Промышленность и сельское хозяйство южной кореи. Экономическое южной кореи Экономика южной кореи

Южная Корея является уникальной страной с точки зрения экономического роста. За 1960-2010 ВВП на душу населения по паритету покупательной способности вырос в 25 раз и сегодня составляет 36,6 тыс. долл. Сейчас Корея — высокоразвитая страна, член «Большой двадцатки», 11 экономика мира по размеру. Корея часто приводится в качестве примера успешного дирижизма — вмешательства государства в экономику. Александр Жолудь внимательно изучил современную экономическую историю Кореи и нашел ответ на вопрос, действительно ли государственное вмешательство так полезно для экономики.

Республика Корея, или как чаще ее называют после Корейской войны 1950-53 гг., Южная Корея, является уникальной страной с точки зрения экономического роста. За 50 лет (1960-2010) ВВП на душу населения в постоянных ценах (то есть исключив инфляцию) по паритету покупательной способности (ППС) вырос в 25 раз. Страна, которая начинала на одном уровне с тогдашним Китаем , на сегодня имеет ВВП по ППС 36,6 тыс. долл.

Рис. 1. ВВП на душу населения в постоянных долларах 1990 года, Северная и Южная Кореи, 1950-2008

Такой значительный и длительный рост безусловно вызвал интерес экономистов. Это может показаться странным широкой общественности, но сегодня в экономической среде нет консенсуса относительно того, что именно помогло Корее достичь подобных успехов. Целью этой статьи является попытка описания факторов и политик, которые повлияли на развитие корейской экономики, и возможные уроки для Украины.

Развитие экономики Кореи обычно делят на 3 периода: импортозамещение, экспортоориентированность, индустриализация.

Первый период, 1953-1961: «импортозамещение»

После окончания войны южная Корея была беднее большинства стран Африки, не говоря уже о Европе. Большинство капитала и земель до независимости были в собственности японских колонизаторов. Эти активы были конфискованы в пользу государства и приватизированы после окончания Второй мировой войны, часто покупателями были мощные родственные группы со связями. Первой попыткой запуска экономического роста была популярная на тот момент идея импортозамещения — «самодостаточности» экономики. Для ее реализации правительство ввело высокие (до 77% цены) импортные тарифы, импортеры должны были получить специальное разрешение на ввоз продукции, одновременно существовало несколько обменных курсов. Эта политика дала нажиться ряду приближенных к власти бизнесменов, которые позже сформировали «родственные корпорации» или чеболи, но как политика она была провальной — средние темпы роста в это время были на уровне 5,5%, что очень мало для страны, которая восстанавливается после войны. Не помогла даже безвозвратная финансовая, техническая и гуманитарная помощь от США, которая составляла до 10% ВВП Кореи в год — с 1954 по 1960 годы в среднем свыше двух третей ежегодного импорта финансировались помощью США. В 1960 году происходят очередные президентские (и вице-президентские) выборы, в которых с большим отрывом побеждает 85-летний президент Ли Сын Ман. Выборы проходили со значительными нарушениями и вызвали массовые студенческие протесты (армия открыла огонь по протестующим, убив 180 и ранив тысячи гражданских), что привело к свержению режима Ли Сын Мана. Результатом была кратковременная «вторая корейская республика», которую менее чем за год свергла военная хунта во главе с Пак Чон Хи, который возглавил страну.

Второй период, 1962-1972: «экспортоориентированность»

Пак Чон Хи был непримиримым противником коммунизма, что не помешало ему активно внедрять государственное вмешательство в экономику, создание и осуществление пятилеток и незаконное преследование политических оппонентов. На первом этапе он попытался проводить активную борьбу с коррупцией и бизнесменами, приближенными к предыдущей власти, однако до каких-либо значительных «посадок» не дошло, а связь между крупным бизнесом и властью только усилилась. От провальной политики импортозамещения перешли к ориентации на экспорт.

Рис. 2. Строительство, с/х и перерабатывающая промышленность, доли добавленной стоимости,%

Очень важно понимать геополитическую ситуацию начала 60-х годов: Корея улучшает отношения с бывшим колонизатором — Японией (Япония выплачивает многомиллионные компенсации) и в обмен на военную и политическую поддержку действий США во Вьетнаме получает доступ к закупкам, которые осуществляли США для ведения кампании. Например, по оценке Kim (цитируется по , оригинальная статья 1970 недоступна онлайн), доходы Кореи от контрактов, связанных с войной во Вьетнаме, составили в 1967 году 185 млн долл. или около 4% ВВП страны за этот год.

Закупки не только предоставляли валюту для приобретения современного импортного оборудования, но и создавали гарантированный рынок сбыта и помогали получить навыки, которые потом можно было использовать в других проектах. По данным Glassman and Choi , 21% строительных работ в 1965-1969 было произведено по заказу США. Проекты строились гражданскими компаниями в составе чеболов. Например, Хюндай строил дорогу Паттан-Наратхиват в Таиланде в 1965 году, по которой должны были поставляться войска и припасы во Вьетнам. В результате, источником от 40% до 60% валового накопления основного капитала (ВНОК) были контракты публичных закупок со стороны США и финансовая и гуманитарная помощь США в конце 1960-х годов.

Новое правительство продолжило активно вмешиваться в экономику, но изменило акценты этого вмешательства. Тарифы на импорт были снижены, зато бизнесы, выполнявшие установленные экспортные квоты, получали доступ к субсидированным кредитам и другим преимуществам. До 1967 года существовал перечень разрешенных товаров для импорта (остальные — запрещены. Их можно было ввозить только при наличии спецразрешения и были ограничения по покупке твердой валюты на эти цели), но под внешним давлением с 1967 года правительство изменило политику на обратную — перечень запрещенных товаров.

Кредиты экспортерам выдавали как иностранные банки под госгарантии, так и государство через ренационализованные банки. Основное развитие промышленности шло через трудоемкие производства, которые могли привлекать рабочую силу из сельского хозяйства. Если в 1963 году в с/х производилось 43,1% ВВП и было занято 63,4% рабочей силы, то в 1970 эти показатели ссоставляли 26,7% и 50,4% соответственно . Стимулирование экспорта было успешным как в абсолютном, так и в относительном измерениях: рост экспорта с 55 млн долл. в 1962 (2,4% ВВП) до 1,6 млрд долл. в 1972 (15% ВВП). Структура экспорта сместилась с с/х продуктов и минералов на товары легкой промышленности — тройку товаров-лидеров в экспорте В 1970 году составили текстиль (40,8% экспорта), фанера (11%) и парики (10,8%). В целом трудоемкие товары легкой промышленности составляли более 70% экспорта — то есть страна в полном соответствии с классической теорией международной торговли использовала свое конкурентное преимущество. Основными торговыми партнерами Кореи были США (47,3%) и Япония (28,1%).

Рис. 3. Чистый экспорт как процент ВВП

Экспорт рос очень высокими темпами — в 1963-1969 годах средний ежегодный прирост был на уровне 35% , в то время как импорт рос в среднем на 22% ежегодно. Вместе с тем следует заметить, что весь этот период чистый экспорт оставался отрицательным со средним уровнем в -6,9% ВВП в 1962-1971. Поддержание такого постоянного и значительного внешнеторгового дефицита требовало притока внешнего капитала — сначала финансовой помощи, затем — инвестиций и долга.

Из-за того, что для получения большинства государственных стимулов необходимо было иметь значительные объемы производства и экспорта, происходила концентрация бизнеса и развитие чеболов. Кредитная поддержка правительства не всегда была успешной, что часто требовало затрат дополнительных ресурсов на спасение провальных проектов. Для генерации доходов для обеспечения таких расходов правительство оказывало успешным компаниям защиту путем ограничения входа на рынок новых участников. 4 попытки изменить законодательство в пользу дерегуляции и конкуренции в этот период потерпели неудачу.

В 1960-е годы корейские фирмы активно делали инвестиции в новые активы — темпы роста валового накопления основного капитала выросли с 10,5% в год в первой половине десятилетия до 33,2% во второй. Компаниям не хватало собственных средств на такие инвестиции и они активно наращивали долги — отношение собственного капитала (net worth) к активам упало с 51,6% в 1965 году до 23,3% в 1970, появилась большая доля компаний, которые имели положительный cash flow, но критически зависели от продолжения кредитных линий и обращения собственных векселей. Когда компаниям не были доступны банковские кредиты, они занимали на внутреннем нерегулируемом финансовом рынке ,часто под значительные проценты.

Третий период, 1973-1979: «развитие тяжелой и химической промышленности»

В июле 1971 Федерация корейской промышленности (представитель интересов крупных компаний), обратилась к президенту Паку с просьбой выкупа государством долгов проблемных компаний. Последней каплей в накоплении проблем была 17-процентная девальвация национальной валюты в предыдущем месяце, которая привела к росту стоимости обслуживания валютных кредитов. Рассматривалась возможность банкротства таких фирм, но из-за опасений остановки внешних инвестиций в случае громких банкротств был избран возможно более дорогой, но более политически приемлемый вариант. Прошло чуть больше года, и правительство издало указ (т.н. Указ 3-го августа ), которым все старые долги компаний перед нерегулируемым финансовым рынком были заменены на долг по единой ставке (1,35% в месяц), который необходимо было выплачивать 5 лет после первоначального трехлетнего периода без выплат. Краткосрочные долги перед банковской системой были заменены на унифицированный долг (8% годовых, 3 года льготного периода, 5 лет выплат). Реальные процентные ставки были практически нулевыми или отрицательными — годовая инфляция в 1971-1974 годах составляла соответственно 13,5%, 11,7%, 3,2% и 24,3%.

