Диагностируется это расстройство на основании медицинской документации детских непсихиатрических учреждений. В ней описывается состояние ребенка, при котором происходит изменение поведения, внешности, темперамента и характера. Приступы возникают после периода нормального или опережающего развития с проявлениями повышенного или ровного эмоционального фона. Они связаны с соматическими заболеваниями, которые перенес ребенок. Основными симптомами этого расстройства являются двигательные и аффективные нарушения.

    У детей-шизофреников отмечается веселый или тревожный фон настроения. Иногда возникают подавленность и отрешенность от окружающего мира. В зависимости от настроения пациента появляется двигательное возбуждение или обездвиженность, которая сопровождается повышением/понижением мышечного тонуса. У детей отмечается наличие монотонного крика приступообразного характера длительностью около 24 часов с перерывами на сон/кормление.

    Тревожный аффект проявляется в том, что дети боятся чужих людей, предметов быта, звуков. Возникают ночные страхи. Отмечается повышенная слезливость и постоянная готовность к плачу. У пациентов появляются стереотипные движения пальцев рук, раскачивания туловищем, прыжки и удары головой о кровать. Возникают нарушения сна и аппетита. Длительность отдыха сокращается, период засыпания увеличивается. Сон становится чутким и поверхностным, дети пробуждаются от малейшего шума.

    Возникает усталость в дневное время суток и бодрствование ночью. Частые проявления сверхранних приступов - срыгивания, рвота и диарея. Дети отказываются от приема пищи или происходит повышение аппетита. Отмечаются побледнение кожных покровов, морщины на лбу или возле рта. Взгляд таких детей неподвижен. Возникает замедление развития - как психического, так и физического. Затем оно происходит в прежнем нормальном темпе. Признаки гипомании возникают после 2-3 месяцев светлого промежутка. С этого момента проявления становятся стабильными и имеют неизменный характер. Отмечается отсутствие суточных колебаний настроения и депрессивных состояний. У некоторых детей наблюдаются повторные приступы в возрасте 2-3 или 8-10 лет. При этом возникает патологическое фантазирование, тревожное настроение. После их завершения аффективные симптомы у пациента сохраняются.

    Признаки шизофренического дефекта проявляются сразу после первого приступа, но они варьируются от неглубоких изменений личности до признаков умственной отсталости. Отмечается задержка развития, которая характеризуется трудностями в обучении ребенка в обычных общеобразовательных школах. Возникают страхи, эмоциональные и двигательные расстройства. Несмотря на незначительную глубину личностных изменений, дети испытывают трудности адаптации в первые годы обучения. Они не общаются с одноклассниками, неусидчивы и конфликтны. Эти проявления заставляют родителей обратиться к врачу-психиатру. По мере взросления у детей наблюдается стабилизация школьной успеваемости.

    Диагностика

    Диагностика этого заболевания осуществляется врачом-психиатром и психологом. Важное значение имеет сбор анамнеза со стороны больного и его родителей, который заключается в изучении жалоб и причин, повлиявших на формирование шизофрении. При обследовании ребенка необходимо убедиться, что эти проявления не возникли из-за употребления пациентом лекарств и наркотиков.

    Диагноз устанавливается на основе наличия прогредиентного характера заболевания (постепенное развитие симптомов) и возникновения изменений личности. Для изучения особенностей больного прибегают к помощи психолога, который исследует пациента посредством тестирования. На основе поставленного диагноза назначается определенное лечение.

    Лечение

    Лечение шизофрении осуществляется комплексно - с помощью медикаментов и психотерапии. Препараты позволяют купировать симптоматику, замедлить развитие болезни и шизофренического дефекта. Особенностью терапии подростков и детей является то, что средства оказывают значительное негативное влияние на организм пациента.

    Лечение несовершеннолетних с ярко выраженными симптомами осуществляется в больнице. При легких формах этого заболевания терапия проводится амбулаторно. В зависимости от динамики болезни врач может отменить препараты. Средства назначаются специалистом с учетом возраста, веса, вида и течения болезни. Нейролептические лекарственные препараты предназначены для больных с галлюцинациями и бредовыми расстройствами. Снотворные назначаются для лечения бессонницы у пациентов. Иногда используются антидепрессанты при наличии депрессивных состояний. Чаще всего применяют следующие препараты:

    Психотерапия применяется для закрепления эффективности медикаментозного лечения. Благодаря этому у пациентов возникает стойкая ремиссия. Психотерапевт оказывает психологическую поддержку родителям, а ребенка учит принимать свою болезнь. Длительность сеансов зависит от вида патологии и возраста пациента.