Рис. 4. Валовое накопление основного капитала как % ВВП

Итак, произошло перераспределение стоимости в пользу заемщиков за счет формального и неформального финансового сектора, от которого выиграл прежде всего большой бизнес, в то время как малый и средний были в значительной мере ограничены в возможностях получения кредитов. Однако и крупному бизнесу это принесло лишь временное облегчение — уменьшение кредитных выплат привело к оппортунистическому наращиванию новых долгов.

Кроме прямой кредитной поддержки крупного бизнеса правительство ввело мораторий на обслуживание долга компаний перед неофициальным финансовыми рынками. У компаний, которые не желали направлять инвестиции в избранные государством отрасли, не только исчезал доступ к финансированию (банковская система находилась под контролем правительства), но и возникали проблемы с налоговой и ограничения на получение лицензий, что закрывало для них доступ на перспективные рынки. Многие компании создали избыточные производственные мощности, которые не могли использовать из-за отсутствия спроса на соответствующие товары.

В января 1973 г. Пак Чон Хи объявил «декларацию о развитии тяжелой и химической промышленности» (англ. Heavy and Chemical Industry, HCI). 1970-е были пиком государственного вмешательства в деятельность корпораций. До этого стимулирования экспорта не выбирало виды промышленной деятельности, которые надо поддерживать. Переход к прямой поддержке отраслей был следствием трех основных факторов (по Anne O. Krueger (1995) ):

1) уменьшение военного присутствия США, вызвавшее необходимость в развитии собственного ВПК;

2) рост зарплат из-за общего роста экономики, которое сделало трудоемкий экспорт менее конкурентным. Рост стран-соседей с похожими трудоемкими производствами;

3) наличие большого дефицита текущего счета платежного баланса, несмотря на стимулирование экспорта, в том числе из-за использования импортных ресурсов в производстве.

Сокращение финансовой поддержки со стороны США означало, что внешнеторговый дефицит необходимо срочно сокращать, потому что исчезал источник его финансирования.

Рис. 5 Темпы роста реального ВВП,% годовых

Происходило создание государственных промышленных предприятий, одним из самых известных примеров которых является POSCO (Pohang Iron and Steel Company) — металлургический завод, построенный на средства, предоставленные Японией в рамках программы взаимопонимания между бывшими метрополией и колонией. Соглашение о кредите, финансовой и технической помощи было подписано в 1969 году, выпуск стали начался в 1972 Предприятие было приватизировано в конце 1990-х, и на сегодня это четвертый крупнейший производитель стали в мире.

В этот период ВВП Кореи рос быстрее (11% в год в 1973-1979 гг. против 9,6% в 1963-1972), хотя оппоненты вмешательства государства отмечают, что основной рост был вызван общим экспортным направлением экономики и притоком прямых иностранных инвестиций и его темпы могли бы быть выше без вмешательства государства. Необходимо отметить, что в 1980 году произошло первое падение ВВП за почти тридцать лет. На это безусловно повлияло убийство Пак Чон Хи и второй нефтяной шок, но замедление было очевидным и до этих событий.

1979-2017: устранение ошибок

В 1979 году состоялся ряд событий, которые вызвали кризис и заставили правительство двигаться от поддержки конкретных компаний к созданию более равных условий — процесс, который продолжается до сих пор. Во-первых, состоялся второй нефтяной шок, который нанес удар по химической промышленности — одной из отраслей со значительной государственной поддержкой. Во-вторых, ускорение инфляции до 18,3% в 1979 и 28,7% в 1980 из-за большого бюджетного и внешнеторгового дефицитов и искажение цен государственной политикой привели к дефициту многих потребительских товаров. В-третьих, 26 октября 1979 было совершено успешное покушение на президента Пак Чон Хи, диктатора, который практически единолично решал тактические и стратегические вопросы развития экономики. В-четвертых, из-за засухи в 1980 году был очень плохой урожай, ВВП впервые с 1953 года продемонстрировал падение — на 1,7%.

К власти пришла очередная группа военных во главе с Чон Ду Хван, которая, опасаясь восстановления военного конфликта с Северной Кореей, ввела чрезвычайное положение. В ответ участились протестные выступления студентов и рядовых граждан против политической диктатуры и засилья чеболов — например, восстание в Кванджу в мае 1980 года, подавленное армией, в результате которого погибло более полутора сотен человек. Начались протесты профсоюзов. Протестующие достигнут успеха лишь в 1996, когда бывший президент Чон Ду Хван будет осужден на пожизненный срок в частности за чрезмерное использование силы в подавлении протестов.

К началу 1980-х уровень ВВП на душу населения в постоянных долларах 1990 года в Корее был примерно такой, как в современной Украине. Советники Чон Ду Хвана объяснили бесперспективность продолжения политики активного вмешательства государства в экономику — Корея на тот момент уже приблизилась к технологическому фронтиру, а ее экономика усложнилась настолько, что предсказать успешность того или иного вмешательства стало практически невозможно. Поэтому состоялась постепенная экономическая либерализация. Она не помешала дальнейшему экономическому росту — с 1981 по 1997 (год Азиатского финансового кризиса) — среднегодовой ВВП рос на 9,1%. Импортные пошлины были снижены, новые государственные проекты в промышленности не запускались, бизнес получил более равный доступ к кредитам.

Однако, как стало понятно особенно после азиатского кризиса 1997 года, у страны остались значительные структурные дисбалансы. Банковская система до сих пор имеет проблемы со значительными объемами кредитов, выданных под давлением властей крупным корпорациям, некоторые из которых (например., Деу) — обанкротились. Руководство чеболов обвиняют во взяточничестве, финансовых махинациях, уклонении от уплаты налогов и влиянии на власть — в последние годы подобные судебные приговоры вынесены руководителям таких крупных компаний как Samsung, СК, Хюндай, Хангва и Лотте. В то же время главы крупных чеболов после осуждения получают амнистию — как это было с Ли Кун-хи (Самсунг) или Чонг Монг-ку (Хюндай). В конце 2016 объявлен импичмент первому президенту-женщине Пак Кин Хе по обвинению в коррупции.

1953-1979: три декады государственного вмешательства

Имела ли такая политика положительное влияние на экономический рост — нет единого мнения. Большинство соглашается, что на этапе импортозамещения вмешательство имело негативное влияние, о чем свидетельствуют умеренные темпы роста ВВП несмотря на массированную финансовую внешнюю помощь. Государственные ограничения на импорт не дали ни прямого эффекта уменьшения внешнеторгового дефицита, ни существенного роста промышленности. Ситуация изменилась только при переориентации на внешнюю экспансию.

Периоды экспортоориентации и развития тяжелой промышленности являются схожими в том смысле, что в обоих периодах было активное вмешательство государства, но они существенно отличаются механизмами такого вмешательства. В первом случае любой экспортер получал доступ к преференциям за выполнение установленных экспортных планов — кредитам с низкой ставкой, твердой валюте, налоговым льготам и тому подобное. Поэтому развитие отраслей происходило по рыночным законам — страна специализировалась на товарах легкой промышленности, в которых имела конкурентное преимущество — дешевую рабочую силу. Когда же государство взялось за развитие тяжелой и химической промышленности, главной целью было не получение максимальной прибыли, а обороноспособность страны. Поэтому применялась политика прямой поддержки конкретных производств и предприятий — правительство устанавливало для них цены ниже рыночных на материалы, направляло инженеров и другую квалифицированную рабочую силу. Это привело к введению контроля и над потребительскими ценами, появлению дефицита потребительских товаров и черного рынка, а в конце концов замедлению экономического и экспортного роста.

Стоит заметить, что разделение на лагеря по точке зрения на роль государства в развитии Кореи совсем не отражает разделение по экономическим школами или национальности авторов. Так, ярким пропонентом роли государства в развитии Кореи была Alice Amsden со своей книгой Asia’s Next Giant: South Korea и даже в какой-то степени представители Всемирного банка (исследование приветствует вмешательство государства только в случаях, где есть проблемы для рынка, например, асимметричная информация при кредитовании, проблемы достижения экономии на масштабах при конкуренции и т.д.). Оппоненты отмечали, что при расчете по имеющимся мировым ценам производительность тяжелой и химической отраслей осталась ниже производительности легкой промышленности, развитие которой сдерживалось в 1970-е (Yoo Jung-ho, 1990 ), импорт странами ОЭСР из Кореи вырос в 1970-е меньше, чем из Тайваня, который имел схожую структуру экспорта, но не осуществлял значительного государственного вмешательства в этот период. Безусловной сложностью оценки является отсутствие совершенного «контрольного варианта» с которым можно было бы сравнить Корею. Все контр-исторические оценки базируются на тех или иных предположениях, которые невозможно однозначно доказать.

В целом за весь период можно выделить такие факторы, оказавшие значительное влияние на развитие экономики Кореи:

Обычно экономисты выделяют два типа экономического роста — экстенсивный и интенсивный. Первый заключается в увеличении количества используемых ресурсов — капитала, рабочей силы и т.п. Второй означает более эффективное использование имеющихся ресурсов. Европейские страны и Северная Америка развивались преимущественно за счет интенсивного роста — появления новых, более эффективных технологий. В то же время, СССР периода индустриализации был наглядным примером экстенсивного роста — за счет вытеснения людей на работу в промышленности городов (в частности карточной системой), выжимания частных сбережений (работа Торгсин по покупке золота во время Голодомора), принудительные сбережения и покупка западных заводов и другого современного капитала. Проблема с экстенсивным ростом в том, что в определенный момент ресурсы заканчиваются. Так, можно удвоить рабочую силу, привлекая женщин к производству, улучшить ее качество программами ликбеза и образования, однако вряд ли можно ожидать привлечения всех — от младенцев до пожилых людей — к производству или обучение всех до уровня кандидатов или докторов наук. Именно поэтому после исчерпания ресурсов рост в СССР значительно замедлился, что и привело в конечном итоге к падению советской империи.

В 1970-1980-е годы значительная часть западных экономистов считала «Восточные экономические чуда» результатом повторения западного пути, то есть роста эффективности. Однако в 1990-х, после остановки экономического роста Японии и финансовых проблем Кореи, стало доминировать мнение, что их успех был результатом благоприятных условий (в том числе политических) внешней торговли, в сочетании со значительной мобилизацией ресурсов. Так же, как и в СССР, такая мобилизация позволяет временно иметь значительные темпы экономического роста просто за счет наращивания факторов производства.

Уроки для Украины

Украина вряд ли сможет напрямую скопировать опыт Южной Кореи в силу ряда экономических и политических ограничений:

  • Отсутствие резерва рабочей силы. Нет значительного количества молодежи, которая бы из менее производительного сельского хозяйства переходила в промышленность. Маловероятным является то, что молодежь согласится работать по 10-12 часов в день за незначительную зарплату. В Корее в 1980 году (то есть по истечении значительного прямого государственного вмешательства) в с/х были занято 34% всех работающих, в 1963 их было 63,4%; в Украине в 2012-2015 годах этот показатель составлял в среднем 17,3%.
  • Значительный уровень бюджетных расходов на социальную защиту, требует значительной налоговой нагрузки. В случае предоставления преференций отраслям и фирмам нагрузки на остальную экономику только возрастут. Старение населения потребует дополнительного повышения социальных и медицинских расходов.
  • Низкий уровень сбережений и низкая вероятность принудительной мобилизации средств
  • Отсутствие значительной внешней поддержки — корейская экономика находилась во внешнеторговом дефиците с 1953 по 1997 год за счет помощи США и Японии в 1950-1960-е и ПИИ и кредитов в более поздний период, а также содействия доступу на рынки США и Японии.
  • Политическая неприемлемость диктатуры и дальнейшего сращивания государства и крупного бизнеса.

Примечания:

Около 1000 долл. ВВП на человека. Для сравнения — ВВП на душу населения по ППС в Украине в 2015 году составил почти 8000 долл.
Американцы сначала поставили высокие требования на продажу конфискованных японских активов, и немногие корейские граждане отвечали этим требованиям, поэтому собственность перешла к новому корейскому правительству. Правительство сначала выставило банки на продажу в 1954 году с рядом положений для предотвращения продажи по сверхнизкой цене с ограничениями на источник средств, однако предложений не поступило. Правительство резко ослабило требования. Используя политические связи, крупные промышленные капиталисты занимали деньги у банков, чтобы купить эти самые банки. Когда приватизация была завершена в 1957 году, все коммерческие банки находились под контролем промышленных капиталистов. Согласно одному из исследований, доля инсайдерских кредитов таких банков превышала 50 процентов. Покупатели активно финансово поддержали Либеральную партию президента Ли Сын Ман. (по работе Phillip Wonhyuk Lim «Path Dependence in Action: The Rise and Fall of the Korean Model of Economic Development» )
Кроме коммерческих банков и «депозитных банков» под контролем государства, существовал значительный внутренний нерегулируемый рынок, который оказывал прежде всего краткосрочные ссуды. На 1972 год объем кредитов нерегулируемого рынка составил 346 млрд вон, коммерческих банков — 646 млрд и депозитных банков — 823 млрд (см стр. 166 книги Financial Development in Korea, 1945-1978 ).
Он был основан только в 1988 году. До этого действовали фонды для госслужащих и военных, но они покрывали незначительную часть населения .

VoxUkraine - уникальный контент, который стоит прочесть. Подписывайтесь на нашу e-mail рассылку, читайте нас в

В последнее время смотрю много видео и читаю много материалов про Южную Корею. Натолкнуло меня на это просмотр нескольких корейских дорам и восхитившись их молодым кинематографом я решил ознакомиться со страной которая смогла снять такие качественные сериалы. Сначала у меня мелькнула мысль сравнить Южную Корею с Украиной или Сверной Кореей, но потом я передумал. Может сделаю это в следующих статьях. Ознакомившись с Южной Кореей я решил, что она достойна для сравнения хоть с США, ЕС и Россией. Собственно с последней я и сравню эту восходящую страну.

Сначала приведем голые цифры.

Россия:

Площадь территории / площадь европейской части РФ – 17 125 407 км2 / 3 960 000 км2
Численность населения — 146 267 288 человек
Плотность населения — 8,39 чел./км2
Плотность населения европейской части РФ — 27 чел./км2
ВВП (номинал) / на душу населения – 1 176 млрд. $ США / 8 184 $ (2015)
ВВП (ППС) / на душу населения – 3 458 млрд. $ США / 24 067 $ (2015)

Южная Корея

Площадь территории – 100 210 км2
Численность населения — 51 302 044 человек
Плотность населения — 512 чел./км2
ВВП (номинал) / на душу населения – 1 435 млрд. $ США / 28 383 $ (2015)
ВВП (ППС) / на душу населения – 1 854 млрд. $ США / 36 601 $ (2015)

Население Южной Кореи (Далее ЮК) — 2,85 раза меньше России (далее РФ), при этом территория ЮК в 171 раз меньше чем в РФ, а территория европейской части РФ в 40 раз больше чем территория ЮК. Корейцы богаче россиян в номинальном исчислении 3,5 раза, а по паритету покупательной способности в 1,52 раза. Если сравнивать ВВП в масштабах страны, то ЮК 1,22 раза богаче РФ номинально и в 1,86 беднее РФ по ППС.

Переходя в сферу экономики трудно найти точные данные, но общий анализ дает понять, что ЮК ярко выраженная индустриальная страна с высокоразвитой промышленностью, быстро развивающимся ИТ-сектором и развитой сферой услуг в частности финансовых. ЮК в отличии от России имеет мало природных ресурсов и вынуждена импортировать их по высоким ценам, но это стимулирует развитие других секторов экономики.

Корейцы очень трудолюбивый народ, хотя относительно недавно они перешли с 6 дневной рабочей недели и десятичасового рабочего дня на схему 5 дней в неделя и 8 часовой рабочий день. Тем не менее, много частного бизнеса работает по-старому. Корейцы много учатся и начинают свою трудовую деятельность где-то в 24-28 лет. У них просто нет времени на такие глупости, как попить пивка с друзьями или сидеть по 10 часов в день за компьютерной игрой. Нормально когда корейский ребенок играет в день 1 час, а учиться 10-12 часов в день. У них сильно развита конкуренция – экзамены проходят через всю жизнь ученика и студента, а после этого начинается конкурентная борьба уже на рабочем месте. Про то как учатся и работают люди в России, думаю рассказывать лишне, вы и так наблюдаете это каждый день.

Корея – это страна, которой правят корпорации. Государственный аппарат в Корее служит для обслуживания населения и бизнеса, а не наоборот как в России. И это действительно так. Полицейские в Кореи не самая уважаемая часть общества, это связано с периодом оккупации Японии – тогда полицейские олицетворяли японский произвол в Кореи, но при этом они сознательно выполняют свои обязанности и не чувствуют себя царями получив власть в свои руки. Сравни это с тем как в России ведет себя полицейский.

Корея страна с развитым рынком ИТ-услуг и коммуникаций, уже в 2001 году в Южной Корее была развернута сеть WiBro 4-18.4 Мбит/с и покрывающая почти всю страну. Тут комментарии излишни, отъедете от Москвы на 50 км и попробуйте вообще найти где-то интернет.

В заключении хотел бы сказать, что надо внимательно изучить южнокорейский опыт, который вывел ее за 20-30 лет на вершину рейтинга развитых стран и взять лучшее из него внедряя у себя.

Внимание!!! Также еще раз напоминаю, что самыми популярными кэшбэк сервисами, которые помогут вам вернуть часть денег за покупку в интернет магазинах обратно, в странах СНГ являются

Южная Корея обладает активно развивающейся экономикой, которая получила шанс на быстрое восстановление после Второй мировой войны и окончания Корейской войны. Успешные реформы правительства и продуманная современная экономическая политика способствуют постоянному росту ВВП и улучшению качеству жизни жителей государства.

Предпосылки реформирования

После окончания Второй мировой войны страна распалась на две части – Северную и Южную. Так разорвались традиционные связи в агарной сфере, промышленности и производстве. Основные сельскохозяйственные угодья находились на Юге, который столетиями был аграрным. Промышленные и производственные ресурсы располагались на Севере. Из-за разделения Южная Корея потеряла такие важные отрасли, как цементная, химическая и металлургическая. Сохранить удалось заводы и фабрики, которые специализировались на выпуске продуктов пищевой и легкой промышленности.

В 1945 г. США, Франция и Британия оказывали финансовую и материальную помощь народному хозяйству, но преодолеть разруху и бедность это окончательно не помогло.

Союзники разработали специальный план постепенного восстановления экономики. Были проведены такие мероприятия, как:

  • США в с 1954 по 1959 гг. предоставили Южной Корее займов и субсидий на 1,5 млрд. долл. США.
  • Начался постепенный рост ВНП.
  • Произошло удвоение производства.
  • Количество безработных и частично неработающих к 1958 г. составляло почти 37%.

Несмотря на определенные успехи, экономическая ситуация в Южной Корее оставалась очень плохой. Во-первых, в государстве практически отсутствовали полезные ископаемые. Во-вторых, страна имеет холмистую местность и рельеф, что мешало активному развитию сельского хозяйства. В-третьих, отсутствовали квалифицированные рабочие кадры и инженеры, чтобы поднимать промышленность.

Перестройка по-южнокорейски

В начале 1960-х гг. к власти пришел генерал Пак Чон Хи, который понимал необходимость срочных преобразований во всех сферах жизни, но приоритет отдавался экономике. Его политика строилась на государственном капитализме и свободной экономике. Основой реформ стало внедрение централизованного управления, что позволило очень быстро избавиться от аграрного прошлого и ворваться в индустриальный мир. К основным реформам, которые провел Пак Чон Хи, относятся:

  • Создание чеболи – крупных частных конгломератов, имеющие различные направления деятельности.
  • Переход транспортных, энергетических, портовых коммуникаций под власть государства. Водоснабжение также контролировалось правительством.
  • Национализированы банковская система, аграрный сектор, народное хозяйство и сельское хозяйство.
  • Крестьяне были освобождены от выплат по долгам ростовщикам.
  • Поддержаны цены на сельскохозяйственную продукцию.
  • В банки стали привлекаться инвестиции и кредиты.
  • Занимались деньги у других государств, создавая для них специальные налоговые льготы. Главными инвесторами стали Соединенные Штаты и Япония.

Правительство Пак Чон Хи стремилось к тому, чтобы уменьшить уровень безработицы, создать эффективную систему управления экономикой, способствовать развитию промышленности, увеличить экспорт и эффективность труда.

Главными отраслями экономики стали:

  • Автопромышленность.
  • Кораблестроение.
  • Электроника.

Именно в этих сферах поддерживалось открытие предприятий и предоставление государственных займов. Реконструкция была проведена в экспортной сфере, военно-промышленном комплексе, строительстве.

Благоприятно на развитие оказало создание чеболей, которые занимались сферой услуг, торговлей, производством, экспортом, коммуникациями, электроникой. На развитие чеболей давались крупные суммы от инвесторов и от государства. Самыми крупными конгломератами стали компании Самсунг, ДЭУ, Хюндай, Голдстар.

Удачные «пятилетки»

Программа преобразований правительства основывалась на 5-тилетних планах, разработанные с учетом ситуации в стране. Особенно важными были первые пятилетние планы:

  • 1962-1966 гг. – восстановление производства минеральных удобрений и электроэнергии, нефтехимической и цементной промышленности.
  • 1967-1971 гг. – модернизация производства стали, развитие машиностроительной, химической отраслей.
  • 1972-1976 гг. – акцент был сделан на то, чтобы превратить экономику в экспортно-ориентированную. На этом этапе инвестиции, в основном, вкладывались в тяжелую, нефтеперерабатывающую, химическую промышленности, машиностроение, электронику.
  • 1977-1981 гг. – стала выпускаться продукция, которая была конкурентоспособной в других странах и на других рынках. Главную роль играли наукоемкие отрасли, что позволило значительно увеличить экспорт до 45%.

Дальнейшие пятилетки продолжали политику, начатую правительством генерала в 1960-х гг. Ставка Пак Чон Хи на экспорт позволила быстро увеличить разрыв между аграрным и промышленным секторами. Реформирование через пятилетние планы не обходилось без проблем. Сначала производись только дешевые товары и продукты, следствием чего стало проведение политики протекционизма и способность южнокорейской продукции конкурировать с товарами из других стран.

Экспорт в конце 1970-х гг. был ограничен мировым кризисом и увеличением цен на нефть. После нескольких лет постоянной инфляции и отрицательных показателей ВВП правительство в 1980-х гг. перешло к масштабным структурным перестройкам экономики.

Уже к концу десятилетия стали появляться первые признаки оздоровления экономики. В частности, увеличивался рост ВВП, в среднем на 9% в год, росли цены на товары народного потребления, стабилизировался внутренний рынок, ставший основой для экономического развития. Правительство стало постепенно переходить от экспорта товаров на самообеспечение население. Такая мера была необходима для того, чтобы уменьшить зависимость от инвестиций других государств.

Экономика Южной Кореи в конце ХХ – начале ХХI вв.

С 1990-х гг. страна стала постепенно интегрироваться в мировую систему экономических отношений, получив членство в региональных и международных организациях. Если в первой половине 1990-х гг. наблюдался определенный спад экспорта и роста экономики, то в последующие годы ситуация постепенно наладилась. Хотя кризис 1997 г., который поразил весь мир, вызвал истощение золотовалютных запасов, падение курса воны, рост безработицы.

Руководство Южной Кореи довольно оперативно отреагировало на ухудшение в сфере экономики и провело ряд антикризисных мероприятий. В результате чего, экономика снова стала расти, достигая 9-10% каждый год. Мировая экономика в начале ХХI в. показывала падение производства и объемов экспорта, а потом грянул финансовый кризис, начавшийся в США.

Справиться с отрицательными явлениями позволил комплекс мероприятий, включающий:

  • Масштабную реструктуризацию чеболей.
  • Приватизацию банковских структур.
  • Либерализацию экономики.
  • Активизацию внешней торговли, в том числе с Китаем.
  • Борьбу со снижением курса воны, что привлекло иностранных экспортеров.

Основными статьями экспорта в 2004-2018 гг. являются товары народного потребления, корабли, сталь, рис. Постепенное ослабление политики протекционизма над сельским хозяйством позволило снизить цены на рис внутри страны и на мировых рынках.

Иностранные государства охотно покупают электронику, сельскохозяйственную продукцию, промышленные товары. Положительные тенденции стабильного характера экономика стала демонстрировать с 2009 г., что позволило Южной Кореи выйти в ТОП-20 по ВВП, доходам на душу населению, темпам экономического роста и развития.

Структура финансово-банковской системы

Стала формироваться после окончания войны и появления двух Корей на полуострове. Существуют несколько групп финансовых организаций:

  • Центральный банк.
  • Небанковские организации – венчурные фонды, страховые компании.
  • Банковские учреждения.

Небанковские учреждения появились в стране стразу же после проведения диверсификации финресурсов и стимуляции денежных потоков. Произошло это в 1970-х гг., что привлекло инвесторов из-за рубежа. Уже через десятилетие такие структуры, как и коммерческие банки, стали объектами ускоренной либерализации и внедрения их в международную систему рынка.

В 1960-е гг. сформированы были специализированные банки, деятельность которых была направлена на поддержку тех секторов промышленности, определенных пятилетними планами. Сейчас подобные структуры занимаются сельским хозяйством, внешней торговлей, рыбной ловлей, промышленным производством.

Центральный банк – главная финансовая организация в Южной Корее, которая появилась в 1950 г., чтобы выпускать национальную валюту. Также в обязанности Центробанка входило проведение кредитной, монетаристской и валютной политики, регулировать деятельность негосударственных банков. Сотрудники Центрального банка собирали данные и информацию о финансовой системе Южной Кореи, определяли, какие сферы кредитовать, какие банки поддерживать.

Ведущие отрасли промышленности

Производство в южнокорейском государстве стало стабильно развиваться, начиная с середины 1970-х гг. С тех пор постоянно растет валовый национальный продукт, варьируясь в пределах 9-10%, и опускаясь в периоды кризиса до 2-3%.

Веками в южной части Корейского полуострова развивалось сельское хозяйство и аграрный сектор, которые находились в состоянии полнейшего упадка с созданием Северной и Южной Корей. В связи с этим стало происходить переориентация промышленности и снижение доли сельскохозяйственных угодий. Реформы 1960-х – 1970-х гг. способствовали появлению таких отраслей производства, как:

  • Текстильная.
  • Строительство.
  • Автомобильная.
  • Кораблестроение.
  • Электроника.

Лидером автопромышленности является компания Хюндай, а вся сфера занимает около 9,5% объема добавленной стоимости, более 8% — экспорта, обеспечивая работой почти 7,5% населения страны. В мировой части автомобильного производства южнокорейская продукция автопродукции достигает 5-6%. Вместе с компанией Хюндай свой товар на мировой рынок отправляют Киа Моторм, ДЭУ, СсангЙОнг Мотор Компании, Рено Самсунг Моторс. Каждый год экспортируется около 3-4 млн. машин, внутри государства продается около 1,6 млн. авто.

Судостроение стало бурно развиваться в 1970-х гг., превратившись в XXI в. в одну из главных отраслей промышленности. В Южной Корее строят, ремонтируют и проводят конверсию различных видов кораблей и судов. Это способствовало развитию смежных отраслей, к которым относятся электроника, химическая, металлургическая отрасли. Судовые верфи принадлежат трем компаниям:

  • Hyundai Heavy Industries.
  • Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering.
  • Samsung Heavy Industries.

Есть и более мелкие фирмы, владеющие доками и верфями, но основной процент кораблей строиться именно этими корпорациями.

В государстве не просто создают новые суда, но и развивают производство сложных и так называемых дорогих судов – танкеры, газовозы, большие контейнеры для грузов. При строительстве используются новые технологии, достижения из сферы электроники.

Сфера машиностроения – самая крупная и сильная в стране, и постоянно страдает от мировых экономических и финансовых кризисов. Многие предприятия то открываются, то закрываются, но это не мешает стабильно выпускать турбины, инструмент для обработки металла, добычи горных пород, холодильное оборудование, сельскохозяйственную технику.

Также ведущими отраслями южнокорейской экономики являются металлургия и нефтехимическая промышленность. Металлургическая продукция из этой азиатской страны постоянно востребована на внешних рынках. Что касается нефтяной и химических сфер, то спрос на товары, произведенные на предприятиях отраслей, расширяется и в самом государстве, и за его пределами. Основными направлениями нефтехимической промышленности являются:

  • Смолы.
  • Волокна.
  • Каучуки.

Текстильное производство развивается с привязкой к экспорту и запросам рынка, отправляя в другие страны 2/3 произведенной продукции. Основными конкурентами на текстильном рынке являются Соединенные Штаты, Германия, Италия, Китай. Интересно, что правительство Южной Кореи инвестирует в китайскую текстильную промышленность больше, чем в соседние государства. После Китая вливания делаются в США, Филиппины, Шри-Ланку, Индонезию, Гватемалу и т.д.

Рядом с отраслями промышленности, сформированными в начале 1950-х гг., активно развиваются и более современные сферы производства. Речь идет об энергетике, высокотехнологической сфере, телекоммуникациях, полупроводниках. Главная особенность этих направлений считается то, что они получили распространение не только в Азии, но и во всем мире, благодаря потребительскому спросу и поддержке.

Сельское хозяйство

Имеет давние традиции развития, чему способствует муссонный тип климата, для которого характерно влажное лето, холодная сухая зима. В таких условиях древние корейцы, как и современные, занимались выращиванием риса, который был главной сельскохозяйственной продукцией. Почти 80% ферм занимаются выращиванием риса, отдавая его потом на внутренние потребности, поскольку на внешних рынках его покупают неохотно из-за высокой себестоимости. В связи с этим правительство способствует выращиванию других злаковых культур – ячменя, пшеницы, проса.

Климатические и природные условия позволили выращивать на юге Корейского полуострова многие виды овощей, фруктов, разводить животных, заниматься лесным хозяйством. В частности, выращивают яблоки, персики, которые охотно покупают Шри-Ланка, Индонезия, Китай.

Развитие сельского хозяйства способствовало появлению смежных отраслей и созданию новых рабочих мест. Так возникла пищевая промышленность, стали производить минеральные удобрения, развивать фермерство и рыболовство.

Кто предоставляет услуги?

Южная Корея страна во многих отношениях молодая, но ее экономика уже успела войти в ТОП лучших в мире. И не последнюю роль в этом играет сфера услуг, которые предоставляются различными компаниями, структурами, фирмами. Все из-за того, что в государстве активно развивается туризм и его разные направления, вырывается вперед розничная торговля, спорт, кулинария, строятся современные курорты. В перечень самых популярных южнокорейских услуг входят:

  • Страхование.
  • Сфера общепита.
  • Прачечные.
  • Медицина.
  • Развлечения и досуг.
  • Розничная торговля.

Последний сектор стал динамично развиваться с середины 1980-х гг., когда корейцы массово открывали лавочки, магазинчики, киоски. Ассортимент в таких торговых точках был довольно ограниченным, и чаще всего, делался членами одной семьи. Постепенно стали возникать и другие предприятия, направленные на обслуживание. Так появились кафе, рестораны, небольшие гостиницы и хостелы.

Экономическое чудо: результаты

Уже более двадцати лет экономика Южной Кореи демонстрирует положительную динамику. В частности, ВВП растет каждый год на 9-10%, в некоторые годы доходил и до 14%. К другим результатам относятся:

  • Активно растет экспорт корейских товаров, что позволило Южной Кореи занять 8-е место в мире по экспорту продукции.
  • Вложение валюты в экономику государства.
  • Расширение международной торговли, от которой доходы растут, доходя до 700-800 миллиардов долл. США в год.
  • Южная Корея занимает пятое место по экспорту технологий и технологической продукции, пропуская вперед только Китай, Германию, США, Сингапур.
  • Страна заняла ведущие позиции в мире по судостроению. Все время строятся новые компании, которые контролируют 40% мировых заказов, поступающих на строительство морских судов.
  • Резко выросла производственная работоспособность рабочих, которые по трудоголизму обошли даже японцев.

Почему у Южной Кореи получилось: тяжелый путь к успеху

У страны природные ресурсы ограничены, что не помешало ее правительству провести успешные экономические реформы. Реализации успешного стартапа способствовали следующие факторы:

  • Экономическое развитие стало приоритетным и главным в правительственных реформах. Руководство пошло на то, чтобы снизить тарифы на импорт, стимулировать рост экспорта через привлечение предпринимателей-экспортеров. Бизнес получал различные квоты, субсидирование, кредиты. Следствием этого стало постоянное и стабильное возрастание экспорта и ежегодного ВВП. Средний показатель дохода на душу населения с середины 1960-х гг. до 2018 г. увеличился с 65 долларов до почти 28 тыс. долл. США.
  • Жители Южной Кореи отличаются высокой работоспособностью. Именно люди и человеческие ресурсы стали основой роста экономики в стране. Корейцы работали очень интенсивно, выделяя для отдыха 1-2 дня в месяц. Особо ценились высококвалифицированные специалисты, в том числе инженеры и рабочие. Правительство следило за тем, чтобы повышать уровень образованности и грамотности работников, их квалификацию, навыки.
  • Была проведена эффективна борьба с коррупцией. Для этого диктатор Пан Чон Хи в начале 1960-х гг. уволил почти 17 тыс. чиновников, а 4 тыс. запретил заниматься политикой и подобной деятельностью. В результате чего, международные инвесторы стали активнее вкладывать деньги в экономику страны, финансово поддерживать ее в послевоенном восстановлении. Сейчас любой гражданин Южной Кореи может обратиться в специальную службу, пожаловавшись на взятничество и коррупцию. За это человек получает вознаграждение, которое вычисляется, как процент от суммы взятки.
  • Изменение в системе налогов, в рамках чего были снижены налоговые ставки и улучшены условия для капиталовложения. Инвесторы увидели привлекательность и потенциал в экономике Южной Кореи, в ее промышленности и производстве.
  • Диктатор Пан Чон Хи заставил богатых граждан страны вкладывать в промышленность страны, в ее судостроение. Такая политика вызвала неодобрение среди приверженцев президента Южной Кореи, но цель вполне оправдала средства.
  • Стабильное развитие экономики во многом зависело от наследственности в передачи власти, от семейного контроля крупных фирм и предприятий, которые формально являются независимыми.
  • Правительственная поддержка бизнесменам, которые выходили на международные рынки сбыта.
  • Был введен запрет на вывод капиталов за границу, все частные инвестиции и госресурсы направлялись в экспорт и промышленность.

Итак, для того, чтобы экономическое развитие Южной Кореи стало стабильным, активным и прогрессирующим, правительству и населению страны пришлось пройти через ломку традиционной системы. В результате чего, сейчас экономика государства входит в ТОП-20 самых лучших и перспективных экономик мира. Южная Корея превратилась в высокоразвитую азиатскую страну, являющейся привлекательной для инвесторов со всего мира. Эксперты, аналитики, предприниматели и бизнесмены отмечают, что в Южной Кореи легко и просто вести бизнес, открывать новые рабочие места и реализовывать различные финансовые проекты.

Некоторые реформы, в том числе по импортозамещению оказались провальными и непродуманными до конца, коррупция и семейные кланы мешали внедрению новых технологий и передачи сфер производства под государственный контроль. В это время очень полезной и своевременной оказалась финансовая помощь, предоставленная Соединенными Штатами. В частности, 50% государственного бюджета страны покрывалось американскими кредиторами, более 70% расходов на оборону оплачивалось США. То же самое касалось сферы импорта и капиталовложений, уровень инвестиций из Штатов во время реформирования экономики достигал 70-80%.

Южная Корея – высокоразвитая индустриально-аграрная страна, чья промышленность на протяжении нескольких последних десятилетий демонстрировала хорошую динамику роста. Благодаря этому экономика Южной Кореи стремительно развивалась. На примере этой страны ответ на вопрос, может ли стать процветающим государство с необразованным бедным населением, не имеющее газа, нефти и иных полезных ископаемых, звучит утвердительно. Корейский опыт имеет ряд ключевых особенностей, подтверждающих возможность постепенного строительства экономики, основанной на знаниях.

Особенности экономико-географического положения

Республика Корея (РК) находится на Корейском полуострове (восток Евразии) в его южной части. Омывается территория страны водами Желтого и Японского морей.

В результате разделения полуострова на два государства традиционные экономические связи между аграрным югом и промышленным севером были нарушены. Тогда одной из базовых частей строительства экономики Республики Корея стали дешевые трудовые ресурсы.

Новый хозяйственный комплекс страны сформировался на основе незначительных запасов собственного сырья, импорта нефти, газа, металлов и собственной сельскохозяйственной продукции.

В целом обеспеченность РК природными ресурсами выглядит так:

  • Земельные ресурсы. Пригодных для ведения сельского хозяйства низменностей в стране немного. Расположены они преимущественно в бассейнах рек и вдоль морских побережий.
  • Водные ресурсы. Для рек Южной Кореи характерна небольшая протяженность. Самая крупная – Йонсонган (713 км) – впадает в Желтое море.
  • Лесные ресурсы. Сегодня лесов в Республике Корея осталось немного. Произрастают в них различные виды граба, ильма, ясеня, липы, клена и дуба. Разведение женьшеня является государственной монополией.
  • Полезные ископаемые. Страна ими бедна. Поэтому современная экономика Южной Кореи практически полностью зависит от ввоза из-за рубежа минерального сырья. Только 3,5 % добываемого из ее недр угля обладают теплотворной способностью, превышающей 5 200 ккал/кг. Невелики и запасы железной руды – 128 млн тонн. Значимыми для промышленности является месторождение вольфрама Сандон в провинции Канвондо. Запасы руды в нем оцениваются как примерно 34 млн тонн.

В начале 80-х годов минувшего столетия правительством страны были осуществлены широкомасштабные экономические реформы. В частности:

  • заморожен госбюджет
  • снижен рост денежной массы;
  • введены жесткие меры по налогообложению.

А уже к концу 1980-х годов компании-конгломераты Южной Кореи стали составлять серьезную конкуренцию западным. С тех пор страна планомерно завоевывает мировой рынок.

Пройдите социологический опрос!

Характеристика и структура экономики

Экономика Южной Кореи на сегодняшний день хоть и демонстрирует рост, но меньший, чем в 2019 году. По прогнозам известного агентства Moody’s Corporation, значение этого показателя в 2019 году составит 2,3 %, в то время как по итогам предыдущего года он достиг отметки 2,7 %. Но ожидается, что уже в следующем – 2020 году – отрицательная динамика сменится положительной: рост составит 2,5 %.

По мнению аналитиков агентства, ситуация со снижением темпов роста в 2019 году связана с падением спроса на полупроводники, что, в свою очередь, обусловило снижение объемов экспорта продукции, которую производит электронная промышленность Южной Кореи.

Развитие в XX столетии «чеболей» (южнокорейские формы промышленно-финансовых групп) обеспечило высокие темпы роста экономики страны. Вместе с тем иерархичная структура этих конгломератов сдерживала внутреннюю конкуренцию.

Тем не менее правительство Республики добилось заметных успехов в развитии совокупности базовых юридических, социальных и политических правил, ориентированных на регулирование деятельности экономических субъектов. Об этом свидетельствуют данные рейтинга Doing Business, характеризующие легкость ведения предпринимательской деятельности: Республика Корея в 2019 году заняла 5-е место. Всего в этом списке присутствуют 190 государств.

  • 2-е место по обеспечению исполнения контрактов и подключению жилых объектов к системам электроснабжения;
  • 10-е место – по получению разрешений на ведение строительства;
  • 11-е место – по регистрации учреждений и разрешению неплатежеспособности.

По другим компонентам индекса Южная Корея занимает места с 23-го по 60-е.

В контексте вопроса, какая экономика в Корее с точки зрения восприимчивости к внешним воздействиям в обозримом будущем, следует знать размер госдолга. По итогам предыдущего – 2019 года – он увеличился на 18 млрд долларов и достиг рекордной отметки в 598,9 млрд.

При этом уровень госдолга относительно ВВП является невысоким – 38,2 %. Для сравнения: этот показатель у США на середину 2019 года равен 109,45 %.

В правительстве Южной Кореи подчеркнули, что угрозы стабильности экономики страны многомиллиардный государственный долг не составляет. Дело в том, что в 2019 году бюджет продемонстрировал профицит размером 28 млрд долларов. А госдолг увеличился по причине размещения Министерством финансов облигаций.

Структура экономики Южной Кореи включает такие основные отрасли:

  • нефтехимия;
  • сталелитейная промышленность;
  • автомобилестроение;
  • электронная промышленность;
  • судостроение.

ВВП Республики Корея

В конце 2019 года Министерство финансов Южной Кореи прогнозировало, что ВВП страны за 2019 год составит 1 929 трлн долларов.
Но, по расчетам представителей банка Goldman Sachs, не исключено падение этого показателя на 0,4 % в случае сокращения производства в стране полупроводников на 10 %.

Такой сценарий развития событий может иметь место, поскольку с 01.07.2019 Япония продлила запрет на экспорт в Республику Корея материалов, без которых производить полупроводники невозможно. Если фактические показатели совпадут с данными прогноза, рост ВВП Южной Кореи в 2019 году окажется минимальным за последние 7 лет.

Формирование бюджета

Бюджет Южной Кореи на 2019 год предусматривает увеличение государственных расходов максимальными с 2009 года темпами – 9,7 %. В абсолютных величинах правительство потратит в текущем году 470,5 трлн вон (почти 400 млрд долларов).

Размер ВВП по основным отраслям, наполняющим госбюджет, представлен в таблице. В ней отображены данные по состоянию на конец I квартала 2019 года.

Наименование отрасли Размер ВВП на март 2019 года
воны, млрд доллары, млн
Горнодобывающий сектор 523 443.86
Производственный сектор 119813 101683
Сельское хозяйство 8483 7199
Строительная индустрия 21885 18573
Транспорт 15230 12925
Сфера услуг 215014 182478
Жилищно-коммунальное хозяйство 11601 9845
Сфера государственной службы 26576 22555

Главными параметрами корейской модели экономического развития являются:

  • тщательный подход к подготовке трудовых ресурсов;
  • активное привлечение источников накоплений;
  • ориентация производства на экспорт.

Основное условие успешного функционирования такой модели – сочетание рыночных механизмом с государственным планированием. Собственно, благодаря реализации данного принципа мы и наблюдаем южнокорейское экономическое чудо.

Что производят в Республике Корея на экспорт

Поскольку в особенности экономики Республики Кореи входит ориентация производства на экспорт, обратим внимание на успехи страны в этой сфере. Очередной рекорд был установлен за несколько дней до наступления текущего 2019 года. Тогда экспорт впервые превысил отметку 600 млрд долларов.

Продавать свою продукцию за рубеж Южная Корея начала в 1948 году. Старт был скромным – объем реализации составил всего 19 млн долларов. Но ежегодно экспорт в среднем увеличивался на 16,1 %. Товаров на сумму 100 млрд долларов было впервые продано в другие страны в 1995 году.

Рассмотрим, что производит Южная Корея на экспорт в настоящее время:

Больше всего товаров импортирует из Южной Кореи Китай – на его долю приходится почти 30 % южнокорейского экспорта.

Составляющие экономики Республики Корея

Южная Корея сегодня по экономическому развитию занимает в мировом рейтинге 11-е место. По прогнозам, в 2023 году ее ВВП будет равен 2,055 трлн долларов.

Банковская система страны

Банковская система Республики Корея включает финансовые учреждения трех основных категорий:

  • Банк Кореи. Выполняет функции центрального банка. Наделен эксклюзивными правами по эмиссии банкнот и монет, обладающих статусом законного платежного средства для всех финансовых операций на территории государства.
  • Коммерческие банки. В их число входят:
    • 14 национальных коммерческих финансовых учреждений;
    • 110 региональных банков;
    • 72 отделения иностранных кредитных организаций.
  • Специализированные банки. К этой категории причисляется «Индустриальный банк Кореи» и ряд других учреждений. Они занимаются финансовой поддержкой деятельности предприятий конкретных отраслей экономики – промышленного производства, рыбной ловли, внешней торговли и сельского хозяйства.

Кроме того, в финансовом секторе южнокорейской экономики функционируют и небанковские организации, например, венчурные фонды, страховые компании.

Приоритеты в промышленности

Промышленность Южной Кореи поддерживается государством. Особое внимание уделяется автомобилестроению и судостроению. С целью стимулирования роста в этих ключевых отраслях правительство намерено выделить в 2019 году 15 трлн вон (12,77 млрд долларов) на финансовую поддержку производителей автозапчастей, а также средних и малых судостроителей.

Придерживаясь курса развития инновационных технологий, Республика Корея планирует всемерно развивать аэрокосмическую промышленность. По словам представителя Корейской аэрокосмической корпорации, эта организация намеревается увеличить до 2030 года объем в данном сегменте промышленного производства до 20 трлн вон (17,02 млрд долларов) в год.

Значительные средства планируется направить также на развитие новых видов энергетики и отраслей промышленности, в которых объединены индустрия передовых материалов и информационно-коммуникационные технологии. В 2019 году финансирование будет вестись Корейским экспортно-импортным банком в объеме 9,5 трлн вон (8,09 млрд долларов).

Сельское хозяйство и рыболовство

Основной отраслью сельского хозяйства РК является растениеводство. Обработке подвергается 23 % территории Южной Кореи, при этом 1/3 пашен орошается.

Зерновых собирают порядка 7,5 млн тонн, причем в валовых сборах они преобладают. Выращивают рами, хлопок, бобовые, коноплю. Также сельское хозяйство Южной Кореи характеризуется развитым огородничеством и садоводством.

Основная сельскохозяйственная культура Республики Корея – рис. Возделывают его приблизительно 80 % фермеров. Потребляют зерно риса преимущественно внутри страны.

А вот из выращенных фруктов больше половины продается за рубеж.

В животноводстве фигурируют такие цифры:

  • поголовье свиней достигло 9 млн;
  • крупного рогатого скота – около 2 млн голов;
  • птицы – свыше 100 млн.

Рыболовство – важная часть южнокорейской экономики. В отрасли заняты порядка 140 тыс. человек. Для рыбного промысла используется примерно 100 тыс. судов. Выращивание моллюсков осуществляется в питомниках. Существенная часть морепродуктов экспортируется. В число стран-импортеров входит и Россия.

Транспортная система

Общественный транспорт в Южной Корее – это метро, автобусы и такси.

Отметим одну особенность: бесплатная пересадка допускается до 4 раз с одного номера маршрута автобуса на другой и с любого маршрута автобуса на метро.

Метрополитен Сеула работает с 5.00 до 24.00. Для оплаты поездок выгоднее всего использовать карту T-money. Стоит она 2 500 вон (2,13 доллара). Пополнить баланс можно в метро или в супермаркете по месту покупки карты. Действует она не только в метро, но и в автобусах по всей стране.

У городских автобусов есть преимущество: передвигаются они по своей полосе, выделенной голубой линией. Пробки на ней отсутствуют, поэтому добраться до конечного пункта всегда можно по расписанию. Кстати, и междугородные автобусы ходят по графику минута в минуту.

Передвижение на такси в Южной Корее стоит относительно недорого. Отсчет при посадке начинается с 3 000 вон (2,55 доллара). С этой суммы оплачиваются первые 2 км. За каждые последующие 150 метров пути тариф увеличивается на 100 вон (0,09 доллара). Расчет осуществляется и наличными, и с помощью банковской карты.

Сфера услуг Южной Кореи

В сферу обслуживания РК входят заведения общественного питания, предприятия сферы развлечений, спортивные организации, медучреждения, прачечные, сауны, гостиницы. На долю этой отрасли приходится до 2/3 ВВП.

В июле 2019 года правительство Республики Корея утвердило новую стратегию развития сферы обслуживания. Были определены ее приоритетные секторы и приняты решения:

  • о корректировке устаревших механизмов администрирования, мешающих созданию рабочих мест и привлечению инвестиций;
  • о мероприятиях, направленных на усовершенствование услуг дистанционной медицины.

В планы правительства также входит внесение изменений в систему налогообложения, в результате реализации которых предприятиям из сферы услуг будут предоставлены налоговые льготы. По расчетам властей, совокупность этих мер позволит увеличить уровень экономического роста в годовом исчислении на 0,2 % уже в 2020 году.

Особенности туризма

Корея с ее богатым историческим и культурным наследием, живописной природой, реками, горами и пляжами представляет собой в туристическом плане одно из наиболее интересных государств Юго-Восточной Азии.

Доля туризма в ВВП Южной Кореи в 2019 году составила 2,8 % (44,5 млрд долларов). Динамика изменения данного показателя в абсолютных величинах за последние 24 года представлена на графике.

Резкий рост в 2011–2013 годах обусловлен, в том числе, развитием в стране инфраструктуры медицинского туризма.

Самые популярные достопримечательности Страны утренней свежести:

  • дворец Кенбоккун (находится в Сеуле);
  • Сеульская башня (возведена в столице на горе Намсан);
  • фольклорная деревня Букчхон (находится в Сеуле);
  • остров Намисон (г. Чхунчхон, провинция Канвон-до);
  • Сад утреннего спокойствия (провинция Кенгидо, уезд Капхен).

Занятость населения Южной Кореи

В обнародованных Национальным статистическим управлением итогах 2019 года указывается, что общее количество трудоустроенного населения составило 26,82 млн человек. По сравнению с 2017 годом это на 97 тысячи больше.

Такой рост – самый низкий с 2009 года. Занятость населения Южной Кореи составила 60,7 % от общего количества трудоспособных жителей и сократилась за предыдущий год на 0,1 %. Число безработных достигло отметки 1,73 млн человек или 3,8 % от работоспособного населения. Это самое высокое значение данного показателя с 2000 года.

Только в последнем месяце 2019 года число рабочих мест в сфере розничной торговли сократилось на 63 тысячи, а в производственном секторе секторе из-за реструктуризации ряда предприятий автомобилестроения и спада судостроительной отрасли – на 127 тысяч. На этом фоне вызывает сдержанный оптимизм тот факт, что безработица среди молодых людей в возрасте до 30 лет в сравнении с 2017 годом уменьшилась на 0,6 % и составила 8,6 %.

По прогнозам правительства, население страны в ближайшие 7 лет начнет сокращаться. А с учетом того, что трудовых ресурсов у одиннадцатой экономики мира будет становиться с каждым годом меньше, перспективы развития Южной Кореи не такие уж радужные. Собственно, эта проблема актуальна для 80 % государств “Большой двадцатки”.

Отметим один интересный момент. Выше было сказано, что Япония ограничила поставки в Республику Корея редких материалов для электронной промышленности. Реакция на эти меры жителей Кореи была незамедлительной: они призвали своих соотечественников не только бойкотировать японских производителей, но и отказаться от туристических поездок в Японию.

Но есть и примеры того, что торговые отношения Южной Кореи с соседними странами улучшаются. Так, в 2019 году было зафиксировано увеличение южнокорейско-китайского товарооборота на 13,7 %. При этом объем экспорта из Республики Корея в КНР составил 50,3 млрд долларов.

Сравнительная характеристика экономик Кореи и России

В Южной Корее стремительно развиваются IT-сектор и другие высокотехнологичные отрасли. В России же почти 4/5 всего наукоемкого промышленного производства сосредоточено в атомной и аэрокосмической промышленностях, а также военно-ориентированных отраслях.

Кратко отметим параметры, которые сближают и отличают экономики Республики Корея и РФ.


Южная Корея – государство, которым правят корпорации. Госаппарат в этой стране существует и функционирует для обслуживания населения, а также бизнеса, но не наоборот, как это наблюдается в отечественных реалиях.

Заключение

Экономика Республики Корея активно развивается. Успешные реформы, осуществленные на государственном уровне, способствуют постоянному росту ВВП и, как следствие, улучшению жизни людей, живущих и работающих в стране.

Промышленность сфокусирована преимущественно на выпуске продукции для поставок за рубеж. Для стимулирования такой деятельности правительство провело ряд мероприятий. В частности, были снижены налоги для компаний и предприятий, осуществляющих экспортное производство.

По состоянию на середину 2019 года Южная Корея занимает по уровню экономического развития 11-е место в мире.

Президент-диктатор, 350 рабочих дней в году и плановая экономика – нет, мы говорим не о КНДР, а о Южной Корее. Благодаря сверхъестественным усилиям корейцы Юга совершили экономический рывок, сделав аграрную страну промышленной. Мы расскажем, как это произошло и к чему привело.

В бюджете мало денег, не хватает даже электричества, страна коррумпирована, а на месте главного промышленного региона появилась хорошо вооруженная «народная республика» - в таком знакомом для нас положении когда-то была Южная Корея. Но благодаря реформам страна превратилась в мирового экономического лидера. В Украине часто говорят о корейском опыте, но зачастую сводят его к дерегуляции и борьбе с коррупцией. На самом деле изменений было больше, но не все удастся повторить в наших условиях.

  1. Южная Корея стала 11-й экономикой мира

В Корее мало природных ресурсов, но ее ВВП выше, чем у нефте- и газодобывающих стран вроде Норвегии и Ирана. Да и большую часть Европы корейцы оставили позади. Когда-то Южная Корея была бедной аграрной страной, но сумела модернизировать экономику.

  1. Её ВВП вырос в 179 раз благодаря… плановой экономике

За последние 54 года ВВП на душу населения Кореи вырос со 156 долларов до 27 тысяч долларов на человека. Впрочем, за первое десятилетие реформ - с 1961 по 1970 год - валовой внутренний продукт вырос всего на 136 долларов. Модернизация дала эффект не сразу, но корейцы не меняли курс страны. Точнее, его не менял президент Пак Чон Хи - с 1961 по 1979 он фактически единолично управлял страной. В Корее ввели пятилетние планы и строили экономику под контролем правительства. Президент правил как диктатор, и это обеспечило нужную для реформ стабильность.

  1. Стать развитой страной Корее помог экспорт

Если ты сравнишь этот график с предыдущим, то увидишь, что экспорт корейских товаров рос даже быстрее чем ВВП - за 54 года он увеличился в 7 000 раз! Корея занимает восьмое место в мире по экспорту продукции. Правительство помогало экспортерам дотациями. С каждым годом корейцы получали все больше валюты, и эти деньги помогали развивать экономику страны. В 2014 году доходы от международной торговли составили 714 миллиардов - половину ВВП Южной Кореи

  1. Страна из аграрной превратилась в промышленную

После разделения Кореи юг был преимущественно агарным, но сейчас промышленность создает 39% ВВП страны. А на сельское хозяйство приходится всего 2% доходов. Секрет такого превращения - опять же государственная поддержка. Производители готовой продукции получали от государства субсидии и заказы, а налоги для бизнеса снижались. Преференции доставались только самым успешным предприятиям - так в Корее стимулировали конкуренцию. В результате такой политики возникли чеболи - группы промышленных компаний, вроде Samsung или LG.

Сейчас корейская экономика становится постиндустриальной: доля услуг в ВВП страны растет и уже обогнала доходы от промышленности. В прошлом году на рынке услуг корейский бизнес заработал 814 миллиардов долларов.

  1. Корея входит в топ-5 поставщиков высоких технологий…

В 2014 году продажа технологичной продукции принесла корейским компаниям 133 миллиарда долларов - для сравнения, доходы от всего украинского экспорта в том году составили 53 миллиарда.А глобальную выручку корейской группы компаний Samsung Всемирный банк оценивает в 150 миллиардов - почти столько же заработали все размещенные в США компании.

  1. …и инвестирует в науку больше всех в мире

Потраченные на науку миллионы позволяют стране зарабатывать миллиарды на высокотехнологичном экспорте. В 2014 году страна выделила на науку 4,3% ВВП - больше, чем Япония или США. Корейцы не только выделяют много денег на исследования и конструкторские работы, а и эффективно их используют.

  1. Чтобы достичь «экономического чуда», корейцы работали по 350 дней в году

Даже в 90-е годы среднестатистический кореец отдыхал 4-5 дней в месяц. Но и это было облегчением: за десятилетие до этого среднее количество рабочих дней доходило до 363! Ни одна страна мира не могла сравняться с Кореей по производительности труда, даже японцы, которых у нас считают трудоголиками, остались позади. Впрочем, сейчас корейцы работают гораздо меньше: в среднем у них 8 выходных в месяц - вполне привычный для нас график.

С каждым годом количество рабочих дней снижается, но не думай, что корейцы трудятся по 10-12 часов - они просто стали работать меньше. Впрочем, на экономике страны это пока не отразилось, ведь результат работы зависит не только от количества рабочих дней, но и от организации труда и применения техники, от продуктивности работы. К примеру, у немцев намного меньше рабочих часов, но это не мешает развитию страны.

8. Каждый третий корабль в мире родом из Кореи

Если в стране производят много стали, ее можно продавать за границу и получать легкую прибыль, как это делают в Украине. Или строить из металла корабли, продавать их намного дороже и не зависеть от цен на сырье - так сделали в Корее. Развитие судостроения тоже не обошлось без государственной поддержки, зато теперь страна производит 35% всех судов в мире - почти наравне с Китаем.

Снижение закупок корейских судов - первый признак мирового финансового кризиса. Страна производит супертанкеры - эти корабли настолько большие, что не могут пройти через Панамский и Суэцкий каналы. Стоят они под стать размерам, и если операторы судов вдруг перестали заказывать супертанкеры - значит, скоро будет экономический спад и заказчики боятся рисковать.

  1. Страна лидирует по количеству интернет-подключений

В Корее наибольшее количество кабельных подключений к интернету на 100 человек. Кроме того, здешние пользователи все чаще подключают скоростной интернет - по этому показателю Южная Корея занимает шестое место в мире. Пока Европа переходит с 3G на 4G, корейцы готовятся запускать более продвинутый стандарт связи - 5G, хотя у них и так самый быстрый в мире доступ к Сети.

«Интернетизация» страны упрощает жизнь бизнесу, позволяя экономить на магазинах и продавать товары через Сеть, ведь в Интернет выходит большая часть населения. Даже небольшие предприятия, у которых обычно нет денег на «раскрутку» и аренду торговых площадей таким образом могут продавать свои товары и услуги. Кроме того Интернет позволяет бизнесу пользоваться новыми услугами вроде интернет-банкинга, да и находить партнеров через Сеть проще.

Но у доступного Интернета есть и побочный эффект: он вызывает у корейских подростков зависимость, от которой их приходится лечить в специальных центрах.

  1. Корейские школы - третьи в мире по качеству образования

Южная Корея занимает второе место в мире по среднему IQ жителя, и дело не в генах или наследственности. По подсчетам Организации экономического сотрудничества и развития, здешние школы - третьи в мире по качеству обучения. А образовательная компания Pearson признала корейскую систему образования лучшей в мире, хотя и отметила, что ученики часто «зазубривают» десятки страниц, а не анализируют материал.

  1. Но высокий уровень жизни не делает жителей страны счастливыми

По данным ООН, в 2015 году Южная Корея заняла 58 место в мире по «Индексу счастья», и за последние 10 лет положение страны в рейтинге изменялось незначительно. Если верить данным Организации, корейцам не хватает свободы выбора, а еще они считают себя недостаточно защищенными. Впрочем, ответы зависят не только от уровня жизни, а и от оптимизма граждан. Например, Корею опережает кризисная Венесуэла и Мексика, в которой наркобароны воюют с правительством.

  1. Корея опустилась в рейтинге конкурентоспособности, хотя и входит в топ-30

По данным Всемирного Экономического Форума, в 2015 году Корея заняла 26 место в мире по индексу конкурентоспособности. Этот рейтинг показывает способность государства обеспечить развитие страны и хорошие условия жизни для граждан. Корейцы опередили экономически мощные Турцию, Бразилию и Китай, но для них это не наивысший показатель: в 2007 году Южная Корея занимала 11-е место.

  1. Но победить коррупцию стране не удалось

Мы привыкли считать развитые страны свободными от коррупции, но Южная Корея в Индексе восприятия коррупции занимает 37 место. Впрочем, коррупция по-корейски не мешает предпринимателям работать: в рейтинге Doing Business страна занимает 4 место.

  1. Объединение Кореи обойдется южанам в триллион долларов

Валовой национальный доход КНДР в 43 раза ниже, чем в Южной Корее, а промышленность северян устарела, и южнокорейцы не получат никакой выгоды от объединения. Зато им придется кормить 25 миллионов северокорейцев, обеспечивать их современной медициной и образованием, помогать 120 тысячам узников северных концлагерей. Еще южанам придется сокращать миллионную армию КНДР и утилизировать ядерные боеголовки.

Да, Южная Корея получит миллионы новых рабочих - но их придется переучивать, ведь технический уровень КНДР намного ниже. А если не все северокорейцы согласятся с объединением, новое государство ждет «городская война», вроде той, что была в Северной Ирландии. В любом случае, угроза изменений вызовет отток капитала и напугает инвесторов.

Возможное воссоединение страны обойдется более развитому Югу очень дорого. Поэтому нормализация отношений между КНДР и Южной Кореей возможна, а вот платить из своего кармана за восстановление севера южнокорейцы вряд ли согласятся.

Пока Корея вкалывает - Украина отдыхает

Когда-то Южная Корея была похожа на сегодняшнюю Украину: небогатая аграрная страна, пережившая войну. Сейчас у Кореи получилось войти в мировые лидеры чуть ли не всем показателям. Корейцы работали, и работали, и работали… Инвестировали в науку и промышленность. Они поняли, что судьба страны зависит от того, что они сделают для её будущего.

В Украине работать так рьяно, как в Корее, пока не получается: в июне правительство запланировало 11 выходных дней, На 2 выходных больше, чем в богатой Южной Корее.